Приветствия на иврите. общепринятые еврейские приветствия

Экранизации

  •  — Блуждающие звёзды (реж. Григорий Гричер-Чериковер)
  •  — Смех сквозь слёзы / Laughter Through Tears (реж. Григорий Гричер-Чериковер). Фильм снят по рассказу «Мальчик Мотл»
  •  — Тевье / Tevya (реж. Морис Шварц / Maurice Schwartz)
  •  — Скрипач на крыше (реж. Норман Джуисон)
  •  — Тевье-молочник, телеспектакль (реж. Сергей Евлахишвили)
  •  — Блуждающие звёзды (реж. Всеволод Шиловский)
  •  — Поминальная молитва, телевизионная версия спектакля театра «Ленком» (реж. Марк Захаров)
  • 1995 — Спектакль «Золотоискатели», Саратовский еврейский театр. Телевезионная версия Саратовского ГТРКа. Режиссеры-постановщики Владимир и Елена Мериины.
  • 2016 — Блуждающие звёзды, телевизионная версия моноспектакля Татьяны Хазановской в Центральном доме актера им. А. А. Яблочкиной (реж. Нина Михоэлс)
  •  — Мир вашему дому! (по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», реж. Владимир Лерт)

«Хороших вам порносов!»

Если вы услышите от еврея подобное пожелание, то не спешите обижаться, можно сказать, что вам пожелали богатства и всяческих материальных благ. Означает это непонятное слово «порносы» заработки, которые не облагаются налогом государства. То есть это все то, что в нашей стране попадет под категорию «черный нал».

Первоначально на иврите «парнасы» относились к деньгам, которые принадлежали общине. Они расходовались только на религиозные нужды и не могли быть обложены налогом. Впоследствии слово постепенно стало обозначать любые денежные суммы, полученные помимо официального заработка.

Фразу «а хухэм а ид» часто можно услышать в еврейском разговоре, обычно она касается какого-либо человека. Вот только по ее оттенку не слишком понятно, что именно хотели сказать собеседники друг другу. Ну если быть предельно точными, то евреи отлично поймут, какой смысл они вкладывают в «а хухэм а ид». Попробуем немного прояснить ситуацию.

Многие из нас за всю жизнь слышал массу необычных еврейских словечек, каждое из них способно сделать ваш собственный язык значительно богаче и интереснее. Главное, не ошибиться в их применении, а то в приличном обществе вас могут просто не понять.

Азохен вей и танки наши быстры

У этого выражения может быть иронический подтекст. Мол, «О-хо-хо, да неужели! Что за мелочи! Прямо испугались!». В интернет-пространстве гуляет ролик-пародия на гимн танкистов «Азохен вей и танки наши быстры». Там есть кадры из японского фильма про WW2 – встреча двух армий. Видимо, в ролике это происходит «у суровых берегов Амура», в Еврейской автономной области. Поэтому люди с пейсами танцуют и грозят японцам, Валерия Новодворская запросто закусывает кирпичом и вообще создается впечатление, что еврейское казачество сплошь состоит из суровых и крутых людей, впрочем, любящих петь и танцевать.

В таком контексте фразеологизм вовсе не отражает ни сожаление, ни печаль, ни тоску. Смелое еврейское казачество в ролике, непрерывно танцуя, сообщает о мужестве и бесстрашии сынов отечества. Нимало не сомневаясь в сокрушительной победе, они поют о тотальной зачистке японских агрессоров. И напрасно в кадре крутит мечом самурай – против него выступят девушки, проходящие воинскую службу и элегантно разбивающие кирпичи ладошкой.

Из уст настоящего еврея можно услышать такую, например, характеристику человека: «Он такой специалист…Азохен вей». Что означает – специалист не очень. При этом экспансивность в мимике и интонациях не оставляют сомнений в этом. Мама отчитывает сына за то, что он не готовится к контрольной. Он ей парирует: «Азохен вей эта контрольная!».

В юмористической зарисовке про репетицию в одесском театре история России представляется разговором Бориса Годунова с боярами, при этом все употребляют идиш через слово. Монолог Бориса начинается словами: «Азохен вей, товарищи бояре». Фраза стала употребляться и русскими.

Самые известные еврейские фразы

Если вы спросите еврея, откуда пришли все словечки, которыми он пользуется, то он просто пожмет плечами. Этими фразами пользовались его бабушки и дедушки, а значит, они будут в обиходе еще долгие годы. Хотя интерес к их переводу данный факт не умаляет.

Возможно, вы слышали такие фразы как «шломиэль» или «азохен вей». Что значит каждая из них, истинный еврей не задумывается, но на интуитивном уровне он всегда понимает, когда уместно вставить ту или иную фразу. Интересно, что многие слова применяются с абсолютно разной смысловой нагрузкой, которая доступна пониманию только человека, свободно говорящего на иврите.

Еврейские выражения способны развеселить, утешить и пожурить. Многие одесситы обладают способностью одним словечком поднять настроение на целый день. Ни один язык в мире не обладает таким посылом, как знаменитые еврейские выражения на идише.

Лингвисты считают, что, если вы, к примеру, можете дать фразе «азохен вей» перевод на русский в правильной интерпретации, то у вас есть все шансы научиться грамотно пользоваться многочисленными еврейскими выражениями. А это уже может обеспечить вам популярность в любом обществе, где ценят юмор и умение смеяться над собой.

Данное словосочетание самое популярное среди евреев. Они употребляют его практически по каждому случаю и могут придать ему любую эмоциональную окраску. У фразы «азохен вей» перевод на русский язык может отнять немного колорита, но дословно она может звучать как «когда хочется сказать ох и вей». Немного непонятно, не правда ли? Но для евреев здесь все предельно ясно, эту фразу первоначально применяли только в моменты горя. Она обозначала, что дела идут плохо и их трудно исправить. Интересно, что даже в такой интерпретации иностранцу трудно понять смысл «азохен вей». Перевод этой фразы на романскую группу языков практически невозможен, она полностью теряет свой смысл.

Общие сведения о приветствии

Данное выражение считается очень древним. По словам многих историков, приветствие «шалом» использовалось еще в далекие библейские времена. Иногда это выражение использовалось и в качестве замены имени бога. Но что значит «шалом»?

Само выражение переводится как «за мир». Поэтому, когда люди его произносят, они в буквальном смысле желают друг другу «мирного неба», «отсутствия войны».

Более того, слово приветствия часто связано с однокоренным прилагательным. В таком случае при переводе с еврейского на русский «шалом» переводится как «наполненный» или «цельный». Следовательно, если во время разговора вас поприветствовали при помощи слова «шалом», помимо мира в вашем доме и на земле, вам пожелали найти гармонию и внутреннюю ценность с самим собой.

Биография

Ранняя биография писателя подробно описана в неоконченном автобиографическом романе «С ярмарки».
Писатель родился 2 марта 1859 года в небогатой патриархальной еврейской семье. Раннее детство провёл в селе Воронькове (сейчас Бориспольский район Киевской области Украины). Мать умерла, когда мальчику исполнилось 13 лет. В возрасте 15 лет, вдохновлённый Робинзоном Крузо, он написал собственную, еврейскую версию повести и решил стать писателем. Взял псевдоним «Шолом-Алейхем» (мир вам — традиционное еврейское приветствие).

После окончания школы в 1876 три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. В тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883 году, вопреки воле своего отца, она стала его женой и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами, вложить их в дело, чтобы приумножить семейный капитал. Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Также Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиозное наследство было промотано окончательно и бесповоротно. Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу сложившегося писателя с мировым именем.

С 1883 года пишет почти исключительно на идише (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах די ייִדישע פאלקס־ביבליאטעק (Ди йидише фолкс-библиотек, Еврейская народная библиотека) на идише, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары.

Шолом-Алейхем с симпатией относился к сионистскому движению (хотя и не разделял в полной мере его идеалов), в 1888 году он вступил в палестинофильскую организацию «Ховевей Цион», а в 1907 году был делегатом от США на VIII Сионистском конгрессе в Гааге. Критики называют его еврейским Марком Твеном. Позже, при встрече, Марк Твен заметил, что считает себя американским Шолом-Алейхемом.

После 1891 писатель живёт в Одессе. На протяжении 1903—1905 годов живёт в Киеве, в доме по улице Мариинско-Благовещенской (ныне — улица имени Панаса Саксаганского), 27, в квартире на третьем этаже (на доме в 1988 году установлена мемориальная доска с бюстом писателя). В эти годы он активно занимался литературной и общественной деятельностью, например, готовил издание в пользу пострадавших от кишиневского погрома. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза.

Похороны Шолом-Алейхема 15 мая 1916 г.

Однако все сильнее начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя — туберкулёз, хотя до самого конца Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями. С началом Первой мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию.

Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни.

Писатель скончался от туберкулёза 13 мая 1916 года в Нью-Йорке, на 58-м году жизни.
15 мая был похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе (Queens). Его провожало к могиле около ста тысяч человек.

Внучка Шолом-Алейхема — американская писательница и педагог Бел Кауфман.

Библиография

Романы

  • Тайбеле (1884)
  • Детская игра (Киндер-шпил, 1886)
  • Иоселе-Соловей (1886)
  • Сендер Бланк и его семейка (Сендер Бланк ун зайн гезиндл, 1888—1903)
  • Стемпеню (1888)
  • В бурю (Ин штурм, 1907)
  • Блуждающие звёзды (Блонджнде штерн, 1909—1911)
  • Кровавая шутка (Дер блутикер шпас, 1912—1913)
  • С ярмарки (Фунем ярид, 1916)

Фотопортрет и автограф писателя на сборнике «Тевье-молочник»

Повести

  • Два камня (Цвей штейнер, 1883)
  • Менахем-Мендл (1892—1903)
  • Тевье-молочник (Тевье дер милхикер, 1894—1914)
  • Мошкеле-вор (Мошкеле ганев, 1903)
  • Домой на Пасху (1903)
  • Аман и его дочери (1903)
  • Мальчик Мотл (Мотл Пейси дем хазнс, 1907—1916)
  • Песнь песней (Шир аширим, 1909—1911)
  • Летние романы (Зумердике романен, 1914—1915)

Циклы новелл

  • Рассказы для еврейских детей (Майсес фар йидише киндер, 1887—1910)
  • Неунывающие (1901—1905)
  • Касриловка (1901—1915)
  • Монологи (1901—1916)
  • Железнодорожные рассказы (1902—1911)

Пьесы

  • Доктора! (1887—1907)
  • Сходка (1890)
  • Якнехоз, или Большая биржевая игра (Якнехоз, одер Дер гройсер берзен-шпил, 1894)
  • Поздравляем! (1889)
  • Люди (1908)
  • Крупный выигрыш (Дос гройсе гевинс, 1915)

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в шести томах. Ред. коллегия М. С. Беленький, С. З. Галкин, Вс. В. Иванов, Н. Г. Лурье, Б. Н. Полевой. Перевод с еврейского. Критико-биографический очерк Р. Рубиной. Оформление художника Г. А. Кравцова. М. Художественная литература. 1959—1961
  • Собрание сочинений. Предисл. М.Бажана. т.1-6. М., 1971—1974
  • Избранные произведения. Т. 1-8. М., 1910—1913
  • Собрание сочинений в шести томах. Ред. коллегия Г. Бакланов, М. Беленький, В. Лакшин, И. Рабин. Вступительная статья М. Беленького. Оформление Е. Никитина. М. Художественная литература. 1988—1990

Оригинальный текст и слова песни Shalom Aleihem:

Шалом-алейхем, малахей hашарет,Малахей эльон!Мимелех малхей hамлахимhАкадош барух hу.

Боахем лешалом, малахей hашалом,Малахей эльон!Мимелех малхей hамлахимhАкадош барух hу.

Бархуни лешалом, малахей hашалом,Малахей эльон!Мимелех малхей hамлахимhАкадош барух hу.

Цетхем лешалом, малахей hашалом,Малахей эльон!Мимелех малхей hамлахимhАкадош барух hу.

Shalom aleichem malachei ha-sharet malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Bo’achem le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Barchuni le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Tzeit’chem le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

«мир вам» (литургия)

традиционная литургическая песня.исполнялась с пятницы на субботу.

два ангела сопровождают людей на пути домой из синагоги в пятницу вечером — добрый и злой. если дом был подготовлен для Шаббата (лампа горит, стол накрыт, диван готов), добрый ангел произносит благословение, что следующий Шабат будет таким же, а злой ангел вынужден отвечать «аминь», но если дом не готов к Шабату, злой ангел выражает пожелание, что в следующую субботу будет то же самое, и добрый ангел вынужден отвечать «аминь».

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата – в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Shalom Aleihem исполнителя Avishai Cohen:

Shalom Aleichem, Malachi hasharet,Malachi Elyon!Mimeleh Malham hamlahimhAkadosh Baruch Hu.

Boahem leshalom, malachite hashalom,Malachi Elyon!Mimeleh Malham hamlahimhAkadosh Baruch Hu.

Barhuni leshalom, malachite hashalom,Malachi Elyon!Mimeleh Malham hamlahimhAkadosh Baruch Hu.

Tsethem leshalom, malachite hashalom,Malachi Elyon!Mimeleh Malham hamlahimhAkadosh Baruch Hu.

Shalom aleichem malachei ha-sharet malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Bo’achem le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Barchuni le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

Tzeit’chem le-shalom malachei ha-shalom malachei elyon,mi-melech malchei ha-melachim Ha-Kadosh Baruch Hu.

& Quot; peace be with you & quot; (Liturgy)

traditional liturgical song.performed from Friday to Saturday.

two angels accompany people on their way home from synagogue on Friday night — good and evil. if the house has been prepared for Shabbat (the lamp is lit, the table is set, sofa ready), good angel pronounces a blessing that the next Shabbat will be the same, and the evil angel forced to answer & quot; Amen & quot ;, but if the house is not ready for Shabbat evil angel expresses wish that next Saturday will be the same, and the good angel is forced to answer & quot; & quot ;. Amen

Салам алейкум, как правильно писать. Как пишется “салам алейкум”?

Распространенное в мусульманских странах традиционное “ас-саламу алейкум!” звучит непривычно и часто используется совершенно неправильно. Чаще всего распространено бытовое написание, что является ошибкой. Чтобы раз и навсегда запомнить, как верно здороваться по нормам этикета и как пишется “ас-саламу алейкум”, потребуется понять смысл этого выражения, а также, как нужно отвечать, чтобы проявить вежливость по отношению к собеседнику.

“Салам алейкум!” – правильный вариант письма

Какое правило применяется

Традиционно принятое мусульманское приветствие в кириллической вариации – это “ас-саламу!”. Существуют множество смысловых нюансов этой фразы, в зависимости от конкретной ситуации. Для людей, далеких от этого,запоминать десятки других словоформ. Достаточно выяснить, как правильно говорить и писать по этикету.

Самая простая, базовая словоформа этого выражения в кириллической транскрипции: “салам”. Для тех, кто не является носителем языка и знатоком традиций, достаточно изучить основной способ этого классического приветствия.

Данное приветствие состоит из двух частей, поскольку предполагает еще и ответ. Этимология первого слова означает буквально “мир с Богом”, так как имеет один корень с “ислам”. Чаще всего проблемы возникают со второй частью, именно здесь нередко возникает неверное написание “салям”. Таким образом, ответ на вопрос “как пишется салам” – с буквой “а” в обоих слогах.

Правильно пишется

Чтобы не допустить ошибку, которая может испортить доброжелательные отношения с носителем языка, рекомендуется просто выучить сложное слово. В буквальной транскрипции оно отображается как “салам”, в ответ на что принято отвечать простой перестановкой слов в этом выражении – “алейкум ас-салам”. Как правильно пишется вторая составляющая, поможет освоить тот же принцип.

Примеры предложений

Быстро запомнить помогут наглядные примеры-предложения. В русской транскрипции они выглядят как:

  • “Салам алейкум!” – прозвучало на улице.
  • Мусульманская традиция предполагает классическое пожелание “ас-салам алейкум”.
  • Чтобы произвести благожелательное впечатление в разговоре с мусульманином, произнесите простое “ас-салам алейкум”.

Это первый шаг к изучению мусульманских традиций, что позволит вам расширить свой кругозор.

Неправильно пишется

В бытовой речи, даже иногда книгах и фильмах с плохим переводом встречается масса ошибочных форм. Их лучше не применять, ведь это создает не лучшее впечатление о человеке. Регулярно можно увидеть:

  • “Селям-алейкум”, как говорят мусульмане.
  • Из сада донеслось звонкое “селям”.
  • Поздороваться с мусульманином очень просто, достаточно дружески произнести “селям”.

Вместо благожелательности, такие карикатурные формы произведут совершенно противоположный эффект. Если вы хотите произвести положительное впечатление на собеседника, лучше тщательно изучите его национальные традиции и правила произношения, ведь иногда пренебрежение может даже обидеть визави.

Слово «шалом» в выражениях

Теперь ясно, что значит «шалом» и в каком языке употребляется. Также слово «шалом» может являться любой частью речи. Оно может быть существительным, прилагательным, глаголом, наречием и междометием.

Слово используется в различных выражениях на иврите как в Израиле, так и за рубежом:

  • «Шалом Алейхем». В дословном переводе означает — «пусть вам будет хорошо». Этот термин используется, чтобы поприветствовать присутствующих. По сути, это древнееврейский эквивалент слова «привет». Также существует еще одно приветственное выражение — «Шабат шалом». Соответствующий ответ на такое приветствие — «алейхем шалом». Существует также родственное выражение в арабском — «ассаламу алейкум». На Эрев Шаббат (канун субботы) еврейский народ имеет обычай петь песню, которая называется «шалом алейхем».
  • В Евангелии Иисус часто произносит приветствие «мир вам» (например, от Матфея 10:12). Это дословный перевод выражения «шалом алейхем».
  • «Шалом» является очень распространенной аббревиатурой. Это слово используется в современном языке израильтян в качестве приветствия, на которое обычно отвечают: «Шалом, шалом». Термин также используется в качестве прощания. По сути, данное слово схоже с гавайским термином «алоха» и индийским «намасте». Также в Израиле популярны выражения bye ( из английского языка,) а также yallah bye (смесь арабского и английского языков). «Шалом» также используется евреями за пределами Израиля, и даже многими людьми не еврейской национальности .
  • Выражение «шаббат-шалом» является традиционным приветствием, используемым в праздник шаббат. Его наиболее часто используют восточные еврейские общины (мизрахи), сефардские общины , а также жители современного Израиля. Однако многие ашкеназские общины в еврейской диаспоре используют выражение «гут шабес» на идише.
  • Ma sh’lom’cha — это выражение переводится дословно как «каково ваше благополучие?». Оно является еврейским эквивалентом английского how are you? Эта форма используется для обращения к мужчине. Форма обращения к женщине — Ma sh’lomech?
  • «Алав Хашалом» (покой Вам) — эта фраза используется в некоторых еврейских общинах, особенно в ашкеназских, после упоминания имени умершего уважаемого человека.
  • Президент Соединенных Штатов Билл Клинтон закончил свою речь для Ицхака Рабина словами: «Шалом, чавер» (До свидания, друг).

Значение слова

Что значит «шалом»? Перевод этого слова каков? Шалом (иврит: שָׁלוֹם shalom) — еврейское слово, означающее мир, гармонию, целостность, полноту, процветание, благополучие и спокойствие. Также может использоваться идиоматически для обозначения слов «привет» и «до свидания».

Так же, как и в европейских языках, данное выражение может значить мир между несколькими сущностями (особенно между человеком и Богом или между двумя странами), а также благополучие, благосостояние или безопасность человека или группы лиц.

Ученые Стендебах и Ринггрен пишут, что более тщательный этимологический анализ ивритских корней показывает, что корень «лом» был основной частью данного слова. Слово «шалом» также встречается во многих других выражениях и именах. Его эквиваленты, родственное арабское слово — салам, мальтийское слим , которые произошли от протосемитского корня «С-Л-M».

Литература

До 1880 года Шолом-Алейхем оттачивал собственный стиль и постоянно рассылал статьи и рассказы в разные журналы в надежде на публикацию. Однако столь же постоянно получал отказы — только одно произведение Шолом-Алейхема было опубликовано в этот период (речь идет о рассказе под названием «Мечтатели», напечатанном в петербургском «Еврейском обозрении»).

Писатель Шолом-Алейхем

Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.

Шолом-Алейхем

Первые серьезные произведения — повесть «Два камня» и короткий рассказ под названием «Выборы» в том же самом «Еврейском обозрении». Этот еженедельник стал для писателя родным: практически все труды Шолом-Алейхема впервые появлялись на его страницах.

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.

Книги Шолом-Алейхема

Также писателя волновала «бульварная» литература. Шолом-Алейхем, не жалея сил, высмеивал простоватые надуманные сюжеты подобных романов, полагая, что литература должна быть более серьезной и даже поучительной. А основная задача письменного слова, как подчеркивал писатель, прививать людям гуманизм и сохранять народную культуру для потомков.

Успех у читателей имел сатирический роман «Якнехоз, или Большая биржевая игра», напечатанный в 1894 году. Это произведение даже попало в репертуары театров и с аншлагом ставилось на сцене, однако позднее роман запретили цензурой. Параллельно с собственными изданиями Шалом-Алейхем работал над короткими публикациями для американских журналов. Сатирические очерки писателя пользовались успехом у евреев, живших в Соединенных Штатах.

Статуя Шолом-Алейхема в Нетании, Израиль. Скульптура Льва Сигала

Одним из ключевых произведений писателя критики называют роман под названием «Блуждающие звезды», завершенный в 1910 году. По мере написания главы произведения публиковались в журналах и газетах, а затем вышли отдельным двухтомником (первая часть книги получила название «Актеры», вторая вышла как «Скитальцы»).

«Блуждающие звезды» до сих пор переиздаются на разных языках, кроме того, этот роман экранизирован режиссером Всеволодом Шиловским в 1991 году. В картине снялись актеры Софико Чиаурели, Ольга Кабо, Станислав Садальский, Олег Школьник, Лариса Удовиченко.

https://youtube.com/watch?v=UFlY6ejoGxY

Роман «Кровавая шутка», законченный Шолом-Алейхемом в 1912-м, также вызвал обсуждения и противоречивую критику. В центре сюжета — два студента, христианин и еврей. Друзья, поспорив, в шутку обменялись паспортами, что становится началом приключений для одного и суровых испытаний для второго шутника. При жизни писателя это произведение так и не было опубликовано из-за цензуры.

Еще одно заметное произведение Шолом-Алейхема — повесть «Мальчик Мотл», состоящая из нескольких частей. Здесь писатель описывает жизнь евреев в американской эмиграции устами маленького мальчика-сироты, который только начинает узнавать этот мир. Другую работу — «С ярмарки» — Шолом-Алейхем называл «духовным завещинием». Писатель подчеркивал, что в это отчасти автобиографическое произведение он вложил свое сердце.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий