Сочинение ** тему нравственные уроки древнерусской литературы

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

5-6 классы

В 5-6 классах упор делается на внеклассное чтение. Работа проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным. Учитель постоянно возвращается к проблемам нравственности в произведениях.

Художественная литература для изучения темы нравственности, совести, добра и зла

Например, читаем рассказ А. Гайдара «Совесть». Выводим проблему совести. Ищем главную мысль: в человеке многое «намешано» (плохое — обман Нины, хорошее — Нина, не раздумывая, спасает малыша). Рассматриваем сюжет. Делаем вывод, что Нина — живая душа, способная испытывать муки совести. Автор хочет вызвать в читателе сочувствие. Возвращаемся к смыслу названия. Ищем (или заранее просим найти) определения слова совесть в словарях. Заносим определение в копилку цитат. Пишем сочинение-эссе на тему «Самовоспитание, строительство своей души — это каждодневное самоочищение, самокритика и самопроверка своих деяний судом совести» (Ф. Абрамов). Лучшие сочинения вывешиваем в классном уголке.

Подобным образом рассматриваем программные произведения, делая акцент на нравственные проблемы. Это и «Кубок» В.А. Жуковского (к разговору о благородстве и жестокости героев баллады), и «Чёрная курица» А. Погорельского (проблема нравственного выбора мальчика Алёши), и «Муму» И.С Тургенева (разговор о протесте Герасима против самодурства и рабства), и «Кавказский пленник» (к разговору о товариществе) и др.

Параллельно ребята ведут читательские дневники, в которых пишут заметки по прочитанным произведениям. Предлагаю по нравственной тематике прочитать: сказки В. Гауфа «Маленький Мук», «Карлик–нос», «Холодное сердце».

В сказке «Карлик Нос» Вильгельм Гауф изначально представляет своего главного героя невежливым и недобрым и только когда он пройдёт через страданья, начинает исправляться. В сказке «Маленький Мук» герой сначала очень наивный и глупенький, но жестокая жизнь его учит, он мстит тем, кто его обидел, но эта же жизнь его и подавляет. В «Холодном сердце» молодой человек видит счастье в богатстве, только заполучив эти богатства, он понимает истинное счастье. В своих сказках он раскрывает жестокий мир людей. Но идеалы автора на стороне добра. Он побуждает не осуждать людей за их внешность не быть жестокими по отношению к ним, помогать людям, которые оказались в трудной ситуации, не ссориться из-за пустяков, не быть жадными и завистливыми, а также тому, что нельзя оскорблять и насмехаться над человеком. Каждый человек заслуживает уважения и понимания со стороны других людей. И любой человек может быть счастлив только тогда, когда помогает другим, как Карлик Нос, который обрел счастье и гармонию тогда, когда помог Мими. Если потерять душевную теплоту, как Маленький Мук, то чувство презрения к людям поглотит человека. А с таким сердцем, полным разочарования в окружающих, счастья не будет. Не будет и счастья, если жить для себя, накапливая богатства.

Также для самостоятельного рассмотрения ученикам предлагается рассмотреть произведения Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», «Тень»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; О. Уальда «Мальчик-звезда», В. Короленко «Слепой музыкант», Н. Лескова «Зверь», В. Железнова «Каждый мечтает о собаке».

В эссе-отчётах должны быть отражены нравственные проблемы, поставленные автором произведения, и взгляд автора и читателя на эту проблему. Беседы по прочитанным произведениям в виде обсуждения производятся на уроках внеклассного чтения и на классных часах

Очень важно делать акцент именно на произведения небольших жанров: рассказ, сказку, повесть. Они легко читаются, доставляют учащемуся эстетическое удовольствие, приучают к культуре грамотного и вдумчивого чтения

Нужна ли современному читателю древнерусская литература

Изучение литературы средневекового периода Руси приближает читателя к истокам возникновения русской государственности и к жизни далеких предков. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и других героев древности нам хорошо знакомы; образы Петра и Февронии стали символом любви и верности для многих поколений. Автор «Слова о погибели Русской земли» передает потомкам восхищение красотой страны: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми… зверьми различными, птицами бещислеными…». Даже поверхностное знакомство с древнерусской литературой способно обогатить нашу жизнь новыми красками; внимательное изучение «золотого» наследия приведет к глубоким размышлениям и поиску новых источников информации.

Влияние древнерусской литературы на современность

С уверенностью можно сказать, что русская литература является одной из самых старых.

Началом великой русской литературы называют вторую половину десятого века. С того времени, более семисот лет происходило развитие древнерусской литературы. В этом сочинении постараемся рассмотреть влияние древней русской литературы на современность.

В чем заключается значение древней русской литературы для современности.

С самого начала следует заметить, что значение древнерусской литературы в большей степени состоит из того, что она позволяет нам понять многие достижения русской литературы в целом. Прежде, чем прочувствовать и понять многие художественные произведения, следует знать, каким образом они создавались и кто были их авторы. Помимо того мы сможем понять литературу только тогда, когда сможем узнать, при каких обстоятельствах она создавалась и принимала участие в жизни целого народа.

Литература в истории.

Древнерусская литература также является и частью истории народа. Здесь никогда не было вымышленных персонажей и событий. Её героями были только настоящие князья, цари, воины и многие другие. В основном описывались исторические события, такие как битвы и походы. На данном этапе можно понять моральные принципы, обычаи и нравы народа тех времён.

Примечательно то, что многие историки воспроизводят хронологию событий, благодаря данным, содержащимся в древнерусской литературе.

Влияние древнерусской литературы на развитие государства.

История развития Руси очень сильно связана с литературой тех времён. Многие авторы, создавая свои произведения, взывали к патриотическим чувствам народа и возрождению обычаев. Древнерусская литература воспитала у многих людей любовь к отчизне, русским обрядам и традициям.

На примерах героев тех времён мы учимся быть смелыми, храбрыми, честными и справедливыми к окружающим.

В заключение нужно сказать, что изучая древнерусскую литературу, памятники древности мы становимся ближе к пониманию современных писателей, которые заключали в основу своих произведений идеи опыт и красноречие тех лет.

Сочинение » Древнерусская литература » Влияние древнерусской литературы на современность

История любого народа изучается в основном по летописям, рукописным и печатным источникам, оставленным далекими предками. Только таким образом можно узнать о тех событиях, которые происходили много веков назад.

Для русского человека бесценным историческим и духовным наследием являются уникальные шедевры древнерусской литературы, пришедшие к нам еще с XI — XII веков. Все эти произведения пронизаны духом патриотизма и любви к родной земле.

В таком эпическом творении, как «Слово о полку Игореве» описывается героический поход славного князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев, который он предпринял в далеком 1185 году.

Этот шедевр по праву относится к величайшим памятникам литературы Древней Руси. Благодаря ему мы узнаем о жизни и быте наших великих предков, их стремлениях и чаяниях. Произведение имеет и колоссальную историческую ценность, так как подробно описывает одно из самых значимых событий того времени.

Немаловажную роль в древней русской литературе занимает религия. Так до наших дней сохранилась уникальная книга «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая повествует о жизни русских святых. В этой повести, написанной писателем Ермолаем-Еразмом в середине XVI на основе муромских устных преданий, чудесным образом переплетаются русский фольклор с древней историей.

Еще один памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», созданный в XII веке великим киевским князем Владимиром Мономахом, называют первой светской проповедью, в которой впервые поднимаются нравственные и этические вопросы.

Безусловно, древнерусская литература имеют для современного читателя бесценное значение, поскольку несет в себе глубокую нравственную силу. Благодаря этим источникам мы узнаем о самых лучших чертах наших далеких предков – о их героизме, доблести, беззаветной любви к своей Отчизне и родному дому.

Мы знакомимся с их бытом и укладом жизни. Древнерусская литература – это наша история, которую мы должны знать, чтить и помнить.

Сочинение » Древнерусская литература » Сочинение на тему «Значение древнерусской литературы для современного читателя»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

« »

Элементы вымысла и сатиры

Конечно, древнерусская литература не была неизменной на протяжении всех семи веков. Мы видели, что со временем она становилась более светской, усиливались элементы вымысла, все чаще в литературу, особенно в XVI—XVII веках, проникали сатирические мотивы. Таковы, например, «Повесть о Горе-Злочастии
«, показывающая, до каких бед может довести человека ослушание, желание «жити, как ему любо», а не как учат старшие, и «Повесть о Ерше Ершовиче
«, высмеивающая так называемый «воеводский суд» в традициях народной сказки.

Но в целом можно говорить о литературе Древней Руси как о едином явлении, со своими сквозными, прошедшими через 700 лет идеями и мотивами, со своими общими эстетическими принципами, с устойчивой системой жанров.

Древнерусская литература(ДРЛ)-фундамент всей литературы. Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.Характерной особенностью древнерусской литературы является р у к о п и с н ы й
характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности. Другой особенностью нашей древней литературы является а н о н и м н о с т ь
, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведенияВ большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого.Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью
, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия. Характерная особенность древнерусской литературы — и с т о р и з м.
Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. С историзмом связана и тематика: красота и величие Руси, исторические события. ДР писатель творит в рамках устоявшейся традиции, взирает на образцы, не допускает художественного вымысла.

Древнерусская литература

Понятие древнерусская литература обозначает средневековый период в развитии русской литературы, 11 — 17 вв.Распространение письменности, которому предшествовало устное народное творчество, связано с принятием христианства. Первые литературные памятники возникали в монастырях. Фактически создавались только религиозные книги, светские жанры исходили из религиозной основы. Религиозные жанры: переводы Библии, литургические тексты, жития святых, легенды, хождения Светские жанры: летописи, воинские повестиРукописи были написаны на церковнославянском языке. Сохранились памятники в глаголице и кириллице .

Важнейшие памятники древнерусской литературы

Повесть временных лет

Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. Повесть временных лет — труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).

Слово о полку Игореве

Сочинение неизвестного автора 12 в., прозаический эпос о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против кочевого племени половцев. Слово отличается возвышенным лирическим строем, богатством образов. До сих пор не решен вопрос подлинности рукописи, единственная рукопись сгорела в московском пожаре во время Отечественной войны.

17 в.

17 в. в русской литературе является завершением древнерусского периода и одновременно началом Нового времени в литературе.Только в 17 в. религиозные сюжеты были заменены светской тематикой, проявляется влияние западного ренессанса и барокко, распространяются такие жанры, как любовные новеллы и комическая словесность. Впервые в русской литературе зародился интерес к обыкновенному человеку (первый опыт автобиографии и романа в произведении: Житие протопопа Аввакума, им самым написанное).

Новое понятие авторства

В древнерусской литературе авторство никак не ценилось, авторы оставались в неизвестности. Одно произведение, как правило, перерабатывалось, списки („редакции“) отличаются друг от друга. Понятие авторства появляется лишь в 17 в.

Никакого вымысла!

Источниками, на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, был русский фольклор и книжная христианская литература, пришедшая из Византии и Болгарии. Одна из особенностей литературы этого времени – это ее «историзм» (Д. С. Лихачев), то есть произведения отражали исторические события; вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Другая особенность – в отсутствии авторства или, другими словами, в неизвестности автора: произведения много раз переписывались, в тексты вносились изменения и дополнения.

Перед летописцами того времени стояла очень трудная задача перенесения устных повествований в письменные литературные произведения. Нужно было по крупицам, на основании преданий, былин, народных сказаний собрать сведения о том, что было в прошлом, и записать происходящие события, не допуская вымысла.

Из «золотой коллекции» литературы

Первые письменные литературные произведения создавались в монастырях. В 1113 году монах Киево-Печерского монастыря Нестор на основе собранных им летописей создает замечательное произведение, которое и по настоящее время не потеряло своего значения – «Повесть временных лет». «Повесть» повествует о происхождении славян от древнего прародителя Иафета, одного из сыновей Ноя; об основании Киева и Новгорода; о Рюрике, призванного в 862 году на Русь; о князе Олеге, прозванного «Вещим», и о других правителях Руси. Сведения, содержащиеся в «Повести», легли в основу создания истории России.

Такие произведения как «Житие Александра Невского», «Задонщина» описывают сражения русских воинов против иноземных захватчиков; другие содержат ценный материал географический, исторический и этнографический материал («Хождение за три моря»).

Условия возникновения древнерусской литературы

Факторы, без которых ни одна литература не могла бы появиться:

1) Возникновение государства: появление упорядоченных взаимоотношений между людьми (правителем и подданными). На Руси государство формируется в IX веке, когда в 862 году призывают князя Рюрика. После этого появляется необходимость в текстах, доказывающих его право на власть.

2) Развитое устное народное творчество. На Руси к XI веку оно сформировалось в двух формах: дружинный эпос, прославляющий ратные подвиги, и обрядовая поэзия, предназначенная для культа языческих богов, а также для традиционных праздников.

3) Принятие христианства — 988 год. Появляется необходимость в переведенных на славянский язык текстах Библии.

4) Появление письменности — важнейшее условие для формирование какой-либо литературы. Без письменности она навсегда бы осталась в статусе устного творчества, ведь главная черта литературы — то, что она записана.

Литература нового времени

Но уже в 17-м веке русская литература сильно меняется. Этот период становится периодом формирования литературы нового времени. Русь становится государством, в котором плавно меняется государственный строй – происходит постепенный переход к демократии. Можно заметить, как сильно меняется роль личности в истории. Это связано с исходом крестьянской войны, которая выпала на 16-17 века. Кроме того, немало поспособствовало изменениям и время смуты.

Дела таких героев древнерусской литературы и истории, как Иван Грозный, Василий Шуйский и Борис Годунов, объяснялись в это время не только божьей волей, но и чертами характера каждого из данных персонажей. В это же время возникает и новый литературный жанр, который получил название демократической сатиры. В произведениях, принадлежащих этому жанру, высмеиваются все церковные и политические порядки, зачастую и само судопроизводство.

Первичные жанры древнерусской литературы

В их число входили житие, поучение, слово, повесть, летописный рассказ или сказание, погодная запись, церковная легенда. Наибольшую известность получили первые четыре.

Житие – произведение, содержащее рассказ о жизни святых. Оно воспринималось как образец нравственности, которому следует подражать, и строилось по определенным канонам. Классическое житие содержало историю рождения (обычно вымоленный ребенок) и благочестивой жизни, описание чудес, связанных с героем, прославление святого. Одним из известнейших произведений этого жанра стало «Житие святых Глеба и Бориса», написанное в суровое для страны время. Образы князей должны были поспособствовать объединению в общей борьбе с захватчиками.

Более поздним вариантом стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Воспринимаемое в большей мере как вариант автобиографии, оно интересно тем, что в нем предстает картина общественной жизни в период раскола церкви.

К жанрам древнерусской литературы относятся и поучения, содержавшие правила поведения человека независимо от его положения. Они имели мощное воспитательное воздействие на читателя и касались различных сфер жизни. Самое известное поучение составлено Владимиром Мономахом и адресовано отрокам. Его содержание полностью соответствует христианским заповедям, поэтому воспринималось как книга жизни для потомков.

Древнерусское красноречие в полной мере проявилось в таком жанре, как слово. Оно могло иметь разную направленность. Пример торжественного произведения – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, написанное в начале 11 века в связи со строительством в Киеве военных укреплений. Это прославление русских князей и русского государства, которые ничем не уступают могущественной Византии и ее правителям.

Вершиной же этого жанра стало произведение о походе русского князя против половцев.

Женский патриотизм

Ч.Т. Ай. Автор начинает описание событий со дня поминовения. Толгонай — главная героиня повести, приходит к полю, чтобы рассказать ему о всех тяготах своей жизни. Она жалуется ему на то, что война забрала у нее трех сыновей, что шансов на возвращение в отчий дом у них нет. Но, несмотря на это, Толгонай находит в себе силы жить дальше. В то время, как многие жители колхоза, где живет героиня, стали роптать на трудности простого народа в условиях войны, Толгонай сумела проявить стойкость и не позволить проблемам застать ее врасплох. Осознание того, что она работает для своей семьи, для окружающих, для нужд фронта и для родной земли, воодушевляет ее. Героиня рада «служить» отечеству и счастлива осознавать, что «пока жив народ , жива и она».

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие». Говорят, что женщинам на войне не место, но прочитав повесть «А зори здесь тихие» читатель понимает, что это совсем не так. В произведении автор описывает непростой жизненный путь пяти девушек-зенитчиц, которые волей судьбы оказались на фронте

Однажды вместе со своим командиром девушки отправляются на рискованное задание, чтобы предотвратить появление немцев на стратегически важной территории. В итоге героиням удается уничтожить врага ценой собственной жизни, выживает только их командир

Героини осознавали, что это мог быть их последний поход, но стремление победить врага и быть полезными своей Отчизне стало для них важнее. Несомненно, девушки совершили настоящий подвиг, показав, что Великая победа была достигнута благодаря сотням и тысячам мужских и женских имен, навсегда оставшихся на страницах нашей истории.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий