Николай римский-корсаков: биография и творчество композитора

Ученики Римского-Корсакова. Римский-Корсаков — редактор, педагог, просветитель:

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897—1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887—90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881—83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895—96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.

Николай андреевич римский-корсаков либретто. Оперы Римского-Корсакова:

Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

Римский корсаков оперы. Nikolai Rimsky-Korsakov

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. …много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков? В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине « Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки « Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой « Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель — отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы — М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием « Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», — вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с пианисткой Надеждой Пургольд (1848—1919). У них родились сыновья Михаил (1873—1951), Андрей (1878—1940), Владимир (1882—1970), Святослав (1889—1890), дочери Софья (1875—1943), Надежда (1884—1971), Мария (1888—1893).

Потомки Н. А. Римского-Корсакова

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых.Автор надгробия Н. К. Рерих. Тихвинское кладбище (Александро-Невская лавра)

Жена — Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед.

  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод. Был женат дважды:
    • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871—1953);
      • дети:
      • Наталья Михайловна (1900—1901),
      • Георгий Михайлович (1901—1965) — музыковед, композитор и акустик,
      • Вера Михайловна (1903—1973) — библиограф,
      • Елена Михайловна (1905—1992) — преподаватель иностранных языков.
    • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884—1929);
      • дети:
      • Игорь Михайлович (1911—1927),
      • Ольга Михайловна (1914—1987) — кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875—1943) — певица, умерла от голода в блокаду.
    • муж Владимир Петрович Троицкий (1876—ок. 1926),
      • дети:
      • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904—1989) — автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые»;
      • Людмила Владимировна (?—1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
  • Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии.
    • жена Юлия Лазаревна Вейсберг (1879—1942), композитор, критик и публицист, ученица отца. Погибла во время блокады.
      • сын:
      • Всеволод Андреевич (1915—1942) — филолог, переводчик, погиб во время блокады.
  • Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.
    • жена Ольга Артемьевна Гилянова (1887—1956).
      • дети:
      • Андрей Владимирович

        сын: Александр Андреевич (1936 — 2018) — ученый, физик-ядерщик, генеральный директор Радиевого института им. В. Г. Хлопина в 1999-2005 гг.

        (1910—2002) — физик-акустик, доктор физико-математических наук;

      • Татьяна Владимировна (1915—2006) — архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884—1971),
    • муж Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883—1946), композитор, дирижёр и педагог.
      • дочь:
      • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987) — филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888—1893), умерла в детстве;
  • Святослав Николаевич (1889—1890), умер во младенчестве.

Личная жизнь

Семейная жизнь композитора сложилась очень удачно. На одном из творческих вечеров он познакомился с Надеждой Пургольд. В то время ему нужен был помощник для работы над оперой «Псковитянка». Он предложил сотрудничать Надежде Николаевне. Их совместное творчество постепенно переросло в нечто большее. В 1872 году пара поженилась. Через три года родилась дочь София, которой было суждено стать оперной певицей. Позднее в семье родился сын Андрей, который стал музыковедом, и дочь Надежда. У пары было еще двое детей, но они умерли в раннем возрасте.

Супруга Андрея Николаевича пережила его на 11 лет. Она умерла от оспы. После революции квартира Римских-Корсаковых была заселена чужими людьми. И только в 1971 году в доме был основан музей великого композитора. В доме были оставлены те интерьеры, которые были при жизни Николая Андреевича.

Композитор умер в 1908 году от инфаркта. Его поразило известие о том, что его оперу запретили ставить. Это настолько поразило Андрея Николаевича, что он не выдержал удара. Похоронили выдающегося человека в загородном имении в Любенске.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Детские годы

Появился на свет Николай Андреевич в семье потомственных дворян в Новгородской губернии. Его отец хорошо играл на фортепиано. Маленький Николай подыгрывал отцу на барабане в три года. Мама мальчика была из рода помещиков, но рождена от крестьянки. Отец же носил звание статского советника.

Когда Николаю исполнилось шесть лет, ему наняли учителя музыки. Но занимался мальчик очень неохотно. Музыка ему не нравилась. Ему удалось выучить лишь музыкальную грамоту. Ни история, ни композиторы его не интересовали. С ранних лет Николая начали готовить к службе на флоте. В семье был еще старший сын, который стал в дальнейшем контр-адмиралом.

Первое вокальное произведение мальчик сочинил в девять лет. В подростковом возрасте его отправили в кадетский корпус. Переехав в Санкт-Петербург, Николай полностью погрузился в культурную жизнь города. Он стал активно посещать оперный театр. Здесь состоялось его знакомство с произведениями великих композиторов. Вскоре юноша начал брать уроки у педагога Улиха, чтобы научиться играть на виолончели

Не обошел он вниманием и занятия с пианистом Канилле

Польские археологи нашли клад с приданым древнерусской княжны

Прожили душа в душу 59 лет. Кто она, любимая женщина Владимира Коренева

Пирог-бочонок с куриной грудкой и помидорами: удивитесь, но жарю во фритюре

В 1862 году Николай закончил морское училище. В том же году случилось несчастье в семье, умер отец. После этого старший брат и мама перебрались тоже в Санкт-Петербург.

В окружении композиторов Могучей кучки

Римский-Корсаков Н.А., портрет

Так продолжалось до того времени, пока он не вернулся из своего путешествия. Тогда он снова попадает в окружение композиторов Могучей кучки, где  знакомится с новым участником кружка – Александром Бородиным – молодым талантливым химиком, который также подает надежды, что станет прекрасным композитором.

Вскоре Балакирев познакомил Николая Андреевича с такими яркими людьми, как Петр Чайковский, Александр Драгомыжский и Людмила Шестакова.

В конце концов Милий Алексеевич попросту заставил начинающего композитора полностью переписать Первую симфонию. Чтобы с ним работать, надо было вообще обладать завидной скромностью и терпением, но все-таки пришлось полностью переписать скерцо, переделать всю оркестровку, и лишь затем учитель одобрил его работу. Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев. А потом так уж сложилось, что он стал главным исполнителем всех ранних произведений Римского-Корсакова.

https://youtube.com/watch?v=bVYqXGbsEhQ

Продолжение рассказа о жизненном пути и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Биография

Андрей Владимирович Римский-Корсаков был внуком русского композитора Н. А. Римского-Корсакова и представителем старинного дворянского рода Римских-Корсаковых. Родился 29 августа 1910 года в Санкт-Петербурге. Отец, Владимир Николаевич, имел двойное высшее образование, мать, Ольга Артемьевна Гильянова, была выпускницей Смольного института. В семье было принято говорить на французском языке.

Андрей Владимирович получил прекрасное образование, обучался в немецкой общеобразовательной и параллельно в музыкальной школах, затем в Ленинградской консерватории и Ленинградском политехническом институте.

Сочетание музыкального образования со знанием технических наук создали благоприятную основу для успешной работы Андрея Владимировича (с 1932 года) в научно-исследовательском институте музыкальной промышленности, который был организован по инициативе академика Н. Н. Андреева. В этот период Римский-Корсаков совместно с А. А. Ивановым, В. Л. Крейцером и В. П. Дзержковичем построил один из первых в СССР электромузыкальных инструментов «Эмиритон» (также известен как мелодин; первая модель была выпущена в 1935, восьмая ― в 1950). Будучи руководителем лаборатории струнных музыкальных инструментов, Римский-Корсаков исследовал звукообразование в клавишных, щипковых и смычковых музыкальных инструментах.

В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию в области теории колебаний струн и дек музыкальных инструментов.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны Андрей Владимирович перешёл на работу в Ленинградский физико-технический институт АН СССР, где занимался проблемами гидроакустики. В начале 1942 г. он был призван в ряды ВМФ СССР, где занимался разработкой и испытанием минного акустического оружия. После демобилизации вновь вернулся к академическим исследованиям в области музыкальной акустики.

С 1946 г. начинается его систематическая педагогическая деятельность: сначала в качестве доцента кафедры радиовещания и акустики в Ленинградском электротехническом институте связи, затем ― в качестве заведующего этой же кафедры и декана факультета радиотехники. В 1950 г. Андрей Владимирович защитил докторскую диссертацию и был удостоен звания профессора.

В 1955 г. Андрей Владимирович переехал в Москву и стал главой созданного им же отдела в Акустическом институте АН СССР, где проводились широкие исследования в области шумов и вибраций сложных механических конструкций, аэроакустики и гидроакустики.

Работы А. В. Римского-Корсакова и его сотрудников в области физики шумообразования струями газа и потоками, обтекающими препятствия, позволили вскрыть многие новые механизмы образования вихревого звука и звука вращения лопастей осевых вентиляторов и лопаточных колес и дать рекомендации по конструированию малошумных турбокомпрессоров и центробежных вентиляторов.

В 1960 г. Андрей Владимирович организовал кафедру электроакустики и ультразвуковой техники в Московском горном институте и начал читать курсы электроакустики, акустических измерений и техники борьбы с шумами и вибрациями. На кафедре электроакустики под его руководством исследования по применению низкочастотных акустических колебаний для интенсификации технологических процессов.

С 1965 г. Андрей Владимирович начал преподавать в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики по курсу электроакустики. Там же написал монографию под названием «Электроакустика», выпустил задачник по этому курсу и поставил лабораторный практикум.

В 1985 году стал лауреатом Государственной премии СССР в области науки и техники.

Был консультантом ряда советских фабрик музыкальных инструментов.

Римский-Корсаков — автор более 100 научных работ, в том числе, девяти монографий по основным вопросам акустики. Имел более 50 авторских свидетельств. Подготовил двадцать кандидатов наук и двух докторов наук. Выступал с докладами на международных научных конференциях в Москве, Токио, Будапеште, Мадриде, Лондоне. Представлял СССР в Международной электротехнической комиссии в качестве секретаря подкомитета «Ультразвук» и также в Международной комиссии по акустике.

За научные заслуги был отмечен орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, а также различными медалями.

Скончался в 2002 году.

Детство и юношество композитора

Маленький Николай появился на свет 6 марта 1844 года в Тихвине, находившемся в Новгородской губернии, в старой дворянской семье. Его отцом был волынский гражданский губернатор, Андрей Петрович, а матерью – дочь крестьянки и богатого помещика, Софья Андреевна. По воспоминаниям композитора его мать была очень образованной женщиной.

Андрей Петрович и Софья Андреевна — родители Николая

В семье Николая Андреевича мужчины традиционно служили на флоте. В его воспитании и взрослении большую роль сыграл брат Воин Андреевич, который продолжил семейную традицию и впоследствии стал контр-адмиралом.

Воин Андреевич

Обучение Николая началось в шестилетнем возрасте, и в него входили уроки игры на фортепиано. Однако мальчик больше тяготел к народному творчеству России и церковным музыкальным канонам. В свои небольшие 11 лет он делал первые попытки сочинения музыкальных произведений.

Колю отдают по семейной традиции в 1856 году для обучения в Морском кадетском корпусе, а с 1859 года он начинает свое активное знакомство с музыкой, слушая оперы великих композиторов. Также он поглощён Моцартом, Бетховеном и Мендельсоном. В этом же году он начинает обучаться игре на фортепиано у Ф.А. Канилле, бывшего известным русским пианистом.

1862 год был опечален смертью отца Николая, и семья переезжает в столицу, где он знакомится с М. Балакиревым и входит в его круг, который впоследствии станет знаменитой «Могучей кучкой», сообществом известных композиторов того времени.

Наставничество Балакирева. «Могучая кучка»

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений «Садко» и «Антар», которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами «Могучей кучки», они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка «изумляла» его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Музыка

Римский-Корсаков должен был стать моряком. К этому его готовили с детства, чтобы он смог продолжить династию. Но знакомство с известными музыкантами изменило его жизнь. В 1961 году Николай впервые встретился с Балакиревым, который основал содружество «Могучая кучка». Дружба с музыкантами сильно повлияла на жизнь будущего композитора. В содружество входил Мусоргский и Кюи, позднее присоединился Бородин.

Николай под влиянием друзей создал Первую симфонию. К моменту окончания училища были завершены три части произведения. После этого композитор отплыл в кругосветное путешествие. На борту корабля он не переставал работать. Домой он вернулся через три года. Вскоре состоялась премьера его Первой русской симфонии.

Лев и еще 3 знака зодиака, способные превратить неудачника в супермена

Мальчик спросил у родителей, когда они его заберут. Услышав ответ, он обнял маму

Я интроверт, смирившийся с одиночеством, но один совет помог найти невесту

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
  • 1867 — сентябрь 1871 года — доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
  • сентябрь 1871—1872 — доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
  • 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
  • осень 1873—1883 — доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
  • 1883—1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
  • 1889 — 19 сентября 1893 года — дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
  • 19 сентября 1893 — 21 июня 1908 года — дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39).

Андрей николаевич Римский-Корсаков. Андрей Римский-Корсаков — Andrey Rimsky-Korsakov

Андрей Николаевич Римский-Корсаков ( русский : Андрей Николаевич Римский-Корсаков, Андре Nikolájevich Rímskij-Корсаков , 17 октября 1878 — 23 мая 1940) был русский музыковед и сын русских композиторов Николая Римского-Корсакова и Надежда Римская-Корсакова . Он был воодушевлен в музыкальных занятиях, играет на виолончели в семье струнного квартета . Однако он не заниматься музыкой в качестве карьеры до конца своей жизни.

Римский-Корсаков изучал философию в университете и продолжал преподавать предмет в гимназии до 1912 года, когда он занял пост музыкального корреспондента для бумаги российской Русской Молвы . (Несмотря на то , друг Игоря Стравинского , среди сочинений Римского-Корсакова для этой публикации включают уничтожающий обзор Обряд Весны .) Затем он стал основателем и главным редактором первого российского музыкального журнала, Muzïkal’nïy современник (1915- 17), который охватывает музыковедческое исследование, а также концерты.

После распада Muzïkal’nïy современника , Римский-Корсаков возглавил музыкальный отдел Ленинградского Салтыков-Щедрин публичной библиотеки (хотя он участвовал в трех выпусках преемника журнала, который начал издаваться в 1922 году) и преподавал теорию музыки и истории музыки в Ленинградский университет , а также институт исторических исследований. Многие из наиболее заметных усилий Римского-Корсакова были от имени работы его отца, в том числе авторства пятитомном изучения его жизни и труда и установления музея для покойного композитора. Он был женат на композитор Юлий Лазаревны Вейсберг .

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.

Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском).

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, — встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Творчество

Римский-Корсаков в дальнейшем увлекся изучением фольклора, после чего он создал симфоническую картину «Садко». Кстати, его музыкальный материал позднее был использован для создания одноименной оперы. Талантливый композитор использовал свои новаторские подходы, благодаря чему музыка звучала фантастически.

Современники считают, что от природы композитор был наделен цветным слухом, что позволило ему создавать потрясающие произведения. Из-под пера талантливого музыканта появилась сюита «Антар». Постепенно Николай начинает осваивать оперный жанр. Первая полноценная опера была написана им в 1872 году. Она получила название «Псковитянка». Премьера произведения состоялась в Мариинском театре.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Литература

  • Вересаев В. Спутники Пушкина. Т. 1.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., 1976. — С. 181—187.
  • Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л.: Наука, 1975. — С. 196.
Дата смерти 26 сентября 1820(1820-09-26)
Место смерти Флоренция
Страна Российская империя Российская империя
Профессии композитор
Первый выпуск Царскосельского Императорского лицея
Александр Бакунин • Сильверий Броглио • Владимир Вольховский • Александр Горчаков • Павел Гревениц • Константин Данзас • Антон Дельвиг • Семён Есаков • Алексей Илличевский • Сергей Комовский • Александр Корнилов • Николай Корсаков • Модест Корф • Константин Костенский • Вильгельм Кюхельбекер • Сергей Ломоносов • Иван Малиновский • Аркадий Мартынов • Дмитрий Маслов • Фёдор Матюшкин • Павел Мясоедов • Александр Пушкин • Иван Пущин • Николай Ржевский • Пётр Саврасов • Фёдор Стевен • Александр Тырков • Павел Юдин • Михаил Яковлев

корсаков николай александрович бердяев, корсаков николай александрович булганин, корсаков николай александрович загряжский, корсаков николай александрович лукашенко

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий