Рассказ про ломоносова детям, 4-5 класс

Последние годы, смерть Ломоносова

В 1745 году Ломоносов приобрел статус дворянина, т.к. стал профессором, написав диссертацию «О металлическом блеске». Продвигал эксперименты над электричеством. Настаивал на том, что даже низшие сословия должны обучаться, ведь Сибири нужны учёные люди. Участвовал в создании фабрики мозайки вместе с И.И. Шуваловым. На протяжении всей жизни Ломоносов не мог без активной деятельности. Закономерно, что в 1757 году его ждал чин коллежского советника. Как только вступил в эту должность, Ломоносов сразу занялся уставом Академии Науки и внутренним устройством гимназии. В конце жизни был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Шведская Королевская Академия Наук, Стокгольм

В 1765 году 4 апреля на 54 году жизни не стало такого универсального человека. Воспаление легких не дало Ломоносову никаких шансов. Показательно, что на уже следующий день все бумаги в кабинете ученого были опечатаны по приказу императрицы Екатерины II и перевезены во дворец. Больше их не видели. Документы и записи исчезли без следа. Через четыре дня тело было похоронено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично

Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества

И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента

Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

Детство и родители

Итак, краткую биографию Ломоносова рассматривать не будем, но и на ее полное описание может потребоваться слишком много времени. Поэтому, пожалуй, ограничимся основным вехами в жизни величайшего ума своего времени и некоторыми моментами в его деятельности и личной жизни.

Родился Михаил (или как его еще иногда называют, Михайло) Ломоносов 19.11.1711 г. в небольшой деревушке Мишанинская Двинского уезда (нынешняя Архангельская область). Он был родом из этнической группы, называемой поморами. Именно этой группе крестьян в те времена удалось избежать распространения на них крепостного права.

Отец мальчика – Василий Дорофеевич – и мать – Елена Ивановна – слыли людьми зажиточными и относились к так называемым черносошным крестьянам. У семейства был достаточно большой земельный надел. Также они владели несколькими судами на побережье, предназначенными для рыбного промысла, который наряду с торговлей являлся основным видом деятельности и источником дохода.

Несмотря на это, если рассматривать биографию Ломоносова кратко (именно в этот период жизни), юный Михаил к основному занятию родителей особо не тяготел. Своего отца он описывал как человека, в общем-то очень доброго по натуре, но крайне невежественного из-за его соответствующего воспитания.

Сам же Михайло в этом отношении превосходил отца еще с ранних лет, поскольку имел ярко выраженную склонность к познанию окружающего мира, постоянной учебу и самосовершенствованию, хотя даже дальние рыбацкие походы укрепляли мальчишку и морально, и физически. Неудивительно, что впоследствии некоторые истории приписывали ему недюжинную физическую силу, и, надо сказать, значительная доля правды в этом есть.

Но вот что самое интересное (и даже краткая биография Михаила Ломоносова на это указывает очень четко), юный Михайло для саморазвития брал читать и своих односельчан книги, которые потом недвусмысленно назвал своими «вратами учености», среди которых его любимыми трудами были «Арифметика», «Ученая Псалтырь» и «Грамматика».

Кстати сказать, грамоте он обучался у местного дьячка, но и он не мог дать всех тех знаний, к которым стремился любознательный мальчишка.

До определенного момента жизнь, казалось, шла своим чередом, и ничто не предвещало беды, но когда Михаилу было всего девять лет, внезапно скончалась его мама. Отец, недолго думая, женился на Федоре Михайловне Усковой, но мачеха, как оказалось, была не слишком добра к пасынку. Именно в этот период Ломоносов все чаще стал ходить с отцом на рыбный промысел.

Впрочем, долго это не продлилось, и мачеха вскоре умерла. Тогда отец женился в третий раз. А вот новая его избранница была еще хуже первой. К пасынку она относилась с откровенной злобой и ненавистью, между ними постоянно возникали нешуточные ссоры, а бывший когда-то родным родительский дом стал просто невыносим.

Главные достижения

От физики и до астрономии практически нет областей, в которой Ломоносов не оставил бы свой след. Главной страстью его была наука во всех её проявлениях. Пушкин же называл его «нашим университетом».

Теория электричества и метеорология

В созданной им теории электричества и метеорологии естествоиспытатель сделал попытку рассмотреть все электрические явления, известные в его время. В 1752 году он начал свою работу над теорией, но из намеченных 8 глав он рассмотрел 1 полностью, а 2 лишь частично

Его внимание перетянула на себя работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Все наблюдения приводили к выведению закономерностей, которые дали толчок к созданию основ теории электричества

И отличных результатов принесла совместная и независимая работа с Г. В. Рихманом. Первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения был создан в сотрудничестве с Рихманом, который был убит ударом молнии в ходе наблюдения за грозовыми явлениями. Ломоносова очень тревожила эта трагическая случайность. Ведь этот случай пытались использовать как рычаг давления на закрытие его исследований. Но, несмотря на это, он хлопочет за семью погибшего, чтобы им выплачивалась пенсия.

Георг Вильгельм Рихман

Когда же свет увидел доклад «Слово», Михаилу Васильевичу пришлось доказывать, что его работа разительно отличается, от созданной Б. Франклином. Он указывает, что его зарубежный коллега лишь строит догадки и предположения. В то же время у естествоиспытателя есть доказанные явления и расчеты их подтверждающие. К тому же работа Франклина попала к Ломоносову, когда его «Слово» уже было практически готово.

Твердая ртуть

Он первым вместе с физиком А.Брауном получил ртуть в твердом состоянии. Открытие радовало Ломоносова не тем, что они были первооткрывателями этого явления. Больше его вдохновляло, что ртуть в твердом состоянии подтверждала некоторые положения его корпускулярно-кинетической теории. Замороженная ртуть позволила создать новую модель твердого тела. А электропроводность этого вещества позволила отнести ртуть к металлам.

Прототип вертолета

Ломоносов опередил Леонардо да Винчи в создании действующего прототипа летательного аппарата. Ведь труды последнего были найдены значительно позже. Правда, он не представлял, что на этих приборах можно совершать полёты. Он создавал его для подъёмов метеоприборов. Документально подкреплено, что аэродромическая машина была действующей и работала. Конечно, оригинальный экземпляр не сохранился, но в музеях хранятся репродукции аппарата.

Циркумполярная карта

Ещё за год до назначения Михаила Васильевича в географический департамент, он составил развернутый план работы всего департамента

Его внимание было обращено и на организационные моменты работы, и на штатный состав работников, и на качество данных, которым обладает департамент. Поэтому он прописал строгий регламент работы сотрудников, расширил и укрепил штат новыми картографами и геодезистами

А для улучшения сведений о природе и географии страны он стал инициатором отправления «географических запросов» по губерниям и провинциям. Они состояли из 30 пунктов, на которые необходимо было дать развернутый ответ. В итоге за три года в период 1761-1764 было собрано 4 тома ответов на эти самые запросы. Они позволили сформулировать обстоятельную топографию половины государства. Также Ломоносов создал карту полушарий, которая была названа циркумполярной. Выпущена она была большим тиражом и помогла создать первый русский учебный глобус.

Создание русского ямба

Под влиянием Ломоносова приняли ямб основным размером в метрики своей поэзии Пушкин и Державин.

Отрывок из произведения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отлично демонстрирует пример применения четырехстопного ямба и мужской рифмы.

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Краткая биография Ломоносова

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

За границей

В общей сложности Ломоносов пробыл за границей пять лет.

Три года он учился в Марбургском университете. Здесь Михаил занимался со знаменитым немецким учёным-энциклопедистом и философом Христианом фон Вольфом. В этом учебном заведении он обучался таким наукам, как гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Выучил немецкий, итальянский и французский языки, научился рисованию, фехтованию и танцам. Из выдававшихся ему положенных денег большие суммы он тратил на приобретение книг, именно здесь за границей Михаил начал собирать свою библиотеку из произведений современных и античных авторов. Помимо естественных наук Ломоносов много времени уделял литературным занятиям.

Затем в течение года он жил и учился во Фрайберге, где занимался с немецким металлургом, химиком и врачом Генкелем. Это был жёсткий, строгий и педантичный человек. Занятия в основном носили практический характер, Михаил с товарищами по учёбе много ездили по рудникам и металлургическим заводам, знакомились с подъёмными машинами и приспособлениями для укрепления шахт. Однако обучение осложнялось тем, что Генкель поручал студентам выполнять черновую работу, а Ломоносов отказывался, у него начались ссоры с преподавателем.

Вдобавок ко всему жизнь Михаила и его товарищей за границей была всё бедственнее, потому что Академия наук нерегулярно высылала средства на содержание, студентам часто приходилось жить в долг. Когда Генкель перестал одалживать студентам деньги, Ломоносов окончательно с ним рассорился и покинул Фрайберг.

В 1740 году он оставил своим товарищам книги, забрал с собою лишь небольшие весы с гирьками и уехал в Лейпциг. Там он хотел встретиться с русским посланником Кейзерлингом, чтобы тот помог Ломоносову уехать в Россию. Посланника не оказалось в Лейпциге, и Михаил ещё год провёл в переездах по Европе, предпринимая попытки вернуться на родину. Хорошо, что к тому времени Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки, у которой студенты остановились по приезду в Марбург в 1736 году. Ему хотя бы было, где жить и что кушать. В 1741 году Михаил вернулся в Россию.

Факты из жизни М.В. Ломоносова

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • Во многом биография Ломоносова – это жизнь, поступки и служение вопреки обстоятельствам. Так, вопреки тяжелым условиям жизни, он нашел время и обучился грамоте. Помог ему в этом С.Н. Сабельников – дьяк местной Дмитровской церкви.
  • Однажды юный Михаил случайно узнал о твердом намерении отца его женить. Он притворился больным, чтобы сватовство было отложено, и решил немедля бежать в Москву. Ночью он тайно покинул отчий дом и примкнул к обозу торговцев, которые держали путь в столицу. Путешествие было нелёгким, но ровно через три недели они прибыли в Москву.
  • Много в краткой биографии Ломоносова Михаила Васильевича интересных фактов. К примеру, один раз он подделал документы. Дело в том, что по происхождению он не мог поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Страсть к наукам подтолкнула его на совершение проступка: он выдал себя за отпрыска холмогорского дворянина.
  • Желание учиться не было прихотью или забавой. Он доказал это, став одним из лучших учеников. В награду за прилежание и усердие он вместе с двенадцатью другими выпускниками академии отправился в Петербург, а затем в Германию для дальнейшего обучения. В Европе он провёл пять долгих лет. Однако, для него они пролетели, как один день. Он там нашел то, что не мог найти в родном отечестве – новые знания и умения в таких областях, как металлургия, горное дело, физика, химия и философия.
  • Выдающиеся умственные способности, интересы и деятельность Ломоносова обогатили многие отрасли знаний. Если говорить кратко, именно он занимался исследованиями атмосферного электричества, изучал силу тяжести, объяснил, из чего состоит вещество – атомно-молекулярная теория, явился создателем теории цвета, возродил мозаичное искусство, открыл атмосферу на Венере и многое другое.
  • Если бы не покровительство русской императрицы Елизаветы Петровны, то Ломоносов был бы казнён. Дело в том, что он вёл непримиримую борьбу с академиками, потоком прибывавшими из Европы немцами, которые насаждали своё видение русской истории и искажали её до неузнаваемости в угоду своей «норманнской теории».

    Страсти в Российской академии наук накалялись и апофеозом «поединка» стал арест Михаила Васильевича. Суд признал доказанной вину Ломоносова и приговорил к смертной казни или наказанию плетьми.

  • Интересно отметить, что сразу после кончины великого русского ученого все документы из его архива были конфискованы и бесследно исчезли. Через несколько лет немец Миллер издал часть трудов под именем Ломоносова. Но кто истинный автор этих работ – неизвестно.
  • Вокруг имени Ломоносова всегда ходили легенды, всевозможные домыслы и слухи. Он – незаконнорожденный сын Петра Первого – это, пожалуй, один из самых невероятных и интригующих мифов. С возможным великим «предком» Михаила Васильевича явно роднили стать, буйный нрав и неуемная страсть к наукам и всевозможным преобразованиям. Говорили также, что не только уникальные способности Ломоносова помогли ему поступить в Академию, но и высокое покровительство. Но разговорами всё и ограничивалось, поскольку письменных доказательств тому не нашлось.
  • Именно о буйности нрава великого ученого рассказывали много анекдотов. Однажды поздним вечером на Васильевском острове на него напали разбойники. Их было трое. После неожиданно яростного сопротивления двое тут же скрылись с места происшествия. Оставшегося Ломоносов повалил на землю и заставил во всем признаться. Оказалось, что они матросы и решили напасть на случайного прохожего с целью ограбления. В гневе Михаил Васильевич отобрал у него одежду. Сам грабитель оказался ограбленным, а пострадавший принёс домой неожиданный трофей.

Михаил Васильевич Ломоносов — доклад для 3—4 класса

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником, а главное — организатором российской науки.Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Его мать умерла очень рано, поэтому воспитывала маленького Мишу его мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В холодном декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, и в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год будущий ученый вместе с тремя студентами был направлен в Германию, чтобы углубленно изучать математику, физику, философию, химию и металлургию.

Изучив все премудрости европейской науки, спустя 5 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но профессор Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году он добивается того, чтобы для учебы набирали студентов из семинарий, хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, который в те годы возглавлял Академию, он обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все. свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки

После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды

свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце своей жизни Ломоносов избирается почетным членом Болонской и Стокгольмской Академий наук. Умер Михаил Васильевич Ломоносов 15 апреля 1765 года от простуды.

Этот доклад о М. В. Ломоносове идеально подойдёт для ученика 3 или 4 класса.

Вы можете оставить комментарий к докладу.

Педагогическая деятельность

Первую публичную лекцию Михаил Васильевич прочитал в 1742 году. Ему тогда был тридцать один год, а он уже считался преподавателем высшей категории. Творчество Ломоносова невозможно рассматривать в отрыве от контекста первого в России университета. Наверное, наиболее значимый вклад в историю состоялся в 1755 году, когда был открыт Московский Государственный Университет. В настоящее время учебное заведение ежегодно принимает в свои ряды студентов со всех городов планеты. Данный вуз считается самым престижным в стране, а он был основан героем нашего повествования.

Ломоносов открывал университет, преследуя благородную цель: поделиться своими знаниями. Двери учебного заведения были открыты для всех желающих, здесь не было разделения на богатых и бедных, все люди равны. Михаил Васильевич сам с успехом преподавал, а студенты очень любили слушать его лекции. Ведь интересно, как один человек смог столько сделать за свою жизнь.

Научная деятельность

  1. В период с 1742 по 1756 год Ломоносов ведёт большую научную деятельность. Не было таких отраслей знаний, где бы он ни вёл изысканий.
  2. Став профессором химии в 1745 году он пишет диссертацию и ведёт занятия по физике, химии и минералогии, выпускает большой перечень научных трактатов, читает лекции.
  3. В 1748 году в Академии был создан Департамент истории. Участвуя в его заседаниях, учёный ведёт постоянную полемику с немецкими профессорами, умышленно занижающими значение русских людей в своих научных работах.
  4. В 1753 году русский естествоиспытатель при помощи генерал-адъютанта И. И. Шувалова открывает фабрику по производству мозаики.
  5. Московский университет, распахнувший двери в 1755 году был открыт благодаря активной деятельности Ломоносова, написавший для него начальный проект.
  6. В 1757 году Ломоносову дают чин коллежского советника. Он работает в Канцелярии Академии и заведует учебными и научными департаментами.
  7. 1758 году его назначают заведовать Департаментом географии академии, и ведёт большую работу по составлению нового российского Атласа.
  8. В 1759 году он берётся за составления устава для гимназии при Академии, причём, не отступая от линии предоставления возможности учиться в ней детям низших сословий.
  9. В 1760 году Ломоносов становится почётным членом Стокгольмской, а в 1764 году Болонской научных академий.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Биография Ломоносова — самая интересная :: SYL.ru

Михаил Васильевич Ломоносов (19.09.1711-15.04.1765) — великий русский учёный, разносторонний и необычный человек. Его умом и способностями восхищаются на протяжение веков. Биография Ломоносова М.В. интересна и неординарна. Это человек-легенда, сделавший массу открытий.

Детство и юность

Биография Ломоносова для детей будет стимулом и примером. Михаил Васильевич вырос в крестьянской семье, в деревне Денисовка Архангельской губернии. С детства он любил читать и имел огромную тягу к наукам. В 15 лет он прочитал массу различных книг: от арифметики до пособий по созданию рифм. Но это вовсе не значит, что наш учёный не интересовался ничем, кроме чтения. Будущий великий просветитель любил ходить с отцом на рыбалку, охоту, общался со сверстниками.

Обучение

Михаил был не только умным, но и хитрым. При поступление в Московскую славяно-греко-латинскую школу, он притворился дворянином, благодаря чему изучил языки древних народов, литературу и другие науки. В 1736 году его направили в университет, а позже учёный по направлению отправился в Марбургский университет (Германия), и всё это благодаря стараниям и любознательности. За 3 года обучения он освоил естественные науки, затем отправился во Фрайбург изучать горное дело и химию. В этот же период он начал писать стихи и теоретическую литературу. Его «Письмо о правилах российского стихотворства» получило одобрение поэтов.

Карьера и достижения

Учёный вернулся на родину в 1741 году, через год стал преподавателем физики, а ещё через 3 — профессором химии в Петербургской академии наук. В 1755 году Ломоносов стал инициатором создания создания нового учебного заведения — Московского Университета (ныне МГУ).

Писатель и поэт

Первой работой, получившей широкую известность и признание, стала «Российская грамматика», включавшая в себя 14 книг. По этим учебникам обучались долгое время во всех учебных заведениях России. Но данная работа не является единственной. Михаил был талантливым писателем. Из-под его пера вышли такие творения: ода «Утренние размышления о Божием величие», «Ода выбранная из Иова», «Письмо о пользе стекла», героическая идиллия «Полиодор» и многое другое. Наследие Ломоносова включает в себя множество трагедий, стихотворений и од.

Краткая биография Ломоносова как химика и физика

Михаил проделал большую работу по изучению корпускулярного метода и теории кинетической теплоты. Данные учения получили известность только через столетия при изучении молекул. Корпускулярный метод стал основой современной молекулярной физики.

Его труд «Первые основания металлургии, или рудных дел» стал основой русской химии. В нём Ломоносов рассмотрел свойства металлов и дал классификации, доказал, что нефть, янтарь и торф — органический материал, описал способы получения меди, железного купороса и серы.

Первооткрыватель и создатель

Ломоносов является изобретателем неорганических элементов, например, стекла и фарфора. Также он создал газовый барометр, различные термометры, прибор определения твёрдости и множество других необходимых для науки приспособлений.

Заключение

Биография Ломоносова считается одной из интереснейших. Его учебники по химии и русской грамматике использовались в течение многих лет. Московский Государственный Университет, созданный этим учёным, является самым престижным в России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий