Сеченов иван михайлович краткая биография

Научная деятельность

В 1860 году Сеченов вернулся из Европы и привез с собой материалы для диссертации, которую он начал писать. В Петербурге он основал на базе хирургической академии первую в темной религиозной до мозга костей России школу физиологии. В годы работы в академии ученый ставит эксперименты и пытается доказать опытным путем, что человеком управляет не некая высшая сила извне, а его головной мозг и нервная система. Это был вызов церкви и представлениям о душе, однако ученый именно в этом видел свое предназначение и не боялся обвинений в богохульстве.

Вскоре Сеченов делает важное открытие – он обнаруживает некие участки мозга, так называемые им тормозные центры, воздействие на которые тормозит двигательную деятельность. За работу о рефлексах мозга Сеченов подвергался преследованию со стороны властей, ему приписывали развращение народа, несение нигилистических взглядов в массы и даже вменяли ему в вину косвенное участие в покушении на Александра II.. Однако даже всеобщее осуждение не остановило ученого

Он работает и публикует труды по физиологии нервной системы, а затем органов чувств. Сеченов сделала переворот не только в физиологии, но и в психологии. Он опроверг проповедываемые веками стереотипы и доказал, что человеком движет объективная психологическая деятельность, а не некое высшее сознание.

Однако даже всеобщее осуждение не остановило ученого. Он работает и публикует труды по физиологии нервной системы, а затем органов чувств. Сеченов сделала переворот не только в физиологии, но и в психологии. Он опроверг проповедываемые веками стереотипы и доказал, что человеком движет объективная психологическая деятельность, а не некое высшее сознание.

В 1870 году Сеченов ушел из академии и возглавил факультет физиологии Императорского университета. Также он читал лекции в различных учебных заведениях, работал над своими научными трудами и много времени посвящал экспериментам.

Главная его заслуга – это доказательство рефлекторной природы нервной деятельности. Ученый экспериментальным путем доказал, что вся психическая деятельность зависит от объективных физиологических предпосылок. Сеченов исследовал нервно-мышечную деятельность лягушки при воздействии на нее токами определенной силы и частоты. В результате этих опытов он сделал вывод о свойствах нервных центров и явлении суммации раздражений. Позже рефлекторную теорию Сеченова подтвердил и развил Павлов, продолживший дело своего учителя.

Вклад Сеченова в развитие науки трудно описать и оценить словами. Он совершил революционный переворот, положивший начало дальнейшему развитию медицины.

С 1955 года Московская Медицинская Академия носит имя этого учёного.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред •‏‎ Ауэнбруггер Леопольд •‏‎ Брёйер Йозеф • Ван Свитен • Гаен Антониус • Селье Ганс • Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) • Асклепий • Гален • Герофил • Гиппократ
Британские Браун Джон •‏‎ Гарвей Уильям • Дженнер Эдвард • Листер Джозеф • Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо •‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан • Вирхов Рудольф • Вундт Вильгельм • Ганеманн Самуэль • Гельмгольц Герман • Гризингер Вильгельм • Грэфенберг Эрнст • Кох Роберт • Крепелин Эмиль • Петтенкофер Макс • Эрлих Пауль • Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. • Бакулев А.Н. •‏‎ Бехтерев В.М. •‏‎ Боткин С.П. • Бурденко Н.Н. • Данилевский В.Я. • Захарьин Г.А. • Кандинский В.Х. • Корсаков С.С. • Мечников И.И. • Мудров М.Я. • Павлов И.П. • Пирогов Н.И. • Семашко Н.А. • Сербский В.П. • Сеченов И.М. • Склифосовский Н.В. • Фёдоров С.Н. • Филатов В.П.
Французские Бернар Клод •‏‎ Биша Мари-Франсуа •‏‎ Бруссе Франсуа-Жозеф • Галль Франц Йозеф • Корвизар Жан • Ларрей Доминик • Лаэннек Рене •‏‎ Льебо Амбруаз Огюст • Пастер Луи‏ • Паре Амбруаз • Пинель Филипп • Рабле Франсуа • Рише Шарль-Роберт • Шарко Жан-Мартэн
Разные Бантинг Фредерик •‏‎ Бургав Герман • Везалий Андреас • Гассер Герберт • Гораций Уэллс • Земмельвейс Игнац •‏‎ Мортон Уильям • Кинси Альфред • Парацельс • Пуркине Ян • Ференци Шандор • Юнг Карл

Вклад в науку Ивана Михайловича Сеченова

После публикации в 1866 году одной из его знаменитых книг «Физиология нервной системы» учёный заканчивает формирование собственной физиологической школы в России. Его труд о физиологии нервной системы и по сей день используют в качестве основы, позволяющей изучить процессы, которые происходят внутри живого организма. Даже несмотря на то, что сейчас в психологии и психотерапии преобладают идеалистические направления, работу Сеченова продолжают уважать во всём мире.

Лаборатория физиологии, которую организовал учёный, длительное время работала при Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Именно она представляла собой крупнейший научно-исследовательский центр в России. На её базе изучали не только вопросы физиологии, но также фармакологию и практическую медицину.

Когда И.М. Сеченов работал в университете г. Москвы, он прочёл своим студентам лекционный курс, ставший основой его другой книги «Физиология нервных центров». Книга вышла в печать в 1891 году. За четыре года до своей кончины учёный опубликовал ещё одну прекрасную работу, которую назвал «Очерк рабочих движений человека» (1901).

Одним из примечательных фактов его биографии является курьёзный случай, когда Сеченова стали преследовать представители власти из-за материалистических взглядов. Он считал, что причиной всех сложных процессов, происходящих в нервной системе человека, является не мифологическая «душа», а комплекс сложнейших условных реакций, выстроенных в определённой последовательности. Когда Ивана Михайловича пытались привлечь к ответственности в суде, он отреагировал на это совершенно спокойно. Друзья задавали ему вопросы о том, кто будет его адвокатом. На это учёный ответил, что вместо адвоката он возьмёт с собой на судебное заседание лягушку и с радостью продемонстрирует всем судьям лабораторные опыты над ней в качестве доказательств его правоты.

Несмотря на то что события происходили ещё задолго до октябрьской революции, надолго положившей конец «моде» на идеалистическое мышление в нашей стране, царская власть побоялась международного скандала. К тому времени Иван Михайлович уже был всемирно известным учёным, и его преследование могло негативно сказаться на отношениях России с другими странами. Кроме того, у него было много сторонников и последователей на родине, и если бы его продолжали преследовать, коллеги бы непременно вступились за Сеченова.

Таким образом, царское правительство оставило Ивана Михайловича в покое, однако великий учёный до конца своих дней с точки зрения государственной власти имел репутацию «политически неблагонадёжного элемента».

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Краткая биография И. М. Сеченова

Родился Иван Михайлович Сеченов в семье отставного военного, у которого было ещё семеро детей. С детства Иван Сеченов получал хорошее образование. Вначале это были домашние уроки, которые вели талантливые гувернёры; так, Вильгельмина Штром, выпускница Смольного института, преподавала ему немецкий и французский языки.

Вначале Сеченов поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, однако затем не сдал экзамены для перехода на следующий уровень. Там же, в этом военном училище, он получил офицерское звание. Уволившись из училища, он решил поступить в Московский университет, чтобы стать врачом. Сеченов успешно сдал вступительные экзамены. Преподавателями у него были известные учёные: Севрук, Соколов, Армфельд, Топоров и многие другие. На четвёртом курсе занятия по медицине проходили также в университетских клиниках.

Однако Сеченов постепенно разочаровался в медицине как науки, поскольку увидел, что она была в то время организована плохо. Например, в учебнике Огюстена Гризолля, по которому велось преподавание, описывались причины заболеваний, симптомы, их исход и способы лечения, однако ни слова не было о том, как именно из причин развивается болезнь, в чём сущность болезни и почему та или иная болезнь лечится именно этими лекарствами, а не какими-то другими. Сеченов охладел к медицине и увлёкся лекциями профессора Глебова по сравнительной анатомии и физиологии.

При этом Сеченов проявлял большой интерес ко многим вещам. Он интересовался философией, историей, психологией, театром, даже играл в домашних спектаклях. Сеченов сблизился с Боткиным, Менделеевым и Бородиным – выдающимися учёными.

В 1856 году Иван Сеченов отправляется в длительную поездку за границу, где проходил стажировку. Там он проводил опыты по изучению рефлексов, гальванических явлений, длительное время исследовал влияние алкоголя на жизнедеятельность организма. В Вене он занимался исследованиями вместе с известным физиологом Карлом Людвигом, с которым быстро подружился. Здесь он, помимо прочего, занимался исследованиями состава крови, входящих в неё газов. Позднее работал и в других европейских лабораториях. По окончании своего длительного путешествия по Европе Сеченов вернулся в Петербург. Здесь он преподавал в течение сорока с лишним лет, создав обширную школу; среди его учеников были и первые русские женщины-врачи.

Сеченова отличали поразительная работоспособность и при этом любовь к жизни. Плодотворную научную работу он совмещал с дружескими посиделками, походами в театр, прогулками и экскурсиями. Приятное впечатление на него оказал один из его зарубежных руководителей – французский хирург Ж. Ф. Мальгэнь, который свои лекции смешивал с шутками, которые рассказывал «с французским шиком». Как уже говорилось, достаточно долго он исследовал влияние алкоголя на организм; некоторые авторы считают, что толчком к этому исследованию послужили дружеские посиделки у поэта Аполлона Григорьева, известные своими шумными возлияниями.

Во время стажировки в Берлинском университете Сеченов, принимая участие в экспериментах, нашёл ошибку, допущенную знаменитым физиологом Клодом Бернаром. Это исследование Сеченова было опубликовано и принесло ему известность в европейском научном мире. О нём узнал и сам Клод Бернар, с которым Сеченов вскоре подружился и даже работал в его лаборатории.

Умер Иван Сеченов в 1905 году. Всё своё небольшое состояние он завещал крестьянам своего родного села, а средства с издания своих книг велел передать Пречистенским рабочим курсам, на которых когда-то преподавал. Сеченов пожелал, чтобы его похороны были очень скромными, так что за гробом шли только самые близкие люди.

4 типа высшей нервной деятельности человека

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.

  1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
  2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.
  3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.
  4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И.П.Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей.

  • Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту;
  • уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру;
  • уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям;
  • слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента.

Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.

Открытие И.П.Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Свобода и радость

Врач и великий ученый Иван Михайлович Сеченов слыл человеком крайне несерьезным, непоследовательным. Чего захочет, то и делать будет. Ни далеко идущих планов, ни продуманной системы. Как будто ветер носится.

Именно таким он виделся со стороны. Во всяком случае, в начале своей жизни.

Казалось бы, таким может быть только человек, сызмальства избалованный, капризный любимец восторженных маменьки с папенькой. Но нет, здесь ситуация была совсем другая.

Сын мелкопоместного и многодетного провинциального дворянина, родившийся в 1829 году в селе Теплый Стан Симбирской губернии, он роскоши не знал. Впрочем, и не стремился к ней. Сеченов брал от жизни другое – свободу и радость.


Теплый Стан. Дом, в котором родился И. М. Сеченов. Рисунок по фотографии с сайта nplit.ru

Пример отца был каждый день перед глазами. Дело в том, что он женился на собственной крепостной, повторив тем самым исторический поступок графа Николая Шереметева. Эпоха была та же самая, а вот богатство Шереметевых и Сеченовых, а также провинциальность Москвы и симбирского сельца, никакому сравнению не поддавались.

Если Николаю Петровичу со всеми его возможностями (подготовка липовых дворянских документов для Прасковьи Жемчуговой и так далее) было трудно, то Михаилу Алексеевичу вообще невыносимо. Их отношения с Анисьей Егоровной – излюбленная тема для всех жителей села без исключения. Тем не менее, он сделал это и был счастлив.

Ученый вспоминал: «В детстве больше отца и матери я любил мою милую няньку. Настасья Яковлевна меня ласкала, водила гулять, сберегала для меня от обеда лакомства, брала мою сторону в пререканиях с сестрами и пленяла меня больше всего сказками, на которые была большая мастерица».

Денег на гимназию не было, и Ваню обучала мать, которая, пусть и крестьянка, но в совершенстве знала несколько иностранных языков, прекрасно разбиралась в математике, в естественных науках. И, совсем как деревенская баба, мечтала, что ее Ванечка станет профессором. Не верила, конечно, где симбирское село, а где профессора! Но все равно мечтала.


Инженерный (Михайловский) замок, в котором и располагалось Николаевское инженерное училище. Санкт-Петербург, 1865 год. Фото с сайта pastvu.com

В 1843 году Иван Михайлович поступил в Санкт-Петербугское Главное военно-инженерное училище. Раньше вообще ни разу не покидал село, а тут приехал на перекладных из своего Теплого Стана и играючи сдал все экзамены. А когда надоела столичная жизнь, влез в сапоги и пошел на войну.

До самой войны Сеченов, правда, не дошел, остановили, а то был бы полководец, и два года служил в Киевском саперном батальоне. А потом подал в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Новоявленный студент с огромным нетерпением ждал первой университетской лекции. Это была анатомия. Отсидел целый час и не понял ни слова, вреднющий профессор читал на латыни. Ничего, выучил быстро и латынь.

На четвертом курсе Сеченов и в медицине разочаровался: «Виной измены моей медицине было то, что я не обнаружил в ней того, чего ожидал – голый эмпиризм вместо теорий… Нет ничего, кроме перечисления симптомов болезни и причин заболевания, способов лечения и ее исходов. А о том, как болезнь развивается из причин, в чем сущность ее и почему помогает то или иное лекарство, нет сведений».

Однако он все же нашел свою нишу, принялся изучать человеческий мозг. В то время это считалось занятием бесперспективным, но Сеченову что за дело до этого? Захотел и изучает.

Позитивизм в психологии.

Позитивизм в психологии середины прошлого века представлял сложное, противоречивое явление. Увлечение им было обусловлено крахом старых  идеалистических систем и неудовлетворенностью примитивным материализмом, с точки зрения которого психика представлялась тенью, призрачным порождением мозговых процессов.

Могла ли крепнущая научно-психологическая мысль удовлетвориться этим представлением, превращавшим психологию в некий придаток к физиологии? Ведь в самом естествознании, в русле строго эмпирического изучения жизнедеятельности возникали представления о том, что сознание играет в ней особую, притом незаменимую роль, которую невозможно понять с точки зрения общей механики и энергетики организма.

Люди, стоявшие у лабораторного стола (а не авторы философских трактатов), доказывали, что без обращения к этой роли нельзя объяснить даже приспособительных реакций обезглавленной лягушки, не говоря уже о реакциях более сложных систем – зрительной, слуховой, и др. Философский идеализм (под ним понимались концепции типа кантовской, гегелевской и т.п.) возвеличивал сознание, но имел в виду совсем иные его проявления, чем те, которые наблюдали и над которыми экспериментировали физиологи. Что же касается философского материализма (под ним понимались вульгарно-материалистические взгляды), то он видел в сознании производное механики жизни, а не ее активный фактор, для постижения которого недостаточно категорий «чистой» физиологии.

Позитивистский призыв – отбросить умозрительные конструкции и сосредоточиться на одних только фактах и корреляциях между ними – казался выходом из тупика, созданного метафизическими системами. Позитивистские настроения лидеров опытного направления в психологии способствовали прогрессу реального знания о явлениях душевной жизни в их зависимости от физических и биологических факторов. Но хотя позитивизм и вносил свежую струю, он оставлял эмпирическую психологию в тенетах старых постулатов, старых категорий. По крайней мере три таких постулата довлели над опытной школой создавая непреодолимые трудности на пути приобретения ею истинно позитивного облика. Первым из них было представление о том, что психическое отличается от материального (физического, физиологического) своей непосредственной данностью субъекту. Второй постулат, порожденный стремлением понять неотделимость психического от физиологического, выражался идеей их параллельности. И, наконец, в противовес жестко механическому взаимодействию физических тел выставлялась в качестве ни с чем не сравнимого признака человеческого поведения его произвольность. В категориях субъективности психического, его параллельности телесному, его произвольности мыслили все стоявшие на позициях позитивизма исследователи психических явлений, с какой бы убежденностью они ни настаивали на своей приверженности одним только фактам.

Научная деятельность

Октябрь 1850 г. Иван Михайлович становится вольнослушателем, а затем студентом, медицинского факультета Императорского Московского Университета. Во время учебы он испытывает определённое разочарование банальностью излагаемых на лекциях фактов. Его серьезно начинает интересовать сущность болезней.

1855 г. Сеченов получает компенсацию за отказ от имения. На эти деньги в 1856-60 гг. он продолжает свое образование. В Берлинской лаборатории Иоганна Петера Мюллера, известного немецкого естествоиспытателя, он изучает аналитическую химию, а также приступает к исследованию рефлекторной деятельности животных.

Октябрь 1857 г. Иван Михайлович работает в Лейпциге по теме газообмена при алкогольном отравлении. Интересный факт: часть экспериментов по влиянию алкоголя ученый ставил на себе, что заставляет коллег восхищаться его смелостью. Обычно он практически не употреблял алкоголь.

1858 г. Работа в медико-хирургической академии Вены по направлению газообмена. Здесь Иван Михайлович знакомится с доктором С.П. Боткиным. Завершается «венский период» написанием докторской диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения».

Апрель 1959 г., Гейдельберг. Сеченов, продолжает экспериментальные исследования блуждающего нерва, а также работы по неорганической химии и физиологической оптике.

Март 1860 г. Защита докторской диссертации. Научное сообщество Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербурга присваивает Сеченову докторскую степень по медицине.

1863 г. Выходит статья «Рефлексы головного мозга», которая, по мнению цензуры, разрушает нравственные основы общества. Иван Михайлович спокойно воспринимает критику своих работ. Когда возникает перспектива судебного разбирательства, друзья предлагают адвоката, но ученый отказывается, заявляя, что продемонстрирует судьям эксперимент с лягушкой для доказательства своей правоты.

1867-68 гг., Австрия. Сеченов делает ряд открытий по физиологии нервных процессов, раскрывая их в известной работе «Об электрическом и химическом раздражении спинномозговых нервов лягушки».

1867 г. Увидела свет статья «Физиология органов чувств», где появляются идеи саморегуляции при наличии обратных связей, что можно отнести к теоретическим основам кибернетики.
Уход Сеченова из Академии связан с отклонением ученым советом предложенной им кандидатуры молодого ученого И.И. Мечникова на должность заведующего кафедрой гистологии. Он решительно не хочет работать в условиях недоверия со стороны научного сообщества.

1871 г. Сеченов избран профессором Новороссийского университета Одессы, надеясь со временем открыть медицинский факультет. Но на это не хватает ресурсов.

1873 г. Опубликована статья «Кому и как разрабатывать психологию», смысл которой — сопоставление психических явлений с нервными процессами. Эту тему позднее разовьет его ученик Иван Павлов в работе «Ответ физиолога психологам». Обе статьи до сих пор вызывают горячие дискуссии отечественных ученых.

1876 г. Иван Михайлович создает новую физиологическую лабораторию Императорского Санкт-Петербургского университета. Академия наук трижды отклоняет его кандидатуру для избрания действительным членом. Однако этот период характеризуется продуктивным формированием русской физиологии.

1888 г. Сеченов покидает Петербургский университет. По настоянию друзей он переходит на работу в Московский университет, где основоположник физиологии с мировым именем получает простое звание приват-доцента. Он отвергает предложение своего старого австрийского друга Карла Людвига о работе, поскольку считает важным вести научную деятельность на родине. Только в 1891 г. Иван Михайлович становится, наконец, профессором Московского университета.

1903 г. Сеченов преподает на Пречистенских рабочих курсах основы физиологических знаний работникам московских фабрик, к которым относился с большим уважением

Ему нравилось дело просвещения, он придавал ему исключительно важное значение.

15 ноября 1905 года великий ученый умер от воспаления легких. Первоначально он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, но позднее его прах перезахоронили на территории Новодевичьего монастыря.

Научный труд «Элементы мысли»

Известна и книга Сеченова «Элементы мысли». В ней учёный описывает, опять-таки популярным языком, своё видение психической жизни человека. Сеченов здесь предвосхищает психологию двадцатого века, в частности – концепцию Жана Пиаже, поскольку призывает изучать психическое развитие человека в течение всей его жизни. В частности, в «Элементах мысли» Сеченов описывает мышление ребёнка и показывает, чем оно отличается от интеллекта взрослого человека. К примеру, мышление ребёнка в самом раннем возрасте ещё не основано на мыслях, поскольку ему ещё не из чего эти мысли создавать. Другими словами, маленький ребёнок ещё не мыслит, а только чувствует. Однако он очень активно познаёт окружающий мир с помощью чувств, и на этой основе у него постепенно зарождаются первые мысли.

В этой книге также описывается природа чувств и механизм их зарождения; приводится сравнение между мышлением животных и человека. Сеченов указал, в чём разница между инстинктами и разумом. Любопытно, что указал на сложность разграничения интеллекта человека и животных: помимо «машинообразных» инстинктов, у животных отмечается способность пользоваться обстоятельствами данного времени и условиями местности, то есть сообразительность и возможность обучаться; а у человека привычные действия своим «машинообразным» характером напоминают животные инстинкты.

Образование

В 14 лет Иван Михайлович поступает в школу военных инженеров и уезжает в Петербург. В школе было 4 младших класса, где обучение длилось 4 года, и 2 офицерских класса, куда попадали после. Заведение поддерживало военный режим: подъем в 5 утра, учеба с 7 часов и строевая подготовка. Мальчики также давали присягу и считались уже госслужащими, что избавляло их от телесных наказаний.

В инженерной школе уклон был на математику, черчение, алгебру, геометрию и тригонометрию. В старших классах он изучал аналитическую механику, интегральное исчисление, французскую литературу. Но главным предметов, который был все 6 лет обучения, являлась фортификация (военно-инженерная наука об укреплении местности для ведения боя.) Однако инженерные науки Сеченова не увлекали, уже тогда он страстно полюбил один предмет — физику, где делал большие успехи. В старших классах мальчик проявил интерес к химии. Как признается сам Иван Михайлович в своих воспоминаниях:

После окончания инженерной школы в 1848 году в звании унтер-офицера Сеченов был распределен в Киев, во 2-й резервный саперный батальон. Через два года новоявленный офицер подает в отставку, с твердым намерением идти учиться медицине. На этот шаг его подтолкнуло знакомство с молодой вдовой Ольгой Александровной, девушкой очень образованной и увлеченной медициной. Как вспоминает сам Сеченов эпизод своей биографии:

С этим намерением в 1850 году Сеченов поступает в Московский медицинский университет. Его ждет 6 лет интересного обучения, первых открытий и полного осознания целей своей жизни. Хоть скупая медицинская теория сначала разочаровала будущего ученого, он в совершенстве освоил биологию, анатомию, хирургию и физиологию. На третьем курсе университета Сеченов увлекается психологией. В это же время его влечет за собой философия. Учился Сеченов очень охотно, что в итоге позволило ему закончить университет в тройке лучших студентов. После медицинского университета в 1856 году Иван Михайлович уезжает учиться в Берлин.

За границей Сеченов пробудет 4 года, где начнется расцвет его карьеры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий