Спиноза, бенедикт

«Этика»: краткое содержание

Спиноза начинает с определения 8 терминов: причины самого себя, конечного в своем роде, субстанции, атрибута, модуса, Бога, свободы и вечности. Затем следует серия аксиом, одна из которых якобы гарантирует, что результаты логических демонстраций будут истинны в отношении действительности. Спиноза быстро приходит к выводу, что субстанция должна существовать, быть самостоятельной и неограниченной. Из этого он доказывает, что не может быть двух субстанций с одинаковым атрибутом, поскольку тогда бы они друг друга ограничивали. Это приводит к монументальному выводу из теоремы 11 о том, что Всевышний, или субстанция, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную и вечную сущность, необходимо существует.

Из определения Творца как субстанции с бесчисленными атрибутами и других суждений о сущности следует, что кроме Бога не может ни быть представляемой, ни существовать никакая субстанция (теорема 14), все существует в Боге, без которого ничто не может ни быть представляемым, ни существовать (теорема 15). Это составляет ядро метафизики и этики Спинозы. Бог повсюду, и все, что существует, является его модификацией. Он известен людям только по двум его атрибутам – мышлению и протяжению (качеству обладания пространственными измерениями), хотя количество Его атрибутов бесконечно. Позже в I части «Этики» Спиноза устанавливает, что все, что происходит, обязательно следует из природы Бога, и что в ней не может быть никаких непредвиденных обстоятельств. Раздел заканчивается прилагаемой полемикой о неправильном понимании мира религиозными и суеверными людьми, которые думают, что Всевышний может изменить ход событий, и что ход событий иногда отражает божественное суждение о человеческом поведении.

Основные признаки демократического устройства

Согласно Спинозе у демократии есть четыре основных признака:

  • Эго: граждане («всеобщее собрание людей») обладают верховным правом на все.
  • Общество, в котором фактически каждый гражданин примеряет на себя роль как суверена (в рамках собрания), так и подданного (как частное лицо).
  • Общество, в котором институт демократии сам по себе основывается на принципе равенства.
  • Общество, где имеет место определенное соотношение между принуждением и свободой.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Спиноза отмечал, что благодаря государственной власти подчинение всеобщему правопорядку становится для каждого необходимым и обязательным. Иными словами правомочность действий каждого гражданина основывается на определенной санкции (общем решении) государства. Так, Спиноза формулирует зависимость человека от государства: государство не является чем-то противоестественным, носящим характер тотального принуждения – на самом деле оно есть залог правопорядка, исключающий произвол отдельного лица.

Торжество рационализма

Бенедикт Спиноза,
философ-рационалист

В практичном XVII веке на первое место выходит уже не безоговорочная вера, а наука и разум. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт разрабатывают методику научного исследования. На много лет девизом науки и философии становится высказывание Бэкона: «Знание — сила!» Способность человека мыслить и рассуждать рассматривается философами как блестящая возможность познания и творческого преобразования мира. Подобный подход получил название рационализма (от лат. ratio — разум).

В этом направлении развивалась и философская система нидерландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы.

Он родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Семья была достаточно состоятельной, что позволило юному Спинозе посвящать много времени чтению и самообразованию. Знавшие его люди вспоминали, что юноша, обучавшийся в иудейском религиозном училище, в отношении литературы был абсолютно всеяден: он читал произведения неоплатоников, христианских отцов церкви, арабских мыслителей и ученых, еврейских философов… Уже тогда он начал позволять себе очень вольные для религиозного человека высказывания; впоследствии Спиноза отошел от иудаизма.

Мыслящая материя Спинозы

Со времен Аристотеля сущность европейской философии составляет три темы исследования – косная материя, Бог и человек. Различные направления по-своему объясняли их взаимодействие, соотношение и свойства. Рене Декарт создал оригинальную модель мира, который живет по законам, запущенным некогда Богом. Так часовщик заводит часы, после чего уходит, предоставляя заведенный механизм самому себе. Совершенно очевиден дуализм Бога и сотворенной им вселенной. Они принадлежат к разным материальным субстанциям. Так же и человек, в котором косная материя управляется душой, или мыслящей субстанцией.

Спиноза принимает механический принцип, но не может согласиться с дуалистичностью материи Декарта. По всей видимости, она не могла объяснить всей полноты бытия, которую пытался охватить своим разумом бывший ученик еврейской школы. Его капитальный труд «Этика» включает теологические рассуждения, моральные принципы и все нагромождение законов материального мира. Познающая и непрестанно развивающаяся субстанция мира едина. Бог – уже не творец, но часть мироздания, точнее, признак (атрибут) этого мира. Таким образом, вселенная является единой, вечной и бесконечной субстанцией, имеющей атрибуты протяженности, то есть присутствия ее в пространстве и времени, и мышления.

Перед нами природа, которая изучает себя самое в различных своих проявлениях. Это саморазвитие мыслящей субстанции и есть ее божественность. Человек – часть эксперимента природы, поставленной ею над самое собой. В нем собран не только весь опыт предыдущих экспериментов, но и создан сложнейший механизм восприятия окружающей действительности. В человеке природа осмысленно познает самое себя.

Примечания[править | править код]

Примечания
  1. Хуан де Прадо и, возможно, другие марраны — современники Спинозы — уже говорили о единстве Бога и природы. Подобное говорил и Джордано Бруно. Но никто раньше не пытался детально разобраться в идеях такого рода или объяснить их последствия для человека
Сноски
  1. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baruch_Spinoza_-_Letter_in_Dutch_of_3_June_1665_-_Brief_van_3_juni_1665.png
  2. (unspecified title)
  3. Соколов В. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. ↑ Спиноза // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. Абоаб-да-Фонсека, Исаак бен-Давид // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. Эмиль Эдмон Сессе, Еврейская философия, Одесса, издание книжного магазина Шермана, 1898 перевод с французского Бернштейн стр. 42
  7. ↑ Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13 — 21
  8. Гедалия Спинадель. . Иудаизм и евреи. «Толдот Йешурун».
  9. ↑ , с. 158.
  10. Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957
  11. — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
  12. Под редакцией Ф. В. Константинова. Вахтер // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1960—1970. // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  13. «Богословско-политический трактат», гл. IX
  14. [www.litmir.net/br/?b=152055&p=444 Читать «Новая философская энциклопедия. Том первый. А — Д.» — Коллектив авторов — Страница 444 — ЛитМир.net]

Н[править]

  • Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
  • Нельзя пройти здесь молчанием также и того, что сторонники этого учения , желавшие похвастаться своим умом в указании целей вещей, изобрели для оправдания означенного своего учения новый способ доказательства, именно приведения не к невозможному, а к незнанию; а это показывает, что для этого учения не оставалось никакого другого средства аргументации. Если бы, например, с какой-либо кровли упал камень на чью-нибудь голову и убил его, они будут доказывать по этому способу, что камень упал именно для того, чтобы убить человека; так как если бы он упал не с этой целью по воле Бога, то каким же образом могло бы случайно соединиться столько обстоятельств (так как часто их соединяется весьма много)? Вы ответите, может быть, что это случилось потому, что подул ветер, а человек шел по этой дороге. Однако они будут стоять на своем: почему ветер подул в это время? почему человек шел по этой дороге именно в это же самое время? Если вы опять ответите, что ветер поднялся тогда потому, что море накануне начало волноваться при спокойной до тех пор погоде, а человек был приглашен другом, они опять будут настаивать, так как вопросам нет конца: почему же море волновалось? Почему человек был приглашен в это время? И, таким образом, не перестанут спрашивать о причинах причин до тех пор, пока вы не прибегнете к воле Бога, то есть к asylum ignorantiae (убежище незнания).
  • Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
  • Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
  • Но, стремясь доказать, что природа ничего не делает напрасно (то есть что не служило бы в пользу людей), доказали, кажется, только то, что природа и Боги сумасбродствуют не менее людей. Посмотрите, прошу вас, до чего, наконец, дошло! Среди стольких удобств природы должны были найти также немало и неудобств, каковы бури, землетрясения, болезни и т. д., и предположили, что это случилось потому, что Боги были разгневаны нанесенными им от людей обидами или погрешностями, допущенными в их почитании. И хотя опыт ежедневно заявлял против этого и показывал в бесчисленных примерах, что польза и вред выпадают без разбора как на долю благочестивых, так и на долю нечестивых, однако же от укоренившегося предрассудка не отстали. Ведь легче было сложить это в массу другого неизвестного, пользы которого люди не знали, и таким образом сохранить свое настоящее и врожденное состояние невежества, чем разрушить все здание и выдумывать новое. Поэтому приняли за истину, что решения Богов далеко превосходят человеческую способность понимания, и это, конечно, было бы единственной причиной, почему истина навеки оставалась бы скрытой для человеческого рода, если бы только математика, имеющая дело не с целями, а лишь с сущностью и свойствами фигур, не показала людям иного мерила истины.
  • Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано.

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза, приняв латинское имя, начинает преподавать в школе, у него впервые возникают романтические чувства к дочери учителя той же школы, Кларе. Однако любовь его была безответной, и вскоре девушка отвергает его ради человека более богатого и успешного.

В 1676 г. здоровье Спинозы пошатнулось, и, на протяжении года, состояние его будет лишь ухудшаться. 21 февраля 1677 г., вследствие болезни лёгких, приобретённой в процессе вредной работы в мастерской по шлифовке линз, сердце Спинозы остановилось. Похоронили его на церковном кладбище при Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его волеизъявлению, «Этика», наряду с другими его трудами, была издана посмертно в 1677 г. Труд всей его жизни, «Этика», состоял из пяти разделов: «О Боге», «Природа и истоки человеческой мысли», «Природа и начало эмоций», «Путы, сковывающие человека, или Сила эмоций» и «Сила понимания, или Свобода человека».

В культуре[править | править код]

Влияние сочинений Спинозы выходит далеко за пределы философии.

Английская писательница и противница суеверий Джордж Элиот (ум. 1880) сделала собственный перевод «Этики».

Гёте (ум. 1832) называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество.

Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна. В телеграмме раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ». В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D. D. Runes. With foreword by A. Einstein. N. Y.: Philosophical Library, 1951).

Американский психиатр и писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» (2012) описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.

Спиноза о религии

Учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате». Хотя во всей его философии господствует идея Бога, теологи обвиняли Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не личностный Бог с волей и разумом, творящий мир по свободному выбору как нечто отличное от себя. Он выступает не действующей извне причиной, а «имманентной», и неотделим от вещей, исходящих от него.

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Биография Бенедикта Спинозы

Бенедикт Спиноза (Benedictus de Spinoza) – это один из самых великих нидерландцев семнадцатого века. Он являлся одним из представителей философского направления в Нидерландах. Именно этот человек не боялся в то время поднимать вопрос о Боге. Он говорил, что бог живет вместе с нами на земле.

Также Бенедикт Спиноза не боялся высказывать свою точку зрения. Многие были против него, но он добился своей цели.

Бенедикт Спиноза родился 24 ноября 1632 года в городе Амстердам. Его родители были беженцами из Португалии, они были представителями европейского народа. В семье у них было пятеро детей.

Семья у Бенедикта Спинозы была хорошо обеспечена финансовыми средствами. Его мать и отец продавали на рынке в Амстердаме экзотические фрукты и овощи. Это было основным доходом семьи. Интересно, что Спинозу в детстве дали имя «Барух». В детстве для него психологической травмой стала смерть матери.

В то время Бенедикту исполнилось шесть лет. Семья осталась без матери и отец был вынужден поднимать своих сыновей и дочерей одному. Безусловно, это было трудно. Сам же Спиноза учился в местной школе. Он был заинтересован творчеством Аристотеля и латинским языком, в связи с эти он с особым энтузиазмом и углублением изучал эти науки.

Стоит сказать, что в раннем возрасте Бенедикт Спиноза знал более трех языков. В близком кругу людей он разговаривал на латинском языке.

Образование Спинозы

В семье Бенедикта Спинозы случилось так, что в 1654 году умирает его отец и ему со своими братьями приходится возобновить торговлю, которым занималась их родители, так как денег на учебу и одежду у них не хватало.

Будущий философ активно занимался саморазвитием, он читал большое количество философских книг на разных языках, которых он зал. И часто он пытался переводить слова с одного языка на другой, чтобы укрепить знания того или иного языка.

Его главной целью при поступлении в колледж было улучшение своих философских знаний и улучшение знания языков, таких как латинский и древнегреческий.

В связи с тем, что его взгляды начали привлекать учеников колледжа, он начал представлять большую опасность для местной церкви. И в 1660 году его были вынуждены изгнать из амстердамского колледжа. После чего он переехал в маленькое сельское поселение под городом Лейден.

Путь философа Бенедикта Спинозы

После переезда в маленькое сельское поселение Бенедикт Спиноза поселился у одного из самых главных ремесленников данного сельского поселения. Этот ремесленник занимался шлифовкой различных стеклянных покрытий. Спиноза жил в достатке, так как его кормил ремесленник, и он сам зарабатывал «копеечку» благодаря своему уму.

В этом месте у будущего философа родился первый трактат, названием которого стало «О Боге, человеке и его счастье» («Over God, de mens en zijn geluk»), после чего он все чаще начал выпускать книги, большинство из них было на тему философии и науки. Даже на сегодняшний день есть много фанатов творчества Спинозы, также его книги с удовольствием читают многие люди.

Даже такие философы как Иоганн Вольфганг Гете (Johann Wolfgang Goethe) и Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) разделили мнение философа Спинозы. Благодаря своим философским способностям в городе Амстердам и в город Гааге поставили большие памятники философу Бенедикту Спинозе.

Спиноза почти на протяжении всей своей жизни обменивался информацией с Генри Ольденбургом, он являлся главным в научном обществе в Лондоне.

С 1 года Бенедикт Спиноза начинает жить в Варбурге. Там он смог познакомиться с отличным человеком, он также занимался изучение физики и математики. Еще хорошо знал философскую науку. Его звали Гюйгенсом, он безусловно во много помог будущему философу Бенедикту Спинозе.

Спиноза как-то сказал, что для того, чтобы стать счастливым, нужно лишь разбираться в самом себе.

Спасибо за внимание!

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама. Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан. Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе. Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной       крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

Я[править]

  • Я должен признаться, что означенное мнение, все подчиняющее какой-то индифферентной воле Бога и все ставящее в зависимость от его благосоизволения, менее уклоняется от истины, чем мнение тех, которые полагают, будто Бог всё производит под идеей блага. Последние, по-видимому, полагают, что вне Бога существует нечто от него независимое, к чему Бог обращается в своем творении как к образцу, или к чему он стремится, как к известной цели. А это, конечно, все равно, что подчинять Бога фатуму. Но нелепее этого ничего нельзя сказать о Боге, который, как мы показали, составляет первую и единственную свободную причину как бытия всех вещей, так и сущности их.
  • Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.

Я считаю Бога имманентной (как говорят) причиной всех вещей, а не трансцендентной. Вместе с Павлом и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется. …Однако, если некоторые полагают, что «Богословско-политический трактат» основывается на той мысли, что Бог и природа (под которой они понимают некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же, то они совершенно ошибаются. — Письмо Ольденбургу

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого. Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу. Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

Беженцы из Португалии

Новое время для евреев-сефардов началось с усиления деятельности инквизиции. Движение Реформации вызвало ответную реакцию католической церкви, которая принялась подчищать еретиков без всякого разбора. В отличие от внутри-христианских ересей, иудеи еще с римских времен пользовались свободой вероисповедания. Однако теперь все изменилось. Семья Спинозы бежит от инквизиции из Португалии в веротерпимую Голландию. Здесь родился Барух 24 ноября 1632 года четвертым ребенком от второго брака. Мальчик рано потерял мать, умершую в 1638 году от туберкулеза.

Отец Михаэль позаботился дать сыну приличное еврейское образование. В религиозной школе «Эц Хаим» Барух изучает не только иврит, Тору и Талмуд, но и знакомится с каббалистической мудростью. Как губка впитал живой ум мальчика лучшие идеи средневековой схоластики. Ему недостаточно читать и говорить на нидерландском, испанском и португальском языках. Изучив иврит, Барух осваивает латынь, итальянский и французский.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Философия

Чтобы максимально обезопасить себя от общества и свободно заниматься философией, Бенедикт Спиноза обосновался на юге страны. Здесь он написал работу под названием «Трактат об усовершенствовании разума».

Позже мыслитель стал автором своего главного труда – «Этики», в котором была раскрыта основная концепция его философских взглядов. Спиноза выстраивал метафизику по аналогии с логикой, что привело к следующему:

  • задание алфавита (нахождение основополагающих понятий);
  • формулировка логических аксиом;
  • вывод любых теорем посредством логических выводов.

Подобная последовательность помогала прийти к верным выводам, в случае истинности аксиом. В последующих трудах Бенедикт продолжил развивать свои идеи, главной из которых стала концепция познания человеком собственной природы. Для этого также требовалось прибегать к логике и метафизике.

Под метафизикой Спиноза подразумевал бесконечную субстанцию, которая являлась причиной самой себя. В свою очередь под субстанцией подразумевается то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Кроме этого субстанция – это и «природа», и «бог», а значит ее следует понимать, как все существующее.

Согласно воззрениям Бенедикта Спинозы, «Бог» не является личностью. Субстанция безмерна, неделима и вечна, а также выступает в качестве природы в общем понимании этого термина. Любая вещь (животное, дерево, вода, камень) представляет собой лишь какую-то частицу субстанции.

Как следствие «Этика» Спинозы породила учение о том, что Бог и природа существуют отдельно друг от друга. Субстанция вмещает в себе бесконечное количество атрибутов (того, что составляет ее сущность), но человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление.

Идеал науки философ видел в математике (геометрии). Счастье заключается в познании и умиротворении, исходящем из созерцания Бога. Человек, чье тело наделено аффектами, способен достичь гармонии и стать счастливым, руководствуясь разумом, логикой, законами, желаниями и интуицией.

В 1670 г. Спиноза опубликовал «Теолого-политический трактат», где защищал свободу научно-критического исследования Библии и преданий. За смешение понятий из различных сфер знания, он подвергался критике со стороны современников и своих последователей.

Некоторые биографы и коллеги Бенедикта прослеживали в его взглядах симпатии к каббале и оккультизму. Тем не менее, мысли нидерландца имели большую популярность в Европе, включая Россию. Интересен факт, что в России издавали каждый его новый труд.

Происхождение и образование

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе. Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры. Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа. Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому. Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой. Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе. Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Источники вдохновения

«Этика» Спинозы основывается на трех еврейских источниках, которые, вероятно, были знакомы автору по его ранней интеллектуальной жизни.

Первый – это «Диалоги о любви» Леона Эбрео (также известного как Иегуда Абрабанель), написанные в начале XVI века. В библиотеке Спинозы была копия этой книги на испанском языке. Она является источником ключевых фраз, которые голландский философ использует в конце V части, чтобы описать кульминацию человеческой интеллектуальной деятельности, а именно наблюдение мира «с точки зрения вечности», имея в качестве конечной цели «интеллектуальную любовь к Богу».

Спиноза также использовал по крайней мере один аргумент испанского еврейского философа 15 века Хасдая бен Авраама Крескаса, чья критика Аристотеля была напечатана в середине XVI века на иврите.

Наконец, автор, похоже, имел доступ к «Небесным вратам» Авраама Когена де Эрреры, наиболее философски искушенного каббалиста XVII века. Ученик Исаака бен Соломона Лурии и ранний член общины Амстердама, Эррера знал огромное количество трудов в области древней исламской, иудейской и христианской философии, а также был знаком с каббалистической мыслью. «Небесные врата» — его основная работа, которая распространялась в Амстердаме на испанском языке — появилась на иврите в сокращенном варианте в 1655 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий