Екатерина ii великая личность и правление российской императрицы

Результаты экономических реформ

После секуляризации церковного имущества в 1764 году — Церковь лишилась автономии, стала зависимым от государства институтом

Результатом Де­неж­ной ре­фор­мы 1768 года стал выпуск ассигнаций (первых бумажных денег), который сначала оказал благоприятное воздействие на экономику, но после, ввиду неправильной экономической политики, привёл к обесцениванию рубля.

Выпущенный в 1775 году Ма­нифест о сво­боде пред­при­нима­тель­ства отменил налоги на многие промыслы и разрешил свободное открытие собственного дела без дополнительных разрешений, а также освободил купечество от податного налога.

Учреждение Таможенной пограничной цепи в 1782 имело целью пресечь контрабанду, но существенных результатов за время правления Екатерины II в этом направлении достигнуто не было.

Начало царствования Екатерины II

Начало царствования Екатерины 2 приходится на 1762 год, а всего она правила 34 года, вплоть до своей смерти 17 ноября 1796 г. С момента прихода к власти молодую императрицу отличал живой ум и желание сделать все возможное, чтобы в стране наступил порядок, после долгой череды дворцовых переворотов. Для этих целей императрица Екатерина 2 Великая ввела в стране, так называемую, политику просвещенного абсолютизма. Суть этой политику заключалась в просвещении страны, наделении крестьян минимальными правами, способствованию открытия новых предприятий, присоединение церковных земель к государственным и многое другое.

У историков существуют определенные разногласия по поводу побудительных мотивов деятельности Екатерины. Одни полагают, что в течение своего царствования императрица пыталась реализовать продуманную программу реформ, что она была реформатором либерального толка, мечтавшим взрастить на русской почве идеи просвещения. По другому мнению, Екатерина решала возникавшие перед ней задачи в духе русской традиции, но под покровом новых европейских идей. Часть историков считают, что в действительности политику Екатерины определяли ее вельможи и фавориты.

По собственному признанию Екатерины II, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Эпитет «Великая» императрица заслужила по праву: ее, немку и чужестранку, русский народ называл «родной матерью». А историки почти единогласно решили, что если Пётр I хотел привить России всё немецкое, то немка Екатерина мечтала возродить именно русские традиции. И во многом проделала это весьма успешно.

Структура управления в результате реформы, схема

В результате произведенных изменений сформировалась новая структура административного управления и судебной власти.

У государственных органов власти на местах определились границы их полномочий. Каждое сословие получило вертикаль судебных органов, управляющих. Был введен целый ряд новых институтов и должностей:

  • генерал-губернатор, руководивший генерал-губернаторством, подчинявшимися ему губернаторами;
  • городничий, отвечавший за поддержание общественного порядка в городе, руководивший полицией;
  • капитан-исправник, председательствующий в земском суде;
  • Приказ общественного призрения — орган, контролирующий школы, госпитали, приюты;
  • Казенная палата, распределяющая финансы, ведущая сбор налогов в уезде.

Город стал административной единицей. Крупные поселения поделили на кварталы, за каждым кварталом закрепили квартального надзирателя.

Новая структура судебной власти

Все судебные органы разделили на 3 сословные категории. Каждая из этих категорий дополнительно была поделена на 2 уровня: губернский, уездный.

Высшей инстанцией стал сенат, судивший государственных преступников, разбиравший особо важные дела. В его состав входили 2 палаты: Гражданская и Уголовная. Все нижестоящие органы имели такое же деление.

На уровне губернского суда решались споры между представителями разных уездов. На уровне уездного разбирались внутриуездные и городские тяжбы.

Примечание

Особым органом судебной системы выступал Совестной суд. В него входило 6 человек: по 2 от каждого из сословий. Орган занимался урегулированием разногласий между представителями разных сословий.

Градостроительная реформа

При Екатерине II планировка большинства русских городов подверглась реконструкции — для того, чтобы сделать ее более удобной для проезда, торговли и комфортной жизни. Это нововведение вполне отвечало идеям эпохи Просвещения, прославлявшей разумное начало во всем. В 1768 году был разработан специальный указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов, по каждой губернии особо», исполнение которого поручалось «Комиссии для устройства городов» под руководством И. И. Бецкого. Реформа была призвана воспрепятствовать стихийной застройке, связанной более с природным ландшафтом, нежели с нуждами людей, а также свести к минимуму ущерб от массовых пожаров, ставших для разросшихся поселений подлинным бедствием (как произошло, например, в 1763 году в Твери).

Проект предусматривал «регулярную» поквартальную планировку и спрямление существующих кривых улочек, он коснулся практически всех крупных населенных пунктов. В качестве ведущего стиля для каменного строительства предлагался европейский классицизм. Чаще всего использовались чертежи из альбомов В. И. Гессе -русского архитектора шотландского происхождения, фактически курировавшего застройку русской провинции.

Последующие тридцать лет оказались для комиссии весьма плодотворными — для 419 из 497 русских городов (существовавших по данным на 1787 год) были подготовлены генеральные планы на основе образцовых проектов.

Результаты

Выстроилась иерархическая судебная система учреждений, подконтрольных друг другу и монарху.

Существенно возросло количество судей и чиновников, а также взяточничество – теперь «страждущим» приходилось давать взятки не в одной инстанции, а в нескольких

С одной стороны, была заложена основа права, структурирование органов и их выборность в еще не имеющей подобного опыта Российской Империи. С другой – большое количество различных инстанций, зачастую имеющих пересекающиеся или до конца не выясненные полномочия. Представители благородного сословия, несмотря на утвержденную выборность и независимость судов, продолжали влиять на ход рассмотрения дел.

Реформа образования

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60—70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру — воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782—1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских — четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60—70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

Становление на трон

В 1761 году умерла Елизавета Петровна и империю возглавил ее сын Пётр III. Имеющий немецкое происхождение, он был фанатом всего немецкого и часто выражал отвращение ко всему русскому. С 1762 приказом Петра III дворян освобождают от всех видов служб. Следующим его шагом стало прекращение семилетней войны, что спасло Пруссию от полного разгрома. Всё это привело к большим волнениям у патриотических слоёв населения. Всё вело к дворцовому перевороту.

Отношения Екатерины с мужем были окончательно испорчены. Также увеличилось неприятие к Петру Фёдоровичу со стороны гвардии. В 1762 году Екатерина решилась на дворцовый переворот. Способствовало этому растущее недовольство среди гвардейцев и народа непродуктивной политикой Петра. Её единомышленники, таковыми были братья Орловы, вахмистр Потёмкин, адъютант Фёдор Хитров, развернули масштабную агитацию в гвардейских частях. Таким способом они склонили гвардию, игравшую большую роль в государстве, на свою сторону. Непосредственным поводом для осуществления переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и последующий арест одного из участников заговора — поручика Пассека.

Активные действия по свержению императора начались 28 июня 1762 года, когда император находился в своем любимом замке Ораниенбаум. Гвардия немедленно присягнула императрице. Екатерина, одетая в командирский мундир, во главе войск прошествовала к Зимнему дворцу, где ей беспрекословно присягнули Синод и Сенат, а их примеру последовала вся столица.

Петр, получив известие о событиях в столице, растерялся. Узнав о движении против него войска во главе с Екатериной, невзирая на уговоры приближенных бежать из страны, он поплыл в Кронштадт, который на тот момент уже подчинился Екатерине. Там моряки встретили его залпом пушки и предупредили, что следующий выстрел будет направлен на корабль Петра. Император был вынужден плыть обратно в Ораниенбаум, где 29 июня подписал отказ от престола в пользу своей супруги.

Спустя несколько дней, 6 июля, он был убит охранявшими его гвардейскими офицерами в Ропше. Алексей Орлов написал Екатерине, что ее супруг был “случайно” убит в потасовке, хотя вероятнее всего это была спланированная акция. Официально было объявлено, что смерть наступила вследствие «геморроидальной колики». Все видные участники событий 28 июня были щедро награждены.

С тех пор начались продуктивные годы правления Екатерины Великой. Ее правление продлилось 34 (тридцать четыре) года, за которые Россия сумела навести порядок внутри страны и упрочить положение отечества на международной арене.

Политика Екатерины II

Будучи тонким дипломатом, императрица уделяла большое внимание и внешней, и внутренней политике. Основными её инструментами были пропаганда и покупка лояльности путём раздачи различных материальных благ

И в том, и в том она преуспела, и лишь к концу эпохи правления Екатерины II выяснилось, что государственная казна изрядно задолжала как другим странам, так и частным лицам, и Павлу I, пришедшему ей на смену, пришлось около 3 лет выплачивать эти долги.

Внешняя политика

Она была направлена на расширение территорий России и укрепление положения страны на международной арене. Вкратце суть внешней политики Екатерины II можно охарактеризовать, как экспансивную, ведь новые земли к Российской империи зачастую присоединялись силой. Однако, сама императрица любила говорить, что лучшая политика – это быть в дружбе со всеми державами.

55 интересных фактов о деревьях и лесах
25 интересных фактов о Костроме

Действовала она и дипломатией. В годы правления Екатерины II Россия поучаствовала в трёх разделах земель Речи Посполитой, получив территории современной Беларуси, Украины и Финляндии. А когда дипломатия была бессильно, в ход шла армия – состоялись две войны с Османской империей, в результате которых российские позиции на юге укрепились, а в состав нашей страны было включено побережье Чёрного моря.

Победа, одержанная Екатериной II в русско-турецких войнах, значительно укрепила положение России на мировой арене

Одновременно с этим Швеция вместе с Англией, Пруссией и Голландией, пользуясь тем, что российская армия воюет с турками-османами, развязала войну на Западе, чтобы получить обратно ранее отторгнутые территории, но потерпела неудачу. В результате все стороны остались при своём, а Екатерина II начала войну с Персией. Тогда русские войска завоевали территорию современного Дагестана и Азербайджана, одержав ряд громких побед. Вскоре, правда, императрица скончалась, так что персидская кампания не была доведена до конца.

Внешнюю политику Екатерины II можно охарактеризовать с положительной стороны. Она налаживала отношения как с европейскими странами, так и с ханами государств Средней Азии. При этом её встревожила Великая Французская революция, так как императрица считала, что она угрожает монархии и в других странах, подавая народу дурной пример. Она даже издала по этому поводу несколько указов, согласно которым надлежало вернуть всех русских из Франции, а всех подозреваемых в симпатии к революции, напротив, выслать из России.

Внутренняя политика 

Екатерина II называла себя “философом на троне”, и она покровительственно относилась к идеям Просвещения. Правда, милостями она осыпала в основном зарубежных писателей, философов, поэтом и художников, в то время как её соотечественникам доставались лишь крохи. Всё это проделывалось ради укрепления влияния императрицы за рубежом и, как сейчас бы сказали, ради формирования её имиджа.

Жёсткость внутренней политики Екатерины II привела к масштабному крестьянскому восстанию

Другой особенностью внутренней политики Екатерины II было укрепление власти самодержавия. Стала значительно жёстче цензура, и многие ей неугодные были отправлены в ссылку, как, например, знаменитый писатель Радищев. Положение крепостных крестьян было ужесточено до предела, и они фактически стали бесправными рабами. При этом на словах Екатерина II высказывала поддержку идеям просветителей вроде Вольтера, соглашаясь с необходимостью всеобщего равенства, но на практике проводимая ей внутренняя политика этим идеям ничуть не соответствовала.

Реформы в сфере образования и здравоохранения

Екатерина II считала своим долгом просвещать подданных

Отдельное внимание она уделяла женскому образованию. Так, в 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц

С 1768 года начала создаваться сеть школ и училищ в городах. Также появлялись ботанические сады, обсерватории, библиотеки и анатомические кабинеты. 1783 год ознаменовался открытием Российской академии. Обучение в ней велось на французском и латинском языках, а все преподаватели являлись иностранцами.

В сфере здравоохранения были существенные подвижки в борьбе с эпидемиями. Вакцинация от оспы стала носить обязательный характер. Кроме этого, открывались больницы по психическому и венерическому профилю.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Покровительство иностранцев

Екатерина II активно формировала свой имидж в качестве сторонника Просвещения — состояла в переписке с Вольтером, Дидро и д’Аламбером, во время её правления были открыты Эрмитаж и Публичная библиотека, переработаны принципы общественного образования и открыты образовательные учреждения для сирот и женщин.

Однако, многие историки считают характер покровительства со стороны Екатерины односторонним — награждались и поощрялись в основном иностранные ученые и деятели культуры. Особенно это проявлялось по отношению к скульпторам и художникам.

Имератрица-просветительница Екатерина II с текстом «Наказа» к Уложенной комиссии

Однако, когда в посмертии к Лосенко пришла слава великого художника — Екатерина II «охотно присоединила его апофеоз к своему величию».

Фортиа де Пилес, совершивший путешествие по екатерининской россии удивлялся, что талантливый скульптор Шубин вынужден был ютиться в тесном помещении, не имея ни учеников, ни возможности создавать модели или выполнять официальные заказы на скульптуры

За время своего правления Екатерина II обращала свое внимание на очень немногих русских художников, в то время как на покупки произведений иностранных авторов тратились десятки и сотни тысяч рублей

Ряд русских писателей (Радищев, Новиков, Кречетов, Княжнин) обличающих екатерининские реформы и обнажающих бедственное положение народа были репрессированы, а их произведения — изъяты и сожжены.

По словам К. Валишевского, Екатерина II предпочитала окружать себя «посредственностями из иностранных художников», бросив на произвол судьбы талантливых русских мастеров. Граверу Гавриилу Скородумову, приглашенному самой Екатериной II из Франции в 1782 году, где он совершенствовал своё мастерство, не нашлось работы при дворе императрицы и русский гравер вынужденно работал плотником или подмастерьем.

А. Н. Радищев — русский писатель репрессированный Екатериной II

Засилье иностранных ученых в Российской Академии наук

Еще со времен открытия Академии наук при Петре I академиками были преимущественно иностранцы.  При академии находилась гимназия, в которой преподавали приглашенные из Европы иностранные учителя, не знающие русского языка, а все преподавание велось на латыни. Закономерным итогом стала вопиющая неэффективность — за тридцать лет (1726-1755) гимназия не подготовила ни одного человека для поступления в университет. Из этого был сделан следующий вывод специальной комиссии Академии — «единственным выходом является выписывание студентов из Германии, так как из русских подготовить их будто бы все равно невозможно».

В начале XVIII века в Санкт-Петербург приезжают будущие авторы официальной «истории» Российской империи, ставшие впоследствии академиками, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер.

Активно противоборствовал продвижению их «норманской» теории зарождения русской государственности М. В. Ломоносов. Не смотря на его протесты, Екатерина II назначает Шлецера академиком и предоставляет ему доступ ко всем документам как в Академии, так и в императорской библиотеки.

В своих записках Ломоносов так характеризовал эти события:

М. В. Ломоносов

Эта борьба продолжалась в течение всей жизни Ломоносова. В 1763 году по доносу Тауберта, Миллера, Штелина, Эпинусса и других иностранцев-академиков Екатерина II подписала указ об увольнении М. В. Ломоносова из Российской академии наук.

Вскоре, по причине популярности Ломоносова и признании его заслуг заграницей, указ об его отставке был отменен. Однако, Ломоносов был отстранен от руководства географическим департаментом, а вместо него туда был назначен Миллер. После смерти Ломоносова его уникальный архив по русской истории и словесности был немедленно конфискован по личной просьбе Миллера к Екатерине II.

Сохранилась переписка Тауберта и Миллера, в которой первый сообщает не скрывая радости о смерти Ломоносова и добавляет:

Аналогичным образом Миллером были изданы труды Татищева лишь после смерти самого автора.

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования – эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 – год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей». Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.
Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин —  Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц
Воспитанница

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Кадетский корпус

В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса». Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства – лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)

Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево – сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи».

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей – прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание – то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе – курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия – приходские – малые – главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку – остаётся неизвестным.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка

Важное изменение в этом плане — лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление

На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Закрепощение крестьянства

Все крестьянские реформы Екатерины II были направлены на последовательное закрепощение основной массы населения. При ней крестьяне из крепостных стали абсолютно бесправными рабами, лишёнными каких бы то ни было прав, кроме права на жизнь – убивать крепостных было запрещено. При этом ничто не мешало помещику, например, замучить своего крепостного до смерти, или заморить голодом. Подобные преступления игнорировались и никак не наказывались, кроме нескольких особенно вопиющих случаев. В целом же при Екатерине II положение крепостных крестьян стало хуже, чем когда бы то ни было в истории России.

Попытка сохранения старого сената

Дипломат Никита Иванович Панин, понимая, что реформа сената Екатерины II неизбежна, предложил ей проект своего видения роли данного органа в государстве. По его проекту, императрица должна была делить государственную власть с рядом чиновников из сената, достаточно компетентными, чтобы давать советы правителю и всячески помогать в управлении.

Но у только взошедшей на престол монархини были совсем другие взгляды на власть и, вместе с тем, на сенат. Ей не нужны были помощники в управлении страной, а потому проект Панина был отклонен. Более того, была проведена реформа, цели которой были полностью противоположными проекту старого дипломата.

Рисунок 1. Заседание сената

А. Н. Радищев

Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775—1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749—1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность — дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

«Бунтовщик хуже Пугачева»,— так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

Административные реформы Екатерины II

Взойдя на престол, Екатерина II решила в первую очередь собрать обстоятельные сведения о состоянии империи и сразу приступить к реорганизации государственного порядка и кодификации права.

С этой целью была созвана Уложенная комиссия (1767–1768), созданию которой предшествовала работа Екатерины II над «Наказом» — инструкцией для депутатов комиссии, – написанный ею с 1764 по 1766 год. В его основу легли идеи Ш. Монтескьё и итальянского правоведа Ч. Бекариа.

Основные принципы, сформулированные в «Наказе»:

  • Россия – европейское государство.
  • Самодержавие – единственно верная форма государственного устройства.
  • Признавалась личность гражданина (свобода совести, мнения; личные и имущественные права), однако подчёркивалась необходимость сословного строя во главе с дворянством.
  • Впервые был сформулирован принцип презумпции невиновности, соразмерность наказания и преступления, необходимость отмены пыток как метода дознания.
  • Идея формирования «среднего рода людей», так называемого среднего класса в стране.

Губернская реформа 1775 года в Российской империи

Определение

Губернская реформа 1775 года — это реформа местного самоуправления, направленная на разукрупнение губерний.

Решение о ее проведении было принято правительством императрицы Екатерины II. Причиной для принятия решения послужила несостоятельность местной власти, обнаружившаяся в ходе восстания Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах.

Имея разветвленную сеть государственных органов в областях, правительство долгое время не могло подавить восстание, навести порядок на местах. Привыкшие к неограниченной власти чиновники не выполняли требования центрального аппарата, творили произвол.

Примечание

К моменту начала реформы в России существовало 20 губерний. Каждая из них делилась на провинции, а каждая из провинций – на уезды. Главным органом управления губернии были канцелярии. Во главе стояли воеводы.

Итоги внутренней политики Екатерины II

  • Численность населения возросла с 19–20 млн человек (в 1762) до 29 млн (в 1796), не считая населения приобретённых территорий.

  • Количество предприятий лёгкой промышленности возросло в восемь раз.

  • Было построено около 90 предприятий тяжёлой промышленности на Урале.

  • В России была создана общеобразовательная система, впервые появились женские образовательные учреждения, введена классно-урочная система.

  • Начал образовываться средний класс людей в стране.

  • Законодательно закрепилось привилегированное положение дворянства.

  • Крепостное право при Екатерине Великой не только окончательно сформировалось, но и достигло своего апогея.

Проведённые Екатериной Алексеевной административные, социальные и экономические реформы существенно повлияли на дальнейшее развитие страны. Однако институт крепостного права значительно тормозил развитие и закладывал основу для будущих системных кризисов.

Использованная литература:

  1. Каменский А. Б. Россия в XVIII веке. М.: АСТ, Астрель, 2006.
  2. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. Спб: Типография М.М. Стасюлевича. 1898 г.
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Итоги сословных реформ

Церковное сословие было существенно урезано в правах в результате Секуляризации церкви в 1764 году — большая часть земель и крестьян перешли в ведение коллегии экономии, что привело к закрытию более половины из существующих на тот момент монастырей.

За время своего правления Екатерина II фактически окончательно «закрепостила» крестьян, поставив их в положение рабов для дворянства. Самому же дворянству были предоставлены самые широкие привилегии в результате издания Жалованной грамоты дворянству в 1785 году.

Горожане (мещане) в результате издания Жалованной грамоты городам в 1785 году были разделены на 6 разрядов, для формирования местных органов управления — общегородской и шестигласной дум.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий