Скороговорки для развития речи и дикции

Как произносить трудновыговариваемые фразы

Чтобы и с юмором и с пользой попрактиковаться в произношении языковерток, стоит следовать правилам:

  1. Вначале просто прочитать, чтобы зрительно запомнить слова.
  2. Повторить медленно дважды и запомнить.
  3. Проговорить быстрее, стараясь не ошибиться в правильности звуков. Не путать, где жесткий звук «М», а где мягкий – «мама мыла Милу мылом…». Не перепутать звуки, чтобы не получить неприличное слово – «У дороги холм с кулями. Выйду ль на холм – куль поправлю». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду».

Мозг будет упорно переставлять звуки местами, заставляя вас произнести не совсем приличные словосочетания. А теперь надо повторить быстро и так несколько раз. Если получилось – супер! Вы достигли цели. А не получилось, рассмешили всех, и это тоже здорово!

Скороговорки для детей

Языковертки обычно не делят на взрослые и детские. Однако, есть все же отличия. Для ребенка эти сложные сплетения звуков нужны для того, чтобы отчеканить определенный звук. Например, чаще трудности возникают с выговариванием четкого «Р», а также с «Ш» и «Щ» и «С». Одни из сложных, но действенных поговорок для детей:

  • «На горе Арарат растет красный виноград, а в огороде у Федоры только репа, да помидоры». Чаще сильный звук «Р» в сочетании букв «ра» произносится легче, чем слабый в сочетании «ре». Что говорит о неразвитости речевого аппарата.
  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Отличный тренинг для отработки четкого произношения «С» и «Ш».
  • «У Бобра шуба добра, а у бобрят добрее». Текст короткий, но действенный. Если ребенок картавит, то проговаривая раз за разом подобные чистоговорки, начнет произносить «Р» намного четче. И чем чаще это делать, быстрее придет результат.

Детям лучше не давать заучивать длинные тексты чистоговорок. Они вовсе не делают речь богаче, как, к примеру, стихи или рассказы. Их роль другая – добиться улучшения произношения, перестать картавить. Это тяжелый, длительный, но необходимый тренинг. А чтобы он не был ребенку в тягость, лучше подбирать смешные тексты и понятные по смыслу.

Самая длинная скороговорка в мире

«В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа…» в провинции Италии, называемой Лигурией, начинают развиваться события наиболее длинной во всех языках скороговорки, собравшей в смешное повествование более четырех сотен слов из двух с лишним тысяч русских букв.

Даже профессиональному диктору на ее прочтение придется затратить не менее двух с половиной минут. Часто люди этой профессии используют данную скороговорку как предэфирную разминку, но не обязательно быть диктором, чтобы посредством «Лигурии» улучшать красоту своей речи и дикцию.

Для этого следует лишь выполнить несложные действия:

  • разделить «читалку» на отдельные фрагменты;
  • распечатать и развесить их перед глазами в месте, где обычно вы относительно свободны, чтобы уделить время речевой гимнастике;
  • читать «Лигурию» по три раза в день, делая это медленно, не сжевывая окончания и следя за правильностью ударений в словах;
  • постепенно увеличивать темп произношения и периодически прослушивать запись собственного произношения скороговорки.

Выполняя эти несложные рекомендации, уже через 4 – 5 недель удастся похвастать четким произношением наиболее длинной «читалки» в мире, зачитав ее друзьям и близким по памяти.

Топ самых эффективных скороговорок

Представляем список самых эффективных скороговорок для улучшения дикции взрослых людей, которые легко запомнить:

  • Пришел поп Поликарп Поликарпович окропить укроп. Укроп взмок, Поликарп смолк.
  • Очень чуткий учитель сверхчувствительный и тонко чувствующий.
  • Добры бобры в бору бодрствовали, бобрята доброхотствовали, бобрихи бодрились.
  • Свидетель переосвидетельствован и перепроверен.
  • Татарский ткач ткет ткани на домотканые платки Татьяне.
  • Шрамированный шпагою шаман вошел во храм.
  • Трудновыговариваемые скороговорки, участвовавшие в самосовершенствовании.
  • Покупая попугая, не перепугайте птицу простотой.
  • Стаффордширский терьер чересчур ретив, а черношерстный ризеншнауцер резвее.
  • Радист да прапорщик рапортовали, рапортовали подполковнику – да не вырапортовали.
  • Ловко лавируя в отоларингологии, лекарь легко вылечивал ларингиты и трахеиты.
  • Ртом тревожно дрожит, нрав кривой демонстрируя, друг.

Watch this video on YouTube

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *Да-да-да — в огороде лебеда,
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша — принесли домой ерша,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.

* * *Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Логопед предлагает схему для тех, кто хочет работать с похожей проблемой самостоятельно (нажмите, чтобы раскрыть инструкцию)

1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха.

2. Подберите скороговорки на глухие звуки «с» и «ш». Отрабатывайте по отдельности скороговорки с каждым звуком.

3. Повторите то же самое со скороговорками на звонкие звуки «з», «ц» и «ж».

4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Логопедические скороговорки со звуком Р

Звук «р» из всех звуков в русском языке наиболее сложен, поэтому у многих детей трудности в произношении именно этого звука. В этом случае можно помочь с помощью частых повторений скороговорок со звуком «р».

***

Курочка шустра, пестра, Уточка с носка плоска.

***

На горе у речки Уродилась гречка.

***

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот.

***

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.

***

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: – Сено грабь граблями, краб.

***

На лугу под горкой Лежал сырок С красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.

***

Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава. Ай, тари-тари-тари, Куплю Рае литари.

***

Солил Терентий грибочки – Сразу тридцать три бочки, Съел Терентий грибочки – Сразу тридцать три бочки.

***

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

***

У Аграфены и Арины растут георгины.

***

Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.

***

Редька редко росла на грядке, Грядка редко была в порядке.

***

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

***

Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит, пока грозна.

Чтобы на занятиях речевой аппарат правильно работал, можно сделать небольшую логопедическую разминку, пропевая короткие песенки, как в этом видео.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Полезные советы

С целью как можно скорее приблизить четкое произношение самой большой скороговорки, следует ежедневно тренировать вялый артикуляционный аппарат:

  • прикоснуться кончиком языка сначала к верхней губе, а затем к нижней (повторять поочередно 20 раз);
  • вытянутыми губами стараться сдуть пылинки;
  • раскрыть рот максимально широко, достать язык, приподняв его кончик и делая им подобие чашки;
  • положить язык на нижнюю губы и ненадолго его зафиксировать;
  • двигать языком в правую сторону, а затем в левую, имитируя часовые ходики (повторять 40 раз);
  • покусать кончик языка, проговаривая слог «та» (в течение 30 секунд);
  • поочередно проводить языком по небу, верхним зубам и губе;
  • широко улыбаться в течение 15 секунд.

Результаты удобно отслеживать через диктофонную запись или видеозапись. Так можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.

Скороговорки на букву Ж

  1. Жук жужжит над абажуром,
    Жужжит жужелица,
    Жужжит, кружится.
  2. Встретил в чаще еж ежа,
    — Как погода, еж?
    — Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорьбясь, съежась, два ежа.
  3. Ёж, ёж, где живешь?
    Ёж, ёж, что несешь?
  4. Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат.
  5. Испугались медвежонка
    Ёж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.
  6. В живом уголке жили ежи да ужи.
  7. С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
  8. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  9. Слишком много ножек у сороконожек.
  10. Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
  11. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  12. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  13. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  14. Жужелица жужжа ужалила ужа.
    Ужалила ужа жужелица жужжа.
  15. Жаба в лужице сидела,
    Жадно на жука глядела.
    Жук жужжал, жужжал, жужжал
    И на ужин к ней попал.
  16. Хорош пирожок — внутри творожок.
  17. Ужа ужалила ужица,
    Ужу с ужицей не ужиться.
  18. На крыше у Шуры жил журавль Жура.
    Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Интересные факты о скороговорках

  1. На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
  2. Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
  3. Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
  4. Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
  5. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

Текст скороговорки «Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
— о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.

Лигурия — административный регион Италии на северном побережье Лигурийского моря. Красивые места!

Скороговорки на букву “Ц”

  1. Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
  2. У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
  3. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  4. Бегают две курицы прямо по улице.
  5. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
  6. Не ловец, а молодец.
  7. У воза овца, на возу пуд овса.
  8. Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
  9. Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
  10. Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
  11. Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
  12. Цапли цапают цыплят.
  13. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
  14. Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
  15. Девушка-невестица бабушке ровесница.
  16. На полице в коробице полтора каравая лежит.
  17. Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
  18. Скворцы и синицы – веселые птицы.
  19. Молодец у молодицы попросил воды напиться.
  20. Шильце, мыльце, кривое веретенце,
    Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
  21. Две разноцветные курицы бегают по улице.
  22. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
  23. Стоит воз овса, возле воза – овца.
  24. Цокнул сзади конь копытцем,
    Под копытцем пыль клубится.
  25. Из соседнего колодца целый день водица льется.
  26. Летит скворец – зиме конец.
  27. В цветнике цветут цветы.
  28. Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.
    Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.
    Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.
    Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
  29. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  30. Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
  31. Цыплята просят проса,
    Цыплятам на подносе
    Выносит просо Фрося,
    Все косы Фроси в просе.
  32. Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Как произносить трудновыговариваемые фразы

Чтобы и с юмором и с пользой попрактиковаться в произношении языковерток, стоит следовать правилам:

  1. Вначале просто прочитать, чтобы зрительно запомнить слова.
  2. Повторить медленно дважды и запомнить.
  3. Проговорить быстрее, стараясь не ошибиться в правильности звуков. Не путать, где жесткий звук «М», а где мягкий – «мама мыла Милу мылом…». Не перепутать звуки, чтобы не получить неприличное слово – «У дороги холм с кулями. Выйду ль на холм – куль поправлю». «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду».

Мозг будет упорно переставлять звуки местами, заставляя вас произнести не совсем приличные словосочетания. А теперь надо повторить быстро и так несколько раз. Если получилось – супер! Вы достигли цели. А не получилось, рассмешили всех, и это тоже здорово!

Упражнения для дикции

Речь может приобретать новое звучание с течением времени. Актеры умеют изменять дикцию, подстраиваясь под роль и используемый текст. Для этого не нужны долгие часы тренировок. Работа над дикцией продолжается всего от пятнадцати минут в день. За несколько месяцев можно разработать артикуляционный аппарат.

Основные упражнения:

  • Осмотр артикуляционного аппарата. Проще говоря, покривляйтесь перед зеркалом. Научитесь чувствовать свои речевые органы и правильно ими пользоваться. Для этого стоит избавиться от мышечных зажимов. Вам поможет такая техника: сначала расслабьтесь, лицо должно быть максимально спокойным. Подвигайте губами. Подожмите их, вытяните, беззвучно поговорите. Затем откройте рот. Чтобы почувствовать мягкое небо, зевните.
  • Упражнения для языка. Расслабьтесь. Посмотрите в зеркало, как именно лежит язык в ротовой полости. Он должен расслабленно находиться в нижней челюсти, полностью опущенным. Если язык лежит горбом, он напрягает гортань. Это влияет на артикуляцию и дикцию. Определите, есть ли у вас такой дефект. Если он имеется, поищите комфортное положение для языка. После можно приступить к небольшим упражнениям. Пошевелите языком. Скрутите его несколько раз, сделайте круговые движения. Высуньте кончик языка и быстро подвигайте им в разные стороны. Постучите кончиком языка по внутренней стороне зубов. Старайтесь сделать язык максимально твердым. Затем несколько раз произнесите звуки «т» и «д».
  • Техника для укрепления мышц гортани. Помогут следующие уроки. Сделайте короткий, но глубокий вдох через нос, а затем резко выдохните через рот со звуком «Фу». После энергично и быстро произносите поочередно звуки «к» и «г», используя всю силу голоса.
  • Тренировка губ. Надуйте щеки и сильно сожмите губы. Резко произносите звуки «п» и «б».
  • Техника освобождения зажима нижней челюсти поможет выработать ее подвижность. Откройте рот и подвигайте челюстью в стороны. Делайте это движение, пока мышцы не устанут. Быстро постучите зубами друг о друга. Такое упражнение расслабит челюсти.
  • Слушайте себя. Запишите голос на диктофон и проанализируйте, какие ошибки вы делаете. Где проглатывается звук, где вас не устраивает звучание голоса. Это нужно для развития вашей речи.
  • Техника чтения текстов вслух. Читайте не спеша и с выражением. Взяв за тренировочный текст для упражнения стихи, очень удобно тренироваться. Стихи нужны для развития контроля над вашим звучанием. С помощью стихов выявляются многие проблемы с дикцией.
  • Произношение скороговорок. Выясните, какие буквы даются вам сложнее всего. На них стоит обратить максимум внимания и тренировать их произношение для развития речи. Не пытайтесь произносить текст как можно быстрее. Начинайте с умеренного темпа. Ваша главная задача – не выдать как можно больше слов в минуту, а постараться произнести их наиболее внятно и правильно. Начинайте тренировать дикцию с небольших скороговорок.

Вспомните школьные уроки. К примеру, такой текст: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Есть более сложные скороговорки, после которых улучшается техника произношения нескольких букв. Для детей они слишком сложные, но отлично подойдут для улучшения дикции взрослых людей:

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент»

  • Тренируйтесь в произношении звуков, чтобы выработать правильную речь. Быстро повторяйте буквосочетания согласных. К примеру, «дрт». На выдохе тяните долгий звук. Можно использовать такие звуки, как «Рьрьрьрь» или «сссссс».
  • Выполняйте упражнения с карандашом в зубах. Эта техника эффективна, уроки с ее использованием популярны в ораторском искусстве. Попробуйте положить в рот карандаш, при этом язык разместите на нем. Затем попробуйте вслух читать текст пятнадцать минут, не разжимая зубов. После достаньте карандаш и повторите прочитанный текст. Будут заметные улучшения – речь станет намного четче. И чем чаще вы выполняете упражнение, тем внятнее станет дикция.

Для владения ораторским искусством и эффективного общения необходима хорошо поставленная дикция. И вы улучшите свою речь, если будете усердно над ней работать.

Какими они бывают

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры — скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров — их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора — подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке,
  • авторские — сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер — это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий