1293,ордынское иго: кратко

Тверь 1327 г.

Следующим значимым этапом борьбы против ордынцев стало восстание жителей Твери. В 1326 г., после казни в Орде князя Дмитрия Грозные Очи, тверским князем стал его брат, Александр Михайлович. Горожане своего князя уважали и любили. Хан Золотой Орды Узбек отдал Твери ярлык на великое княжение, вопреки желанию Ивана Калиты, правителя Москвы.

Прибытие баскака

В том же году в город прибыло ханское посольство, возглавляемое баскаком Чолханом, двоюродным братом Узбека. В русских летописях он остался как Щелкан или Шевкал – «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». Чолхан начал с того, что выгнал тверского князя из его покоев, расположившись в них со своей свитой. Князь стерпел это унижение, но послы на этом не остановились. Зверства и грабежи кочевников («гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием») все больше озлобляли горожан.

Истребление монголов

Князю поначалу удавалось удерживать население от расправы, но 15 августа 1327 г. в Твери ударил набат. Поводом послужила попытка монголов забрать лошадь у местного дьяка. За него вступились соседи, началась потасовка, которая благодаря накопившимся обидам и гневу переросла в восстание. Были перебиты не только воины посольского отряда, но все монголы, находящиеся в Твери – купцы, сборщики дани и прочие. Чолхан вместе с приближенными пытался укрыться в княжеском тереме, в котором его и сожгли разъяренные горожане. Из монголов избежали смерти только пастухи, пасшие лошадей за городскими стенами. Они и сообщили в Орду о восстании.

Подавление восстания

Карательный отряд добрался до Твери зимой 1327-1328 г. Вел его московский князь Иван Калита, сам предложивший хану свою помощь в наказании взбунтовавшегося города. Этот поход остался в истории как Федорчукова рать, по имени предводителя ордынцев. Соединенными силами ордынского отряда, московской дружины и присоединившейся к ним дружины Суздаля Тверская земля была разорена – «сделали пусту». Тверь сожжена, множество жителей убито или угнано в рабство. Отличившийся жестокостью Иван Калита получил в награду желанный ярлык великого князя.

Итоги восстания

Разоренная Тверь впоследствии отстроилась, но потеряла статус одного из сильнейших русских городов, на равных соперничающего с Москвой. Князь Твери Александр Михайлович вынужден был бежать, и смог вернуться в Тверь только через 10 лет, в 1338 г. Но уже в 1339 г. он был казнен в Орде вместе с сыном, возможно, по доносу Калиты. Но и для ордынцев гибель баскаков стала уроком. В дальнейшем они уже не позволяли себе таких бесчинств в русских городах.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Тюрков было больше

Итак, были ли среди воинов Чингисхана и его ближайших потомков племена, называвшие себя монголами и татарами, достоверно неизвестно. Однако несомненно, что среди них были тюркские народы и, возможно, монгольские, исходя из их лингвистической классификации. Кого же среди них было больше?

Об этом, наверное, следует судить по этнографической карте. Тюркские народы в большом числе расселились на запад до Чёрного и Средиземного морей. Самый же западный монгольский народ – малочисленные калмыки, да и те появились в степях Нижнего Поволжья только в 17 веке. Общая численность монгольских народов в мире составляет в настоящее время всего 10 миллионов человек. На языках же тюркской группы говорит сейчас больше 160 миллионов человек.

Правда, лишь малое число тюрков пришло вместе с ордами Чингисхана и его потомков. Напротив, большинство тюркских народов осело в местах своего нынешнего проживания на много столетий раньше. Принадлежность гуннов к тюркам является спорной. Зато уже в конце 6 века Тюркский каганат воевал с Византией в Крыму. В 10 веке тюрки начинают завоевание страны, ныне носящей их имя. В Средней Азии основное население стало тюркским ещё раньше.

Поэтому вопрос, кого было больше – монголов или тюрков – в «монголо-татарских» ордах, следует уточнять: «А в какой стране?» Например, при нападениях «монголо-татар» на Китай по пути не было тюркских стран, чьё население присоединялось бы к этим войскам. Завоевание Китая в 13 веке совершали, скорее всего, в основном монголы. Не так много тюрков было и по пути в Среднюю Азию. Зато уже по дороге на Кавказ и в Восточную Европу в состав войск Чингисхана, Угэдэя, Гуюка вливалось всё больше тюрков, а монгольский элемент, если он и был, неизбежно становился всё меньше, растворялся.

При этом, однако, следует иметь в виду, что и жертвами «монголо-татарских» завоеваний становились многие государства, тюркские по основному составу населения или по национальности правящей династии, как, например, Волжская Булгария и держава Хорезмшахов.

«Русь после нашествия описывается как государство, отброшенное назад на долгие века»

Безусловно, монголо-татарское вторжение оставило глубокий след в истории нашего отечества и других стран. В орбиту монгольской империи были втянуты обширные территории Азии и Европы. В современном, обыденном представлении, сформировавшемся под влиянием советской историографии, Русь после нашествия описывается как государство, отброшенное назад на долгие века в экономической, культурной и социальной сфере. В качестве наиболее убедительной причины подобного отставания, как правило, рассматривается факт, принятого Русью обязательства платить дань золотоордынскому хану. При определенной справедливости подобного суждения признать его полную правоту было бы преждевременным и поспешным шагом.

Данная позиция, о безоговорочной негативной роли дани в усилении тяжести ордынского господства, доминирующая в дореволюционной и советской историографии, с течением времени обрастала все более категоричными суждениями, уже, казалось бы, не требующими доказательств. Администрацию Орды обвиняли во всех тяжких грехах и бедствиях, происходивших в сфере экономической, технологической, социальной жизни Руси, обреченной на культурное отставание от ее западноевропейских соседей.

В качестве одного из весомых доказательств экономической тяжести и материальных невзгод, выпавших на долю русского народа, обычно приводится тот факт, что каменное строительство на Руси возобновляется только в XIV в. Необходимо признать, что это существенный аргумент

Однако рассматривать его в качестве безусловного обоснования возникшей ситуации тоже едва ли справедливо, поскольку при этом не принимается во внимание то, что и в домонгольской Руси каменное строительство не имело «массового» характера. Оно затрагивало лишь княжеское хозяйство, некоторые ктиторские монастыри и храмы (являвшиеся родовой или корпоративной собственностью донаторов)

Русь, а после нее и Россия, вплоть до конца XIX в. была преимущественно деревянной. К тому же отказ от каменного строительства едва ли верно сводить к отсутствию необходимых материальных средств. Этому помимо несомненных разорений можно найти и другие объяснения, например, желание представителей княжеского рода и боярства скрыть от баскаков свои реальные доходы. Нечто подобное отмечалось иностранцами в отношении периода правления Бориса Годунова, когда знать и состоятельные горожане Москвы демонстрировали напоказ свою бедность, чтобы избежать дополнительных поборов. К тому же широкому каменному строительству могли препятствовать и непрекращающиеся конфликты в пределах Византийского мира, а также в Южной и Юго-Восточной Европе. Именно прежде отсюда Русь принимала мастеров, занимавшихся строительством.

Более того, прежде чем коснуться вопросов тяжести материального гнета со стороны Орды, необходимо внести некоторое уточнение.

Во-первых, в начале XIII в. культурное, экономическое развитие Древней Руси уже существенно отставало от уровня Европы. Например, к концу XII в. в Западной и Северной Европе уже существовала развитая и сложная система права: королевского, городского, берегового, торгового, морского и церковного. Главным достижением правовой мысли Руси оставались заимствованные в Европе и Византии церковные пенитенциалы, а также княжеские уставы, содержание которых ограничивалось вопросами регламентации льгот или суда. Причем объем этих правовых памятников никак не сопоставим с объемом различных норм и актов, регламентировавших жизнь правителей, правящих элит, церкви и простого народа в Европе. Заметим, что древнерусское письменное право вплоть до реформ Петра Великого никак не регламентировало деятельность высшей власти: великокняжеских столов и царской власти.

Во-вторых, необходимо признать, что не наблюдается активного каменного строительства и накануне монгольского нашествия. Более того, всплеск церковного строительства и основания монастырей, какого еще не знала домонгольская Русь, произошедшего в XIV в., не мог возникнуть на голом месте и являлся, скорее всего, результатом сделанных прежде значительных материальных накоплений и произошедших перемен. Конечно, причину интенсивности церковного строительства в XIV в. можно было бы найти в наличии у древнерусской церкви серьезных финансовых и налоговых льгот в период монгольского господства на Руси. Но ведь и прежде церковь никакого налогового или податного бремени не несла, но такого невероятного строительного бума за ней не отмечалось.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Строптивый данник

Возглавив Большую Орду — одно из нескольких ханств, возникших на золотоордынских обломках, — хан Ахмат попытался восстановить прежнее государство — и почти преуспел в этом. Чтобы утвердить свое положение, ему, безусловно, требовалось привести к покорности русских. А Русь, видя, какие события разворачиваются в Орде, сразу же оценила возможности, которые открываются перед ней, — и не замедлила ими воспользоваться.

Подобно своему деду, великому князю московскому Василию I Дмитриевичу, который в 1405 году впервые во всеуслышание отказался платить дань Орде, Иван III в 1472 году тоже отказался выплачивать унизительный побор. Правда, в отличие от деда, которому пришлось дорого заплатить за свою решительность (в 1408 году хан Едигей отправился в поход и восстановил зависимость Москвы, получив колоссальную дань), ему удалось достичь успеха. При этом Иван III действовал теми же инструментами, что и его дед несколько десятилетий ранее: он использовал внутренние противоречия бывшей Орды. Прекращая платить дань, великий князь прекрасно понимал, что в данный момент правителю Большой Орды не до строптивого данника: он занят борьбой с другими ханами. Вскоре в этом можно было убедиться наглядно: поход, который хан Ахмат предпринял в том же 1472 году, чтобы восстановить данничество московского князя, завершился разгромом татарского войска в сражении под Алексином. И только четыре года спустя Ахмат решился вновь потребовать от великого князя московского возобновления выплаты дани, да еще и настаивал на его визите в Орду.

Великий князь Иоанн Васильевич, он же Иван III. Портрет из «Царского титулярника» XVII века

Время для этого было выбрано грамотно: как раз в это время усилился конфликт между Иваном III и его братьями, Андреем Галицким и Борисом Волоцким. Осложнилась и ситуация на севере, где Ливонский орден не оставлял попыток взять псковские и новгородские земли под свою руку. А к лету 1480 года ситуация вокруг Москвы стала совсем тяжелой: братья Ивана III решились на открытый мятеж, а Ливонский орден двинулся в крупный поход на Псков. Именно этот момент и выбрал хан Ахмат, чтобы призвать к мечу практически все мужское население Большой Орды и двинуться в поход на непокорную Москву. Отправляясь в эту военную экспедицию, хан рассчитывал на помощь польско-литовского короля Казимира IV, с которым он заключил военный союз. Против такой трехсторонней атаки Москва вряд ли устояла бы, и тогда можно было не только получить с нее недоплаченную дань, но и укрепить эту зависимость, что давало Ахмату лишний козырь в его борьбе за восстановление Золотой Орды.

Но и Иван III не ждал нападения сложа руки. Московский правитель успел заключить союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который тоже искал союзника в борьбе с ханом Ахматом, и убедил его начать военные действия на северо-западе, в ливонских землях

Сделано это было не случайно: к лету 1480 года обострились внутренние конфликты в польско-литовском королевстве, и это существенным образом отвлекало внимание Казимира IV. Когда войско хана Ахмата подошло к Оке и начало искать места для переправы на «московский» берег, крымские татары атаковали подольские княжества, и польскому королю стало не до поддержки своего ордынского союзника

Иоанн III и татарские послы». Рисунок художника Константина Маковского из журнала «Нива», январь 1870 года

Освобождение от Ордынского ига

Москва постепенно под своим главенством собирала раздробленные русские земли. В свою очередь часть ордынцев шла на службу к Московскому царю. Достаточно много монголо-татар покинуло свою землю, когда ордынский хан Узбек принял ислам и заставлял свой народ делать тоже самое. Для многих из них это было недопустимо, так как они не могли поменять своей веры. К середине 14 в. уже в самом монгольском улусе начинаются междоусобицы, он распался на Золотую, Белую и Синюю Орды. Эти обстоятельства создавали благоприятную почву для избавления Руси от монголо-татарского ига. Во второй половине 14-го века монгольский тысячник Мамай захватил власть в Золотой орде, а хан Тохтамыш с этим смириться не мог и нашёл себе союзника в лице внука Ивана Калиты Дмитрия Донского, который возглавлял практически все Русские княжества. За долгие годы у русских появилась замечательная возможность сразиться с монголами, так как воевать им пришлось не против единого мощного монгольского улуса, а против его западной области – Золотой Орды. И в 1380 г. после упорной битвы с ордынцами русские наконец добились долгожданной победы на Куликовом поле. Стоит отметить, что костяк русской конницы составляли ордынцы, перешедшие на службу к Московскому князю. Но расслабляться было рано. После этой победы хан Тохтамыш вернул себе власть в Золотой Орде. Москва же платить дань перестала и союзники теперь стали врагами. В 1382 г. монгольский хан обманом взял Москву и разграбил её. Но всё же процесс избавления русских от ордынского ига был необратим, ведь они объединялись и хорошо окрепли, а монголы наоборот истощали себя междоусобными войнами. Вскоре русские опять перестали платить дань монголам, а Московский князь Иван III окончательно объединил русские княжества. К этому времени Золотая Орда распалась на отдельные ханства. Монголам не удалось поправить положения. В 1480 г. Русь официально избавилась от монголо-татарского ига. После чего уже русские отправились покорять восток.

Copyright historbook 2009-2021info@historbook.ru

Поганые иноплеменники

В книге В.Н. Рудакова «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV вв.» говорится, что нашествие завоевателей стало одной из главных тем православной литературы. В связи с этим особый интерес представляют «Слова» известного религиозного деятеля и писателя XIII века Серапиона Владимирского (Печерского), составленные в форме поучений.

Как и многие священнослужители, данный автор видит в нашествии кочевников кару Господа за грехи православного люда. И целью этой кары является исправление жителей Руси, их неукоснительное следование христианским ценностям. Тогда, не сомневается Серапион Владимирский, и будет одержана победа над врагом.

«Под его пером монголо-татары названы довольно-таки неопределенно «языком» («немилостивым», «лютым», «не щадящим красы уны, немощи старецъ, младости детии»), «врагами нашими», «погаными», «иноплеменниками», «иноверцами» и др… Действия татар практически не выходят за рамки традиционных поступков народов, насылаемых Господом на согрешившие страны», – так В.Н. Рудаков описал отношение Серапиона Владимирского к захватчикам.

При этом, обличая пороки русских, священнослужитель противопоставляет им захватчиков, изображая тех в выгодном свете: «Погании бо, закона Божия не ведуще, не убивают единоверних своихъ, не ограбляють, не обадят, не поклеплют, ни украдут, не запряться чужаго; всякъ поганый брата своего не продасть; но кого в нихъ постигнет беда, то искупять его и на промыслъ дадуть ему…».

То есть, даже поганые (не православные) люди не совершают многих тяжких грехов против единоверцев, как отметил Серапион Владимирский.

«Значит, татары, до этого описываемые им достаточно трафаретно, в восприятии книжника, помимо традиционных черт «нечистых народов», все-таки имели хоть какие-то реальные – даже положительные – черты», – считает В.Н. Рудаков.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Стояние на Угре

Иван III предпринял активные действия по отражению ордынской агрессии. Размещённые на левом берегу Оки русские войска заблокировали продвижение ордынских сил и заставили Ахмата искать обходной путь через бассейн реки Угры.

В конце сентября — начале октября 1480 года великий князь примирился со своими братьями, пообещавшими ему поддержку, а также воспользовался противоречиями, существовавшими между Большой Ордой и Крымским ханством, и заключил с последним союз

В итоге крымские войска атаковали территорию Великого княжества Литовского и отвлекли внимание Казимира IV, который так и не предоставил военную помощь хану Ахмату

Также по теме

Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками

580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в…

«Место, в котором войска Ахмата подошли к Угре, вызывает дискуссию среди историков. Наиболее распространённая версия гласит, что это произошло недалеко от устья реки, от места, в котором Угра впадает в Оку. В любом случае разведка Ивана III вовремя сумела определить направление движения ордынских сил. Это дало возможность русским войскам подготовиться к обороне», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Русские ратники возвели укрепления и выставили заставы в районе бродов через Угру. Важным преимуществом русских воинов, по словам Мягкова, стало наличие у них огнестрельного оружия.

8 октября 1480 года войска хана Ахмата предприняли попытку с ходу форсировать Угру для последующего наступления в сторону Москвы. Однако эта попытка, как и несколько последующих, оказалась для ордынцев неудачной. Русские воины сильным огнём со своей стороны реки остановили наступавших. Борьба приобрела позиционный характер, благодаря чему вошла в историю как Стояние на реке Угре.

Потенциальное наступление ордынцев осложнялось тем, что, помимо стрелков, на заставах их готовы были встретить курсирующие по берегу реки мобильные отряды русской конницы, способные быстро прибыть к любому месту возможного прорыва обороны.

  • Вооружение русских воинов. По книге А.В. Висковатова
    «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»

По словам историков, время играло на руку русским. Овцы, которых ордынцы гнали с собой в качестве запаса провианта, и кони ордынцев быстро уничтожили весь подножный корм в окрестностях Угры. У русских войск (по большей части пехоты) таких сложностей со снабжением не было — они могли получать зерно и муку со складов великого князя.

Несмотря на первые успехи, Иван III инициировал мирные переговоры и отправил к Ахмату посланца с дарами, но хан в начале Стояния был достаточно самонадеян и начал выдвигать собственные жёсткие условия.

«Ахмат поставил вопрос так, что сам великий князь должен явиться к нему в ставку и стать на колени перед его конём», — рассказал Михаил Мягков.

Переговоры провалились. Однако Иван III выиграл время и получил подкрепление. В конце октября Угра покрылась льдом и перестала быть препятствием для ордынского войска. Великий князь отвёл русские войска к Боровску и провёл их перегруппировку, подготовившись к обороне.

Однако, как утверждают историки, армия Ахмата в это время оказалась в сложном положении. Помимо отсутствия корма для животных и провианта, хан столкнулся с тем, что его войска не были подготовлены к войне в холодных условиях. Не было тёплой одежды и попон для лошадей. Также среди ордынцев началась эпидемия неизвестной болезни.

Кроме того, Иван III отправил отряд во главе с Василием Ноздроватым-Звенигородским в поход на оставшуюся без прикрытия ханскую столицу Новый Сарай. Согласно ряду свидетельств, Ахмат ожидал какой-то новой военной хитрости от Ивана III.

  • Фрагмент миниатюры «Стояние на Угре». Музей истории и реконструкции Москвы (ныне Музей истории Москвы)
  • РИА Новости

Хан не захотел давать русским войскам генеральное сражение и ушёл с Угры 9—11 ноября. В отместку за то, что ордынцы не дождались военной помощи от Казимира IV, они разграбили близлежащие литовские города и сёла. 28 ноября 1480 года великий князь Иван III вместе с сыном Иваном, принимавшим активное участие в операции, вернулись в Москву.

Повторить поход на русские земли Ахмат уже не смог: в 1481 году он был убит тюменским ханом Ибаком, который, по мнению части исследователей, мог действовать в рамках договорённостей с Москвой.

«Иван III фактически выиграл битву, не вступая в неё. Это была блестящая стратегия и великая победа», — заявил Михаил Мягков.

По мнению историка Евгения Пчелова, Стояние на Угре сыграло колоссальную роль в истории России.

«Монголо-татарское иго»: не ранее 19 века

Термин «монголо-татарское иго» применительно к истории России впервые появился только в 1817 году в роскошном многотомном атласе всемирной истории, подготовленном в Лейпциге Христианом Крузе на грант саксонского королевского двора. Крузе стал лишь автором словосочетания, так как про «иго» на Руси с теми или иными предикатами уже было известно историкам.

Выпустивший в этом же году первые восемь томов своей «Истории государства Российского» Николай Карамзин ещё не использовал термин «монголо-татарское иго». Но описанное им укладывалось в это понятие. Так, в 4-м томе под 1245 годом он пишет про русских князей, что те «торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров». Далее, в этом и следующих двух томах у него встречаются также термины «иго Батыево», «иго татарское», «иго татар», «иго неверных» и неоднократно просто «иго» без всякого уточнения.

Хотя Карамзин отождествляет татар русских летописей и монголов (моголов, монгалов) зарубежных источников, однако нигде не использует двойное прилагательное «монголо-татарский» или «татаро-монгольский» применительно к чему бы то ни было.

Таким образом, затруднительно установить, когда точно в русскую историографию вошло понятие «монголо-татарское иго» в такой вот конкретной форме. Можно только утверждать, что Карамзин этого не делал, хотя и был близок к этому. Но само понятие того, что над Русью когда-то было чьё-то иго, уже не было новостью к тому времени.

Итак, остаётся установить, каким образом где-то на протяжении 16-18 вв., между трудами Длугоша и Карамзина, русские вообще узнали о том, что пребывали под игом, и узнали ли.

Безбожные татарове

В большинстве источников захватчики названы либо просто татарами, либо безбожными татарами, либо погаными татарами.

Доктор исторических наук Александр Майоров написал статью «Монголо-татары в Галицко-Волынской Руси», которая была опубликована в журнале «Русин» (No 4 за 2012 год). В своей работе автор проанализировал текст «Повести о нашествии Батыя». Этот исторический памятник, например, содержит такие слова: «… и вдасть Кыевъ в роуце Дмитрови обьдержати противоу иноплеменьныхъ языкъ безбожьныхъ татаровъ».

Повесть содержит упоминания и о походе войск Батыя в Венгрию. В Софийской первой летописи говорится о разгроме армии короля Белы IV и его брата Коломана: «…татарове же гнашася по них до Дуная рекы. И стояша по победе 3 лета, и воеваша до Володавы, и по озеромъ, и възвратишася в землю свою, многа зла створиша крестияномъ».

По мнению многих исследователей, этноним «татары» закрепился за захватчиками благодаря китайской исторической традиции. Летописцы Поднебесной так называли все кочевые народы, населявшие обширные степи к северу от Великой китайской стены.

Два доктора исторических наук Сергей Кляшторный и Турсун Султанов в совместной книге «Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» (Санкт-Петербург, 2009 г.) отметили, что сами великие завоеватели себя никогда татарами не называли. Более того, татары являлись давними врагами монголов: кереитов, киятов, меркитов и других народов, составлявших основу армии Чингисхана.

Некоторые исследователи предполагают, что европейцы стали называть вторгшихся на их земли кочевников татарами, поскольку этот этноним закрепился за всеми жителями обширных восточных степей благодаря многочисленным купцам, перевозившим товары по Великому шелковому пути. Дескать, торговцы активно сотрудничали с китайцами, обсуждали с ними различные вопросы и переняли слово «татары». А уже от купцов это обозначение распространилось на Руси и в странах Западной Европы.

Путаницу с названиями народов обозначил даже известный представитель Францисканского ордена Джованни Плано Карпини, посетивший в 1246 году Монгольскую империю с дипломатической миссией. Священнослужитель не случайно назвал свой отчет о предпринятом путешествии «История Монгалов, именуемых нами Татарами».

Даниил Буховский: «скифское иго»

Об «иге», некогда довлевшем над Русью, впервые после Длугоша упомянул, целое столетие спустя, австрийский посол в России, Принц Даниил из Бухова. Он побывал в Москве в 1578 году и после этого написал исторический труд «Начало и возвышение Московии».

Концепция Даниила не лишена интереса в части происхождения Руси. Так, он считает славян тем же народом, что и сарматы, а территорию России – исконным местом их обитания. Само же имя «Россия», по его мнению, происходит от «рассеяния», так как население этой страны очень редкое.

Далее он кратко пересказывает содержание русских летописей, с которыми, вероятно, был ознакомлен (скорее всего, с официальной Никоновской летописью, так как полемизирует с её «римской родословной» Рюриковичей). Он пишет, что после того, как Батый, татарский полководец, в 1237 году покорил Московию, «русские в течение многих лет были данниками татар и по их определению ставили себе князей».

Даниил лишь однажды употребил слово «иго». Он упомянул о нём, рассказывая о жене Ивана III, царевне Софье, как она «не переставала убеждать супруга свергнуть когда-либо это скифское иго».

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий