Кто такой цицерон краткое содержание. трактаты и речи цицерона

Классификация выступлений

Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».

  • Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
  • Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
  • Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.

Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.

Цитаты

  • Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины (Natura ingenuit homini cupiditatem veri videndi)
  • Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию (Sunt quidam homines non re, sed nomine)
  • Нам не пристало падать духом (Non convenit nobis animum submittere)
  • Следует заниматься серьезными делами, мелкими же пренебрегать (Magna curare, parva neglegere)
  • Что посеешь, то и пожнешь (Ut sementem feceris, ita metes)
  • Науки юношей питают (Haec studia adulescentiam alunt)
  • История — учительница жизни (Historia magistra vitae)
  • Бумага все стерпит (письмо не краснеет) (Epistula non erubescit)
  • Между добрыми людьми — все доброе (Inter bonos bene)
  • Жить значит мыслить (Vivere est cogitare)
  • Привычка — вторая натура (Consuetudo altera natura)
  • Лицо — зеркало души (Imago animi vultus est)
  • Нет ничего слаще, чем свет правды (Nihil est veritatis luce dulcius)
  • Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность (Maxima illecebra est [eccandi impunitatis spes)
  • Без занятий жизнь пуста (Sine studiis vita nulla est)
  • Не знать истории — значит всегда быть ребенком (Historiam nescire hoc est puerum esse)
  • Среди оружия законы безмолствуют (Inter arma silent leges)
  • Из двух зол надо выбирать наименьшее (Ex malis eligere minima oportet)
  • О времена, о нравы! (O tempora, o mores!)
  • Неправедливость осуществляется двумя путями: или насилием, или обманом (Iniuria fit duobus modis: aut vi, aut fraude)

[]

Борьба с Катилиной

Катилина тайно начал собирать солдат и вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже началось восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашел в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнес свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «Otempora, omores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берет корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблаченного заговорщика.

«О времена, о нравы!» — афоризм из первой речи Цицерона против Катилин

И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнес еще несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрег законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом все должно было закончиться, однако все только начиналось.

Цицерон произносит речь против Катилины. (wikipedia.org)

3. Творчество

3.1. Речи

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

3.2. Трактаты

Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

3.3. Избранные цитаты

Бумага не краснеет, бумага все терпит

В письмах «К друзьям» находится выражение «письмо не краснеет»

Дамоклов меч

Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»

Когда гремит оружие, музы молчат

Поговорка эта известна из речи Цицерона в защиту Милона.

Отец истории

Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

О времена! О нравы!

Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora! O mores!»

  • Цицерон стал центральным персонажем романа Роберта Харриса «Империй» («Imperium», 2006) и его продолжения («Lustrum», 2009), в которых документально подтверждённые факты биографии оратора сочетаются с художественным вымыслом.
  • Также деятельность Цицерона описана в серии книг К.Маккалоу «Владыки Рима».
  • Цицерон был одним из ключевых персонажей сериала Рим

«Вокруг света» о Цицероне

Статьи

  • Июль 1994 Геральдический альбом. Лист 17 (латинский девиз «Из многих — один» на ленте в клюве орлана в гербре США взят из трактата Цицерона «Об обязанностях»)

  • Январь 1996 Царица Камея (страстным собирателем камей был Гай Веррес, римский наместник в Сицилии, столь бесзастенчиво грабивший храмы и граждан, что им заинтересовался Сенат, от имени кторого выступил Цицерон, посвятивший этому процессу 7 судебных речей)

  • Декабрь 2001 Идущие на смерть (Цицерон положительно оценивал гладиаторские игры, считая, что они воспитывают в римлянах мужество и готовят его к войне)

  • Апрель 2006 Угольки от костра Господня (по мнению Цицерона, «распятие — самая жестокая и ужасная пытка»: этой унизительной смерти предавали лиц низкого происхождения и обязательно за городской чертой, чтоб не смущать народ)

  • Апрель 2006 Римская империя в лицах (лукавый Октавиан Август сначала внушил Цицерону дружескую привязанность к себе, а затем без зазрения совести предал его и обрек на смерть)

  • Сентябрь 2006 Право судить (некоторые сейчас высказывают мысль, что признанный светоч римского права, человек, которого мы привыкли считать образцом судейского деятеля, Цицерон — высосал из пальца обвинение своему врагу Катилине и добился его осуждения)

  • Декабрь 2006 Финикийцы: наследство морских царей (со времен Гомера за финикийцами тянулась дурная слава — даже еще Цицерон называет их «genus fallacissimus» (лат.) «наиковарнейшим народом»)

  • Январь 2007 Геродот: превращение мифа в науку (именно Цицерон наградил Геродота титулом «отец истории»)

  • Октябрь 2008 Братство «Веселого Роджера» (в «Республике» Цицерона приведена притча о морском разбойнике Диониде и Александре Македонском)

Телепрограммы

15 апреля 2001 Италия. Город Нора (Цицерон высмеивал нравы сардов)

Материалы «Телеграфа»

2. Политические взгляды

Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.

Главными достоинствами определения понятия «государство» являются:

  1. Народ — это особая общность людей;
  2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
  3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Биография

Оглавление

Впервые Цицерон получил известность, когда произнёс речь «В защиту Росция», в которой подверг порицанию сторонника Суллы. Хотя Цицерон и выиграл дело, он всё же предпочёл скрыться от мести диктатора, отправившись в Афины, где он занимался изучением риторики и философии.

Дождавшись смерти Суллы, Цицерон вернулся в Рим, где продолжил адвокатскую карьеру. Впоследствии его выбрали квестором, и уже на этом посту он отправился на Сицилию, где занимался поставками зерна в Рим, страдавшего в то время от голода. Там он отметился в первую очередь своей честностью и порядочностью во время исполнения обязанностей квестора.

Большую известность Цицерон получил, выиграв дело бывшего наместника острова, Верреса, обвинявшегося в вымогательстве. Иск был подан сицилийцами, однако они предоставили вести дело Цицерону, зная о его выдающихся ораторских способностях. Они не прогадали. Благодаря ораторскому искусству и хорошим знаниям права, Цицерон, невзирая на взятки и угрозы со стороны бывшего наместника, сумел доказать виновность Верреса. Получив известность в самом Риме, Цицерон вскоре был избран эдилом, а чуть позже и претором.

В 63 году до нашей эры Цицерон одержал победу на консульских выборах, заняв тем самым высочайшую римскую должность. Там ему предстояло возглавить борьбу против своего соперника по выборам, Катилине, который тем временем готовил переворот в республике. Цицерону удалось раскрыть заговор, после чего он, произнеся в сенате блистательные речи против Катилины, вынудил того спасаться бегством. В конце концов, все заговорщики были пойманы и казнены. В этот момент наступил апогей славы Цицерона.

Впоследствии Цицерон пытался противостоять триумвирату Юлия Цезаря, Помпея и Красса, считая, что подобный союз будет грозить стабильности и балансу сил в государстве. Вследствие этого, путём интриг, Цицерон был сослан в Грецию, однако чуть позже его сторонники всё же добились его возвращения. С триумфом высадившись в Италии, Цицерон занялся литературной деятельностью. Именно в эти годы он написал такие книги, как «О законах» и «О государстве».

В разгоревшейся гражданской войне между Цезарем и Помпеем, Цицерон поддерживает Помпея. Однако, невзирая на все усилия сторонников Республики, побеждает всё же Цезарь. Цицерон был помилован, но при этом полностью отстранён от какой-либо политической деятельности. Впоследствии сам Цезарь был убит, после чего разгорелась новая гражданская война уже между наследниками погибшего диктатора. В этой борьбе Цицерон пишет новые политические речи в поддержку Октавиана Августа.

Однако сам Октавиан Август, вступив в соглашение со своими политическими противниками, Антонием и Лепидом, выдаёт им на растерзание Цицерона. Престарелый политик был пойман и жестоко убит. Ему отрубили руки и голову, после чего доставили в Рим. Поговаривают, что после этого жена Марка Антония проткнула язык оратора со словами: «Ну, что, договорился?». Так трагически закончилась жизнь политика и философа.

Политические взгляды

Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.

Цицерон

Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.

В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.

Политический деятель Цицерон

По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.

Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями — гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.

Статуи Цицерона

Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.

Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.

Юлий Цезарь

По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.

Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Цезаря Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.

Как Цицерон запоминал свои речи

Речи, которые произносились на форуме, были длинными. Бумаги тогда еще не было, нельзя было написать себе подсказки. Для запоминания большого количества информации Марк Туллий использовал пространственное воображение. Он разработал простой и удобный метод.

  • Для того чтобы запомнить речь, следовало продумать символичные образы, которые ассоциируются с ключевыми словами, фактами, датами и цифрами. Этот метод называется мнемотехникой. Опорными точками для своих образов ораторы использовали колонны форума. Каждая, из которых, символизировала тему монолога. По ходу речи оратор переходил от одной колонны к другой, вспоминая план речи.
  • Запомнить большое количество образов и связать их между собой сложно. Проще создать матрицу образов. Это основа метода. Для этого тему разбивают на смысловые блоки и придумывают по 7–10 образов для каждого из них. Потом проверяют, насколько хорошо в памяти запечатлен каждый блок. После этого связывают блоки между собой в смысловую матрицу. А потом привязывают эти образы к пространству, которое будет подсказывать следующие тезисы.

Риторика Цицерона сыграла важную роль в становлении многих авторов. Вся античная эпоха была временем устной речи. С появлением пергамента и бумаги это искусство пошло на спад. Но писать европейцы учились по работам этого мастера слова. Соблюдая принципы, которые сохранились в его произведениях. Его талант очаровывал многих писателей всех последующих эпох. Они изучали тексты для того, чтобы использовать его приемы убеждения. Он до сих пор является триумфатором, чье наследие подает пример авторам.

Три главных трактата Цицерона

Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.

  • Об ораторе
  • Брут
  • Оратор

На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.

  • Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
  • Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
  • Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
  • Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.

Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.

Политическая деятельность

Будучи образцовым римским гражданином и выдающимся политическим деятелем, Цицерон старался неотступно следовать законам и нормам своего государства. И пусть даже время от времени ему приходилось отвлекаться от политической жизни и зарабатывать себе на жизнь, занимаясь написанием судебных речей в защиту тех или иных людей, всё же политика занимала главное место в его жизни.

Будучи образованным человеком и философом, он уделял внимание не только практике, но и политической теории. Следуя традициям древнегреческой и древнеримской мысли, Цицерон пытался проработать собственное политическое учение, целью которого должно было стать создание идеального государства

Занимаясь исследованием этого вопроса, он опирался на труды таких мыслителей, как Аристотель и Платон.

Философия Цицерона

В первую очередь Цицерон в своих трудах перенимал и использовал знания предшествовавших ему философов, цитируя их, а то и вовсе вставляя обширные фрагменты их произведений в своих книгах. Однако в то время это не считалось чем-то плохим. К тому же, благодаря его пересказам до нас смогли дойти идеи и мысли тех писателей, чьи произведения вовсе не сохранились. При этом это нисколько не мешало Цицерону придумывать свои собственные идеи.

Так, например, он написал множество работ, посвящённых морали и этике. Будучи образованным и грамотным человеком, он излагал собственные концепции, а также спорил и дискутировал как с его же современниками, так и с философами, умершими за сотни лет до его рождения. Как и у Платона, большая часть его философских работ написана в форме диалога, благодаря чему он мог грамотно и убедительно аргументировать свою позицию.

Среди его этических работ отдельно стоит упомянуть трактат «О дружбе», в котором Цицерон подвергает это явление подробному анализу. По мнению мыслителя, дружба является естественным качеством человека, поскольку люди являются общественными существами.

Другой трактат «Об обязанностях» несколько выделяется на фоне других работ Цицерона, поскольку в нём философ отходит от привычного формата диалога. Вместо этого произведение написано в качестве наставления родному сыну, Марку, по поводу того, как человек должен поступать и чем ему нужно руководствоваться в своей жизни. С одной стороны, это нравоучительное произведение, рассказывающее о том, как быть добропорядочным человеком, но с другой стороны, за счёт примеров из политики и истории, он становится ещё и ценным источником знаний о римском государстве. Вследствие этого, аудиторией Цицерона является не только его родня, но и вся римская молодёжь, которой он и адресует это наставление, делясь с ней своими знаниями и многолетним опытом.

История жизни Марка Туллия Цицерона

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. 

Сочинения: Избранные сочинения. М, 1975 (Тускуланские беседы и др.); Философские трактаты. М., 1995 (О природе богов, О дивинации, О судьбе). Диалоги. М., 1994 (О государстве, О законах); О старости, О дружбе, Об обязанностях. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994; О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. 

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э. — 7.12.43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 годах до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 году до н. э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году до н. э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона — консульство в 63 году до н. э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате).

С образованием 1-го триумвирата (60 год до н. э.) влияние Цицерона падает, в 58-57 годах до н. э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50 годах до н. э.; после их разрыва (в 49 году до н. э.) Цицерон пытался во время гражданской войны 49-47 годах до н. э. выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47 году до н. э.) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. В 43 году до н. э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. 

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора Катилины).

Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона — соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка. 

Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей — политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. 

Литература

  • Цицерон. Сборник статей. / Отв. ред. Ф. А. Петровский. — М.: Издательство АН СССР, 1958. — 151 стр. 8000 экз.
  • Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., ред. Н. Ф. Дератани. — М.: Издательство МГУ, 1959. — 176 стр. 8000 экз.
  • Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М., 1973; 2-е изд. М., 1986. — 352 стр. 150000 экз.
  • Звиревич В. Т. Цицерон. Философ и историк философии. — Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1988. — 205 стр. 1500 экз.
  • Грималь П. Цицерон. / Пер. с франц. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. («Жизнь замечательных людей»). — М., Молодая гвардия, 1991. — 542 стр. 150000 экз.
  • Бобровникова Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции. («Жизнь замечательных людей». Вып. 1219). — М., Молодая гвардия, 2006. — 532 стр. 5000 экз. ISBN 5-235-02933-X.
  • Библиография о Цицероне как поэте — 132.229.7.185/letteren/opleiding/klassieketalen/index.php3?m=184&c=191

Трактаты и речи

Цицерон был невероятно трудолюбивым автором. На протяжении всей своей жизни он написал великое множество произведений. Среди них в особенности стоит выделить его политические речи. Всего он написал их более ста, среди которых полностью сохранилось только пятьдесят шесть. Остальные дошли до наших дней лишь фрагментарно.

Помимо большого количества сохранившихся речей, Цицерон запомнился также и своей невероятной памятью. Подолгу выступая в сенате, он был способен легко удерживать в голове великое множество цифр, фактов и цитат. Чтобы добиться такого, он использовал особый метод запоминания, названный римской комнатой. Перед выступлением Цицерон представлял образ собственной комнаты, после чего мысленно размещал в ней все свои тезисы в определённой последовательности. Впоследствии ему достаточно было только воссоздать этот образ, после чего всё нужное вспоминалось само собой.

Также Цицерон написал и множество книг и трактатов на философские и политические темы. Среди них стоит отметить «Трактат об ораторском искусстве». Будучи одним из самых крупных его произведений, он является ещё и самым известным среди других работ мыслителя. В нём Цицерон описывает сущность риторики, а также приводит качества, которыми должен обладать хороший оратор.

Краткая биография Цицерона

Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:

  • против Верреса;
  • против Катилины;
  • в защиту Росция из Америи;
  • в защиту Архии;
  • в защиту Сестия;
  • о консульских провинциях;
  • против Марка Антония.

Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе»

Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.

Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.

Роль риторики в истории

Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.

Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.

Великодушие тирана

Римляне восприняли казнь заговорщиков с энтузиазмом. Впрочем, не все. Юлий Цезарь, Красс и Помпей, создавшие тремя годами позднее первый триумвират, не разделяли столь яростную борьбу за республиканские идеалы, к тому же с нарушениями закона.

Поэтому Марк Туллий Цицерон, высказывания которого привели к гибели Катилины, вынужден был бежать из Рима. В эти годы он активно переписывается со своим другом Аттиком, уехавшим на север Греции подальше от политических интриг. А в самом Риме было неспокойно, город стоял на пороге гражданской войны, и сенат попросил Цицерона вернуться.

Первый триумвират, как известно, закончился диктатурой Цезаря. Цицерон, противник тирании, снова отправляется в добровольное изгнание. Однако жизнь вдали от политических событий, происходящих в Риме, кажется ему пресной. Преодолевая страх, оратор встречается с Цезарем и получает его великодушное прощение.

5. Примечания

  1. Толстогузов П. Н. «Цицерон» Тютчева: идеологический контекст и поэтика учительного жанра — www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/tolstoguzov3.html
  2. Роберт Харрис. Империй: Роман. — М.: Эксмо, 2007. — ISBN 978-5-699-21299-6.
  3. Колин Маккалоу. Битва за Рим: Роман. — М.: Эксмо,СПб.:Домино, 2007. — ISBN 978-5-699-08579-8.
  4. Колин Маккалоу. Фавориты Фортуны: Роман. — М.: Эксмо,СПб.:Домино, 2007. — ISBN 978-5-699-22428-9.
  5. Колин Маккалоу. Женщины Цезаря: Роман. — М.: Эксмо,СПб.:Домино, 2007. — ISBN 978-5-699-09957-3.
  6. Колин Маккалоу. По воле Судьбы: Роман. — М.: Эксмо,СПб.:Домино, 2007. — ISBN 978-5-699-21930-8.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий