Рихард вагнер биография кратко, творчество композитора

Симфонизм Вагнера

Одной из основных идей композитора было глубокое и всестороннее раскрытие музыкального и драматического замысла произведения. Поэтому он применял различные методы художественной выразительности, расширяя существующие в те времена возможности. Принципы оперной реформы Вагнера отразились на характере оркестра.

Симфонический оркестр Рихарда Вагнера представляет собой одно из высочайших достижений музыки XIX века. Этого композитора поистине можно назвать прирожденным симфонистом. Он в значительной степени расширил возможности и тембровое разнообразие оркестра. По численности музыкантов оркестр Вагнера превосходит состав обычного в то время оркестра. Увеличилась группа медных инструментов и струнных инструментов. В некоторых операх появляется 4 тубы, басовая труба, контрабасовый тромбон, а также шесть арф. В таких монументальных произведениях, таких как цикл «Кольцо нибелунга», звучит восемь валторн.

Также Вагнер сделал огромный вклад в программный симфонизм. Его оркестр сравнивают с хором в период античности, который передавал глубокий таинственный смысл, комментируя происходящее на сцене.

Проявление таланта

Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.

Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка. Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы

Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков

Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.

Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал. С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех. Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.

Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».

[править] Отношения с евреями

Вагнер известен как убеждённый антисемит. Свои подозрения и нападки против евреев Вагнер публиковал в разных сочинениях (например, «Modern», ; «Erkenne dich selbst», ; «Heldentum und Christentum», , «Das Judentum in der Musik», ). Чем была вызвана юдофобия Вагнера, был ли его антисемитизм перфомансом или реальной ненавистью, трудно сказать. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что Вагнер в первую очередь упрекал евреев за якобы чуждый ему «эгоизм».

Во всяком случае, известно, что евреи как раз оказывали помощь Вагнеру. Например, в −1842 годах в Париже Жак Галеви, Генрих Гейне и Джакомо Мейербер оказывали Вагнеру, тогда почти никому неизвестному музыканту, поддержку (в частности, Джакомо Мейербер рекомендовал Вагнера как корреспондента в «Газет мюзикаль де Пари», поручил выполнить ряд музыкальных аранжировок, в том числе двух опер Жака Галеви, познакомил с издателем нот — евреем М. Шлезингером, ставшим покровителем Вагнера, и пр.), что не помешало Вагнеру впоследствии по антисемитским мотивам нападать на них с крайне грубыми обвинениями, хотя в своих мемуарах «Моя жизнь» он всё же писал: «Мейербер был единственной моей опорой… Ему я обязан постановкой „Летучего голландца“ в берлинском Придворном театре»; Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона говорит об этом так:

Правда, Вагнер находился в дружеских отношениях с евреем-фабрикантом Бернгардом Лезером, который был вагнеристом, одним из первых основателей «Общества Вагнера» и Байрейтского театра. Также некоторые считают, что еврейкой была первая жена Вагнера Минна Планер, на чём основано это мнение неизвестно, Английская Википедия нечего не говорит о еврейском происхождении Планер; брак был неудачным.

Главным антисемитским памфлетом Вагнера стала брошюра «Das Judentum in der Musik» (, «Еврейство в музыке», русский перевод — ). Здесь Вагнер обвинял евреев в притеснении немцев и захвате культуры, а также в подражательстве.

«Еврейскую проблему» Вагнер призывал решать по-видимому при помощи их ассимиляции: «Для еврея сделаться человеком значит, прежде всего, перестать быть евреем», а возможно и их депортации из Европы или даже уничтожения — именно он выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса — потребовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы.

В своих последующих трудах, таких как «Познай самого себя» () и «Героизм и христианство» () Вагнер заявлял о господстве евреев в экономической и культурной жизни Германии.

В 1881 году написал баварскому королю Людвигу II:

Выступил категорически против того, чтобы премьерой «Парсифаля» дирижировал Герман Леви, но ввиду того, что это был выбор короля (Леви являлся одним из лучших дирижёров своего времени), Вагнер до последнего момента требовал, чтобы Леви крестился, но тот отказался.

[править] Список произведений Рихарда Вагнера

Оперы

  • «Феи» (1833).
  • «Запрет любви, или Палермская послушница» (1836).
  • «Риенци» (1840).
  • «Летучий Голландец» (1841).
  • «Тангейзер» (1845). Вторая, парижская редакция оперы — 1861.
  • «Лоэнгрин» (1848).
  • «Кольцо нибелунга» (1848—1874, премьера 1876):
    • Пролог «Золото Рейна» (1854).
    • День первый «Валькирия» (1856).
    • День второй «Зигфрид» (1869).
    • День третий «Сумерки богов» (другие переводы: «Закат богов», «Гибель богов»; 1874).
  • «Тристан и Изольда» (1859).
  • «Нюрнбергские майстерзингеры» (1867).

Торжественная сценическая мистерия «Парсифаль» (1882).

Симфонические и хоровые произведения

  • Увертюра B-dur (1830).
  • Увертюра d-moll (1831).
  • Увертюра c-moll (1830).
  • Увертюра в форме фуги (1831).
  • Увертюра «Polonia» (1832).
  • Симфония C-dur (1833).
  • Симфония E-dur, 1-я часть (1834).
  • Кантата на Новый год для хора и оркестра (1834).
  • Увертюра «Христофор Колумб» (1835).
  • «Горный дух», музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836).
  • Увертюра «Rule Britannia» (1836).
  • Увертюра «Фауст» (1840).
  • «Братская трапеза апостолов», для мужского хора и оркестра (1843).
  • Кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843).
  • Похороный марш в память Вебера (1844).
  • «Марш Хульдигунды» (1864).
  • «Зигфрид-идиллия» (1870).
  • «Кайзеровский марш» (1871).
  • Марш для всемирной выставки в Филадельфии (1876).

Инструментальные произведения

Струнный квартет (1828).

Для фортепьяно:

  • Сонаты: d-moll (1829), B-dur (1831), A-dur (1832), E-dur (1853).
  • Фантазия fis-moll (1831).
  • Песня без слов (1840)
  • Вальс «Цюрихская возлюбленная» (1854).
  • Листок из альбома G-dur (1861).
  • Листок из альбома «У черных лебедей» (1861).
  • Полонез для фортепиано в 4 руки D-dur (1831).

Вокальные произведения

  • Сцена и ария (1832).
  • 7 пьес к «Фаусту» Гёте (1832).
  • «Поднимается сладкая грусть», на слова Гольтей (1837).
  • «Ёлка», на слова Шейерлина (1838).
  • «Два гренадера», на стихи Гейне (1840).
  • «Выезд из садика» (к водевилю Димануэра, 1840).
  • «Четыре песни на слова Матильды Везндонк» (1858).
  • «О сущности немецкой музыки»
  • «Художник и публика»
  • «Революция»
  • «Виртуоз и художник»
  • «Паломничество к Бетховену»
  • «Искусство и революция»
  • «Обращение к друзьям»
  • «Произведение искусства будущего» («Художественное произведение будущего»)
  • «Опера и драма»
  • «Музыка будущего»
  • «О назначении оперы»
  • «Об актерах и певцах»
  • «Еврейство в музыке»
  • «Публика и популярность»
  • «Публика во времени и пространстве»
  • «О сочинении стихов и музыки»
  • «Искусство и религия»
  • «О дирижировании»
  • «Бетховен»
  • «Вибелунги. Всемирная история на основании сказания»
  • «Автобиография»
  • «Моя жизнь»
  • Письма

Плодотворная работа

Рихард Вагнер самые известные произведения написал между 1850 и 1865 годами – им он обязан своей репутацией сегодня. Композитор намеренно уклонялся от текущей работы, чтобы создавать эпический цикл такого масштаба, на который до него никто не посягал. В 1851 году Вагнер написал либретто к «Молодому Зигфриду», позже названному «Зигфрид», чтобы подготовить почву для «Сумерков Богов». Он понял, что для обоснования своей другой работы, помимо этой, ему потребуется написать еще две драмы, и к концу 1851 г. Вагнер набросал оставшийся текст для «Кольца». Он закончил «Золото Рейна» в 1852 г. после пересмотра либретто к «Валькирии».

В 1853 году композитор официально приступил к сочинению «Золота Рейна». Оркестровка была завершена в 1854-м. Следующая работа, за которую серьезно взялся Рихард Вагнер, «Валькирия», была закончена в 1856-м. В это время он начал подумывать о написании «Тристана и Изольды». В 1857 г. второй акт «Зигфрида» был завершен и композитор всецело погрузился в сочинение «Тристана». Эта работа была закончена в 1859 г., но премьера ее состоялась только в 1865 г. в Мюнхене.

Период скитаний

В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.

Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали. Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви». Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.

С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете. Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех. При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.

Личные качества

Такой итог творческой жизни Вагнера ничего не говорит о необыкновенных сложностях в его личной жизни, которые, в свою очередь, оказывали влияние на его оперы. Он был поистине харизматической фигурой, преодолевшей все невзгоды. В Швейцарии композитор жил на пожертвования, которые получал с помощью удивительного коварства и умением манипулировать людьми. В частности, его благополучию способствовало семейство Везендонков, и Матильда Везендонк, одна из многочисленных любовниц Вагнера, вдохновила его на написание «Тристана».

Жизнь композитора после выезда из Саксонии была постоянной серией интриг, полемики, попыток преодолеть равнодушие мира, поисков идеальной женщины, достойной его любви, и идеального патрона, достойным получателем средств которого он мог бы стать. Козима фон Бюлов Лист стала ответом на его поиски совершенной женщины, угодливая и фанатично преданная его благополучию. Хотя Вагнер и Минна некоторое время жили отдельно, он не женился на Козиме до 1870 года, почти десять лет после смерти своей первой жены. На 30 лет младше своего мужа, Козима до конца жизни посвятила себя вагнеровскому театру в Байрейте. Умерла в 1930 г.

Идеальным патроном оказался Людвиг II, который буквально спас Вагнера от долговой тюрьмы и перевез композитора в Мюнхен с почти что карт-бланшем для жизни и творчества. Наследный принц Людвиг Баварский присутствовал на премьере «Лоэнгрина» в возрасте пятнадцати лет. Ему очень понравился Рихард Вагнер – слеза восторга не раз наворачивалась на глаза высокопоставленного почитателя таланта композитора во время выступления. Опера стала основой мира фантазий короля Баварии, в который он часто бежал в своей взрослой жизни. Его одержимость операми Вагнера привела к строительству различных сказочных замков. «Нойшванштайн», вероятно, является самым известным строением, вдохновленным произведениями немецкого композитора.

После своего спасения, однако, Вагнер повел себя настолько оскорбительно со слепо обожающим его молодым монархом, что через 2 года был вынужден бежать. Людвиг, несмотря на свое разочарование, остался верным сторонником композитора. Благодаря его великодушию в 1876 году стал возможен первый фестиваль представлений «Кольца Нибелунгов» в Байрейте.

Несговорчивый Вагнер был убежден в своем превосходстве, а с возрастом это стало его маниакальной идеей. Он был нетерпим к любым сомнениям, любому отказу принимать его и его творения. Все в его доме вращалось только вокруг него, и его требования к женам, любовницам, друзьям, музыкантам и благотворителям были непомерными. Например, Ганслик, выдающийся венский музыкальный критик, стал прообразом Бекмессера в «Мейстерзингерах».

Когда молодой философ Фридрих Ницше впервые встретился с Вагнером, он подумал, что нашел свой путь к богу, таким сияющим и мощным он ему казался. Позже Ницше понял, что композитор гораздо меньше, чем совершенная инкарнация сверхчеловека, каким тот представлялся ему, и с отвращением отвернулся. Вагнер так никогда и не простил Ницше его бегство.

Оперы 40-х годов

С 1842 года Вагнер в Дрездене, где состоялись премьеры «Риенци» и «Летучего голландца». Постановка «Риенци» имела шумный успех, следствием которого стало приглашение Вагнера на должность дирижера Дрезденского оперного театра. «Летучий голландец», где композитор впервые «стал самим собой», наоборот был встречен холодно (именно по причине своей новизны). Но Вагнер не пошел на поводу у публики, и следующие дрезденские оперы – «Тангейзер» и «Лоэнгрин» продолжили линию, начатую «Летучим Голландцем».

Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе:

  • в «Летучем Голландце» – художник, который ищет пути к сердцам людей;
  • в «Тангейзере» – две возможности, которые открываются перед худож­ником – путь внешней славы и тернистый путь истинного творца;
  • в «Лоэнгрине» – враждебность современного общества по отношению к творческой, незаурядной личности.

Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера – то, что они постепенно готовили его оперную реформу. 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора – периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.

Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.

Произведения Вагнера

Произведения Рихарда Вагнера
Произведение Источник Создание Премьера Окончательная версия
русское название немецкое название место год место год место год
Ранний период
Симфония Sinfonie Лейпциг
Польша (увертюра) Polen Лейпциг
Феи Die Feen Карло Гоцци Вюрцбург
Запрет любви Das Liebesverbot Вильям Шекспир, «Мера за меру» Лейпциг 1834 — Магдебург
Риенци, последний из трибунов Rienzi, der Letzte der Tribunen Эдвард Булвер-Литтон, одноименный роман Рига Дрезден
Зрелые произведения
Фауст (увертюра) Faust Гёте, «Фауст» Париж
Летучий голландец Der Fliegende Holländer народные легенды о Летучем голландце, одноименная новелла Генриха Гейне Париж Дрезден
Тангейзер Tannhäuser соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св. Елизавете Лейпциг Берлин
Лоэнгрин Lohengrin средневековые легенды о Лоэнгрине Лейпциг Веймар
Цикл «Кольцо Нибелунга» — Der Ring des Nibelungen (замысел , либретто -, Цюрих)
1. Золото Рейна Das Rheingold «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Сага о Вёльсунгах» Цюрих Байрёйт, Фестшпильхаус -17 августа
2. Валькирия Die Walküre
3. Зигфрид Siegfried Мюнхен
4. Гибель богов Götterdämmerung
Поздние работы
Тристан и Изольда Tristan und Isolde эпическая поэма Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде Цюрих Мюнхен
Нюрнбергские мейстерзингеры Die Meistersinger von Nürnberg нюрнбергская хроника конца XVII век Мюнхен Мюнхен
Парсифаль Parsifal средневековая легенда о Парсифале, поэма Вольфрама фон Эшенбаха Байрёйт Байрёйт

Образование

Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.

После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы. В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам. В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».

К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.

Философия других опер

В «Тристане» Вагнер полностью изменил свой подход, развитый им в «Кольце Нибелунгов». Вместо этого, он исследовал темную сторону любви, чтобы погрузиться в глубины негативного опыта. Тристан и Изольда, раскрепощенные, а не обреченный любовным зельем, который они выпили, охотно разрушают королевство, чтобы любить и жить; чувственная сила любви рассматривается здесь как разрушительная, и стиль музыкальной хроматики и подавляющая оркестровая пульсация идеально подходят для донесения посыла драмы.

Самовлюбленность Вагнера, который не был терпим ко всем, кроме слепых к его недостаткам, вышла на первый план в «Мейстерзингере». Рассказ о молодом герое-певце, покоряющем старый порядок и привносящем новый, более захватывающий стиль в связанное традициями общество Нюрнберга – это сказка о «Кольце» в несколько ином облике. Вагнер открыто говорил о том, что «Тристан» является «Кольцом» в миниатюре. Очевидно, в «Мейстерзингере» композитор идентифицирует себя с мессианской фигурой молодого немецкого поэта и певца, выигравшего приз и, наконец, принятого лидером нового общества – здесь тесно переплелись вымысел автора и его биография. Рихард Вагнер в «Парсифале» еще более интенсивно отождествляет себя с героем-спасителем, искупителем мира. Таинства, воспеваемые в опере, уготованы во славу самого автора, а не для какого-либо бога.

Рихард Вагнер: краткая биография. Годы изгнания

Революция 1848 года вспыхнула во многих городах Германии. Среди них был и Дрезден, активным участником революционного движения в котором стал Рихард Вагнер. Биография и творчество композитора во многом обусловлены этим периодом его жизни. Он печатал зажигательные тирады в республиканском журнале, лично распространял манифесты среди саксонских войск и даже пережил пожар в башне, с которой он следил за передвижениями военных. 16 мая 1849 г. был выдан ордер на его арест. На деньги друзей и будущего тестя Франца Листа он бежал из Дрездена и через Париж выехал в Швейцарию. Там, сначала в Цюрихе, а затем недалеко от Люцерна в течение следующих 15 лет и складывалась его биография. Рихард Вагнер жил, не имея постоянного места работы, изгнанный из Германии с запретом принимать участие в немецкой театральной жизни. Все это время он трудился над «Кольцом Нибелунгов», которое доминировало в его творческой жизни следующие два десятилетия.

Первая постановка оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» состоялась в Веймаре под руководством Франца Листа в 1850 году (автор не видел свою работу до 1861 г.). К этому времени немецкий композитор также приобрел известность в качестве полемиста, и его фундаментальный теоретический труд «Опера и драма» увидел свет в 1850-1851 гг. В нем обсуждалось значение легенды для театра и как писать либретто, и были представлены его мысли о реализации «тотального произведения искусства», которые изменили театральную жизнь Германии, если не всего мира.

В 1850 году было опубликовано сочинение Вагнера «Иудаизм в музыке», в котором он подверг сомнению саму возможность существования еврейского композитора и музыканта, особенно в немецком обществе. Антисемитизм оставался отличительной чертой его философии до конца жизни.

В 1933 г. в Советском Союзе, в серии «Жизнь замечательных людей» была издана книга А. А. Сидорова «Рихард Вагнер». Краткая биография немецкого композитора предварялась словами Луначарского о том, что не следует обеднять мир, перечеркивая его творчество, но и сулилось «горе тому, кто впустит этого волшебника в наш лагерь».

Краткая биография

Родился в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. Учился в Лейпцигском университете, который не окончил. С 1833 года выступает в качестве дирижера хора, а затем и оркестра в оперных театрах Вюрцбурга, Магдебурга, Риги и других городов. В 1839 году, спасаясь от долгов, едет в Париж, где проводит три года, не имея никаких постоянных источников дохода и не добившись успеха ни как композитор, ни как дирижер.

В 1842 году он переезжает в Дрезден. Здесь были поставлены его оперы «Риенци» и «Летучий голландец». Благодаря их успеху он получает место дирижера придворного оперного театра. В Дрездене Вагнер пишет оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

Композитор принимает активное участие в революции 1848 года. После ее поражения ему приходится выехать в Швейцарию. Здесь, в Цюрихе, он создает новые блестящие оперные произведения и пишет критические труды о новом искусстве.

Несмотря на то, что Вагнеру запретили въезд в Германию, его произведения продолжали там исполняться, и нередко такими блестящими дирижерами, как Х. Бюлов и Ф. Лист. Сам Вагнер дирижировал в Лондоне, в Париже (где снова не имел успеха) и в других европейских городах

Его творчество совершенно нового типа приковывает к себе внимание и вызывает бурные дискуссии в музыкальных кругах всего мира. В 1862 году Вагнер, воспользовавшись амнистией, возвращается в Германию, но лишь через три года покровительство короля Баварии Леопольда II дает ему возможность заняться исключительно музыкой

Приехав в Мюнхен, он встречается там с дочерью Листа — Козимой Бюлов — и вскоре женится на ней. В 1871 году Вагнер впервые приезжает в Байрейт. Он выступает с инициативой постройки в этом городе большого оперного театра, на сцене которого могли бы идти немецкие оперы. С 1874 года Вагнер с семьей поселяется в Байрейте на вилле «Ванфрид».

В 1876 году строительство оперного театра было закончено. На открытии театра была исполнена оперная тетралогия «Кольцо Нибелунга».

В период расцвета своей славы Вагнер не прекращает гастрольных поездок по Европе. В 1883 году он посетил Италию. Умер он в Венеции во время сердечного приступа. Похоронен в Байрейте.

Вначале в творчестве Вагнера ведущее место занимали оперы. Позже созданы музыкальные драмы-оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», цикл опер «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов»), «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда» и религиозная мистерия «Парсифаль».

На начальном этапе музыкальное творчество Вагнера вполне умещалось в рамках романтизма. Однако со временем он вырабатывает свой собственный стиль. В более поздний период творчества Вагнер широко использует систему «лейтмотивов» для характеристики какого-либо образа или явления. Вагнер считает своей целью объединить три вида искусства: музыку, поэзию и театр. Поэтому часто мелодия у него отступает на второй план, чтобы выделить текст, им же самим написанный. Вот почему музыку Вагнера нельзя (за исключением чисто инструментальных фрагментов) рассматривать в отрыве от текста.

В области гармонии Вагнер значительно перерос рамки эпохи романтизма. Он стал создателем совершенно новых созвучий. Примером может служить не встречавшийся до этого «тристановский аккорд», впервые использованный композитором во вступлении к «Тристану и Изольде». Тяжелая инструментовка с преобладанием медных инструментов и в то же время мастерское использование оттенков звука характерны для творчества Вагнера.

В основу либретто его опер положены древненемецкие легенды, что соответствует немецкому духу композитора.

Вагнер занимался также литературной и публицистической деятельностью. Он был автором всех либретто для своих опер и музыкальных драм, написанных на высоком литературном уровне. Книги Вагнера «О дирижировании», «Бетховен», «О предназначении оперы» посвящены вопросам музыки. Его статьи «Произведения искусства будущего», «Опера и драма», «Проект организации немецкого национального театра», «Искусство и революция» проникнуты полемическим духом. После смерти Вагнера идея объединения искусств время от времени находит своих последователей, предпринимающих более или менее удачные попытки в этом направлении.

Произведения

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Рихарда Вагнера, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Суть оперной реформы композитора-новатора

Процесс воплощения оригинальных концепций осуществлялся последовательно, а эволюция искусства в творчестве Вагнера проходила постепенно. Преобразовывая привычное направление, композитор стремится создать универсальный жанр, сочетая драматическую постановку, вокальную составляющую и поэтическое содержание. Одной из идей вагнеровской реформы было достижение единства музыки и драмы.

Кроме того, основным замыслом Вагнера стало достижение непрерывного течения музыкального действия. Композиторы, создававшие оперы ранее, объединяли в одном произведении множество отдельных номеров: арий, дуэтов, танцев. По мнению Вагнера, в операх, написанных по такому принципу, отсутствовала цельность и непрерывность. Музыкальное полотно в его произведениях представляет собой непрерывное звучание, которое не прерывается отдельными вставками в виде арий, речитативов или реплик. Музыка непрестанно обновляется, не возвращаясь к уже пройденному. Дуэты композитор преобразовывает в диалоги, в которых не используется одновременное пение двух вокалистов.

Личная жизнь маэстро Richard Wagner

Вагнер не обладал ни красотой, ни статностью. Несмотря на это, он пользовался спросом у представительниц слабого пола. У маэстро было много женщин. Он мог себе позволить лечь в постель с незнакомкой, поскольку имел авторитет в обществе. В жизни Рихарда были и серьёзные отношения.

Первую супругу известного композитора звали Минна Планер. Многие искренне не понимали, почему женщина выбрала такого мужчину. Она была красива, богата и правильно воспитана. Минна работала актрисой, поэтому часто гастролировала. Несмотря на это, ей удалось свить тёплое семейное гнёздышко.

Watch this video on YouTube

Всё перевернулось с ног на голову после революции в 1849 году. Тогда маэстро с женой вынуждены были покинуть родной город. Они переехали в Цюрих. Там он встретил новую возлюбленную Матильду Везендонк. Юная красавица была замужем. Она вместе с супругом была поклонницей творчества Вагнера. Вскоре её муж Отто подарил Рихарду маленький домик рядом со своей виллой.

Именно знакомство с Матильдой вдохновило его на написание композиций «Зигфрид» и «Тристан». Девушка также была связана с творчеством. Она писала стихи и прозу. Нельзя точно сказать, что между Матильдой и Рихардом были интимные отношения. Но большинство биографов всё же склоняются к этому мнению.

Рецепция

 Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии, в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности.

 Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А.Н. Серов. Н.А. Римский-Корсаков, публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии, оркестровом письме, музыкальной драматургии. Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г.А. Ларош. Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, уА.Г. Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX веках, в трудах А.Н. Скрябина.

Музыка

Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»

Композитор Рихард Вагнер

С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера. В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции. Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.

В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.

Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.

Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» — эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.

«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.

Композитор Рихард Вагнер

Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера — сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» — самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.

Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.

Образ сестры

“Женское начало”, или “женские прототипы”, как выражается биограф композитора Йоахим Кёлер, автор книги “Последний титан”, были обильно представлены в жизни Вагнера с самого ее начала.

Говоря иными словами, Вагнер вырос среди женщин и на протяжении всей своей жизни предпочитал женское общество мужской дружбе.

У него было пять сестер, старшая из которых, Йоханна Розалия, сделала для его воспитания куда больше, чем мать Йоханна Розина.

Популярная актриса, она поддерживала Рихарда в его намерении стать музыкантом, наставляла его на путь истинный и осталась в его сердце “ангелом”, чью кончину (Розалия умерла при родах первого ребенка в 1837 году) Вагнер горько оплакивал. Есть все основания предполагать, что именно образ сестры воскресает в светлых фигурах Эльзы или Элизабет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий