Соционика

Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:

  • по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
  • по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
  • по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
  • по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
  • по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия; 
  • по «материи» обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.

Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными ( складываются в ходе межличностного общения)  и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).

Характеристика понятия

В основе общественного существования социального типа стоит постановка индивидом определенных целей и задач, которые помогают ему установить контакт с окружающим социумом.

Характеристика социального типа как понятия, является следующей:

  1. Обладает знаниями, умениями, нуждается в связях и коммуникациях с другими индивидами.
  2. Стремится воспитывать, учить, подчиняться и делиться умными мыслями.
  3. Является гуманным, ответственным и справедливым.
  4. Способен привыкнуть и научиться жить в любых условиях.
  5. Важным качеством жизни считает активность и вербальные способности.
  6. При быстро принимаемых решениях опирается на чувства, эмоции и коммуникационный опыт.
  7. Старается профессионально развиваться.
  8. С готовностью участвует в общественных мероприятиях, событиях, не боится высказывать личное мнение по поводу процессов, касающихся социума и государства.
  9. Пользуется взаимопомощью, понимает нужды и настроения других людей.

Любой социальный тип всегда окружает семья, группы, организации, учреждения, институты, службы. Типы стремятся правильно построить свою жизнь, в которой есть место занятиям, режиму дня и хорошо организованному досугу.

Социальные типы бывают активными и пассивными. Первые организуют мероприятия и события, а вторые участвуют, исполняют и принимают их. Типы выполняют социальную работу, добровольно участвуют в благотворительности, посещают собрания, придумывают различные интеллектуальные и состязательные группы, функционально влияющие на жизнедеятельность окружающей среды.

Индивид сочетает в себе различные личностные черты, объединяя в себе сразу несколько социальных типов. Например, жесткий, требовательный, дисциплинированный руководитель в своей семье является любящим отцом, внимательным мужем, с мягким отзывчивым характером. Или другой пример – собранный, ответственный, компетентный работник в домашней обстановке превращается в неряшливого, неаккуратного и безразличного человека.

Юнг

  • интроверты (погружены больше в себя и изучение внутреннего мира)
  • экстраверты (нравится изучать внешний мир)


Карл Густав Юнг

  • Мышление — это когда человек сам устанавливает свою систему координат и исходя из этого действует и все взаимосвязывает именно исходя из своих законов.
  • Интуиция — решения принимаются на основе бессознательного.
  • Чувство — принимается решения на основе «хорошо-плохо», «красиво-некрасиво» — поэтому и будут решения да/нет.
  • Ощущения — органы чувств сыграют главную роль на принятии решений.

Не трудно догадаться, что воздействия на все 4 моментаДаПодсказка для девушек

  1. Мышление — тут сложно заранее угадать.
  2. Интуиция: если умеет красиво улыбаться — Да, уверенная — Да (но не всегда, а больше для самых неопытных и для самых опытных), пытается кинуть или выманивает деньги ехидно улыбаясь — Нет(для опытных).
  3. Чувство: хорошо готовит — Да, женственная — Да, слабая — Да, курит — часто Нет, ругается матом — часто Нет.
  4. Ощущения: вульгарная — часто Нет, не контролирует себя — Нет, в постели очень хорошо — Да (может сразу и жениться), мужикоподобная — на одну ночь Может Быть, далее — Нет(только кому уже надоело быть одному и никто не берет — то Да).

Типологии социальных групп

Общностей в социуме существует огромное множество. Ведь признаков для разделения индивидов может быть очень и очень много. Далее приведена самая распространенная типология социальных групп в социологии:

  1. Классы и слои по социальному статусу (крестьяне, рабочие, предприниматели, государственные служащие, интеллигенция, буржуазия).

  2. Общности по этнической принадлежности (нации, народности, племена и прочие).

  3. Социокультурные общности (поклонники различных субкультур, любители рок-музыки, клубы, созданные фанатами, коллекционеры).

  4. Индивиды, объединенные по территориальному фактору (жители поселков, городов, других различных населенных пунктов, страны, континента, части света).

  5. Религиозные (христиане, мусульмане, буддисты и другие, а также различные секты и группы людей, которых объединяют какие-то обряды).

  6. По признаку профессии (врачи, учителя, водители, юристы программисты и другие группы профессий и специальностей).

  7. Социально-демографические (молодежь, пенсионеры).

  8. Политические объединения (участники партий или политических движений, либералы, консерваторы, и прочие).

  9. Семейно-бытовые группы (семья, быт, различные их виды и формы).

Это самая простая классификация, которая приводится в пример даже в школьной программе на предмете обществознания.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно)

Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек  добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений. 

 Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) — предложения (общества) – выбор (личность  выбирает из предложенного обществом). 

У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.

К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и  носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия. 

Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону. К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют  непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.  

К механизму социального взаимодействия относятся: 

  • индивиды, совершающие различные действия; 
  • происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями; 
  • влияние данных изменений на других людей; 
  • обратная реакция на происходящие изменения.

Что такое социальная роль

Под социальной ролью имеют в виду ожидания от человека, ряд действий, которые он должен предпринимать для соответствия своему положению в обществе. Отличие социального статуса человека от его социальной роли заключается в его деятельности, поведении, поступках. От каждого члена общества требуется соответствие его роли, или модели поведения. Это обеспечивает комфортный уровень доверия, упорядоченности и предсказуемости в отношениях между людьми. Человек должен играть свою роль и выполнять связанные с ней обязанности добросовестно.

За рамки статусного образа выходить непозволительно, чтобы не уронить репутацию в глазах общества или определённого круга. Таким образом, человек невольно становится заложником собственной социальной роли.

Исполнение ролей имеет субъективную окраску и варьируется в зависимости от личных качеств индивида. Те же руководители бывают и демократичными, и авторитарными, и непоследовательными, и фанатичными формалистами. Должностные лица, сотрудники силовых ведомств и врачи — как порядочными, так и нечистыми на руку.

И даже родители воспитывают детей по-разному: от гиперопеки до полной вседозволенности. А искусство знает примеры различного воплощения одного и того же персонажа разными актёрами, художниками или писателями с помощью совершенно разных выразительных приёмов.

Важно!

Социальная роль человека в течение жизни может неоднократно меняться в сторону как повышения, так и понижения статуса. Этому способствуют возрастные изменения, удача, упорный труд, стечение обстоятельств, профессиональный рост, перемена вида деятельности, события личной жизни, утрата здоровья и трудоспособности, социальные процессы и так далее. Встречается и такое явление, как статусная несовместимость. Это происходит, когда в разных социальных группах человек имеет разный статус и выступает в разных социальных ролях. Например, в обществе единомышленников он авторитетная личность, а на работе или в семье не встречает уважения. Некоторые, разочаровавшись в идеях, принятых в своём кругу, покидают его, но не могут найти новую среду или находятся на грани разрыва с прежним окружением. В результате его образ жизни становится всё более маргинальным: человек живёт, опираясь на собственный кодекс и ценности, но при этом чувствует несовместимость своих идей с укладом общества. Это часто приводит к расстройству психики. Крайний случай маргинализации – превращение человека в люмпена, бродягу, деклассированный элемент.

Подобное же происходит, когда кто-то, желая подняться по социальной лестнице, оказывается словно изолированным от нового коллектива – среди этой публики он чужой, неуместный, несмотря на свой профессионализм. Следом обычно ухудшаются и его отношения с близкими.

Ещё один классический пример статусной несовместимости – когда молодая мать пытается строить карьеру, обделяя вниманием самых родных людей. В первую очередь от этого страдает ребёнок и эмоциональные отношения с мужем, что ухудшает моральный и психологический климат в семье

Моральный Садист — Кто Это в Психологии?

Характерные особенности и признаки

Если описывать социальные группы (понятие и типологию) кратко, то все они должны иметь следующие признаки:

  1. Определенный способ взаимодействия между индивидами. Например, студенты определенной группы в вузе могут обсуждать лабораторные работы, лекции, быть все вместе задействованы во время семинара.

  2. Каждый член группы осознает свою принадлежность к ней (сборная по фигурному катанию какой-то страны должна обладать чувством верности и долга перед своим государством, отстаивать честь страны на различных соревнованиях и чемпионатах).

  3. Сложившееся осознание единства (труппа актеров театра воспринимается как единое целое и ими самими, и зрителями, и критиками, и работниками этого театра).

Большие социальные группы

Большая социальная группа — это объединение участников, которые не имеют непосредственного взаимодействия между собой, но связаны психологическими механизмами групповой коммуникации. У больших социальных групп есть определенные признаки:

  1. Структурная и функциональная организация.

  2. Жизнедеятельность таких общностей регулируется групповым сознанием, обычаями и традициями.

  3. Установленные психический склад и групповая психология.

  4. Могут оказывать влияние на формирование типа личности.

  5. Внутри группы действует набор социальных норм. Они регулируют взаимодействие.

Типология больших социальных групп тоже имеет место. Существует несколько классификаций.

По характеру связей внутри и между большими социальными группами:

  1. Объективные — индивиды объединены связями, не зависящими от их сознания и воли.

  2. Субъективно-психологические — люди в такие макрогруппы объединяются сознательно.

По продолжительности существования:

  1. Длительно существующие (нации).

  2. Временно существующие (люди в лекционной аудитории).

По степени организации:

  1. Организованные (политические партии).

  2. Неорганизованные (толпа митингующих).

По возникновению:

  1. Возникшие стихийным образом (толпа в метро).

  2. Организованная по плану, сознательным образом (партии, ассоциации).

По степени контактирования людей внутри общности:

  1. Условные — группы, объединяемые общим признаком (пол, профессия и прочее). В таких общностях контакты внутри между индивидами отсутствуют.

  2. Реальные большие — в таких группах контакты между людьми есть, достаточно тесные. Но часто их объединяет какая-то конкретная цель (митинги, собрания).

В зависимости от степени трудности вступления в конкретную общность, принятия решения будущего участника о вхождении и выхода из общности:

  1. Открытые.

  2. Закрытые.

Социальная психология групп, типология групп, что касается именно больших совокупностей, включает набор определенных элементов в зависимости от сфер психики: жизненные ценности, цели и соц. установки, общественное сознание, менталитет, общественное мнение, общественные обычаи, стереотипы поведения, мотивы деятельности, общие потребности и интересы. И многое другое.

Плодотворная ориентация

Эта ориентация выступает как цель развития человека. Э. Фроммом она противопоставляется описанным выше типам характера. Под плодотворностью понимается ситуация, когда человек имеет здоровую зрелую личность. С помощью своего разума он углубляется в явления, и старается познать их сущность.

Такой тип людей используют свою любовь как средство, с помощью которого способен разрушить стену, которая отделяет одного человека от другого. Он понимает сам себя, свое назначение, отличающее его от других людей и делающего его тем, кто он есть, стремится стать тем. 

Его стремления направлены на формирование той личности, которой он может потенциально стать, при этом он использует и развивает все свои силы, способности и возможности. Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе. 

Плодотворная ориентация предполагает ответственность, заботу, уважение и знание. Кроме этого, человек, обладающий такой ориентацией, хочет, чтобы другой человек тоже рос и развивался. Любовь к другому человеку проявляется в заботе о нем, в чувстве ответственности за его жизнь.

При этом забота о жизни другого проявляется не только в его физическом существовании, но в развитии всех его человеческих сил. Уважение к человеку равносильно способности видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. В процессе плодотворного мышления человек способен видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Российский психолог Б. С. Братусь предложил свою типологическую модель социальных характеров. В ней он писал, что важным признаком, характеризующим личность, является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Учитывая этот главный фактор, Б. С. Братусь выделяет несколько уровней в структуре личности:

Структура личности. Социальные типы личности

Конечно, приведенная выше система уровней довольно груба и абстрактна, но тем не менее является основой для дальнейшего изучения. Психолог С. Л. Рубинштейн для исследования человека использовал ответы на три вопроса: «Чего хочет, что привлекает и к чему стремится?» Ответы приоткрывают дверь к тайне содержимого личности отдельного человека.

  1. Направленность, которая включает убеждения, мировоззрение, желания, влечения, интересы. На этом уровне проявляются моральные качества, а также различные отношения человека.
  2. Опыт, проявляющийся в навыках, знаниях, умениях. Здесь происходит развитие индивидуальности через накопленный исторический опыт.
  3. Личностные особенности психических процессов и функций.
  4. Биологические особенности (пол, возраст, тип нервной системы и так далее).

А. Н. Леонтьев дает определение личности как особенное качество только социального происхождения. О структуре известный психолог говорит, что это «устойчивая конфигурация главных, внутри себя мотивационных, иерархизированных линий».

Таким образом, в центре функционирования личности располагается ядро мотивационных структур. Следующим уровнем является способ реализации мотивов (черты личности, социальные роли и так далее). Особенности отношений человека с собой и окружающим миром заключены в третьей подструктуре. Связь всех характеристик человека, постоянно проявляющихся на воздействие окружающей среды, составляет социальный тип личности.

Понятие социального статуса

Социальный статус – это положение, которое человек занимает в иерархической структуре общества, и показатель его способности влиять на окружение. Статус базируется на следующих факторах:

  • происхождение и родственные связи;
  • пол;
  • образование;
  • профессия, род занятий;
  • политические взгляды;
  • уровень обеспеченности;
  • демографические особенности;
  • сфера увлечений;
  • принадлежность к определённым социальным группам;
  • поведение.

Среди статусов человека один всегда ведущий – первостепенный для него самого или выделяемый окружающими

Чаще всего он связан с профессией, убеждениями или родом занятий.Внимание!. Статус человека существует только в процессе сравнения его положения в социуме с положениями других через систему прав и обязанностей

Можно охарактеризовать индивида, перечислив несколько его статусов и представив его статусный набор: например, москвичка, студентка, православная, мастер спорта

Статус человека существует только в процессе сравнения его положения в социуме с положениями других через систему прав и обязанностей. Можно охарактеризовать индивида, перечислив несколько его статусов и представив его статусный набор: например, москвичка, студентка, православная, мастер спорта.

Виды статусов

Статусы подразделяются на предписанные (полученные при рождении) и достигнутые (полученные благодаря действиям человека).

  1. К первой группе относятся раса, пол, национальность и другие признаки, унаследованные биологически, включая статусы, относящиеся к кровному родству. К ней также можно отнести обретённый статус – титул, полученный при рождении, либо статус, которым человек наделяется при изменении семейного положения, став некровным родственником семьи супруга или супруги.
  2. Ко второй группе относятся образование, должность, профессия, квалификация. В развитых демократических обществах наиболее высок процент достигнутых статусов.

К отдельному социальному статусу относят пенсионеров. Эти лица наделены небольшим весом в обществе. Однако в истории России XXI века есть примеры влияния этой прослойки на власть, когда люди пенсионного возраста вместе заявляли о нарушении своих прав.Справка:

Статус может быть временным, когда человек выступает в роли зрителя, пассажира, пациента и т.п. С точки зрения социума статус не является нейтральным понятием, он тесно связан с представлением о престиже — значимости положения конкретной личности. Престиж социальной позиции человека влияет на его социальное положение и проявляется через роли, которые играет индивидуум в социуме. Индивидуальность человека, как личности — что это?

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Основные социальные типы личностей

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, кᴏᴛᴏᴩый реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, кᴏᴛᴏᴩый наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.

Важно знать, что большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера

Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой человека под воздействием социальной среды. По его определению, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, ϲʙᴏйственное большинству членов определенной культуры». Э. Фромм считал, что значение социального характера состоит по сути в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

В наибольшей степени распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

  • традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
  • у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
  • для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
  • реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

Иными словами, социальный тип личности — ϶ᴛᴏ отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

Изучение личности

В ходе изучения понятия «личность» ученые остановились на использовании шести подходов:

  1. Диалектико-материалистический: изначально человек является социальным существом, развитие которого зависит от биологии, воспитания, социального окружения и навыков самовоспитания.
  2. Антропологический: личность есть носителем общечеловеческих свойств.
  3. Нормативный: личность – социальное существо, которое обладает сознанием и способностью к деятельности.
  4. Социологический: человек – личность, которая воплощает и реализует в себе социально значимые черты и качества.
  5. Персоналистический: основным средством формирования личности является «Я – восприятие». Личность — совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих.
  6. Биолого-генетический: биопрограмма человека определяет его поведение.

Таким образом, понятие «личность» многогранно. Оно характеризует человека как субъекта и объекта биосоциальных отношений и как объединяющее начало в нем индивидуальных, социальных и общечеловеческих черт. Те черты, которые наиболее часто проявляются у члена общества, и образуют тип личности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий