Шнитке, альфред гарриевич

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Семья Шнитке

Альфред Шнитке происходит из немецко-еврейской семьи. Родным языком композитора фактически является немецкий — именно на нем он разговаривал с малых лет. Родители между собой общались на немецком. Немного позже Альфред освоил русский и изъяснялся с матерью по-русски, а с отцом — по-немецки.
Семья Шнитке — это еврейско-немецкая интеллигенция. Практически все представители семейства были достаточно известными: бабушка — переводчик и редактор, родители также связаны с издательской и переводческой деятельностью. Практически все представители семейства работали с немецкоязычными изданиями. Брат композитора впоследствии стал достаточно известным переводчиком, поэтом и прозаиком. Таким образом, творческое начало в семье поддерживалось и культивировалось всегда.

Биография[править | править код]

Альфред Шнитке родился в Энгельсе в Республике немцев Поволжья в еврейско-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке (1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году (в некоторых источниках указывается 1926 год) вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком Виктором Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1887—1956) и редактора Таубе (Теи) Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица», там же (1952), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» («Der letzte Udehe»; 1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Свет далёкой звезды» («Weither leuchtet ein Stern»; совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс». В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, а затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р. Аллаяров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам.

В 1989—1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Отпевание проходило в Москве, в церкви Иоанна Воина на Якиманке, отпевал композитора протоиерей Николай Ведерников.. Альфред Шнитке похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семьяправить | править код

  • Сестра — Ирина Гарриевна Шнитке (Комарденкова, род. 1940), преподаватель немецкого языка, редактор газеты «Neues Leben» (Новая жизнь) на немецком языке.
  • Двоюродный брат — Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), правозащитник и общественный деятель, председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост».
  • Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.
  • Первая жена (1956—1959) — Галина Ивановна Кольцина (1933—1987), музыковед, впоследствии звукорежиссёр на центральном телевидении.
  • Вторая жена (с 1961) — Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, род. 1941), пианистка.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

На всесоюзном конкурсе балета в 1972 году была представлена премьера «Лабиринтов» – первого балета Шнитке, идея постановки которого, а также хореография и либретто принадлежали театральному режиссеру Владимиру Васильеву.

Полистилистика

В 70-х Альфред Гарриевич вводит в музыкальную терминологию понятие «полистилистика». Следуя воссозданному принципу, композитор начал активно применять его, используя несочетаемые направления в своем творчестве – Вагнера и Глинку, Баха и нововенскую школу.

В интервью музыкант рассказывает, что написанный в 1972-ом Фортепианный квинтет, посвященный утрате матери, в 1975 году достигает размеров полноценного «Реквиема». Через пару лет Альфред Гарриевич начинает цикл Concerto Grosso.

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

70-80-е годы стали для Шнитке периодом погружения к музыкальным истокам, духовной и народной песне. Результатом становится создание «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на бесподобные тексты Франциска Ассизского и «Миннезанг» для 52-х хористов, базирующийся на поэзии германских рыцарей средневековья.

Рождение Второй симфонии повлекли неизгладимые впечатления, связанные с визитом Шнитке в монастырь Сан-Флориан в Австрии, где покоятся останки А. Брукнера. Тронутый красотой католической «невидимой мессы», композитор положил ее в основу характера и формы новой симфонии, звучащей на фоне хора.

Третья симфония была реализацией его взгляда на немецкую музыку, тогда как Четвертая стала ярким олицетворением великого замысла, соединившего различные религии. Альфред Гарриевич грандиозно показал вечный принцип «Единого Бога», сочетав в произведении манеру православного, протестантского, католического и синагогального пения.

В 1983-м рождается кантата по произведению бессмертного Гете «История доктора Иоганна Фауста». Идея создания музыки не давала покоя композитору на протяжении нескольких лет.

Он решил отказаться от написания оперы, так как полагал, что музыка будет противоречить первоисточнику. Фундаментом для создания кантаты стали заключающие главы «Народной книги», написанной И. Шписом. Опера на творение Гете была готова лишь спустя 11 лет, и кантата вошла в ее 3-й акт.

А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

  • Три хора по православным молитвам (1984).
  • Концерт на стихи Г. Нарекаци для смешанного хора (1985).
  • «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы А. Шнитке создал:

  • Concerti Grossi №5 и №6,
  • 2 фортепианные сонаты,
  • 4 симфонии, в том числе и 9-ю,
  • оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо».

Личная жизнь

Женат Шнитке был дважды. С первой женой, музыковедом Галиной Ивановной Кольциной (1933-1987), Альфред Гарриевич прожил три года с 1956 по 1959. Вскоре после развода музыкант встретил будущую вторую супругу Ирину Федоровну Шнитке (девичья фамилия Катаева, род. 1941).

С ней Шнитке познакомился, преподавая уроки фортепиано, подготавливая девушку к поступлению в Институт им. Гнесиных. Не желая противиться своим чувствам, в 1961 году влюбленные сыграли свадьбу, а в 1965-м появился на свет сын Андрей.

Альфред Шнитке стал одним из тех редких великих людей, которые получили признание еще при жизни
В 1986 году Альфред Шнитке получил Государственную премию РСФСР, а в следующем – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

По приглашению немецких коллег в 1990 году он уезжает в Германию, где преподает в Гамбургской высшей музыкальной школе, и активно работает с труппами оперы и балета. Внезапный инсульт и нестабильная обстановка в России вынуждают Альфреда Гарриевича принять гражданство Германии.

После произошедшего в 1994 году очередного кровоизлияния, у композитора парализовало правую половину тела. Но и в этом состоянии он продолжал творить. Чтобы обеспечить эту возможность, специально для Шнитке был создан прибор, позволяющий прикованному к постели пациенту записывать ноты, используя только левую руку.

Благодаря конструкции родилась Девятая симфония. Ушел из жизни гениальный композитор 3 августа 1998-го года. Покоится Альфред Гарриевич Шнитке в столице России, на Новодевичьем кладбище.

Память

  • Самолёт Аэрофлота Airbus A321 (VP-BЕА) носит имя «А. Шнитке».
  • 17 августа 2014 года в городе Энгельсе в центре в сквере Шнитке был открыт камень на месте будущего памятника, а на здании бывшей школы № 25 (ныне 1-й отдел энгельсской полиции) открыта памятная доска, на которой написано: «В этом здании бывшей школы № 25 с 1942 по 1946 г. учился великий композитор Альфред Шнитке, почетный гражданин г. Энгельса». Доска выполнена из чёрного карельского гранита, автор её — покровский скульптор Валентин Прасолов.
  • Саратовская областная филармония им. А. Г. Шнитке.
  • Музыкально-эстетический лицей в г. Энгельсе носит имя Альфреда Гарриевича Шнитке.

Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке — учебное заведение, созданное в 1918 году, пройдя череду изменений названий, получило современное название.

Образование

Данный этап биографии и творчества Шнитке кратко можно выразить в следующих словах. В 1946 году Гарри послали в Вену для работы в «Австрийской газете». Мать и Альфред сменили место жительства вместе с отцом семейства. Именно здесь начали проявляться способности Альфреда к музыке. В Вене он занимался игрой на аккордеоне, а также на фортепиано. Через 2 года Шнитке возвратились в Советский союз, где юноша и окончил школу вместе с музыкальным училищем имени Октябрьской революции.

Следующим важным этапом в биографии А. Шнитке (краткая биография изложена в статье) стало поступление в 1953 году в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Наставником юного гения стал Евгений Голубев. Время учебы оказалось также временем плодотворного творчества: Шнитке написаны композиции для фортепиано, романсы «Сумрак», «Березка» и многое другое. Завершила консерваторский период мощная работа – оратория «Нагасаки», где композитор отразил разрушительные последствия печально известного атомного взрыва в Японии. Позже здесь же Альфред Гарриевич преподавал чтение партитур и инструментовку (1961-1972 года).

Основная информация

ID

15797254

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id15797254

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Сергей

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Шниткин

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

8 августа 1984

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Хоть Альфред Гарриевич написал всю музыку для кинокартины «Белорусский вокзал», основная композиция «Нам нужна одна победа» принадлежит Б. Окуджаве. Шнитке выполнил ее аранжировку и подобрал идею включения песни в финальные кадры фильма.

Джон Ноймайер, известный балетмейстер, был ярым поклонником творчества Альфреда Гарриевича и поставил балеты, покорившие публику, – «Отелло» и «Трамвай «Желание»» на созданные им композиции. Познакомившись лично с музыкантом в 1985 году, Ноймайер заказал ему балет «Пер Гюнт», дебютировавший в Гамбурге зимой 1989 года.

Вторая редакция была представлена публике в 2015 году. На сочинения Шнитке в память о композиторе хореограф поставил балет под названием «Звуки пустых страниц». Дебютное выступление прошло в 2001-м году в Мариинском театре.

Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Композицию «Вариации на один аккорд» Альфред Гарриевич сочинил целенаправленно для выступления второй супруги Ирины в рамках концерта современной музыки, проходящего в Гнесинке в 1965 году. В 1977 году для работы над постановкой «Пиковой дамы» в Парижскую оперу пригласили творческую труппу из СССР. Режиссером спектакля был Ю. Любимов, художником и композитором – Д. Боровский и А. Шнитке.

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

В результате Любимову запретили выезд из страны. Он не попал на генеральную репетицию, а администрация театра отказалась от постановки оперы. «Пиковую даму» в интерпретации Любимова-Шнитке поставили только через 13 лет в Карлсруэ (1990), затем через три года в Бостоне и спустя еще четыре – в Москве.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Своеобразие музыки

Композитор виртуозно овладел всеми существующими современными жанрами. А могучий талант и огромное трудолюбие позволили создать огромное количество произведений: оперы и балеты для сцены, оркестровые сочинения. В том числе в его творчестве присутствуют классическое направление, авангардное, хоралы, вальсы, польки, джаз. Он смело соединял в одном произведении разнородные технические приемы, а также стилистические направления. Это казалось несопоставимым, однако просто потрясало слушателей, как это произошло с «Первой симфонией». Позже более гармонично это объединится в «Реквиеме» и Фортепианном квинтете.

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Альфред Гарриевич со второй супругой Ириной Федоровной

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Шнитке ищет технику

В 1963 происходит важное событие для советских музыкантов: в Москву приезжает итальянский композитор Луиджи Ноно. Его расписание было составлено таким образом, чтобы у него не было возможности общаться с кем-либо неугодным, однако Альфреду Шнитке удалось с ним встретиться: «Встреча с Ноно… во многом оказалась решающим моментом для моего окончательного поворота на путь «левых заскоков» с компромиссного пути

Именно тогда я понял бесповоротно, что мне нужно учиться. Да и сам Ноно говорил мне о том же. … С этого момента я бесповоротно занялся изучением партитур новой для себя музыки».

Луиджи Ноно

Столь же ощутимыми для композитора оказались влияния А. Пуссера, К. Штокхаузена, Д. Лигети, К. Пендерецкого, В. Лютославского, которые присылали молодым коллегам большое количество нот, магнитофонных записей, пластинок, книг. Шнитке методично изучает теоретические труды о новейшей музыке на разных языках, пишет научные статьи, посвященные проблемам оркестра и композиторским техникам XX века.

Композитор начинает искать новые пути своего творчества

«Я помню свой разговор с Денисовым по этому поводу, – вспоминал Шнитке, – в котором пытался объяснить ему, что мой технологический энтузиазм кончился, и что я пытаюсь найти пусть более примитивный и менее гарантированный по качеству, но все же менее «поддельный язык»… С этого времени я стал уделять большое внимание в своей работе «непосредственному моменту», чем «конструктивному»

Сочинения Шнитке 1962-68 годов в основном написаны в серийной и сериальной технике. Они стали (как сочинения Эдисона Денисова и Софии Губайдулиной) знаменем русского авангарда, но исполнялись в основном в «неофициальных» залах. Однако Шнитке решил отойти от использования этих передовых техник:

Первым произведением, которое открыло «зрелого Шнитке» и предрешило многие черты дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт (1966 г.). Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию «положительных персонажей» образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию «отрицательных» — отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония (1972 г.), главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире. Сам Шнитке назвал ее “симфония — антисимфония, антисимфония — симфония”. Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Композитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене). Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

К идее полистилистики Шнитке подтолкнула его одновременная работа над музыкой к фильмам и авангардная композиторская деятельность — совмещение разных жанров. Особое влияние оказал мультфильм “Стеклянная гармоника” (1968 г.), к которому Шнитке написал музыку: «В этом фильме оживает огромное количество персонажей мирового изобразительного искусства — от Леонардо до современных художников, таких как Эрнст, Магрит, Пророков и многие другие. И когда я увидел весь этот материал еще не снятым — тут Пинтуриккьо, тут Арчимбольдо, тут Сальвадор Дали,- все это рядом производило очень странное впечатление и казалось несоединимым. Я не представлял себе, как из этого всего можно создать нечто цельное. Однако режиссеру это удалось. И это навело меня на мысль, что, вероятно, и в музыке подобное калейдоскопическое соединение разностилевых элементов возможно и может дать очень сильный эффект».

Фамилия Шниткин в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Нина (20%)
  • Александра (20%)
  • Эльза (20%)
  • Елена (20%)
  • Екатерина (20%)

Подробности личной жизни композитора Альфред Шнитке

Несмотря на бурную творческую жизнь, Шнитке находил время и для любви. Он был женат два раза. Первый семейный союз произошёл ещё в молодости. Это была любовь с первого взгляда. Супругой известного композитора стала девушка по имени Галина Кольцовая. Семья просуществовала совсем недолго. Вскоре они развелись.

Во имя любви Шнитке нарушил педагогическую этику. Он влюбился в свою студентку Ирину Катаеву. Маэстро был очарован неземной красотой девушки. Вскоре семья стала больше на одного человека. Ирина родила композитору наследника. Сына назвали Андреем.

Шнитке неоднократно говорил о том, что Ира Катаева была любовью всей его жизни. Семья жила в гармонии и любви. Пара была неразлучной до конца жизни знаменитого маэстро.

Watch this video on YouTube

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Музыкальный стиль

Критики превозносили Альфреда Гарриевича за высочайшую трудоспособность и владение всем спектром музыкальных жанров: от классики до электронной музыки. Список композиций, написанных Шнитке, поистине нескончаем: балеты, оперы, произведения для фортепиано, голоса и хора, оркестра. Также гений переложил на музыку стихотворения поэтессы М. Цветаевой. Шнитке ввел понятие «полистилистика», то есть комбинирование различных, подчас несовместимых эстетик. В музыке композитора чудесным образом совмещалась трагедия и комедия. Примером произведения такого жанра является его «Первая симфония», считающаяся революционной и провокационной.

Детство и юность

Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в советском городе Энгельсе, на территории национальной автономии поволжских немцев. Семья будущего композитора была немецко-еврейской.

Отец, Гарри Викторович, происходил из прибалтийских евреев, перебравшихся в Германию. Подростком он приехал вместе с родителями в Москву. Был журналистом, сотрудничал с советскими немецкими изданиями и газетой «Большевик», писал статьи на немецком и русском языках.

Мать, Мария Иосифовна Фогель, также имела немецкие корни, её предки осели в России в 18 веке. Она преподавала немецкий язык в школе.

В семье росло трое детей – Альфред, Виктор и Ирина.

Альфред (справа) с братом и сестрой

В 1943 г., когда отец ушёл на фронт, детей отправили в Москву к дедушке и бабушке, Виктору Мироновичу и Тее Абрамовне Шнитке. Дед был инженером, а бабушка – филологом, редактором и переводчиком.

Альфред с детства говорил на 2-х языках – немецком и русском, причём именно немецкий был для мальчика родным.

Альфред в юности

После окончания войны Гарри Викторович был командирован в Вену в качестве корреспондента и переводчика местной газеты. Там юный Альфред начал обучаться игре на фортепиано. Спустя 2 года семья вернулась в Москву, где юноша продолжил музыкальное образование, учился сначала на дирижерско-хоровом отделении в Музыкально-педагогическом училище, а затем – в Московской консерватории.

В молодости

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка для кино

Перейдем к следующему этапу краткой биографии (биографии А. Шнитке). В 1962 году Альфред Гарриевич, желая увеличить свой заработок, занялся написанием музыкальных композиций к фильмам. Расцвет эта активность получила в 1970-е годы и продолжалась до самой смерти композитора. Мелодии Шнитке звучат более, чем в 30 картинах и мультипликационных фильмах. Самыми известными из них являются «Экипаж», «Сказка странствий», «Белорусский вокзал», «Комиссар», «Осень». Последний фильм, где была использована его музыка, под названием «Пришельцам новым» вышел в 1999 году. К сожалению, композитор его уже не застал. Также композиции Шнитке звучат в картине «Мастер и Маргарита» (1994 год выпуска). Многие специалисты, работавшие на площадке, отмечают многочисленные загадочные совпадения, мешающие закончить съемки. Существует мнение мистически настроенных людей, что именно выход «Мастера и Маргариты» в свет пошатнул здоровье композитора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий