Адмиралтейство

Метаморфозы после Петра

Здание Адмиралтейства не раз подвергалась реконструкции. В 1738 году оно стало каменным. Над воротами появились 72-метровые башня и позолоченный шпиль с кораблем. В остальном Адмиралтейство сохранило прежний, петровский облик. Пустошь, или Адмиралтейский луг — это место военных учений — в будни и народных гуляний — в праздники. Крепостные постройки, утратив свое значение, постепенно пришли в упадок.

Санкт-Петербург расстраивался, и к началу XIX века скромная Петровская верфь очутилась в центре столицы. К адмиралтейству сходились важнейшие магистрали. По соседству появились Зимний дворец и ряд пышных зданий. Стало слишком заметно, что детище Петра безвозвратно устарело.

В 1806 – 1823 годах его постигла беспощадная реконструкция. Архитектор Андриян Захаров оставил в облике башню со шпилем. Все остальное получило современное решение. Были выстроены два каменных корпуса буквой “П”, внешний и внутренний. Между ними проложен ров. Внешний — заняли чиновники морского и речного ведомств. Во внутреннем – продолжали работать мастеровые.

Классика и ампир гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгую геометрию щедро облагородили скульптуры и барельефы. Бесхозные сооружения форта снесли. На месте народных гуляний разбили бульвар. Ныне это Александровский сад.

Функции Адмиралтейства

Первоначально задуманное, как кораблестроительная верфь, Адмиралтейство выполняло различные функции. Основным его предназначением, разумеется, являлось строительство кораблей.

Вскоре после завершения строительства верфи, 29 апреля 1706 года был спущен на воду первый корабль для боя в прибрежных водах – 18-ти пушечный прам. С тех пор на стапелях было построено 262 корабля различного предназначения.

Одновременно здание Адмиралтейства служило местом дислокации руководства флотом и выполняло роль погранично-сторожевого поста. Все корабли, проходившие мимо него по Неве, не оставались без внимания. Их названия, имена капитанов и описания грузов находили свое отражение в специальном лоцманском журнале.

Функции крепости были востребованы до 1820-х годов, после чего насыпные валы были срыты и ров полностью засыпан. На его месте был разбит широкий бульвар, перевоплотившийся впоследствии в знаменитый Александровский сад.

Строительство кораблей продолжалось вплоть до 1844 года и впоследствии, Адмиралтейство использовалось для размещения Морских ведомств, музея и военно-морского училища. Сейчас здесь располагается Главный штаб ВМФ и, в соответствии с этим, над зданием развевается Андреевский флаг.

Адмиралтейство находится в самом центре города и является жемчужиной архитектурного ансамбля трех прекрасных площадей северной столицы – Исаакиевской, Дворцовой и Декабристов. Это – символ Петербурга, российского флота и величия России.

Адмиралтейство

Адмиралтейская игла воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: . И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.

Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16 ноября 1704 года существует запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. Чертежи Адмиралтейского дома утвердил лично Петр.

Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы. Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли. 10 мая 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.

Первое здание верфи было построено буквой П . Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых крыльев — 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.

Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня. Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая. Адмиралтейская, Разводная. Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту.

В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером. Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.

Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика 65 кг, длина 192 см, высота 158 см.

Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.

Адмиралтейство является центром грациозного ансамбля. Сияющий золотом адмиралтейский шпиль увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.

Закладка Адмиралтейства произошла 5 ноября 1704 года. К 1706 году Адмиралтейство превратилось в крепость с пятью земляными бастионами. Первоначально это здание представляла собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы П .

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова

Зодчий придал сооружению большую монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению

В 1806-1823 годах по проекту зодчего А. Д. Захарова возвели третье, ныне существующее здание Адмиралтейства. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом. Адмиралтейская игла, которая упомянута в произведении Медный Всадник. запечатлена на медали За оборону Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны шпиль был зачехлён, а сняли укрытие 30 апреля 1945 года.

Адмиралтейская игла не случайно включена А. С. Пушкиным в роман. Наряду с величественной скульптурой Петра Первого она символизирует величие России и Петербурга как составной её части. Такие грандиозные достопримечательности, как шпиль Адмиралтейства, ещё больше подчёркивают беспомощность маленьких людей перед великой державой.

Памятники, скульптуры

Вся набережная — сплошное произведение искусства. Но есть на ней несколько объектов, достойных отдельного упоминания.

Один из двух львов на «спуске со львами» возле Адмиралтейства,  Евгений

Спуск со львами на Адмиралтейской набережной

Львы — один из символов Санкт-Петербурга и самые узнаваемые представители семейства кошачьих в городе. Скульптуры были установлены на Дворцовой пристани в 1832 г. — они и Южный спуск Дворцового моста представляют собой единую композицию. Львы медные, созданы мастером И. Прангом на Александровском чугунолитейном заводе Санкт-Петербурга. Идея и модель — И. П. Прокофьева. Там же по рисунку Л. Шарлеманя были изготовлены пьедесталы для них. Внутри львы полые, но во время последней реставрации был добавлен прочный каркас. Дело в том, что львы полюбились приезжим и каждый турист считает своим долгом сфотографироваться сидя на спине одного из этих животных. Однажды скульптура не выдержала — спину льва пришлось восстанавливать.

Парфировая ваза у Петровского спуска ,  Андрей Масхлая

Порфировые вазы

Вазы, ныне украшающие Петровский спуск, были изготовлены на гранильной фабрике в Швеции. В 1830 г. их доставили в Санкт-Петербург как подарок шведского короля, а 2 года спустя установили рядом со львами, на Дворцовой пристани. В 1873—1873 гг. вазы переместили на Петровский спуск. В 2013 г. на вазах было обнаружено большое количество трещин. Они были отправлены на реставрацию, которая длилась год.

Царь-плотник

Скульптура изображает Петра I, который обучается кораблестроительному мастерству. Изготовлена по проекту архитектора А. И. фон Гогена, скульптором Л. А. Бернштамом. Композиция была установлена в 1910 г., но демонтирована спустя 8 лет. Тогда подобная участь постигла многие памятники Петру I — как «не имеющие художественной ценности». В 1996 г. скульптура вернулась на берег Невы — правительство Нидерландов подарило городу копию утраченного памятника.

Памятник Петру I — «Царь-плотник»,  Ирина Дементьева

Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году

Это вторая скульптура у здания Адмиралтейства, посвящённая императору Петру I, она не сохранилась до наших дней. «Плотник» был установлен с западного крыла, а «Пётр, спасающий рыбаков» — с восточного. Обе скульптуры были изготовлены одними и теми же мастерами и куплены императором Николаем II на выставке в Нидерландах.

С этим памятником связана история, когда Пётр в ноябре 1724 г. бросился в ледяную воду спасать тонущих рыбаков. Тогда он сильно простудился. Оправится от болезни император уже не смог и 28 января 1725 года умер.

Медный всадник

Ещё один памятник Петру I, установленный на берегу Невы и ещё один символ Санкт-Петербурга. Скульптура была установлена на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Создавали памятник сразу несколько мастеров: конную статую вылепил Этьен Фальконе, голову его ученица Мари Анн Колло, а змею — Фёдор Гордеев. Для грандиозной скульптуры требовался соответствующий постамент — его нашли в окрестностях деревни Конная Лахта. Когда Гром-камень извлекли из земли на его месте остался огромный котлован. Со временем он заполнился водой, образовав Петровский пруд — он существует до сих пор.

Nomad

Военно-морской музей

Гражданские лица имели доступ лишь к некоторым корпусам огромного комплекса. В частности, с самого появления Адмиралтейства в нем открыли Военно-морской музей. Здесь хранились важнейшие памятники Петровской эпохи. Например, это были модели кораблей, чертежи и личная переписка первого императора, касавшаяся создания Балтийского флота.

До 1939 года этот богатый музей принимало у себя здание Адмиралтейства. Архитектор Захаров расширил площадь для экспозиций, которые с каждым поколением все увеличивались и увеличивались. В Сталинскую эпоху музей переехал в здание бывшей петербургской биржи на стрелке Васильевского острова.

Как добраться

Доехать до Адмиралтейской набережной можно на метро — до станции «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии. От неё всего 800 метров — это примерно 15 минут пешком.

Рядом с улицей проходит множество автобусных и троллейбусных маршрутов, в частности:

  • Автобусы № № 10, 191, 22, 24, 3, 7.
  • Троллейбусы № № 1, 5, 7, 10, 11, 17, 22.
  • Маршрутка № К 169, К-306.

Ехать до остановок: «Дворцовая набережная», «Адмиралтейский проспект», «Малая морская, 20», «Исаакиевский собор», «Метро Адмиралтейская».

Карта троллейбусных маршрутов Санкт-Петербурга

Адмиралтейская набережная с западной стороны граничит с Дворцовым проездом и набережной, с восточной — с Сенатской площадью и Английской набережной. Дворцовый проезд — это продолжение Невского проспекта. На машине из центра до Адмиралтейства можно доехать по нему. Если ехать планируется с Васильевского острова — на набережную можно попасть по мостам Дворцовому или Благовещенскому. Здесь нужно быть внимательными — мосты разводятся в ночное время: Дворцовый с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55, Благовещенский с 1:25 до 2:45 и с 3:10 до 5:00.

Видео об Адмиралтейской набережной (с 3:00)

История

Основная статья: Главное адмиралтейство

С момента постройки города в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году эта часть берега большой Невы использовалась как выход к реке судостроительной верфи Адмиралтейства. Через эти «речные ворота» поставлялось сырьё и материалы, здесь же спускались с эллингов построенные корабли.

Постройки Адмиралтейства, место будущей набережной

Набережная была создана, когда в 1844 году все судостроительные работы были перенесены в галерную гавань, и в связи с этим были засыпаны все каналы и бассейны на его территории.

Гранитная набережная

В 1818 году у восточного и западного павильонов Адмиралтейства по проекту инженера А. Д. Готмана были поставлены пристани.

В 1819—1821 годах в набережную между Адмиралтейством и зданием Сената были встроены береговые «быки» Исаакиевского наплавного моста. По обеим сторонам опор моста находятся спуски к Неве, созданные для того, чтобы жители могли брать воду из реки и садиться на суда. Строительство по проекту А. А. Бетанкура вёл инженер В. Треттер.

В 1832 году Дворцовую пристань украсили декоративными вазами и скульптурными фигурами львов. Набережная носит название Адмиралтейской с 1874 года. В 1879 году по набережной было открыто движение.

В апреле 1872 года вышло высочайшее распоряжение об устройстве набережной вдоль Главного Адмиралтейства. Работы финансировались за счёт средств, полученных от продажи под застройку земельных участков между крыльями верфи. 7 февраля в Санкт-Петербургской думе состоялся конкурс проектов.

У конкурса была следующая формулировка:

Устройство набережной, 1873 год

Конкурс выиграл проект инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова. Закладка гранитной набережной между Дворцовой и Петровской пристанями на месте деревянной была выполнена 14 () августа 1873 года, а уже 21 ноября (3 декабря) 1874 года состоялось её торжественное открытие. В 1875 году на набережной был устроен широкий бульвар. Судя по картине А. К. Беггрова она сильно отличалась от современного состояния: уже была каменной и находилась значительно левее нынешнего положения магистрали.

В 1909 и 1910 годах перед пристанями были установлены скульптурные группы «Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году» и «Царь-плотник».

С 1912 года началось строительство Дворцового моста, и в связи с этим в 1914—1916 годах пристань была разобрана и перенесена на новое место, ниже по течению — в створе ворот восточного павильона Адмиралтейства. Порфировые вазы были перенесены на Петровскую пристань, а львы теперь установлены на постаментах из красного гранита вновь сооружённой Дворцовой пристани.

Шпиль Адмиралтейства 1977. Адмиралтейский шпиль

Один из символов Петербурга – золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства – виден издалека. Кораблик, согласно легенде, изображает первый русский фрегат «Орел», который построили при Алексее Михайловиче.

Шпиль Адмиралтейства – центральное звено всего здания: четкая вертикаль, подчинившая себе слишком растянувшуюся горизонталь. Он венчает центральную башню Адмиралтейства. Над аркой башни крылатые Славы скрещивают знамена над русским гербом. Над ними – 20-метровый горельеф «Заведение флота в России». На нем Нептун вручает Петру I трезубец – символ власти на море. По обе стороны арки – морские нимфы, несущие земную сферу. Места по углам первого уступа башни заняли четыре героя древности: Ахил, Аякс, Пирр и Александр Македонский.

Выше башенной колоннады разместились еще 28 статуй. Они олицетворяют четыре стихии: Огонь, Воду, Воздух и Землю, четыре времени года, четыре главных ветра: южный – Нот; северный – Борей; западный – Зефир; восточный – Эрус. Компанию этому аллегорическому хороводу составляют муза астрономии Урания и египетская Изида – покровительница мореходов. Многочисленные рельефы и статуи Адмиралтейства выполнены лучшими скульпторами того времени: Щедриным, Пименовым, Теребеневым, Демут-Малиновским.

Посмотрите еще раз на адмиралтейский кораблик. Видите под корабликом золотой шар? Говорят, в шаре – в золотом ларце лежат золотые монеты петровской чеканки. Только достать их нельзя. Если шар раскрыть, то весь шпиль рухнет. Жаль, но это неправда. Вернее, не совсем, правда. В шаре действительно есть шкатулка. В ней отчеты о ремонтах шпиля, экземпляры городских газет, а с 1977 г. еще и проект Конституции СССР.

Факты и цифры

  • Во время правления Петра Первого верфь спустила на воду 262 военных корабля.
  • Помимо основной функции, раньше строение выполняло роль крепости. Оно стояло на защите Санкт-Петербурга, окружённое рвом и земляными валами.
  • Высота центральной башни 72,5 м, из них 23 м приходится на шпиль. На верхушке прикреплён позолоченный флюгер в виде корабля, который вращается на 360 градусов.
  • Корабли здесь собирали и спускали на воду с 1711 г до 1844 г.
  • Современный вид Адмиралтейство получило только вначале 19 века после полной перестройки по проекту Андреяна Захарова. Сюда потребовалось разместить административные здания. Была оставлена только башня.

@vitaliy.karpovich

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П»,  главный фасад имел длину  425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик , Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено  каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы , несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами . Над ними — барельеф «Заведение флота в России» , на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес. Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие. Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником  раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века. Его проект был разработан Иваном Коробовым. Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота. Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером — знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни — сорок девять метров, высота шпиля — двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство при Екатерине II

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.

В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.

13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.

До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов

Адмиралтейство.

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Здание Главного Адмиралтейства.

2.Где находится?

Санкт-Петербург.

3.Каков тип здания?

Русский ампир.

4.В каком веке и году построено?

XVIII век.

1704-1706.

5.При каком правителе?

Пётр I ( 1682-1725).

6.В честь какого события построено здание?

Здание задумано как крепость, как верфь для строительства кораблей.

7.Кто строил здание?

Архитекторы: А.Д. Захаров, И.К. Коробов.

Скульпторы: С. Пименов, В. Демут-Малиновский, А. Анисимов, Ф Щедрин.

8.Внутреннее убранство?

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

9.Каковы особенности постройки здания?

Высота- 72 метра, из них 23 м. – это шпиль.

Два П-образных корпуса- внешний и внутренний. В центре- башня со шпилем. Много скульптур.

10.Судьба здания сегодня.

С 2012  в здании находится  Главное командование ВМС России.

Интересные факты.

  • Сначала здание строилось по чертежам самого царя, затем архитектором был назначен А.Д. Захаров.
  • Адмиралтейство изначально представляло крепость, вокруг ограждённую земляным валом и рвом с водой; охраняли его пять бастионов. Перед крепостью было широкое свободное пространство, чтобы видеть противника (эспланада).
  • Первый спуск корабля состоялся 10 мая (29 апреля) 1706 г.
  • В 1711 году был установлен металлический шпиль с корабликом (автор – Харман ван Болос). Есть мнение что прообразом кораблика стал первый русский корабль «Орёл» ( 1667-1669, построенный при Алексее Михайловиче).
  • В 1732-1738 здание перестроили по проекту архитектора И.К. Коробова. В центре была построена башня с позолоченным шпилем («Адмиралтейская игла»), кораблик был вознесён на высоту 72 метра.
  • Пространство перед Адмиралтейством активно использовалось: здесь проводились учения солдат, устраивались народные гуляния и ярмарки.
  • Луг перед зданием был замощён лишь при Елизавете Петровне в последней четверти 18 века.
  • В 1806-1823 г. по проекту А. Захарова здание перестроено было почти полностью. Осталась лишь башня со шпилем. Вокруг был разбит бульвар (сейчас это Александровский сад). Здание рассматривалось как центральное городе, протяжённость главного фасада – 407 м. К нему тремя путями сходятся три главные магистрали.
  • Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. На фасаде изображены: греческая богиню правосудия Фемиду, нимфы, несущие глобусы, фигуры античных героев (Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра). Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Назначение Адмиралтейства.

  • До 1844 г. строились корабли. Далее в нём находились лишь учреждения.
  • С 1718 года в здании находилась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г.- Адмиралтейств-совет).
  • С 1709 по 1939 – Модель-камера (с 1805 – Морской музей).
  • С июня 1917 – Центрофлот , поддерживающий Временное правительство.
  • После революции – ВМРК – Военно-морской революционный комитет.
  • 1932-1933 – в здании находилось Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.
  • С 1933- 2008 – штаб Краснознамённой Ленинградской   военно-морской базы.
  • С 2012 – Главное командование ВМС России.

Такова большая и очень интересная история Адмиралтейства.

Поэт О. Мандельштам посвятил ему стихотворение.

Адмиралтейство.

В столице северной томится пыльный тополь. Запутался в листве прозрачный циферблат, И в тёмной зелени фрегат или акрополь Сияет издали, воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. Нам четырех стихий приязненно господство; Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно-построенный ковчег.  Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря, И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря!

<1913>

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий