История появления джаза

Советский джаз. 1950-е ГОДЫ

В 1949 году в Таллине
был проведен первый в нашей стране джаз-фестиваль. В Ленинграде в
50-е годы начал свою деятель­ность оркестр, объединивший молодых
джазовых музыкантов, сре­ди них — Г. Гольштейн, К. Носов и др.
Предложенные Л. Утесовым в конце 40-х годов термины «Эстрадный
оркестр» и «Эстрад­ная музыка» помогли процессу дифференциации в
данном жанре.

Знакомство с музыкой в
стиле «би-боп» повлияло на стилисти­ку ряда ансамблей, на характер
импровизаций. Это был переход­ный период от свингового мышления к
новой стилистике, хотя свинговая музыка («свинг» имеется в виду как
стиль) продолжала жить. Отдавалась дань и более традиционным стилям:
в середине 50-х годов Владимир Рубашевский организовал в Москве
диксиленд, который исполнял джазовую классику и произведения
советских композиторов.

Большие оркестры в те
годы преимущественно аккомпаниро­вали певцам, хотя в их репертуар
включались виртуозные и лири­ческие инструментальные пьесы,
некоторые из них — джазового характера. В этот период впервые
прозвучали имена молодых композиторов, аранжировщиков и дирижеров:
В. Людвиковского, К. Орбеляна, П. Сауля, А. Кальварского. Среди
музыкантов, участ­ников небольших джазовых групп конца 40-х, начала
50-х годов необходимо назвать саксофонистов: Александра Ривчуна,
Эмиля Гейгнера, Михаила Якона, Пиро Рустамбекова, Владимира
Куд­рявцева, пианистов Леонида Кауфмана, Евгения Рохлина,
Алек­сандра Основикова, аккордеонистов Евгения Выставкина и
Вя­чеслава Семенова, барабанщика Бориса Матвеева.

Большую роль в
консолидации творческих сил вокруг жанра в 50-е годы сыграли
программы танцевальной музыки, которые соз­давались на Всесоюзном
радио. Именно для этих программ писа­ли свои сочинения А. Эшпай, А.
Бабаджанян, Я. Френкель, А. Островский. Ряд тем из этих программ
прочно вошел в практику тан­цевальных и джазовых ансамблей.

Оркестр под управлением Олега Лундстрема

В начале 50-х годов в
Москве гастролировал джаз-оркестр п/у О. Лундстрема. Базируясь в то
время в Казани, оркестр показал очень интересные и перспективные
опыты сочинения и исполнения джазовых пьес с использованием
фольклора («Мечты» А. Монасыпова, «Татарская самба»
А. Ключарева). В
конце 50-х годов ор­кестр обосновывается в Москве и становится одним
из ведущих джазовых коллективов страны, в котором в разное время
работало множество талантливых джазовых мастеров-исполнителей.

Со второй половины
50-х годов становится заметнее роль боль­ших оркестров в республиках
Закавказья — Государственного эст­радного оркестра Азербайджана п/у
Р. Гаджиева, Государствен­ного эстрадного оркестра Грузии «Рэро» п/у
К. Певзнера, Государственного оркестра Армении п/у К. Орбеляна. В
программах этих коллективов наряду с песней постоянно звучали
джазовые ком­позиции. Среди инструментальных тем данного раздела
представ­лены работы А. Цфасмана, А. Полонского, О. Лундстрема, А.
Эш­пая, В. Людвиковского, У. Найссоо, А. Монасыпова.

Так же как и в 30-е
годы в этот период существовало немало песен, которые не создавались
специально для джаза, но много исполнялись в джазовых ансамблях;
возникало немало изобрета­тельных обработок этих песенных тем. В
этот период популярно­стью пользовались песни таких прославленных
мастеров, как И. Дунаевский и М. Блантер; в репертуар джазовых
коллективов вошли песенные мелодии военных лет —
В.
Соловьева-Седого, Н. Богословского, Б. Мокроусова. Послевоенные
песенные мело­дии, лирические и шуточные, также нередко
использовались для аранжировок в больших составах и для импровизаций
в «комбо». Здесь достаточно вспомнить песенные темы
Т. Хренникова,
А. Бабаджаняна, А. Эшпая, В. Мурадели и др. Некоторые из песен
особенно удачно звучали в диксиленде (Н. Будашкин и Ю. Милютин).

Направления

Выделяют более тридцати направлений джаза. Рассмотрим некоторые из них.

1. Блюз. В переводе с английского слово означает «грусть», «меланхолия». Изначально блюзом называлась сольная лирическая песня афроамериканцев. Джаз-блюз – это двенадцатитактовый период, соответствующий трёхстрочной стихотворной форме. Блюзовые композиции исполняются в медленном темпе, в текстах прослеживается некоторая недосказанность. Известные исполнители блюза – Гертруда Ма Рейни, Бесси Смит и др.

2. Рэгтайм. Буквальный перевод названия стиля – разорванное время. На языке музыкальных терминов «рэг» обозначает звуки, дополнительные между долями такта. Направление появилось в США, после того как за океаном увлеклись произведениями Ф. Шуберта, Ф. Шопена и Ф. Листа. Музыку европейских композиторов исполняли в стиле джаз. Позже появились оригинальные композиции. Рэгтайм характерен для творчества С. Джоплина, Д. Скотта, Д. Лэмба и др.

3. Буги-вуги. Стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз. Что такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, разумелось само собой, но приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные ритмические композиции. Буги отличает:

  • импровизация;
  • виртуозная техника;
  • особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией – две-три октавы;
  • непрерывный ритм;
  • исключение педали.

Буги-вуги играли Ромео Нельсон, Артур Монтана Тэйлор, Чарлз Эвери и др.

История джаза

Это музыкальное направление развивалось и формировалось на протяжении столетия. Джаз возник из самых недр африканской культуры, так как чернокожие невольники, которых привезли из Африки в Америку, чтобы понимать друг друга, научились быть одним целым. И, как следствие, создали единое музыкальное искусство.

Для исполнения африканских мелодий характерны танцевальные движения и применение сложных ритмов. Все они совместно с привычными блюзовыми мелодиями легли в основу создания совершенно нового музыкального искусства.

Когда появился джаз? Что такое джаз Западного побережья? Вопрос достаточно неоднозначный. Появилось это направление на юге Соединенных Штатов Америки, в Новом Орлеане, ориентировочно в конце девятнадцатого столетия.

Первоначальный этап возникновения джазовой музыки характеризуется своего рода импровизацией и работой над одной и той же музыкальной композицией. Она воспроизводилась главным солистом на трубе, исполнителями на тромбоне и кларнете в совокупности с ударными музыкальными инструментами на фоне маршевой музыки.

Легенды стиля

Джаз популярен во многих странах мира. Везде есть свои звёзды, которых окружает армия поклонников, но некоторые имена стали настоящей легендой. Их знают и любят по всему земному шару. К таким музыкантам, в частности, относится Луи Армстронг.

Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика из бедного негритянского квартала, если бы Луи не попал в исправительный лагерь. Здесь будущую звезду записали в духовой оркестр, правда, коллектив играл не джаз. Что такое блюз, и как его исполняют, юноша открыл для себя значительно позже. Мировую известность Армстронг приобрёл благодаря старанию и настойчивости.

Основательницей джазового пения считают Билли Холидей (настоящее имя Элеонора Фейган). Пика популярности певица достигла в 50-е годы прошлого века, когда сменила сцены ночных клубов на театральные подмостки.

Непросто складывалась жизнь и у обладательницы диапазона в три октавы Эллы Фицджеральд. После смерти матери девушка сбежала из дома и вела не слишком благопристойный образ жизни. Стартом карьеры певицы стало выступление на музыкальном конкурсе Amateur Nights.

Всемирную известность имеет Джордж Гершвин. Композитор создавал джазовые произведения на основе классической музыки. Неожиданная манера исполнения покорила слушателей и коллег. Концерты неизменно сопровождались овациями. Наиболее известные работы Д. Гершвина – «Рапсодия в блюзовых тонах» (в соавторстве с Фредом Грофом), оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже».

Также популярными джазовыми исполнителями были и остаются Дженис Джоплин, Рэй Чарльз, Сара Вон, Майлс Девис и др.

Джаз в России

Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива.

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Сначала отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза
и западной культуры. В конце 40-х, во время борьбы с космополитизмом,
джазовые коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка» Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время.
В 2001 году петербургским издательством «Скифия» была издана энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник».
Книга была подготовлена авторитетным джазовым критиком Владимиром Фейертагом.

История развития

В 1917 году музыканты из Нового Орлеана привозят новый стиль в Чикаго. Этот визит ознаменовал начало нового направления и новую джазовую столицу. Чикагский стиль во главе с такими музыкантами, как Бикс Бейбердек, Кэррол Диккерсон и Луи Армстронг, просуществовал ровно до начала Великой депрессии (1928 год). Вместе с ним ушел и традиционный новоорлеанский джаз.

В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. С этого времени джазовая музыка начинает активно развиваться и трансформироваться под влиянием моды, других сфер искусства и новой волны талантливых музыкантов. Рассмотрим несколько ключевых направлений.

Свинг. Жанр, который произошел из одноименного джазового элемента. Его расцвет пришелся на 30-40-е гг. После окончания Второй Мировой войны свинг ассоциировался у населения с тяжелыми временами, и поэтому свингующие биг-бэнды начали постепенно исчезать. Второе рождение свинга произошло в конце 50-х годов. Представители стиля: Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул.

Бибоп. Характерные черты бибопа — динамичный темп, сложная импровизация и обыгрывание гармонии. В начале 40-х, когда бибоп только зарождался, он считался музыкой больше для самих музыкантов, чем для слушателей. Его основоположники: Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Кенни Кларк, Телониус Монк, Макс Роуч.

Кул-джаз. Спокойное “холодное” направление, возникшее в 40-е годы на Западном побережье и характеризующееся сдержанным звучанием, противоположным хот-джазу. Происхождение его названия связывают с альбомом Майлза Дэвиса “Birth of the Cool”. Представители: Майлз Дэвис, Дэйв Брубек, Чет Бейкер, Пол Дезмонд.

Мейнстрим. Свободный стиль, возникший на джемах 50-х и получивший широкое распространение в 70-80-х гг. Мейнстрим вобрал в себя характерные черты бибопа и кул-джаза.

Соул. Симбиоз джазовой импровизации и госпела, возникший в 50-х. Представители: Джеймс Браун, Арета Франклин, Рэй Чарльз, Джо Кокер, Марвин Гэй, Нина Симон.

Джаз-фанк. Симбиоз джаза, фанка, соула, ритм-н-блюза и диско. Родственные стили — соул, фьюжн и фри-джаз. Самые известные представители: Jamiroquai, The Crusaders.

Эйсид. Стиль, объединяющий джаз, фанк, соул, диско и хип-хоп. Он зародился в 80-х благодаря диджеям, которые активно использовали семплы из джаз-фанка 70-х.

Музыкальный стиль в СССР и России

Власти СССР относились к джазу крайне враждебно. После статьи Максима Горького 1928 года направление стали называть “музыкой толстых”. Эту музыку воспринимали исключительно как проявление чуждой советскому человеку и разлагающей личность буржуазной культуры. Однако в 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.

Но на этом история возникновения и развития джаза в СССР не закончилась. На советском пространстве были настоящие свинг-музыканты: Эдди Рознер, Александр Цфасман, Александр Варламов, Валентин Спориус, Олег Лундстрем.

Среди самых известных и авторитетных джазовых деятелей современной России можно выделить Давида Голощекина, Игоря Бутмана и Алексея Козлова.

Современный стиль

В современной музыке можно выделить два лидирующих джазовых направления, которые популярны как среди музыкантов, так и у аудитории.

Нью-джаз (джазтроника) — стиль, сочетающий джазовую мелодику с электронной музыкой и другими направлениями. Его можно сравнить с эйсид-джазом, но в отличие от второго, джазтроника больше склоняется к хаусу и импровизации и почти не обращается к хип-хопу и позднему r’n’b. Типичные представители нью-джаза: The Cinematic Orchestra, Jaga Jazzist, Funki Porcini.

Дарк-джаз (jazz noir). Это мрачный кинематографичный стиль, чрезвычайно популярный среди молодой аудитории — в первую очередь, благодаря фильмам и играм соответствующей стилистики. Знаковые инструменты этого стиля — бас-гитара, баритон-саксофон, ударные. Яркие представители направления — Morphine, Bohren & der Club of Gore, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Dale Cooper Quartet & The Dictaphones.

Если вы давно мечтали познакомиться с джазом ближе, воспользуйтесь нашим гайдом и найдите направление, которое покорит ваше сердце. Но, изучая новые стили, не забывайте возвращаться к традиции.

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

Лучшие джазовые исполнители

Джаз – особая музыка, наполненная необычной изобретательностью и страстью. Она не знает границ и пределов. Известные джазовые исполнители способны буквально вдохнуть в музыку жизнь и наполнить ее энергией.


Луи Армстронг,

Большой вклад в это направление внес Дюк Эллингтон, так как он использовал свой музыкальный коллектив в качестве музыкальной лаборатории для проведения экспериментов. За все годы своей творческой деятельности он написал множество оригинальных и неповторимых композиций.

В начале 80-х годов самым настоящим открытием стал Уинтон Марсалис, так как он предпочел играть акустический джаз, что произвело настоящий фурор и спровоцировало возникновение нового интереса к этой музыке.

Bill Jennings — Enough Said!

https://youtube.com/watch?v=gRSG7vuD6jA

У гитариста Билла Дженнингса даже нет своей страницы на русской «вики» — вот, где истинная недооцененность! Да и вообще, про него известно подозрительно мало. Он был левшой, поэтому держал гитару «вверх ногами», чем поначалу смешил публику («Да этот бездарь даже инструмент держать не умеет!»).

Он служил во флоте, потерял палец на руке (но не факт, что там) и зарабатывал себе на жизнь тем, что играл на вторых ролях в относительно попсовых соул и r&b группах. Отсюда и его фирменное звучание: в нем проскакивает какой-то соул, но не как что-то плохое. Лично мне музыка Билла напоминает саундтрек к детективно-шпионским комедиям, где главный герой — какой-то удутый черный парень.

Историческая справка о джазе

Считается, что Джаз, как  самостоятельное направление,
возник в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами. Широко-известная легенда гласит, что
из Нового Орлеана джаз распространился по Миссисипи до Мемфиса, Сент-Луиса и наконец до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков джаза, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луисе.
И все-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины.

Во-первых, в ее пользу говорят свидетельства старых музыкантов, которые жили в период выхода джаза за пределы негритянских гетто. Все они подтверждают, что новоорлеанские музыканты играли совершенно особенную музыку, которую с готовностью копировали другие исполнители.
То, что Новый Орлеан — колыбель джаза, подтверждают и грамзаписи. Джазовые пластинки, записанные до 1924, сделаны музыкантами из Нового Орлеана.

Классический период джаза продолжался в 1890 — 1929 годы и
завершился с началом «свинговой эры». К классическому джазу принято
относить: новоорлеанский стиль (представленный негритянским и креольским направлениями), новоорлеанско-чикагский стиль (возникший в Чикаго после 1917 г. в связи с переездом сюда большей части ведущих негритянских джазменов Нового Орлеана), диксиленд (в его новоорлеанской и чикагской разновидностях), ряд разновидностей фортепианного джаза (баррел-хаус, буги-вуги и пр.), а также относящиеся к этому же периоду направления джаза, возникшие в некоторых других городах Юга и Среднего Запада США. Классический джаз вместе с отдельными архаическими стилевыми формами иногда обозначается как традиционный джаз.

США

Оглавление

  1. Джаз появился в начале XX века в южных штатах США.
  2. Происхождение такого стиля музыки относят к африканской музыке. Однако, в связи с тем, что жанр формировался, преимущественно, на территории США, он содержит в себе оттенки и других стилей, направлений, а также элементы европейской музыки.
  3. Бытует мнение, что первым, кто использовал слово «jazz» был пианист, джазовый исполнитель Кларенс Уильямс в одном из своих произведений, и слово начало активно использоваться публикой. Не известно, что это слово обозначает.
  4. С 2011 года 30 апреля принято считать Днем Джаза.
  5. Джаз содержит в себе около 40 подвидов.
  6. На формирование джаза, как самостоятельного стиля, очень повлиял блюз.
  7. Создателем джаза принято считать известного пианиста Скотта Джопплина. Он являлся блюзовым исполнителем, и заложил основы для развития джаза.
  8. Существует период, именуемый «эпоха джаза». Он проходил в 1900-1917 годах. В данный период формировался так называемый традиционный, или «новоорлеаский джаз». Его характерной чертой было то, что исполнялся он в своем большинстве в Новом Орлеане или исполнителями Нового Орлеана.
  9. Первая пластинка с джазовыми работа была записана и выпущена в 1917 году.
  10. Считается, что именно в Новом Орлеане – самое большое количество джазовых исполнителей.
  11. Основным инструментом для исполнения джаза несомненно является саксофон. Однако, использовать его стали не сразу, а лишь с 1920-х годов.
  12. Джазу присуще большое количество импровизаций. Вокал отнюдь не является основной и лидирующей составляющей, вокал выступает наравне с музыкальным сопровождением и лишь дополняет звучание музыки.
  13. Самыми известными исполнителями в стиле джаз считаются Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Элла Фитцджеральд, Рей Чарльз, Майлс Дейвис, Фрэнк Синатра, Билли Холидей и другие.
  14. Известное произведение С. Фитцджеральда «Великий Гэтсби» стало последствием вдохновения автора от джазовой музыки. Именно этот писатель впервые использовал термин «Jazz Era» или «Эпоха Джаза».
  15. Джаз оказал большое влияние на культуру. Про него снято не мало художественных кинокартин. Среди известных: «Рэй» 2004 г., «Птицы» 1988 г., «Армстронг: Век Луи Первого» 2001 г.
  16. Современный джаз можно отнести к музыке для интеллигенции, однако первоначально он таким не считался.
  17. Исследования Монреальского неврологического института показали, что джаз является одним из самых сложных для восприятия стилей. В период прослушивания, мозгу необходимо напряженно работать, чтобы проанализировать звучание.

Джаз в современной России

Бурное развитие российской джазовой сцены началось в конце 1990-х гг.. Новые поколения джазовых музыкантов воспитывает обширная система специализированного джазового образования, в которую входят эстрадно-джазовые отделения детских музыкальных школ и детских школ искусств, несколько десятков средних специальных учебных заведений (музыкальных училищ и училищ искусств) по всей стране, а также несколько джазовых кафедр в высших учебных заведениях — прежде всего в Российской Академии музыки им. Гнесиных (Москва) и Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова (Ростов-на-Дону)

За последние два десятилетия множество российских музыкантов также получили специализированное джазовое образование в США и странах Европы — и, что немаловажно, многие вернулись в Россию, чтобы работать для российской аудитории

Игорь Бутман (фото: Владимир Коробицын)

Первопроходцем развития постсоветской джазовой сцены стал саксофонист Игорь Бутман. Дебютировав в Ленинграде в ансамбле Давида Голощёкина в начале 1980-х, он позднее играл в оркестре Олега Лундстрема и в ансамбле Николая Левиновского «Аллегро», а в 1987 г. уехал в США, чтобы учиться в прославленном бостонском колледже Бёркли. Несколько лет проработав в Нью-Йорке и став уважаемым членом джазового сообщества столицы мирового джаза, он во второй половине 1990-х возвратился в Россию, где создал собственный джазовый биг-бэнд (ныне — Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана), один из лучших в стране джазовых клубов (ныне — Клуб Игоря Бутмана на Таганке), мощный международный джаз-фестиваль («Триумф джаза», в 2017 г. состоялся в 17-й раз), собственную фирму грамзаписи, выпускающую только российский джаз, а в 2010-е гг. добился впечатляющих успехов на ниве продвижения отечественного джаза на мировой сцене. В настоящее время продюсерская компания Игоря Бутмана проводит 11 фестивалей ежегодно — не только в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону и ряде других городов России, но и Риге (Латвия).

В настоящее время в России каждый год проходит несколько десятков джазовых фестивалей, среди которых только два — «Джаз над Волгой» в Ярославле и «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке — непрерывно проводятся с советских времён. Многие фестивали стартовали в 1997-99 гг., после окончания трудного для российского джаза периода: так, в этом году отметил 20-летие первый московский джазовый «опен-эйр» — фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж». Лучшие российские музыканты выступают в фестивальных проектах народного артиста России композитора Анатолия Кролла в Доме Музыки. Значительное число фестивалей имеет международный статус и представляют широкий спектр мирового джаза наряду с достижениями отечественных артистов. Передвижной фестиваль с ироничным названием «Джазовая провинция» с центром в Курске уже более двух десятилетий охватывает 10-12 городов центральной России (Воронеж, Орёл, Липецк, Белгород и др.), а стартовавшее в 2004 г. в подмосковном Архангельском семейство фестивалей под открытым небом «Усадьба Jazz» к 2017 г. проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Сочи. Длительную историю и собственное лицо имеют также фестивале в Санкт-Петербурге, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Активно развивается фестивальная сцена и в Тихоокеанском регионе (Владивосток, Хабаровск).

Ансамбль «Арсенал» народного артиста России саксофониста Алексея Козлова на сцене фестиваля «Усадьба Jazz», 2017

Среди ведущих клубных джазовых площадок страны — московские клубы «Эссе», Клуб Игоря Бутмана, Клуб Алексея Козлова; в северной столице — Санкт-петербургская филармония джазовой музыки и джаз-клуб JFC, в Екатеринбурге — клуб EverJazz. В Казани уже девять лет работает клуб «Старый рояль», в Уфе — Уфимский джаз-клуб.

Несомненно важное для отечественной сцены событие грядёт 30 апреля 2018 г.: официальное празднование Международного дня джаза, введённого ЮНЕСКО в 2012., состоится в Санкт-Петербурге, который принимает эту эстафету у Парижа, Осаки, Стамбула, Вашингтона и Гаваны.ВИДЕО: Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр играют Рахманинова в аранжировке Николая Левиновского на 17-м фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле, 25.03.2017Соло: Олег Аккуратов — ф-но, Игорь Бутман — тенор-саксофон, Александр Сипягин — труба, Эдуард Зизак — ударные

Советский джаз. ДЖАЗОВЫЕ МУЗЫКАНТЫ 1960-х ГОДОВ

Советский саксофонист и композитор Георгий Арамович Гаранян (1934—2010)

В конце 50-х — начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи.

Что характерно для становления нового периода советского джаза в эти годы?
Отношение к джазу как к серьезному виду му­зыкального искусства, глубокое
изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более
современным течениям джаза, воз­растающий интерес к фольклору
народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на
инструментах, постиже­ние искусства ансамблевой игры в большом
оркестре

И, наконец, самое важное — молодые музыканты пришли к
проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации

В конце 50-х годов в Москве появилась группа тогда еще сов­сем юных музыкантов,
которая называлась «золотая Восьмерка». В нее входили саксофонисты
Георгий Гаранян и Алексей Зубов, трубач
Виктор Зельченко, тромбонист
Константин Бахолдин, пиа­нист Юрий Рычков, ударник
Александр Салганик. Эта группа ста­ла основой молодежного оркестра ЦДРИ
(вначале им руководил Борис Фиготин, затем —
Юрий Саульский),
получившего на джа­зовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи
и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата

Общение
с зару­бежными коллегами стало очень важной вехой в развитии советского
джаза. Участники оркестра ЦДРИ, как и другие московские музыканты,
открыли для себя новые стилистические горизонты и, вероятно, это
время и можно считать началом нового этапа в раз­витии советской
джазовой музыки

Рост общественного интереса к джазу выразился в
создании джазовых клубов в Ленинграде (1958 г.) и в Москве (1960 г.)
при активном содействии городских комитетов ВЛКСМ. Вскоре джаз-клубы
стали открываться и в других городах Советского Союза. Эти клубы
ставили своей целью создание джазовых ансамблей, выступления в
концертах-лекциях, изучение советской и зарубежной джазовой музыки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий