Жан-поль сартр

завод

Бытие и ничто

Работа под названием Бытие и ничто Это был один из первых текстов Сартра, в котором он представил свои идеи об экзистенциализме. Книга была опубликована в 1943 году. Там Сартр утверждал, что существование индивида предшествует сущности того же самого.

В книге он впервые выразил свое утверждение о том, что «существование предшествует сущности», одной из наиболее признанных фраз экзистенциалистской мысли. В этой работе Сартр уловил свою точку зрения на экзистенциализм из идей философа Рене Декарта.

Оба пришли к выводу, что первое, что нужно учитывать, — это факт существования, хотя все остальное сомнительно. Эта работа стала вкладом в философию секса, сексуального влечения и выражения экзистенциализма.

Экзистенциализм — это гуманизм

Экзистенциализм — это гуманизм Он был опубликован в 1946 году и основывался на конференции с тем же названием, которая проводилась в прошлом году. Эта работа была задумана как одна из отправных точек экзистенциалистской мысли.

Тем не менее, эта книга была широко раскритикована многими философами, и даже самим Сартром. В этой книге Сартр подробно объяснил свои представления о существовании, сущности, свободе и атеизме..

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»

Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении)

В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).
Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Сочинения

Художественные произведения

  • Тошнота (1938)
  • Слова (1964)
  • Фрейд. Киносценарий
  • Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
  • Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945—1949)
    • «Возраст зрелости»
    • «Отсрочка»
    • «Смерть в душе»
    • «Странная дружба»
  • Пьесы
    • Мухи (1943)
    • За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
    • Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
    • Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
    • Дьявол и Господь Бог (1951)
    • «Только правда» (Некрасов).
    • «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
  • Сборник новелл «Cтена» (1939)
    • Стена
    • Комната
    • Герострат
    • Интим
    • Детство хозяина
  • Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида

Литературная критика

  • В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
  • Объяснение «Постороннего»
  • Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
  • Миф и реальность театра
  • К театру ситуаций

Философские и теоретические работы

  • Что такое литература
  • Бытие и ничто (L’Être et le néant, 1943)
  • Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
  • Проблемы метода
  • Воображение
  • Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
  • Экзистенциализм — это гуманизм
  • Картезианская свобода
  • Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
  • Критика диалектического разума

Политические работы

  • О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
  • Почему я отказался от премии (1964)
  • Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
  • Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
  • Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
  • Андреаса Баадера.
  • Маоисты во Франции
  • Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
  • «Бунт — дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)

Книги на русском языке

  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
  • Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
  • Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
  • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
  • Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.— 480 с., 100 000 экз.
  • Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.— 224 с.,
  • Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
  • Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
  • Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 640 с., 5 000 экз. ISBN 5-250-02729-6
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.— 320 с.,
  • Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  • Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
  • Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012

Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», и эссе «Размышления о еврейском вопросе», , ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, . — 256 с. — ISBN 5-352-01194-1 («Азбука-классика» pocket-book)

  • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
    • Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
    • Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
    • Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
    • Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
    • Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
  • Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
    • Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
    • Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
    • Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
    • Почему я отказался от Нобелевской премии
    • Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева

Публикации на русском языке

Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.

Биография

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества. 

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.

Личная жизнь

Еще в студенческие годы Сартр познакомился с Симоной де Бовуар, с которой сразу же нашел общий язык. Позже девушка призналась, что нашла своего двойника. В результате, молодые люди начали жить гражданским браком.

И хотя между супругами было много общего, одновременно с этим их отношения сопровождались многими странными вещами. К примеру, Жан-Поль открыто изменял Симоне, которая в свою очередь тоже изменяла ему как с мужчинами, так и женщинами.

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар

Более того, влюбленные жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели. Одной из любовниц Сартра стала россиянка Ольга Казакевич, которой он посвятил произведение «Стена». Вскоре Бовуар соблазнила Ольгу, написав в ее честь роман «Она пришла, чтобы остаться».

Как следствие, Козакевич стала «другом» семьи, в то время как философ начал ухаживать за ее сестрой Вандой. Позднее Симона вступила в интимные отношения со своей юной ученицей Натали Сорокиной, которая затем стала любовницей Жана-Поля.

Тем не менее, когда здоровье Сартра ухудшилось, и он уже был прикован к постели, рядом с ним всегда находилась Симона Бовуар.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.

Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

Книга Жан-Поля Сартра «Тошнота»

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется экзистенциалистом для анализа проблем современности.

1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция

Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.

Книга Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто»

Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл Луи де Фюнес. А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова.

В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.

В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес: 

Философ вышел на свободу.

Философия и литература

Успешно защитив философскую диссертацию и поработав преподавателем философии в Гаврском лицее, Жан-Поль Сартр отправился на стажировку в Берлин. Вернувшись домой он продолжил заниматься преподавательской деятельностью в разных лицеях.

Сартр отличался отличным чувством юмора, высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Любопытно, что за один год он успевал прочитывать свыше 300 книг! Одновременно с этим он писал стихи, песни и рассказы.

Тогда же Жан-Поль начал издавать свои первые серьезные труды. Его роман «Тошнота» (1938) вызвал большой резонанс в обществе. В нем автор рассуждал об абсурдности бытия, хаосе, отсутствии смысла жизни, отчаянии и прочих вещах.

Главный герой этот книги приходит к выводу, что бытие приобретает смысл только посредством творчества. После этого Сартр представляет очередную работу – сборник из 5 новелл «Стена», которая также находит отклик у читателя.

Когда началась Вторая мировая война (1939-1945) Жан-Поль был призван в армию, однако комиссия признала его непригодным для службы по причине слепоты глаза. В результате, парня определили в метеорологический корпус.

Когда в 1940 г. нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен, где провел около 9 месяцев. Но даже в таких тяжелых обстоятельствах, он пытался оптимистически смотреть в будущее.

Жан-Поль любил повеселить соседей по бараку смешными историями, участвовал в боксерских поединках и даже смог поставить спектакль. В 1941 г. полуслепого пленника отпустили на свободу, вследствие чего ему удалось вернуться к писательской деятельности.

Через пару лет Сартр опубликовал антифашистскую пьесу «Мухи». Он ненавидел нацистов и беспощадно критиковал всех, что не предпринимал никаких усилий для противостояния фашистам.

К тому моменту биографии, книги Жана-Поля Сартра уже имели огромную популярность. Он пользовался авторитетом как среди представителей высшего общества, так и среди простого народа. Изданные работы позволили ему оставить преподавание и сконцентрироваться на философии и литературе.

Тогда же Сартр стал автором философского исследования под названием «Бытие и ничто», которое стало настольной книгой для французских интеллектуалов. Писатель развивал мысль о том, что сознания нет, а существует только осознание окружающего мира. При этом каждый человек в ответе за свои поступки только перед самим собой.

Жан-Поль становится одним из ярчайших представителей атеистического экзистенциализма отвергающего, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Философские воззрения француза находят отклик у многих соотечественников, вследствие чего у него появляется множество последователей. Сартровское выражение – «человек обречен быть свободным», становится народным девизом.

По словам Жана-Поля, идеальная свобода человека – это свобода личности от общества. Стоит отметить, что он критически относился к идее бессознательного Зигмунда Фрейда. В противовес этому мыслитель заявлял, что человек постоянно действует сознательно.

Более того, по мнению Сартра, даже истерические приступы не бывают самопроизвольными, а закатываются намеренно. В 60-х годах он был на пике популярности, позволяя себе критиковать социальные институты и законодательство.

Когда в 1964 г. Жан-Полю Сартру хотели вручить Нобелевскую премию по литературе, он отказался от нее. Свой поступок он объяснил тем, что не желает быть чем-то обязанным какому-либо социальному институту, поставив под сомнение собственную независимость.

Сартр всегда придерживался левых взглядов, получив репутацию активного борца с действующей властью. Он выступал в защиту евреев, протестовал против Алжирской и Вьетнамской войн, обвинял США за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Его дом дважды взрывали, а в редакцию врывались боевики.

В ходе очередного протеста, переросшего в беспорядки, философ был арестован, что вызвало серьезное негодование в обществе. Как только об этом доложили Шарлю де Голлю, тот распорядился отпустить Сартра на волю сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

Другие вклады

Литературные произведения Сартра

Мышление Сартра выражалось не только в философских произведениях, но и в эссе, романах и пьесах. Поэтому этот философ считается одним из самых символических мыслителей современной культуры..

Одним из наиболее представительных романов французского философа является произведение под названием тошнота, написано в 1931 году. Некоторые из тем, рассматриваемых в этой работе, являются смерть, восстание, история и прогресс. В частности, роман рассказывает историю, в которой персонажи задаются вопросом о существовании человека.

Еще одно из литературных произведений Сартра соответствует сборнику рассказов, озаглавленному Стена, и опубликовано в 1939 году. Оно представляет собой повествование от первого и третьего лица. В этой работе философ ставил под сомнение жизнь, болезни, пары, семьи и буржуазию..

Среди самых известных пьес Сартра Муха, работа, которая отражает миф об Электре и Оресте в поисках мести за смерть Агамемнона. Этот миф послужил поводом для критики Второй мировой войны..

Коммунистическая мысль Сартра

После окончания Второй мировой войны Сартр начал чувствовать вкус к коммунистическим идеалам в Европе. Оттуда он начал писать несколько текстов относительно мыслей левых..

Сартр хотел покончить с моделью сталинского социализма. Его тип социализма приблизился к тому, что сегодня известно как социал-демократия. Эту концепцию не очень хорошо видели политики того времени, которые объявили идеи философа нулевыми.

Однако Сартр начал симпатизировать марксистским и ленинским идеям. Его идея основывалась на том факте, что единственным решением для устранения реакции в Европе было формирование революции. Многие из его идей о политике и коммунизме были отражены в его политическом журнале, который был назван Современные времена.

Работа Критика диалектического разума Это была одна из главных работ Сартра. В нем он обратился к проблеме примирения марксизма. По сути, с помощью книги Сартр пытался примирить марксизм и экзистенциализм..

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий