Лицей

Судьба лицея

На следующий день государь поручил директору Е.А. Энгельгардту полностью восстановить корпус, вместе с внутренней обстановкой. Работы по восстановлению проведены под руководством В.П. Стасова.

После 33 лет существования, заведение перевели в Петербург — под него отвели бывший Александровский дом сирот. В начале сентября (6-го числа) 1843-го, по указу Николая I «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений», лицей приобрел новое имя — “Императорский Александровский”.

Очень сожалел о переводе лицеистов Е. А. Энгельгардт, о чем и написал Ивану Пущину: «Скажу тебе лицейскую новость: … да все-таки нашего Царскосельского Лицея не стало. Жаль! Он, право, был хорош и полезен».

Совет Народных Комиссаров своим постановлением прекратил существование лицейского заведения с 29-го мая 1918 г. В 1949-ом, Кустов переулок, идущий вдоль стен лицея, переименовали в Лицейский переулок. 1974 год ознаменовался открытием в Пушкине мемориал-музея Царскосельского лицея.

Чем отличается лицей от гимназии и школы

Поступление в высшее учебное заведение всё чаще становится основной целью для родителей и детей. Каждый преследует свою цель — зарабатывать деньги, найти любимое дело, вступить в ряды интеллигенции, воплотить несбывшиеся мечты. Но до поступления в вуз и освоения профессии надо получить некоторые знания.

А где приобрести этот багаж: в школе, гимназии и лицее? Рассказываем, чем отличаются эти учебные заведение и какой уровень подготовки они дают.

Виды общеобразовательных учреждений

Дают первый уровень образования для дальнейшей профессиональной деятельности (в совокупности это: дошкольное, начальное, основное и среднее общее).

Школа

Время распределяется таким образом, чтобы ребёнок мог заниматься не только уроками. Учебное и воспитательное заведение, которое позволяет получить среднее общее образование. Это может быть музыкальная, спортивная, художественная школа.

Поступить в школу ребёнок может с 6 лет и до 8 включительно, но по заявлению родителей (опекунов, представителей) рассматривается возраст младше или старше утверждённого. Школа может отказать в приёме ребёнка только при переполненности.

Данное образование не подразумевает углублённого изучения конкретных, выбранных учеником предметов. Программа школ регламентирована нормами государства: это уровень нагрузки для детей разного возраста и программа обучения. Времени у ребёнка должно хватать на дополнительное образование.

Среднее учебное заведение, которое принимает детей с 7 по 11 класс. Часто лицеи относятся к определённым вузам (медицинским, архитектурным, инженерным), поэтому в них преобладают профильные предметы, а обучение даёт возможность поступления на второй курс вуза.

Лицей обладает огромным плюсом по сравнению со школой и гимназией — ребёнок сразу будет готовиться к поступлению в определённый вуз и первый год учёбы, а может и больше, он будет закреплять и дополнять знания по профильным предметам, полученные на общеобразовательном уровне. Преподаватели лицея могут одновременно проводить занятия и в вузе.

В это учебное заведение необходимо сдать вступительные экзамены, к которым надо готовиться около года. Школа не даст тех знаний, которые нужны абитуриенту, и понадобятся подготовительные курсы. А тем, кто с пятого класса проходил обучение в гимназии, будет проще.

Учебное заведение, программа которого более глубокая, чем школьная, с высоким уровнем преподавательского состава. Это профильное учреждение, которое позволяет изучать интересующие предметы большее количество часов. При гимназиях часто есть начальная школа, в которой детей готовят к дальнейшему обучению.

Разрешается поступать без дополнительных вступительных экзаменов детям, окончившим начальную школу (4 класса). Но в некоторых гимназиях дополнительно устраиваются вступительные испытания.

Минусом может стать то, что после обычной школы поступить в гимназию может быть трудно, а подготовительные курсы платные. У ребёнка будет больше возможностей узнать кем именно он хочет стать в будущем и начать реализовывать свой потенциал.

Чем отличаются

Основная разница в возрасте поступления, наличие или отсутствии профильных предметов, занятости ребёнка во время обучения.

Таблица: сравнение школы, гимназии и лицея

Школа Гимназия Лицей
Когда поступать С 6 до 8 лет (возможно раньше или позже) На базе начальной школы На базе минимум 7 классов
Профиль Нет Многопрофильное заведение Один профиль
Поступление Без экзаменов Вступительное испытание определяет конкретное учебное заведение Экзамены по профильным предметам (например, с медицинским направлением: биология, химия)
Программа обучения Государственная Авторская Основная программа может меняться; комбинация государственной и авторской
Нагрузка Низкая Средняя Высокая
Преподавание Среди педагогов нет конкурса Педагоги проходят отбор Конкурс на рабочие места; педагоги, преподающие в вузе, при котором лицей
Продолжительность занятий 45 минут 45 минут 1,5 часа

У каждого учебного заведения есть свои плюсы и минусы. Школа открывает широкие возможности для дополнительного образования — спорт, музыка. Гимназия позволяет ребёнку быстрее определиться с предметными интересами и выбрать будущую профессию.

Лицей предназначен для тех, кто уже выбрал вуз для поступления, и стремиться быть готовым к дальнейшей деятельности и быть в ней успешным. От целей и желаний в будущем зависит выбор учебного заведения для учёбы.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Противоречия духовного воспитания

Может создаться впечатление, что Лицей был абсолютно светским островком в православной стране, что о религиозном воспитании учеников там не заботились. Особенно учитывая, что к тому времени в высших кругах общества безверие было в моде. Но, однако же, религиозное воспитание присутствовало — во всяком случае, на уровне внешних форм. Так, обязательными были утренние и вечерние молитвы в находившейся на территории Лицея Знаменской церкви. Кстати, окна комнаты Пушкина как раз на нее и выходили, и о главной тамошней святыне, чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» поэт впоследствии писал в стихотворении 1830 года «В начале жизни школу помню я»:

Меня смущала строгая краса Ее чела, спокойных уст и взоров, И полные святыни словеса.

Дичась ее советов и укоров, Я про себя превратно толковал Понятный смысл правдивых разговоров.

Обратим внимание: толковал превратно. То есть сам Пушкин, будучи уже зрелым человеком, который спустя несколько лет гениально переложит в стихах великопостную молитву святого Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны»), трезво сознавал, что важнейшие духовные вещи прошли мимо него в лицейские времена

Знаменская церковь. Фото Николая Кузнецова

В чем здесь парадокс? В том, что Закон Божий в Лицее вели лучшие духовники и священники того времени. Так, например, при Пушкине законоучителем был протоиерей Николай Музовский, духовник императора Александра I, замечательный проповедник. В 1816 году его сменил недолго прослуживший в Лицее отец Гавриил Полянский, а затем законоучителем стал известный священник Герасим Павский, церковный ученый, основатель российской библеистики. Кстати сказать, и первый директор гимназии, В. Ф. Малиновский, перевел с древнееврейского несколько книг Ветхого Завета.

Еще один уникальный факт: на выпускном экзамене по Закону Божиему в 1817 году присутствовал тогда еще архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Филарет (Дроздов) — святой, прославленный Церковью, который много лет спустя вступит с Пушкиным в духовно-поэтическую полемику, откликнувшись своими стихами на «Дар напрасный, дар случайный…» Впервые же они увидели друг друга на этом экзамене.

Тем не менее, как писал известный литературовед и биограф Пушкина Г. И. Чулков, «Что касается батюшек-законоучителей, то они, по-видимому, не имели серьезного влияния на лицеистов». Почему? Это можно объяснить особенностями Синодального периода в истории нашей Церкви, можно вспомнить об особенностях подростковой психологии (подросткам свойственно отрицать ценности взрослых), можно открыть для себя простую истину о расцерковленности тогдашнего высшего света. Но самое главное — это результат воздействия на лицеистов очень разных людей, разных и в личностном плане, и в мировоззренческом.

Как нарушался Устав

Есть известная фраза, что жестокость российских законов искупается небрежным их исполнением. Так же было и здесь. В реальности эти правила соблюдались не так уж ревностно. Вот взять, к примеру, самый безобидный пункт: «Запрещается воспитанникам давать друг другу прозвища». Но мы же знаем из Тынянова, что прозвища в Лицее были буквально у всех, включая учителей.

Действительно, правила соблюдались далеко не всегда. Записки Пушкина, его одноклассника Илличевского, а также прекрасная книга Марианны Яковлевны Басиной «В садах Лицея. На берегах Невы» говорят об этом весьма недвусмысленно.

К примеру, по поводу книг. В правилах поведения, пункт тринадцатый, ясно сказано: «Без позволения директора не читать никаких книг, кроме классных и тех, какие профессорами могут быть назначаемы».

Анатолий Зиновьевич Иткин. «Юный Пушкин в садах Лицея». 1966

Позвольте, а как же

«В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал…»

Или вот письмо Илличевского:

«Достигают ли нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться? (…) Мы стараемся иметь все журналы и впрямь получаем: Пантеон, Вестник Европы, Русской Вестник и пр. Так, мой друг, и мы также хотим наслаждаться светлым днем нашей литературы, удивляться цветущим гениям Жуковского, Батюшкова, Крылова, Гнедича (…) Не худо иногда вопрошать певцов иноземных (у них учились предки наши), беседовать с умами Расина, Вольтера, Делиля…».

То есть никакой реальной слежки за чтением лицеистов не было. Вся «цензура» ограничивалась одним эпизодом, о котором будет сказано дальше. Пушкин в своем стихотворении лукавит: конечно же, читал он (как и все прочие лицеисты) и Цицерона, а не только фривольные романы — ведь Цицерон входил в учебную программу.

Как, с христианских позиций, относиться к такой свободе чтения? Чего от нее было больше для души — пользы или вреда? Это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Но факт остается фактом: лицеисты, наряду с книгами обязательной программы, читали, что хотели.

Лицейское братство Пушкина. Лицейское братство. Пушкин

19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский Лицей, воспитавший многих выдающихся деятелей России.Имя самого известного ученика — Александр Сергеевич Пушкин.Кудрявый юный чародей -Пленительный и светлый гений.Как важен Пушкин для друзей!И как для каждого он ценен…Пенаты* — мальчикам лицей,**Они его сыны родные…Сдружились здесь в тени аллей -Горячие и озорные…И как ни сложится судьба,Они друг друга помнить будут,Открыты чистые сердца -Не предадут и не забудут!А Пушкин всех друзей смелейИ бесшабашней, и бойчее…Как он гарцует на коне,А в скачке нет его резвее!И в танцах Саша — чародей!Так всех чарует на паркете!И, как пловец, он всех быстрей.Нет равного ему на свете!Он фехтовальщик хоть куда!Друзья поэта обожают…И кличкой ласковой «француз»Его с улыбкой нарекают…»Нет в мире ярче, чем его,Божественного дарованья!»-Так верный говорит Жано,***Друг с детства в счастье и страданьях.Как много дружба им дала —  Воспитанникам стен лицея.Не погасить в груди огня —  Горит лишь ярче и мощнее…Товарищей предать нельзя!Так важно лицеистам братство.****Ведёт их юности звезда.Им чужды зависть и коварство!Они здесь все за одногоВ минуты радости и горя.Бушует жизненное море.Как им с друзьями повезло!*Пенаты — Домашний очаг, родной кров (от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага)** Лицей — Императорский Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А

С. Пушкина и воспетая им.***Жано — Иван Иванович Пущин, близкий друг Пушкина.****Лицейские годы – это самый радостный и беззаботный период в жизни великого русского поэта… Именно в лицее он раскрыл свой уникальный талант, ведь он начал сочинять стихотворения с детских лет.Явными лидерами в лицеи были Алексей Илличевский ( Алексей Демьянович Илличевский -русский поэт, будущий статский советник, один из самых ярких воспитанников Царскосельского лицея) и Александр Пушкин.Самыми близкими товарищами Пушкина в лицеи были: Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг…В последние годы учебы Александр сдружился со многими ровесниками и старшими юношами, но больше всего времени в учебном заведении он провел именно с этими тремя сокурсниками.Иллюстрация — Рисунок замечательной художницы (графика) Нади Рушевой.

Краткая биография Пушкина

Надеемся, что в данной статье вы сможете получить ответы на все свои вопросы, касающиеся жизни и творческой деятельности Александра Пушкина

Рекомендуем также обратить внимание на другие краткие биографии

Детство и юность Пушкина

Родился Александр Пушкин 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, он вынес из домашнего обучения прекрасное знание французского языка и страстную любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Биография Пушкина примечательная тем, что еще до окончания лицея, в 1817 г. он начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

Годы творчества

В мае Александр Пушкин был сослан на юг России за то, что, как тогда писали, он «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 его перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу.

В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

Известный портрет Пушкина

17 декабря 1825 года в биографии Пушкина происходит серьезное событие. Он узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень».

Интересен факт, что в Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», а также стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других. Здесь же закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы Пушкина

Изучая биографию Пушкина можно заметить, что последние годы его жизни были омрачены обострившимися отношениями с царем. Более того, в кругу влиятельной придворной и чиновничьей аристократии кем-то усиленно подогревалась вражда к поэту.

Несмотря на то, что в таких условиях, как кажется, творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» и любимые всеми сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Дуэль и смерть

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом.

Из биографии Пушкина нам известно, что он был очень горячим человеком. Естественно, он вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

Зная, что близится смертный час, Александр Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I.

Он просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

«…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…»

Государь ответил:

«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Поэт был похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

После его кончины император приказал заплатить все долги Пушкина, что было чрезвычайно великодушно, ведь отношения поэта к царю было сложным, о чем знали все современники.

На этом заканчивается краткая биография великого русского гения.

Если вам нравятся краткие биографии великих людей, подписывайтесь на InFAK.ru. Развивайтесь с нами!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Известные воспитанники

См. также: Выпускники Ришельевского лицея

  • Василий Золотов (вып. 1824)
  • Александр Тройницкий (вып. 1826?)
  • Платон Лукашевич (вып. 1830 ?)
  • Константин Зеленецкий (вып. 1833)
  • Апостол Костанда (вып. 1836)
  • Николай Протопопов (вып. 1836)
  • Иосиф Шершеневич (вып. 1836)
  • Виктор Петров (вып. 1837)
  • Спиридон Палаузов (1840)
  • Болеслав Маркевич (вып. 1841)
  • Семён Воронцов (вып. 1842)
  • Николай Палаузов (вып. 1842)
  • Лев Пинскер (вып. 1842)
  • Семён Пахман (вып. 1843)
  • Константин Скачков (вып. 1844)
  • Григорий Караулов (вып.1844)
  • Яков Вейнберг (вып. 1844)
  • Франц Домбровский (вып. ок. 1844)
  • Пётр Гагарин (вып. 1847)
  • Виктор Делла-Вос (вып. 1848)
  • Пётр Вейнберг (вып. 1850)
  • Григорий Маразли (вып. 1850)
  • Фёдор Бредихин (вып. 1851; золотая медаль)
  • Константин Пащенко
  • Аполлон Кривошеин
  • Николай Ленц (вып. 1853)
  • Ромуальд Кобецкий (вып. 1853)
  • Пётр Бибиков
  • Василий Колчак (1854)
  • Антон Гизетти (вып. 1855)
  • Фридрих Розен (вып. 1855)
  • Михаил Толстой (вып. 1855)
  • Константин Косинский (вып. 1856)
  • Николай Славинский
  • Дмитрий Стражеско
  • Георгий Васмунд
  • Александр Базили
  • Семён Ярошенко (1867 ?)
  • Моисей Окс
  • Николай Скадовский (вып. 1865)
  • Фёдор Крузе
  • Георгий Харазов (вып. 1893)

Учились в лицее и гимназии при ней:

  • Григорий Волконский (1819—1820)
  • Григорий Соколов (1820—1822)
  • Николай Герсеванов (1818—1825)
  • Иосиф Бертенсон
  • Антон Скоробогатов
  • Николай Фёдоров (1850—1852)
  • Александр Кочубинский (до 1853)

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Понятие лицея

Здесь основной упор делается на какой-то определенной отрасли (скажем, строительство). И кроме общеобразовательных предметов в лицее преподают профильные специальности. Довольно часто лицей принадлежит определенному вузу, то есть заключает с ним договор и подготавливает выпускников для последующего поступления в данный вуз. Уровень образования, которое получает ученик в лицее, гораздо выше школьного, однако до уровня института явно не дотягивает. Но ученикам, которые в лицее хорошо учились и самоорганизовались, на первых двух курсах института намного проще, чем студентам, поступившим после школы.

Это основное, чем отличается гимназия от лицея. В первом случае расширяют общеобразовательную программу, во втором – делают программу узконаправленной и часто «заточенной» под определенное высшее учебное заведение.

В любом случае родителям нужно правильно понять склад ума своего ребенка. Возможно, какие-то узкоспециализированные знания ему будут неинтересны, а к каким-то он будет проявлять интерес.

Как учились лицеисты

М.М. Сперанский

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой

Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание

Учебный класс в Лицее

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам

Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты

В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

В Большом зале проводились торжественные мероприятия, в другие дни он служил местом отдыха учеников, рекреацией

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Рисунок А. Пушкина. Благодаря тому, что занятия рисованием проводились ежедневно, все воспитанники Лицея прекрасно владели кистью и карандашом

Почти все время лицеисты находились в обществе и под присмотром – потому за время обучения в Лицее у каждого сформировались отличные социальные навыки. Учителя обращались к мальчикам на «вы», прибавляя к фамилии слово «господин» — что способствовало установлению уважительных отношений с соблюдением некоторой дистанции между воспитанником и преподавателем. В штат учителей попали в основном молодые специалисты, которые отличались творческим подходом к профессии, многие из них оказали для будущих выпускников чрезвычайно сильное влияние.

Александр Иванович Галич (Говоров), учитель словесности, и Александр Петрович Куницын, преподававший право

 В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Литература

  • Александров Р. Прогулки по литературной Одессе. — Одесса, 1993.
  • Алексеенко М. В. Пожертвования и дары частных лиц как важные источники пополнения книжного фонда библиотеки Ришельевского лицея // Вісник Одеського національного університету. — Сер. : Бібліотекознавство, бібліографознавство, книгознавство . — 2012 . — Том 17, вип.1(7) . — С. 11-36.
  • Атлас Д. Старая Одесса, её друзья и недруги. — Одесса , 1992. — ISBN 5-206-00348-4.
  • Горбатюк А., Глазырин В. Юная Одесса в портретах её создателей. — Одесса, 1994. Optimum, 2002. — ISBN 966-7776-72-7.
  • Егоров А. Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). — Иваново, 1992.
  • Егоров А. Д. Лицеи России : Опыт исторической хронологии. Кн. 1-5. — Иваново, 1993—1995.
  • Егоров А. Д. Лицеи России : Ришельевский Лицей. — Иваново, 1993.
  • Рудаков В. Е.,. Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Полевщикова Е. В. Библиотека Ришельевского лицея в 1817—1828 гг. : по материалам Государственного архива Одесской области // Вісник Одеського національного університету. — 2007 . — Том 12, вип. 4 : Бібліотекознавство, бібліографознавство, книгознавство . — С. 29-95.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете

Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип – никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий