Державин, гавриил романович

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Как был отстранен от должности Державин

Однако прогрессивная деятельность Гавриила Романовича на этом посту столкнулась с интересами местных дворян и помещиков. Кроме того, И.В. Гудович, генерал-губернатор, становился во всех конфликтах на сторону приближенных, которые покрывали, в свою очередь, местных мошенников и воров.

Державин предпринял попытку наказать Дулова, помещика, который приказал избить за мелкую провинность пастушонка. Однако эта попытка не удалась, а неприязнь к губернатору со стороны провинциальных помещиков окрепла. Тщетными оказались и действия Гавриила Романовича по пресечению воровства местного купца Бородина, который обманул казну, поставляя для строительства кирпичи, а затем на невыгодных для государства условиях получил винный откуп.

Все увеличивался поток клеветы, жалоб, рапортов на Державина. В январе 1789 года он был отстранен от своей должности. Большую пользу губернии принесла его недолгая деятельность.

Средства выразительности

В стихотворении Державина «Памятник» анализ кратко выглядит следующим образом. Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным, неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует многочисленные средства художественной выразительности.

Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул») и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).

Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет», «ни времени полет не сокрушит»).

Кабинет-секретарь императрицы

Следующим государственным постом Державина была служба в качестве кабинет-секретаря императрицы. Некоторые его биографы считают, что получить такую должность ему помогла та самая ода, посвященная Екатерине.

Стоит заметить, что кабинет-секретарем он прослужил недолго: всего два года. Во время докладов он всегда честно рассказывал о тех или иных новостях, не искажая фактов и не украшая действительности.

Также Державин имел привычку ходатайствовать о бедных людях и о тех, кто страдал от несправедливого судейства. В результате эта приверженность высокой морали сильно утомила императрицу, и она отправила его в Сенат.

Г.Р. Державин — губернатор Тамбовской губернии

В декабре 1785 г. указом Екатерины II он был назначен на должность правителя Тамбовского наместничества, куда  прибыл 4 марта 1786 г.

Прибыв в Тамбов, Державин застал губернию в крайнем расстройстве. За шесть лет существования губернии сменилось  четыре губернатора, в делах был беспорядок, границы губернии не определены, недоимки достигли громадных размеров, губернский центр утопал в грязи. Ощущался недостаток образования всего общества, а особенно дворянства, которое, по словам Державина, «…так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели…»

Для юношества при нем были открыты классы грамматики, арифметики, геометрии, вокальной музыки, танцевальные классы. Гарнизонная школа и духовная семинария давали низкий уровень знаний, поэтому в доме купца Ионы Бородина было открыто народное училище. В доме губернатора давались театрализованные представления, а вскоре было начато и строительство театра. В заслугу Державину можно поставить написание топографии губернии и составление плана Тамбова, наведение порядка в делопроизводстве, открытие типографии, принятие мер к улучшению судоходства по реке Цне, выгодные для казны закупки муки для Петербурга. При новом губернаторе улучшилось соблюдение законов, была приведена в порядок тюрьма. Было положено начало сиротскому дому, богадельне, больнице.  При нём открылись народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске. В первой губернской типографии начала печататься одна из немногих провинциальных газет — «Губернские ведомости». Деятельность Державина заложила крепкий фундамент для дальнейшего развития Тамбовщины.

Для ревизии дел в губернии приезжали сенаторы Воронцов и Нарышкин. Улучшение было столь очевидно, что в сентябре 1787 г. Державин был награждён орденом Владимира 3-ей степени. Не имевший специальной подготовки, Державин проявил административный дар и доказал, что причиной его бездействия на предыдущем посту олонецкого губернатора было чужое противодействие.

Но прогрессивная деятельность Державина на Тамбовщине вошла в противоречие с интересами местных помещиков и дворян. К тому же генерал-губернатор И.В. Гудович во всех конфликтах становился на сторону своих приближенных. Те, в свою очередь, покрывали местных воров и мошенников. Попытка Державина наказать помещика Дулова, приказавшего жестоко избить пастушонка за мелкую провинность, не удалась. Но окрепла неприязнь провинциальных помещиков к губернатору, ограничивающему их произвол. Также тщетными были действия по пресечению воровства купца Матвея Бородина, обманувшего казну при поставке кирпича для строительства, а затем получившего винный откуп на невыгодных для казны условиях. Крайне неудачно для Державина обернулось дело о закупке провианта для армии.

Поток рапортов, жалоб, клеветы на Державина увеличивался, и в январе 1789 г. он был отрешен от должности губернатора. Недолгое губернаторство Державина принесло большую пользу Тамбовщине и оставило заметный след в истории края.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове

В 1789 г. Державин возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время он продолжает заниматься литературным творчеством, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и другие произведения.

  • 1791—1793 — Кабинет-секретарь Екатерины II
  • с 1793 — Сенатор

При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался. «Поди назад в Сенат, — однажды накричал на него император, — и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил: «Ждите, будет от этого царя толк». Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания — назначил его министром юстиции. Но через год освободил: «слишком ревностно служит».

В 1809 г. он окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Губернаторство в Тамбовской губернии

Екатерина II в декабре 1785 г. издала указ о назначении Державина на должность губернатора теперь уже Тамбовской губернии. Он прибыл туда 4 марта 1786 года.

В Тамбове Гавриил Романович нашел губернию в полном расстройстве. Четыре главы сменилось за 6 лет ее существования. В делах царил беспорядок, не были определены границы губернии. Огромных размеров достигли недоимки. Остро ощущался недостаток образования общества в целом, а в особенности дворянства.

Гавриил Романович открыл для юношества классы арифметики, грамматики, геометрии, вокала и танцев. Духовная семинария и гарнизонная школа давали очень плохие знания. Гавриил Державин решил открыть в доме Ионы Бородина, местного купца, народное училище. Театрализованные представления давались в доме губернатора, а вскоре начали строить театр. Очень многое для Тамбовской губернии сделал Державин, мы не будем все это перечислять. Деятельность его заложила фундамент для развития этого региона.

Сенаторы Нарышкин и Воронцов приезжали для ревизии дел в Тамбовской губернии. Столь очевидным было улучшение, что Державин в сентябре 1787 года был удостоен почетной награды — ордена Владимира третьей степени.

Поэт классицизма

Во многих своих стихотворениях Державин восхвалял триумф Российского государства и ее правителей. Наиболее подходящей формой выражения верноподданнических чувств и восторга являлась ода.

Влияние русского классицизма, воплощенного в работах Ломоносова и Сумарокова, изначально очень чувствовалось в творчестве Державина. Но постепенно он выработал собственный оригинальным стиль, который наделил его оды патетическим величием.

Художественный метод Державина изобилует конкретной образностью, множеством личных биографических мотивов и текучих форм. Но в его произведениях также присутствуют характерные для классицизма дидактизм и аллегоризм.

Его поэтический язык богат оттенками чувств, фонетическими эффектами. Одним из новаторских приемов в творчестве Гавриила Романовича является использование в поэзии живой разговорной речи.

Стихи и карьера государственного деятеля

Первые произведения Державина в стихотворной форме были написаны в период начала Пугачевщины и датируются 1773 годом. К ним относится ода «На бракосочетание великого князя Павла Петровича». Это время стало не самым простым для поэта, так как он подвергся пагубному пристрастию, свойственному дворянству той эпохи, которое заключалось в пьянстве и карточных играх. Дело дошло до того, что представитель знати даже опустился до всевозможных махинаций, став настоящим шулером.

К счастью, стремительно развивающиеся в политической жизни государства события помогли Державину вовремя переключиться на другую волну, он смог побороть свое порочное пристрастие, положив конец бесконечным кутежам в кругу своих воинских собратьев. После окончательного подавления бунта Державин стал все больше посвящать себя творчеству, отдавая предпочтение одам с их высоким слогом и живым воспроизведением описываемых событий.

В этот период поэт начал публиковать свои оды и краткие стихотворения в «Санкт-Петербургском вестнике», привлекая внимание других авторитетных литераторов как юношеский сентименталист. Среди самых ярких произведений Гавриила Романовича того времени стоит выделить:

  • «Песни Петру Великому» (публикация датируется 1778 годом);
  • «На смерть князя Мещерского», «Ключ» (1779);
  • «Властителям и судьям», «К первому соседу» (1780) и т. д.

Но больше других поэтических трудов из раннего творчества Державина славилась его ода «Фелица», в которой он превозносил правящую государыню. Естественно, этот жест, вызвавший большой резонанс в обществе, не мог остаться незамеченным императрицей, которая щедро наградила своего преданного воспевателя, даровав ему роскошную табакерку, полностью инкрустированную бриллиантами, и 50 червонных золотых к дорогому аксессуару в придачу.

Уже в 1777 году подпоручик ушел в отставку, получив возможность продолжить карьеру в Правительственном сенате, где ему удалось добиться невиданных высот. Сегодня существует взгляд, что успех Державина полностью зависел от покровительства высших чиновников царской России, включая ее монаршую особу. Но если углубиться в историю, то становится очевидно, что поэт, как и его отец, имел очень жесткий непримиримый характер, который не мог не отразиться на его службе.

Проще говоря, он, будучи сильной и цельной личностью, не мог откровенно льстить царице и другим высокопоставленным особам так, как это делали многие другие. Эта особенность проявлялась и во вступлении в открытые конфликты с подчиненными, с коррупционными действиями которых ему доводилось часто и безрезультатно бороться, что очень сильно раздражало его более высокопоставленных покровителей, также погрязших в этих и подобных им схемах.

Творчество Державина

Незадолго до отставки Гавриил Державин подолгу жил в имении, принадлежавшем его второй супруге. Там он написал более 60 стихов и опубликовал первый том своих произведений.

Интересно, что помимо необыкновенно глубоких и философских стихотворений Державин написал несколько пьес.

Важно заметить, что творчеством Державина восхищался Александр Пушкин, который впервые встретился с ним на лицейском экзамене. Тогда Гавриил Романович находился в числе участников комиссии

Совсем еще юный Пушкин произвел на него прекрасное впечатление. Державину даже хотелось обнять необыкновенно одаренного абитуриента, однако тот поспешно покинул помещение, где проходил экзамен, так как не в силах был сдержать слез.

Краткая биография

В 1954 году Михаил стал студентом факультета Иосифа Толчанова Щукинского училища. Здесь его сразу приняли, так как знали о таланте мальчика и очень уважали его отца, который на тот момент уже умер.
Через три года сюда же поступил Александр Ширвиндт, с которым Державин начал дружить еще со школьной скамьи. Юноши стали поддерживать друг друга во всем и вместе добиваться успехов.
Во время учебы на втором курсе Державин впервые снялся в фильме. Его дебютной работой стала роль гимназиста Женьки в картине «Они были первыми»

Молодой актер сразу полюбился зрителям и завоевал внимание режиссеров.
Будучи студентом, Михаил Михайлович успел сыграть еще одну эпизодическую роль в кино. В картине «Разные судьбы» он получил роль комсомольца и отлично справился с ней

Но затем Державин решил полностью посвятить себя театру и прекратил съемки в кино.
В 1959 году Михайил Михайлович стал актером театра им. Ленинского комсомола. С этого момента начался его путь к славе. Через три года Ширвиндт окончил училище и поступил сюда же.
В 1963 году в театре был избран новый режиссер – Анатолий Эфрос. Именно благодаря ему были сделаны такие постановки как «Вам 22, старики», «Снимается кино» и др.
Державин принимал участие в таких работах как «Опасный возраст». Его роль была достаточно сложной – он сыграл стилягу Бубуса. После спектакля критики отметили, что со своей задачей актер справился превосходно. Пьеса стала очень популярной, именно ее можно считать визитной карточкой Михаила Михайловича как актера.
В 1965 году по совету Андрея Миронова он перешел в Академический театр сатиры, где ему предложили роль главного персонажа в «Банкете». Вскоре Ширвиндт тоже последовал за своим товарищем. Вскоре они начали выступать в дуэте.
В театре часто организовывались «капустники», где среди постоянных гостей был и Державин.
В 80-х годах Державин уже считался главным актером театра. Ему предлагали только самые яркие роли в популярных постановках – «Вишневый сад», «Ревизор», «Горе от ума» и др.
Став известным актером театра, Державин начал снова покорять кино. Он снялся в известной комедийной картине «Трое в лодке, не считая собаки», которая принесла ему широкую известность.
Находясь на пике актерской славы, театр Державин все же не бросил. Он принял участие в постановке «Кабачок 13 стульев». Полюбившаяся зрителям программа была закрыта на 140 серии.
В начале 90-х годов актер часто снимался в кино. В этот период на экранах появились такие проекты как «Моя морячка», «Бабник» и «Жених из Майями».
В 2013 году Михаил начал вести новый проект «Хочу знать» вместе с Ширвиндтом.
В последние годы своей жизни Михаил Державин писал автобиографическую книгу «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу», в печать она вышла в 2017 году.
Летом 2017 года актер перенес инфаркт. С тех пор он находился под пристальным наблюдением врачей и проходил реабилитацию в военном госпитале в городе Одинцово.
10 января 2018 года великий актер скончался. Причиной смерти стали множественные заболевания. Несмотря на проблемы со здоровьем, Державин всегда говорил, что чувствует себя бодро. С актером прощались 15 января в его родном театре. Отпевание проводилось в храме Спаса Преображения на Песках. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище, возле могилы отца. Соболезнования близким актера выразил Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко, Патриарх Кирилл и многие другие.

Биография Гавриила Державина о главном

3 июля 1743 года в деревне Кармачи, что в Казанской губернии, в не богатой семье дворян родился известный российский драматург, писатель и государственный деятель – Гавриил Романович Державин. Еще в раннем возрасте ему предстояло пережить смерть отца. Мать самостоятельно растила двух сыновей и пыталась дать им образование, но проживая не в крупном городе найти достойных учителей было крайне сложно.

С открытием в 1758 году в Казани гимназии он при первой возможности пошел туда учиться. За этот период он успел себя проявить, нарисовав карту казанской губернии (1760 год), за что его удостоили месту в инженерном корпусе по окончанию гимназии. Но случиться этому не было суждено, так как в 1762 году пришел запрос о его вызове на службу в Преображенский полк. Его неспокойных характер и низкий чин заставили солдата ждать своего офицерского звания долгих 10 лет. В последующие три года (1773-1775 гг.) он брал участие в подавлении восстания Пугачева. В эти годы он параллельно занимался переводами од прусского короля Фридриха II. Именно в данный период он начал формировать свою собственную манеру написания, отличную от манеры, которой он научился у своих кумиров: Ломоносова и Сумарокова.

За все время, что он был на службе, его литературная слава не распространялась дальше, чем его ближайшее окружение, так что о славе можно было позабыть. Но будучи грамотным солдатом, он сначала был переведен в дворянскую гвардию, а вскоре получил повышение до капрала и был подан в отставку. Получив в 1777 году 300 душ в Белоруссии, он стал коллежским советником, а еще спустя полгода – экзекутором в сенате. Понемногу развивая свой писательский талант, он был более известен в дворянских кругах как человек, который любил правду и не мирился с чиновническими злоупотреблениями, из-за чего он нажил себе несметное количество врагов.

Через два года по возвращению в столицу он стал служить при императрице кабинет-секретарем (1791-1793 гг.). Но любящий говорит в лицо только правду, он был лишен данной должности и отправился в 1793 году в сенат. А с 1794 года он стал президентом Коммерц-коллегии. Проявляя себя как мудрый человек, он в 1802-1803 гг. занимал должность министра юстиции, и после чего подал в отставку, в возрасте 60 лет.

Закончив с государственной службой, он полностью проникся литературной деятельностью. После написания од он решил заняться драматургией, и впоследствии ним было написано ряд произведений: «Добрыня», «Пожарский, или освобождение Москвы», «Рудокопы». После своей отставки его жизнь был насыщена поездками в разных губерниях, где он был гостем во многих гимназиях и лицеях. Однажды, он слушал произведения юного Пушкина, поступавшего в Царскосельский лицей.

8 июля 1816 года он умер в своем любимом имении Званка, что в Новгородской области.

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

✓      первые литературные опыты:

•        прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

•        сборник од «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае», в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

✓      первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

•        ода «Ключ», в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

•        ода «На рождение порфирородного отрока»;

•        ода «На смерть кн. Мещерского», в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

✓      ода «Бог» (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

✓      похвальная ода «К Фелице» (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

•        похвала императрице;

•        живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

•        насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

•        изображение действительности во всем ее многообразии;

•        переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

✓      множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той «высокой» напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

•        «Ода на взятие Измаила» (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

•        ода «Вельможа» (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

•        ода «Водопад» (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

✓      «Евгения. Жизнь Званская», явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Творчество Г.Р. Державина

Творчество

До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы — от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта. В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт. Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Державин смотрел на поэзию, на свой талант  прежде всего как на некое орудие, данное ему свыше для политических битв. Он даже составил особый «ключ» к своим работам — подробный комментарий, указывающий, какие именно события привели к созданию того или иного произведения.

«Властителям и судиям»

Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинные, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! — видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Цари! — Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, — Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!

В 1797 году Державин приобрел имение Званка, где ежегодно проводил по несколько месяцев. В следующем году вышел в свет первый том его сочинений, в который вошли такие обессмертившие его имя стихи, как «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Водопад», «Снегирь».

Выйдя в отставку, Державин практически полностью посвятил себя драматургии — сочинил несколько либретто опер, трагедии «Ирод и Мариамна», «Евпраксия», «Темный». С 1807 года активно участвовал в собраниях литературного кружка, позднее составившего известное общество «Беседа любителей русского слова». Работал над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде», в которой обобщил свой собственный литературный опыт.

Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Памятник Державину в Казани

«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру; но часть меня большая. От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий