Федор сологуб

Произведения, что указали путь поэту

Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.

Это «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира и «Робинзон Крузо» Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были «своего рода евангелием».

А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. А. Некрасов был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.

Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.

Годы революции (1917—1921)

Февральская революция, обрушившая монархию и создавшая предпосылки для демократического преобразования Российской империи, Фёдором Сологубом была встречена с воодушевлением и большими надеждами. Его, как и остальных деятелей культуры, волновало, что будет с искусством в новой ситуации, кто его будет курировать и от чьего имени. Так 12 марта 1917 года образовался Союз Деятелей Искусства, живейшее участие в работе которого принял Фёдор Сологуб. Однако вскоре Союз Деятелей Искусства сосредоточился на борьбе за влияние в кабинете создававшегося министерства искусств, против наличия которого особенно выступал Сологуб.

С лета 1917 года газетные статьи Сологуба принимают откровенно антибольшевистский характер. Если раньше Сологуб и входил в отношения с большевиками, то с позиции «общего врага» (царизм), кроме того, нельзя забывать, что Анастасия Чеботаревская была деятельно связана с революционной средой (её брат был казнён, другой был сослан, а её сестра была родственницей Луначарского). Этим и объясняются контакты Сологубов с левыми (особенно за границей, где в 1911—1914 гг. Сологуб встречался с Троцким, Луначарским и др.), давал концерты в пользу ссыльных большевиков.

Вернувшись в конце августа с дачи в Петроград, Сологуб продолжил работу в Союзе Деятелей Искусства, в котором возглавлял литературную курию, — принимая участие в подготовке созыва Собора деятелей искусства. В то же время Сологуб в своей публицистике передавал своё предчувствие беды, пытаясь возбудить гражданские чувства соотечественников, особенно власть имущих (чуть позже Сологуб признает, что ошибся в Керенском и в генерале Корнилове: первый, по его словам, оказался «болтуном, проговорившим Россию», последний же был «прямым честным человеком»).

Ставшие редкими статьи и выступления Сологуба после Октябрьского переворота были посвящены свободе слова, а также целости и неприкосновенности Учредительного собрания в виду угрозы его разгона. Сологуб с безоговорочной враждебностью отнёсся к большевистскому перевороту и последующему разбою. Всю зиму и весну 1918 года Сологуб пользовался любой возможностью опубликовать «просветительные» статьи, направленные против отмены авторского права, ликвидации Академии Художеств и уничтожения памятников.

«Пайки, дрова, стояние в селёдочных коридорах… Видимо, всё это давалось ему труднее, чем кому-либо другому. Это было ведь время, когда мы, литераторы, учёные, все превратились в лекторов, и денежную единицу заменял паёк. Сологуб лекций не читал, жил на продажу вещей», — вспоминал о жизни в ту эпоху Л. М. Клейнборт. Так или иначе пайки, которые эти организации выдавали признанным «законом» литераторам, были недостаточны, и в условиях абсолютной невозможности издаваться Сологуб сам стал делать книжки своих стихов и распространять их через Книжную Лавку Писателей. Обычно от руки писались 5-7 экземпляров книги и продавались по семь тысяч рублей.

Эта невозможность существования, в конце концов, побудила Фёдора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, обратиться в декабре 1919 года в советское правительство за разрешением выехать. Но за сим ничего не последовало. Через полгода Сологуб написал новое прошение, на этот раз адресованное лично Ленину. Тогда помимо Сологуба вопрос с отъездом за границу решался с Блоком, тяжёлая болезнь которого не поддавалась никакому лечению в России. Рассмотрения по делам Сологуба и Блока затягивались. В середине июля 1921 года Сологуб, наконец, получил положительное письмо Троцкого, но отъезд опять сорвался. В конце концов, разрешение-таки было получено, и отъезд в Ревель был запланирован на 25 сентября 1921 года. Однако томительное ожидание, прерываемое неисполняемыми обещаниями, надломило психику жены Сологуба, расположенной к сумасшествию. Именно в это время у неё случился приступ болезни. Вечером 23 сентября 1921 года, воспользовавшись недосмотром прислуги и отсутствием Сологуба, ушедшего для неё за бромом, Чеботаревская отправилась к сестре на Петроградскую сторону. Но не дойдя буквально нескольких метров до её дома, бросилась с Тучкова моста в реку Ждановку. Смерть жены для Фёдора Сологуба обернулась непосильным горем, которое писатель не изжил до конца своих дней. К её памяти Сологуб будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы. После смерти жены Сологуб уже не захотел уезжать из России.

Лучшие стихи Сологуба:

  1. Забелелся туман за рекой…
  2. Под черёмухой цветущей…
  3. Судьба
  4. Безумием окована земля…
  5. Ирина
  6. Я — бог таинственного мира…
  7. Что в жизни мне всего милей? …
  8. Словно лепится сурепица…
  9. Порос травой мой узкий двор…
  10. Целуйте руки…
  11. Россия — любовь
  12. Душа опять звучит стихами…
  13. Идёт весна, широко сея…
  14. Еще в полях белеет снег…
  15. Утро ласковое звонко…

Стихи Сологуба интересны своей самобытностью и необычно легким, воздушным и легким слогом. Биография писателя полна его творческими исканиями и переживаниями, которые находят отражение в стихах: они легки и читаются на одном дыхании. Основная тематика стихотворений — это свойственные символизму и декадансу темы грусти, страдания, существования без смысла и цели жизни.

Мистические темы влияния на жизнь высших сил прослеживаются в стихотворениях «Чертовы качели» и «Одноглазое лихо». Также слабость человека, его бессилие перед жизненными препятствиями, размышления о смысле жизни проходят через всю поэзию Сологуба.

Лирический герой поэзии Сологуба — это во многом маленький человек Гоголя, Пушкина, Достоевского и Чехова. В его поэзии легко находимы истеричная бедность, извечный страх перед жизнью, любовь-ненависть, собственная малость, униженность, скорбность.

Мрачная жизнь со всех сторон обступает провинциального мечтателя. Ощущение тяжести и беспросветности жизни — «больные дни», «босоногость», «неотвязная нужда», «бесцветное житьё» — в конце концов преображается в стихотворениях конца 80-х гг. в полуфольклорные фантастические видения — «лихо неминучее», «злую мару» (это славянская ведьма, высасывающая по ночам кровь у спящих). Появляются мотивы смерти, но это не переход в лучший мир, а желание спрятаться, скрыться от этого мира.

Зрелость

Осенью 1892 года Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. После едва не погубившей его провинции он врывается в общество символистов своим новаторством и желанием творить.

Здесь он находит место учителя в городском Рождественском училище. Оживая здесь, писатель смягчал и многие сцены своих гениальных, но тяжелых романов «Мелкий бес» и «Тяжелые сны». А место действие его произведений перенеслось в «города губернские», но почему-то не в столицу, в которой он провел всю свою зрелость и любил всей душой.

«Северный вестник» становится для писателя и местом обучения, и средством, с помощью которого его стихи, наконец, становятся известными.

В 1908 году Сологуб Федор Кузьмич (биография писателя недостаточно полно описывает этот жизненный этап) оставляет карьеру учителя и женится на Анастасии Чеботаревской – писательнице и переводчице.

В 1913 году с женою он отправляется в поездку по городам России, посетив их в количестве почти четырех десятков.

В 1918 году поэту выпадает честь быть председателем Союза деятелей художественной литературы.

5 декабря 1927 года писатель уходит из жизни в возрасте шестидесяти четырех лет, оставив по себе огромное наследие ярчайшей поэзии и прозы символизма.

От злой работы палачей

Баллада

Валерию Брюсову

Она любила блеск и радость,
Живые тайны красоты,
Плодов медлительную сладость,
Благоуханные цветы.

Одета яркой багряницей,
Как ночь мгновенная светла,
Она любила быть царицей,
Ее пленяла похвала.

Ее в наряде гордом тешил
Алмаз в лучах и алый лал,
И бармы царские обвешал
Жемчуг шуршащий и коралл.

Сверкало золото чертога,
Горел огнем и блеском свод,
И звонко пело у порога
Паденье раздробленных вод.

Пылал багрянец пышных тканей
На белом холоде колонн,
И знойной радостью желаний
Был сладкий воздух напоен.

Но тайна тяжкая мрачила
Блестящей славы дивный дом:
Царица в полдень уходила,
Куда, никто не знал о том.

И, возвращаясь в круг веселый
Прелестных жен и юных дев,
Она склоняла взор тяжелый,
Она таила темный гнев.

К забавам легкого веселья,
К турнирам взоров и речей
Влеклась тоска из подземелья,
От злой работы палачей.

Там истязуемое тело,
Вопя, и корчась, и томясь,
На страшной виске тяготело,
И кровь тяжелая лилась.

Открывши царственные руки,
Отнявши бич у палача,
Царица умножала муки
В злых лобызаниях бича.

В тоске и в бешенстве великом,
От крови отирая лик,
Пронзительным, жестоким гиком
Она встречала каждый крик.

Потом, спеша покинуть своды,
Где смрадный колыхался пар,
Она всходила в мир свободы,
Венца, лазури и фанфар.

И, возвращаясь в круг веселый
Прелестных жен и юных дев,
Она клонила взор тяжелый,
Она таила темный гнев.

8 ноября 1898, 24-30 марта 1904

Стихи серебряного века

Федор Сологуб. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия.
2-е издание. Сост. М.Дикман.
Ленинград: Советский писатель, 1975.

»

» На отдельной странице

Библиография

Романы (по датам публикации)

  • 1895 — Тяжёлые сны
  • 1905 — Мелкий бес
  • 1907—1914 — Творимая легенда
  • 1912 — Слаще яда
  • Заклинательница змей, Берлин, «Слово», 1921; П., «Эпоха», 1922

Рассказы (отдельные издания)

  • 1896 Тени
  • 1904 Жало Смерти
  • 1905 Книга сказок
  • 1906 Политические сказочки
  • 1907 Истлевающие личины
  • 1908 Книга разлук
  • 1909 Книга очарований
  • 1916 Ярый год
  • 1918 «Слепая бабочка»,
  • «Помнишь, не забудешь» и другие рассказы. М., 1918
  • Сочтённые дни. Ревель, 1921

Стихотворения (отдельные издания)

  • 1896 Стихи. Книга первая; Стихи. Книга вторая
  • 1904 Собрание стихов (1897—1903): Книги III И IV
  • 1906 Родине
  • 1907 Змий
  • 1908 Поль Верлен. Стихи, избранные и переведённые Фёдором Сологубом: Седьмая книга стихов;
  • 1908 Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая.
  • 1914 Очарования земли
  • 1915 Война
  • 1917 Алый мак
  • 1921 Небо голубое; Одна любовь; Фимиамы
  • 1922 Костёр дорожный; Свирель; Чародейная чаша
  • 1923 Великий благовест. М.-П.
  • 1904 забелелся туман за рекой

Пьесы

  • 1906 «Литургия Мне»; «Дар мудрых пчёл»
  • 1907 «Победа Смерти»; «Любви»; «Ванька Ключник и Паж Жеан»
  • 1908 «Ночные пляски»
  • 1909 «Мелкий бес»
  • 1910 «Заложники жизни»
  • 1912 «Мечта-победительница»; «Война и мир»
  • 1914 «Любовь над безднами»; «Проводы»
  • 1915 «Камень, брошенный в воду (Семья Воронцовых)»
  • 1916 «Узор из роз»
  • 1917 «Любовь и верность»
  • Дар мудрых пчел. Трагедия. 1918

Собрания сочинений

  • 1909—1911 Собрание сочинений в 12 томах. Т. 1. Т. 2. Т. 3. Т. 4. Т. 5. Т. 7. Т. 10. Т. 11. Т. 12.
  • 1913—1914 Собрание сочинений в 20 томах
  • 2000—2003 Собрание сочинений в 6 томах
  • 2001—2003 Собрание стихотворений в 8 томах

Детство и юность

Дата рождения — 1 марта 1863 года. Роды у матери были в Санкт-Петербурге. Папа будущего творца — уроженец полтавской глубинки. Семья бедствовала, отец не имел вольной и был крепостным. Единственный заработок — швейное дело. Родители Федора Сологуба были высокообразованными людьми. В доме всегда в наличии были книги. Отец занимался образованием детей и прививал им любовь к искусству и поэзии. Делился с ними крохами своих знаний о мировой культуре и литературе.

Федор Сологуб в детстве и молодости

Спустя два года после рождения Федора Сологуба родилась сестра, и без того сложная жизнь только ухудшилась. В полную нищету ввергла смерть отца семейства в 1867 году. Мама осталась одна с двумя детьми и без малейшей материальной поддержки. Вынужденной мерой стало ее устройство простой прислугой к состоятельным людям.

В доме у знатного семейства Агаповых и провел свое детство юный писатель. Аристократы с благосклонностью воспринимали мальчика и даже поддерживали в стремлении к учебе, давали для прочтения редкие экземпляры книг. На протяжении всей дальнейшей жизни в судьбу писателя часто вмешивались посторонние люди, помогавшие в трудную минуту с поисками себя.

Федор Сологуб и его сестра

Детство творческого человека нельзя назвать радужным. В жизни был контраст. С одной стороны — мир искусства, науки и музыки. С другой — атмосфера нищеты, тяжелого труда матери на пропахшей кухне и прачечной, заполненной паром. Иногда она доходила до изнеможения, только чтобы обеспечить едой детей. Часто от безысходности мать срывалась на детях. Бывали случаи избиения за малейшие провинности. Поэт вспоминал, как вечером опять мать приходила не в духе.

Немного позже, когда писатель уже состоялся, им было написано произведение «Утешение». Там без прикрас описал жизнь в тот печальный период. Крайне неохотно Федор Сологуб вспоминал именно эту часть своей биографии. Но для восстановления полной картины жизни творческой личности это просто необходимо.

Биография

Ф.К. Тетерников родился 17 февраля (1 марта) 1863 г. в Петербурге. Сын портного, бывшего крестьянина. Рано лишился отца. Его воспитывала мать, работавшая прислугой.Учился в уездном училище и Петербургском учительском институте. Став преподавателем математики, 25 лет работал учителем в глухих северных городках.Возвратившись в Петербург, сблизился с символистами старшего поколения.

Фёдор Сологуб в 1907 г.

Писать начал в 80-х годах, а печататься – в 90-х годах. В начале XX в. уже приобрёл большую известность.

Ф. Сологуб

В поле не видно ни зги.Кто-то зовет: «Помоги!»Что я могу?Сам я и беден и мал,Сам я смертельно устал,Как помогу?

Кто-то зовет в тишине:«Брат мой, приблизься ко мне!Легче вдвоем.Если не сможем идти,Вместе умрем на пути,Вместе умрем!»1897

Ф. Сологуб был не только поэтом, но также писателем, драматургом, публицистом. Самый известный его роман – «Мелкий бес» (1905).

Фёдор Сологуб в 1909 г.

В середине 1900-х годов по воскресеньям в его доме собирался литературный кружок, который стал одним из центров литературной жизни Петербурга. Здесь велись литературные разговоры, читались стихи, драмы, рассказы. Среди посетителей «воскресений» Сологуба были З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Блок, М. Кузмин, В. Иванов, С. Городецкий, К. Чуковский и др., а из Москвы приезжали Андрей Белый и В. Брюсов.

Фёдор Сологуб и Анастасия Чеботаревская (фотография 1900х годов)

В 1908 г., женившись на переводчице Анастасии Чеботаревской, которая прониклась его творчеством, он устроил в своём доме литературный салон. Они с супругой устраивали вечера в честь молодых поэтов: Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Игоря Северянина.Революция 1905 г. вызвала у него сочувственный отклик, хотя Сологуб всегда был далёк от передовых общественных взглядов. А Октябрьской революции он остался чужд. Он хотел эмигрировать, но этому помешали болезнь, а затем трагическая смерть жены. Сологуб решил остаться в России.

Фёдор Сологуб в 1913 году

Первую мировую войну Фёдор Сологуб воспринял как роковое знамение, полезное для пробуждения в русском народе национального сознания. Позже он в этом разуверился и опубликовал книгу стихов «Война» (1915) с надеждой поддержать дух народа и укрепить надежду на победу, но книга успеха не имела.С конца 1921 г. в России стали издаваться книги Сологуба, но через некоторое время печатать его перестали. С 1924 г. он работал в ленинградском Союзе Писателей, в январе 1926 г. его избрали председателем Союза.Умер Фёдор Сологуб 5 декабря 1927 г. от болезни сердца.

Все поэты

  • Агнивцев Н.Я.
  • Анненский И.Ф.
  • Апухтин А.Н.
  • Ахматова А.А.
  • Багрицкий Э.Г.
  • Бальмонт К.Д.
  • Батюшков К.Н.
  • Белый А.
  • Блок А.А.
  • Брюсов В.Я.
  • Веневитинов Д.В.
  • Волошин М.А.
  • Вяземский П.А.
  • Галина Г.
  • Герцык А.К.
  • Грибоедов А.С.
  • Григорьев А.А.
  • Давыдов Д.В.
  • Дельвиг А.А.
  • Державин Г.Р.
  • Есенин С.А.
  • Карамзин Н.М.
  • Катенин П.А.
  • Кольцов А.В.
  • Крылов И.А.
  • Лермонтов М.Ю.
  • Ломоносов М.В.
  • Маяковский В.В.
  • Мережковский Д.С.
  • Некрасов Н.А.
  • Никитин И.С.
  • Одоевский А.И.
  • Ознобишин Д.П.
  • Полонский Я.П.
  • Пушкин А.С.
  • Радищев А.Н.
  • Рылеев К.Ф.
  • Северянин И.
  • Соловьёв В.С.
  • Сологуб Ф.К.
  • Сумароков А.П.
  • Суриков И.З.
  • Толстой Ал.К.
  • Тютчев Ф.И.
  • Фет А.А.
  • Фофанов К.М.
  • Хлебников В.В.
  • Ходасевич В.Ф.
  • Цветаева М.И.
  • Чёрный С.
  • Языков Н.М.

«Творимая легенда»

Эстетические искания Сологуба, последовательно обоснованные в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1906), «Человек человеку — дьявол» (1906) и «Демоны поэтов» (1907), составились, наконец, в богатую символику «творимой легенды».

В статье «Демоны поэтов» и предисловии к переводам Поля Верлена Фёдор Сологуб вскрывает два полюса, определяющих всю поэзию: «лирический» и «иронический» (Сологуб придаёт лирике и иронии своё значение, употребляемое только в его контексте: лирика уводит человека от постылой действительности, ирония его с ней примиряет). Для иллюстрации своего понимания поэтического творчества Сологуб берёт сервантесского Дон-Кихота и его идеал — Дульцинею Тобосскую (всем видимую как крестьянку Альдонсу). К этому дуалистическому символу писатель будет неоднократно обращаться на протяжении последующих нескольких лет в публицистике и драматургии. Реальное, живое воплощение этой мечты Дон-Кихота Сологуб видел в искусстве американской танцовщицы Айседоры Дункан.

В беллетризованной форме свои идеи Сологуб выразил в романе-трилогии «Творимая легенда» (1905—1913). Изначально, задуманный им цикл романов назывался «Навьи чары», и первая часть называлась «Творимая легенда» (1906), за нею следовали «Капли крови», «Королева Ортруда» и «Дым и пепел» (в двух частях), — все они были опубликованы 1907—1913 гг. Затем Сологуб отказался от столь декадентского названия в пользу «Творимой легенды», что более соответствовало идее романа. Окончательная редакция «Творимой легенды», уже как трилогии, была помещена в XVIII—XX тт. Собрания сочинений изд-ва «Сирин» (1914); годом ранее роман был издан в Германии на немецком). Роман вызвал недоумение критиков.

В следующем романе Фёдора Сологуба «Слаще яда» (1912), напротив, никакой мистики не было. Это была драма о любви мещанской девушки Шани и юного дворянина Евгения. «Творимая легенда» оборачивается полуфарсом, полутрагедией, Сологуб показывает горчайшую иронию подвига преображения жизни. Роман писался следом за «Творимой легендой», хотя был задуман много ранее.

Федор Сологуб: биография

Федор Сологуб – российский поэт, прозаик, публицист. Помимо литературной стези, занимался переводами и вел педагогическую деятельность. Биография — яркий пример русского символизма. До нынешних дней творчество поражает своей неординарностью и неоднозначностью. Нет точной трактовки образов и героев. Стихи будоражат воображение своими мистическими мотивами. Они буквально пропитаны одиночеством и загадочностью. Романы приводят в состояние шока и захватывают уже с первых страниц.

Федор Сологуб

Федор Сологуб – это творческий псевдоним поэта. Имя при рождении — Федор Кузьмич Тетерников. В начале творческого пути он публиковался под своим именем, причем в значительных объемах.

Имидж поэта-символиста требовал яркого имени. Вместе с коллегами по изданию были придуманы разные фамилии, заметней остальных в этом списке стал вариант «Соллогуб». Такую фамилию носил один из знатных родов. Представителем этого рода был Владимир Соллогуб – писатель, прозаик. Чтобы в дальнейшем не путаться, Федор принимает решение убрать одну букву «л».

Юность и поиски себя

Юность поэта проходила под влиянием мировой литературы и русских классиков, которых он имел возможность читать. Именно благодаря таковой возможности смог развить свой талант юный Сологуб (биография, написанная женой поэта, очень четко дает представление об этом).

В возрасте пятнадцати лет Федор Сологуб становится студентом Учительского института в Петербурге. Поступал сюда юный поэт с неоднозначными мыслями и благодаря протекции семьи Агаповых и учителя Федора, что разглядел в мальчике острый ум и талант, требующий огранки. Буквально первые занятия открыли для поэта совершенно новый мир творчества и свободы.

Директором института был К. К. Сент-Иллер – высокообразованный человек с прогрессивными и новаторскими взглядами. Благодаря его энтузиазму к преподаванию были привлечены самые передовые учителя того времени. В среде студентов, большинство которых было из обеспеченных семей, Федор был совершенно чужим. Его не привлекали студенческие посиделки и гуляния. Пока его одногруппники развлекались, он переводил классиков и делал первые шаги в прозе. С началом обучения в институте начнет роман «Ночные росы» Сологуб. Биография поэта расскажет нам, что роман этот он так и не закончит, но это будет хорошей попыткой, обогатившей его опытом.

В 1882 году будущий писатель-символист окончит с отличием институт и уедет в отдаленную деревушку Крестцы. С собою он заберет свою мать и сестру Ольгу. Здесь его ждала работа учителя, а также десять лет скитания по провинциям: Великие Луки и Вытегра были временным домом писателя и его семьи.

Здесь, в «медвежьем углу» писатель безумно страдал от своего одиночества и «провинциального болота». Позже он напишет об этом, сказав, что учитель обречен на одиночество и непонимание.

17 интересных фактов о Сологубе

  1. Федор Сологуб (1863-1927) – поэт, писатель, публицист и драматург.
  2. Любопытно, что подлинная фамилия писателя – Тетерников.
  3. Знаете ли вы, что Осип Мандельштам (см. интересные факты о Мандельштаме) критически отнесся к тому, что Федор Кузьмич решил воспользоваться псевдонимом?
  4. В возрасте 4 лет Сологуб лишился отца, по причине чего воспитание и обеспечение семьи полностью легло на плечи матери.

  5. В детстве мать настолько часто и жестоко била своего сына, что у того сформировался садомазохистский комплекс. Позже это нашло отражение в творчестве Сологуба.
  6. В начале своей карьеры Федор Сологуб зарабатывал на жизнь преподавательской деятельностью. На протяжении 10 лет он работал учителем в различных деревенских школах.
  7. Интересен факт, что первые 3 книги были опубликованы Сологубом на собственные сбережения.
  8. Настоящая слава к Сологубу пришла после того, как он издал роман «Мелкий бес», над которым трудился около 10 лет.
  9. Кроме стихов и романов, литератор также написал несколько басен.
  10. Знаете ли вы, что на творческих вечерах, устраиваемых Федором Сологубом, неоднократно присутствовали Константин Бальмонт, Александр Блок и Корней Чуковский?
  11. Свои первые стихи Федор сочинил в 14-летнем возрасте.
  12. Супруга Сологуба, страдавшая психическим заболеванием, покончила жизнь самоубийством. По этой причине поэт написал немало произведений в память о ней.
  13. Однажды Сологуб признался, что некоторые герои его стихотворений были позаимствованы из произведений Достоевского и Чехова (см. интересные факты о Чехове).
  14. Изначально Федор Сологуб с симпатий относился к идеям большевизма, но после Октябрьской революции 1917 г. он все больше убеждался в ошибочности своих мнений. В итоге, поэт полностью разочаровался в новой власти и даже захотел эмигрировать за рубеж, однако покинуть Россию ему не разрешили.
  15. Произведения Сологуба отличаются мрачностью и пессимизмом, поскольку именно такое отношение к жизни было у их автора.
  16. Со временем советские власти запретили печатать новые книги Федора Сологуба, поэтому они увидели свет уже после его смерти.
  17. В честь Сологуба были названы улицы в Москве и Вытегре (Вологодская область).

Это были самые интересные факты о Сологубе. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Карьера и творчество

Какое-то время писатель зарабатывал на жизнь тем, что учительствовал, сотрудничая при этом с журналами и получая за стихотворения небольшие премии. Чуть позже выходят первые книги Сологуба, которые он сам лично издал.

Стихи писателя больше напоминали прозу в стихотворной форме: сюжет для них никак не подходил для поэзии.  При этом, его поэтическое творчество было наполнено  мрачными и тяжелыми чувствами. Мотивы смерти, фантастические видения, безысходность жизни, желание спрятаться от всего мира – вот главные черты, присущие его творчеству.

В 1891 году писатель познакомился с известным философом и поэтом – Николаем Минским, который, в свою очередь, серьезно увлекся творчеством Сологуба.

Далее Федор Сологуб начинает сотрудничать с журналом  «Северный вестник» и становится символистом. В его литературной жизни появляются наставники: Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт. Именно они и придумали ему псевдоним «Сологуб», что, кстати, не одобрил Мандельштам: разве можно сменить прекрасную фамилию на какой-то нелепый псевдоним?

Но для Федора Тетерникова это было началом новой жизни, с которой он планировал забыть тяжелое детство, обременявшее его.

Краткая биография

  1. 02.1863 – день рождения Федора Кузьмича Сологуба (Тетерникова).
  2. 1873 – 1875 – учеба в приходском училище.
  3. 1876 – 1878 – учеба в уездном и городском училищах.
  4. 1878 – закончено первое известное стихотворение Сологуба.
  5. 1878 – начало обучения в Санкт-Петербургском Учительском институте.
  6. 1879 – работа над романом-эпопеей «Ночные росы».
  7. 1882 – начата масштабная поэма автобиографического характера «Одиночество».
  8. июнь 1882 года – окончание Учительского института.
  9. июль 1882 года – отъезд с матерью и сестрой в Крестцы.
  10. февраль 1884 года – Сологуб впервые опубликовал свое произведение – басню “Лисица и еж”.
  11. 1885 – 1889 – работа в Великих Луках.
  12. 1889 – переезд в Вытегру.
  13. 1891 – судьбоносная встреча с Николаем Максимовичем Минским, представителем мистического символизма.
  14. 1892 – переезд в Санкт-Петербург.
  15. 1892 – сотрудничество с журналом “Северный вестник”.
  16. 1893 – начало работы учителем в Рождественском городском училище.
  17. 1893 – публикация стихотворения “Творчество”, впервые подписанное “Федор Сологуб”.
  18. 1895 – 1896 – издание двух книг стихов, двух романов и сборника рассказов.
  19. 1896 – пожалование орденов Святого Станислава и Святой Анны, оба 3-й степени.
  20. 1897 – приглашение к сотрудничеству в журнале “Север”.
  21. 1899 – повышение по службе – назначение инспектором в Андреевском городском училище с предоставлением казенной квартиры.
  22. 1902 – окончание работы над романом “Мелкий бес”.
  23. 1904 – издание третьей и четвертой книги стихов в одном сборнике.
  24. 1904 – заключением договора о постоянном сотрудничестве с “Новостями” и “Биржевой газетой”.
  25. 1905 – публикации в журнале “Вопросы жизни”.
  26. 1905 – 1907 – работа над политическими сказочками, пользовавшихся огромной популярностью у читателей.
  27. 1906 – первое драматическое произведение: “Литургия мне”.
  28. 1907 – выход романа “Мелкий бес” отдельным изданием.
  29. 1907 – постановка в театре Комиссаржевской трагедии “Победа смерти”, постановщик В. Мейерхольд.
  30. 1907 – смерть сестры Ольги.
  31. 1907 – публикация еще трех книг стихов.
  32. 1908 – выход в отставку и женитьба на Анастасии Чеботаревской.
  33. 1908 – постановка Николаем Евреиновым пьес Сологуба “Ночные пляски” и “Ванька Ключник и Паж Жеан”.
  34. 1909 – переработка в трагедию из пяти действий романа “Мелкий бес”.
  35. 1912 – первая переработка в драматическую форму “Войны и мира” Л.Н. Толстого.
  36. 1913 – турне с женой по России для получения творческого заряда.
  37. 1914 – учреждение своего журнала “Дневники писателей” и общества “Искусство для всех”.
  38. Сентябрь 1915 года – официальное венчание с женой.
  39. 1918 – назначение на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.
  40. 05.1919 – официальное оформление фамилии Сологуб.
  41. 1921 – отмена запланированного выезда из России после самоубийства супруги.
  42. 1924 – избрание почетным членом во Всероссийский Союз поэтов и членом редколлегии “Всемирной литературы”.
  43. Январь 1926 года – избрание председателем отделения Союза Писателей в Петербурге.
  44. 12.1927 – смерть Федора Кузьмича Сологуба.

Похоронен Федор Сологуб в Санкт Петербурге.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий