Сочинение «русская народная песня

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Народная
песня
— музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид
вокальной народной музыки. Народная песня — одна из древнейших форм
музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти
современных видах народной музыки она существует в синкретическом
единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и
изобразительным фольклором. Обособление её — результат длительного
исторического развития фольклора. Народную песню отличает богатство
жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной
жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров —
непосредственная связь народной песни с бытом, трудовой
деятельностью (например, песни трудовые, сопровождающие различные
виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные,
молотильные и другие, обрядовые, сопровождающие земледельческие и
семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки,
купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.).
Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.
Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили
лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом
жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные
мелодические и музыкально-поэтические композиционные структуры.
Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено прежде
всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их
(земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и другие). Каждая
социальная группа общества имеет свою песенную лирику.

В народной песне преобладает строфическая и куплетная форма, часто с
композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в
хоровой народной песне). Различным по содержанию поэтическим строфам
(куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев,
варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).
Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам
(связанной с трудом и обрядом), свойственны так называемые
напевы-формулы – короткие мелодии, соответствующие обычно одной
стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами
разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции
(например, многочисленные свадебные песни одной деревни могут
исполняться на одну-две мелодические формулы).

Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот.
Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс, в котором
решающее значение имеет традиция: народная песня возникает на основе
законов, эстетически действенных в каждом данном песенном
коллективе, и потому подчиняется нормам музыкально-поэтической
типологии. Так, в каждом жанре народной песни существуют ведущие и
периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические),
на основе которых познаётся вариантность народной песни. Наряду с
варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто
используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых
текстов. Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни
на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты
авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны
также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных
народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа
существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народная песня
занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

О родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле – это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

— баллады;

— былины;

— исторические песни;

— небылицы.

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример – «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

В содержание исторических песен входили всевозможные исторические события, которые происходили с народом. Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке, так как был вытеснен новыми появившимися народными формами фольклора. Эти песни отображали события начиная от второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Оплошность казаков», «Полтава») и до окончания Второй мировой войны.

Небылицы были неким типом песен, который соединял в себе все предыдущие, только вот написаны они были в шуточной форме и не имели никакого реального отношения к истории.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его. В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

С. РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Ритму, как принципу порядка, организации движения по известной системе или
плану, подчиняется и сложение русских песен, но живой материал языка не всегда
поддается требованиям ритма; возникает борьба, вследствие которой
музыкально-вокальный материал песен не распределяется так правильно,
на равномерные части, как того требует организация музыкального
движения по ритмическому принципу и достигает инструментальная
музыка.

Когда, по образцу западноевропейской музыки, в русскую песенную
мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие
затруднения. Они уменьшаются при применении смешанного такта,
т. е. тактовых разделений не с одинаковым количеством единиц
времени.

Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной
мелодии — по полустишиям; чем древнее текст песен, тем легче
разделяется он на правильные, равномерные полустишия. В составе
песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность.
Великорусским песням свойственны иногда такты в 5/4
и 7/4, в соединении с другими; в малорусских
нередко встречается такт в 6/8; мелодии с
однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными.

Мельгунов находит в ритме русских народных песен отражение
древнегреческих законов стихосложения и утверждает, что нет музыки,
которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой
ритмики, как русская народная песня. Это мнение не имеет научных
оснований: русскому стихосложению не свойственны долгота и краткость
слогов.

Капитальное исследование о ритмическом строении русской
народной песни принадлежит П. П. Сокальскому (см. 2 часть его
«Русской народной музыки»).

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения

Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла , задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием

Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания – медленные припевки на любовные темы, плясовые – веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд — всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

Примечания

  1. .
  2. ↑ .
  3. , с. 105.
  4. fRoots magazine, quoted in N’Dour 2004, p. 1
  5. Songlines magazine
  6. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Часть III. Музыкальная культура XX века // Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. — 432 с. — (Мировая художественная культура). — ISBN 978-5-91180-718-4.
  7. , с. 319–320.
  8. , с. 320.
  9. «Стиль народных песен и культура» — «Folk song style and culture», 1968
  10. Словацкая музыкальная энциклопедия, 1969
  11. «Оксфордская история музыки» — «New Oxford History of Music», 1959
  12. ↑ Jones, A. M. (1959). Studies in African Music. London: Oxford University Press. 1978 edition: ISBN 0-19-713512-9.
  13. .

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на «зубок». В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, проводы в армию, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие — плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Обрядово — календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая — основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с днем зимнего солнцестояния по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа – Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны — Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние праздники Ивана Купалы, русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был праздник урожая. Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни — самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Народные песни

Характерной чертой народной песни является отсутствие у нее авторства.
Народным песням свойственно нести в себе смысл, связанный с бытом, либо трудовой деятельностью.
Народная поэзия в виде песен, по сути, являлась источником информации, так как там часто описывалось не только ведение быта, но также и различные исторические события. Деревенские дети в детстве учились истории благодаря такому виду творчества.
Народную песню можно назвать разновидностью общения, так как информация в ней была рассчитана на слушателя, а целью было рассказать что-либо или поделиться.
Основными составляющими частями песни были: многоголосие, мелодия и стих. Однако, они отнюдь не являются обязательными атрибутами песни, и ее могли исполнять и в одиночку.
Народные песни и музыка имеют свою классификацию: песни повествования (эпос), песни для детей, песни-обряды, частушки, а также песни и музыка, которые неразрывно связаны с танцами (хороводы и прочие).
Песни повествования или эпические песни составляют достаточно обширный пласт творчества. В них входят рассказы об известных русских богатырях, а также о героических поступках, о походах на войну и прочие. Одной из целей эпоса было укрепление боевого духа и веры в силу русского народа.
Песни для детей это, преимущественно, колыбельные.
Обрядовое песенное творчество – это творчество, связанное непосредственно с различными календарными событиями. К ним можно отнести: свадьбы, похороны, дни рождения, а также различные праздники вроде масленицы или коляды.
Частушки являются одним из самых поздних подвидов народного песенного творчества. Чаще всего содержат в себе сатирический настрой. Однако в более поздние годы частушка начала развиваться и стали появляться различные направления частушки, в том числе романтические и плачевные.
В связи с тем, что песни чаще всего передавались устно, из поколения в поколение, и, преимущественно, происходили из сельской местности, достаточно сложно отследить, когда именно они появились.
Первоначально, песни имели яркий оттенок языческого верования. Так, к примеру, колыбельные пелись у кроватки ребенка, чтобы защитить его от злых духов, либо являлись призывом к божествам о защите малыша.
В период царствования Алексей Михайловича Романова был издан указ, по которому музыкальные инструменты следовало изымать и уничтожать. Это было связано с тем, что у русской народной песни были языческие истоки. Единственное песнопение, признанное полезным и правильным, было церковное.
Со временем пришлось менять тексты песен под христианский контекст. Божеств заменяли именами святых.
Первое упоминание о русской народной песне (шутливой) было зафиксировано в 17 веке в труде «Домострой». Шутливые песни считались аморальными, и их запрещалось петь.
Несмотря на это, народные песни в России постепенно развивались. С приходом новой власти и изменением обстановки в стране появлялись и новые жанры, и новые герои.
Русские народные песни характеризуются по географическому признаку. Например, конкретный диалект или смысл, и даже жанр. Так, былины исполнялись только на территории бывшей Новгородской республики.
В России одним из первых музыкально-фольклорных коллективов был «Славянская капелла» Д. А. Агренева-Славянского (середина 19-го века)

Их целью было сохранение, развитие и пропаганда русской народной песни и музыки, как важного культурного наследия.
В свое время обработкой народного музыкального творчества занимались такие известные деятели, как П. И

Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и другие.
В 1904-1909 годах впервые было записано народное творчество на фонограф.
В 20-ом веке стало все больше появляться различных фольклорных коллективов.
В свое время систематизацией и собиранием русского народного творчества занимались следующие личности: фольклорист П. А. Бессонов, композитор И. И. Веретенников, музыкант Кирша Данилов (один из первых составил сборник русских народных песен), английский поэт Джеймс Ричард и прочие.
В современности русские народные песни являются частью фольклора, сохраняются, передаются, а также создаются новые. Существует несколько конкурсов народной песни. Среди них: «Поет село родное» (Российский фестиваль), «Кубанский казачок» (Российский фестиваль), «Каравон» (Поволжский фестиваль) и другие.

Солдатские

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра – отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю – Отцу России», «Вороные кони рвутся».

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т.д.,Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки). Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Заключение

Все песни, которые появились в авторском исполнении в 19 веке и сегодня воспринимаются как народные, относятся к «городской» музыкальной культуре. Они характеризуются активным инструментально-аккордовым сопровождением и рифмованным профессиональным стихом, который появился в период правления Петра. До него русская культура всего этого не знала и не делилась на деревенскую и городскую. И многоголосие этих песен чаще всего имеет аккордовую структуру, как в церковном партесном пении.

Эти авторские песни распространялись из уст в уста, так как основная масса населения при большой любви к музыке и неоспоримых талантах не знала музыкальной грамоты. Авторы забывались, а песни жили своей жизнью.

В те же годы возникла и частушка. Известный собиратель и пропагандист русского фольклора М. Пятницкий вначале относился к ней очень неодобрительно, называя крикливой.

Несмотря ни на что, деревенская музыкальная культура сохранилась фрагментарно и до сих пор. Она разительно отличается от привычной нам рифмованной и равномерно-акцентированной песни. Для непривычного уха она чужда и часто «неудобоварима». Человеку, воспитанному на иной музыке (когда-то заграничной), просто не за что зацепиться, не на что опереться. Но при этом многие авторы считают русские протяжные лирические песни венцом музыкальной культуры, и не только русской, но и мировой.

Какая еще бывает, кроме лирической песни, русская народная музыка, стоит более подробно рассмотреть в отдельной статье.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий