Эдвард григ: биография, личная жизнь, творчество, фото

История создания пьесы «Пер Гюнт»

Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.

Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.

Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.

Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Карьера и женитьба Эдварда Грига

Живя в Лейпциге, Григ очень скучал по родной Норвегии, и после завершения обучения отправился в Берген. Повидав родных, Эдвард пытался работать в городе, но не смог получить от слабо развитой культуры Бергена, то, что хотел. Осознав это, композитор переехал в Копенгаген в 1863 году.

Для 19 века Копенгаген был центром светской и музыкальной культуры Скандинавии. Переезд хорошо повлиял на Грига, в первый же год работы в новом городе он сочинил свои «Поэтические картинки». Произведение состояло из 6 законченных пьес для пианино, в которых прослеживались вкрапления национального скандинавского фольклора.

Эдвард Григ всегда тяготел к народному творчеству. Идея воссоздания скандинавского музыкального фольклора захватила его полностью, как только он нашел группу единомышленников.

В 1864 году музыкант с друзьями основал сообщество «Эвтерпа». Главная деятельность группы заключалась в знакомстве публики с норвежскими композиторами и их произведениями. «Эвтерпа» регулярно устраивала выступления для всех желающих. Зрители очень любили концерты группы, а вот критики отзывались о творчестве «Эвтерпы» пренебрежительно. Оценки критиков возросли после того, как творчество «Эвтерпы» стало пользоваться большой популярностью.

Копенгаген для Грига был не только прекрасной творческой площадкой, этот город способствовал тому, чтобы Эдвард встретил там свою любовь.

Двоюродная сестра композитора Нина Хагеруп прибыла в Копенгаген с сольным концертом. Эдвард не видел девушку с 8 лет. За столь долгий срок она выросла и превратилась в великолепную певицу. Опьяненный ее певческим талантом и красотой, Эдвард сделал Нине предложение. Хагеруп согласилась стать женой композитора. В 1867 году состоялась их свадьба.

До конца жизни пара сохраняла теплые отношения. Их союз был плодотворным и творческим. Лишь одно омрачало счастье молодых людей. Родственники резко осудили брак двоюродных брата и сестры. Они отвернулись от молодоженов. Поэтому Эдвард с Ниной приняли решение переехать в Осло. Там они надеялись избежать общественного осуждения, а также хотели уделить больше внимания своей творческой деятельности.

Обучение

Знаменитую консерваторию в Лейпциге основал Мендельсон. Примечательно то, что консерватория начала свою работу в тот же год, когда появился на свет Эдвард Григ. В 1858 году пятнадцатилетний юноша приехал в Лейпциг и поступил в одно из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Он начал обучаться здесь по классу фортепиано и композиции.

Однако вскоре стали не совпадать его интересы и вкусы с первым педагогом по фортепиано Луи Плайди. К тому же парня угнетали консерватизм и строгая дисциплина в консерватории. Эдвард попросил перевести его в другой класс к преподавателю Эрнсту Фердинанду Венцелю. А ещё больше молодой человек стал черпать вдохновение за стенами учебного заведения. Он ходил на репетиции в концертный зал «Гевандхауз», где с вдохновением слушал великолепную музыку Шумана и Себастьяна Баха, Шопена и Моцарта, Бетховена и Вагнера. Среди всех композиторов юному Григу наиболее полюбился Шуман, он до конца жизни остался его любимым музыкантом. И даже в ранних произведениях Эдварда можно уловить нотки влияния великого немца Роберта Шумана.

В 1860 году Эдвард тяжело заболел и приехал к родителям. Однако осенью этого же года, несмотря на запреты медиков, принял решение вернуться в Лейпциг и окончить обучение в консерватории. Он хоть и относился к этому учебному заведению пренебрежительно, но окончил его с отличием весной 1862 года. За время учёбы Григ сочинил четыре пьесы для фортепиано и несколько романсов на стихи немецких поэтов.

Наследие Грига[ | код]

Памятник Эдварду Григу в Бергене

Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп

Григ на почтовой марке СССР (1957)

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, — пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре | код

  • В. Ф. Нижинский поставил и исполнил номер на музыку фортепианной пьесы Småtroll (op. 71 № 3), оркестрованной И. Ф. Стравинским для дивертисмента «Ориенталии», Русский балет Дягилева,
  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах. В мультфильме Уолта Диснея «Танец скелетов» (1929) звучит композиция Эдварда Грига «Шествие гномов» (или танец троллей в пещере горного короля).
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Музыка Эдварда Грига использована в мультфильмах «Легенда о Григе» (1967), «Старый дом» (1977), «Пер Гюнт» (1979), «Корзина с еловыми шишками» (1989), «Гномы и горный король» (1993).
  • Rainbow — Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) — композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple из альбома «Сны Северного моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).
  • В мультсериале «Незнайка на Луне» звучат песни на мотивы мелодий «В пещере горного короля» и песни Сольвейг из «Пер Гюнта».
  • Часть сюиты № 1, соч. 46 («Утреннее настроение») часто используется в агитационных роликах российской политической партии «Патриоты России»

Краткий пересказ сюжета пьесы Ибсена «Пер Гюнт»

Пьеса «Пер Гюнт» (1867) одна из самых известных пьес Ибсена. Хотя, с моей точки зрения, она не входит в число лучших его пьес, большая её часть малопонятна и неинтересна. Известна эта пьеса стала только благодаря тому, что на её сюжет (довольно сильно сокращённый) великий норвежский композитор Эдвард Григ написал прекрасную сюиту. Главный герой полная противоположность Бранду, Пер Гюнт как раз из тех, кого обличает Бранд. Он совершенно лишён цельности, труслив, главное его качество — беспринципность, он может совершить всё, что угодно, в том числе подлость, предательство, только чтобы ему было хорошо. Он мечтает о славе и власти, соглашается жениться на дочери короля троллей и стать троллем, но не захотел, чтобы ему выкололи для этого глаз и сбежал.

Он без разбору вступал в связи с самыми разными девушками и существами женского пола, а когда он полюбил по-настоящему чистую и прекрасную Сольвейг, то оказалось, что он не может с ней жить, прошлые грехи не дают. К нему пришла дочь короля троллей с сынком и предупредила, что не даст ему спокойно жить. И Пер Гюнт, как обычно, предпочитает не бороться с препятствиями, а просто сбежать. Он сказал Сольвейг, что пошёл за дровами, попросил её немного подождать, а сам уехал в другие страны. В огромном 4 акте (самом неудачном) описаны довольно несуразные его приключения в Африке. Через 50 лет старый Пер, потеряв все свои нечестно заработанные деньги, несолоно хлебавши возвращается в Норвегию, приходит к своей избушке и с ужасом видит, что на пороге сидит старая Сольвейг и ждёт его, и все эти 50 лет она ждала, верила в него. А он о ней забыл.

  • Один всё запомнил — другой всё забыл,
  • Один всё развеял — другой всё хранил.
  • Те годы, что прожил, назад не придут.
  • Как страшно! А царство моё было тут.

В конце Сольвейг, воплощающая абсолютную любовь и верность, прощает ему всё и принимает его таким, какой он есть. Автор явно обвиняет героя в том, что он не реализовал своего призвания, тех хороших задатков, которые в нём были, у него была творческая фантазия, поэтический дар и т.д. В пьесе много размышлений о том, что такое стать самим собой. Но они довольно туманны. Вообще пьеса полна каких-то сложных, умных, туманных намёков. Но без комментария они непонятны, а комментария нет. В пьесе есть несколько красивых мест. Например, объяснение Сольвейг в любви к Перу:

  • Сперва о тебе весть дала мне сестрёнка,
  • Мне весть подал ветер, смеявшийся звонко,
  • И мать мне твоя повстречалась в деревне,
  • И сон неотступный нёс весть о тебе мне,
  • Мне вести носили пустые недели
  • И вслед за тобой мне пуститься велели.
  • Вся жизнь без тебя потускнела в долине,
  • Ни смеха, ни слёз я не знала поныне,
  • К чему ты стремишься, мне не было вести,
  • Но знала я: быть нам положено вместе.
  • (Перевод П. Карпа)

Также замечательна сказка, которую Пер рассказывает больной умирающей матери, он как бы переселяется вместе с ней в сказочный мир, облегчая ей страдания. Но таких мест мало. Основная идея пьесы — разоблачение беспринципности, слабости и эгоизма — не кажется мне значительной и оригинальной.

В 1875 году Ибсен написал стихотворение «Письмо в стихах», где описано европейское общество в виде большого, комфортабельного парохода, где всё идёт прекрасно, никаких неполадок, но почему-то вдруг людей на нём начинает что-то угнетать, они лишились веселья, энергии, уверенности. Возникает слух, что в трюме спрятан труп. Это символ скрытого неблагополучия, гниения.

В реалистических пьесах проблема столкновения нравственности и человечности поставлена столь же остро, но уже с другой точки зрения, чем в «Бранде». Теперь главный герой поднимает бунт против общепринятых правил нравственности, которые оказываются бесчеловечными, заявляет о своей свободе от них.

«Кукольный дом» (1879) — одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» — «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё — и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.

Биография Эдварда Грига о главном

Эдвард Григ был рожден в лето 1843 года. Уроки музыки в детстве ему давала его мама. Потом он учился в консерватории, которая находилась в Лейпциге. У музыканта была стажировка в Копенгагене, где он был представлен Г. Х. Андерсену. Его творчество вдохновило композитора, и тот написал несколько произведений на стихи поэта.

Пианист продвигал национальную музыку. В его произведениях можно часто услышать народные мотивы.

Композитор поехал в Осло в 1866 году. Там он сочинял произведения на стихи Бьёрнса. Пианист был настолько впечатлен сочинениями поэта, что даже написал оперу.

Музыкант вел активную общественную жизнь. Он был одним из основателей музыкального общества, а также первой норвежской музыкальной академии. Пианист сочинил музыкальное произведение, которое в народе называли гимном Норвегии. Благодаря своему таланту, композитор заслужил всенародное признание.

Эдвард женился на Нине Хагеруп летом 1867 года. Она была певицей. Эдвард с женой много ездили по Европе с выступлениями.

Вскоре музыкант уехал в родной город, где написал произведение, которое стало самым известным из всех его сочинений. Именно после него пианист ста известен по всему миру.

Эдвард был во многих городах Европы в 1907 году, он собирался еще в Англию, но вдруг пианисту стало плохо, и он лег в больницу.

Талантливый композитор скончался осенью в 1907 году. Вся страна тогда была в трауре и оплакивала свою потерю. Произведения музыканта по сей день пользуются популярностью и исполняются по всему миру. А дом пианиста стал музеем, рядом с усадьбой стоит теперь его статуя.

3, 4, 5, 6, 7 класс очень краткая биография

Интересные факты и даты из жизни

Презентация «Путешествие в Норвегию» 2, является второй частью, содержит краткую биографию Эдварда Грига. Презентации » Путешествие в Норвегию»1 — 2, предназначены для детей 1 — 4 классов начальной школы на уроках музыки и для музыкальных школ. См. Приложение к презентациям.

Личная жизнь

Со своей музой и вдохновительницей, Ниной Григ, композитор прожил до самой смерти. По собственному признанию, многие его произведения не появились бы на свет, если бы не жена. Они одинаково смотрели на мир и на творчество, вместе занимались музыкой: он сочинял и играл, она пела. Эдвард Григ писал в своих воспоминаниях, что только Нина могла исполнять его песни так, как они должны звучать.

Эдвард и Нина

Им не удалось построить большую и счастливую семью. И Эдвард, и Нина были незаурядными личностями, а двум огням вместе тяжело ужиться. Ужасное горе – смерть единственной дочери – тоже усложнило отношения пары. Однако они не расстались. Возможно, именно совместное творчество и родство душ сделали этот союз настолько крепким.

Всю жизнь, вплоть до последнего вздоха Эдварда Грига, они прожили вместе. А после смерти композитора Нина больше не вышла замуж, хоть и пережила его на долгие десятилетия. Она исполнила последнее желание мужа и погребла его прах в гроте у морской скалы. Через годы Нина Григ обрела свой последний приют там же.

Рассказ об Эдварде Григе детям

Мать Грига, пианистка, выступающая в Бергене с концертами, стала первым преподавателем нотной грамоты для своего сына. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. Гаммы, тональности, этюды, арпеджио, нотные записи – все это прочно вошло в его жизнь.

Огромное влияние на подрастающего музыканта оказало творчество Моцарта. Моцарт обладал феноменальным музыкальным даром. Его музыка доставляла истинную радость мальчику.

Эдвард Григ не стал любимчиком фортуны с первых шагов своей карьеры. Начало было сложным. Его первые произведения не впечатлили слушателей. Но надо отдать должное родителям — они всегда поддерживали Эдварда. В 15 лет он стал слушателем Лейпцигской консерватории, которую успешно закончил в 1862 году, получив красный диплом.

Эдвард Григ переезжает в Копенгаген, где судьба сводит его с норвежским композитором Рикардом Нурдроком (одним из авторов государственного гимна Норвегии) и датским композитором Нильсом Гаде, которые стали одновременно и учителями и друзьями музыканта. Под их началом совершенствуется композиторское мастерство начинающего автора. Впоследствии Эдвард Григ посвятил памяти Нурдрока первое издание своего фортепианного концерта.

Произведения знаменитого норвежского композитора известны всем — это музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианные концерты, тетрадь «Лирических пьес», сонаты для скрипки и фортепиано, песенные композиции на стихи Андерсена, Бьернсона, Ибсена, музыкальное оформление к драматическому монологу «Берглиот», сюиты для струнного оркестра, вариации на норвежские народные мелодии, романсы, вокальные миниатюры, танцевальные мелодии и многое другое.

У Грига много композиций, затрагивающих душу человека. Это лирические произведения «К Норвегии», «Со скал и фиордов», «Люблю тебя» и другие.

Главная особенность творчества великого мастера – это то, что он привнес в свою музыку элементы национального колорита северной страны. Все его творчество тесно переплетено с жизнью норвежского народа, его культурой, обычаями, бытом, милыми сердцу картинками родной природы. Народные норвежские мотивы, наигрыши, напевы родной глубинки – вот источник, ставший для композитора основным при создании самобытной норвежской музыки.

Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами в Европе.

Интересные факты о жизни Эдварда Грига

  1. Каждый раз Эдвард Григ перед своим публичным выступлением клал в карман талисман — маленькую глиняную лягушку, которую вначале каждого мероприятия гладил по спине.
  2. За свою жизнь Григ составил более 600 песен и романсов. Свои произведения этот композитор оставил потомкам современности.
  3. Эдвард Григ дружил с Чайковским – одним из великих композиторов не только России, но и всего мирового пространства.
  4. Сочинять музыку этот композитор любил в уединении. Для этого он даже приобрел для себя участок земли в лесу, подальше от всех, и построил там маленький домик. Именно там он время от времени оставался в одиночестве.

Мне нравитсяНе нравится

Интересные факты о жизни Ивана III, биография, историческая роль

Генриетта Хоулэнд Гетти Гри владела миллионами и была самым скупым человеком в мире

Интересные факты о жизни Василия Шукшина, биография, личная жизнь, творческое наследие

Интересные факты о жизни Льва Толстого, биография, взгляды на жизнь, творчество

Интересные факты о мышцах человека, количество, масса, расположение, функции

Интересные факты о жизни Радищева, биография, творческая деятельность, философские воззрения

Интересные факты о жизни пиратов, история появления, узаконенное пиратство

Интересные факты о жизни Бориса Пастернака, биография, вехи творческого пути, произведения

Эдвард Григ. Гений норвежской классической музыки

Эдвард Григ – всемирно известный норвежский композитор периода романтизма, пианист, дирижер и писатель. Родился 15 июня 1843 года в городе Берген. Начальным музыкальным образованием мальчика занималась мама, талантливая пианистка Гесина Григ (Хагеруп).

Дальнейшее обучение музыкальному искусству Григ продолжил за границей, в Лейципгской консерватории. Учеба продолжалась с 1858 по 1862 год. Учителями юного Эдварда были И. Мошелес, Э. Венцель (фортепиано), а также М. Гауптман, К. Рейнеке (комозиция). По отзывам преподавательского состава, Григ проявил себя как «в высшей мере незаурядный музыкальный талант». В студенческие годы Эдвард написал четыре фортепианные пьесы и несколько романсов. Творчество юного Грига было пронизано духом произведений великого Шумана, Мендельсона и Франца Шуберта.

В 1863 году, по окончании консерватории, Эдвард Григ переезжает в Копенгаген. В том же году молодой композитор дает свой первый концерт в шведском Карлсхамне. Столица Дании принесла молодому музыканту знакомство с композиторами Н. Гаде и Р. Нурдроком (автором государственного гимна Норвегии). Живое общение с прогрессивными музыкантами пробудило у Грига интерес к национальному музыкальному фольклору.

В 1886 голу Григ возвращается на родину, в Норвегию. Всю оставшуюся жизнь прожил преимущественно в Христиании (ныне – Осло), Бергене и его окрестностях. Дважды ездил в Рим, где познакомился и завязал дружеские отношения с Ференцем Листом.

Мировое признание

Преимущественная область сочинений Грига – инструментальная и вокальная миниатюра. В произведениях композитора национальное своеобразие гармонично сливается с ярким индивидуальным творческим почерком.

Постепенно сочинения композитора нашли признание во всей Европе. Англия, Франция, Венгрия, Польша, Голландия, Скандинавские страны – вот неполный перечень гастролей Грига по Старой Европе. Гениальность сочинений Грига не оставила равнодушными и ведущие музыкальные академии. В 1872 году Григ избирается почетным членом Шведской академии музыки, в 1883 году – членом-корреспондентом Лейденской музыкальной академии. В 1889 году композитор становится почетным членом Института Франции, в 1897 – Берлинской академии искусства, в 1893 и 1906 годах соответственно получает степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов.

Скончался знаменитый композитор на родине, в Бергене, 4 сентября 1907 года. По завещанию композитора, его прах был захоронен не на кладбище, а в скале над фьордом возле его резиденции Трольхауген (Холм троллей).

Сочинения Эдварда Грига:

  • три сцены из неоконченной оперы «Улаф Трюгвасон» (1873);
  • вокально-симфонические произведения, в том числе «У врат монастыря» для солистов, женского хора и оркестра (1871), «Возвращение на родину» для солистов, мужского хора и оркестра (1872);
  • музыка к драме Бьернсона «Сигурд Крестоносец» (1872), драматической поэме Ибсена «Пер Гюнт» (1875);
  • увертюра «Осенью» (1866, переработанная в 1888), «Симфонические танцы» (1898), две сюиты «Пер Гюнт» (1888, 1896) и другие произведения для оркестра;
  • концерт для фортепиано с оркестром (1868), три квартета (1861, 1878, 1891 – неоконченный), Анданте для фортепианного трио (1878), три сонаты для скрипки и фортепиано (1865, 1867, 1887), Соната для виолончели и фортепиано (1883);
  • свыше 170 пьес для фортепиано, в том числе для исполнения в 2 руки, в 4 руки, для двух фортепиано. Среди пьес – «Соната» (1865), «Баллада» (1875), «Лирические пьесы (68 пьес в 10 тетрадях), «Норвежские танцы и песни» (1870), «Норвежские крестьянские танцы» («Слотты» – 1901-1902, «Из народной жизни» – 1871, «Старонорвежский романс с вариациями» – 1891);
  • 128 романсов, хоры и другие сочинения.

Эдвард Григ — «В пещере Горного Короля» (Edvard Grieg — In The Hall Of The Mountain King), Esa-Pekka Salonen

https://youtube.com/watch?v=DJLVUUuR620

Sigurd Jorsalfar Op. 22 — Hommage March (2nd Act) — Edvard Grieg — Piano

Биография

Оглавление

  1. Полное имя – Эдвард Хагеруп Григ.
  2. Родился в 1843 году в Норвегии.
  3. Семья Эдварда была весьма состоятельной. Мать Эдварда была очень образованной, а также хорошо владела музыкальными инструментами и прививала эту любовь своим детям.
  4. У Эдварда было три сестры и один брат.
  5. Впервые сел за пианино, когда ему было всего 4 года.
  6. Первую свою работу написал в возрасте 12 лет.
  7. Обучался в Лейпцигской консерватории, которая была образована Мендельсоном в год рождения Эдварда Грига.
  8. Будучи студентом консерватории, поменял преподавателя из-за разногласий.
  9. Посещал концертные залы, где исполнялась музыка Шопена, Бетховена, Моцарта.
  10. Любимым композитором Грига был Шуман, также он с трепетом и уважением относился к творчеству Моцарта, а Баха считал «краеугольным камнем» искусства.
  11. Пока обучался в консерватории, написал несколько трудов. Писал работы под произведения известных немецких поэтов.
  12. В 1862 году выпускается из консерватории с отличием.
  13. Его преподаватели были высокого мнения о нем, характеризуя его, как талантливого композитора и исполнителя.
  14. Сам Григ вспоминал о консерватории с неудовольствием, считая методы преподавания отставшими и схоластическими. Однако о своем учителе композиции отзывался тепло.
  15. В определенный период своей жизни Эдвард давал уроки музыки, так как испытывал финансовую нужду.
  16. Все свои впечатления о детстве, а также об обучении в консерватории он описал в своем биографическом труде «Мой первый успех».
  17. Год выпуска из консерватории стал для него дебютным в концертной деятельности – впервые выступает со своими работами в городе Карлсхамн.
  18. В 1863 году уезжает в Копенгаген, чтобы развивать свое творчество.
  19. В 1864 году Эдвард Григ и ряд талантливых людей создают свое общество «Эвтерпа». Целью данного общества было ознакомление людей с работами скандинавских композиторов. Григ в данном обществе был дирижером, пианистом и автором.
  20. В 1867 году Григ женится на Нине Хагеруп. Нина занималась вокалом. Супруги переехали в Кристианию (современный Осло).
  21. Переезд благоприятно повлиял на творчество Грига. Этот период его жизни можно назвать самым плодотворным.
  22. Эдвард Григ предпочитал заниматься музыкой в уединении. И для этого купил себе небольшой участок земли, и построил себе небольшой домик, чтобы оставаться там одному и сочинять.
  23. Дочь, которая родилась в 1868 году, спустя год умирает. Это сильно повлияло на автора и его супругу, но они продолжают совместно заниматься творчеством и давать концерты.
  24. В 1871 году Григ становится инициатором создания еще одного общества – «Музыкальная ассоциация Кристиании». Целью общества было привитие публике музыки современников и молодых исполнителей, чья популярность тогда еще не была на высоком уровне. Среди таких исполнителей были Лист, Вагнер, Шуман и другие.
  25. В 1874 году государство выделяет ему пожизненную стипендию.
  26. Одной из самых известных работ композитора стала музыка к произведению «Пер Гюнт» писателя Генрика Ибсена. Музыкальная работа стала результатом совместной работы Ибсена и Грига, и вызвала огромный успех и отличные отзывы критиков.
  27. Успех «Пера Гюнта» увеличил количество концертов композитора и его доходы.
  28. Григ занимался концертной деятельностью до конца своей жизни. С ним вместе также ездила и выступала супруга.
  29. Григ давал концерты в Германии, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии, Дании и Англии.
  30. Композитор отлично владел игрой на фортепиано и скрипке.
  31. Был лично знаком с Чайковским и между ними завязалась дружба.
  32. Получил почетное звание доктора Кембриджского университета.
  33. Эдвард Григ был членом Французской академии изящных искусств и Шведской королевской академии.
  34. Являлся членом Лейденского университета в Голландии.
  35. Григ является основателем фестиваля норвежской музыки в Бергене. Фестиваль проводится по сегодняшний день.
  36. Помимо музыкальной деятельности, он также занимался публицистикой и критикой музыкальных работ других композиторов.
  37. Умер в 1907 году. День его смерти в Норвегии считался днем траура. Помимо умершей дочери, у Грига не было других детей.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от Генрика Ибсена. В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Основные персонажи поэмы

Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:

  • овдовевшая крестьянка Озе (мать Пера);
  • Пер Гюнт — главный герой;
  • кузнец Аслак;
  • старейшина свадебного пира, его гости и музыканты;
  • семья переселенцев;
  • дочки переселенцев — Хельга и Сольвейг (вторая является возлюбленной Пера);
  • господин на хуторке — Хэгстад;
  • его дочка Ингрид;
  • пастушки;
  • Доврский мудрец;
  • главные и второстепенные тролли, их дети;
  • ведьмы;
  • свора гномов, леших, кобольдов;
  • уродливое создание (якобы сын Пера);
  • крики птиц;
  • общество путешественников;
  • воришка;
  • дочка вождя бедуинов Анитра;
  • группы танцовщиц, рабынь, арабов;
  • заведующий сумасшедшего дома в Каире;
  • министр Хуссейн;
  • пациенты и сторожа сумасшедшего дома и др.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий