712,история создания «русской правды»

Основное содержание

“Правда Ярославичей” защищала имущество и жизнь не только верхушки общества, но и любого человека Киевской Руси. Она закрепляла сословное деление общества и неравноправное положение людей, например, холопы в иерархии находились в самом низу, а выше них шли закупы, рядовичи и смерды. Неравноправие выражалось в том, что за убийство старосты штраф составлял 12 гривен, а смерть тиуна каралась штрафом в 80 гривен.

Статьи свода законов утверждали порядок выплаты жалования княжеским служащим, а также классифицировали виды преступлений. К таковым относились: убийство, воровство, изнасилование, вред имуществу.

В “Правде Ярославичей” была отменена кровная месть. Ее считали пережитком язычества. Во второй половине XI века на Руси еще отмечено появление языческих волхвов, например, во время Новгородского восстания 1071 года.

Рис. 3. Суд во времена Русской Правды.

Что мы узнали?

Принятие “Правды Ярославичей” стала одним из первых этапов развития законодательства Древней Руси. Ее кратко изучают в курсе истории 6-7 класса. Основное значение “Правды” в том, что она укрепляла феодальные отношения.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Общее содержание «Русской Правды»

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.

Происхождение

См. также: Церковный устав Ярослава и Правда Ярослава

Русская Правда аналогична более ранним европейским правовым сборникам, в том числе так называемым германским (варварским) правдам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства, древнейший текст которого относится к началу VI века. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI веках, и другие. К варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, баварский и некоторые другие юридические сборники. Наименование этих сборников законов «правдами» — условно и принято в русскоязычной литературе (по аналогии с Русской Правдой). В оригинале, например, Салическая правда известна как Lex Salica (лат.) — «Салический закон».

Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают так называемую Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого (Правда Ярослава). Период создания Древнейшей Правды — 30-е годы XI века — 1054 годы. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде руси элементов скандинавского права. Как полагает И. В. Петров, Русская Правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Текст и рукописная традиция Русской Правды

По летописной легенде возникновение Русской Правды связано с драматическими событиями 1016 г., когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, пытался заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение. Реальные обстоятельства возникновения этого важнейшего памятника остаются дискуссионными. Однако огромное значение Русской Правды в истории древнерусской культуры очевидно, поскольку сохранилось большое количество рукописных копий – более сотни списков.

Все дошедшие до нас списки Русской правды подразделяются на три основные редакции – Краткую, Сокращенную и Пространную. В подавляющем большинстве списков содержится Пространная Правда. Именно ее текст будет представлен в рамках электронного ресурса. В рукописях Пространная правда разделена на две части. Первая часть начинается заголовком «Суд Ярославль Володимеричь. Правда Русьская» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая озаглавлена «Устав Володимерь Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а в составе более крупных памятников письменности – летописных сводов и правовых сборников (Кормчих книг и пр.).

В основание настоящей электронной публикации Русской Правды положен текст, содержащийся в Толстовском списке Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ, F.IV.211). В состав публикации списка входят фотографическое воспроизведение списка, транслитерация древнерусского текста с комментариями и перевод, в основу которого положен перевод А.А. Зимина, опубликованный в первом томе серии «Памятники Русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А.А. Зимина, переведены М.А. Шибаевым. При транслитерации все вышедшие из употребления буквы заменены современными.

В качестве дополнительных материалов публикуются также текст Русской Правды из Кормчей книги (ОР РНБ, Соф. № 1173), отражающий традицию   воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках. Также приводится  изготовленный известным фальсификатором русских древностей А.А. Бардиным список XIX в., который является свидетельством высокого общественного интереса к памятнику (ОР РНБ, Погод. № 75б).

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал правовые нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.

В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Русская правда – история изучения

Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию

Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX  в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.

Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.

Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н.  Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий «Памятники Русского Права» и «Российское законодательство X – XX  вв.».  К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси — А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Княжеский суд

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».

Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.

С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.

Три основных редакции Русской правды

  1. Краткая. Это древнейший вариант изложения.
  2. Пространная. Вторая редакция книги.
  3. Сокращённая. Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.

Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.

Краткая и Пространная правда

Краткую принято делить на две части:

  • Правду Ярослава (содержит в себе 10 первых норм «яко же Ярослав судил»);
  • Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Владимировича).

Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве.

Пространная — это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

  • Устав Ярослава Мудрого.
  • Устав Владимира Мономаха.

Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

Сокращённая

Эти своды отличают убийство в ссоре — неумышленное, от кровавой расправы «в разбое» — умышленное. А также различаются виды нанесённого ущерба: тяжкий, слабый. От этого и зависит мера наказания. Ограничивались штрафами или изгнанием виновного и его семьи. А также была актуальна кровная месть — «Убьёт муж мужа, то мстить брату брата».

Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.

Система штрафов

Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.

Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния .

Значение «Русской Правды»

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

Значение для истории

Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.

Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Социальные категории по Русской Правде

Знать и привилегированные слуги

  • Знать в Русской Правде представлена князем и его старшими дружинниками — боярами. Князю идут штрафы, имущество которого защищают некоторые статьи, и именем которого вершится суд.
  • Привилегированное положение имели тиуны, огнищане — высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх («конюхъ старыи» ст. 18-21 Краткой Правды).

Рядовые свободные жители

Основное действующее лицо Русской Правды — муж — свободный мужчина;

По ст. 1 Краткой Правды (близко содержание ст. 1 Пространной Правды) если за убитого никто не мстит, платится вира в 40 гривен, «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ».

  • Русин — житель Киевской Руси; дружинник: гридин — представитель боевой дружины;
  • Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
  • Мечник — сборщик штрафов;
  • Изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин — житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Зависимое население

Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).

  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Картина И. Е. Репина

В Русской Правде отражено право-привилегия, охранявшее положение знати и других лиц: наказание за причинение им имущественного вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных слуг.

По мнению А. А. Горского, в IX веке и позднее на Руси ещё не сложился феодализм западноевропейского образца как таковой, а существовала система поборничества. Господствующим классом являлась не общинная знать, сведения о которой отсутствуют, а дружинная корпорация во главе с князем. Боярами именовались представители и потомки «старшей» дружины, а не общинная знать.

Ковчег для хранения «Русской правды», судебников, грамот. Россия, Санкт-Петербург, 1853-58 г., ГИМ)

Почтовая марка СССР, 1991 год

Русская правда Ярослава Мудрого

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению.

После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого».

В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.

Первый письменный свод законов

Первая глава несла в себе меры по борьбе с убийствами, которые были настоящей бедой того времени. В новом законе говорило, что любая смерть карается кровной враждой. Родственники убитого имеют права самостоятельно убить убийцу.

Если же отомстить убийце не кому, то с него взимался штраф в пользу государства, который назывался вирой. Русская правда Ярослава Мудрого содержала полный список вир, которую убийца должен был передать в казну государства, в зависимости от рода и сословия убитого.

Так, за смерть боярина необходимо было заплатить тиуну (двойную виру), которая равнялась 80 гривнам. За убийство воина, земледельца, торговца или придворного требовали виру, 40 гривен. Жизнь рабов (холопов), которые не имели никаких гражданских прав, оценивалась куда дешевле, в 6 гривен.

Такими штрафами пытались сохранить жизни подданным Киевской Руси, которых было не так и много из-за войн. Следует отметить, что в те времена деньги для людей были большой редкостью и описанные виры были в состоянии заплатить единицы. Поэтому даже такой просто меры оказалось достаточно для того, чтобы прекратить волну убийств в стране.

Законы, который давала людям Русская правда Ярослава Мудрого были суровыми, но только так можно было навести в стране порядок. Что касается убийств, совершенных в соре или в состоянии опьянения, и убийца скрывался – со всех жителей деревни взималась вира.

Если убийца был задержан, то половину виры платили жители деревни, а вторую половину сам убийца. Эта мера была крайне необходима для того, чтобы люди не допускали убийств в ходе ссоры, чтобы каждый проходящий мимо чувствовал на себе ответственность за действия других.

Особые условия закона

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

В целом первый письменный свод законов регулировал практически все сферы жизни того времени. Так, в нем подробным образом описывалось: ответственность рабов за сохранность имущества своих господ; долговые обязательства; порядок и очередность наследования имущества и прочее.

Судьей практически во всех делах был сам князь, а местом суда была княжеская площадь. Доказать невиновность было достаточно трудно, поскольку для этого применялся специальный обряд, в ходе которого обвиняемый брал в руку раскаленный кусок железа. После руку ему забинтовывали и через три дня прилюдно снимали бинты.

Если ожогов не было – невиновность доказана. Русская правда Ярослава Мудрого — это первый письменный свод законов, который упорядочил жизнь Киевской Руси. После смерти Ярослава его потомки дополняли этот документ новыми статьями, тем самым образовав Правду Ярославичей. Сей документ регулировал отношения внутри государства довольно долго, вплоть до периода раздробленности Руси.

Состав


«Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко)

Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:

  • Правда Ярослава (ст. 1—18), год (большинство учёных) или 1030-е годы (С. В. Юшков, М. Н. Тихомиров);
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святослава (ст. 19—41), младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты;
  • Покон вирный (ст. 42) — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;
  • Урок мостникам (ст. 43) — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов, 1020-е или 1030-е годы.

Краткая редакция включает 43 статьи. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.

По мнению А. П. Толочко, Краткая редакция является фальсификатом, выполненным в Новгороде в XV веке на основе Пространной редакции в рамках описания так называемых «Ярославлих грамот» — мнимых договоров князя Ярослава Мудрого с новгородцами.

Пространная редакция включает около 121 статьи и состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха. По мнению большинства исследователей, Пространная Правда основана на тексте Краткой, в который были внесены изменения и дополнения, в том числе принятые во время киевского княжения Владимира Мономаха. Также существует точка зрения, что к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. По мнению Я. Н. Щапова, в дальнейшем, с XIII века, Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам. Пространная редакция отражает дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов и холопов. Нормы Пространной Правды свидетельствуют о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, они уделяет много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяет порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.

Сокращённая редакция включает 50 статей. По мнению большинства исследователей, она относится к значительно более позднему периоду, чем другие редакции, к XVI—XVII векам, и представляет собой сокращение из Пространной. Так, А. А. Зимин полагал, что она была составлена в XVI — начале XVII века путём сокращения Пространной редакции и является попыткой приспособить её к действовавшему праву через исключение устаревших норм. По М. Н. Тихомирову, Сокращённая Правда сложилась в конце XV века в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми. Связь с этим регионом, по мнению исследователя, нашла своё отражение в денежном счёте данного текста. Сокращённая Правда, согласно Тихомирову, восходит к тексту, не менее древнему, чем две другие редакции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий