Основные этапы философии сократа

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя

Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян

В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

Глаголы к слову сократ

Что может сократ? Что можно сделать с сократом? Подбор подходящих глаголов на основе русского языка.

заключить

убедить

переспросить

величать

предстать

приметить

учить

комментировать

работать

продолжать

бежать

топтаться

умудриться

взглянуть

докладывать

проводить

сослаться

скрыться

выбраться

провести

бездельничать

оживиться

прикрыть

помолчать

думать

клониться

уметь

отбить

проговорить

выйти

совершить

подскочить

толкать

воскликнуть

подняться

научить

захворать

предлагать

заспешить

отмахнуться

отгадать

качать

адресовать

отразить

познакомиться

поведать

отождествить

объяснить

вернуть

изобличать

продвинуть

развивать

убедиться

подчеркивать

улыбаться

впечатывать

замешкаться

узнать

подвергать

избегать

вступать

выиграть

посмотреть

решить

Третье возражение Сократа: утрата контроля над языком

Сократ не боялся чтения. Он опасался избыточности чтения и его следствия — неглубокого понимания. Чтение неискушенными читателями означало необратимую, незаметную утрату контроля над знаниями.

За вездесущим юмором и выдержанной иронией Сократа таится глубокое опасение, что грамотность без руководства учителя или общества санкционирует опасный доступ к знанию. Для Сократа чтение представлялось чем-то вроде ящика Пандоры: стоило выпустить письменный язык из-под контроля, стало невозможно предвидеть, что будет записано, кто будет это читать и как смогут читатели это интерпретировать.

Беспокойство Сократа значительно усиливается нашей сегодняшней возможностью доступа практически любого человека к компьютеру, чтобы очень-очень быстро узнать обо всем, везде и в любое время. Это будет компьютерный экран «без наставника».

И не представляет ли уже это сочетание безотлагательности, кажущейся безграничности информации и виртуальной реальности самую большую угрозу таким знаниям и добродетели, которые ценились Сократом, Платоном и Аристотелем? Будет ли теперешнее любопытство удовлетворено потоком банальной, часто поверхностной информации с экрана, или все же это приведет к желанию более глубоких знаний?

Будут ли дети, натасканные на все более реалистичных изображениях окружающего мира, обладать менее изобретательным воображением? Есть ли вероятность того, что мы будем лучше понимать истинность чего-то, если увидим изображение на фотографии, в фильме или видео? Как реагировал бы Сократ на киноверсию сократических бесед, свою страничку в Википедии или ролик на YouTube?

Представление Сократа о поиске информации в нашей культуре преследует меня каждый день, когда я наблюдаю за своими сыновьями, использующими интернет для выполнения домашнего задания, после чего они говорят мне, что «знают об этом все».

Когда я это слышу, я с тревогой ощущаю, как это похоже на тщетные битвы Сократа, происходившие давным-давно. Не могу не думать, что мы настолько утратили контроль над тем, как и глубоко ли приобретает знания следующее поколение, насколько это предрекал Сократ 2500 лет назад. Равным образом очевидны и приобретения (начиная с того, что Платон сохранил для нас возражения Сократа).

Лучшие цитаты

Нельзя лечить тело, не излечив душу.

Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

Хорошее начало — не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью — болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.

Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних

Есть одно только благо — знание и одно только зло – невежество

Знание — это добродетель

Высшая мудрость — различать добро и зло

Мудрость — царица неба и земли

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну

Хороший советник лучше любого богатства

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя: сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен

Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью

Красота — это королева, которая правит очень недолго

Женишься ты или нет — все равно раскаешься

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество

Когда слово не бьет, то и палка не поможет

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным

Лучшая приправа к пище — голод

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам

Нельзя врачевать тело, не врачуя души

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти

Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви

Первое возражение Сократа: неизменность письменного слова

В фильме «Бумажная погоня» (1973) Чарльз Кингсфилд, профессор юридического факультета Гарвардского университета, терроризирует первокурсников ежедневными допросами. Он требует, чтобы они обосновывали все, что говорят, юридическими прецедентами.

В первой сцене в учебной аудитории он заявляет:

Кингсфилд — вымышленное воплощение как метода Сократа, так и прекрасно действующего, умеющего читать мозга. Во многих аудиториях в наши дни преподаватели и профессора продолжают использовать такой доказательный метод в процессе работы со студентами, анализируя допущения и интеллектуальные основания каждой реплики.

Такие занятия воспроизводят варианты критического диалога, когда-то имевшего место в афинских двориках. Профессор Кингсфилд требует от студентов знания юридических прецедентов, чтобы понимание ими закона могло содействовать сохранению справедливости в обществе. Сократ ждал от них знания сути слов, вещей и мыслей, а также достижения добродетели, потому что именно она приводит к «наречению другом божьим».

Сократ полагал, что, в отличие от «мертвого дискурса» письменной речи, произнесенные слова, или «живая речь», представляют собой динамические сущности, наполненные значениями, звуками, мелодией, ударениями, интонацией и ритмами. Они ждут, что слой за слоем все это будет раскрыто в процессе познания и диалога.

Немногие ученые были бы в большей степени удовлетворены тем, что Сократ придавал такое значение «живой речи» и ценности диалога в стремлении к развитию, чем Лев Выготский.

В классической работе «Мышление и речь» Выготский описал в высшей степени эффективные взаимоотношения между словами и мышлением, а также между учителем и учащимся. Подобно Сократу Выготский считал, что социальное взаимодействие играет центральную роль в развитии постоянно углубляющейся связи между словами и понятиями.

Но Выготский и современные ему лингвисты расходятся с Сократом в его чрезвычайно узком видении письменного языка. За свою короткую жизнь Выготский успел увидеть, что сам процесс записи собственных мыслей ведет к тому, что человек начинает их уточнять и искать новые способы мышления. В этом смысле процесс письма в действительности воспроизводит в одном человеке диалектику, о которой Сократ рассказывал Федру.

Другими словами, попытки писателя выразить идеи более точными словами на письме содержат в себе внутренний диалог, который каждый из нас, если он или она когда-нибудь испытывали затруднения в выражении мысли, знает из собственного опыта. Мы наблюдаем, как идеи меняют форму при каждой попытке их записать.

Прилагательные к слову сократ

Каким бывает сократ? Предлагаем подбор прилагательных на основе литературных произведений и статей.

дорогим

собственным

знаменитым

святым

лучшим

здоровым

душевнобольным

добрым

печальным

неизменным

приговоренным

реальным

будущим

грузинским

нечестивым

колхозным

русским

возлюбленным

беззащитным

заключенным

божественным

азиатским

современным

любезным

бумажным

великим

амбарным

практическим

надгосударственным

настоящим

каменным

древним

отравленным

раненым

злым

неким

развеселым

бледным

старым

великолепным

неделикатным

уважаемым

неуловимым

взбесившимся

другим

римским

знающим

благородным

кривоногим

младшим

эдаким

неутомимым

истинным

немым

новым

юным

умным

наивным

мудрейшим

мудрым

стареющим

университетским

артельным

революционным

Биография Сократа

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Ассоциации к слову сократ

Подбор ассоциативного ряда. Слова, которые в той или иной степени ассоциируются с искомым.

наказание

рот

дидона

слово

поезд

темнота

душ

сень

вина

гибель

повод

ответ

целома

отдых

пропасть

мартин

комната

надежда

силен

приятель

игра

софист

приговор

поводок

мыслитель

возможность

тюрьма

дорога

история

ксантиппа

супруга

микрофон

олег

мгновение

сартр

диоген

осуждение

афина

присутствие

удовольствие

состязание

базар

голосование

фессалия

число

спор

протяжение

улыбка

проблематика

совет

воздействие

бог

столовая

глаз

сократ

карман

разговор

трон

работа

европа

ареопаг

сопровождение

речь

поход

Смерть

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон.

Все подвергай сомнению кто сказал. Первоначала философии

«Первонача́ла филосо́фии» ( лат.   Principia Philosophiae ) — один из главных трактатов Рене Декарта , посвящённый Елизавете Богемской .

Работу над трактатом Декарт начал в 1641 году . В русле продолжения аристотелевской традиции, он пишет данную работу для уяснения первых причин, из которых может быть выведено знание как таковое. Декарт призывает всё подвергать сомнению, однако это сомнение следует ограничивать лишь познанием истины и не распространять на жизненную практику. Сомневаясь в вещах, Декарт приходит к выводу: Мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем (1:7). Из этого тезиса следует различение души и тела ( лат.   animam et corpus ). Под мыслительными способностями души Декарт понимает не только собственно мышление, но и чувства. Он также приводит доказательства существования Бога и убеждает в приоритете математических истин (1:30).

Работа состоит из четырёх частей:

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

Три вопроса

В конце мы приведем один интересный факт и весьма мудрое высказывание Сократа. Однажды к нему пришел старый друг и сказал, что он хочет кое-что рассказать философу за их общего знакомого.

— Подожди, — говорит ему Сократ, — прежде ответь на три моих вопроса.

— Хорошо, — согласился гость.

— Итак, ты уверен, что история, которую ты хочешь мне рассказать, является правдивой?

— Нет, я так не думаю потому, что я об этом услышал от других.

— Хорошо, — продолжал философ, — тогда скажи, ты мне хочешь рассказать нечто хорошее, так же?

— Думаю вряд ли, скорее наоборот… — уже смущаясь, сказал друг мудреца.

— Значит, ты хочешь рассказать мне кое-что нехорошее, о чем ты не уверен, что это правда! Но еще один вопрос остался: принесет ли мне пользу то, что ты намерен поведать?

— Едва ли принесет – вконец растерявшись, сказал пришедший.

— Итак, — резюмировал Сократ, — ты хочешь рассказать мне плохую историю, которая вряд ли является правдой и к тому же не принесет мне никакой пользы! Зачем же мне такое слушать?!

Загнанный в угол неопровержимыми аргументами, гость покинул дом, оставив Сократа наедине со своими глубокими рассуждениями.

Несколько интересных фактов о жизни Сократа

Примерная дата рождения 469 год до н.э., дата смерти 399 год до н.э.

Был дважды женат. Первая жена Ксантиппа о злобности которой ходили легенды и на которой Сократ оттачивал своё непоколебимое терпение. Вторая — Мирта. Всего имел трех детей (сыновей).

Первым начал преподавать искусство риторики. Причём платы с учеников не требовал.

Сократ был учителем Платона, не менее известного и выдающегося древнегреческого философа. Но образы жизни у них были различны. Сократа интересовала прежде всего практическая сторона философии, нравственность образа жизни и поведения, а Платона — теоретические модели.

Как и Христос он не делал никаких записей своих речей и поучений. И вообще не много читал. Все известные его цитаты и высказывания были позже записаны учениками, — в основном Ксенофонтом Афинским и Платоном.

Имел чрезвычайно высокоразвитую интуицию с которой соизмерял все свои поступки. Если чисто рационально дело казалось 100% верным, но интуиция ему противилась — Сократ от него отказывался. И такое случалось регулярно.

Питался исключительно простой, дешевой пищей (опять же, подобно христианским монахам), причём редко и в малых количествах, от секса старался воздерживаться, ходил босиком и регулярно занимался физическими упражнениями. Что в итоге сделало его здоровье необычайно крепким, а дух стойким. Это было часть его программы «философской жизни».

Одно время занимался торговым «бизнесом», покупая и перепродавая товары.

Был настолько сильным оратором, что в итоге Тираны ему даже запретили преподавать свое искусство.

Пифия прорицательница произнесла известную цитату, что «Сократ выше всех в своей мудрости».

Взбучки Сократ получал не только дома от Ксантиппы, но и от побежденных в словесных диспутах. Также тренировки ради ходил в злачные места где его оскорбляли женщины легкого поведения.

Не любил путешествовать (возможно это было частью его практики философского образа жизни).

Щедрые подарки друзей Сократ с благодарностью отклонял, считая более высоким благом независимость.

Из видимых жизненных благ более всего ценил друзей. Читайте еще: Конфуций цитаты и афоризмы.

Не стеснялся учится чему то новому. Так в старости изучал искусство игры на лире.

Когда он уже собирался пить ядовитую цикуту (в качестве смертного приговора вынесенного судом), друг Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. «Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?» – сказал Сократ.

Источники

Сократ и молодой Эсхин (деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Ксантиппа бьет Сократа

Как-то раз она прямо на рынке стала рвать на нем плащ и кричать что-то. Один из товарищей посоветовал ему защититься при помощи кулаков, на что Сократ сказал: «Если я так сделаю, то мы будем бить друг друга, а вы будете смотреть на нас как на пауков в банке и кричать, мол, давай Сократ, давай Ксантиппа»!

Много приходилось ему выслушивать относительно того, зачем он живет со столь злобной женщиной. Мудрец же говорил: «На Ксантиппе я учусь обхождению с другими людьми, как наездники на диких конях учатся справляться с обычными лошадьми».

Случилось как-то, что после очередных побоев соседи посоветовали Сократу подать в суд на жену. Однако философ молвил: «Если бы меня лягнул осел, разве бы я пошел жаловаться на него в суд»!

Подвергай все сомнению, что означает эта фраза. Все подвергай сомнению

С какой стати? А если мне хочется верить, например, любимому человеку или богу? Это уж кто как пожелает, но вера слепа, и можно очень сильно заблудиться, или ошибиться. Основное правило науки гласит: «Все подвергай сомнению». Почему же наука во все сомневается, а церковь учит безоговорочно верить в бога? Если не будешь искренне верить, то и бог тебе не поможет в трудной ситуации. Как разобраться в противоречии научного постулата и религиозного? Вера в «высшую силу» сидит в человеке на генном уровне. Каждый по себе знает, что, попадая в критическую ситуацию, человек ищет спасения в вере, в боге. Из «неверующего», человек сразу превращается в «верующего», начинает каяться в своих грехах и просить у бога прощения за неправедные поступки. И что удивительно, вера, в сочетании с раскаянием и искуплением, действительно помогает изменить ситуацию в лучшую сторону. Как тут не поверить в господа? Но когда начинаешь истово верить, заезжаешь в другую крайность и теряешь связь с реальностью. Начинаешь верить и перестаешь делать, искать выход. Значит, вера, в крайнем своем проявлении, тоже не есть правильность. Скольких людей, во имя веры, сожгли на кострах, сгноили в тюрьмах, подвергли преследованиям…. Не только верующие преследовали инакомыслие, но и атеисты преследовали верующих. Многие ученые, со своим: «Все подвергай сомнению», — лишены духовности, и потому многие их научные открытия были направлены не на созидание, а на разрушение. Значит, и в этой формулировке не все правильно…. Целители, экстрасенсы, колдуны, политики и пр., хотят, чтобы люди им безоговорочно верили. И люди верят, потому что верить легче, чем думать, и при этом, бывают обмануты. С другой стороны, без веры, доверия друг к другу тоже нельзя, иначе теряются человеческие качества, основанные на любви и доверии. Как найти «золотую середину», которая бы всех устраивала? Истина, как всегда, находится посередине и называется она «равновесие». И ученые не правы в своей бездуховности, и религия неправа в излишней духовности, оторванной от реальности. Невозможно человека запереть в рамки законов и постулатов, какими бы «правильными» они ни казались. Вера и неверие – суть единого целого, поэтому голому реализму необходимо срастись с духовностью, чтобы получилось единое целое. Сомнения, не в патологической их форме, являются неотъемлемой частью разума. Они принуждают подвергать жесткой критике любые «однозначные» утверждения чего бы то ни было, ради двусторонней оценки любого возбуждения, потому что истина, правильность, всегда будет находиться посередине и являться результатом компромисса между противоположностями. Как только человек начинает утверждать что-либо однозначно, сразу нарушается равновесие, и оценка реальности становится не правильной из-за отсутствия сомнений, принуждающих не доверять в полной мере односторонней информации…. Алкоголик, в минуты депрессии, сомневается в правильности своего пристрастия, но это мало что меняет в его образе жизни. Тогда какой же смысл в сомнениях, если они, в данном случае, не работают? Ему надо сомневаться «до», а не «после», а для этого надо видеть саму проблему, а не подавлять ее и усиливать свое пристрастие. Когда рюмка затмевает глаза, у него не возникают сомнения относительно того, что пить вредно…. Очень сильно терзают сомнения влюбленных. И справедливо, потому что срабатывает инстинкт самосохранения, принуждающий во всем сомневаться. Благодаря сомнениям, происходит «проверка истинности чувств», Ведь в случае ошибки, жизнь может рухнуть, что часто и бывает в случае неудачной любви. Сомнения принуждают нас не впадать в крайность и все время балансировать на «лезвии бритвы», для удержания равновесия. 10.05.2011 г.

Цитаты о Сократе

Сократ превыше всех своею — Ответ дельфийской пифии на вопрос Херефонта, есть ли кто на свете мудрее Сократа.

Более всего, по-моему, он похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках <sup></sup>. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай. …и речи его больше всего похожи на раскрывающихся силенов. В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики, и кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речи на смех. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом, что речи эти божественны, что они таят в себе множество изваяний добродетели и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства. — Похвальная речь Алкивиада на пиру у Агафона.

…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения — это суть вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания). Но Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же <sup></sup> отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к выводу, что существуют идеи всего, что сказывается как общее, и получалось примерно так как если бы кто, желая произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает.<sup></sup>

Перед нами переполненный зрителями амфитеатр; «Облака» отравляют толпу ядом издевательства. Со сцены осмеивают — и с нравственной, и с физической стороны — замечательнейшего мужа Афин, спасшего от тридцати тиранов, спасшего в пылу битвы Алкивиада и Ксенофонта, осмеивают Сократа, воспарившего выше древности. Сам он тоже в числе зрителей. И вот, он встаёт с своего места и выпрямляется во весь рост, — пусть видят Афиняне, похожа ли на него . Твёрдо, несокрушимо стои́т он, возвышаясь надо всеми. Сочная, зёленая, ядовитая !

— , «», 1855

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

Источники[править]

  1. ↑ Элиан. Пёстрые рассказы / перевод С. В. Поляковой. — М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. — Серия «Литературные памятники».
  2. ↑ Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. II. 5 Сократ.
  3. «Метафизика», кн. XIII, гл. 4
  4. Pauson (лат.) — живописец V–IV вв. до н. э.
  5. Е. Булгар, С. Платонов (перевод). «Рассуждение против ужасов смерти»: Платон (Левшин) митрополит Московский, «Из глубины воззвах к тебе, Господи…» ― М.: Паломник Русский дом, 1996.
  6. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. 1919 г., ч. 1, с. 149.
  7. Платон. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 2006. С. 503

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить

Цитаты Сократа о человеке

***

Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.

***

Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.

***

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

***

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить

***

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.

***

Почему люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают всё же плохо?

***

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.

***

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.

***

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

***

Каков человек, такова его речь.

***

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

***

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий