712,виды народного творчества: рассмотрим все нюансы

Устное народное творчество доклад. Устное народное творчество русского народа

4

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий. В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал. Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки — представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы — небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>

Русские народные частушки

Русские частушки — широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>

Русские народные загадки

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание. Подробнее >>

Подробнее >>

Русские народные колыбельные песни

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.

Народная мудрость и быт

Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями

Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту

Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин — лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.

Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.

Семейный фольклор

Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.

Отличительная черта жанра – создание уникальных выражений, которые понятны только тем, кто присутствовал на их «рождении». Например, в семействе Толстых в обиходе была фраза «архитектор виноват».

Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.

Перебегая через порог, будущий граф споткнулся и упал. Чашка разлетелась вдребезги. Маленький Илюша оправдывался, утверждая, что он ни причем, вина лежит на архитекторе, который спроектировал злосчастный порог. С тех пор в семье Толстых постоянно использовали данное выражение, которое было равноценно крылатой фразе «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.

Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну.

Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки

Коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…».

Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.

Свадебные песни

Данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.

Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.

Характерная черта данного творчества – наличие строгой последовательности, которую плакальщик «украшал» собственными оригинальными элементами. Например, рассказывал о жизни или любви усопшего. Очень ярко обряд отражен в картине «Вий» (1967 года).

Презентация на тему: » «Устное народное творчество» «Малые жанры устного народного творчества»» — Транскрипт:

1

«Устное народное творчество» «Малые жанры устного народного творчества»

2

Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.

3

Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой… Вот тебе под спинку — Мягкую перинку Сверху на перинку — чистую простынку. Вот тебе под ушки — белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху… Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!

4

Потешки Идет коза рогатая, Идет коза богатая, Ножками — топ-топ, Глазками — хлоп, хлоп. — Кто каши не ест, молока не пьет — Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — мама Этот пальчик — папа Этот пальчик — я Вот и вся семья!

5

Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.

6

Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? — Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? — Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.

7

Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

8

Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.

9

Приговорки Мотылек-фитилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.

10

Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три — Выходи из круга ты!

11

Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка

12

Загадки Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)

13

Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет — ушки прячет, Встанет столбом — ушки торчком. Ответ: Заяц.

14

Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука — к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.

15

Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

16

Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

17

Сказки о животных «Лиса и журавль» «Зимовье зверей» » Кот,петух и лиса» и д.р.

18

Сказки волшебные «Летучий корабль» «Гуси лебеди» «Сивка Бурка»

19

Сказки бытовые «Каша из топора» «Муж и жена» «Как мужик у барина обедал»

20

Былины Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: «Добрыня и Алёша» «Добрыня и Змей» «Илья-Муромец и Калин-царь» «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» и д.р.

В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми — оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: «не зная броду, не лезь в воду» (брод — мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе – час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Сказка в развитии речи

Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.

При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.

Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.

Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.

Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Русский фольклор

«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
  • былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Почему важно развивать речь ребенка

Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.

Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.

Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • уменьшение количества общения с окружающими;
  • длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
  • снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
  • отсутствие речевого воспитания в семье.

Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.

Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).

Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно

Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Жанры фольклора

Эпический род

Жанр

Характеристика

Пример

Былина

Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка

«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко»

Историческая песня

Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное

«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов»

Сказка

Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка)

Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…»

Предание

Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях

Предание о Петре Первом»

Сказ

Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика

«Артёмов ключ», «Еремеево слово»

Лирический род

Жанр

Характеристика

Пример

Пословица

Краткое поучительное изречение

«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Поговорка

Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо

«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара»

Календарные обрядовые песни

Песни, которые исполнялись во время календарных праздников

«Завью  венки» (песня для «зелёных святок»)

Семейные обрядовые песни

Песни для свадеб и похорон

«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб)

Колыбельные

Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Семейные песни

Грустные песни о сложностях в семейной жизни

«На улице воробушек…», «Лучинушка»

Любовные песни

Песни о влюблённых

«Раз,  два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…»

Причитания

Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним

«Плач невесты» , «Причитание по отцу»

Частушки

Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся»)

«Ой, маменька, тошно,  Хвораю нарошно:  Пеки пышки на меду — Я милого приведу»

Драматический род

Жанр

Характеристика

Пример

Народная драма

Произведения со сценическими элементами

«Царь Максимильян», «Театр Петрушки»

Педагогические подходы использования фольклора

Чтобы достичь успеха в использовании фольклора, согласно методики Малиновой О.В., педагог должен:

  • знать, каков сейчас уровень сформированности речи у воспитанников;
  • уметь использовать средства художественной выразительности;
  • понимать смысл содержания используемых произведений;
  • уметь танцевать и петь;
  • применять инструменты артистичности;
  • использовать наглядные образы;
  • чаще пользоваться наглядными, игровыми и речевыми методами;
  • применять в своей работе разные методики.

Согласно Т. Пескишевой, фольклор можно внедрять в следующие виды деятельности;

  • организованные занятия;
  • дидактические и подвижные игры;
  • продуктивная деятельность
  • организация досугов;
  • проведение праздников.

Малые произведения фольклора пробуждают в детях высокие нравственные чувства – они наполняют их симпатией к животным и людям, развивают у них желание трудиться.

Чтобы постепенно и поэтапно усваивать малые фольклорные формы, необходимо выполнять следующие задачи:

  1. Ребенок должен иметь базовое понимание представленного материала.
  2. Он должен уметь выполнять синтетические и аналитические упражнения.
  3. Должен уметь повторять и заучивать тексты.
  4. Необходимо повторно использовать разученный фольклорный материал в речевой и игровой активности.

Изобразительное искусство в средней школе

По мере взросления дети начинают все больше разбираться, что такое произведение народного декоративного искусства. 6 класс также системно изучает этот вопрос.

Рабочая программа по изучению изобразительного искусства в 6 классе предусматривает три главные разновидности творческой деятельности:

  1. Изобразительная работа (живопись, рисунок).
  2. Декоративно творчество (орнаменты, росписи, аппликации).
  3. Наблюдение за окружающим миром (беседа).

Эти разновидности позволяют детям знакомиться со сферами художественного творчества. Уже в ходе знакомства становится понятно, насколько тесно взаимосвязаны эти направления и как заметно они дополняют друг друга в процессе решения задач, которые поставлены программой. Подробному разбору необходимо подвергать каждое произведение народного декоративного искусства. 6 класс – самое время для развития художественного вкуса.

Изобразительное искусство преподается в школе в тесной связи с другими предметами. Оно использует знания, которые получены в результате изучения литературы, музыки, русского языка, истории, технологии, биологии. Это дает возможность понять практический смысл уроков изобразительного искусства, их жизненную необходимость. В курсе литературы также изучается такая тема, как «Произведение народного декоративного искусства». Сочинение (6 класс) позволяет школьнику проявить знание предмета. Дети оценивают в нем изделия народных умельцев. Они должны составить план работы и описать произведение народного декоративного искусства (любое). 5-6 предложений для каждого пункта плана будет достаточно.

Фольклор в разных видах деятельности

Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:

  • процесс образования;
  • игровая деятельность;
  • творчество по созданию чего-либо;
  • проведение досуга;
  • организация праздников.

Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.

Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.

Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.

Терминология

Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчикамиЗаклички – это обращения к природным явлениям.Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.

Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.

Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь

Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.

Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.

Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.

Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.

Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.

Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.

Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.

Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.

Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.

Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.

Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий