4 класс. окружающий мир. «взгляд» на глаз

Береги зрение

Зре­ние – огром­ное бо­гат­ство че­ло­ве­ка. Сле­пым очень труд­но. А де­фек­ты зре­ния труд­но ис­пра­вить. По­это­му необ­хо­ди­мо бе­речь глаза и за­бо­тить­ся о зре­нии (рис. 14).

Рис. 14. Бе­ре­ги­те зре­ние!

Сле­дуй­те таким пра­ви­лам:

1. Нужно про­мы­вать глаза утром и ве­че­ром.

2. Не трите глаза гряз­ны­ми ру­ка­ми, чтобы не за­не­сти мик­ро­бы и сор.

3. Если в глаз по­па­ла со­рин­ка, об­ра­ти­тесь за по­мо­щью ко взрос­лым, про­мой­те глаза водой.

4. Осте­ре­гай­тесь по­па­да­ния в глаза ост­рых пред­ме­тов.

5. Не чи­тай­те лежа, в транс­пор­те, при пло­хом осве­ще­нии.

6. Ста­рай­тесь дер­жать книгу на рас­сто­я­нии 30–35 см (чтобы опре­де­лить это рас­сто­я­ние, по­ставь­те ло­коть на стол и кон­чи­ка­ми паль­цев до­тя­ни­тесь до виска – на таком рас­сто­я­нии от глаз стоит дер­жать книгу или тет­радь).

7. Пом­ни­те, что при чте­нии и пись­ме свет дол­жен па­дать слева.

8. Смот­ри­те те­ле­ви­зор не более 1–1,5 часов в день.

9. Си­ди­те не ближе 3 м от те­ле­ви­зо­ра, по­даль­ше от мо­ни­то­ра ком­пью­те­ра.

10. Ра­бо­тай­те на ком­пью­те­ре не более 15 минут под­ряд.

11. Еже­днев­но де­лай­те гим­на­сти­ку для глаз.

12. Упо­треб­ляй­те в пищу про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­на­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной ра­бо­ты глаз: мор­ковь, лук, слад­кий перец, по­ми­до­ры, пет­руш­ку.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, сколь­ко у че­ло­ве­ка на самом деле ушей, убе­дим­ся в том, что ухо по­мо­га­ет не толь­ко слы­шать и слу­шать, но и со­хра­нять фи­зи­че­ское рав­но­ве­сие, по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми фак­та­ми об этом слу­хо­вом ор­гане.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/vzglyad-na-glaz

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Stroenie-cheloveka-4-klass.zip

источник видео:

https://www.youtube.com/watch?v=k0-kItJu-Ys

Гигиена зрения

Основная задача гигиены 3. — сохранение полноценного 3., позволяющего человеку на протяжении всей жизни успешно выполнять задачи, связанные с учебой, работой и бытом. Гигиена 3. разрабатывает правила для создания зрительного комфорта в разных условиях: 1) рациональное освещение; 2) оптимальный подбор цветовых контрастов; 3) создание благоприятной эмоциональной обстановки. Эти три основных фактора должны предупреждать зрительное утомление, приводящее к расстройству 3.

Основные требования, предъявляемые к естественному и искусственному освещению, — интенсивность света, его равномерность, спектральный состав и др. Необходимость адекватной интенсивности света обусловлена тем, что при слабом освещении трудно выполнять тонкую работу, а при очень интенсивном возникает ослепленность. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения Солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гиг. отношении прямое освещение неблагоприятно, поскольку источники света, находящиеся в поле зрения, слепят глаза. Полуотраженное освещение в большинстве случаев наиболее целесообразно.

Физиол. исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте — 200—3000 лк. Естественное освещение часто создает большие светящие и отражающие поверхности, дающие высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Вопросы, связанные с разработкой оптимального естественного и искусственного освещения, комплексно разрабатываются различными специалистами, а их нормативы находят отражение в специальных правилах (см. Освещение).

Цветовые контрасты имеют большое значение в обеспечении зрительного комфорта, оказывают эстетическое воздействие на человека, также влияют на его работоспособность. Специальными исследованиями установлено, что наиболее благоприятное влияние на 3. оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые) — так наз. оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Применение различных условных цветов в промышленности и транспорте облегчает запоминание безопасных и опасных ситуаций. Отрицательно влияют на нормальное цветоощущение некоторые профессиональные вредности, интенсивное курение, злоупотребление алкоголем и др. (см. Цветовое зрение).

Благоприятная эмоциональная обстановка для 3. (отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей и т. д.) способствует повышению безопасности в выполнении производственных процессов, производительности труда, в т. ч. у лиц, работа которых требует интенсивного участия 3., напр, на конвейере, транспорте и др.

Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию патол, состояний глаза (см. Амблиопия, Астенопия, Близорукость, Нистагм и др.). Под влиянием длительной и неблагоприятной зрительной работы уменьшается объем аккомодации глаза, несколько ухудшается баланс наружных мышц глаза (см. Конвергенция глаз, Дивергенция глаз).

В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья у детей гигиена 3. имеет особое значение

Среди них важное место занимает качество печати школьных учебников (см. Книга), хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления 3., к-рое может повлечь за собой его расстройства, в частности близорукость.

Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция 3. (см. Астигматизм глаза, Близорукость, Дальнозоркость).

Гигиена 3. — Аветисов Э. С. Охрана зрения детей, М., 1975; Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В. Н. Архангельского, т. 1, кн. 2, с. 171, М., 1962; Руководство по рациональному цветовому оформлению, под ред. В. Н. Черниговского, М., 1964, библиогр.; Baumgardt E. L’hygiene de la vue, P., 1962.

Интересные факты о глазах и зрении:

1. Среди всех органов чувств — глаза занимают особое место. До 80% информации, получаемой организмом из вне проходит через глаза.

2. Известно, что Григорий Распутин тренировал выразительность своего взгляда, его жёсткость и силу, чтобы самоутвердиться в общении с людьми. А император Август мечтал, чтобы окружающие находили в его взоре сверхъестественную силу.

3. Наш цвет глаз даёт информацию о наследственности. Например, голубой цвет глаз встречается чаще в северных регионах, коричневый — в местах с умеренным климатом, а черный — в районе экватора.

4. При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.

5. На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.

6. Исследования показали, что завязывание слишком тесных галстуков может увеличить риск глаукомы у мужчин.

7. «Мицубиси Электрик» разработал электронный глаз на микросхеме, который уже используется в некоторых изделиях. Этот глаз обладает такими же функциями, как и человеческий глаз.

8. Почему, когда люди целуются, они закрывают глаза? Во время поцелуя мозг испытывает сенсорную перегрузку, поэтому, закрыв глаза, вы подсознательно уменьшаете избыточный накал страстей.

9. Глаз крупных китов весит около 1 кг. При этом многие киты не видят предметов прямо перед рылом.

11. Глаз поворачивается 6 глазными мышцами. Они обеспечивают подвижность глаза во всех направлениях. Благодаря чему, мы быстро фиксируем одну точку предмета за другой, оценивая расстояния до предметов.

12. Если бы человеческий глаз был цифровой камерой, он имел бы 576 мегапикселей.

13. Рекорд: Бразилец умеет выпучивать глаза на 10 мм. Это человек раньше работал на коммерческом аттракционе с привидениями, где он пугал посетителей. Однако теперь он ищет мирового признания своих способностей и хочет попасть в книгу рекордов Гинесса.

14. Слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение. Она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах.

16. Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Солнечные лучи оживляют зрение, ускоряют циркуляцию крови, нейтрализуют инфекции. Йоги рекомендуют смотреть на солнце утром, когда оно не покрыто тучами, глазами, широко открытыми, но ослабленными так долго, как возможно или пока на глазах не появятся слезы. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.

17. Психологи выяснили, что нас привлекает в незнакомых людях. Оказывается чаще всего нас привлекают блестящие глаза, излучающие какие-либо эмоции.

18. Радужная оболочка глаз, как и отпечатки пальцев человека, неповторима. Это решили использовать. Наряду с обычным паспортным контролем, в некоторых местах действует пропускной пункт, определяющий личность человека по радужной оболочке его глаза.

19. Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас. Ученые Лодндонского колледжа разрабатывают технологию, которая позволит следить за движением зрачка и анализировать механизм человеческого зрения.

21. Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.

22. Греческие философы, считали, что голубые глаза обязаны своим происхождением огню. Греческую богиню мудрости часто называли «голубоглазая».

23. Кошка способна ясно видеть окружающие предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку. У кошки под сетчаткой находится специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте.

24. Самый простой способ отличить зверя-вегетарианца от хищника такой: у хищников глаза расположены на передней части морды, чтобы видеть жертву. У вегетарианцев — по обе стороны головы, чтобы видеть врага.

25. Учёные считают, что золотой цвет способствует восстановлению зрения!

26. Глаза заживают быстро. При правильном уходе глазу требуется всего лишь 48 часов для восстановления царапины на роговице.

27. Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

28. Сегодня считается, что люди с темными глазами упорны, выносливы, но в кризисных ситуациях слишком раздражительны; сероглазые — решительны; кареглазые замкнуты, а голубоглазые выносливы. Зеленоглазые стабильны и сосредоточены.

29. Некоторые люди рождаются с двумя разноцветными глазами. Это состояние гетерохромия.

Мнение о глазах в древности

Один древ­ний уче­ный за­ме­тил, что глаза че­ло­ве­ка – более на­деж­ный сви­де­тель, чем уши. Это утвер­жде­ние прав­ди­во, ведь более 90 % ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире че­ло­век по­лу­ча­ет при по­мо­щи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

В древ­но­сти люди при­да­ва­ли гла­зам ми­сти­че­ское зна­че­ние. Счи­та­лось, что глаза могут жить соб­ствен­ной жиз­нью и вли­я­ют на судь­бы людей. Древ­ние греки на­но­си­ли изоб­ра­же­ния глаз на свои ко­раб­ли, как обе­ре­ги. Древ­ние егип­тяне изоб­ра­жа­ли огром­ное око бо­же­ства Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Ту­рец­кий аму­лет «Глаз Фа­ти­мы»

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский ко­рабль

Рис. 4. Древ­не­еги­пет­ское изоб­ра­же­ние глаза Ра

Факты о глазах и зрении

  • Зрачок человеческого глаза способен расширяться на 45 процентов, когда приходится смотреть на любимого человека.
  • Как свидетельствуют интересные факты о глазах и зрении, человек может видеть лишь 3 цвета: красный, зеленый и синий. Остальные тона считаются сочетанием перечисленных цветов.
  • Приблизительно 2 процента женщин имеют редкую генетическую мутацию, благодаря которой у них появляется дополнительная колбочка на сетчатке. Это дает возможность им увидеть 100 миллионов тонов.
  • Джонни Депп слеп на левый глаз и близорук на правый.
  • Пиратами использовалась повязка на глаза, для того чтобы быстро адаптировать собственное зрение к среде под палубой и над ней. Так, у них один глаз адаптировался к яркому свету, а другой – к тусклому.
  • Последними исследованиями было доказано, что слепые с рождения люди во сне не видят картинки. А те, кто потерял зрение уже в возрасте, сны видят в форме «фильма».
  • Человек – это единственное существо, которое при избыточных эмоциях и чувствах способен заплакать. Другие же животные применяют слезы исключительно для очистки и смачивания глаз от инородных тел.
  • Свет, который видит наш глаз, – это только часть того, что имеет огромный электромагнитный видимый спектр излучения.
  • Дальтонизм был назван в честь имени человека, который на основании своих световоспринимаемых ощущений смог описать данную болезнь. Заключается она в невозможности различить цвета.
  • Как известно, Григорий Распутин пытался тренировать выразительность, жесткость и силу собственного взгляда для того, чтобы самоутвердиться в обществе, в особенности, общаясь с людьми. Если говорить об императоре Августе, то он мечтал, чтобы окружающие видели в его взгляде сверхъестественную силу.
  • При поцелуе мозг получает сенсорную перегрузку, а поэтому, закрывая глаза, человек на уровне подсознания уменьшает избыток накала страстей.
  • Если бы глаз человека был цифровой камерой, то у него было бы 576 мегапикселей.

Глазодвигательный нерв (III)

Глазодвигательный
нерв,
n.oculomotorius,
является смешан­ным
нервом. Одна
его часть начинается
от двигательного
ядра, а вторая
– от вегетативного
(парасимпатического)
ядра, распо­ложен
в среднем мозге.
Этот нерв выходит
из одноименной
борозды на
медиальной
поверхности
ножки мозга,
у переднего
края моста.
Направляясь
вперед, проходит
в боковой стенке
пе­щеристого
синуса, а затем
через верхнюю
глазничную
щель проникает
в глазницу.
Перед входом
в глазницу нерв
делится
на верхнюю
и нижнюю ветви.
Верхняя
ветвь, r.
superior,
двигательная,
иннервирует
мышцу, поднимающую
верхнее веко,
и верхнюю прямую
мышцу. Нижняя
ветвь, r.
inferior
:
смешанная,
отдает двигательные
волокна к нижней
и медиальной
прямым мышцам,
а также к нижней
косой мышце.
Вегетативные
волокна от
нижней ветви
глазодвигательного
нерва отходят,
образуя глазодвигательный

корешок,
radix oculomotoria [parasympathetica,
который направляется
к ресничному
узлу. Глазодвигательный
корешок содержит
преганглионарные
парасимпатические
волокна, идущие
от добавочного
ядра глазодвигательного
нерва.

Мнение о глазах в древности

Один древ­ний уче­ный за­ме­тил, что глаза че­ло­ве­ка – более на­деж­ный сви­де­тель, чем уши. Это утвер­жде­ние прав­ди­во, ведь более 90 % ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире че­ло­век по­лу­ча­ет при по­мо­щи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

В древ­но­сти люди при­да­ва­ли гла­зам ми­сти­че­ское зна­че­ние. Счи­та­лось, что глаза могут жить соб­ствен­ной жиз­нью и вли­я­ют на судь­бы людей. Древ­ние греки на­но­си­ли изоб­ра­же­ния глаз на свои ко­раб­ли, как обе­ре­ги. Древ­ние егип­тяне изоб­ра­жа­ли огром­ное око бо­же­ства Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Ту­рец­кий аму­лет «Глаз Фа­ти­мы»

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский ко­рабль

Рис. 4. Древ­не­еги­пет­ское изоб­ра­же­ние глаза Ра

Факты о глазах и зрении

37. История циклопов появилась благодаря народам средиземноморских островов, которые обнаружили останки вымерших карликовых слонов. Черепа слонов была в два раза больше черепа человека, а центральная носовая полость часто ошибочно принималась за глазницу.

38. Космонавты не могут плакать в космосе из-за гравитации. Слезы собираются в маленькие шарики и начинают пощипывать глаза.

39. Пираты использовали повязку на глаза, чтобы быстро адаптировать зрение к среде над палубой и под ней. Таким образом, один глаз у них привыкал и к яркому свету, а другой к тусклому.

40. Вспышки света, которые вы видите в глазах, когда потираете их, называются «фосфен».

41. Существуют цвета, которые слишком сложные для человеческого глаза, и их называют «невозможные цвета«.

42. Если вы поместите две половинки мячиков от пинг-понга на глаза и будете смотреть на красный свет, слушая радио, настроенное на помехи, то у вас появятся яркие и сложные галлюцинации. Этот метод называется процедура Ганцфелда.

43. Мы видим определенные цвета, так как это единственный спектр света, которые проходит сквозь воду – область, где появились наши глаза. Не существовало никаких эволюционных причин на земле, чтобы видеть более широкий спектр.

44. Астронавты миссии Аполлона рассказывали о том, что видели вспышки и полосы света, когда закрывали глаза. Позже выяснилось, что это было вызвано космической радиацией, облучавшей их сетчатку за пределами магнитосферы Земли.

45. Иногда люди, страдающие афакией – отсутствием хрусталика, сообщают о том, что видят ультрафиолетовый спектр света.

46. У пчел в глазах есть волоски. Они помогают определять направление ветра и скорость полета.

47. Около 65-85 процентов белых кошек с голубыми глазами – глухие.

48. У одного из пожарных Чернобыльской катастрофы глаза из карих стали голубыми из-за сильной полученной радиации. Он погиб через две недели от отравления радиацией.

49. Чтобы следить за ночными хищниками, многие виды животных (утки, дельфины, игуаны) спят с одним открытым глазом. Одна половина полушария их мозга спит, в то время как другая бодрствует.

50. Практически у 100 процентов людей старше 60-ти лет диагностируют герпес глаз при вскрытии.

Чувства и эмоции

Все эмоции делятся на два больших лагеря: положительные и отрицательные.

  • Такие положительные эмоции как восторг, радость, ликование оказывают благотворное влияние не только на человека, который их испытывает, но и на окружающих его людей. Такие эмоции обладают сильной позитивной энергетикой, и способны «заряжать» других людей хорошим настроением.
  • Отрицательные эмоции – гнев, злость, страх – напротив, могут существенно навредить здоровью человека. Кроме того, подобные эмоции способны легко передаваться окружающим, и в коллективе на пустом месте может появиться нервозность, немотивированная обида друг на друга.

Каждому человеку очень важно научиться контролировать негативные эмоции, которые никогда ни к чему хорошему не приводят

Чтобы избавиться от негатива, следует переключить свое внимание на что-то приятное. В этой ситуации на помощь придет кинокомедия, легкая и приятная литература, любимая музыка, общение с друзьями, игры с домашним питомцем, занятия спортом

Рис. 3. Общение с друзьями.

Что мы узнали?

При изучении темы «Эмоции человека» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что представляют собой эмоции и каким образом человек их выражает. Мы выяснили, насколько широк спектр эмоциональных переживаний, узнали, как бороться с отрицательными эмоциями.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Мозг и глаза

видим мозгом, а не глазами

21. Изображения, которые отправляются в наш мозг, на самом деле перевернуты.

22. Глаза используют около 65 процентов ресурсов мозга. Это больше чем любая другая часть тела.

23. Глаза начали развиваться около 550 миллионов лет назад. Самым простым глазом были частицы белков фоторецепторов у одноклеточных животных.

24. Каждая ресница живет около 5 месяцев.

25. Майя считали косоглазие привлекательным и пытались обеспечить своим детям косоглазие.

26. У глаз осьминога нет слепого пятна, они развились отдельно от других позвоночных.

27. Около 10 000 лет назад у всех людей были карие глаза, пока у человека, жившего в области Черного моря, не появилась генетическая мутация, которая привела к появлению голубых глаз.

28. Извивающиеся частички, появляющиеся в ваших глазах, называются «плавающие помутнения«. Это тени, отбрасываемые на сетчатку крошечными нитями белка внутри глаза.

29. Если вы зальете холодную воду в ухо человеку, глаза переместятся в направлении противоположного уха. Если вы зальете теплую воду в ухо, глаза переместятся к тому же уху. Этот тест, называемый «калорическая проба», используется для определения повреждения мозга.

Блоковый нерв (IV)

Блоковый
нерв, п. trochle
aris,
является двигательным
нервом. Его
волокна начинаются
от ядра, расположенного
в среднем мозге.
Выйдя из вещества
мозга латерально
от уздечки
верхнего мозгового
паруса (на дорсальной
поверхности
ствола головного
мозга), нерв
огибает ножку
мозга с латеральной
стороны, затем
идет вентрально
между ножкой
мозга и медиальной
поверхностью
височной доли
полушария
большого мозга.
Направляясь
затем вперед,
блоковый нерв
проходит в
толще боковой
стенки пещеристого
синуса твердой
оболочки головного
мозга и через
верхнюю глазничную
щель проникает
в глазницу. В
верхней глазничной
щели он располагается
сверху и латеральное
глазодвигательного
нерва, достигает
верхней косой
мышцы глаза
и иннервирует
ее.

Береги зрение

Зре­ние – огром­ное бо­гат­ство че­ло­ве­ка. Сле­пым очень труд­но. А де­фек­ты зре­ния труд­но ис­пра­вить. По­это­му необ­хо­ди­мо бе­речь глаза и за­бо­тить­ся о зре­нии (рис. 14).

Рис. 14. Бе­ре­ги­те зре­ние!

Сле­дуй­те таким пра­ви­лам:

1. Нужно про­мы­вать глаза утром и ве­че­ром.

2. Не трите глаза гряз­ны­ми ру­ка­ми, чтобы не за­не­сти мик­ро­бы и сор.

3. Если в глаз по­па­ла со­рин­ка, об­ра­ти­тесь за по­мо­щью ко взрос­лым, про­мой­те глаза водой.

4. Осте­ре­гай­тесь по­па­да­ния в глаза ост­рых пред­ме­тов.

5. Не чи­тай­те лежа, в транс­пор­те, при пло­хом осве­ще­нии.

6. Ста­рай­тесь дер­жать книгу на рас­сто­я­нии 30–35 см (чтобы опре­де­лить это рас­сто­я­ние, по­ставь­те ло­коть на стол и кон­чи­ка­ми паль­цев до­тя­ни­тесь до виска – на таком рас­сто­я­нии от глаз стоит дер­жать книгу или тет­радь).

7. Пом­ни­те, что при чте­нии и пись­ме свет дол­жен па­дать слева.

8. Смот­ри­те те­ле­ви­зор не более 1–1,5 часов в день.

9. Си­ди­те не ближе 3 м от те­ле­ви­зо­ра, по­даль­ше от мо­ни­то­ра ком­пью­те­ра.

10. Ра­бо­тай­те на ком­пью­те­ре не более 15 минут под­ряд.

11. Еже­днев­но де­лай­те гим­на­сти­ку для глаз.

12. Упо­треб­ляй­те в пищу про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­на­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной ра­бо­ты глаз: мор­ковь, лук, слад­кий перец, по­ми­до­ры, пет­руш­ку.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, сколь­ко у че­ло­ве­ка на самом деле ушей, убе­дим­ся в том, что ухо по­мо­га­ет не толь­ко слы­шать и слу­шать, но и со­хра­нять фи­зи­че­ское рав­но­ве­сие, по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми фак­та­ми об этом слу­хо­вом ор­гане.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/vzglyad-na-glaz

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Stroenie-cheloveka-4-klass.zip

источник видео:

https://www.youtube.com/watch?v=k0-kItJu-Ys

Орган зрения

Орган зрения,
orgdnum visus,
играет
важную роль
в жизни человека,
в его общении
с внешней средой.
В процессе
эволю­ции этот
орган прошел
путь от светочувствительных
клеток на поверхности
тела животного
до сложно устроенного
органа, спо­собного
осуществлять
движения в
направлении
пучка света
и посылать этот
пучок на специальное
светочувствительные
клетки в толще
задней стенки
глазного яблока,
воспринимающие
как черно-белое,
так и цветное
изображение.
Достигнув
совершен­ства,
орган зрения
у человека
улавливает
картины внешнего
мира, трансформирует
световое раздражение
в нервный импульс.

Орган зрения
расположен
в глазнице и
включает глаз
и вспо­могательные
органы зрения.

Береги зрение

Зре­ние – огром­ное бо­гат­ство че­ло­ве­ка. Сле­пым очень труд­но. А де­фек­ты зре­ния труд­но ис­пра­вить. По­это­му необ­хо­ди­мо бе­речь глаза и за­бо­тить­ся о зре­нии (рис. 14).

Рис. 14. Бе­ре­ги­те зре­ние!

Сле­дуй­те таким пра­ви­лам:

1. Нужно про­мы­вать глаза утром и ве­че­ром.

2. Не трите глаза гряз­ны­ми ру­ка­ми, чтобы не за­не­сти мик­ро­бы и сор.

3. Если в глаз по­па­ла со­рин­ка, об­ра­ти­тесь за по­мо­щью ко взрос­лым, про­мой­те глаза водой.

4. Осте­ре­гай­тесь по­па­да­ния в глаза ост­рых пред­ме­тов.

5. Не чи­тай­те лежа, в транс­пор­те, при пло­хом осве­ще­нии.

6. Ста­рай­тесь дер­жать книгу на рас­сто­я­нии 30–35 см (чтобы опре­де­лить это рас­сто­я­ние, по­ставь­те ло­коть на стол и кон­чи­ка­ми паль­цев до­тя­ни­тесь до виска – на таком рас­сто­я­нии от глаз стоит дер­жать книгу или тет­радь).

7. Пом­ни­те, что при чте­нии и пись­ме свет дол­жен па­дать слева.

8. Смот­ри­те те­ле­ви­зор не более 1–1,5 часов в день.

9. Си­ди­те не ближе 3 м от те­ле­ви­зо­ра, по­даль­ше от мо­ни­то­ра ком­пью­те­ра.

10. Ра­бо­тай­те на ком­пью­те­ре не более 15 минут под­ряд.

11. Еже­днев­но де­лай­те гим­на­сти­ку для глаз.

12. Упо­треб­ляй­те в пищу про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­на­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной ра­бо­ты глаз: мор­ковь, лук, слад­кий перец, по­ми­до­ры, пет­руш­ку.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, сколь­ко у че­ло­ве­ка на самом деле ушей, убе­дим­ся в том, что ухо по­мо­га­ет не толь­ко слы­шать и слу­шать, но и со­хра­нять фи­зи­че­ское рав­но­ве­сие, по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми фак­та­ми об этом слу­хо­вом ор­гане.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/izuchaem-organy-chuvstv/vzglyad-na-glaz

источник презентации — http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Stroenie-cheloveka-4-klass.zip

источник видео:

https://www.youtube.com/watch?v=k0-kItJu-Ys

Презентация 4 класса на тему: «Строение глаза Выполнил: ученик 4 класса МОУ СОШ9 Дьяконов Герасим.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Строение глаза Выполнил: ученик 4 класса МОУ СОШ9 Дьяконов Герасим

2

Зрение — великий дар. Не зря говорят: «беречь как зеницу ока». Посредством зрения человек получает до 95% информации об окружающем мире. Наше зрение является бинокулярным (два газа) и стереоскопичным (мы видим предметы в трёхмерном изображении), что обусловлено строением глаз. Глаза располагаются в глазных впадинах, образованных костями черепа, в окружении шести мышц: четырех прямых и двух косых глазных мышц. Мышцы способствуют движению глаз в разных направлениях.

3

строение глазного яблока Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от освещенности. Хрусталик — «естественная линза» глаза. Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много).

4

Примерно 180 лет назад немецкий физиолог Герман Гельмгольц предположил: Глаз у человека имеет форму шара, в передней части находится хрусталик, двояковыпуклая линзочка, а вокруг хрусталика находится круговая цилиарная мышца. У некоторых людей напрягается цилиарная мышца, хрусталик делается выпуклым, а назад эта мышца не расслабляется. Таких людей с выпуклым хрусталиком он назвал близорукими. Они вблизи видят хорошо, а вдаль они не видят. И тогда Гельмгольц предложил компенсировать близорукость с помощью двояковогнутой отрицательной минусовой очковой линзы.

5

В глазу находится шесть глазодвигательных мышц. верхняя продольная мышца -поднимает глаз вверх, нижняя продольная- опускает глаз вниз, внутренняя боковая продольная — сводит глаз к носу, наружная боковая продольная – уводит глаз в сторону, две поперечные мышцы глаза : верхняя поперечная — полукругом облегает сверху глаз, нижняя поперечная, которая глаз полукругом облегает снизу. Американский ученый, офтальмолог Уильям Бейтс (

6

У некоторых людей напрягаются поперечные мышцы, сжимают глаз, глаз вытягивается вперед, а назад эти мышцы не расслабляются. Такие люди, с вытянутыми вперед глазами, Бейтс назвал близорукими.

7

Степень близорукости принято характеризовать по величине и измерять в диоптриях. Различают близорукость: слабую (до 3х диоптрий), среднюю ( до 6-ти диоптрий) сильную (выше 6-ти) степени. Чем больше величина (степень) миопии, тем хуже человек видит вдаль, предметы на расстоянии становятся расплывчатые, смазанные и нерезкие.

Мнение о глазах в древности

Один древ­ний уче­ный за­ме­тил, что глаза че­ло­ве­ка – более на­деж­ный сви­де­тель, чем уши. Это утвер­жде­ние прав­ди­во, ведь более 90 % ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире че­ло­век по­лу­ча­ет при по­мо­щи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

В древ­но­сти люди при­да­ва­ли гла­зам ми­сти­че­ское зна­че­ние. Счи­та­лось, что глаза могут жить соб­ствен­ной жиз­нью и вли­я­ют на судь­бы людей. Древ­ние греки на­но­си­ли изоб­ра­же­ния глаз на свои ко­раб­ли, как обе­ре­ги. Древ­ние егип­тяне изоб­ра­жа­ли огром­ное око бо­же­ства Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Ту­рец­кий аму­лет «Глаз Фа­ти­мы»

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский ко­рабль

Рис. 4. Древ­не­еги­пет­ское изоб­ра­же­ние глаза Ра

Эмоции – краски переживаний

Эмоции – это переживания, благодаря которым человек может выразить свое отношение к окружающему миру и самому себе. Все эмоции выражаются не столько словесно, сколько при помощи мимики, в которой задействованы глаза, брови, рот. Очень часто сильные эмоции сопровождаются выразительными движениями и жестами.

Рис. 1. Мимика человека.

Спектр человеческих эмоций очень широк, и различить их совсем несложно по выражению лица.К самым главным из них относятся следующие:

  • Злость, ярость, гнев – очень сильные отрицательные эмоции, которые человек выражает в качестве протеста против ощущаемой им несправедливости. В порыве злости губы плотно сжимаются или, напротив, приоткрываются, обнажая зубы. Глаза сужены, брови сведены на переносице, лоб нахмурен.
  • Радость – яркое позитивное переживание, связанное с внутренним состоянием человека или благоприятной для него ситуацией. Такую эмоцию трудно не заметить: лицо расплывается в улыбке, глаза чуть сощурены и буквально светятся от счастья.
  • Страх – естественная защитная реакция организма при возникновении угрозы его благополучию или здоровью. Человек, скованный страхом, приподнимает вверх брови, невольно приоткрывает рот и глаза.
  • Грусть – подавленное состояние, при котором ухудшается настроение, порой, без видимых на то причин. Уголки губ опускаются, взгляд становится печальным, задумчивым.

Рис. 2. Грусть.

  • Удивление – яркое переживание, которое отражает противоречие между старыми знаниями и новым опытом. Удивленный человек, как правило, приподнимает брови, округляет глаза, приоткрывает рот.
  • Спокойствие – состояние полной удовлетворенности собой и окружающим миром. Мимика при этом практически полностью отсутствует.

Конечно же, в разные моменты жизни человек испытывает куда больше эмоций, среди которых волнение, интерес, равнодушие, обида, смущение, жалость и многие другие.

Эмоции испытывает не только человек, но и животные. Глядя на кошку или собаку, можно с легкостью определить, в каком она настроении. Ученые доказали, что, чем сложнее организовано животное, тем более широкий спектр эмоций оно способно испытывать.

Проводящий путь зрительного анализатора.

Свет, попадаю­щий
на сетчатку,
вначале проходит
через прозрачные
светопреломляющие
среды глазного
яблока: роговицу,
водянистую
влагу передней
и задней камер,
хрусталик,
стекловидное
тело. На пути
пучка света
находится
зрачок. Под
влиянием мышц
радужки зрачок
то суживается,
то расширяется.
Светопреломляющие
среды направляют
пучок света
на более чувстви­тельное
место сетчатки,
место наилучшего
видения

пятно с
его центральной
ямкой. Важная
роль в этом
принадлежит
хрусталику,
который с помощью
ресничной мышцы
может увеличивать
или уменьшать
свою кривизну
при видении
на близкое или
дальнее расстояние.
Эта способность
хрусталика
изменять свою
кривизну
(аккомодация)
обеспечивает
направление
пучка света
всегда на центральную
ямку сетчатки,
которая находится
на одной линии
с наблюдаемым
предметом.
Направление
глазных яблок
в сторону
рассматриваемого
объекта обеспечивается
гла­зодвигательными
мышцами, которые
устанавливают
зрительные
оси правого
и левого глаза
параллельно
при видении
вдаль или сближают
их (конвергенция)
при рассматривании
предмета на
близком расстоянии.

Попавший
на сетчатку
свет проникает
в ее глубокие
слои и вызывает
там сложные
фотохимические
превращения
зритель­ных
пигментов. В
результате
в светочувствительных
клетках (палочках
и колбочках)
возникает
нервный импульс.
Затем нерв­ный
импульс передается
следующим
нейронам сетчатки
– би­полярным
клеткам (нейроцитам),
а от них – нейроцитам
ганглиозного
слоя, ганглиозным
нейроцитам.
Отростки ганглиозных
нейроцитов
направляются
в сторону диска
и формируют
зри­тельный
нерв. Окутанный
собственным
влагалищем
зрительный
нерв выходит
из полости
глазницы через
канал зри­тельного
нерва в полость
черепа и на
нижней поверхности
мозга образует
зрительный
перекрест.
Перекрещиваются
не все волок­на
зрительного
нерва, а только
те, которые
следуют от
медиаль­ной,
обращенной
в сторону носа
части сетчатки.
Таким образом,
следующий за
хиазмой зрительный
тракт составляют
нервные волокна
ганглиозных
клеток латеральной
(височной) части
сетчатки глазного
яблока своей
стороны и медиальной
(носовой) части
сетчатки глазного
яблока другой
стороны. Именно
поэтому при
повреждении
хиазмы происходит
потеря функции
проведения
импульсов от
медиальных
частей сетчатки
обоих глаз, а
при повреждении
зрительного
тракта – в
латеральной
части сетчатки
глаза этой же
стороны и медиальной
части дру­гого.

Нервные
волокна в составе
зрительного
тракта следуют
к подкорковым
зрительным
центрам: латеральному
коленчатому
телу и верхним
холмикам крыши
среднего мозга.
В латеральном
коленчатом
теле волокна
третьего нейрона
(ганглиозных
нейроцитов)
зрительного
пути заканчиваются
и вступают в
контакт с клетками
следующего
нейрона. Аксоны
этих нейроцитов
про­ходят через
подчечевицеобразную
часть внутренней
капсулы, формируют
зрительную
лучистость,
radi
atio
op
tica,
и достигают
участка затылочной
доли коры возле
шпор ной борозды,
где осуществляется
высший анализ
зрительных
восприятий.
Часть аксонов
ганглиозных
клеток не
заканчивается
в латеральном
коленчатом
теле, а проходит
через него
транзитом и
в составе ручки
достигает
верхнего холмика.
Из серого слоя
верхнего холмика
импульсы поступают
в ядро глазодвигательного
нерва и добавочное
ядро (ядро
Якубовича),
откуда осуществляется
иннервация
глазе двигательных
мышц, а также
мышцы, суживающей
зрачок, и ресничной
мышцы. По этим
волокнам в
ответ на световое
раздражение
зрачок суживается
(зрачковый,
папиллярный,
рефлекс) и происходит
поворот глазных
яблок в нужном
направлении.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий