Лучшие балалайки на 2021 год

Использование

Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре. Впрочем, крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать — не в балалайку играть», где под «орать» подразумевается пахать землю плугом (оралом).

Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит» (Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён».

Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:

В лесу выросло, из лесу вынесли,
На руках плачет, а на полу скачут.
В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
На колени возьмёшь — заплачет.

Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре:

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.

Слова «цынцы-брынцы» имитируют звучание балалайки. Слово «брынцы» можно связать со глаголами «бряцать», «ударять», «бренчать» по струнам.

Но чаще всего балалайка упоминается в частушках, она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.

Трень-брень — балалайка.
Души моей хозяйка.
Поиграй повеселее
В балалайку, дорогой!.

В песне немецкой группы Scorpions «Wind Of Change» есть такие строки:

Let your balalaika sing

What my guitar wants to say

(Пусть твоя балалайка пропоёт то,

Что хочет сказать моя гитара…)

Сколько струн должна иметь балалайка, и как их настроить

Знаете ли вы, сколько струн содержит классическая гитара? Как правило, такой информацией легко оперируют музыканты и те, кто умеет играть на хордофонах. К гифу акустической гитары прикреплено шесть струн, туго натянутых по корпусу до лопатки. Это число может варьироваться в зависимости от её назначения, достигая значения от четырёх до семи.

Что же касается такого музыкального инструмента как балалайка, в данном случае на гифе присутствует только три струны. Этот факт обусловлен простым «происхождением» балалайки и её неакадемическим использованием. Для ребят, разгуливавших раньше по двору с небольшой гитаркой, число струн, превышающее три-четыре, не являлось первой необходимостью.

Как же настроить наш хордофон? Стоит сказать, что сделать это гораздо проще, чем «привести в чувства» классическую гитару. В каждой из трёх струн заложен определённый звук: в первой – это нота «ля», а для второй и третьей характерна «ми». Если вы играете на балалайке дома, можете довериться музыкальному слуху, а для проверки использовать синтезатор или фортепиано.

В том случае, когда речь идёт об академической балалайке, участвующей в больших и маленьких оркестрах, настройкой звука нужно заниматься серьёзно. Не рекомендуется рассчитывать на слух, даже если он признан идеальным в рамках стандартов. Для создания правильного звучания используйте тюнер, баян или рояль.

Также напомним, что крайне важно хорошо затянуть струны. Так они продержатся долго и не создадут непредвиденных проблем во время выступления

А расположенные на лопатке колки нужно регулярно менять, ведь они тоже изнашиваются и становятся непригодными для хорошей музыки.

История происхождения

Существует несколько версий возникновения балалайки. Однозначно можно сказать, что впервые инструмент стал упоминаться с конца XVII века. Наиболее популярной гипотезой является происхождение от домбры, которая пришла в европейские страны из Азии; имела всего лишь две струны и до сих пор используется в небольших восточных ансамблях национальной музыки. В конце XIX века ряд известных музыкантов и конструкторов решили переработать балалайку и усовершенствовать её. Первым предложением (его сделал В. Андреев) было применить в изготовлении композитные древесные породы, то есть сделать переднюю деку из ели, а заднюю часть корпуса из бука, он же предложил изготовить укороченный вариант, который должен был выглядеть более компактно и практично.

Позже Ф. Пасербский занялся конструированием целого семейства балалаек с разными диапазонами и спецификой звучания, в итоге все эти модели вошли в русский оркестр и стали его основой. Конструктор получил патент на изобретение в Германии и занялся производством балалаек, которые стали называть народными или андреевскими. По другим сведениями балалайка в различных видах и модификациях встречалась ещё со времен «шутовства», когда ряженые заходили в избы и устраивали небольшие представление на потеху зрителям. Интересно, что в Украине и Белоруссии балалайка также считается народным инструментом и в разной степени распространена.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Происхождение

По одной из версий она тюркского происхождения. «Бала» по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. Русь 250 лет находилась под монголо-татарским игом. Возможно завоеватели и принесли в страну инструменты, которые были дальними предками балалайки.
По другой версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли, как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание. Это все родственные слова. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному, мужицкому.

Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века. Еще 3 столетия назад сложно было представить, что этот музыкальный инструмент с гордостью взойдет на подмостки концертных залов.
В середине 17 века царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ, где повелел сжечь гудки, гусли, домры. По его мнению — «бесовские сосуды». А кто не подчинится, приказано отправлять в ссылку. На домрах любили играть скоморохи. Они распевали сатирические песни, высмеивая вельмож и духовенство. За что подвергались гонениям. После запрета, домра к концу 17 века просто исчезнет.
Свято место занимает новый инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Ни один народный праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у нее был не такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из любых подручных материалов. На севере это были долбленые деревянные ковши с жильными струнами.

Считается, что первые балалайки имели круглую форму. Затем лопатообразную. Многообразие размеров и форм поражало. Постепенно выработалась треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева без единого гвоздя. Все свое существование, эта треугольная певунья, постоянно менялась.

Триумф в 18, сменяется почти полным забвением в 19 веке. Балалайка умирала.

Расцвет балалайки

Из небытия воскресил ее дворянин, большой энтузиаст Василий Андреев. Он решил модернизировать инструмент. Все оказалось не так просто. Скрипичные мастера стыдились прикасаться к ней. Высший свет презирал балалайку. Она была развлечением крестьянским. Андреев нашел мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.

В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им балалайках. Произошло это при содействии императора Александра Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития. Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для него стали писать сложнейшие произведения. От несерьезного имиджа не осталось и следа. Из примитивной бренчалки балалайка постепенно превратилась в красивый профессиональный инструмент.

Подозревал ли Василий Андреев, создавший балалайку почти с нуля, какие возможности таятся в инструменте, задуманном для исполнения народной музыки? Сегодняшняя балалайка живет уже далеко за пределами своих традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего лишь трех струн.

Сейчас она стоит в авангарде развития культуры России. Музицировать на ней получается все. От народной музыки до классики. Игра на балалайке глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг. Простота игры и широкий диапазон, делают ее уникальным, неповторимым инструментом народности.

Особенности конструкции

Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.

Основные детали:

  1. Гриф — это верхняя часть балалайки, которая, как правило, делается из черного дерева. Здесь расположены лады, количество которых может отличаться — 15−31 шт. Гриф заканчивается лопаткой, где находится колковая конструкция, требующаяся для натяжки струн. Последние могут быть металлические, из карбона или нейлона.
  2. Дека — внешний элемент корпуса, здесь находится голосник — резонатор в виде цветка. Над ним установлено защитное устройство, которое называется панцирем. Это расположение не допускает ударов по деке во время игры.
  3. Кузов, который имеет форму треугольника, играет роль резонатора. Как правило, у него 6−7 граней, сделанных из сегментов, называющихся клепками.

Источники

  • https://7kul.ru/folklor/muzyka/iskonno-russkij-muzykalnyj-instrument-balalajka
  • http://library-labirint-laboratoria.blogspot.com/2019/05/blog-post.html
  • https://olga-dubova.ru/interesnye-fakty/balalajka-istoriya-video-interesnye-fakty-slushat.html
  • https://www.culture.ru/materials/174935/istoriya-balalaiki
  • https://kratkoe.com/soobshhenie-o-balalayke/
  • https://interesnyefakty.com/stati/fakty-o-balalayke-interesnye-fakty-o-balalayke
  • https://kratkoe.com/balalayka-interesnyie-faktyi/
  • https://www.kakprosto.ru/kak-855321-kak-i-kogda-poyavilas-balalayka
  • https://nauka.club/kulturologiya/soobshchenie-o-balalayke.html

Строй

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна Соль, вторая — Ми, третья — До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Квартово-унисонный

Струна Нота Октава Нотация
1 a1 (ля1) Первая
2 e1 (ми1)
3 e1 (ми1)

Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля, Ми, Ми (первой октавы) — это академический строй балалайки.

Интервалы между соседними струнами: a1{ч.4}e1{ч.1}e1 (буквенная нотация по Гельмгольцу, ч.4 — чистая кварта, ч.1 — чистая прима, унисон).

Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы, альт — ниже на октаву. Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d1, a, e) и тенор (a, e, H).

Музыкальный диапазон балалайки прима с 24 ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.

Квартовый

Струна Нота
1 D (Ре)
2 A (Ля)
3 E (Ми)

Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры. Последовательность тонов: Ре, Ля, Ми. Интервалы: D{ч.4}A{ч.4}E.

Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.

Известные исполнители и коллективы

Рожков Михаил
Конов Владимир
Данилов Михаил
Трояновский Борис
Нечепоренко Павел
Шалов Александр
Осипов Николай
Дмитрий Калинин
Иванец Юрий

Великорусский оркестр В.В.Андреева
Молодежный русский оркестр «Северсталь»
Русский оркестр «Серебряные струны»
Русский оркестр «Перезвоны»
Оркестр русских народных инструментов имени Н.Осипова
Оркестр русских народных инструментов «Метелица»
Оркестр русских народных инструментов «Сибирь»
Оркестр русских народных инструментов «Тула»

Ансамбль «Арт-Контраст»
Ансамбль «Скоморохи»
Ансамбль «Кристалл-Балалайка»
Ансамбль «Колокола России»

Сколько струн должна иметь балалайка, и как они должны быть настроены

Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и т.д. — для игры по нотам не употребляются.

Первую струну балалайки нужно настроить по камертону, по баяну или по фортепиано так, чтобы она давала звук ЛЯ первой октавы.

Вторую и третью струны нужно настроить так, чтобы они давали звук МИ первой октавы.

Таким образом, вторая и третья струны должны быть настроены совершенно одинаково, а первая (тонкая) струна должна давать тот же самый звук, который получается на второй и на третьей струнах, если их прижать на пятом ладу. Следовательно, если у правильно настроенной балалайки вторую и третью струны прижать на пятом ладу, а первую струну оставить открытой, то все они при ударе или щипке должны давать один и тот же по высоте звук — ЛЯ первой октавы.

Подставка для струн при этом должна стоять так, чтобы расстояние от нее до двенадцатого лада обязательно равнялось расстоянию от двенадцатого лада до верхнего порожка. Если же подставка будет стоять не на месте, то на балалайке нельзя будет получить правильных звукорядов.

Какая струна называется первой, какая второй и какая третьей, а также нумерация ладов и ме стонахождение подставки для струн обозначено на рисунке — «Балалайка и наименование ее частей».

Особенности балалайки-контрабаса

Контрабасная балалайка имеет наиболее мощное звучание в диапазоне низких тонов. Выполняя в ансамбле функцию баса, она отличается размером 1,6 или 1,7 м. Характерным является и число ладов. Остальные признаки совпадают с другими представителями «семейства». Большая или гигантская балалайка создавалась для игры в составе музыкального коллектива.

Применялась аналогия с родственной домрой-контрабасом, которая также имеет схожий строй. Контрабасная разновидность несколько отличается конструкцией от других представительниц «семейства». А именно, снабжена шпилем, прикрепленным к корпусу в нижнему углу, что объясняется необходимостью установки на опору.

История балалайки

До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим — заимствована у соседних народов (татар или киргизов).

Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.

Большой вклад в развитие балалайки внёс Василий Васильевич Андреев(14 января 1861 — 26 декабря 1918).
Андреев с раннего детства увлёкся народным творчеством, играл на нескольких инструментах, знал множество русских песен и пословиц.
Летом 1883 молодой дворянин увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею. Андреев встретился с тверским виртуозом-балалаечником А.С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Немного освоившись с новым инструментом он даёт любительские концерты.

Весной 1886 года Василий Васильевич совместно с Петербургским скрипичным мастером В.В. Ивановым создаёт первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Выступления Андреева имеют большой общественный резонанс в Петербурге, что способствует росту популярности балалайки.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создает хроматическую балалайку приму и её разновидности — альт, пикколо, бас, позднее — контрабас. Балалайка приобретает тот вид в котором мы её знаем: гриф с металлическими ладами, расположенными в хроматическом порядке, колковая механика, треугольная форма корпуса. В широкое употребление вошли жильные струны, придавшие звучанию мягкий грудной оттенок. Установлен постоянный строй, получивший широкое распространение у концертирующих балалаечников и впоследствии названный академическим (ми-ми-ля/e-e-a).

В 1887 году в Петербурге издан первый самоучитель: «Школа для балалайки», составленный П.К. Селиверстовым при участии известного артиста игры на балалайке В.В. Андреева с приложением песен, исполненных им в концерте.

Осенью 1887 В.В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея открывает классы обучения игре на балалайке.

20 марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества состоялось триумфальное выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В.В. Андреев, А.А. Волков, В.А. Панченко, А.В. Паригорин, Ф.Е. Рейнеке, А.Ф. Соловьев, Д.Д. Федоров, Н.П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В.В. Андреев исполнил «Марш для балалайки и фортепиано» собственного сочинения.

Слава об Андрееве и «Кружке балалаечников» после концертов 1889 года в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже распространяется по всему миру.

Реконструированная балалайка широко входит в быт. Мастера-художники начинают создавать образцы высококачественных концертных инструментов. Наряду с любителями появляются солисты-виртуозы: В.В. Андреев, Б.С. Трояновский, создавшие своим блестящим исполнительским мастерством славу инструменту как в России так и за её пределами.

В конце XIX — начале XX веков развитие балалаечного исскуства приводит к созданию большого количества балалаечных кружков, а затем, с реконструкцией домры и гуслей, к созданию национального русского народного оркестра.

Название инструмента «балалайка»(«балабайка») как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить происходит от общеславянского *balalbol.
Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Балалайка — замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Более подробно:
История развития и усовершенствования балалайки (Дипломный реферат Валерия Гребенникова ГМПИ им.Гнесиных 1982 года. Рецензент П.И.Нечепоренко.)

История возникновения

По исследованиям Центрального народного архива, история возникновения балалайки начинается еще в древней Руси. Дабы играть на этом инструменте виртуозно и правильно, необходимо было тратить много времени на обучение. Была даже отдельная профессия —балалаечник. Как правило, это был молодой юноша, который выступал на крестьянских посиделках, праздниках или свадьбах. Обычные селяне не могли позволить себе такой роскоши. В 17 веке балалаечники подвергались давлению со стороны действующей власти и церкви, поэтому инструменты изымались и сжигались. По приходу к власти Петра I все изменилось. На всех застольях в императорском доме звучала балалайка, и простой народ тоже мог побаловать себя звучанием этого инструмента.

Вызывает этот инструмент изумление у иностранцев. Для них абсолютно не ясно, как с помощью трех струн можно исполнять различные композиции.

Самые крупные изменения в строении балалайки произошли в 18 веке. Тогда, известный музыкант Василий Андреев взялся усовершенствовать популярную балалайку. Причина — желанию вывести инструмент на большую сцену.

Тогда, он обратился к своему хорошему другу и по совместительству мастеру-скрипачу Иванову. Вместе они доработали корпус инструмента, уменьшили размеры и вес, используя качественный клен, сделав гриф из черного дерева. Это стало новой эрой для народного инструмента.

С этим изделием Андреев начал активно гастролировать по стране и за ее пределами. Тогда весь мир узнал о балалайке.

Звучание

Разумеется, этот музыкальный инструмент требует настройки. До эволюции балалайки от исключительно народного инструмента до концертного предмет не обладал постоянным, универсальным строем. Музыканты настраивали её согласно своим музыкальным взглядам на звучание, согласно своему личному вкусу и с учётом местных традиций.

В. В. Андреев ввёл новшество – им придуманный квартовый строй стал по праву называться академическим, распространился у большинства балалаечников. Но есть и так называемый народный строй. При нём легче играть трезвучия, но есть и минус – трудно играть по открытым струнам. В различных регионах можно наблюдать свои, местные традиции настройки. Иногда их количество может доходить до 20.

Настройка инструмента – сложный процесс, требующий труда мастера-профессионала.

Инструменты имеют очень тонкий, при этом звонкий звук. Чаще всего с целью извлечения звуков используют бряцание, одинарное и двойное пиццикато, тремоло, вибрато, дроби, а также гитарные приёмы.

Большая балалайка, она же контрабас, она же гигантская балалайка отличается от «соплеменников» очень низким звуком, также её особенностью является то, что порой её звучание схоже с органом. Она особенно мощно звучит в низких диапазонах. В ансамбле ей отводится партия баса. Её габариты — 1,6 или 1,7 метра. Имеет своё число ладов, все прочие характеристики схожи с другими видами.

Гигантский вид предназначается для работы в музыкальном ансамбле.

Как правильно играть?

Играют на балалайке пальцами. Музыкант одновременно ударяет по всем трём струнам, они натянуты вдоль грифа и корпуса, по форме напоминающего треугольник. Струны чаще всего металлические, но бывают ещё нейлоновые и карбоновые. В прошлые века из металла выполняли только одну струну, остальные две изготавливались из жил животных. Доработкой балалайки плодотворно занимался выше упоминаемый музыкант В. В. Андреев. В итоге инструмент был включён в состав оркестра.

Балалайку обычных параметров при игре держат в руках. В случае с гигантским (огромным) типом это невозможно из-за внушительных размеров. Поэтому инструмент устанавливают на полу при помощи металлического приспособления – шпиля, который служит опорой угловой части корпуса. Данная опора используется не только для удобства, но и в целях повышения качества звука – он становится более глубоким, красивым, мелодичным.

Звукоизвлечение из инструмента происходит при помощи медиатора из кожи – это специальное устройство называется плектором. Он небольшого размера – 6 на 6 мм. Чтобы звук был более мягким, используют большой, указательный и средний пальцы.

Разумеется, играть на гигантском виде балалайки трудно. Затруднения связаны не только с размерами, но и с толстыми струнами, которые прижимаются на ладах с серьёзным усилием.

Рассмотрим основные правила игры.

Музыкант играет стоя или сидя. Стоя – при исполнении сольной партии, сидя – при игре в составе оркестра.

Нельзя прислоняться к балалайке ни телом, ни одеждой, в противном случае происходит резонирование. При правильном подходе звук чистый, звучный, громкий.

Прижимают струны левой рукой, правой же производят удары по ним.

Мы видим довольно крепкую конструкцию, непритязательную в уходе, и тем не менее после эксплуатации рано или поздно проявляются признаки активной игры. Самым частым моментом является грязноватый вид мыска – это место, где музыкант часто ударяет по струнам пальцами. При чистке следов грязи пользуются профессиональными полиролями, чистящими средствами. При более сложных запущенных случаях берут народные средства – водку, бытовой бензин. Нехитрые процедуры помогают сохранить красивый вид вещи, при этом не страдает звучание.

Если инструмент на протяжении серьёзного срока простаивал, не использовался, музыканты ослабляют натяжение струн. Периодически нужна протяжка всем винтовым соединениям, смазка колкового механизма. Хранить лучше всего в кофре или чехле. Крайне нежелательно хранение в местах, где существуют температурные перепады и перепады влажности. Это балконы, чердаки, сени частного дома, веранды, и даже подоконники, так как рядом находятся отопительные приборы.

Раньше балалаечная музыка способствовала выживанию русского человека, поднятию душевного настроения. В наши дни возрождение старинных традиций способствует культурному и духовному росту. У инструмента есть задача сохранения обычаев наших предков, своих национальных обрядов, музыкальности. Без сомнения, русская балалайка пробуждает интерес к русской народной музыке.

Обзор балалайки-контрабаса в следующем видео.

Интересные факты

Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:

  • Жалейка – одно из немногих изделий, имеющих множество разнообразных наименований. Как только ее не называли: дуда, сиповка, пищик, брелка, рожок.
  • Звук инструмента настолько громкий и резкий, что слышен на расстоянии шести километров.
  • На Руси чабанов считали важными людьми, к ним относились с почётом. Пастух поднимался с постели раньше всех и играл на жалейке сигнал к пробуждению. Проходя мимо избы, он исполнял определенную мелодию. Хозяйка, услышав звук, знала, что пора выгонять скот.
  • Чабан простой мелодией на жалейке легко собирал стадо. Даже отбившаяся корова находила путь домой, ориентируясь на звук инструмента.
  • Лучшими исполнителями на трубочке в России испокон веков считались именно пастухи, а не профессиональные музыканты.

Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.

Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины.

В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки.

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Особенности

Балалайка – это национальный музыкальный инструмент с 3 струнами, треугольный по форме, относится к щипковым. Балалайка была популярна на Руси на протяжении многих веков, наряду с гармонью и гуслями.

Музыкальный инструмент, похожий на треугольник, не ассоциировался у людей с космогоническими формами (которые имели важное место в культурном аспекте их жизни), такими как, например, круг или квадрат, поэтому на нем можно было спокойно играть. К концу XIX столетия этот инструмент стал использоваться как оркестровый

Название абсолютно народное, есть несколько версий его истоков

К концу XIX столетия этот инструмент стал использоваться как оркестровый. Название абсолютно народное, есть несколько версий его истоков.

Следуя одному взгляду на исторические корни имени инструмента, оно обладает тюркским происхождением. Возможно, словообразование пошло от части «бала» (дитё, ребёнок), что заметно по повтору гласной буквы (подобные примеры: балагур, балаган, баклажан и другие).

Согласно другому взгляду, слово имеет прославянское происхождение. Сам инструмент издавна называли «балабайкой».

Исследователи давно изучают такие родственные слова, как балаболить, балакать, балагурить. Эти однокоренные слова являются синонимами слов: пустозвонить, болтать, разговаривать о чём-то ничтожном, калякать.

Единого взгляда на время возникновения балалайки нет. Известно, что она стала очень распространена и популярна в фольклоре на рубеже XVIII века. Это был двухструнный инструмент, с длинным корпусом (примерно 27 см) и гораздо более длинным грифом.

Хорошо играли на ней пастухи и скоморохи, потому что их образ жизни не был осёдлым. В отличие от крестьян они не были обременены домашними хлопотами и заботами. Эта свобода позволяла упражняться в игре, достигать высокого уровня мастерства. В среде крестьян, простого народа балалаечная музыка считалась впустую потраченным временем. Игру осуждали: на это можно найти много поговорок. Однако, когда крестьяне отдыхали, они были не против послушать весёлые переливы инструмента, попеть народные песни под её аккомпанемент. Недешевую вещь покупали, приговаривая: «Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит».

Сегодняшний внешний вид у инструмента появился после его доработки композитором, музыкантом, виртуозом-балалаечником В. В. Андреевым. Усовершенствованием также занимались известные специалисты В. В. Иванов, Ф. С. Пасербский, С. И. Налимов. В. В. Андреев подал идею изготовления деки из ели, заднюю часть предложил мастерить из бука, укоротив её. Трудом Ф. С. Пасербского явилась целая семья балалаек: прима, тенор, альт, бас, контрабас, пикколо. Эти инструменты впоследствии послужили базой русского народного оркестра, его национальной особенностью.

Можно сказать, что ныне существуют два инструмента: народная и андреевская балалайки.

Вторая выступает в качестве сольного, концертного, ансамблевого и оркестрового инструмента.

Справедливо сказать, что и поныне это довольно популярный музыкальный инструмент. Ему обучают в заведениях статуса академии в нашей стране, в Белоруссии, Казахстане, на Украине.

В музыкальных школах обучению предмету отводится от 5 до 7 лет, в сузах – 4 года, в вузе – от 4-х до 5 лет. Основа репертуара учащегося: народные песни и их вариации, классическая музыка и её переложения, авторская музыка.

В наше время существуют 5 видов данного инструмента. Виды различаются габаритами, деталями, звучанием. Балалайки бывают от 0,6 до 1,5 метра, иногда больше.

Типы балалаек:

  • прима,
  • секунда,
  • альт,
  • бас,
  • контрабас.

Как играют на этом громоздком музыкальном инструменте

Большинство видов балалаек держат в руках во время игры на них. А вот удержать такую махину, как балалайка-контрабас, не получится. Поэтому, чтобы можно было играть на ней, угол инструмента ставится на специальный железный шпиль. Это приспособление не только служит в качестве опоры, но и помогает удлинить звук и добавить ему объемности.

На этом инструменте чаще всего играют плектором (гигантским, по сравнению с обычными, медиатором из кожи — 0,6х0,6 см).

Однако в отдельных случаях, чтобы извлечь из инструмента более мягкие звуки, могут играть большим пальцем руки.

По сравнению с балалайкой-басом, на этой играть гораздо сложнее. Не только из-за размера, но и из-за очень толстых струн. Ведь, чтобы получить нужный звук, во время игры их нужно хорошо прижимать на ладах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий