Великие русские композиторы

Расцвет творчества и лучшие сочинения

Особенно Бетховен любил писать сонаты. Так называется музыка, которую исполняет один или несколько инструментов. Весь мир знает фортепианную «Лунную сонату». Её композитор создал, когда расстался с любимой девушкой. Другие знаменитые сонаты — «Аппассионата» (что значит «страстная») и Патетическая («взволнованная»).

Автор исполняет свою музыку.

Ещё Бетховен был мастером симфоний. Симфония — музыкальное сочинение для большого оркестра. Создание такой сложной музыки под силу только настоящему таланту.

Интересна история сочинения одной из симфоний, Третьей. Сначала автор посвятил её французскому полководцу Наполеону. Но позже разочаровался в нём и дал симфонии название «Героическая».

Любима слушателями и пианистами также пьеса «К Элизе». Она была найдена в архивах композитора и сыграна на публике уже после его смерти.

Ранние годы

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Описание профессии

Что делает композитор? Последовательность его работы выглядит так:

  1. Появление замысла.
  2. Оформление идеи, определение цели и адресата музыкального произведения.
  3. Выбор наиболее подходящих формы и жанра.
  4. Работа над эскизами и создание на их основе завершенной композиции.

Основная деятельность композитора заключается в сочинении музыки под заказ.

Она нужна в кинофильмах, спектаклях, а также звездам эстрады. Нередко автор исполняет свое творение сам, делает аранжировку и переложение для различных инструментов.

Итак, кто такой композитор в современной музыке? Это специалист, который профессионально занимается созданием самых разных произведений – начиная с оперы и заканчивая популярными песнями и саундтреками компьютерных игр. Он умеет писать не только для вокалистов, но и для оркестров.

Большинство композиторов выбирают какой-то один жанр и специализируются только на нем. Можно сочинять музыку исключительно для эстрады, оперы, кинофильмов. Например, Ханс Флориан Циммер – один из самых известных кинокомпозиторов. Именно его произведения мы слышим в «Интерстелларе», «Пиратах Карибского моря», «Гладиаторе», «Перл-Харборе», мультфильмах «Король Лев», «Спирит: Душа прерий» и других. Обретая опыт, композитор оттачивает мастерство, уровень которого позволяет ему создавать разножанровую музыку. У него появляется собственный почерк. Наиболее ярких авторов музыкант способен угадывать на слух.

Для современного специалиста одного владения инструментом уже мало. Развитие компьютерных технологий сегодня дает возможность писать музыку посредством особых программ. Чтобы быть конкурентоспособным, уметь с ними работать нужно обязательно.

Ранние годы

Биография Павла Григорьевича Чеснокова сохранила довольно мало сведений о периоде его жизни после завершения обучения.

В 1895 году юный регент с отличием оканчивает Синодальное училище и получает почетный диплом и золотую медаль первого класса, дающую ему право осуществлять преподавательскую деятельность, а также работать в храмах по всей России.

С невероятным рвением Павел приступает к работе, стараясь совместить деятельность регента, дирижера и преподавателя.

Сразу же после выпуска он устраивается регентом в несколько крупных соборов Москвы, берет часы учителя хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководит несколькими хоровыми коллективами, а также находит свободное время для музицирования.

Юному мастеру интересна сама структура духовного песнопения и принципы его построения, поэтому он проводит много времени с профессором Московской консерватории С. И. Танеевым, разбираясь в тонкостях полифонии и экспериментируя с различными приемами извлечения звука в сольных произведениях и работах для хорового исполнения.

Георг Гендель

Немецкий композитор, который оставил великий след в истории музыки, стал известен на весь мир благодаря своей настойчивости и упорству.

Покровительство сильных мира сего

Отец Генделя был яростно настроен против интереса сына к музыке. Решительный запрет на любые инструменты в доме мог лишить гения возможности заниматься любимым делом, если бы не мать будущего музыканта. Тайком от отца она раздобыла клавикорд, на котором мог музицировать сын, пока отец был на работе. Смягчить яростный протест смог только герцог Саксен-Вейсенфельс, который случайно услыхал органное исполнение Георга Генделя и внушил отцу, что препятствовать данному Богом таланту – большой грех.

Гнев великих

Известно, что у Генделя был удивительно скверный характер. Таким же упрямством и спесью обладала певица Куццони, исполняющая партии в операх композитора. Однажды скандал между ними дошёл до такой точки, что разъярённый музыкант схватил приму на руки и угрожал выбросить её в окно. Музыканты, ставшие свидетелями этого скандала, с трудом смогли вырвать женщину из рук Генделя, иначе конфликт имел бы печальное завершение.

За 9 лет до смерти Гендель ослеп. Ещё за 7 дней до печального события он мог наслаждаться концертом, в котором исполняли его удивительное творение – ораторию «Мессия». Это сочинение и сейчас исполняют в лучших концертных залах мира.

Факты из биографии М. И. Глинки

  • Одним из самых знаменитых его произведений считается опера «Руслан и Людмила». Но это сейчас, а на премьере она провалилась. Николай I, который на ней присутствовал, вообще не стал её дослушивать до конца, покинув зал.
  • Изрядный отрезок жизни Глинка посвятил работе над другим масштабным произведением, симфонией «Тарас Бульба», но так и не завершил его, отложив в долгий ящик. Работал он над ним те несколько лет, когда жил в Париже.
  • Композитор водил дружбу с В. Ф Одоевским, знаменитым писателем, одного из ярчайших представителей эпохи романтизма.
  • Именно творчество Глинки оказало огромное влияние на становление таких композиторов, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин и других (интересные факты о Римском-Корсакове).
  • Близкие дружеские отношения связывали композитора с А. С. Пушкиным. Познакомился он с ним случайно, но они быстро подружились, и дружба эта продолжалась вплоть до смерти поэта от полученного на дуэли ранения.
  • Возлюбленной Михаила Глинки одно время была дочь Анны Керн, женщины, которую Пушкин открыто называл своей музой.
  • Он обладал великолепным голосом и отлично пел. Но, предпочтя сочинение музыки пению, он так и не стал развивать этот талант дальше.
  • Своё первое действительно масштабное произведение, оперу «Жизнь за царя», Глинка создал, когда ему было тридцать два года. Но ставить её не хотели, и Михаилу Ивановичу пришлось очень постараться, чтобы добиться возможности провести премьеру на сцене Большого театра Петербурга (интересные факты о Большом театре).
  • В честь успешной премьеры вышеупомянутой оперы на следующий день Пушкин, В. Жуковский, и П. Вяземский сочинили «приветственный канон», стихотворение в честь творческого успеха их друга Михаила Глинки.
  • Одно время он изучал некоторые аспекты музыкального искусства, инструментовку и полифонию, под руководством широко известного теоретика музыки Зигфрида Дена. Ради этого он даже временно поселился в Вене, столице Австрии.
  • В биографии Глинки упоминается, что он был достаточно слаб здоровьем. Композитор часто болел и страдал от недомоганий.
  • В поисках вдохновения он много путешествовал по Германии и Италии. В последней он даже поселился на какое-то время, выбрав местом своего пребывания Милан (интересные факты о Милане).
  • Личная жизнь Михаила Глинки не была очень удачной. Супруга его, приходившаяся композитору дальней родственницей, тайком обвенчалась с другим мужчиной, уже будучи замужем. Воспоследовавший за этим развод продлился несколько лет. Разочарованный в семейной жизни Михаил Иванович второй раз так и не женился.
  • Сейчас авторитет Глинки признан по всему миру. Однако, при жизни композитора активно критиковали. Но он, выслушивая критику в свой адрес, не опускал руки.
  • Михаил Иванович свободно владел семью языками, считая русский, который он освоил в совершенстве, на уровне профессионального поэта или писателя.
  • Многие произведения М. И. Глинки представляют собой переложение на музыку известной поэзии. Но не все.
  • Первые попытки сочинения музыки он предпринял ещё в детстве. А любимым его занятием было руководить оркестром, состоявшем при его дяде, человека знатном и богатом.
  • Путешествуя по другим странам, Глинка в первую очередь интересовался местными музыкальными традициями. Изучая их, он постоянно открывал для себя что-то новое.
  • Сам композитор великолепно играл на скрипке и фортепиано. Видя его тягу к музыке, учить его начали ещё в детстве, когда ему едва-едва исполнилось десять лет.
  • В юности гувернёром Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, знаменитый поэт, друг А. С. Пушкина, который позднее принял участие в восстании декабристов (интересные факты о декабристах).
  • Вероятно, свой отпечаток на биографию Глинки наложило и его раннее детство. Бабушка его, дама очень властная и обладающая непростым характером, первые 6 лет его жизни воспитывала его исключительно сама, отстранив от этого процесса даже его родную мать.
  • Происходил композитор из белорусско-литовского дворянского рода, который был официально признан древним ещё в первой половине XVII века. Его прадед, подданный Литовского княжества, принял российское подданство после того, как Литва утратила контроль над Смоленском (интересные факты о Смоленске).
  • Покоится тело Михаила Глинки в Санкт-Петербурге, где он был перезахоронен спустя довольно долгое время после смерти и похорон в Берлине. Там, где находилась его первая могила, сейчас ему установлен памятник.
  • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга была переименована в его честь на 150-й день рождения композитора.
  • Дом-музей М. И. Глинки был открыт ещё в начале 80-х годов прошлого века. Расположен он в Смоленской области, и добраться до него из города можно довольно просто.

Чайковский Петр Ильич (25.04 (07.05) 1840 – 25.10 (06.11) 1893)

Любовь к музыке у Петра Чайковского появилась не случайно. Его отец в юные годы увлекался игрой на флейте, а мама умела играть на арфе, фортепиано, и, к тому же, неплохо пела. Когда Петру было 5 лет, его стали обучать игре на фортепиано, а в возрасте 12 лет мальчик поступил в Училище правоведения. Он был прилежным учеником и в 1859 году выпустился с отличными отметками по большинству предметов. За годы учебы Петр дополнительно занимался игрой на фортепиано – в 1855-1858 гг. его учителем был Рудольф Кюндитер. В год окончания училища Чайковский начал службу в Департаменте юстиции, но проработал там не очень долго. 

В 1861 году он приступил к учебе в Музыкальном классе Русского музыкального общества, а уже в 1863 году оставил службу в Департаменте, чтобы полностью посвятить себя учебе и музыкальной карьере. В этом решении его поддержал отец, за что Чайковский был ему очень благодарен. После окончания обучения Чайковский много путешествовал и работал над своими произведениями. Он сочинял музыку в разных жанрах – оперы, балет, симфонии, фортепианные миниатюры и др. Произведения Петра Ильича Чайковского, которые прославили его по всему миру:

  • балет «Лебединое озеро»;
  • балет «Спящая красавица»;
  • опера «Евгений Онегин»;
  • опера «Щелкунчик»;
  • опера «Пиковая дама».

Рахманинов Сергей Васильевич (20.03 (01.04) 1873 – 28.03.1943)

Рахманинов с раннего детства проявлял интерес к музыке. Уже в 4 года он начал обучаться игре на фортепиано (первая учительница – мать композитора). В возрасте 9 лет мальчик поступил в столичную консерваторию (младшее отделение), но через три года родители решили его перевести в Московский пансион. Одновременно Рахманинов поступил в Московскую консерваторию, сразу на 3 курс младшего отделения. Здесь обучение оказалось очень эффективным и плодотворным. В эти годы Рахманинов обретает известность не только как пианист, но и как композитор. Дипломная работа Рахманинова (опера «Алеко») заслужила высокую оценку у П.И. Чайковского. В последующие годы композитор работал преподавателем, дирижером и параллельно писал музыку. Не все было гладко в жизни композитора. В 1897 году у него случился первый серьезный провал, после премьеры Первой симфонии. Это произведение было не понято публикой и получило самые низкие оценки у музыкальных критиков.

В первом десятилетии XX века Рахманинов работает над Вторым и Третьим фортепианными концертами, много путешествует по Европе, гастролирует по Америке и Канаде, выступая перед местной публикой как пианист и дирижер. К сожалению, в связи с революционным движением, которое активно развернулось в России, Рахманинову пришлось покинуть родину. В США он зарабатывал, выступая с концертами. Практически до 1926 года он не написал каких-либо серьезных произведений. Затяжной творческий кризис, по-видимому, был связан с сильной тоской по своей стране, которую ему пришлось оставить. И лишь спустя годы в копилке сочинений появились Четвертый концерт и Симфонические танцы.

Любовь Николая

В личной жизни он был счастлив. Женился один раз и прожил в счастливом браке с супругой до конца жизни. Познакомилась пара в доме у Даргомыжского, где собиралась вся музыкальная элита. Будущая жена Римского-Корсакова, Надежда Николаевна Пургольд, была талантливой пианисткой.

В семье музыкантов родилось трое детей. Старший сын — Михаил. Он вырос и стал зоологом и лесоведом. Средняя — София, она стала оперной певицей. Младший — Андрей — музыковедом и доктором философских наук.

Произведения великого русского композитора :

  • «Первая симфония»;
  • «Снегурочка»;
  • «Садко»;
  • «Испанское каприччио»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • сюита «Шехеразада».

Юность. Первая известность

В 17 лет юный талант поехал в Вену учиться у великого композитора Моцарта. И получил от него одобрение и похвалу. Но учёба не состоялась. Вскоре пришло сообщение о болезни матери, и Людвигу пришлось вернуться домой.

Бетховен в молодости.

Мама умерла, и Бетховен стал заботиться о подрастающих братьях. Он начал давать уроки музыки, одновременно играл в оркестре и не переставал писать новую музыку. Из юношеских трудов особенно известна песня «Сурок». Её слова принадлежат немецкому поэту Гёте.

Юноша снова уехал в Вену, он очень хотел учиться дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами.

В этот период раскрылся его дар как пианиста. Публика полюбила эмоциональную игру молодого исполнителя. Бетховена считают первым музыкантом в истории, который сумел зарабатывать на жизнь своими выступлениями.

Композитор, певец, педагог

Александр Варламов – выдающийся русский композитор, дирижер, певец и вокальный педагог. Его творчество – важная веха в развитии жанра русского романса. Он автор более 200 романсов и лирических песен, в которых выразились лучшие качества его композиторского дара: национальная характерность, простота стиля, искренность и проникновенность. Александр Егорович положил на музыку прекрасные образцы русской и зарубежной поэтической лирики – стихи Лермонтова, Фета, Кольцова, Плещеева, Григорьева, Жуковского, Гейне, Гете и других. Известны его аранжировки более сорока русских и украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

Современники знали и любили его как замечательного певца, блистательного исполнителя романсов и русских народных песен.  Он является автором первого русского учебника вокала – «Школы пения».

Музыка Варламова оказала влияние на вокальную лирику и оперное творчество П.И. Чайковского, А.Н. Серова, А.С. Даргомыжского, С. Рахманинова.

Музыкальное детство композитора

Маленький Миша рано понял свое призвание. Он был влюблен в музыку с пеленок. И это неудивительно. Дом, где он рос, постоянно был наполнен ею, как свежим воздухом. К семье постоянно приезжали гости, которые музицировали. Миша часто слушал крепостной оркестр.

Позже он стал обучаться игре на скрипке и на фортепиано, но больше всего любил просто слушать музыку. Он закрывал глаза, она уносила его далеко за горизонты. Маленький Михаил называл ее своей душой. Учителя часто упрекали Глинку в рассеянности, особенно часто это происходило после музыкальных вечеров, которые проходили в отцовском доме.

Краткая биография

  1. 1819 – отправляется в Голландию, в Гаагу для обучения певчих русской посольской церкви. Здесь Александру открылась возможность познакомиться с мировой музыкальной культурой. Он часто посещал оперный театр, концерты, бывал на репетициях спектаклей; изучал теорию музыки, искусство европейских певцов, совершенствуя собственные вокальные навыки. В Голландии Варламов начал концертировать как певец и гитарист.
  2. 1823 – возвратился в Санкт-Петербург и стал преподавателем Театральной школы.
  3. 1825 – в зале Филармонического общества дал свой первый концерт в России, на котором выступил как дирижер симфонических и хоровых произведений и певец-солист. Выступление стало началом постоянной концертной деятельности.
  4. 1827 – знакомство и начало дружбы с М.И. Глинкой. Впоследствии Варламов часто принимал участие в исполнении произведений Глинки.
  5. 1828 – появился первый композиторский опыт Варламова – романс на французский текст и два хора для церковных песнопений.
  6. 1829 – поступил в Придворную капеллу на должность «большого певчего», также обучал малолетних певчих.
  7. 1832 – уволен из капеллы и дебютировал в Москве как театральный композитор в постановке пьесы А. Шаховского «Рославлев». Успешный дебют и последующая работа в театрах Москвы способствовали получению места помощника капельмейстера императорских театров. В Москве Варламов быстро влился в артистическую среду, свел знакомство со знаменитыми актерами, композиторами, писателями и поэтами.
  8. 1833 – из печати вышел «Музыкальный альбом на 1833 год», представлявший собой сборник песен и романсов Варламова. В нем были опубликованы 9 произведений, в том числе «Не шумите, ветры буйные», «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная».
  9. 1834 – получил звание «композитора музыки» московских императорских театров. Московский период стал самым плодотворным в творчестве композитора. Здесь была написана большая часть его романсов и песен: с 1832 по 1844 их создано более 100. Романсы пользовались огромной популярностью и моментально распространялись в рукописях среди любителей музыки. В Москве он был популярен и как исполнитель, часто давал концерты, в том числе и Большом театре. Современники отмечали необычайную красоту тембра его голоса (тенора) и выразительность исполнения. Также пользовался авторитетом и имел большую частную практику как вокальный педагог, давал уроки в самых богатых аристократических домах.
  10. 1834 – в Большом театре состоялась премьера одноактного балета Варламова «Забавы султана».
  11. 1834–1835 – издавал журнал нот «Эолова арфа». В нем печатались сочинения Варламова и других композиторов.
  12. 1837 – по заказу актера П.С. Мочалова написал музыку к постановке «Гамлета» В. Шекспира. Постановка пользовалась популярностью и вошла в историю театрального искусства России. Успех спектакля в немалой степени определила замечательная музыка. «Песни Офелии» вызвали восторг зрителей и стали одной из вершин творчества Варламова. Александр Егорович был успешным театральным композитором: он написал музыку к более чем 20-ти театральным постановкам. Ему удавалось ярко передать музыкальными средствами драматизм происходящего на сцене.
  13. 1837 – на сцене Большого театра состоялась премьера балета Варламова (в соавторстве с А. Гурьяновым) «Хитрый мальчик и людоед» по мотивам сказки Ш. Перро.
  14. 1840 – вышел из печати учебник «Полная школа пения» Варламова, ставший обобщением его вокального и педагогического опыта.
  15. 1843 – уволен от службы в московских театрах.
  16. 1845 – вернулся в Петербург, надеясь устроиться преподавателем пения в Придворную капеллу, но эти планы не осуществились. Александру Егоровичу не удалось найти никакого постоянного источника дохода. Стал зарабатывать сочинением музыки, уроками пения, концертами, однако эти заработки были недостаточны. Семья композитора постоянно нуждалась.
  17. 1848, 15 октября – скоропостижно скончался на вечере у знакомых, вероятно, от горловой чахотки.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя).

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий