Сообщение о скрипке кратко. «краткая история появления скрипки

Сообщение о скрипке кратко. «Краткая история появления скрипки

Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.

Названия скрипки на других языках:

  • violino (итальянский);
  • violon (французский);
  • violine или geige (немецкий);
  • violin или fiddle (английский).

К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари, Никколо Амати и Джузеппе Гварнери.

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Скрипка — исконно русский народный инструмент

Были времена, когда без скрипки
ни одна русская свадьба не обходилась. Вообще, музыкантами на Руси называли только исполнителей на смычковых
инструментах, и музыкой называлась игра на скрипке, или игра инструментального ансамбля с участием скрипки…
Остальные исполнители назывались — трубачи, лирники, литаврщики и т. д., и музыкантами не считались…
Почему же сегодня об этом помнят только редкие специалисты?

История — к точным наукам отношения не
имеет. Периодически её переписывают по тому или иному поводу, и даже совсем без оного. Ответственный человек,
рассуждая о прошлом, не рискнёт утверждать что-либо безапелляционно, даже если речь идёт о событиях
пятидесятилетней давности. А что говорить об
истории средних веков или ещё более ранней? Дошедшие до нас свидетельства допускают массу вариантов интерпретации.
Порядочные историки каждое положение своих трудов должны бы по-хорошему начинать со слов «я думаю», «можно
предположить», «существует гипотеза» и т. д. Почему-то они так делают не часто. Плюс к тому, всегда
существует что-то, что мешает историку быть
чистым профессионалом —
«классовое чутьё», «политкорректность», его личные симпатии и т. д. и т. п.

Исходя из этого, я предлагаю просто
обратить внимание на некоторые факты и умозаключения, которые, надеюсь, помогут изменить пока что
общепринятые, но далеко не бесспорные, мягко говоря, взгляды на историю скрипки. По этой теме даже весьма эрудированные скрипачи
говорят о каких угодно странах (Италия, Греция, Индия, Китай и пр.), но только не о России, в большинстве своём искренне
считая, что скрипка пришла к нам, возникнув в результате «мутаций» существовавших в начале XVI века на
территории Италии инструментов-предков, и уже будучи доведена «до ума» великими итальянскими мастерами.. Соответствует ли действительности то, что кажется таким очевидным? И какова настоящая история скрипки?

Соответствует ли действительности то, что кажется таким очевидным? И какова настоящая история скрипки?

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Преображение скрипки

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.

Страдивари

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Как устроено изделие?

  • В процессе игры верхняя дека резонирует с другими частями музыкального инструмента, так создается звук. А чтобы звук был ярким и выразительным, деку делают максимально тонкой. Если скрипка дорогая, изготовлена именитым мастером, толщина верхней деки равна всего 2 мм.
  • Нижняя дека, напротив, прочная и толстая (в сравнении с верхней). Порода, из которой ее делают, должна подходить обечайкам, которые соединяют две деки.
  • Обечайками называют боковые элементы инструмента, размещенные между двумя описанными деками. Они делаются из того же дерева, что и нижняя дека. Вся система фиксирована не только на клей, но и на небольшие колодки, что делает инструмент конструкционно более прочным. Колодки называют клотцами, они устроились в самом корпусе.
  • Внутри скрипки также есть басовая балка, она ответственна за передачу вибраций корпусу, благодаря ей верхняя дека приобретает большую жесткость.
  • Также на корпусе инструмента можно увидеть два выреза F-образной формы, их так и называют, эфами. Недалеко от правового выреза находится душка. Это не просто деталь, это одна из важнейших частей скрипки. Деревянная балочка, ставшая распоркой между двумя деками, к тому же передает вибрацию. Габариты и материал этого элемента влияют на голос скрипки. Лишь мастер-эксперт знает, где и как расположить душку так, чтобы звучание было идеальным.
  • Струнодержатель (подгрифок) раньше был деревянным, сейчас все больше – пластиковый. Его задача в общем устройстве – закреплять струны на нужной высоте. Иногда на нем есть машинки, которые облегчают инструментальную настройку. Раньше скрипку настраивали только колками, которые далеки от идеальной точности настроек.
  • На передней части корпуса разместилась шейка инструмента, под ней и находится рука играющего. На шейке закреплен гриф (так называют округлую деревянную либо пластиковую поверхность, к которой прижаты струны). Форма грифа продумана так, чтобы струны не пересекались в игровом процессе. Помощницей здесь оказывается подставка, что поднимает струнный комплект над грифом.
  • На верхнем порожке есть струнные бороздки. Порожек устроился в конце грифа, он служит разделителем струн перед их попаданием в колковую коробку. В этой коробке имеются колки – ответственные за настройку.
  • Важнейшая часть «королевы оркестра» – струны. Сегодня их могут изготавливать из синтетики, но древняя скрипка своим невероятным звучанием была обязана овечьим кишкам. Звучит не так лирично, как игра самой скрипки, но это факт. Кишки хорошенько сушили, обрабатывали, плотно скручивали для образования струны. Современные струны из синтетики, к слову, по извлекаемому звуку родственны с жильными прародителями. Делают и стальные струны, создают их и из драгметаллов.
  • Струн всего четыре, и они всегда настроены на Ми, Ля, Ре и Соль. У каждой струны есть свой тембр, что дает инструменту возможность так здорово передавать эмоциональную палитру.
  • Смычок – этот прибор состоит из трости и натянутого на нее волоса. И он также влияет на звук.

Настоящая история скрипки

Посмотрим на фреску из северной башни киевского Софийского Собора начала одиннадцатого века.
На ней — скоморох, играющий на инструменте, который вполне мог быть прародителем скрипки.
В западноевропейских странах в это время играли лишь на щипковых и духовых

Обратим внимание на прямой смычок и прижатый к плечу инструмент. До этого ни в одной культуре мира так
не играли

Инструмент располагали на коленях, держали вертикально, но нигде и никогда не держали его так,
как держат его современные скрипачи и русский скоморох на древней фреске. А самые ранние изображения такой
скрипки с таким смычком в Италии — относятся к XVI веку. До этого все пользовались дугообразным смычком.
Кроме того, древнерусские прародители скрипки имели квинтовый строй, что тоже говорит в их пользу.

У славянских народов было много
похожих инструментов — смык, гудок, скрипель, скрыпица и т. д. Куда же они вдруг
исчезли? Почему их исчезновение на Руси предшествует появлению скрипки в Италии? Как так случилось, что
русскими народными инструментами стали считать балалайку и гармонь, появившиеся только в XVIII веке?

Начиная с конца XV века тогдашние власти начинают серьёзную борьбу со скоморохами, победу в которой в 1648 году царь Алексей Михайлович ознаменовал
указом, в котором говорится: “А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские
сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь”. Скоморохам пришлось искать
пристанище в других странах, русские пра-скрипки не появляются в исторических документах,
потому как исключаются из быта власть имущих, оставаясь в ходу только среди простого народа.
Время было такое. Можно, конечно, посожалеть о том, что не в меру рьяным защитникам Веры
не пришло в голову бороться именно с язычеством, а не с инструментами, посредством которых можно, между прочим,
и Единого Бога славить — это ведь зависит от того, что в голове у исполнителя.
Однако — всё относительно. В «цивилизованной» западной Европе в те времена
вовсю гуляла Инквизиция, и на кострах жгли не музыкальные инструменты, а людей…

А вот Пётр I гудошников любил,
брал на службу, платил неплохие деньги, крестил их детей и гулял на их свадьбах… Вообще, на Руси и в других славянских государствах (как, впрочем, и во многих других неславянских культурах) традиционно без скрипача на свадьбе не обходились…

Однако скрипка,
усовершенствованная итальянцами, вскоре возвращается туда, откуда вышла. Со второй половины XVIII века в России появляется плеяда
блестящих скрипачей-виртуозов. Хандошкин, Рачинский, Семёнов, Поляков, Львов, Дмитриев-Свечин, Щепин,
Афанасьев и др. были известны далеко за пределами нашей страны. Кроме того, скрипка была широко популярна и в народной среде — как в средней России, так и в Белоруссии, на Украине, среди казаков и т. д. и т. п.

Если бы история нашей страны
была более спокойной,
скоморохи сегодня играли бы примерно так:

Скрипка

06-11-2018

Скрипка впервые была сделана в Италии в XVI веке вместе с альтом и виолончелью. Первые документально подтвержденные сведения об этом инструменте дошли до нас благодаря рисункам Гуаденцио Феррари 1530-х годов.

Сколько струн у скрипки

Изначально у первых прототипов, таких как ребек было всего 3 струны, сейчас каждый школьник знает сколько струн у скрипки – их 4. В процессе усложнения создаваемых музыкальных произведений и эволюции музыки, конструкция с четырьмя струнами была признана максимально отвечающей потребностям и возможностям музыкантов.

История возникновения

История возникновения струнных инструментов в Европе берет свои корни от византийской лиры IX века нашей эры. Скорее всего струнно-смычковый инструмент скрипка стал продуктом эволюции других струнных инструментов XV – XVI веков, таких как ребек, лира и средневековый альт. Окончательные современные черты инструмент приобрел уже в XVII веке благодаря знаменитым мастерам, таким как:

  1. Антонио Страдивари;
  2. Якоб Штайнер;
  3. Семья Амати.

В процессе эволюции музыкальных изделий появилось 2 подвида струнно-смычковых инструментов: одни были для ног (стояли на полу, например, виолончель), другие, такие как скрипа и альт. были предназначены для того, чтобы держать их в руках.

Эволюция формы в XVI – XIX веках

В период с XVI по XIX век музыкальный инструмент скрипка притерпел несколько важных изменений во внешнем виде.

  • В XIX веке был удлинен гриф, чтобы можно было извлекать более высокие ноты.
  • С повышением популярности исполнения музыкальных произведений большими оркестрами, чтобы усилить звук скрипки, был слегка увеличен наклон грифа.
  • Так как тон инструмента увеличился, в XIX веке были модифицированы и доработаны практически все старые модели, чтобы соответствовать современному звучанию.
  • Был добавлен мостик на деке для удобной фиксации во время игры.

В конце XIX, начале XX веков основным местом производства была Западная Европа, в частности территории современной Франции, Германии и Чехии. Сейчас множество недорогих вариантов производится в Китае.

Примерно в то же время, когда появилась электрогитара, появилась и электроскрипка, созданная по тому же принципу. Это позволило упростить процесс записи музыки и применять скрипичные инструменты в большем количестве музыкальных жанров.

Игра на скрипке

Многие люди считают, что игра на скрипке – это сложно. Да, несомненно, обучение будет тяжелым, особенно базовое. Оно займет достаточное количество времени и потребует усердной ежедневной практики.

Но на каком-то этапе обучаться скрипке или другому струнному инструменту станет одинаково легко (или сложно) в зависимости от настроя.

Обычно это происходит на уровне общего количества практических занятий превышающего 2000 – 3000 часов.

Виртуозные музыканты отыгрывают не менее 10000 часов практики прежде чем считаться мастерами своего дела. Это правило справедливо ко всем. Невозможно играть только благодаря таланту. Талант может помочь, но практика сделает из вас хорошего скрипача.

Тайна лака Страдивари

Что же за лак смыли со скрипки великого мастера невежественные похитители? В чем секрет лака Страдивари и других старых итальянских мастеров? Известно лишь, что этот лак (вернее, несколько его видов, у каждого мастера свой) отличался особыми свойствами, повторить которые не удалось еще никому.

Многие специалисты считают причиной упадка скрипичного искусства исчезновение бальзамной сосны и «драконовой крови» – прозрачной темно-красной смолы, растворимой в эфирных маслах. Утверждается, что старые итальянцы добывали лаки и из сандала и шафрана.

Помимо лака, и само дерево, конечно, было также важным компонентом. Французский ученый Жак Савар доказал, что скорость распространения звука в еловой древесине превышает таковую в воздухе в 15 раз. На нижнюю деку брали обычно клен. Черное дерево шло на гриф… Но за два века почти полностью исчезли «музыкальные» леса.

Тот же Вильом в поисках нужного дерева вынужден был разъезжать по рынкам и скупать старые столы и скамейки. Словом, сколько бы ни «препарировали» старинные скрипки, сколько бы их тайн и секретов ни угадывали, превзойти и даже просто скопировать их чудесное звучание пока не получилось ни у кого. Да и разве можно повторить волшебство?

Андрей Быстров, “Softmixer“

Янин Янсен

Нидерландская скрипачка Янин Янсен родилась в 1978 году, а музыкальный инструмент впервые взяла в руки в 6 лет. Учителям сразу стало ясно, что перед ними настоящий талант, так как девочка невероятно быстро освоила азы и начала играть сложные партии.

Участвуя в конкурсах, где она регулярно занимала призовые места, Янин постепенно выросла и ее пригласили на большую сцену.

В 2001 году состоялся ее дебют: вместе с Шотландским Национальным оркестром она исполнила Скрипичный концерт Брамса.

Ее талант был неоднократно отмечен престижными наградами: премия от министерства культуры Нидерландов, премия Эдисона, «Эхо-Классик» и т.д.. Также радио Би-Би-Си дважды (в 2002 и 2004 годах) признавало ее «Артистом нового поколения».

Аксессуары и принадлежности

Одна из старейших скрипок современного типа. Изготовлена Андреа Амати, предположительно для церемонии бракосочетания испанского короля Филиппа II в 1559 году.

Играют на скрипке смычком, основу которого составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется (пропитывается) канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.

Есть и другие, менее обязательные, аксессуары:

  • Подбородник предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.
  • Мостик предназначен для удобства укладки скрипки на ключице. Крепится со стороны нижней деки. Представляет собой пластину, прямую или выгнутую, твёрдую или покрытую мягким материалом, деревянную, металлическую или пластиковую, с креплениями с двух сторон.
  • Звукоснимательные устройства требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств). Если звук скрипки формируется за счёт акустических свойств элементов её корпуса, скрипка является акустической, если звук формируется электронными и электромеханическими компонентами, это электроскрипка, если же звук формируют оба компонента в соотносимой степени, скрипка классифицируется как полуакустическая.
  • Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает её вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным, «носким». Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.
  • «Глушилка» — тяжёлая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
  • Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.
  • Ещё одним аксессуаром для скрипки является футляр или кофр, в котором инструмент, смычок и дополнительные аксессуары хранятся и переносятся.

Антонио Страдивари

В обоих случаях скрипка опережала своих «коллег». Периодом расцвета этого инструмента стали XVII и XVIII века. Именно в это время работал великий мастер Антонио Страдивари. Он был учеником Николо Амати. Когда Страдивари начал учиться профессии, форма и составные части скрипки были уже сформированы. Установился также размер инструмента, удобный для музыканта. Страдивари внес свой вклад в развитие искусства. Он сделал акцент на материале, из которого изготовлен корпус, и покрывающем его составе. Мастер вручную делал музыкальные инструменты. Скрипка в то время была эксклюзивной вещью. На ней играли только придворные музыканты. Часто они делали индивидуальные заказы. Страдивари знал требования и предпочтения всех ведущих скрипачей. Много внимания мастер уделял материалу, из которого изготавливал инструмент. Часто он применял древесину, бывшую в употреблении. Существует легенда, что Страдивари во время прогулки простукивал тростью заборы. Если ему нравился звук, то ученики по команде синьора Антонио выламывали подходящие доски.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.

Устройство скрипки

Скрипка имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d,a,e (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы).

Диапазон скрипки от g (соль малой октавы) до a (ля четвёртой октавы) и выше.

Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.

Верхняя и нижняя деки корпуса соединены друг с другом обечайками. Нижнюю деку делают из клена, а верхнюю из Тирольской ели. Они обе имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а так же их толщина в той или иной степени определяют силу и тембр звука.

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.

В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой жильной струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке. Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз — звук глуше, вверх — более пронзителен).

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова «душа»). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке. Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака.

Настоящая история скрипки

Посмотрим на фреску из северной башни киевского Софийского Собора начала одиннадцатого века.
На ней — скоморох, играющий на инструменте, который вполне мог быть прародителем скрипки.
В западноевропейских странах в это время играли лишь на щипковых и духовых

Обратим внимание на прямой смычок и прижатый к плечу инструмент. До этого ни в одной культуре мира так
не играли

Инструмент располагали на коленях, держали вертикально, но нигде и никогда не держали его так,
как держат его современные скрипачи и русский скоморох на древней фреске. А самые ранние изображения такой
скрипки с таким смычком в Италии — относятся к XVI веку. До этого все пользовались дугообразным смычком.
Кроме того, древнерусские прародители скрипки имели квинтовый строй, что тоже говорит в их пользу.

У славянских народов было много
похожих инструментов — смык, гудок, скрипель, скрыпица и т. д. Куда же они вдруг
исчезли? Почему их исчезновение на Руси предшествует появлению скрипки в Италии? Как так случилось, что
русскими народными инструментами стали считать балалайку и гармонь, появившиеся только в XVIII веке?

Начиная с конца XV века тогдашние власти начинают серьёзную борьбу со скоморохами, победу в которой в 1648 году царь Алексей Михайлович ознаменовал
указом, в котором говорится: “А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские
сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь”. Скоморохам пришлось искать
пристанище в других странах, русские пра-скрипки не появляются в исторических документах,
потому как исключаются из быта власть имущих, оставаясь в ходу только среди простого народа.
Время было такое. Можно, конечно, посожалеть о том, что не в меру рьяным защитникам Веры
не пришло в голову бороться именно с язычеством, а не с инструментами, посредством которых можно, между прочим,
и Единого Бога славить — это ведь зависит от того, что в голове у исполнителя.
Однако — всё относительно. В «цивилизованной» западной Европе в те времена
вовсю гуляла Инквизиция, и на кострах жгли не музыкальные инструменты, а людей…

А вот Пётр I гудошников любил,
брал на службу, платил неплохие деньги, крестил их детей и гулял на их свадьбах…
Вообще, на Руси и в других славянских государствах (как, впрочем, и во многих других неславянских культурах) традиционно без скрипача на свадьбе не обходились…

Однако скрипка,
усовершенствованная итальянцами, вскоре возвращается туда, откуда вышла. Со второй половины XVIII века в России появляется плеяда
блестящих скрипачей-виртуозов. Хандошкин, Рачинский, Семёнов, Поляков, Львов, Дмитриев-Свечин, Щепин,
Афанасьев и др. были известны далеко за пределами нашей страны.

Если бы история нашей страны
была более спокойной,
скоморохи сегодня играли бы примерно так. 😉

Остальное можно додумать-допредполагать самостоятельно.

А если захочется изучить историю скрипки
подробней — рекомендую прочесть:

  • И. Ямпольский — Русское скрипичное искусство: очерки и материалы. — М., 1951
  • Г. Анфилов — Соперники Страдивари — журнал «Знание — сила», №2, 1961

Да и в интернете можно много чего интересного нарыть. Стоит только захотеть…

P. S. К сожалению, до сих пор не потеряли актуальность слова И. Ямпольского, написанные более полувека назад:
«Нужно решительно отвергнуть различные версии … о якобы несамостоятельном характере русской скрипичной школы, о том, будто история русского скрипичного искусства начинается с открытия консерваторий, что до этого времени национальной скрипичной культуры в России вообще не существовало. Эти версии распространялись для того, чтобы скрыть действительные достижения русского музыкального искусства, его влияние на мировую музыкальную культуру…
… Извращая подлинную историю русской музыкальной культуры, подобные измышления сеяли неверие в творческие силы русского народа и порождали пренебрежительное отношение к деятельности и творчеству отечественных музыкантов.»

Хорошие новости

Друзья, буквально в канун нового 2016 года мы получили новость о том, что мастер-исследователь музыкальных инструментов
М. С. Ковальчук изготовил две скрипки и альт необычной формы.
Со слов мастера, прототипом этих инструментов явилось изображение музыкального инструмента
на фреске Софиевского Собора 11 века находящегося в Киеве. Несмотря на необычные размеры и
форму корпуса, а также особые резонансные отверстия — эфы, эти инструменты показали достаточно
хорошие звуковые качества. Таким образом, начало 2016 года ознаменовалось появлением на свет
первых потомков русско-славянской скрипки.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные произведения Моцарта или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки — в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные «коллеги».

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий