Древние скифы: их история, религия, культура

Армия скифов

Сегодня трудно точно установить порядок организации скифской армии. Письменные источники утверждают, что она подразделялась на кавалерию и пехоту. Это же подтверждают археологические раскопки. Кавалерия составляла главную силу скифской армии, что было типичным для кочевых народов. Геродот пишет, что каждый скифский воин был конным лучником. С другой стороны, Диодор Сикул утверждает, что в одном из сражений у скифов было в два раза больше пехотинцев, чем кавалеристов. В этом нет ничего удивительного, ведь Диодор описывает события конца IV века до н.э., когда среди скифов наметился переход к оседлой жизни. А большинство участников описываемого сражения было набрано из областей, где этот процесс шел особенно быстро.

В течение почти всей истории скифов подавляющее большинство их воинов были конниками. Пехотинцами были беднейшие из скифов, а также рекруты из оседлых племен, проживающие на подчиненных скифам территориях. Простые воины этих племен, обязанные нести воинскую провинность, служили пехотинцами, а их более зажиточные военачальники – кавалеристами.

Основную часть кавалерии составляли легко вооруженные воины, одетые лишь в звериные шкуры. Ударной силой скифского войска была тяжелая кавалерия. И кони, и всадники были хорошо защищены. Кавалеристы были дисциплинированы, имели определенный боевой порядок и владели некоторыми приемами ведения боя. В начале сражения скифы забрасывали противника стрелами и камнями из пращей. Приблизившись, они пускали в ход дротики; затем, сомкнув ряды в более плотном боевом порядке, наносили основной удар по центру вражеского войска. Скифы были способны к маневрам во время сражения: пробиваясь через ряды противника, они перестраивались на ходу, меняя, если надо, направления движения, чтобы нанести удар в нужном месте в нужное время. Когда строй противника был прорван, в бой вступала легкая кавалерия, которая доводила дело до конца.

В сражении участвовали почти все взрослое население Скифии, включая множество женщин. Мы не можем даже примерно подсчитать, сколько воинов могли скифы вывести на поле боя одновременно. А вот скифские цари знали численный состав своей армии. Геродот пишет, что скифский царь Ариант приказал каждому скифу принести по одному наконечнику от стрелы и положить их в кучу. В результате было собрано так много наконечников, что царь решил изготовить из них памятник. Известно, что сосуд, отлитый из этих наконечников, имел стенки толщиной в шесть пальцев и вмещал в себя 600 амфор. Согласно принятой в Аттике системе мер, это составляло 23 400 литров. Пройдя через горы Кавказа, победоносная скифская конница громит древние государства Передней Азии — Мидию, Ассирию, Вавилонию, угрожает даже Египту…

Фисидид пишет, что в скифской армии было более 150 000 воинов. Ни один народ Европы и Азии не мог противостоять скифам в одиночку, особенно когда скифы объединялись. А действовали они, как правило, на редкость единодушно, что вообще-то не было характерно для кочевых племен, состоявших из более или менее независимых групп, которые едва ли можно было объединить даже на поле боя. Этому факту есть два объяснения. Прежде всего – это характер данного народа. К тому же, Скифия была военным государством, вся социальная структура которого была нацелена на военные нужды. Здесь можно вспомнить слова великого персидского царя Дария, называвшего скифов «народом воинов». Но также внезапно и таинственно этот многочисленный и воинственный народ, непобедимый на протяжении почти четырёх столетий (VII—IV века до н.э.), сходит с исторической арены Европы, оставив после себя легенды о храбрости и жестокости да бесчисленные курганы с захоронениями рядовых воинов и могущественных царей.

«Супер-убийцы древнего мира»

Век скифов длился с VII по III век до нашей эры. За это время данному кочевому народу удалось оставить о себе замечательное впечатление на евразийских степях, которое помнят спустя тысячи лет. И большая часть этого впечатления связана с невероятными военными походами, проводимыми скифами с самого начала их «соприкосновения» с мировой ареной.

По словам Геродота, древнего историка, скифы начали свою военную славу с поражения своих братьев-кочевников – киммерийцев. Следующими были иранские мидяне. И всё это было ещё до VII века до нашей эры. А в начале VI века они развязали войну с единственной тогда в регионе сверхдержавой – Ассирией. Ассирийский правитель Асархаддон пытался заключить мир со скифами, предлагая скифскому царю свою дочь в жёны. Но это не остановило скифов. Они продолжили опустошать прибрежные части Ближнего Востока.

Историков до сих пор озадачивают материально-технические и организационные возможности вооруженных сил этих древних воинственных кочевников. Можно представить, что всё их взрослое население, как и у других кочевых народов того времени, проходило военную службу.

Военному искусству обучались не только мужчины, но и женщины. Большинство армии составляли конные воины в лёгкой броне, сделанной из кожи. На головах у них были простые шлемы. Скифы были очень выносливыми, используя неортодоксальные методы боя, противоречащие «оседлой» тактике развитых месопотамских цивилизаций. Лёгких всадников всегда поддерживало ядро, состоящее из тяжело бронированной кавалерии, командирами которой были местные князья. Эти тяжёлые силы обычно выходили для нанесения смертельного удара, после того, как противник был уже потрёпан и «смягчён» быстрыми атаками и зигзагообразными маневрами.

Быт скифов

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными глазами!» — пишет Александр Блок в своей поэзии «Скифы». Одна современные ученые не согласятся с мнением известного поэта. Ведь археологические находки и предания современников подтверждают, что скифы отнюдь не были азиатами. На древних артефактах их изображен как голубоглазых, светло — или рыжеволосых людей с пышными бородами.

Сначала, как и киммерийцы, скифы были кочевниками, и впоследствии они превратились в полукочевой народ: занимались и кочевым скотоводством, и оседлым земледелием. Скифы разводили коней, которые славились своей красотой и выносливостью, коз, волов, овец, но никогда не выращивали свиней и свинины также не употребляли из-за того, что в кочевых условиях вырастить свинью просто невозможно. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов.

Высокого развития у скифов достигли промыслы и ремесла. Они прекрасно обрабатывали кожи, изготовляли посуду на гончарном круге, достигли успехов в обработке черных и цветных металлов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая отрасль – обработка железа.

Быт в большой степени зависел от полукочевому образу жизни. Геродот рассказывает, что скифы никогда не мылись. Зато скифские женщины натирали свое тело полевыми травами и маслом и оставляли этот раствор на ночь на коже, а утром стирали его и становились чистыми и прекрасно пахли.

Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4 или 6 колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.

Степное жизни накладывало отпечаток на рацион скифов – основными продуктами питания у них было мясо и кобылье молоко. Из-за нехватки древесины у скифов сложилась особая технология приготовления мяса на костре: мышцы забитого животного отделяли от костей, которые в дальнейшем использовались как дрова, а мясо складывали в казан или в очищенный желудок животного и так варили. Геродот назвал это «бык готовил сам себя».

Из кобыльего молока скифы готовили различные кисломолочные продукты. В том числе масло и сыр. Доением кобыл и приготовлением молочных продуктов занимались рабы-пленные, которых после захвата ослепляли.

Скифы вели активный обмен и торговлю с соседними народами – продавали им продукты скотоводства, молоко и мясо, взамен получая хлеб, вино, масло и другие добытые земледельцами товары.

Скифские богачи часто заказывали у греческих мастеров украшения и драгоценную посуду. В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, выполнявшие заказы богатых скифов. Великолепные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, что по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы.

Развитая материальная культура скифов вобрала в себя достижения местных племен, передовых цивилизаций Востока, Греции и позднее Рима. В свою очередь Скифия существенно повлияла на экономику, общественный строй, материальную культуру населения лесостепной Украины.

Скифские мастера

Свирепые скифы не только вели военные действия по всему миру и занимались грабежами. Они могли создавать настоящие произведения искусства, используя золото. Скифы-кочевники хоронили своих покойников в курганах. В могилы клалось большое количество предметов из золота. Скифские курганы встречаются на Балканах, юге России, Украине, и даже Монголии и Сибири. Учёным довелось обнаружить там большое количество золотых артефактов. Они отличаются по стилю от греческой, урартской, иранской, индийской, китайской техники их изготовления. Их гораздо больше, чем у других культур. Скифское искусство сложное и уникальное. В нём много изображений зверей и людей.

Происхождение Скифов

Впрочем, по некоторым данным впервые этот народ, правда, без собственного названия упомянут еще в Илиаде Гомера, где описан как пьющий кобылье молоко. А откуда  мы знаем, что это были скифы? Да потому что древнегреческий географ VIII в. до н.э. Гесиод ссылается на Гомера и уже именует их скифами. Если несколько предположений этого наименования.

Некоторые исследователи полагают, что оно происходит от самоназвания скифов – сколоты (стрелки-лучники), которое в греческом языке превратилось в скифы. Другие обозначают это имя как происходящее от древнеиранского слова, обозначающего их как остриженных. Хотя последнее представляется спорным, поскольку стрижка для скифских причесок была нехарактерна.

Для Гомера, давшего наиболее основательное описание скифов, это были жители степей северного Причерноморья и более северных районов, однако на самом деле их зона обитания простиралась и далеко на восток, через Сибирь вплоть до границ современной Монголии.

Нет единого строгого антропологического типа скифов, которые, расселившись от Черного моря до Байкала, смешивались с местными племенами, распространяя среди них свою культуру, но, в то же время, приобретая определенные черты этих племен.

Скифы в целом относились к ираноязычным народам, хотя среди них было значительное языковое разнообразие, поскольку само название, хотя и относилось к конкретному народу, использовалось также и в отношении большого количества племен: саков, массагетов, савроматов и других.

Различия отметил еще Геродот, который разделял их на царских скифов, господствовавших в районе р. Дон и Крыму, скифов-кочевников в западной части северного Причерноморья, скифов-пахарей в бассейне Южного Буга и Днестра, скифов-земледельцев бассейна Днепра.

Различия были связаны также и с тем, что главным фактором создания скифской цивилизации была не этническая близость, а культура.

Скифы различных территорий происходили от различных, даже не родственных народов. Они даже относились к разным расам, поскольку прослеживались племена с европеоидным типом и монголоидным, но при этом с общей скифской культурой.

Родоначальниками скифов по их собственным легендам был Таргитай и его сыновья: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В их времена с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Воспользовался ими по старой доброй сказочной традиции смог только младший – Колоксай, который и возглавил скифский народ.

Греки облекли эту легенду в свой антураж, согласно которому родителем Таргитая был либо Зевс, либо Геракл, который путешествуя в тамошних местах, вступил в связь с полуженщиной-полузмеёй, от которой родилось три сына, и младшего звали Скиф.

Поскольку отцом Геракла считается Зевс, противоречие здесь небольшое. Однако важная деталь – Геракл оставляет сыновьям свой лук, и тот, кто сможет его натянуть, тот и будет главой всех. Лук для кочевников имеет особое значение, которое и подчеркивает эта легенда. Натянуть, конечно, смог только Скиф.

Древнегреческие авторы дают характеристику скифам как народу воинственному, как это и свойственно кочевникам. Вообще можно сказать, что скифы были первыми по-настоящему кочевниками, воспринявшими кочевой образ жизни как основной в своей деятельности. Они первые всадники-воины в мировой истории.

Скифская конница

Конница играла главную роль в армии скифов.

Как говорил древнегреческий генерал Фукинид, в объединённой армии скифов было более 150 тысяч всадников.

Для сравнения, в древнем Боспорском царстве было всего 10 тысяч всадников и 20 тысяч пехотинцев.

Такого большого в процентном отношении количества всадников не было даже в армии Александра Македонского.

В решающем сражении с Арифаном конница скифов определила исход битвы. Бронированному ядру удалось стремительно прорваться сквозь вражеские ряды.

Такие исторические эпизоды устанавливают значение скифских коней с их всадниками в боевом сценарии.

Ни одна армия того времени не имела такого большого количество всадников в своём составе.

Кто такие скифы?

Слово «скифы» имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен – азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным.

Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название — «саки». Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много.

Разгром

В апреле 1944 года немцы начали масштабную операцию «Весенний праздник» по уничтожению Полоцко-Лепельской партизанской зоны. В кольце оказались 16 отрядов «народных мстителей», включая 1-ю Антифашистскую бригаду.

Понеся огромные потери, партизаны оказались зажаты на небольшом клочке земли, из которого они смогли вырваться только в начале мая. Что касается подразделения Гиля, оно потеряло больше 90 процентов своего личного состава и фактически перестало существовать. Сам командир погиб в бою 14 мая.

Мемориальная плита с именем Гиль-Родионова на мемориальном комплексе «Прорыв» в поселке Ушачи — Dr.mabuse (CC0)

«Может и лучше, что такой конец; и не было огорчений, если бы он попал в Москву», — рассуждал один из организаторов партизанского движения в Белоруссии Владимир Лобанок.

Однако никаких посмертных репрессий против Владимира Гиля так и не последовало. Его семья получила денежное содержание офицера Красной Армии за 1941-1944 года. Кроме того, имена полковника и его бойцов были увековечены на плитах мемориального комплекса «Прорыв», посвященного героическим и трагическим событиям периода карательной операции «Весенний праздник».

Развитие аланов

Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства.

Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин.

Железный век и скифская культура

Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии.

Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти племена народы северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников.

Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон – небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века.

Находки в скифских курганах

Захоронения в виде кургана, или тумулуса, встречаются на территориях и Европы, и Азии. Курганов скифской культуры особенно много сохранилось в окрестностях Северного Причерноморья. Хотя тумулусы часто подвергались налетам расхитителей гробниц, многие скифские артефакты уцелели, дав представление об утонченной культуре этих кочевых народов. А словосочетание «злато скифов» и вовсе приобрело метафорическое значение.
Артефакты из скифских курганов – настоящее сокровище для музеев и частных коллекционеров, и на мировых рынках и аукционах за них платят огромные суммы. Однако зачастую изделия поступают в продажу незаконно.
Скифы, как и многие древние племена, были язычниками, верившими в бессмертие души. Поэтому усопших полагалось провожать в последний путь со всевозможными почестями и снабжать их всем необходимым – от украшений и денег до оружия и одежды. Все эти сокровища помещались в захоронение.
Курганы скифов представляли собой земляные насыпи, внутри которых было оборудовано помещение с телом усопшего. Тумулусы различались по размерам и внутреннему убранству: чем богаче и влиятельнее был при жизни покойный, тем более величественным было захоронение.

  • Самые известные скифские курганы:
  • Гайманова могила;
  • Дорт-Оба;
  • Толстая могила;
  • Золотой курган;
  • Куль-Оба;
  • Мелитопольский курган;
  • Солоха и др

Основную часть найденных артефактов составляют ювелирные и декоративные изделия, причем зачастую материалом служило золото. В курганах археологи обнаружили украшения (браслеты, серьги, перстни, ожерелья), дорогую посуду (ритоны, амфоры, чаши, вилки и ножи), гребни, зеркала, образцы оружия и доспехов (боевые пояса, ножи, нагайки, наконечники стрел, булавы).

В Толстой могиле в 1970-х был найден, пожалуй, наиболее характерный артефакт скифских времен – пектораль. Это изделие из чистого золота служило нагрудным украшением, масса составляет около 1 кг. Другая известная находка – Солохский золотой гребень, выставленный в Эрмитаже.

Все изделия отличаются тонкостью работы, а также особым типом орнаментовки. У разных народов был свой стиль декорирования: одни предпочитали растительные мотивы, другие – абстрактные узоры и т. д. Скифы сделали упор на зверином стиле: изделия украшены изображениями львов, рыб, баранов, оленей, кабанов. Археологи находили также узоры из птиц и фантастических животных, например, грифонов. Встречаются и орнаменты, изображающие самих скифов, например, в виде наездников или воинов.

Известные примеры звериного стиля – Космический олень и Свернувшийся барс. Удивительна не только тонкость исполнения, но и сочетание в образах животных и мифических существ динамики и экспрессии с гармонией и спокойствием.

Сарматы на Кубани

Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.

Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами…».
В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии — греческих колоний.
У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем».
Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного — они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем».
В IV в. до н. э. — I в. н. э. прикубанские степи населяло одно из сарматских племён — сираки. Они переселились сюда из Поволжья. Занимаясь кочевым скотоводством и земледелием, они были хорошими воинами и подчинили своей власти местные меотские племена.
В источниках того времени упоминаются «цари» сираков. Однако их власть не была наследственной. Сираки выбирали своих «царей» (военных вождей).
Через владения сираков проходил Великий шёлковый путь, что способствовало развитию торговли. Торговали с Боспорским царством, малоазийскими государствами, Римом и с соседними племенами Северного Кавказа. Много сиракских археологических памятников обнаружено на правом берегу реки Кубани у станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской и др. Изучением археологических памятников, относящихся к племени сираков, активно занимается кубанский археолог И. И. Марченко.
Античные историки и географы о народах Прикубанья

Кавказ и народы, населяющие земли Предкавказья и Прикубанья, издавна привлекали внимание древнегреческих и римских авторов — историков и географов, поэтов и философов. Их сочинения являются основой знаний по древней истории Кубани

Однако к свидетельствам древних авторов надо относиться критически. Они изобилуют пересказами мифов; расположение географических пунктов и племён в античных сочинениях порой носит спорный характер. К тому же одни авторы писали на основе собственных наблюдений, а другие — с чьих-то слов. Иногда авторы соединяли в своих произведениях разновременные источники. К наиболее известным античным авторам, писавшим о Предкавказье и Прикубанье, относятся Геродот, Гиппократ, Аристотель, Страбон и другие.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий