Предметы народного быта в россии

Предметы быта на руси. Русская изба

Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Сито

Сито — практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Прялка

Прялка — простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.

Веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.

Горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.

Метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений. Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Федоскинская миниатюра

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Русская печь

Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.

Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.

Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.

Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.

В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.

Презентация на тему: » Тест Крестьянская утварь и посуда Крестьянская утварь и посуда Предметы быта русской избы Автор презентации: Яшина С.Н., учитель начальных классов.» — Транскрипт:

1

Тест Крестьянская утварь и посуда Крестьянская утварь и посуда Предметы быта русской избы Автор презентации: Яшина С.Н., учитель начальных классов

2

На Руси уж так идет, Что талантливый народ. Сам себе и жнец и швец И на дудочке игрец! Утварь всю по дому справит Чашей полной дом тот станет!

3

1. Если люди за столом не зевают, Этой штукой пищу ловко хватают, Этой штукой борщ умело хлебают, Тех на работу всегда нанимают. а) вилка; б) ложка; в) половник

4

2. Посуды нет такой давно, Всё металл и стекло, А в старину у всех была Чаще посуда … а) фарфоровая; б) глиняная; в) хрустальная

5

а) ящик; б) кадка; в) бочка кадка бочка 3. Деревянное дно и ни одно – Сверху и снизу оно. По кругу дощечки кривые, Слегка выгнуты, не большие И скреплены не гвоздями, А подпоясаны обедами.

6

а) самовар; б) рукомой; в) чайник 4. Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду.

7

а) решето; б) сито; в) дуршлаг 5. Новая посуда, а вся в дырках.

8

6. Длинное, невысокое, Кем – то оцинковано, Надо для стирки, Может и для купания. Посудина странное Имеет название. Не знаю, кем это Названье открыто Но эта посудина Просто …. а) таз; б) ванна; в) корыто

9

7. Помогает управится У печи красавица: Снять колечки с плиты, Чтоб чугунок поставил ты. а) кочерга; б) ухват; в) прихватка

10

а) в кувшине; б) бидоне; в) кастрюле 8. Вы в деревне не кричите, Холодильник не ищите, Потому что молоко Не на ферме далеко И не в ведре в коровнике, А здесь, на подоконнике. Не в кружке, не в ковше, А просто в …

11

9. Мочили, колотили, Рвали, крутили, Узор вышивали И на стол клали. а) полотенце; б) тесьма; в) скатерть

12

10. Рогат, да не бык, Хватает да не сыт, Людям отдает, Сам на отдых идет. а) ухват; б) вилы; в) грабли

13

а) стул; б) стол; в) кровать 11. У него четыре ножки, На коня похож немножко, Но не скачет никуда. И тарелки, чашки, ложки, И прекрасная еда На его спине широкой Разместились без труда.

14

12. Рыба в море, Хвост на заборе. а) половник; б) ковш; в) ложка

15

13. Трудно нести Воду с колодца, Вёдра тяжёлые, А хозяйка смеётся. Воду несёт – Руки свободны: Плечи несут Полнёхоньки вёдра. Этот предмет С загадочным смыслом Есть два крючка У… а) коромысло; б) ушат; в) помело

16

14. Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожжённая, От кувшина – низка Глиняная … а) чашка; б) тарелка; в) миска

17

15. Раньше, как таз деревянный, Служил людям постоянно, Были ручки для захвата У старинного … а) ушат; б) корыто; в) черпак

18

16. Книзу узок, Верх широк, Не кастрюля … а) туесок; б) горшок; в) чугунок

19

17. За водой идут — Песни звонкие поют. А обратно идут — Слёзы льют. а) плошки; б) кубки; в) вёдра

20

18. Эта хитрая лопатка Не рыхлит на даче грядку. Под порогом она ждет, Когда веник к ней придет. а) голик; б) черпак; в) совок

21

19. Весь день он мотался Со мной по околку, А вечером спать Завалился на полку. а) туесок; б) короб; в) посох

22

20. Был я на копание. Был я на хлопанье, Был на пожаре, Был на базаре; Молод был Людей кормил, Стар стал Пеленаться стал, Умер мои кости негодящие Бросили в ямку, И собаки не гложут. а) горшок; б) черпак; в) чугунок

Палехская миниатюра

В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).

Палехская лаковая миниатюра

После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.

Палехская лаковая миниатюра

Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Изба

Войдём в жилище простого человека, жившего на Руси в средние века. Что же мы увидим? Её убранство простое и непритязательное. В углу стоит печь, которая создаёт в доме тепло и уют. Как правило, на ней спит хозяин жилища, а когда он отсутствует по рабочим вопросам – его дети. Недалеко от печурки можно заметить «красный угол» русской избы. На этом месте стоит несколько икон и образов, дорогих для живущих здесь людей.

Утром и вечером, а порой и в течение дня подходит человек к образам, чтобы попросить Бога о помощи и отпустить свои грехи. Угол этот, как правило, находится недалеко от окон, чтобы на иконы попадало достаточно дневного света.

В другой стороне жилища увидим мы стол, за которым собирается вся семья. Он очень простой и грубый, сколоченный из дерева, вероятно, даже хозяином. Стол окружён длинными лавками, которые днём служат табуретами, а по ночам – постелью для всех, населяющих дом. И жена, и дети, и помощники по хозяйству ложатся с темнотой на эти скамьи, укрываясь тонкими простынями, скатертями или, в лучшем случае, одеялами.

С потолка избы свисает несколько лампадок и свечей, зажигаемых в тёмное время суток и совсем ненадолго. Экономность – одно из важнейших качеств крестьянской семьи

Более на самом деле и не на что обратить внимание случайно вошедшему в избу гостю. Но давайте рассмотрим домашний очаг крестьянина поподробнее

Кухонная утварь

Снабжает семью пропитанием жена хозяина, или хозяйка. Старинные предметы быта представляют особый интерес, ведь для приготовления пищи женщине требовалось мало посуды. Каждый день она использовала сито, ступу и многочисленные горшки.

Знаете ли вы, что почти вся еда раньше готовилась именно в горшках за неимением кастрюль, сковородок и прочих современных устройств?

Тяжело было хозяйке справляться с кулинарной деятельностью одной, потому нередким явлением было проживание в доме ещё нескольких человек, главной из которых была кухарка. Она помогала матери варить пищу, стирать, заниматься шитьём и даже приглядывала за хозяйскими детьми.

Чтобы приготовить, например, крупу, требовалось долго и усердно толочь её в ступке, а сито использовалось для избавления от лишней жидкости в блюдах. Хозяин, приходя на обед после утомительной работы, видел на столе множество горшочков с самыми разными снастями и обязательный предмет сервировки — солоницу. Первым ел мужчина, а после – жена и дети за отдельным столом.

За плотным обедом следовал чай. Для этого грели известный каждому ребёнку самовар. Его, как правило, приносили на стол после основного приёма пищи. К горячим напиткам прилагались сушки, баранки, различная выпечка, которую умела готовить женщина.

После «чаепития» глава семейства снова уходил в поле, и в этот раз давайте проследуем за ним, чтобы изучить его орудия труда.

Домашнее хозяйство

А знаете ли вы, что дети с раннего возраста помогали своим отцам и матерям в работе? На этом основывалось старорусское воспитание, растившее сильных, ответственных, трудолюбивых и старательных граждан. Каждый русский человек не должен иметь в себе загадки; всё в нём чётко и ясно, каждый знает своё дело и работает на благо семьи и родины.

И вот мы снова оказались в старинном жилище

Какие ещё предметы русского народного быта можно здесь увидеть? Сначала стоит обратить внимание на вещевой сундук – один из важнейших для семейства предметов. В нём хранилось практически всё: украшения, драгоценности, одежда для праздников, игрушки, книги и даже деньги

Хотя такой сундук открывался каждый день, он считался крайне надёжным хранилищем, из которого сложно что-нибудь украсть, главным образом, потому, что его непросто поднять с земли. Изготовленный из камня или дерева, этот предмет русского быта мог весить десять и больше килограмм.

Теперь давайте ещё раз взглянем на традиционную печь, ведь вокруг неё можно заметить немало любопытных вещей. Возле печки обычно стоит помело, или старинный веник, которым каждый день подметаются полы и убирается пыль с поверхностей. Также здесь пока что бездействует садник.

Наверняка вы видели в старых фильмах предмет, похожий на лопату средних размеров, при помощи которого хлеб и противни с пирожками отправляют в печь. Таково описание садника, который прожил на Руси очень долго и перестал существовать только с исчезновением печей.

Также недалеко от этой универсальной «лежанки» можно было рассмотреть:

  • Кочергу;
  • Рогач;
  • Жернова;
  • Чапельник.

Данные устройства регулярно использовались хозяйкой для приготовления пищи. Рогачом, как правило, извлекали горячие горшочки из печи, кочерга служила для перемешивания топлива — дров и позже углей. А чапельник — это народное достояние: без него невозможно было достать горячую сковороду. За такое предназначение он и получил своё второе название – сковородник. Ручные жернова пригождались для приготовления муки, причём этот процесс был тяжёлым физическим трудом.

Находил применение в быту и чугунный утюг. С его помощью женщина разглаживала простыни и скатерти, а также одежду своих сыновей, дочерей и мужа. Этот образец домашней утвари русской избы весил ни много ни мало 5 килограмм и действовал посредством нагревания в печи. Электрический нагрев утюга был введён в обиход лишь в 19-м веке.

Для досуга хозяйки в доме тоже было немало занимательных вещей. Самые популярные из них – это прялка и веретено. Основным занятием женщины в русской избе было шитьё, которое в ту пору нельзя было назвать «шитьём» в полной мере. Современную швейную машинку очень отдалённо напоминала прялка, на которой изготавливалась пряжа.

Такое устройство приводилось в движение нажатием на педаль. Если вам тяжело представить этот предмет быта русского народа, вспомните сказку о спящей красавице. Именно прялка стала роковым для принцессы прибором. Но невозможно было делать нити без веретена – стержня, на который наматывалась готовая нитка.

Финифть

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.

Вологодская (усольская) финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть

Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Шемогодская прорезная береста

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».

Шемогодская прорезная береста

В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Павловопосадские платки

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.

Павловопосадские платки

В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.

Павловопосадские платки

До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов. 

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Мебель и убранство

Русская изба внутри обязательно имела стол, который использовали для праздничного или повседневного приема еды. Это один из древнейших типов передвижной мебели. В доме славян он имел постоянное место, в красном углу, где располагались иконы.

Наши предки придавали особое значение правилам поведения за столом. Об этом символизирует четкое закрепление места мебели в пространстве. Передвижение предмета происходило в исключительных случаях.

Стол покрывали скатертью, которую создавали из домотканины. Для повседневного использования шили пестрые полотнища или применяли грубый холст.

Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям.

Обязательным элементом убранства русской избы являются скамейки. Славяне использовали три типа лавок: переметную, переносную и приставную. Первая имела перекидную спинку, подходила для сидения или ночного отдыха. Переносная скамья оснащена четырьмя ножками или парой глухих досок, ее приставляли к столу по мере необходимости.

Приставная лавка имела две ножки, размещенные на одном конце. Чаще всего для ее изготовления брали цельный кусок древесины.

Роль кровати в старинные времена выполняла скамейка, приставленная к стене или другой лавке. На них размещали постель, включающую в себя перину, подушку и изголовье. Для простыни брали шелк или полотно. В праздничные дни постели убирали понарядней, в будние – поскромней. Роль изголовья выполняла подставка из дерева с резными столбиками по углам, которую клали под подушку.

Невероятно, но факт, в давние времена постель была прерогативой состоятельных людей. Крестьяне предпочитали отдыхать на печи или голых скамейках.

Посуду размещали в поставцах – столбы, оснащенные многочисленными полочками. На нижних хранили тяжелые изделия, на верхних размещали мелкую утварь. Главное украшение избы – иконы. Их ставили на открытую полку или шкафчик, именуемый божницей. Его готовили из дерева, декорировали резьбой или росписью.

Обычно божница состояла из двух ярусов. В верхний ставили старые иконы, в нижнем – новые. Также там хранили важные документы и предметы, освященные в храме.

Запонка

Статусная вещь, которая определяла уровень достатка своего владельца. Запонки и сейчас ещё можно приобрести. Но как тогда, так и сейчас запонка требует характерного французского манжета: ткань складывалась в 4 слоя, через 4 петли продевалась запонка и застегивалась. Запонки появились в 17 веке, до этого рукав подвязывался шнурками. При Людовике 14 во Франции стали делать другую застежку – брали две стеклянные пуговицы, соединенные короткой цепочкой.

Пережил пожар и революцию. Откуда музей в египетском стиле в Сибири?
Подробнее

Постепенно система распространилась по всему миру, но как ни странно, дешевле запонка от этого не становилась. Использовали для них исключительно благородный металл, драгоценные и полудрагоценные камни, поэтому позволить себе такую деталь предмета мог далеко не каждый. Застежка отличалась от современной. Запонка имела широкую ножку, которая не позволяла ей выпасть. Потеря одного такого экспоната могла серьезно удручить владельца. В 18 веке запонки стали изготавливать из неблагородных металлов. Но это не помогло ее популяризации, так как сложность производства не позволяла изготавливать их в огромных количествах.

Запонки имели хитрый замок. Фото: АиФ/ Татьяна Руденко

И только когда в 19 веке в Америке был изобретен станок, который в промышленных масштабах позволял штамповать простые незамысловатые запонки, эта деталь вышла на мировую сцену, вошла в повседневный обиход всех денди, всех модников европейских и американских городов.

Внутреннее пространство избы

У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.

Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки.

В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.

Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.

Непростая история простых предметов. Очки

Людям, страдающим слабым зрением, очки помогли вернуть радость видеть, радость чувствовать себя полноценными членами общества. Улучшив зрение при помощи очков, человек в жизни становится более активным.

Стоит отметить факт появления очков в нескольких местах одновременно. Произошло это во второй половине XIII века. Вначале очки появились в Европе и уже позже, получив широкое распространение, на Востоке

Что же известно об истории возникновения очков? Первым, кто обратил внимание на свойства стекла увеличивать предметы, был стекловар. Случилось это в 1280 году

Ему на глаза попалась капля застывшего стекла, которую он взял в руку и стал разглядывать. Эта капля (прообраз очков) и подсказала стекловару, что при помощи стекла, которое увеличивает предметы, можно улучшить старческое зрение. Все это было зафиксировано документально.

Для предотвращения сколов по краям линз были созданы специальные ободки: деревянные, а затем роговые. Они присоединялись к рукояти со штифтом и больше напоминали собой ножницы. Такая конструкция была неудобной, но благодаря ней, линзы могли держаться на носу.

Конечно же, история возникновения очков на этом не заканчивается. В 1268-1282 годах изобрели очки, у которых были выпуклые линзы, они могли корректировать дальнозоркость. Считается, что они были изготовлены в Италии. Их создателем был флорентиец Сальвино Д’Амартэ Пиза. Примерно в этот же период создали первые очки в Китае. Первые модели не имели опоры, на переносице они просто «сидели». Только в XV веке, по прошествии столетия, были изобретены очки для близоруких с вогнутыми линзами. Чуть позднее, в XVI веке, к ободкам оправы привязывали веревочки, которые затем зацепляли за ушами.

Джеймс Айског в 1752 году изобрел очки, которые имели навесные опоры. Он же придумал первые солнцезащитные очки с тонированными (зелеными или синими) линзами. Бенджамином Франклином были изобретены бифокусные очки (1775 год), в которых сочетались выпуклые и вогнутые линзы. Они предназначались как для близоруких, так и для дальнозорких людей.

Бутоньерка

Эта деталь мужского костюма также связана с жизнью модников 19-го века. Стеклянный флакончик прикалывался на лацкан, и в него вставлялся живой цветок. Таким образом, цветок долго служил украшением мужчины.

Современная бутоньерка. Фото: pixabay.com

 История бутоньерок достаточно запутана, существует несколько версий, откуда пошла традиция носить цветок на одежде.

Некоторые связывают это со средневековой традицией турниров. Рыцари, выходя на поединок, привязывали к копьям или доспехам цветок, подаренный дамой сердца.

Ещё одна версия связана с алхимией и суевериями. Считалось, что приколотый цветок защитит от сглаза или поможет не чувствовать химических испарений во время опытов.

В 19-м веке это стало декоративным элементом. Но, как без шляпы или без галстука, на официальных приёмах без бутоньерки мог появиться только дурно воспитанный молодой человек. Обычно барышни ревностно следили за тем, чтобы в бутоньерке был свежий цветок.


«Чувствую достойную вещь». Как библиотека из Сибири попала в Конгресс США
Подробнее

Гжельская роспись

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.

Керамическая посуда из Гжели

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.

Чайный сервиз из Гжели

Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких  художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих  мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб

 И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена. 

Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

То самое старухино корыто.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий