Древняя спарта: странные подробности жизни спартанцев

Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику.

В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать.

В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты.

Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины.

Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство.

Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей.

Аристомен в бою со спартанцами. (Wikimedia.Commons)

Спартанцы-олимпионики

Несмотря на изменения в полисе спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины VI века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных именам победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. 43 — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всем греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известно 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.

Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.

Имущество, рабы и дети

Существовал обычай, по которому младшие по возрасту отчитывались старшим — куда и зачем они ходят. С другой стороны, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но и заботиться обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не шуметь в их присутствии. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к собственным.

Каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей.

Торговля в стране была запрещена. Если возникала нужда в чем-то, можно было пользоваться вещами соседей, а также их собаками и лошадьми. Отдаленно это напоминало советский колхоз 30-х годов.

↑ Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу.
Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

 

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Вино вместо воды

Младенцев после рождения сразу окунали в вино. Затем их доставляли в совет старейшин, чтобы оценить их жизненную пригодность. Плач и крики полностью игнорировались.

Спартанцы следовали учению Евгеники о селекционном размножении, в котором могли жить только сильные, а слабые должны были умереть. Как только ребенок рождался, мать купала его в вине, чтобы увидеть, насколько он силен. Если ребенок выживал, совет старейшин в Спарте проверял малыша на наличие физических дефектов. Отец ребенка лично приносил им младенца, и старейшины решали, годен ли ребенок для воспитания и в будущем сможет ли он стать спартанским воином. Если совет счел, что ребенок негоден, его попросту сбрасывали с горы Тайгет. Некоторые источники утверждают, что детей также вывозили из города и оставляли там: либо ждать доброго незнакомца, либо своей смерти. Слабым было в Спарте не место.

Спасут ли от Covid две маски? Доктор Крис Бейрер рассказал об их эффективности

Как сейчас живет вдова Владислава Галкина – актриса Дарья Михайлова

BMW M2 CS 2020: один из самых управляемых и красивых спортивных седанов

Мифы о системе воспитания и армии

Существование такой социальной прослойки, как илоты, противоречит одному из главных мифов о Спарте – сбрасывании слабых детей с горы. Данный миф приобрел популярность, благодаря Плутарху, который описывал устои спартанского народа и описывал, что неполноценных детей, неспособных стать воинами в силу слабого здоровья сбрасывали со скалы в районе гор Тайгета, а судьбу ребенка решал совет старейшин. В нынешнее время ученые придерживаются точки зрения, что такого явления в Спарте не было.  Однако, это не исключает того факта, что в Спарте действительно было крайне строгая система воспитания представителей мужского пола.

Ещё одним из известных мифов является неуязвимость и отсутствие поражений у спартанской армии. Однозначно, эта армия была одной из самых сильных в мире, но и она имела свои слабые стороны и допускала промашки. Ко всему прочему она значительно уступала в вопросах инженерии другим государствам, например, своим соседям – грекам. Главным достоинством спартанских войск являлся высокий уровень дисциплины и личностных боевых навыков солдат.

История одного успеха

Не без стараний Голливуда подвиг спартанцев в битве у Фермопил 480 г. до н. э. ввели в массовое сознание, где они были объявлены как самые сильные и непобедимые воины на планете. Это очень напоминает «нинзяманию», которая в свое время охватила в 80–е годы США, а потом добралась до просторов СНГ. Причем, в США к этому вопросу подошли основательно: от продажи костюмов, комиксов, книг до учебных курсов великих мастеров, чудом сохранивших тайны и секреты этого «благородного» искусства, но готовых поделиться ими за чисто символическую плату.

Сейчас пришло время эксплуатировать тему спартанцев. Если есть спрос – будет предложение. Программа Войтенко «Воин Спарты» — это как раз такой случай, где молодой предприимчивый человек, снимая «мотивационные» ролики, подвигает юное поколение наконец начать заниматься физическими упражнениями. И, о чудо! Буквально с первых занятий начинаются результаты. Юноша, до этого сидевший ровно на диване, но внезапно давший нагрузку своему телу, чувствует определенные изменения. Вопрос в другом: насколько хватит запала у «диванного хомячка», чтобы продолжать тренировки? Настоящая мотивация стать сильнее, быстрее приходит только с осознанием необходимости этого качественного роста, и только тогда, когда она становится жизненно важным условием для достижения успеха.

Спартанцы не интересовались ничем, кроме войны

На самом деле молодых спартиатов, несмотря на казарменные условия жизни, не воспитывали только как воинов и убийц. В агелах они не только занимались физическими упражнениями, но и учились Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. писать и читать, танцевать, декламировать стихи. Военная служба была обязанностью граждан Спарты, а не профессией. Большую часть времени они являлись землевладельцами, поэтому должны были уметь управлять илотами, знать законы и стать полноценными гражданами.

Мифический сюжет кисти спартанского художника. Фото: Louvre / Wikimedia Commons

О том, что в Спарте не только война была в почёте, говорит история поэта Алкмана. Он родился в Малой Азии и прибыл в Спарту рабом, но за поэтический талант был освобождён Heraclidis Lembi. Excerpta Politarium. Roman and Byzantine Monographs. New York. 1971. и даже удостоен памятника на своей второй родине.

Другим творческим героем Спарты был Терпандр Терпандр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1890–1907. — легендарный основатель классической древнегреческой музыки и лирической поэзии. Правда, он тоже не был уроженцем этого полиса, а прибыл туда для подавления народных волнений.

Предательство Эфиальта

Ксеркс не понимал, как действовать дальше, пока к нему (это был всё тот же второй день сражения) обратился человек по имени Эфиальт. Он за щедрую награду вызвался показать персам горную тропку в обход Фермопильского ущелья. В фильме 1962 года «З00 спартанцев» мотивация Эфиальта представлена так: он якобы хотел покорить своим богатством красивую спартанку Эллу, которая ему очень нравилась. В фильме 2006 года Эфиальт был горбуном, которого Леонид из-за этого не взял в свою гвардию (он не мог поддерживать строй, состоящий из рослых и статных мужчин). Он затаил зло и стал предателем. Однако истинные мотивы Эфиальта окутаны тайной. Зато известно, что в честь предателя греки впоследствии назвали демона, правящего ночными кошмарами.

Эфиальта изображают горбуном, но не факт, что он действительно был таким

Секретную тропу караулили силы фокийцев из Средней Греции — всего их было около тысячи. Отборный отряд персов в 20000 человек во главе с полководцем Гидарном шёл, не выдавая себя, всю ночь, а на рассвете напал на ничего не подозревающих фокийцев. Фокийцы были загнаны на горную вершину, а Гидарн, воспользовавшись этим, просто продолжил двигаться в тыл к эллинам, обороняющим Фермопилы. Фокийцы отправили гонцов, чтобы уведомить о манёвре персов. Но эта информация была уже известна: грекам во главе с Леонидом ещё ночью рассказал об этом Тиррастиад — персидский воин-перебежчик.

Войны Древней Спарты

Элитный класс спартанских граждан был известен как Spartiates, или Homoioi (что означает “те, кто похожи”, поскольку каждый из них имел равный статус). 

Элита, дорийские мужчины, которые прошли жесткую подготовку, пользовались многими привилегиями в обществе. Среди них были контроль на правительственными делами и освобождение от ручного и коммерческого труда. Вся грязная работа на рынках или в полях выполнялась периэками или илотами.

Обратная сторона монеты заключалась в том, что все спартиаты были “пожизненными” солдатами. Древняя Спарта славилась своей военной силой, потому что все мужчины посвящали буквально всю свою жизнь военной службе.  

В молодости спартанцы жили в казармах до тех пор, пока не становились взрослыми, чтобы сражаться. Они видели свои семьи в очень редких случаях. 

Каждому Spartiate были положены земельные участки для обработки, которые являлись единственным источником дохода для каждого спартанского гражданина. 

Военная служба начиналась в 20 лет, полноправными спартиатами мужчины становились в 30 лет, а служба в армии продолжалась до 60 лет, хотя спартиатов при чрезвычайной ситуации могли призвать в армию до 65.

Спартанские дети

Система воспитания мальчиков в древней Спарте (VIII – IV вв. до н.э.) носила название «агогэ», что значило «унесение».

Взращивание мальчиков в военно-героическом духе считалось привилегией, поэтому распространялось только на детей полноправных граждан Спарты – дорийцев.

Для всех остальных «неспартанских» детей прохождение через эту систему открывало перспективы получения гражданства, поэтому при любой возможности родители отдавали своего сына «на воспитание». Впрочем, «воспитание» — это не совсем правильный термин.

Это была государственная программа, призванная сформировать сильную армию, способную переносить тяжести и лишения долгих завоевательных походов. Этим целям была подчинена жизнь мужчины-спартанца с рождения до старости.

Плутарх в своей работе «Жизнеописание Ликурга» писал о том, что новорожденных мальчиков отцы приносили на совет старейшин. Те осматривали ребенка, и, если он оказывался здоровым, отдавали обратно отцу, чтобы тот кормил его. Вместе с ребенком отцу полагался земельный участок.

Слабых, больных и уродливых детей, по свидетельствам Плутарха, скидывали в пропасть Апофеты. В наши дни ученые доказали, что древнегреческий мыслитель преувеличивал.

Во время исследований на дне ущелья в горах Тайгета детских останков не обнаружено. Спартанцы, случалось, скидывали со скалы пленных или преступников, но детей – никогда.

Младенцы в Спарте росли в жестких деревянных колыбелях. Теплой одежды на мальчиков не надевали. С самых ранних лет их заставляли заниматься физическими упражнениями – бегом, прыжками.

В 7 лет мальчиков забирали из дома в воспитательные дома. Здесь детство их заканчивалось.

В жару и в самые холодные зимние дни они упражнялись на открытом воздухе: овладевали военными навыками, учились обращаться с оружием, метать копье.

Стрижены они были наголо, голову никогда не покрывали, теплая одежда тоже не полагалась.

Спали юные спартанцы на сене или камышах, которые сами должны были себе приносить. Еду часто воспитанники тоже должны были доставать самостоятельно – грабя соседние области. При этом попасться на краже было позором.

За любую провинность, шалость, оплошность мальчиков строго наказывали – избивали бичами.

Так в спартанцах воспитывались сила духа и стойкость. Считалось, что чем строже воспитание – тем лучше для юношей и государства в целом.

Образование в Спарте не ценилось. Воин должен быть не умным, а хитрым. Обязан быть изворотливым, приспособленным к жизни и лишениям.

Спартанцев учили говорить мало и коротко – «лаконично». Воспитание чувств, воображения, учение искусствам – все это считалось тратой времени и отвлечением воина от своего предназначения.

В 18 лет юноша уходил из воспитательного дома. С этого момента он мог не стричь волосы и не брить бороду, но продолжал заниматься военными упражнениями. В 20 лет спартанец переводился в отряд иеренов (юношей).

И хотя он уже был взрослым, до 30 лет по-прежнему находился под присмотром воспитателей и совершенствовал свои навыки в военном мастерстве.

Интересно, что в этом возрасте спартанцы могли жениться, создавать свои семьи, но все еще полностью не принадлежали себе.

Одним из принципов спартанского воспитания юношей было наставничество. Считалось, что опытный муж и воин способен научить молодого гражданина большему, чем официальная наука. Поэтому каждый спартанец зрелого возраста держал при себе мальчика или юношу, помогая развить ему свою гражданскую и военную доблесть.

Избиения на праздниках

В Спарте любили проводить религиозные ритуалы с избиениями молодых людей. 

Обряды порки были в центре внимания на ежегодной церемонии, которая проводилась в святилище Орфии — святыне охоты и плодородия.

Спартанцы смотрели, какой мальчик выдержит наибольшее количество ударов кнутом. Жрица стояла у алтаря с деревянной статуей Орфии, и если она понимала, что мальчик получил слишком легкую порку (потому что он был слишком красив или его семья была слишком могущественной), она утверждала, что статуя становилась тяжелее и требовала больше крови.

Это был еще один ритуал, проводимый для усиления спартанских мальчиков, но он также служил формой развлечения высшего сословия. 

Древняя Спарта: исторический фильм

Итак, мы рассмотрели самые невероятные истории про Древнюю Спарту. Есть, что добавить? Пишите комментарии!

Свадьба в Древней Спарте

В вопросах выбора мужа у спартанок было не больше свободы, чем у афинянок и других эллинских девушек. За обручение дочери отвечал ее отец. Если его не было в живых, опекуном девушки становился его наследник. В частности, если отец не успевал обручить дочь, эта обязанность переходила к опекуну. Судьбу спартанки-сироты, которая единственная оставалась наследницей земельного клера, решал один из царей. После свадьбы спартанка переходила под власть своего супруга.
Свадьба была, прежде всего, мужским праздником. Сама церемония сопровождалась ритуальным похищением невесты. «Похищенную» девушку встречала в доме жениха ее подруга, которая обстригала ее волосы, надевала на нее мужской плащ и сандалии, а затем укладывала ее на подстилку из листьев.
После этого к новобрачной приходил жених, который должен был перенести ее с подстилки на ложе. Проведя время со своей женой, молодой супруг уходил. Несмотря на то, что он теперь был женат, первое время он должен был продолжать спать в казарме вместе со своими ровесниками, а к жене наведываться тайно, стараясь, чтобы его никто не видел. Так могло продолжаться до достижения спартанцем 30-летия.


Законодатель Ликург. (wikimedia.org)

Некоторые спартанские брачные обычаи шокировали других эллинов. В частности, согласно законам Ликурга, пожилой спартанец, женатый на молодой девушке, мог привести к ней молодого человека по своему выбору и воспитывать зачатого от него ребенка. Если мужчина не хотел вступать в брак, но хотел иметь детей, он мог по согласию зачать их с женой другого спартанца.
Одна женщина могла быть женой сразу нескольких братьев. Дети, рожденные от такого союза, считались их общим достоянием. Если жена родила спартанскому гражданину достаточно детей, он мог отдать ее другому, чтобы она родила детей и ему. Спрашивали ли при этом мнение женщины, история умалчивает. Но Ксенофонт писал, что спартанки приветствовали это, потому что получали возможность управлять двумя домашними хозяйствами.
Похоже, что спартанские жены освобождались от рутинной домашней работы и управляли прислугой. Возможно, они даже не кормили будущих воинов грудью и перекладывали это на служанок-илоток. У афинянина Алкивиада, семья которого была связана со Спартой обычаями гостеприимства, была кормилица-илотка по имени Амикла.

Спартой руководил один царь

Даже смотря не такой мифологизированный фильм, как «300 спартанцев» 1962 года, можно подумать, что Спартой управлял один харизматичный лидер. В действительности всё было иначе. У лакедемонян было Миронов В. Б. Древняя Греция. М. 2006. сразу два царя из династий Агиадов и Еврипонтидов. Например, соправителем Леонида (из Агиадов) был Леотихид II (из Еврипонтидов). Власть их передавалась по наследству.

Скульптура гоплита, возможно, изображающая Леонида. Фото: Archæological Museum of Sparta / Wikimedia Commons

Кроме царей в Спарте существовала Миронов В. Б. Древняя Греция. М. 2006. герусия — совет 28 знатных старейшин. Она имела равное с царями количество голосов при решении вопросов. Геронты, члены герусии, оставались на своём посту до конца жизни.

Цари и геронты правили Спартой и составляли основу её олигархического строя. Обычные же спартиаты на общих собраниях могли только принимать или отклонять их решения.

Для начала предлагаю вспомнить основные известные факты истории Древней Спарте

  • Основные законы Спарты были приняты правителем Ликургом, которые позаботился о том, чтобы они оказались неоспоримыми и вечными. Он покинул территорию страны, взяв со всех спартанцев клятву, что все законы будут сохранены до его возвращения в неизменном виде. Но на родину он так и не вернулся, совершив на чужбине самоубийство и завещав свое сжечь свое тело и развеять прах над водой, чтобы даже пепел его не попал в Спарту.
  • Спартанцы гордились своей культурой и берегли ее от чужеземцев. Им запрещалось покидать территорию страны. Раз в несколько лет с территории Спарты выгонялись все чужаки, чтобы они не научили чему-то плохому спартанцев, а сами не научились от них хорошим привычкам.
  • Дети в Спарте считались собственностью государства. После рождения все без исключения проходили тщательный отбор у старейшин. Все слабые и искалеченные безжалостно сбрасывались в пропасть либо отправлялись в специальную яму, где умирали от голода и холода. Сильные и здоровые возвращались в семью, где воспитывались до шестилетнего возраста. Затем передавались в специальные государственные учреждения на воспитание.
  • Спартанцы обучались только тому, что реально пригодиться в их жизни. У них не было ни наук, ни людей, которые им занимаются. Все их воспитание было сведено к тому, что бы они умели подчиняться и стойко переносить мучения и страдания, а в битвах либо умирать за Спарту, либо возвращаться с победой. Если ты родился в Спарте, то твоя учесть – стать солдатом, других вариантов не рассматривалось. Единственное, чем все-таки учили спартанцев, так это чтению и только в рамках необходимости. Все дополнительные и альтернативные образовательные системы были запрещены. Считалось, что любое дополнительное образование будет отвлекать спартанца от битвы, и он перестанет слушать своего командира.
  • Спартанцы носили круглый год один единственный гиматий, который представлял собой кусок ткани на голое тело. Они не принимали водные процедуры, не ходили в бани и вообще никак не заботились о своем теле.
  • Спартанцы спали все вмести на ложах из ими собранного тростника. При этом они не использовали никаких орудий, а делали себе спальные места голыми руками.
  • Старшие по возрасту спартанцы имели права расспрашивать младших о том, куда они ходят и чем занимаются. Если кто-то осмеливался не отвечать на подобные вопросы, то его ругали и бранили все присутствующие. Отказ от ответов на вопросы сопровождался физическими наказаниями, так же наказывались и те, кто присутствовал и публично не побранил нарушителя.
  • Провинившиеся в чем-либо спартанцы должны были обходить центральный алтарь в городе и петь песню, в которой публично себя ругает.
  • Питание юношей было скудным и однообразным, по мнению спартанцев, это приучало их к ощущению постоянного голода и помогало его легче переносить. Считалось, что это готовит их к войне, приучает их тело к отсутствию еды на длительное время, приучает довольствовать тем, что есть и употреблять в пищу то, что попадется под руку. Считалось, что скудная пища залог гибкого и красивого тела. Национальной едой считалась «черная похлебка» — суп из мяса, крови и уксуса. Это был практически деликатес для каждого жителя Спарты.
  • При этом юношам разрешалось воровать продовольствие, более того, это поощрялось государством, но попавшиеся на воровстве наказывались поркой и голодом. Воровство обучало юношей нападать на сонных и ленивых стражей. А скудный рацион питания способствовал развитию дерзости и целеустремленности.
  • Спартанцы не занимались умственным трудом, все философы, поэты и ученые просто изгонялись из государства. Спартанцы не занимались и ручным трудом, за них его выполняли илоты, общественные рабы. Спартанцы и не были знатоками военного дела, они не были сильны в обороне и стратегии ведения боевых действий. Единственными их сильными навыками были навыки ведения пеших боев и боев один на один.

Законы, отрицающие власть

Ликург, один из сыновей царя Спарты, волею случая оказавшийся наследником престола, прослыл человеком мудрым и справедливым и тем самым заслужил любовь и уважение сограждан. Он был уступчивым, терпимым и скромным, всячески желал добра и благополучия своему народу.

В то время в Спарте уже начались волнения, причиной которых было резкое разделение граждан на богатых и бедных. Ликург решил укрепить государство, введя такие законы, при которых деньги и власть перестали бы быть значимыми. На первый взгляд, такие преобразования — кардинальный скачок в развитии общества, но никто не задумывался, куда это может привести.

Ликург Спартанский. Жак-Луи Давид (Эскиз)

Итак, важнейшим государственным органом, по законам Ликурга, стала герусия — совет старейшин. Герусия решала споры и давала указания даже царям.

Для того чтобы геронты из совета старейшин и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними — закон о разделении власти.

Еще одним из фундаментальных законов, изданных царем Ликургом, был закон о переделе земли. Правитель Спарты убедил сограждан отказаться от владения участками в пользу государства. И с того времени в Лакедемоне никто не мог ни продавать, ни покупать землю.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий