Корень. виды корней растений и их функции

Слово без корня

Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: «вынуть». Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.

Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому – «вынять». Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как «сунуть», «дунуть», «тронуть». По аналогии с ними изменился и «вынять» – он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м2.

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Типы

Совокупность корней образует корневую систему растения. Если в ней преобладает главный корень, то она называется стержневой (такая корневая система свойственна двудольным растениям); мочковатая корневая система однодольных растений состоит из множества сходных по размеру придаточных корней. Иногда главный корень рано прекращает рост, и его обгоняют боковые корни, образуя очень разветвленную систему корней, свойственную многим деревьям.

У большинства деревьев ветвистая корневая система, где нет выраженного главного корня

У некоторых растений верхняя часть стебля и главный корень образуют корнеплод, в котором накапливаются питательные вещества. Представители корнеплодных — это известные всем овощи: редис, свекла, репа, сельдерей. На втором году жизни корнеплодное растение цветет, плодоносит а потом отмирает.

Стержневой корень одуванчика может достигать 30 см в глубину

Каждый тип корневой системы приспособлен для определенных условий существования растений. У верблюжьей колючки, произрастающей в пустынях, стержневой корень дотягивается до подземных вод на глубине в 20 м. Мочковатая корневая система злаков образует густую сеть в верхнем, самом плодородном и хорошо увлажненном атмосферными осадками слое почвы, причем общая длина корней одного растения может достигать десятков километров!

Мощные мочковатые корни осоки способствуют образованию кочек на влажных лугах

Как правильно хранить корнеплоды

При достижении размера корнеплода 2,5-3,0 см их можно выкапывать. Лучше начинать уборку выборочно, а осенью выкапывают все растения. Вполне допустимо часть урожая оставить на грядке до следующей весны, укрыв с наступлением заморозков оставшиеся растения торфом или опавшими листьями слоем 5-7 см. Корень черный хорошо зимует в почве, и позволит вам с ранней весны иметь свою свежую витаминную продукцию, также можно использовать перезимовавшие растения для выращивания своих семян.

Выкапывать корнеплоды нужно очень аккуратно, поскольку они очень хрупкие, легко обламываются, и часть корнеплода зачастую остается в земле, а травмированный корешок не подлежит длительному хранению. Кроме того проводя выкопку корнеплодов в ранние сроки, нужно позаботиться о сохранности соседних растений.

Хорошо сохраняется скорцонера в деревянных ящиках пересыпанная влажным песком . Поврежденные корнеплоды длительному хранению не подлежат, и их нужно использовать в первую очередь.

Непродолжительный срок поврежденные корнеплоды можно сохранить, если присыпать ранку древесной золой.

Видоизменения корня и его функции

Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше.

Кроме процессов поглощения воды и минеральных веществ, корень растений выполняет следующие функции:

  • Поглощение продуктов жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и корней других растений;
  • выделение в почву продуктов обмена веществ;
  • первичный синтез органических веществ;
  • вегетативное размножение.

Впервые настоящие корни появляются у папоротникообразных. В дальнейшем у цветковых растений, благодаря идиоадаптации, формировались различные типы корней, способные выполнять дополнительные функции.

Так, у некоторых растений в корнях откладывается запас питательных веществ, что приводит к их утолщению, образованию корнеплодов (морковь, редька, свекла) или корневых клубней (георгины, чистяк). Корни эпифитных растений (использующих другие растения как субстрат, но не паразитирующие на них; орхидеи, мхи, лишайники) могут служить для накопления воды.

У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах или на болотах, образуются дыхательные корни — пневматофоры (мангровые), растущие вверх; они поднимаются над поверхностью субстрата и обеспечивают дыхание. Ходульные корни образуются на надземных побегах, укрепляются в почве и прочно удерживают растение (фикус-баньян, кукурузу).

Видоизменение корней

Некоторые растения-паразиты образуют корни-присоски (повилика). У вьющихся и давящих растений формируются цепляющиеся воздушные корни (плющ). У многих (около 90%) цветковых растений корни вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризу, либо с бактериями, образуя бактериолиз.

Микроорганизмы-симбионты входят в состав ризосферы — почвенного слоя толщиной в 2-3мм, прилегающего к корням растений. Скопление большого количества грибов и бактерий в ризосфере связано с выделением корнями растений веществ, которыми питаются эти микроорганизмы.

Тест на тему: «Корень и корневая система»

Лимит времени:

из 15 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Проверочное тестовое задание включает в себя вопросы с одним и несколькими правильными ответами

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 15

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

Средний результат  
Ваш результат  
максимум из 20 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Ваш результат был записан в таблицу лидеров

Капча:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 15

    1.

    Главный корень развивается

    • из зародышевого стебелька семени

    • из зародышевого корешка семени

    • из эндосперма

    • из семядоли

    • из щитка семени

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 15

    От главного корня отходят

    • придаточные корни

    • боковые корни

    • стебель

    • лист

    • воздушные корни

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 15

    Корни отрастающие от стебля и листьев

    • главный

    • боковые

    • придаточные

    • пазушные

    • спящие

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 15

    4.

    При преобладающем росте главного корня образуется корневая система

    • стержневая

    • мочковатая

    • проводящая

    • ветвистая

    • воздушная

    Правильно

    Неправильно

  5. Задание 5 из 15

    5.

    Участвуют во всасывании воды и питательных веществ из почвы

    • боковые корни

    • главный корень

    • придаточные корни

    • зародышевый стебелек

    • почечка

    Правильно

    Неправильно

  6. Задание 6 из 15

    6.

    Совокупность всех корней одного растения

    • корень

    • главный корень

    • корневая система

    • боковые корни

    • придаточные корни

    Правильно

    Неправильно

  7. Задание 7 из 15

    7.

    Корневая система, образующаяся при слабом росте или отмирании главного корня и развитии большого числа придаточных корней

    • мочковатая

    • стержневая

    • проводящая

    • механическая

    • выделительная

    Правильно

    Неправильно

  8. Задание 8 из 15

    8.

    При прорастании семени углубляется в почву

    • кожура

    • придаточный корень

    • боковой корень

    • главный корень

    • семядоля

    Правильно

    Неправильно

  9. Задание 9 из 15

    Один из основных вегетативных органов листостебельных растений

    • корень

    • цветок

    • плод

    • семя

    • соцветие

    Правильно

    Неправильно

  10. Задание 10 из 15

    10.

    В начале развития молодых растений корни удлиняются быстрее, чем стебли, поскольку

    • им необходимо укорениться

    • им необходимо тепло

    • им приходится всасывать воду из верхних слоев почвы.

    • им приходится всасывать воду из глубоких слоев почвы

    • им необходимы органические вещества

    Правильно

    Неправильно

  11. Задание 11 из 15

    11.

    Функции корня

    • проводят воду и растворенные в ней вещества к стеблю

    • поглощают из почвы воду и полезные вещества

    • участвуют в фотосинтезе

    • закрепляют и удерживают растения в почве

    • участвуют в синтезе органических веществ

    • участвуют в воздушном питании

    • защищают растение от неблагоприятных воздействий почвы

    • образуют плоды

    Правильно

    Неправильно

  12. Задание 12 из 15

    По типу происхождения и развития корни делятся на

    • главные

    • боковые

    • придаточные

    • стержневые

    • мочковатые

    • корни-присоски

    • ходульные

    • воздушные

    Правильно

    Неправильно

  13. Задание 13 из 15

    Типы корневых систем

    • главная

    • мочковатая

    • стержневая

    • боковая

    • придаточная

    • воздушная

    • основная

    • механическая

    Правильно

    Неправильно

  14. Задание 14 из 15

    Стержневую корневую систему имеют

    • хлопчатник

    • фасоль

    • тыква

    • подсолнечник

    • пшеница

    • кукуруза

    • лук

    • чеснок

    Правильно

    Неправильно

  15. Задание 15 из 15

Лекарственные корнеплоды

  • Репа – данный корнеплод можно есть как в сыром, так и приготовленном виде. Ее можно фаршировать или делать из нее овощные палочки. Репа содержит в себе большое количество минеральных веществ и витаминов, благодаря которым реализуется стимулирование перистальтики кишечника. Также широко используется при простуде легких, так как имеет свойство снимать воспалительные процессы.
  • Брюква – еще один незаменимый корнеплод при различных заболеваниях. Она обладает слабительным и мочегонным эффектом, способна восстанавливать работу кишечника, а также укреплять кости. Более того, сок брюквы может использоваться при лечении кашля, действуя в качестве отхаркивающего средства.
  • Свекла – хоть она и является одним из наиболее распространенных корнеплодов в нашей стране, далеко не все знают о ее полезных свойствах. В то время как она укрепляет иммунитет и нормализует работу желудка.

Можно узнать, как вырастить съедобный каштан.

Какие слова являются однокоренными

Однокоренные слова – это те, которые в составе имеют один и тот же корень, лексическое значение у них также схоже. Лексемы «беда» – «бедный» – «бедность» – «обеднеть» – однокоренные, потому что имеют одинаковый корень -бед-, обозначающий несчастье, обездоленность.

Приведем еще пример: корень слова «искать» совпадает с морфемами в словах «поиск», «разыскивать», «поисковик», «заискивать». Таким образом, все эти лексемы – однокоренные.

Однокоренные слова таят в себе угрозу сделать ошибку при их идентификации. Следует четко понимать, что у них помимо одинаковой общей части должно быть и схожее значение. К примеру, в словах «водить» и «подводник» корень один и тот же, -вод-. Однако, значение у данных слов разнится: водить – управлять транспортным средством, а подводник – тот, кто работает под водой. Таким образом, данные омонимичные корни не образуют пару однокоренных слов.

Также ошибкой будет выделять как однокоренные слова формы одного и того же слова: «нянчить» – «нянчила» – «нянчили». Это лишь глагол нянчить, употребленный в форме единственного или множественного числа и женского рода.

Симбиоз и паразитизм

Микориза – так называется процесс взаимовыгодного сотрудничества гифа (корневых нитей) гриба и корней высших растений. Нити гифа опутывают корни деревьев, кустарников и трав, проникая внутрь, иногда проходя даже сквозь клетки. Так гриб получает от дикорастущего дерева или же хозяйственной культуры полезные вещества, а взамен увеличивает поглощение воды и минеральных соединений растением-соседом.

Очень необычная цепь паразитизма соединила сразу три растения. Гриб Thanatephorus gardneri, связывает мицелием корни кустарника Мелалеуки крючковатой и корневище маленькой подземной орхидеи с красивым названием ризантелла – редчайшего растения, занесённого в Красную книгу.

В природе встречаются случаи корневого срастания деревьев одного вида, растущих близко друг к другу. В таких случаях растения обмениваются полезными элементами и водой, поддерживают друг друга, когда одно из них поражено насекомыми. Чаще всего в умеренных широтах срастаются берёзы, ясени, дубы, клёны и вязы. Корневое срастание используется садоводами и, прививая корни, они повышают урожай груш, яблонь и слив.

Зоны корня

Строение корня по всей его длине не одинаково. Корень имеет участки с различным строением и выполняющие разные функции. Эти участки называются зонами:

  • деления;
  • роста;
  • поглощения;
  • проведения.

Рис. 1. Схема зоны корня.

Зона деления сложена мелкими клетками верхушечной меристемы, которые не растут, а только размножаются. Снаружи зона деления прикрыта клетками корневого чехлика.

В зоне роста клетки перестают делиться и сильно вытягиваются. Они также наполняются водой и образуют крупные вакуоли.

Зона поглощения характеризуется наличием большого количества корневых волосков (являются клеточными выростами). Здесь происходит поглощение воды.

Корневые волоски плотно сцепляются с почвой, поэтому клетки зоны поглощения не передвигаются. Но, за счёт непрерывного включения в зону новых клеток со стороны зоны растяжения, вся зона поглощения постоянно перемещается вглубь почвы.

В зоне проведения сосредотачиваются более взрослые клетки, теряющие корневые волоски.

Ряска обыкновенная

Ряска — многолетнее водное растение, ее можно встретить в небольших водоемах, болотах, заводях. Ряска образует единый зеленый ковер. Ряска очень ценное питательное и лечебное растение. В ряске очень много белка, питательные свойства этого растения приближены к зерновым злакам(пшеница,овес…)

Ряска отлично помогает от аллергии (десенсибилизирующие свойства), успокаивает нервную систему, помогает при малярии, обладает противоопухолевой активностью. В ряске много солей йода и брома.

Употреблять ряску можно в сыром виде в виде салат.Промываем хорошенько ее в воде (правда запах все равно останется ) и кушаем.

Салат из ряски

На нарезанный ломтиками вареный картофель положить кольца репчатого лука, посыпать измельченным вареным яйцом и измельченной зеленью петрушки. Промытую ряску перемешать с капустой, поместить в центре тарелки, сверху полить сметаной. Расход продуктов:

  • ряска-30 г,
  • лук репчатый — по вкусу,
  • вареный картофель — 1 шт.,
  • капуста квашеная — 50 г,
  • сметана,
  • 1 яйцо,
  • соль и специи по вкусу.

Паста с ряской

Все указанные в рецепте компоненты перемешать и использовать пасту для бутербродов:

  • ряска-20 г,
  • масло сливочное-20 г,
  • хрен тертый-2 чайных ложки.

Щи мясные с ряской

В обычные мясные щи, заправленные капустой и картофелем, в конце варки добавить ряску, специи, зелень петрушки, укропа, лук репчатый или зеленый и кипятить 3-5 минут. Расход продуктов: ряска-10 г на одну порцию.

Щи зеленые с ряской

Щавель и ряску, измельченные на мясорубке, пассированные морковь и лук, лук зеленый, специи, зелень петрушки, укропа добавить в щи за 10 минут до готовности. Перед подачей на стол заправить сметаной. Расход продуктов:

  • ряска-30 г,
  • щавель-50 г,
  • картофель-100 г,
  • лук репчатый или зеленый-40 г,
  • сметана — 20 г,
  • укроп — 10 г,
  • соль по вкусу.

Минеральное питание растений

Минеральное питание растений

Растения из почвы поглощают необходимые им минеральные вещества. Минеральные вещества служат основой синтеза сложных органических соединений, влияют на обмен веществ, являются катализаторами многих химических реакций, влияют на проницаемость цитоплазмы, поддерживают тургор и т. п. Разные виды растений нуждаются в разном количестве минеральных веществ.

Минеральное питание растений – это поступление и усвоение из почвы водных растворов неорганических и некоторых органических веществ.

Нормальное развитие растений возможно при наличии макроэлементов: азота, фосфора, серы, калия, кальция, магния, железа. Соединения магния и железа необходимы для синтеза хлорофилла. Важную роль в жизни растения играют также такие микроэлементы, как бор, медь, марганец, цинк, молибден и т. п. В почве есть все эти элементы, но не всегда количество их достаточно.

Методы водных, гравийных (гидропоника) культур и аэропоника

Потребность растений в химических элементах изучают с помощью метода водных культур. Впервые этот метод применил английский ученый Д. Вудворд еще в 1699 году. Детальнейшая обработка была лишь в середине XIX века. Растения выращиваются без почвы в водных растворах минеральных веществ, при оптимальных условиях (температуры, давления, поступления кислорода – аэрации). Наблюдают состояние растений в зависимости от компонентов водного раствора. Вместо почвы могут быть инертные субстраты – стеклянные шарики, гравий, гранулированный поли-этилен и т. п. Это модификация метода водных культур, которая называется методом гравийных культур или гидропоникой. Этот метод используют для выращивания культурных растений. Иногда используют аэропонику – метод опрыскивания, увлажнения корней в воздухе растворами веществ.

Происхождение корней

Корни имеют разное происхождение и типы. Главный корень развивается из корешка зародыша и растет вниз, от него отходят более мелкие боковые корни. Корни, развивающиеся из тканей стебля или листьев, называются придаточными. У некоторых растений они развиты даже лучше главного корня.

Индийский баньян

У растений, обитающих во влажных тропических лесах, на стеблях развиваются воздушные корни. Это придаточные корни, предназначенные для поглощения влаги из воздуха. Достигнув земли, воздушные корни укрепляются в почве. У индийского баньяна они одревесневают и выглядят как дополнительные стволы дерева. У мангровых деревьев, растущих в зоне приливов и отливов тропических морей, образуются выступающие на поверхность и растущие вверх дыхательные корни — пневматофоры, снабжающие воздухом подземные части растений.

Видоизменения корней

Для выполнения дополнительных функций строение корня растения может видоизменяться. К примеру, у моркови и свеклы главный корень утолщается. Такое видоизменение называется корнеплодом. Если утолщаются боковые или придаточные подземные органы — формируются корневые шишки, или клубни. Они встречаются у чистяка, батата, георгина.

Корни-присоски характерны для паразитических растений. Эти структуры способны проникать в ткани стеблей других видов и поглощать питательные вещества из них. К примеру, повилика вообще лишена хлоропластов, а питается только соками растения-хозяина.

Дыхательные корни формируются у растений, облюбовавших болота и переувлажненные почвы. Они растут вверх и поднимаются над поверхностью земли или воды. Эти видоизменения боковых корней способны поглощать кислород прямо из воздуха.

Многие вьющиеся растения могут расти прямо на вертикальной опоре. Это возможно благодаря наличию корней-прицепок. Они отрастают вдоль надземной части стебля. А у кукурузы корни выполняют функцию подпорок. Они поддерживают равновесие стебля с тяжелыми плодами.

Человек широко использует видоизменения корня в своей хозяйственной деятельности. Морковь, редис, свёкла употребляются в пищу, а репа и турнепс идут на корм скоту. А растениям различные видоизменения корней дают ряд преимуществ для приспособления к разным местам произрастания.

В словаре Фасмера Макса

ко́реньрод. п. -рня, укр. ко́рiнь, др.-русск., ст.-слав. корень, род. п. корене ῥίζα (Супр.), болг. ко́рен, сербохорв. ко̏ре̑н, словен. korȇn, чеш. kořen, слвц. koreň, польск. korzeń, в.-луж. korjeń, н.-луж. kórjéń. Сюда же русск.-цслав. корѧ, сербск.-цслав. корѧ – то же (Вайан, «Slavia», 11, стр. 33 и сл.).Другая ступень чередования; лит. kẽras «куст, корень, засохший пень», лтш. cę̃ra «волосы (на голове), особенно растрепанные», cęrs «куст», лит. kìrnа «острый пень», др.-прусск. kirnо «куст», лит. kerė́ti «пускать корни»; см. Лескин, Bildg. 162; Бернекер 1, 570; Фортунатов, ВВ 3, 57; Траутман, ВSW 127; М.–Э. 1, 375; Шпехт 55; Миккола, Ursl. Gr. 3, 45, 47. Знач. коре́нье собир. «волшебство, чары» развилось из понятия «лекарство» (Преобр. I, 353).

Корневые системы и их классификация. Типы корневых систем

Видоизменения корней:

Корнеплод — утолщённый главный корень.

В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля.

Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).

Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

С их помощью растение цветёт быстрее.

Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.

Ходульные корни — выполняют роль опоры.

Досковидные корни представляют собой боковые корни, проходящие у самой поверхности почвы или над ней, образующие треугольные вертикальные выросты, примыкающие к стволу. Характерны для крупных деревьев тропического дождевого леса.

Воздушные корни — боковые корни, растут в надземной части.

Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях недостатка минеральных солей в почве тропического леса.

Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества.

Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями.

Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений.

А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения.

Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.

Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

Типы корневых систем

В стержневой корневой системе главный корень сильно развит и хорошо заметен среди других корней (характерно для двудольных).

Разновидность стержневой корневой системы — ветвистая корневая система: состоит из нескольких боковых корней, среди которых не различают главный корень; характерна для деревьев.

В мочковатой корневой системе на ранних этапах развития главный корень, образованный зародышевым корешком, отмирает, а корневая система составляется придаточными корнями (характерна для однодольных). Стержневая корневая система проникает в почву обычно глубже, чем мочковатая, однако мочковатая корневая система лучше оплетает прилегающие частицы грунта.

Придаточные корни растут непосредственно из стебля.

Они отрастают от луковицы (представляющей собой особый стебель) или от садовых черенков.

Воздушные корни. Корни, которые растут от стебля, но не проникают в землю.

Они используются лазящими растениями для закрепления, как, например, у плюща.

Опорные (ходульные) корни.

Особый тип воздушных корней. Они отрастают от стебля и затем проникают в землю, которая может быть покрыта водой. Они поддерживают тяжёлые растения, например, мангры.

Происхождение

Значение имени Корней во многом определяется его происхождением. Имя произошло от родового прозвища Корнелий, которое имеет римское происхождение. Переводится оно как «рог». Еще одна версия перевода — «ягода кизила». Именины Корней отмечает дважды в году:

  • 5 марта (20 февраля) — игумен Псковско-Печерской обители, преподобный игумен Корнилий. Обратил в православие многих лифляндцев. Был убит в 1570 году.
  • 26 (13 сентября) — поминается имя священного великомученика Корнилия-сотника.

С именинами Корнея связана интересная народная примета. Считается, что с 26 сентября корни в земле перестают расти, а начинают мерзнуть. Поэтому именно в этот день на Руси было принято начинать уборку всех корнеплодов, кроме репы.

Симбиоз корней с почвенными грибами.

Явление симбиоза корней высших растений с почвенными грибами широко распространено в природе.

Окончания корней могут быть либо оплетены с поверхности гифами грибов, либо гифы грибов могут содержаться в коре корня. Такое явление называют микоризой, дословный перевод — «грибокорень«. Микориза может быть наружной (эктотрофной), внутренней (эндотрофной) или наружно-внутренней.

Эктотрофная (наружная) микориза может заменять растению корневые волоски. При этом, корневые волоски часто просто не развиваются. Наружная и наружновнутренняя микориза встречается у древесных и кустарниковых растений (к примеру, береза, клен, дуб, орешник и т.д.).

Наружная микориза

Наружная микориза

Внутренняя микориза часто встречается у различных видов травянистых и древесных растений (к примеру, это большинство видов злаков, лук, грецкий орех, виноград и т.п.). Существуют такие виды семейств, которые существовать без микоризы не могут (вересковые, грушанковые и орхидные).

Внутренняя микориза

В чем же проявляются симбиотические отношения между автотрофными растениям и грибами? Автотрофные растения снабжают грибной симбионт доступными для них растворимыми углеводами. Грибной симбионт, в свою очередь, обеспечивает растение важными минеральными веществами. Например, азотофиксирующий грибной симбионт снабжает растение азотными соединениями, ферментирует и доводит до глюкозы трудно растворимые запасные питательные вещества. Избыток глюкозы увеличивает всасывающую деятельность корней.

Правописание корней с чередующимися гласными

критерий выбора правило и примеры исключения примечания и особые случаи
суффикс за корнем е/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях — е. берём — забираем, умирать — умереть, стирать — стереть, отжигать — сжечь, отпирать — отпереть застилать — стелить стирать — тереть блистать — блестеть, читать — прочесть сочетать, чета, протирка задира иногда чередуются с нулём звука: забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать — сжать, пожинать; понять — понимать зажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимка иногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае — о. касаться — коснуться, полагать положить полог, пролог
ударение -гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться — уклоняться, загар — гореть, плавать — пловец, творить — тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря — зоренька утварь, пловец, а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, зарево в корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной -рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать — выскочить росток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение -мак-, -мок-. Пишем а в значении «погрузить в жидкость», о в значении «пропустить жидкость через» макать — мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении «одинаковый», о в значении «прямой» равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении «обрызгать», а в значении «покрыть мелкими пятнами» окропить — крапленый равнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффикс о/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить — уговаривать просить — упрашивать мочить — замачивать топтать — утаптывать не следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Другие случаи чередований

Таблица, конечно, не описывает всех слов с чередующимися гласными в корне. Есть и очень интересные случаи с ними, например:

  • корень -вес-, -вис-. В нём пишется е под ударением и и без ударения, но своеобразной точкой отсчёта служат слова вес и висеть. А вот в словах, образованных от них, это правило не работает: производные слова сохраняют ту букву в корне, которая была в изначальном слове. Наапример: висеть — вис — виснуть, вес — весы — весовой.
  • корень -сид-, -сед-. Выбор гласной зависит от твёрдости или мягкости д: сидеть, сидячий, сиденье, седло, заседать. А дальше опять работает правило словообразования: отсидка, сёдельник. Данный корень чередуется так же с -сад-, -саж-, -сяд-: посадить, сажать, сядем.

Корни и корнеплоды как пищевые добавки

Многие из перечисленных продуктов употребляются в пищу в виде приправ, пряностей и т. п. Например, имбирь – известное дополнение к блюдам, пришедшее к нам с востока. Имеет сладковато-острый привкус, чем придает пикантность самым обычным блюдам. Сельдерей мало кто употребляет в чистом виде. Обычно он входит в состав салатов, а еще из него можно готовить суп. Хрен также редко употребляется, как он есть.

Зачастую из него готовят пасту, которую добавляют в блюдо вместо майонеза или горчицы.

Применение корней и корнеплодов широко распространено как в кулинарии, так и в народной медицине. Не зря их полезные свойства изучаются в течение стольких лет. Иной раз мы даже и не подозреваем, какой кладезь витаминов и полезных веществ растет у нас под окном или лежит в холодильнике.

Ника

7

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Виды корней

Строение корня проростка дает четкое представление о процессе развития данного органа. Наверняка каждый из нас проращивал семя. Его зародыш содержит зачатки всех органов будущего взрослого организма. Первым появляется главный корень. У растения он всегда один. Этот орган развивается из зародышевого корешка. На нем развиваются структуры, сначала похожие на пух. Это будущие боковые корни. Такие структуры есть не у всех растений. К примеру, у злаковых нельзя найти один главный подземный орган. Внешнее строение корня у таких растений напоминает пучок нитей. Это придаточные корни. Они многочисленны и формируются на побеге.

Расшифровка по буквам

В последнее время набирает популярность имя Корней. Значение имени для ребенка и его будущего определяется каждой буквой, а именно:

  • К — буква, отвечающая за выносливость и силу духа. У человека, чье имя начинается с этой буквы, нет «золотой середины». Он хочет иметь все либо ничего.
  • О — буква, отвечающая за чувственную сторону личности. Обусловливает глубину эмоциональных переживаний.
  • Р — определяет самоуверенность и храбрость. Человек с такой буквой в имени вполне способен на риск, даже если он не оправдан.
  • Н — определяет протестное настроение. Человек с буквой «Н» в имени — это непримиримый борец за правду.
  • Е — это потребность в самовыражении, а также стремление к вершинам во всех сферах жизни.
  • Й — определяет высокую моральность и духовность, а также следование общественным нормам.

Зависимость корней от природных условий

Основной корень растений, содержащий зародыш с двумя семядолями, обычно сохраняется весь период их существования. Зародышевый корешок однодольных, наоборот, быстро отмирает, развития главного корня не происходит, а от основания побега начинает происходить разветвление корней нескольких порядков. Развиваются придаточные корни на листьях и стеблях. Эта особенность растений используется для размножения как листовыми, так и стеблевыми черенками. Первым способом разводят бегонию, фиалку, вторым – черную смородину, иву, тополь. Подземные черенки (корневища) часто используют для размножения лекарственных растений – купены, ландыша.

Высшие споровые растения – папоротник и хвощ — главного корня вообще не имеют, у них корни ветвятся только от корневища. У некоторых двудольных (крапивы, сныти) часто происходит отмирание главного корня, зато появляются другие, отходящие от корневищ. Глубже всего в землю проникают корни стержневой системы. Зато мочковатые корни растений предупреждают эрозию почвы и участвуют в создании дернового покрова. Корневая система растений в неодинаковых природных зонах и на различных почвах не одинакова. Известно, что корни могут уходить до 40 и более метров в глубину в пустынях, при глубоком залегании грунтовых вод. А вот эфемеры, имеющие поверхностное залегание корней, из-за нехватки влаги приспособились за короткий период времени проходить все фазы вегетации. Корни кустарника саксаул, растущего в пустыне, питаются водой в разные периоды года из неодинаковых земных слоев. Развитие системы корней у каждого вида растений находится в зависимости от природных условий, но в то же время одинаково для одной разновидности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий