Федор шаляпин — сообщение доклад по музыке 6 класс

Память[править | править код]

Памятник Ф. И. Шаляпину в Казани возле одноимённого отеля

  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге.
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Москве.
  • Дом-музей Шаляпина в Кисловодске.
  • В августе 2014 года памятник Шаляпину установлен в Кирове.
  • На родине родителей певца в селе Вожгалы имя Ф. И. Шаляпина носит детская школа искусств, на базе которой регулярно проводятся Шаляпинские вечера. Сам Федор Иванович приезжал в Вожгалы навестить больного отца, пожертвовал деньги на строительство Народного дома в селе.
  • По состоянию на 2013 год, в России имя Шаляпина носят 17 улиц, 2 переулка и деревня в Ивановской области.
  • Казахстан: В городе Алма-Ата есть улица Шаляпина.
  • Улица Шаляпина в городе Рудный (Кустанайская область)[источник не указан 1028 дней ]

Памятник Шаляпину установлен в Уфе.
В 2003 году памятник Шаляпину был установлен в Москве, на Новинском бульваре рядом с домом-музеем имени Ф. И. Шаляпина (скульптор Вадим Церковников).

Звезда Фёдора Шаляпина на Голливудской «Аллее славы»

  • Имя Фёдора Ивановича Шаляпина увековечено звездой на голливудской «Аллее славы» за вклад в индустрию звукозаписи.
  • 29 августа 1999 года памятник Шаляпину был установлен в Казани, у колокольни Богоявленского собора, в котором он был крещён 2 февраля 1873 года (скульптор А. Балашов).
  • 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника Ф. И. Шаляпину (скульптор — А. Елецкий, архитектор — Ю. Воскресенский).
  • 8 февраля 1982 года в Казани, на родине Фёдора Шаляпина, открылся первый оперный фестиваль его имени. Фестиваль проводится на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и с 1991 года носит статус Международного.
  • Имя Фёдора Шаляпина носит речной четырёхпалубный теплоход проекта 92-016.
  • В Нижнем Новгороде имеется музей Ф. И. Шаляпина.
  • Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Киновоплощения

  • Николай Охлопков («Яков Свердлов», 1940)
  • Александр Огнивцев («Римский-Корсаков», 1953)
  • Виктор Степанов («Под знаком Скорпиона», 1996)
  • Александр Блок («Секретная служба Его Величества», 2006)
  • Александр Клюквин («Пётр Лещенко. Всё, что было…», 2013)
  • Ильдар Абдразаков («Ёлки 1914», 2014)
  • Александр Бобровский («Орлова и Александров», 2014)

Федор Шаляпин начинал петь в храмах Казани

Первые уроки нотной грамоты дал Шаляпину регент церковного хора, и затем в течение нескольких лет пение в церкви приносило юному певцу небольшой, но стабильный заработок, который он должен был отдавать родителям, «но, разумеется, часть утаивал» и тратил на сласти и походы в балаган. Воспоминания Шаляпина;

Певал Шаляпин в самых разных казанских храмах — в Богоявленском соборе, где его крестили, в Варваринском на Арском поле, в Спасском монастыре… И, конечно, в Петропавловском соборе. Так что почти все уцелевшие храмы в историческом центре Казани имеют право обзавестись памятной доской: «Здесь пел Шаляпин».

Впоследствии Федор Иванович признавался:

«Лично я, хотя и не человек религиозный в том смысле, как принято это понимать, всегда, приходя в церковь и слыша „Христос воскресе из мертвых“, чувствую, как я вознесен. Я хочу сказать, что короткое время я не чувствую земли, стою как бы в воздухе…»

Бонус

На протяжении всей жизни рядом с Шаляпиным шли художники. Яркая колоритная личность Федора Ивановича привлекала людей искусства не только как великолепная обаятельная модель, а в большей степени как глубокий типаж русского интеллигента и одаренного гения. Они часто обращались к образу великого артиста и запечатлевали его и в пору расцвета и, в годы зрелости таким, каким его знали современники, каким его видели на сценических подмостках.

К слову, старший сын от первого брака Федора Ивановича — Борис стал профессиональным художником. Он постоянно сопровождал отца на гастролях по миру, устраивая выставки своих работ в театрах и концертных залах. Младший сын Федор пошел по стопам отца и добился немалых успехов в актерской карьере как в Европе, так и в США. Но об этом уже в следующем обзоре.

Фёдор Иванович Шаляпин (портрет кисти сына — Бориса Фёдоровича Шаляпина, 1934 год.)

От признания к призванию!

Федор с удовольствием пел в хоре Духосошественской церкви. Здесь царила прекрасная атмосфера, он дружил со многими священниками храма и с его настоятелем.

Музыкальная карьера маленького Шаляпина продвигалась в Духосошественской церкви семимильными шагами. Еще недавно он лишь подносил певчим ноты, затем уже пел в хоре — поначалу без вознаграждения, как практикант, а потом, спустя три месяца, стал получать свою первую заработную плату — полтора рубля! Он не чурался никаких заказов, пел и на молебнах, и на святках, на свадьбах и на похоронах, всюду, где был востребован его прекрасный голос. По всем статьям судьбой ему было уготовано стать священником или регентом церковного хора. Шаляпинский голос желали заполучить многие казанские храмы, и он даже поступил в архиерейский хор, где теперь получал в месяц целых шесть рублей.

Репертуар Федора тоже увеличился и стал разнообразнее: архиерейский хор помимо духовной музыки исполнял и классические произведения. При этом юноша стал выступать в Варваринской, Воскресенской и других церквях и соборах, а также в хоре Казанского реального училища. И теперь в его душе отчетливо зрело истинное призвание, ставшее его судьбой — мечта о театральных подмостках.

Еще сызмальства Федя привык откладывать часть денег, заработанных на работе вне храма. Сначала он тратил их на посещение праздничных представлений и шутовских балаганов, а потом — на театр. Сцена безудержно манила его, Шаляпин готов был выступать на ней даже простым статистом, получая по пять копеек за выход. И даже став постарше, продолжал радоваться как ребенок: бесплатно смотреть пьесу да еще зарабатывать в ней — может ли быть выше счастье для никому не известного отрока, поющего в церковном хоре?

Уже в наши дни в стенах Духосошественской церкви состоялся концерт-приношение памяти Федора Ивановича Шаляпина «Духовное откровение русской музыки». Хочется верить, что такие замечательные мероприятия станут в этом храме доброй традицией.

«Мне не давали петь…»

Москва на первый раз стала лишь перевалочным пунктом в карьере Шаляпина. Здесь он познакомился с антрепренером М. В. Аентовским и, поступив в его оперную труппу, уехал в Петербург. Спустя год он уже пел на сцене Мариинского театра, где, однако, его дарование не было должным образом оценено. Он вспоминал о своем первом сезоне в качестве артиста Императорских театров:

«Мне не давали петь. Я спел только Руслана и пошабашил… Это очень тревожило меня…»

Казенная сцена разочаровывала казенным отношением. «Мне противно было ходить в театр, — признавался Федор Иванович, — из-за отношения начальства к артистам. Я был уверен, что артист — свободный, независимый человек. А здесь, когда директор являлся за кулисы, артисты вытягивались перед ним, как солдаты, и пожимали снисходительно протянутые им два директорских пальца, слащаво улыбаясь. Раньше я видел такое отношение только в канцеляриях». Завести товарищей между актеров Шаляпину не удавалось, за кулисами он чувствовал себя чужим. «Я вдруг дошел до какого-то распутья… Что-то необходимо было для меня, а что? — я не знал».

Детские годы

Фёдор появился на свет 1 февраля 1873 года в городе Казани. Отец певца, Иван Яковлевич Шаляпин, был крестьянином, родом из Вятской губернии. Мать, Евдокия Михайловна (девичья фамилия Прозорова), тоже была крестьянкой из Кумёнской волости, где располагалась в то время деревня Дудинцы. В селе Вожгалы в церкви Преображения Господня Иван и Евдокия повенчались в самом начале 1863 года. И только через 10 лет у них родился сын Фёдор, позже в семье ещё появились мальчик и девочка.

Отец трудился в земской управе в должности архивариуса. Мама занималась тяжёлым поденным трудом, мыла у людей полы, стирала бельё. Семья была бедная, денег на жизнь хватало с трудом, поэтому Фёдора с ранних лет начали обучать различным ремёслам. Мальчика отдавали на обучение к сапожнику и токарю, резчику по дереву, столяру, переписчику бумаг.

Также с ранних лет стало понятно, что у ребёнка отменный слух и голос, он частенько подпевал маме красивым дискантом.

Сосед Шаляпиных, церковный регент Щербинин, услышав пение мальчугана, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет мальчик начал петь в церковном слободском хоре, а также на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца Федя пел бесплатно, а потом ему было положено жалование в 1,5 рубля.

Уже тогда его голос не оставлял равнодушных слушателей, позже Фёдора приглашали петь в церкви соседних деревень. А ещё у него была мечта – играть на скрипке. Отец купил ему инструмент на барахолке за 2 рубля, и мальчик самостоятельно начал учиться тянуть смычок.

Один раз отец пришёл домой сильно пьяный и выпорол сына неизвестно за что. Мальчик от обиды убежал в поля. Лёжа на земле у озера, он горько рыдал, а потом ему вдруг захотелось петь. Затянув песню, Фёдор почувствовал, что стало легче на душе. А когда замолчал, ему показалось, что песня ещё где-то летает рядом, продолжает жить…

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Начало театрального пути

Когда юноше было 15 лет, он обратился к театральному руководству с просьбой прослушать его и принять в качестве хориста. Но в этом возрасте у Фёдора начал меняться голос, и во время прослушивания спел он не очень хорошо. Шаляпина не приняли, но это никак не повлияло на его любовь к театру, она только крепла с каждым днём.

Наконец в 1889 году его приняли статистом в драматическую труппу Серебрякова. В начале 1890 года Шаляпин впервые выступил как оперный певец. Это был «Евгений Онегин» Чайковского П. И., партия Зарецкого. А уже осенью Фёдор уехал в Уфу, где поступил в местную опереточную труппу, во многих спектаклях ему доставались небольшие роли:

  • Стольник в «Гальке» Монюшко;
  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

А когда закончился театральный сезон, в Уфу приехала малороссийская странствующая труппа, Фёдор примкнул к ней и поехал гастролировать по российским городам, на Кавказ и в Среднюю Азию.

В Тифлисе произошло знакомство Шаляпина с профессором Дмитрием Усатовым, когда-то служившим в Императорском театре

Эта встреча оказалась жизненно важной для Фёдора, профессор предложил ему остаться на обучение, причём денег за это с него не потребовал. Более того, он не только поставил голос юному дарованию, но и помогал ему материально

И в начале 1893 года Шаляпин дебютировал в Тифлисском оперном театре, где проработал почти год, исполняя первые басовые партии.

В конце 1893 года Фёдор переехал в Москву, а в следующем году в столицу Санкт-Петербург

Начинающий актёр, его прекрасный голос, правдивая игра и потрясающей выразительности музыкальная декламация обратили на себя внимание и публики, и критиков

В 1895 году Фёдора Ивановича приняли в Мариинский театр.

Шаляпин революции он «не принял»

Революции он «не принял», как писали, словно бы соболезнуя, в советских биографиях о каком бы то ни было выдающемся — настолько, чтоб нельзя было вовсе не писать, — эмигранте. Да и не мог принять — со своим простодушным стяжательством, привычкой после бани съесть два фунта икры с калачами, неуменьем жить «в поклоне». Ведь прежде-то поклониться требовалось лишь иной раз, а теперь изволь во все дни расшаркиваться перед «победившим пролетариатом» с его уязвленным взглядом сквозь прицел: «Царю пел, а нам не хочешь?»

Словом, Шаляпин оказался в положении многих. До октября 1917-го либеральничали почти все — кто искренне, кто от несварения, кто по привычке ворчать. А после октября оказалось вдруг, что вышло как-то не так, как нужно… В 1922 году Народный артист Республики (дали-таки в 1918-м) уехал гастролировать за границу и с тех пор в советскую Россию не возвращался. Весной 1938 года он умер в Париже от лейкоза. Последний раз он выступал на публике в июне 1937 года, и это был трагический концерт: великого певца
спасало только отточенное исполнительское мастерство, совершенное интонирование, дар жеста. Шаляпинского голоса уже не было.

Бунин вспоминал, как незадолго до смерти Шаляпина они вместе переслушивали записанные им пластинки, и тот «слушал самого себя со слезами на глазах, бормоча:

— Неплохо пел! Дай Бог так-то всякому!

Эмиграция и смерть

В 1922 году певец уехал на гастроли в США, откуда уже больше никогда не вернулся в Россию. На родине его лишили звания Народного артиста.

Летом 1932 года он снялся в звуковом кино, где сыграл Дон Кихота. А в 1935─1936 годах состоялись его последние гастроли, он дал 57 концертов в Японии и Китае, Маньчжурии и на Дальнем Востоке.

Весной 1937 года врачи диагностировали у Шаляпина лейкоз. Через год, 12 апреля 1938 года, он умер в Париже на руках своей второй жены. Его похоронили на кладбище Батиньоль. В 1984 году прах певца перевезли из Франции в Россию. В 1991 году было отменено постановление о том, чтобы лишить Шаляпина звания Народного артиста.

Фёдор Иванович вернулся на Родину…

Побои, поцелуи и Максим Горький

Будущая легенда мировой оперной сцены родилась в 1873 году, в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жизнь семьи была непростой — вдобавок к бедности, отец семейства, служивший писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей. Впрочем, сам Шаляпин вспоминал отца не только в негативном ключе:

«Волосы у него были мягкие и всегда хорошо причесаны — такой красивой прически я ни у кого больше не видел. Приятно мне было гладить его волосы в минуты наших ласковых отношений. Носил он рубашку, сшитую матерью, мягкую, с отложным воротничком и с ленточкой вместо галстук.

Иван Шаляпин, отец певца. Фото — Википедия

Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет, летит.

Он был добряк и в высшей степени откровенный человек. Но в минуту гнева он был лют и страшен. В такие минуты я любил к нему присматриваться и… нашел мотивы для грима Иоанна Грозного».

Федор Шаляпин в образе Ивана Грозного. Фото — РИА Новости

Певец отмечал, что сама судьба отвращала его от получения «нормальной» профессии. Из частной школы его исключили за поцелуи с одноклассницей, а ремесленное училище пришлось покинуть из-за болезни матери. Сценическая же перспектива возникла перед Шаляпиным в 9 лет — мальчика приняли в церковный хор. Талантливому ребенку даже удавалось зарабатывать деньги на свадьбах и похоронах.

В 12 лет Шаляпин попал в театр — на спектакль «Русская свадьба». Это окончательно определило судьбу мальчика: «И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка…».

Даже первые неудачи в профессии для Шаляпина получились какими-то ярко-театральными. Так, 15-летнего юношу как-то отсеяли на прослушивании в хор из-за начавшейся ломки голоса. А вместо него приняли какого-то долговязого 19-летнего парня, с «окающим» говором. Шаляпин писал, что ту неудачу запомнил на всю жизнь, а долговязого конкурента надолго возненавидел.

Спустя годы в Нижнем Новгороде Федор Иванович познакомился и подружился с писателем Максимом Горьким. Какого же было удивление артиста, когда, услышав рассказ, Горький рассмеялся: «Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого».

Федор Шаляпин и Максим Горький в 1901 году. Фото — РИА Новости

Ярким выдался и театральный дебют Шаляпина. Ему поручили бессловесную роль кардинала, возглавляющего процессию. Шаляпин очень волновался и объяснял младшим статистам: «Следуйте за мной и делайте все так же, как я!»

Едва выйдя на сцену, начинающий артист в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул на пол. Но это было лишь полбеды — сопровождавшая кардинала свита решила, что так и надо, и тоже упала! Шаляпин пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии — бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену. А за ним, также подрагивая, ползла свита. Едва «кардинал» оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, от души пнув будущее украшение русской сцены.

Биография Фёдора Шаляпина о главном

Шаляпин Федор Иванович (1 февраля 1873 г. – 12 апреля 1938 г.)

Самый известный русский бас Шаляпин прожил 65 лет, на протяжении всей своей жизни не переставая заниматься творческой деятельностью: он успел и сняться в кино, и создать мемуары, и написать несколько картин, и, разумеется, постоянно исполнять партии различных героев в оперных театрах по всему миру.

Детство Федора Ивановича

Сын бедных русских крестьян, Ивана и Евдокии, с детства любил петь, чем и занимался в церковном хоре, зарабатывая на жизнь пением на венчаниях и поминках. Отец, надеясь пристроить сына к полезной работе, попеременно отдавал его обучаться к столяру, переплетчику, токарю… Но Федор, впервые побывавший на театральной постановке в десятилетнем возрасте, твердо решил работать артистом.

Путь к славе

До осени 1890 г. Шаляпин проживал в Казани, где сначала работал в театре статистом, а уже в марте 1890 г. он выступил с дебютной ролью в опере «Евгений Онегин». Затем в этом же театре занимался хоровым пением.

Уехав жить осенью 1890 г. в Уфу, семнадцатилетний юноша поступил на работу в труппу Семенова-Самарского, где ему изредка поручали мелкие роли, а затем вместе с группой артистов под командованием Г. И. Деркача долгое время странствовал и, наконец, оказался в Тифлисе. Здесь молодому дарованию встретился знаменитый Дмитрий Усатов, который безвозмездно давал Шаляпину уроки пения и помог достичь красивого баса. До 1893 г. он играл небольшие и незначительные роли в театре Тифлиса.

В 1894 г., после почти года жизни в Москве, Федор Иванович оказался в столице, где работал в Панаевском театре. Здесь его талант наконец-то был замечен, и уже в 1896 году знаменитый меценат Мамонтов пригласил его на работу в свой театр, после четырех лет работы в котором Шаляпин приобрел невероятную известность на всю столицу.

В это же время (а именно в 1898) Федор Иванович обвенчался с балериной итальянского происхождения Иолой Торнаги.

Расцвет карьеры

В 1901 г. молодой певец с успехом выступил в миланской опере «Ла Скала», в 1907-1908 гг. объездил с гастролями разные страны Америки. Все остальное время до выезда из России (1922 год) он метался между двумя крупнейшими театрами России – Мариинским и Большим.

В 1915 г. Федор успешно сыграл жестокого правителя в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный», а через два года под его руководством как режиссера были поставлены постановки «Дон Карлос» и «Русалка», после чего Советское руководство удостоило его звания Народного артиста Республики.

Вне СССР

В 1922 г. Шаляпин и Мария Петцольд, с которой он жил с 1906 года, уехал выступать за границу. Семья поселилась в Париже. Сам же певец часто выезжал и в другие страны (в Англию, Италию, США), но больше никогда не видел Родину: 24 августа 1927 г. Шаляпину запретили возвращаться в СССР и отобрали почетное звание Народного артиста. Оно было возвращено Федору Ивановичу только в 1991 году, когда он уже полвека как был мертв.

Вне СССР Шаляпин продолжил активную творческую деятельность: сыграл благородного рыцаря в картине «Приключения Дон Кихота», в 1935-1936 гг. отправился гастролировать по Дальнему Востоку, где дал более 50 выступлений.

В 1937 г. у Шаляпина обнаружилась лейкемия. 12 апреля 1938 г. он умер. Пышные похороны прошли на кладбище Батиньоль. Осенью 1984 г., после получения согласия на перезахоронение от сына Федора Федоровича, тело перевезли в Москву.

6 класс

Интересные факты и даты из жизни

Первый успех Шаляпина

Тяжелый во всех отношениях сезон 1895—1896 годов кончился, и Шаляпин уехал на выставку в Нижний Новгород в составе труппы С. И. Мамонтова. Мамонтов, имевший исключительный художественный «нюх», сразу оценил Шаляпина и предложил ему бросить Петербург и перейти в Москву, в его собственную труппу, на 7 200 рублей в год — с тем чтобы неустойку Императорскому театру выплатить пополам.

Доверие Мамонтова к Шаляпину было велико:

А вот свидетельство самого Шаляпина:

«Мне никто не мешал, меня не били по рукам, говоря, что я делаю не те жесты. Никто не внушал мне, как делали то или это Петров и Мельников. Как будто цепи спали с души моей».

Значительное влияние на становление Шаляпина-артиста оказали новые знакомства — с художниками, писателями, композиторами, критиками. Они отчасти помогли ему преодолеть недостаточность полученного образования, которую сам певец остро чувствовал. Конечно, в большей степени он играл «чутьем», и оно у него было в действительности гениальным. Но возможно ли недооценивать, например, собеседования с В. О. Ключевским при подготовке партий в «исторических» операх — «Хованщине», «Псковитянке», «Борисе Годунове»?

Без преувеличения, именно мамонтовская Частная опера сделала Шаляпина — Шаляпиным. К нему пришли мастерство, уверенность в своих силах, слава. Но слава, как часто и бывает, не оказала облагораживающего действия на его натуру, напротив — проявила в ней «всячинку», по выражению В. А. Серова. И произошло это изумительно скоро. Константин Коровин вспоминал, как однажды Шаляпин кричал в его мастерской при Врубеле и Серове:

Когда в 1899 году Мамонтов разорился и был арестован, Шаляпин не пришел его проведать (впрочем, в мемуарах спустя тридцать лет писал о нем благодарно). Эпоха Частной оперы в его жизни кончилась, он вернулся на сцену Императорских театров, но теперь уже сам диктовал условия.

Начало творческого пути

В 1889 г. Шаляпин стал членом драматической труппы В. Б. Серебрякова. Весной 1890 г. состоялось первой сольное выступление артиста. Шаляпин выступил с партией Зарецкого в опере П. И. Чайковского, Евгений Онегин.

Осенью этого же года Федор Иванович перебрался в Уфу и поступил в хор опереточной труппы С. Я. Семенова-Самарского. В опере С. Монюшко Галька 17-летний Шаляпин заменил заболевшего артиста. Этот дебют принес ему известность в узком кругу.

В 1893 г. Шаляпин стал членом труппы Г. И. Деркача и перебрался в Тифлис. Там произошло его знакомство с оперным певцом Д. Усатовым. По совету старшего товарища, Шаляпин всерьез занялся своим голосом. Именно в Тифлисе Шаляпин исполнил свои первые басовые партии.

В 1893 г. Шаляпин переехал в Москву. Через год он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в оперную труппу М. В. Лентовского. Зимой 1894-1895 гг. присоединился к труппе И. П. Зазулина.

В 1895 г. Шаляпина пригласили в состав питерской оперной труппы. На сцене Мариинского театра Шаляпин выступал в ролях Мефистофеля и Руслана.

Адреса[править | править код]

Дача Шаляпина в Кисловодске

В Санкт-Петербурге

  • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1899 — Колокольная улица, 5;
  • 1901 — конец 1911 — меблированные комнаты О. Н. Мухиной, Большая Морская улица, 16;
  • 1909 — меблированные комнаты в квартире Животовских, Набережная Крюкова канала, 10;
  • конец 1911 — весна 1912 — доходный дом на Литейном проспекте, 45;
  • лето 1912 — осень 1914 — Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 — 22 июня 1922 — Пермская улица, 2, кв. 3. Собственный дом Шаляпина в Петрограде. Занимал с семьей второй этаж дома. В апреле 1975 г. на этом месте был открыт первый Мемориальный музей Ф. И. Шаляпина. В экспозиции музея представлен оригинальный портрет Федора Шаляпина кисти Бориса Кустодиева.

В Москве

Памятник на могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище, 2019 Шаляпин впервые оказался в Москве в начале лета 1894 года, когда в театральном бюро Е. Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 года Шаляпин жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), затем — в доме № 9 по Большому Чернышевскому переулку. Примерно год спустя он переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, после чего в 1904 году поселился в 3-м Зачатьевском переулке, в доме № 3. Здесь в его семье вскоре после переезда родился сын Борис, а в следующем году — двойняшки Фёдор и Татьяна. Этот дом находился в аварийном состоянии, пока в 2020 году, после судебных слушаний, не началась его активная реставрация. Следующим адресом Шаляпина в Москве стал особняк на Новинском бульваре, где сегодня находится его Дом-музей.

В Плёсе

В 1910 году Шаляпин впервые приехал в Плёс, который ему так понравился, что в его окрестностях он выкупил пустошь Хмельницы. Приезжал туда в июне и в сентябре 1912 года вместе с архитектором И. Кузнецовым[источник не указан 1125 дней

], подготовившим план будущего дома, который и был построен к 1914 году по соседству с имением С. А. Шулепникова «Утешное». В августе 1922 года дача Шаляпина была представлена к муниципализации Середским УИК , но муниципализация этой дачи не была утверждена главным управлением коммунального хозяйства, в 1924 году имение всё же было муниципализировано, в нём разместился дом отдыха.

2. Память о Шаляпине

  • В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.
  • 8 февраля 1982 года в Казани, на родине Федора Шаляпина, открылся первый оперный фестиваль его имени. За небольшое время фестиваль приобрел статус всероссийского и международного. Сегодня принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. Шаляпинский оперный фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
  • 29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.
  • 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский).
  • 29 августа 1999 года в Казани у колокольни церкви Богоявления установлен памятник Ф. И. Шаляпину (скульптор И. Башмаков). Памятник стоит во внутреннем дворе отеля «Шаляпин», который находится рядом с колокольней в старом отреставрированном особняке. В феврале 1873 года в церкви Богоявления был крещён Ф. И. Шаляпин.
  • Памятник Шаляпину установлен также и в Уфе.
  • Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

2.1. Галерея

  • Портреты Шаляпина
  • Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина, 1903 год

  • Портрет работы Б. М. Кустодиева.

  • Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея («Хованщина»), сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911 год)

  • Портрет Ф. И. Шаляпина на почтовой марке СССР 1965 год, посвященной 100-летию со дня рождения художника Серова В. А.

Творчество

Ф. И. Шаляпин лепит свой портрет.

Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра. Современники отмечали превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Партнёрами певца в разные годы были: А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов,П. Журавленко, E. Збруева, Э. Карузо, К. Держинская, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, Г. Угринович, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев, А. Шеманский.

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Максим Горький отговорил Шаляпина от политической деятельности и членства в какой-либо политической партии, считая, что он не должен растрачивать свой талант на партийную суету.

Роли в кино

  •  — Иван Грозный, «Царь Иван Васильевич Грозный»
  •  — Дон Кихот, « — Дон Кихот (нем.)русск.» (режиссёр Георг Вильгельм Пабст)

Детство и юность

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Его родители были приезжими крестьянами. Отец Иван Яковлевич переселился из Вятской губернии, он занимался необычной для крестьянина работой – служил писчим в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна была домохозяйкой.

Федор Шаляпин с отцом и братом

В детстве у маленького Феди заприметили красивый дискант, благодаря чему он был отправлен в церковный хор певчим, где и получил основы знаний музыкальной грамоты. Помимо пения в храме, отец отдал мальчика на обучение к сапожнику.

Закончив несколько классов начального образования с отличием, юноша отправляется на работу помощником писаря. Эти годы потом Фёдор Шаляпин будет вспоминать как самые скучные в его жизни, ведь он был лишен главного в его жизни — пения, так как в это время его голос переживал период ломки. Так бы и шла по накатанной карьера юного архивариуса, если бы однажды он не попал на представление Казанского оперного театра. Магия искусства навсегда захватила сердце юноши, и он решается на смену деятельности.

Федор Шаляпин в молодости

В 16 лет Фёдор Шаляпин с уже оформившимся басом проходит прослушивание в оперный театр, но с треском проваливает его. После этого он обращается в драматический коллектив В. Б. Серебрякова, в который его берут на должность статиста.

Постепенно молодому человеку стали поручать вокальные партии. Уже через год Фёдор Шаляпин исполнил партию Зарецкого из оперы «Евгений Онегин». Но в драматической антрепризе он долго не задерживается и уже спустя пару месяцев устраивается хористом в музыкальную труппу С. Я. Семёнова-Самарского, с которой уезжает в Уфу.

Знаменитый бас Федор Шаляпин

По-прежнему Шаляпин остаётся талантливым самоучкой, который после нескольких комически провальных дебютов обретает сценическую уверенность. Молодого певца приглашают в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача, с которым он совершает ряд первых поездок по стране. Путешествие приводит Шаляпина в конечном счёте в Тифлис (ныне – Тбилиси).

В столице Грузии талантливого певца замечает педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он берет на полное обеспечение небогатого юношу и занимается с ним. Параллельно с уроками Шаляпин работает исполнителем басовых партий в местном оперном театре.

Интересные факты

  • В жизни Ф. И. Шаляпина было немало интересных, забавных фактов. В юности он пробовался в один и тот же хор вместе с М. Горьким. Шаляпина руководители хора “забраковали” по причине мутации голоса, предпочтя его нагловатому конкуренту. Обиду на гораздо менее даровитого, по его мнению, конкурента Шаляпин сохранил на всю жизнь.
  • Познакомившись с М. Горьким, он рассказал ему эту историю. Удивленный писатель, весело смеясь, признался, что конкурентом в хор, которого вскоре выгнали из-за отсутствия голоса, был именно он.
  • Сценический дебют юного Шаляпина был достаточно оригинальным. В то время он был главным статистом, и на премьере спектакля выступал в бессловесной роли кардинала. Вся роль заключалась в величественном шествии через всю сцену. Свиту кардинала играли младшие статисты, которые очень волновались. Репетируя, Шаляпин велел им на сцене делать все в точности, как и он.
  • Выйдя на сцену, Федор Иванович запутался в мантии и упал. Думая, что так и надо, то же самое сделала и свита. Эта “куча мала” проползла по сцене, сделав трагическую сцену невероятно смешной. За это взбешенный режиссер спустил Шаляпина с лестницы.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий