Великий шёлковый путь

История

Точно неизвестно, когда именно впервые возникло такое определение и началась торговля. Однако по многим данным, вряд ли это произошло позже II века нашей эры. К тому моменту Китай уже стал огромной империей, объединившей ранее разрозненные государства, и наступила эпоха его процветания. Несмотря на достаточно замкнутую экономику и политику неприятия чужеземцев, необходимость торговли с окружающим миром была очевидна. Однако расположенные рядом соседи не могли дать практически ничего из того, чего не было бы в самой Империи. Именно тогда и возник Шелковый путь, связавший воедино Европу и Азию.

Шелка, фарфор, украшения и многие другие товары потекли из Китая на запад, а в обратном направлении отправлялись кожи, меха, ковры и так далее. Все это способствовало процветанию всех регионов, расположенных в непосредственной близости от караванной тропы и, как следствие, государств, которым эти земли принадлежали. В том числе и России. Новый экономический Шелковый путь стал логичным продолжением старинных связей, достаточно долгое время разорванных из-за политики как Китая, так и России. Сейчас такая торговля может и не настолько значительна, как в древние времена, но все равно остается очень прибыльной.

Неизвестная цивилизация

Шёлковый путь был основан примерно во II веке до нашей эры. В это время посол из Китая совершал визиты в государства Центральной Азии, выполняя функции дипломата.

В тот исторический период маршрут с запада на восток доходил лишь до Китая из-за гор, скрывавших азиатскую цивилизацию от глаз европейцев. Китайцы не специально открыли маршрут к западной цивилизации, они не собирали группу исследователей-путешественников. Всё произошло случайно.

Император Китая послал к западной границе страны посольство, возглавляемое Чжан Цянем. Правитель азиатского государства желал разрядить накалившуюся обстановку: дело в том, что кочевые племена, проживавшие на окраинах, часто враждовали друг с другом, происходили конфликты. Для решения одной такой ситуации и было отправлено посольство.

Придя к западной границе, Чжан Цянь узнал о том, что одно племя вытеснило другое за пределы страны. Послу пришлось с подчинёнными ему людьми отправиться на поиски кочевников, так как за ушедшее племя он нёс ответственность лично перед императором.


Великий шелковый путь на карте. (klike.net)

Посольство пережило плен, жару пустыни, высоты гор и наконец-то нашло беженцев в районе Средней Азии. За время путешествия больше всего послов удивило, что за пределами Китая были другие развитые цивилизации. Они увидели множество крупных городов, расположенных на территориях государств, которые сейчас входят в состав Средней Азии.

Вернувшись к императору, Чжан Цянь пересказал всё, что довелось увидеть за время своей «Одиссеи». Монарха впечатлило услышанное, и он решил отправить в Среднюю Азию ещё несколько посольств для формирования торговых отношений с богатыми земледельцами и мастерами, проживавшими западнее Китая. Вскоре Китай начал получать мощных лошадей, различные товары. В обмен на это Китай поставлял в Среднюю Азию ценный материал — шёлк.

Позже маршрут расширился. Произошло это, когда послы Ханьской империи обнаружили западный путь, по которому ранее ходили войска
.

Персидская царская дорога

История Шелкового пути датируется с правления династии Хань, когда во время империи Ахеменидов(500 -330 до н.э.) Персидская королевская дорога стала одной из главных артерий Шелкового пути. Персидская королевская дорога проходила от Сузы, на севере Персии ( в современности Иран) до Средиземного моря в Малой Азии (современная Турция) , на всем пути находились почтовые станции со свежими лошадьми для посланников, таким образом гонцы могли быстро доставлять сообщения по всей империи.

Геродот, писавший о скорости и эффективности персидских посланников, заявил, что: «В мире нет ничего, что путешествовало бы быстрее, чем эти персидские курьеры. Ни снег, ни дождь, ни жара, ни тьма ночи не позволяют этим курьерам завершить свои назначенные маршруты с максимальной скоростью ».

Персы тщательно поддерживали Королевскую дорогу и со временем расширили ее, появилось много мелким боковых дорог. Эти пути, в конце концов, пересекли индийский субконтинент через Месопотамию и в Египет.

«Золотой век» Шёлкового пути

Основные статьи: Согды, Рахдониты

Статуэтка западного купца, изготовленная в китайском государстве Северная Вэй

Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.

В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.

Историческое значение ВШП для развития международных отношений

Оживление использования Шелкового пути на международном уровне началось еще в середине II в. до нашей эры.
Посланники китайского императора У-Ди, направленные с дипломатической миссией в западные страны в 138 г., вернулись обратно лишь спустя 13 лет.
Установление дипломатических отношений между Тюркским каганатом и Византией, чему способствовала торговля через Шелковый путь, было достигнуто в 568 году.
Эти две страны заключили торговодипломатический союз, направленный против Персии (Ирана).
Тюркский каган, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией: Иштеми.
Шелковые наряды с различными украшениями и узорами от имени китайского императора были вручены иранскому шаху.
Казахстанские ветви ВШПЖетысу- главные ворота ВШП на Восток.
Казахские земли испокон веков являлись мостом соединяющим Запад и Восток.
Все средневековые города Жетысу находились вдоль Шелкового пути.
Места расположения зимовок тоже находились в этих местностях.
Ныне имеющиеся современные автомобильные и железные дороги проходят параллельно древнему Шелковому пути.

  • Главное направление пути, выходящего на Восток, пролегало через юго-восток Жетысу, оно шло через Тараз — Алматы — Шелек (Чилик) — Сумбе — Жаркент — на Восток.
  • Северо-Восточное ответвление через Алматы — Капшагай — Шенгельды — Алтынемель — Дунген — Койлык — мимо озера Алаколь — на Восток.
  • Северное (третье) направление Тараз
  • Кулан — Хантау — Балотопор — Или — Дунген — Айнабулак ответвлялось в двух направлениях.
  • Далее третье направление поворачивало в Сарканд и шло на северо-восток Казахстана, а оттуда — в Монголию.
  • Северное и северо-восточное направления Шелкового пути, выходившие на Восток, соединялись в городе Дунген.
  • Северное направление пути шло на северо-восток Казахстана через город Сарканд.
  • По северо-восточному направлению шел путешественник В.Рубрук в Монголию к Мункэ хану.

Прохождение Шелкового пути в нескольких направлениях имело для населения Жетысу важное значение, поскольку они покупали и обменивали товары у проезжавших мимо торговцев.
Южный Казахстан — одни из главных ворот для выхода на Запад.
Направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались в Таразе и доходили до Испиджаба.
Отрар был узлом многих караванных путей

  • Отрар-Шавгар
  • Отрар — через Сырдарью — Васидж
  • асидж — вверх по Сырдарье — Сюткент — Шаш
  • Васидж — Дженд — через Кызылкумы — Хорезм и Ургенч — Поволжье — Кавказ — этот отрезок Шелкового пути был основным направлением в Золотую Орду.
  • Тараз — Испиджаб — юго-восточное направление — Шаш (Ташкент)- Самарканд и Бухара — на Запад.
  • Испиджаб — Шымкент — Отрар, Туркестан — Сауран — Сыгнак — Баршынлыкент — Хорезм.
  • Баршынлыкент — Жанкент — по северному побережью Аральского моря — через северо-восток Каспийского моря на Запад.

Второе направление: Жанкент-Северный Казахстан.
Сыгнак — Аксумбе — Центральный Казахстан.
Сауран — Каракорум (Жыланкараул).
Эти пути отходили от основного во внутренние районы Казахстана.
Оба направления Шелкового пути с востока через Жетысу смыкались на юге в городе Тараз и доходили до Испиджаба (Сайрама).
Из Испиджаба одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Шаш (Ташкент). Оттуда в среднеазиатские города Самарканд и Бухару с выходом на Запад. Второе направление из Испиджаба пролегало через Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак, а затем в Баршынлыкенте делилось на два ответвления, одно из которых шло в Хорезм.
Одна из ветвей ВШП проходила по северному побережью Аральского моря через Жанкент.
Из Сыгнака через Аксумбе одна из ветвей Великого Шелкового пути шла в Центральный Казахстан.
Отрар был узлом многих караванных путей. Из Отрара одна дорога шла в Шавгар.
Другая на переправу через Сырдарью и к городу Васидж.
Из Отрара Великий Шелковый путь шел вдоль Сырдарьи в Золотую Орду.
Социально-экономическое значение Шелкового пути для Казахстана Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства.
Тюркоязычные племена переняли у согдийцев оседлость.
Согдийцы научились у тюрков скотоводству.
Согдийцы восприняли тюркский язык, переняли тюркские обычаи и традиции. Монгольское нашествие XIII-XIV вв. нарушило торговые связи, и значительно ухудшилось социально-экономическое положение городов, расположенных вдоль Шелкового пути.
Начиная с XVII века, в связи с открытием морских торговых путей торговля через Шелковый путь снизилась.
 

Защита шелковых дорог

Искусство, религия, философия, технология, язык, наука, архитектура и все другие элементы цивилизации подлежали обмену через Шелковый путь вместе с коммерческими товарами, перевозимыми купцами из страны в страну.

Вдоль сети маршрутов также распространялись болезни, о чем свидетельствует распространение бубонной чумы 542 г. н.э., которая, как считается, прибыла в Константинополь через Шелковый путь и уничтожила Византийскую империю.

Закрытие Шелкового пути вынудило торговцев выходить в море, чтобы продолжить свою торговлю, тем самым инициировав Эпоху Открытия (1453-1660 гг. н.э.), которая привела к всемирному взаимодействию и началу глобализации общества.

Польза для Китая

Как уже было сказано, главная особенность нового маршрута заключается в его выгоде для всех участниках. Новый Шелковый путь Китай продвигает максимально активно по следующим причинам:

  • Китай развивает транспортную сеть огромными темпами. Там строится больше железных и других типов дорог, чем во всем мире, вместе взятом. Однако уже сейчас понятно, что бесконечно это продолжаться не может. В конечном итоге, все занятые в этой сфере останутся без работы и это в стране, где безработица и так является огромной проблемой. Новый вариант Шелкового пути позволит предлагать способности своих компаний другим странам, и даже если они получат хотя бы часть заказов, это обеспечит еще целые десятилетия стабильной работы. За это время можно будет найти выход из положения.
  • Экономика Китая кровно заинтересована в создании прямой связи между своими ж/д путями и аналогичными транспортными магистралями других стран. К примеру, в 2015 году на строительство железной дороги для сообщения с Казанью эта страна готова выделить 300 миллиардов рублей. Даже в такой ситуации учитывается выгода обеих сторон, и если непосредственно строительством заниматься предполагается специалистам из Китая, то подвижной состав и материалы возложены на Россию. Экономика обеих стран получит свои доходы.
  • Финансовая система КНР ориентирована на непрерывный рост производства. В последние годы это развитие стало слишком сильно замедляться из-за перенасыщения товарами. Шелковый путь даст доступ к новым рынкам, что позволит сделать еще один рывок.
  • Стандартный вариант доставки грузов по воде занимает около 45-60 дней. Используя транспортировку по суше его можно будет сократить до 10-13 дней. Чем быстрее заказчики получат свои товары, тем лучше для обеих сторон.

Шелк в Римской империи

До того, как стать императором Августом, Октавиан Цезарь использовал противоречивую тему шелковой одежды чтобы осудить своих противников Марка Антония и Клеопатру VII как аморальных. Поскольку они оба предпочитали китайский шелк, который все больше ассоциировался с распущенностью, Октавиан выслал своих врагов из страны.

Хотя Октавиан одержал победу над Антонием и Клеопатрой, он не смог ничего сделать, чтобы ограничить популярность шелка.

Историк Дюрант пишет: Римляне считали шелк растительным продуктом, счесанным с деревьев, и ценили его на вес золота. Большая часть этого шелка продавалась на остров Кос, где он  вплетался в платья дам Рима и других городов.

К моменту правления Сенеки Младшего (4 года до н.э. — 65 г. н.э.) консервативные римляне видели женщин в платьях из китайского шелка и считали их аморальными, туники же для мужчин были слишком женственными. Однако эти критические замечания не помогли остановить торговлю шелка с Римом, и остров Кос стал богатым и роскошным благодаря производству шелковой одежды.

Как пишет Дюрант «Италия пользовалась «неблагоприятным» балансом торговли — покупая больше, чем продавала», но все же экспортировала в Китай дорогие товары, такие как «ковры, драгоценности, янтарь, металлы, красители, стекло».

Во времена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н. э.) шелк был самым ценным товаром в Риме и никакая консервативная критика, казалось, не способствовала замедлению торговли или прекращению моды. Даже после Аврелия шелк оставался популярным, хотя и дорогим.

Во время падения Римской империи в 476 году н.э. Рим пережил свою восточную половину, которая стала известной как Византийская империя и которая продолжала романтическое увлечение шелком. Около 60 г. н.э. запад стал осознавать, что шелк не выращивается на деревьях в Китае, а на самом деле производится шелковыми червями.

Китайцы целенаправленно хранили происхождение шелка в тайне, и, как только он вышел, тщательно охраняли своих шелковых червей и их процесс сбора шелка. Византийский император Юстиниан (527-556 гг. н. э.), уставший от постоянных просрочек платежей от китайцев, послал двух эмиссаров, замаскированных под монахов в Китай, чтобы украсть шелковых червей и вывезти их на запад.

План был успешным и активизировал византийскую шелковую промышленность. Когда византийская империя пала в 1453 году н.э., Османская империя закрыла Шелковый путь и порвала все связи с Западом.

Историческое значение Пути

Ееликий шёлковый путь способствовал развитию не только торговли, но и культуры. В составе караванов кроме торговцев были поэты, учёные, художники, философы, паломники. Благодаря им мир смог оценить музыку, стихи, танцы и искусство различных народов, узнал о том, как создавать бумагу, шёлк, производить порох, познакомился с христианством, буддизмом, исламом. И хотя шёлк был и главным товаром, он был далеко не единственным, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из центра Азии вывозились хуттальские кони, военное снаряжение, серебро и золото, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты, овцы, охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор, чай и рис. Западная Европа, приобретая дорогие восточные товары, платила золотом и серебром. С античных времён до конца своего существования Великий шёлковый путь «перекачивал» драгоценные металлы из Европы на Восток. Эта утечка ухудшала денежную систему Европы. Европейские правители пытались наложить ограничения на потребление восточных товаров в попытках сократить вывоз золота и серебра, но в большинстве случаев они оказывались безуспешными. Помимо самих товаров распространялась и информация об их производстве. Так, китайское шелководство уже в I-II вв. нашей эры проникло в Туркестан, а к V веку попало и в Иран. В VI веке император Византии организовал шелководство в Греции, уговорив, как гласит легенда, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Европейцы с XIII века научились изготавливать по рецептам Китая и Средней Азии бумагу, которая вытеснила пергамент и папирус, удешевив тем самым тиражирование рукописных текстов. Великий шёлковый путь способствовал не только установлению и развитию торговых отношений между народами, но и укреплению дипломатических отношений. Только после появления трансконтинентального торгового пути европейцы и китайцы получили изначальные представления обо всех цивилизациях Евразии. В конце XIII — начале XIV века, после того как некоторые из европейских купцов и миссионеров смогли пройти от начала и до конца весь Шёлковый путь, а после написать об этом книги, Европа получила первоначальные знания о Евразии и разных странах Востока.

Планы воссоздания

СССР

В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.

Транссиб

В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.

Транс-Евразийский пояс «Razvitie»

В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.

Автомобильный маршрут

В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане. Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.

TRACECA

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.

Каспийский паромный путь

В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.

«Один пояс и один путь»

Основная статья: Один пояс и один путь

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Шёлк — главный предмет роскоши

Само название маршрута «Великий шёлковый путь» напрямую отсылает к очень ценному для европейских государств древних времён материалу под названием шёлк.

Именно шёлк стал своеобразным клеем между западной и восточной цивилизацией. Шёлк использовался в Китае не только при изготовлении одежды, но и в письменности. Великий шёлковый путь, благодаря которому караваны с различными товарами добирались с европейских территорий в Азию, чтобы продать свои товары и привезти домой шёлк, стал первым в человеческой истории трансконтинентальным маршрутом.

Великий шёлковый путь брал своё начало на территории Рима. Оттуда, пройдя через Средиземное море, путники доходили до Гиерополя — сирийского города. Пройдя Месопотамию, Персию и оказавшись в Средней Азии, караваны должны были перебраться через оазисы и тогда попадали в Китай.

По пути в Азию путники успешно торговались с местными. Для совершения столь далёких поездок часто они использовали верблюдов или мощных ослов, способных перевозить множество вещей и продуктов туда и обратно.


Великий шелковый путь. (livejournal.com)

Помимо обмена ценными товарами, благодаря Великому шёлковому пути между восточными и западными цивилизациями происходил настоящий культурный обмен религиозными и философскими учениями.

Историки до сих пор спорят о том, где обрывался Великий шёлковый путь. Одни говорят о том, что после входа западных цивилизаций в Китай дорога продолжалась на востоке до столицы Небесной империи Чанъань. Другие убеждены, что Великий шёлковый путь шёл в ещё более восточном направлении, добираясь до Кореи и Японии. Но логически вторую концепцию обосновать сложно, так как шёлк европейцы покупали на западной границе Китая. Также говорят, что третья трасса Великого шёлкового пути шла через северную часть Средней Азии, соприкасаясь с территориями современного Казахстана.

Западный контакт с Китаем

После того, как Александр Великий завоевал персов, он основал город Александрия Эшате в 339 г. до н. э.в Ферганской долине (современный Таджикстан). Оставив своих раненых ветеранов в городе, Александр двинулся дальше. Со временем эти македонские воины вступили в брак с коренным населением, создав греко-бактрианские культуры, которые процветали под Империей Селевкидов после смерти Александра.

Во время правления греко-бактрианского царя Евтидима I (260-195 г. до н. Э.) греко-бактрийцы расширяли свои владения. По словам греческого историка Страбона (63-24 года н.э.), греки «расширили свою империю до уровня Сереса». «Seres» было названием, с помощью которого греки и римляне знали Китай, что означало «земля, из которой шел шелк». Считается, что первые контакты между Китаем и Западом произошли примерно в 200 году до нашей эры.

Китайская династия Хань (202 г.до н. э. — 220 г. н. э.) регулярно подвергалась преследованиям кочевых племен Ксионгну на северных и западных границах. В 138 г. до н.э. император Ву отправил своего посланника Чжан Цяня на запад, чтобы договориться с людьми Юэджи о помощи в победе над Ксионгну. Экспедиция Чжан Цянь начала контактировать со многими различными культурами и цивилизациями в Центральной Азии, и среди них те, которых они называли «даюан» или «великие ионии», которые были греко-бактрийцами и были выходцами из армии Александра Великого.

У Дэйюана были могучие лошади и Чжан Цянь доложил Ву о том, что они могли быть эффективно использованы против мародерства Ксионгну. Последствиями путешествия Чжан Цяня были не только дальнейшие контакты между Китаем и Западом, но и организованная и эффективная программа разведения лошадей по всей земле для оснащения кавалерии.

Лошадь была давно известна в Китае и использовалась на войне уже при династии Хань (1600 — 1046 гг. До н. Э.), но китайцы восхищались западной лошадью из-за ее размеров и скорости. С западной лошадью Дэйюань династия Хань победила Ксионгну. Этот успех вдохновил императора Ву на размышления о том, что еще может быть достигнуто за счет торговли с Западом, и Шелковый путь был открыт в 130 году до нашей эры.

В период между 171-138 г. до н. э. Митридат I Парфии выступил за расширение и укрепление своего королевства в Месопотамии. Селевкидский король Антиох VII Сидец (138-129 г. до н. Э.) выступал против этого расширения, а также желая отомстить за смерть своего брата Димитрия, сражался против парфянских сил Phrates II, преемника Митридата. С поражением Антиоха Месопотамия попала под парфянское господство и вместе с ним подошла к Шелковому пути. Затем парфяне стали центральными посредниками между Китаем и Западом.

Влияние ВШП на развитие культуры

Страны, через которые пролегал ВШП, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами.
В ходе раскопок в Таразе были найдены серебряные вазы и кувшины, изготовленные знаменитыми мастерами Византии.
В Талгаре, Испиджабе, Отраре была найдена красивая посуда из китайского фарфора.
На трассе ВШП основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.
Установление и развитие культурных связей благотворно отразились на развитие музыкального искусства.
Были найдены терракотовые скульптуры с изображениями танцоров, актеров в масках, музыкантов.
Были найдены руины мечетей, медресе, храмов, связанных с различными верованиями.
По ВШП распространялись также религиозные идеи, но они не являлись помехой для развития общей культуры. Примером влияния ВШП на развитие культуры, являются находки религиозных сооружений различных верований (на месте городов Тараз, Баласугун, Испиджаб).

Начало торговли по Шелковому пути

Регион Китая был изолирован от цивилизаций Запада самыми высокими в мире горами, одними из самых больших и суровых пустынь и большими расстояниями. Между ними кочевые народы совершали набеги на путешественников и торговцев.

Тем не менее, люди династий Шан (1600–1046 гг. До н.э.) освоили производство нескольких важных и уникальных продуктов, таких как шелк, фарфор и бумага, которые высоко ценились на Западе.

Но чтобы добраться до Запада, было всего два сухопутных маршрута. Морские путешествия были еще слишком примитивными. Один наземный маршрут проходил через коридор Ганьсу, простирался на запад до Синьцзяна, а затем был разделен на несколько маршрутов. Он называется Шелковый путь. Другой, называемый Дорога чайного коня, начинался из Юньнани и Сычуани и пересекал Тибет.

Такие продукты, как шелк, были очень ценными для производителей в Центральной Азии и в Европе. Они платили драгоценными металлами, шкурами животных и другими промышленными товарами, такими как шерстяные изделия, ковры и изделия из стекла, которые ценились на Востоке.

Дальнейшее развитие

В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги (см. Волжский торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат).

В результате ирано-византийских войн VI—VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский.

Маршрут странствий Марко Поло

После создания в XIII веке Монгольской империи, в пределах которой оказалась почти вся протяжённость Шёлкового пути, возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним маршрутам. Такие европейские путешественники, как Марко Поло, Карпини, Рубрук, при содействии монголов беспрепятственно проделывали путь до Восточного Туркестана и обратно. Теми же самыми путями распространялась в XIV веке и «чёрная смерть». Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укреплёнными факториями по берегам Чёрного моря.

К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые стимулировали развитие морской торговли, приведшее в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам Африки.

Борьба за контроль над Великим шелковым путем в 8–15 в исламский период.

В первой половине 8 в. все западные трассы Великого шелкового пути попали под контроль Арабского халифата. Попытка китайцев сохранить контроль над Средней Азией провалилась: в Таласской битве 751 арабы разбили китайскую армию. С этого времени и до конца функционирования Шелкового пути караванную торговлю почти полностью монополизировали мусульманские и еврейские купцы. Китай не смог сохранить контроля даже над восточным участком пути, сперва попавшим под контроль тибетцев (в конце 8 в.), а в 9 в. захваченном кочевниками киданями. Дробление контроля над торговыми путями и частые войны за его передел вели к ослаблению торгового пути.

Последний взлет Великий шелковый путь пережил в 13–14 вв. Покорив в 1210–1250-е страны от Китая до Руси и Ирана, монголы смогли на полтора столетия обеспечить единый режим контроля на практически всем протяжении евразийских торговых путей. Хотя после смерти Чингисхана его империя быстро распалась, государства чингисидов образовали «квартет империй». Шелковый путь снова контролировали четыре империи – империя Юань в Китае, среднеазиатская империя (Джагатайский улус), иранская империя Хулагидов и Золотая Орда в Прикаспии и Причерноморье. Эти государства оспаривали друг у друга отдельные участки торговых путей (так, Закавказье стало ареной постоянной борьбы ханов Золотой Орды с иль-ханами Ирана). В целом же правители обычно стремились обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности.

Во второй половине 14 в. Великий шелковый путь вошел в состояние упадка. «Квартет» монгольских империй распался на множество враждующих друг с другом государств. Попытка Тимура (Тамерлана) вновь объединить основные евразийские торговые маршруты в рамках своего государства дала лишь временный эффект. В сложившейся в 1370–1380-е империи Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Однако во время походов против Золотой Орды в 1389–1395 Тимур практически стер с лица земли все торговые города Прикаспия и Причерноморья, в результате чего северная дорога была заброшена. Потомки Тимура не смогли впоследствии сохранить централизованное среднеазиатское государство, поэтому южная дорога также почти перестала функционировать.

Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 14–15 вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных.

В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к 16 в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, локальные сегменты Шелкового пути продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 в.).

Новый Шелковый путь в обход России

Украина заявила о своем намерении принять участие в проекте «Шелковый путь» в качестве промежуточного звена для грузопотока из Китая в Европу. По мнению Михаила Саакашвили, торговые потоки выгоднее направлять в морской порт Ильичевск, так как логистика через него составит не более 9 дней, а через Россию – 30 дней. Саакашвили подчеркнул, что уже ведется работа по строительству дорог в ЕС, через Днестровский лиман возводится большой мост.

Китай уже основательно продвинулся в реализации базового варианта пути: Казахстан – Азербайджан — Грузия – Турция. Из Китая в обход территории России вышел тестовый контейнерный поезд Nomadexpress, прошедший 3500 км за пять суток — через Казахстан, Каспийское море до станции Кишлы (недалеко от Баку). Вторая трасса Нового Шелкового пути пройдет через Иран, третья (по территории России до Москвы и Санкт-Петербурга) еще обсуждается. Последний маршрут более выгоден: он короче, чем другие два. Кроме того, Россия, Белоруссия и Казахстан входят в ЕАЭС. Вопрос об участии РФ в проекте решался долго, декларация о согласии была подписана в мае 2015 года.

Вариант с «незалежной» КНР считает вполне приемлемым. Китайский посол заявил о том, что банки КНР готовы вложить 20 млрд долларов в инфраструктуру Украины. Не значит ли это, что появится Новый Шелковый путь в обход территории РФ? Поживем — увидим. Вполне очевидно, что Китай рассматривает сразу несколько вариантов маршрута, как в древности.

Направление «Казахстан — РФ — Белоруссия» для Китая наиболее выгодно, но Россия не присоединилась к концепции «Нового Шелкового пути» и отстаивает собственные интересы, связанные в ЕАЭС. Украина действительно удобна для организации перевозок, но не годится для крупных вложений ввиду ее нестабильности. Игра КНР с «незалежной» усиливает китайскую позицию в переговорах с РФ. Разумеется, маршрут «Казань — Москва — Петербург…» на Шелковом пути еще будет обсуждаться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий