Аристотель. биография, факты, материалы и цитаты

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» — крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации — прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Как представлял Вселенную Аристотель

Подробности
Категория: Этапы развития астрономии
Опубликовано 14.09.2012 09:02
Просмотров: 22261

«Корень учения горек, а плоды его сладки», — сказал Аристотель. А уж в учении он знал толк!

Древнегреческий философ Аристотель родился в 384 году до н.э. в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит) в семье врача. Отец и был первым учителем Аристотеля. В подростковом возрасте он осиротел, но его опекун  Проксен сделал все, чтобы любознательный юноша продолжил учение.

Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Он основал Ликей (Лицей), или перипатетическую школу. Она называлась так от (от греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) – так как Аристотель во время чтения лекций прогуливался с учениками.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Он разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве).

Очень интересно познакомиться со всеми учениями Аристотеля. Но в этой статье мы будем говорить только о его учении о Вселенной.

Считал мыслительным центром сердце, а не мозг

Аристотель предполагал, что сердечная мышца – это главный орган души. А разум представлял как способность души. По мнению Аристотеля, кровь и мышцы выполняли функции нервов, так как в те времена еще не было науки неврология.

В отличие от Платона (его учителя), философ не отделял душу от тела, поэтому вполне логично, что сердце он считал главным мыслительным центром. Сердце, как он предполагал – это орган, отвечающий за регулировку кровотока, а мозг регулировал «жар крови».

Аристотель придерживался мнения, что за все психические процессы и мышление отвечает сердечная мышца, а мозг играет лишь вспомогательную роль.

Десять малоизвестных фактов о древнегреческом учёном

Биография Аристотеля известна большинству людей лишь в очень общем виде. Действительно, мало кто представляет, каким великий философ был в жизни и как именно он приходил к своим научным идеям.

Вот некоторые факты из его жизни:

Современники сообщают, что Аристотель имел короткие ноги, обладал неким дефектом речи. Также он любил носить разноцветную одежду и множество перстней и украшений; бороду он аккуратно подстригал. Манеру Аристотеля одеваться и весь образ его жизни очень не одобрял Платон. Аристотель обладал странными привычками; так, чтобы не спать слишком долго, он ложился в постель с бронзовым шаром в руках: во время сна хватка ослабевала, шар падал в металлический таз, и получающийся звук будил философа. Учение Аристотеля было основательно забыто европейской культурой во время «тёмных веков» раннего средневековья. А вот арабы изначально питали к нему особое уважение, сохраняли, изучали и развивали его учение. Именно арабская наука возродила наследие Аристотеля и передала его впоследствии европейским учёным

Рассуждая о правильном построении государства, Аристотель особое внимание уделял среднему классу. Его развитие, по мнению философа, позволит избежать двух крайностей: олигархии как власти богатого меньшинства, заботящегося лишь о собственном благе, и «демократии» как власти неимущих и необразованных, заботящихся только об удовлетворении первичных низменных желаний

Аристотель считал, что метеки (иностранцы) не могут называться гражданами страны и обладать гражданскими правами; при этом сам Аристотель в Афинах был как раз метеком. Аристотель считал, что органом мышления является сердце, а мозг лишь вырабатывает кровь. Сейчас нам известно, что всё устроено с точностью до наоборот. Когда Александр Македонский завоёвывал какую-нибудь новую территорию, он по просьбе Аристотеля собирал для него образцы почв из этой местности. Одни свои труды Аристотель писал для учёных, а другие – для широкой публики; таким образом, Аристотеля можно назвать первым в мире популяризатором науки.

Был учеником Платона, учителем Македонского

Аристотель, обучаясь 20 лет у великого философа Платона, все это время относился к нему с глубоким уважением и даже почитанием. Являясь учеником школы Платона, Аристотель преподавал филологическую дисциплину – риторику, но Платон умер (случилось это в 347 году до н.э. в День рождения), и Аристотель не стал оставаться в академии, которую возглавил другой человек, поэтому уехал к своему другу Гермию в городок Миезу.

Что касается деятельности учителя, Аристотель стал обучать знаменитого полководца Александра Македонского принципам новейшей (для того времени) гуманистической философии по приглашению царя Македонии Филиппа II (отца Александра). Аристотель обучал его на протяжении 8-ми лет до его воцарения. Занятия проходили в непринужденной обстановке во время прогулки по Миезе.

Особенности риторики Аристотеля

Аристотель преподносит науку слова, как искусство убеждения. Он считал, что риторика появилась, как наука, из-за испорченности нравов общества, что если бы слушатель был образованным, то не было бы необходимости изучать цели и средства для донесения до него истины, которая и без прикрас убедительна.

Риторика – словесная наука, которой пользуется каждый человек на протяжении всей своей жизни. Законы подачи речи необходимы для житейских нужд, для выстраивания отношений с другими людьми, в государственных делах и т. д.

Философ выделял следующие качества, которыми должен был обладать оратор:

  • активная жизненная позиция в обществе;
  • высоко образованность;
  • он должен занимать по жизни должность, к которой все относятся уважительно;
  • должен иметь заслуги перед государством;
  • обладание мастерством речи.

Государство и семью он рассматривал через призму системы взаимодействия речи, Аристотель считал, что ораторское искусство создает государства, подчиняет народ, помогает создавать семьи, растить детей. Устная речь отличает человека, как существо разумное, среди остальных животных. В своих трудах на тему искусства речи философ рассматривает науку слова, прежде всего, как социальную нишу, а потом уже, как филологическую.

Платон считал, что искусство речи – это творчество, процесс иррациональный, который нельзя изучить, и можно объяснить лишь вдохновением свыше. Греческий философ отрицал такой подход и стремился доказать, что систематизированное знание об инструментах и отдельных приемах ораторства поможет изучить ремесло и достигнуть в нем идеала. Философ выделял два способа убеждения:

  1. техническое – дедукция (процесс умозаключения, интеллектуальная деятельность, при которой новая мысль выдвигается на основе нескольких предшествующих) и индукция (когда общее правило выносится на основе нескольких случаев);
  2. нетехническое – истина: факты, свидетельские показания, предпосылки и другие доказательства правды суждений.

Учение о слове Аристотеля написано в двух трактатах:

  • «Риторика» – три книги;
  • «Поэтика».

Выдающийся грек считал, что все, что оратор произносит, направлено в сторону слушателя и должно являться неожиданностью для его ушей. Риторика Аристотеля объясняет кратко следующую, главную мысль – для четкой и красивой речи необходим поиск доказательной базы и убеждений, для чего нужно уметь составлять правильные умозаключения.

Факторы, важные для работы ораторов:

  1. поза;
  2. предмет риторики;
  3. эмоциональное ожидание;
  4. речевой стиль.

Аристотель определил три рода речи:

  • совещательный – склонение или отклонение чего-либо;
  • судебный – речи осудительные или оправдывающие;
  • торжественный – в данном ораторском искусстве речь идет о критике кого-то или порицании.

Убедительность речи в споре, разговоре или публичном выступлении, по учению Аристотеля, зависит от следующих факторов:

  1. истинность или правдоподобность аргументов, на которых строится доказательная база речи;
  2. логические основы, с помощью которых делается главный вывод или умозаключение всего обращения.

Эмоциональная сторона речи и ее цели влияют на стиль подачи, Аристотель считал: для того чтобы слова произвели впечатление на слушателя, их подача должна отражать характер произошедшего и суть вещей. То есть: если идет речь о мерзких и презрительных делах, то слова должны быть украшены гневом.

В труде греческого философа «Риторика» нашли свое отражение все принципы доказательств и адекватности публичной речи. Аристотель стал основоположником систематизирования классической риторики.

Интересный факт

Аристотель. 10 фактов о знаменитом древнегреческом философе.

Из-за того, что Аристотель изучал почти все предметы, его называли последним человеком, который знал все, что нужно было знать. Однако он также предложил много нелепых теорий, и его работа в нескольких областях оказалась неверной. Благодаря его вкладу в различные области, имя Аристотеля было использовано для описания многих терминов. Более того, кратер на Луне и горы Аристотеля в Антарктиде названы в его честь. Аристотель был женоненавистником, и его взгляды веками использовались для подавления женщин. Узнайте больше об Аристотеле благодаря эжтим 10 интересным фактам.

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Биография

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах.

В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

Смерть

После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Произнесенная им фраза «хочу избавить афинян от нового преступления против философии» стала знаменитой цитатой.

Памятник Аристотелю в Миезе / Carole Raddato, Википедия

Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Через 2 месяца после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая в последнее время мучила его.

После смерти наставника его школу «Ликей» возглавил преданный ученик Теофраст, который развил учение Аристотеля о ботанике, музыке, истории философии. Он позаботился и о сохранении трудов мыслителя.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Аристотель

Заслуги в биологии

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 1

Работу выполнили: учащиеся 10 «А» классаИванова Ольга,Моторина Анна

г. Гаврилов – Ям, 2010

Слайд 2

Текст слайда:

Краткая биография

Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 г. отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона , был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен царём Македонии воспитывать его сына. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.

Слайд 3

Текст слайда:

Аристотель стал одним из основателей как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал «общественным животным, наделенным разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
Он сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого и неживой материи.

Слайд 4

Текст слайда:

Работы ученого

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:Логические трактаты;Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»;Трактат «О душе»;Сочинение о «первой философии»; рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизика»; Этические сочинения – так называемые «Никомахова этика» (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля); Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».

Слайд 5

Текст слайда:

Биология Аристотеля

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов.Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т. д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Слайд 6

Текст слайда:

Систематика животных

Впервые система животных была разработана в 4 в. до н. э. Аристотелем, который описал более 450 форм, разделив их на 2 большие группы :-животных, снабженных кровью (позвоночные, по современным представлениям); -бескровных (беспозвоночные, в современном понимании). Животные с кровью, в свою очередь, были разделены им на группы, приблизительно отвечающие современным классам. В отношении беспозвоночных система Аристотеля была менее совершенна. Так, из современных типов он более или менее правильно выделял лишь членистоногих.

Слайд 7

Текст слайда:

Теория самозарождения живых существ

В своих трудах Аристотель приводит бесчисленное множество «фактов» самозарождения живых существ — растений, насекомых, червей, лягушек, мышей, некоторых морских животных — с указанием необходимых для этого условий — наличия разлагающихся органических остатков, навоза, испорченного мяса, различных отбросов, грязи. Под эти «факты» Аристотель даже подводил определённое теоретическое обоснование — он утверждал, что внезапное зарождение живых существ вызвано ни чем иным как воздействием некоего духовного начала на до того безжизненную материю.

Слайд 8

Текст слайда:

Но в то же время Аристотель выражает и вполне здравые мысли, близкие по своей сути к эволюционной теории: «Кроме того, возможно, что одни тела время от времени превращаются в другие, а те в свою очередь, распадаясь, претерпевают новые превращения, и таким образом развитие и распад уравновешивают друг друга».

Слайд 9

Текст слайда:

Лестница Аристотеля

Также непременно стоит отметить, что Аристотель был первым учёным, высказавшим идею «лестницы существ» (от менее развитых и более примитивных к наиболее развитым, а в более широком понимании — от неживой природы к живой). Вот как выглядела «лестница» Аристотеля: 1)Человек; 2) Животные; 3) Зоофиты; 4) Растения; 5) Неорганическая материя.

Он написал первый западный трактат о систематическом изучении литературы

Поэтика — это произведение Аристотеля, которое является самым ранним сохранившимся произведением драматической теории, а также первым сохранившимся западным философским трактатом, посвященным литературной теории, систематическому изучению природы литературы. В Поэтике Аристотель утверждает, что эпическая поэзия, трагедия, комедия, дифирамбическая поэзия, живопись, скульптура, музыка и танец — все это в основе своей акты мимесиса (“подражания”). Затем он различает подражания на основе: различий в музыкальном ритме, гармонии, метре и мелодии; различий добра в характерах; и разницы в том, как повествование представлено. Аристотель далее классифицирует подражание в их различии объективного. Например, он утверждает, что комедия — это драматическое подражание людям хуже среднего, а трагедия — драматическое подражание людям лучше среднего. Наконец, он различает подражания по способу подражания: через повествование или характер; через изменение или без изменения; через драму или без драмы.

Аристотель, «Поэтика»

Достижения.

Аристотель. 10 основных вкладов и достижений.

Наряду с Платоном Аристотель считается «отцом западной философии». В течение своей жизни он много писал, внося заметный вклад в многочисленные области, включая физические науки, такие как астрономия, анатомия, эмбриология, геология, география, метеорология, зоология и физика. В области философии Аристотель писал об этике, эстетике управления, политике, метафизике, экономике, риторике, психологии и теологии. Он также изучал изобразительное искусство. Внес значительный вклад в такие предметы, как литература, поэзия, драма и риторика. Во многих из этих многочисленных областях работы Аристотеля имели огромное влияние в течение почти двух тысячелетий. Более того, Аристотель продолжает влиять на некоторые из этих областей даже в современную эпоху. Узнайте больше о вкладе Аристотеля через его 10 основных достижений.

Логика, разработанная Аристотелем, преобладала на Западе до середины 19 века

В западном мире Аристотель был первым, кто провел формальное исследование логики, и его система сегодня известна как термин логика, силлогистическая логика или аристотелевская логика. Логические труды Аристотеля собраны в шесть текстов, известных как Органон (”инструмент»). В одном из этих текстов, озаглавленном «категории», Аристотель дает десять слов, которые следует исследовать, чтобы получить знание о предмете: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, ситуация, состояние, действие и страсть. Наиболее выдающимся аспектом аристотелевской логики является силлогизм, классический пример которого таков: все люди смертны; Сократ-человек; следовательно, Сократ смертен. Аристотелевская логика доминировала в области логики в течение 2000 лет и широко использовалась в математике и науке, пока в конце концов не была заменена современной пропозициональной и предикатной логикой в начале девятнадцатого века. Следовательно, Аристотель широко рассматривается как отец области логики.

Аристотель, «Органон логика»

Этические взгляды

Согласно Аристотелю, государство
требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек
не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным
обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что
укрепляет социальный порядок. Он разделял добродетели на
интеллектуальные и волевые — добродетели характера. Говоря о
характере, мы не назовем кого-либо мудрым или разумным, а кротким или
умеренным. Решающее значение имеют интеллектуальные добродетели:
мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек
проявляет себя как одаренное разумом существо. Такие добродетели
приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений
и проявляются в разумной деятельности. Счастье человека, по
Аристотелю, — это энергия завершенной жизни сообразно
завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским
образом мышления». Этические свойства не даются людям от
природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа
дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется
и осуществляется лишь в Деятельности: творя справедливое, человек
становится справедливым; действуя умеренно — он становится
умеренным; поступая мужественно — мужественным. Сущность
добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Общим
принципом этического учения мыслителя является стремление найти
среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает
идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к
другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об
обществе.

Ликей

Если говорить кратко о самом главном в биографии Аристотеля, то это будет открытие им собственной школы. Пробыв в родном городе три года, в 335 году до н.э. Аристотель отправился в Афины, которые к тому времени уже полностью подчинились Македонии. Ему было уже пятьдесят лет, когда он при поддержке македонских властей открыл там учебное заведение, название которого произошло от местечка Ликей, где школу и основали. До этого Ликей был гимнасием (местом для гимнастических упражнений). Находился он на самой окраине Афин. Так как Аристотель был иногородний, то в самом городе ему не разрешили открыть учебное заведение. Именно от названия данной школы ведет происхождение слово «лицей».

Там он преподавал на протяжении двенадцати лет, пока его знаменитый ученик завоевывал мир. Но когда Александр Македонский умер в возрасте тридцати трех лет, то к власти в Афинах пришли люди, не желавшие покоряться Македонии. Они не простили Аристотелю его связи с Александром и Филиппом.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени — и политика не исключение

Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля — это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии

Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы — их верными слугами

Биография Аристотеля

Аристотель появился на свет в 384 г. до н.э. в городе Стагире, расположенном на севере Восточной Греции. В связи с местом своего рождения его часто называли – Стагиритом.

Философ рос и воспитывался в семье потомственного врача Никомаха и его супруги Фестиды. Интересен факт, что отец Аристотеля был придворным врачом македонского царя Аминты 3 – деда Александра Македонского.

Детство и юность

Обучаться разным наукам Аристотель начал еще в раннем возрасте. Первым учителем мальчика был его отец, который за годы своей биографии написал 6 трудов по медицине и одну книгу по натурфилософии.

Никомах стремился дать сыну наилучшее образование. Кроме этого ему хотелось, чтобы Аристотель также стал медиком.

Стоит заметить, что отец обучал мальчика не только точным наукам, но и философии, которая в то время пользовалась большой популярностью.

Родители Аристотеля умерли, когда он был еще подростком. В результате, воспитанием юноши занялся муж его старшей сестры по имени Проксен.

В 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины. Там он увлекся учениями Платона, став впоследствии его учеником.

Платон и Аристотель на картине «Афинская школа»

В то время биографии любознательный парень интересовался не только философий, но и политикой, биологией, зоологией, физикой и другими науками. Стоит заметить, что в академии Платона он обучался на протяжении приблизительно 20 лет.

После того, как у Аристотеля сформировались собственные взгляды на жизнь, он подверг критике идеи Платона относительно бестелесных сущностей всего сущего.

Философ развил свою теорию – первичности формы и материи, и неотделимости души от тела.

Позже Аристотель получил предложение от царя Филиппа 2 переехать в Македонию, чтобы воспитывать юного Александра. В итоге, он был учителем будущего полководца на протяжении 8 лет.

Когда Аристотель вернулся обратно в Афины, он открыл свою философскую школу «Ликей», более известную под названием перипатетической школы.

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида — теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий