Стэнфордский тюремный эксперимент: суть, выводы

Мнение Ричарда Якко

Ричард участвовал в эксперименте, как заключенный. Первое, что сбило его с толку, это то, что надзиратели не давали им уснуть. Их будили, заставляли делать физические упражнения, а потом ненадолго оставляли.

Ричард Якко также присоединился к описанному выше бунту, говоря о том, что лишь в единстве преступников была их сила.

Когда у него начали сдавать нервы, он попросил организаторов досрочно покинуть эксперимент, но ему напомнили, что он сам согласился на этот шаг и ему придется играть роль до конца.

Именно в тот момент Ричард по-настоящему понял, что чувствует заключенные, находясь в тюрьме.

Тем не менее, его все-таки «выпустили на свободу» досрочно. Комиссия посчитала, что он находится на грани нервного срыва. Хотя до этого времени сам Ричард Якко думал, что у него высокая стрессоустойчивость.

Кстати, рекомендуем к прочтению описание эксперимента «Третья волна». Очень интересная вещь!

Результаты эксперимента

Вопреки всем ожиданиям, эксперимент в считанные дни начал принимать стихийный характер. Заключённые подверглись садистскому и оскорбительному обращению со стороны охраны. Уже на второй день произошёл бунт. Но охранники самостоятельно вышли на «подработку», даже ничего не сообщив руководству, и успешно подавили мятеж, прибегая даже к нападению на заключённых. После этого случая тюремщики начали делить заключённых на «хороших» и «плохих», стравливать их друг с другом и намекали, что среди них есть «стукачи». Все эти действия оказались эффективными и подобных ситуаций с восстаниями не повторялось. Интересно то, что консультанты Зимбардо отметили, что тактика охранников-испытуемых имеет сходство с той, что применяется в настоящих тюрьмах.

Пересчёт узников, начальной целью которого было способствовать их идентификации со своими номерами, принял облик долговременных испытаний, во время которых над заключёнными издевались и наказывали физически, заставляя, к примеру, очень долго отжиматься или приседать. В тюрьме очень быстро стало мрачно и грязно. Чтобы помыться, это нужно было «заслужить». Некоторых принуждали к чистке туалетов голыми руками. У «плохих» заключённых отбирали матрасы, и они спали на бетонном полу. Часто запрещалось принимать пищу.

По словам Зимбардо, эксперимент всё больше увлекал его. На четвёртый день он и охранники узнали о планирующемся побеге, и ими была предпринята попытка полностью передислоцировать эксперимент в настоящее тюремное помещение, неиспользуемое на тот момент полицией, т.к. оно было более «надёжным». Но департамент полиции отказал им в этом из соображений безопасности. А сам экспериментатор говорил, что из-за нежелания полиции сотрудничать с ним, он был очень зол.

Каждый третий охранник по ходу эксперимента всё больше проявлял настоящие садистские наклонности, особенно в ночное время, когда казалось, что камеры отключены. И многие из них очень расстроились из-за того, что эксперимент прекратили раньше назначенного срока. Но ещё до завершения проекта заключённым было предложено выйти «досрочно», если они откажутся от «зарплаты», и многие из них согласились. Именно этот факт использовался Филиппом Зимбардо, чтобы показать, как серьёзно испытуемые идентифицировались со своими ролями. А «досрочное освобождение» оказалось фарсом и никого не отпустили. По причине этого у одного из заключённых даже проявилась психосоматическая сыпь. У всех узников отмечалась спутанность мышления, и они часто плакали. Двое были настолько шокированы происходящим, что их исключили из проекта и заменили другими.

Один из тех, кто пришёл на замену (заключённый №416) ужаснулся от того, как охранники обращаются с заключёнными, и объявил голодовку. В ответ на это охранники запрели его в чулане на три часа, а также заставляли его держать в руках сосиски, есть которые он отказывался. Причём, другими заключёнными №416 был воспринят как хулиган. Охранники не растерялись и поставили перед ними выбор: или они отказываются от своих одеял на ночь, или №416 проводит всю ночь в «одиночке». Заключённые решили оставить себе одеяла, но чуть позже Зимбардо выпустил №416 из чулана.

«Арест» заключенных

Для того, чтобы доставить группу «арестантов» в университет, за день до его начала было инсценировано их задержание реальными сотрудниками полиции. Каждому из участников тюремного эксперимента Зимбардо были кратко предъявлены обвинения в тех или иных правонарушениях. При этом полицейские не упоминали об эксперименте.

Арестантов подвергли полному полицейскому досмотру: их сфотографировали, у них сняли отпечатки пальцев, приказали раздеться догола. Также им озвучили их права и выдали все атрибуты заключенных.

Им выдали форму арестантов с пришитыми номерами и резиновые сланцы. Ношение ими нижнего белья в период эксперимента не предусматривалось. Также обязательным атрибутом для арестантов стала цепочка на лодыжке и чулок на голове, чтобы имитировать бритую голову.

Кроме того, их кратко предупредили о том, что в ходе эксперимента к ним будут обращаться только по номеру, пришитому к их одежде, реальные их имена употребляться не будут. В разговорах между собой им также запрещалось употреблять имена. Если в ходе эксперимента у них возникала потребность обратиться к надзирателю, они должны были использовать уважительное обращение: «мистер офицер».

Арестантам сообщили, что в день они имеют право 3 раза сходить в туалет, получить завтрак, обед и ужин. Кроме того, им полагалось 2 свободных часа в сутки, во время которых они имели право читать художественную литературу. В остальное время они привлекались к обязательным работам в тюрьме, выполняли упражнения, 3 раза за день выстраивались на проверку. Свидания с родственниками и друзьями были разрешены каждому из них не чаще 2 раз в неделю.

Они были проинформированы о том, что за нарушение правил в «тюрьме» предусмотрены санкции.

Как начинался эксперимент с “заключенными”

За день до начала эксперимента охранникам провели инструктаж: 

  • Запрещалось применять физическое насилие в отношении заключенных.
  • Они должны были обходить тюрьму в определенное время.
  • В их обязанность входило проводить проверку узников.

Основными задачами исследования было:

  • лишить заключенных личностного пространства;
  • создать ощущение произвола;
  • осуществить полный контроль;
  • вызвать тоску и страх у узников;
  • отнять индивидуальность;
  • обессилить и полностью завладеть властью.

На следующий день заключенных привезли в “тюрьму”, они прошли досмотр с взятием отпечатков пальцев и фотографированием. Узникам зачитали права и присвоили номера вместо имен.

Как прошел первый день эксперимента

В первую же ночь заключенным устроили проверку. Добровольцы вживались в свои роли. Знакомство прошло дружелюбно. 

Условия и правила нахождения в условной тюрьме:

  • трехразовое питание;
  • три похода в туалет;
  • два свободных часа в день на чтение или написание писем;
  • два дня в неделю можно было увидеть родных и друзей.

Первый день эксперимента прошел по плану. 

Второй день и первый бунт

На второй день узники устроили бунт. Они отказались следовать правилам, сняли с себя цепи и шапочки и закрылись в камерах. Так как физическое насилие было запрещено применять, бунт подавили при помощи огнетушителей.

Восстание условных заключенных на второй день после начала эксперимента

Зачинщика восстания вычислили и посадили в камеру-одиночку. Самых дисциплинированных заключенных переместили в отдельную камеру с хорошими условиями для существования.

Кроме того, надзиратели пустили слух, что среди заключенных есть информатор. Такая тактика применялась в настоящих тюрьмах, и она сработала. В последующем крупных восстаний не было. Зачинщик бунта был лишен пищи, и его старались унизить при любом удобном случае. В результате у него случилась истерика. Он плакал, просился домой и был выведен из эксперимента.

День третий и свидание с родными

К заключенным на свидание пришли родители, и они были в шоке от того, в каком состоянии находились их дети. Узники были подавлены морально и измотаны физически. А ведь это был только третий день эксперимента! На доктора Зимбардо посыпались вопросы по поводу состояния заключенных, однако, он убедил родителей, что все под контролем.

Ситуация вышла из-под контроля

До охранников дошла информация о планах заключенных совершить побег. Все участники эксперимента серьезно вжились в свои роли. Надзиратели зверели на глазах, они всячески издевались над заключенными, унижали, оскорбляли.

Участники эксперимента перестали отличать реальность от игры

Узники забыли, что это всего лишь исследование, они были угнетены и обессилены. Видя такое состояние, организаторы эксперимента предложили им свободу взамен на отказ от обещанных денег. Все согласились, но для освобождения каждый должен был подать прошение о помиловании. Узники получили отказ и остались в тюрьме. Это было очередной уловкой Зимбардо. 

Надзиратели, почуяв власть, стали настоящими садистами. Они изощрялись в издевательствах, думая, что за ними не наблюдают организаторы. 

Конец вышедшего из-под контроля эксперимента

Неизвестно, сколько бы продолжался весь этот кошмар, если бы на шестой день не пришла невеста Зимбардо. Она была в ужасе от увиденного в условной тюрьме. Ее силами эксперимент был досрочно завершен.

Обратная сторона власти

Заключенные же в целом очень скоро приняли пассивную манеру поведения. У пятерых арестантов налицо были симптомы сильнейшей тревоги и депрессии, у одного из них началась психосоматическая сыпь по всему телу. Их пришлось освободить. Многие оставшиеся заключенные тоже стали просить о досрочном освобождении и даже с радостью отказывались от положенной оплаты.

Интересен тот факт, что, когда они отказались от денег и им сказали подождать ответа, они смиренно пошли в камеры. Хотя формально были уже свободны, ведь их время уже не оплачивалось.

Между собой заключенные 90% времени обсуждали жизнь в тюрьме: еду, сон, унижения, охранников. Они как будто стали забывать про свою реальную жизнь, это же происходило и с охранниками. Несмотря на то что в конце концов заключенные вовсе перестали оказывать сопротивление, охранники становились похожи на агрессивных садистов. Чем более жестоким был надзиратель, тем больше его уважали коллеги. Более слабые и не охваченные гонкой за властью надзиратели абсолютно никогда не противоречили издевательствам и приказам самых агрессивных тюремщиков.

Сам Филипп Зимбардо вдруг заметил, что стал «слишком» включаться в игру с властью. Он даже пытался перевести заключенных в реальную тюрьму, чтобы они не сбежали. В этом ему отказала полиция.

Хотя никто не предлагал именно такого сценария, отношения в тюрьме с каждым днем становились все негативнее и мрачнее, началась общая деморализация. Когда эксперимент был остановлен досрочно на шестой день, заключенные были очень обрадованы, охранники же испытали огорчение — им хотелось продолжения.

Jez Timms / Unsplash.com

Неоднозначная оценка Стэнфордского эксперимента

Этот знаменитый эксперимент сделал Филиппа Зимбардо всемирно известным. Его исследование вызвало большой переполох в научных и общественных кругах. Однако некоторые ученые упрекали Филиппа в том, что он, при проведении исследования, не учитывал этические и моральные нормы человека.

Помимо этого, его обвиняли еще и в том, что он не имел права ставить совсем молодых людей в такие экстремальные условия. Сам Зимбардо признавался, что ему и в голову не могло прийти то, чем завершится Стэнфордский эксперимент.

В конечном счете, Американская психологическая ассоциация пришла к выводу, что в будущем времени подобные исследования не должны больше проводиться. С такой позицией согласился и сам Филипп Зимбардо.

О стэндфордском эксперименте написаны книги и сняты документальные и художественные фильмы. Вплоть до наших дней он остается предметом жарких дискуссий даже между бывшими участниками.

Сам психолог утверждал, что целью его исследований было изучение реакции людей на ограничение свободы. Его больше интересовало поведение преступников, чем тюремщиков.

Стэнфордский эксперимент

Эксперимент Милгрэма вызвал бурное обсуждение в академической среде, но он был далеко не единственным. В начале 1970-х годов профессор психологии Филип Зимбардо провел в Стэнфорде так называемый «тюремный эксперимент», призванный выяснить, как изменяются властные отношения (и человеческая психика) в условиях тюремного заключения, с одной стороны, и безнаказанной возможности учинять насилие над заключенными — с другой.

Зимбардо изначально предполагал, что основная причина физического и психологического насилия в тюремных камерах — наследственные личностные характеристики тюремщиков и/или заключенных. Для проверки этой гипотезы, исследовательская группа отобрала 24 человека, 12 из которых получили роли заключенных, а еще 12 — надзирателей.

Каждая группа жила в принципиально разных условиях: первые обретались в тесных, сырых, вызывающих депрессию камерах, вторые — в нормально проветриваемых и отапливаемых помещениях с зонами отдыха. Надзирателям было запрещено физическое насилие, и поначалу им предписывалось оказывать лишь определенное психологическое воздействие на заключенных. Для устрашения им выдали дубинки и нарядили соответствующим образом. Предполагалось, что эксперимент пройдет в течение 14 дней, в ходе которых обе стороны должны максимально плотно вжиться в свои роли.

В итоге все закончилось уже на шестой день, после попыток бунта, целой серии разнообразных издевательств над заключенными, включая попытки избиения и психологические пытки. Надзиратели проявляли огромную изобретательность в насильственных актах по отношению к заключенным, в то время как последние начали вполне натурально страдать от недоедания, психосоматических болезней, а также пытались устроить бунт. Примечательно, что надзиратели очень быстро начали участвовать в эксперименте сверхурочно на добровольной основе, крайне жестко реагируя на любые признаки неподчинения.

Зимбардо был, мягко говоря, удивлен таким исходом событий, и, надо полагать, главным образом его поразила динамика развития событий: вживание в роль происходило стремительно. Одно это очень быстро поставило весь эксперимент под вопрос.

Оказалось, что социальная среда, в которой находились участники — даже очевидно временная и искусственно смоделированная для них — оказывала исключительно мощное воздействие на поведение.Одних она подталкивала к насилию, а у других вызывая кризисные состояния психики. Зимбардо проинформировал правительство США о результатах эксперимента, что впоследствии привело к определенным реформам в тюремной системе, хотя в этой области до сих пор много нерешенных проблем

Сам же эксперимент немедленно приобрел мировую известность, получил не только широчайшее внимание прессы, но и стал основой для несколько фильмов, в разной степени им вдохновленных

Все эти примеры социальных экспериментов показывают, что ситуации, наподобие отраженных в «Эксперименте Офис», вполне реальны, и сам по себе такой сюжет вполне согласуется с тем, что науке на данный момент известно о человеческой психике

В то же время, важно понимать, что сами по себе результаты этих экспериментов дают, каким бы странным это ни показалось, достаточно почвы для оптимизма. Сам Зимбардо, в частности, позднее объяснял, что социальная среда динамична и способна порождать не только злодеев, но и героев, поскольку моральный стержень, так или иначе, присутствует в каждом человеке

Будет ли он сломан, или, наоборот, укреплен — зависит не только от автономии индивидуальной воли, но и ее соотношения с обществом в целом.

Этапы подготовки исследования

Эксперимент Филиппа Зимбардо осуществлялся в несколько этапов.

Отбор участников эксперимента

После публикации объявления в университетской газете, 70 студентов изъявили желание принять участие в Стэнфордском эксперименте о тюрьме. Все они подверглись многочисленным психологическим обследованиям, по результатам которых к участию в Стэнфордском эксперименте Зимбардо выбрал 24 студента. Они не имели отклонений в физическом и психическом развитии.

Распределение на охранников и заключенных

Особенностью эксперимента Филиппа Зимбардо было то, что испытуемые, которым предложили разные роли, были примерно одного возраста, обладали одинаковым социальным статусом. Они все являлись студентами колледжей. Ученый предположил, что запас социальных знаний и багаж жизненного опыта у них примерно одинаковый.

В реальной жизни студенты были равны между собой, распределение на две группы осуществлялось случайно. Однако тем, кому выпала роль надзирателей, было сообщено, что эта роль досталась им потому, что они обладают теми личностными качествами, которые необходимы при осуществлении контроля поведения арестантов. Специальной подготовки при этом они не проходили. За день до начала эксперимента их пригласили на инструктаж, где предупредили о недопустимости физического насилия в отношении заключенных. Им выдали форму охранников, зеркальные солнечные очки и дубинки. По замыслу автора, они должны были совершать обход тюрьмы.

Для надзирателей был предусмотрен сменный режим «работы»: охранники дежурили по трое, смена заканчивалась через 8 часов, однако через несколько дней большая часть из них выражала желание дежурить в искусственно созданной тюрьме сверхурочно, хотя организаторы эксперимента предупреждали их о том, что это время участия в эксперименте оплачиваться не будет.

Организаторы Стэнфордского тюремного эксперимента кратко сообщили надзирателям, что их задача – создать у заключенных ощущение собственного бессилия, страха, тоски. Они должны чувствовать, что надзиратели имеют право на произвол, что каждое действие заключенных контролируется системой и надзирателями. Так планировалось уничтожать индивидуальность арестантов.

Примечательно то, что заключенные были уверены, что в группу надзирателей попадают высокие молодые люди. Хотя особенности телосложения испытуемых организаторами эксперимента не учитывались.

Оказалось, что внешней атрибутики тюремного эксперимента Зимбардо было достаточно для того, чтобы испытуемые примерили на себя соответствующую модель поведения: надзиратели вели себя жестко по отношению к заключенным, а те, в свою очередь, быстро утратили свою индивидуальность и перестали сопротивляться давлению блюстителей порядка.

Так ученый разделил студентов на 2 группы: с первого дня к участию в опыте приступило по 9 человек из обеих групп, 3 человека в каждой группе являлись запасными.

В процессе проведения Стэнфордского тюремного эксперимента Зимбардо понадобилось ввести 2 запасных в группу заключенных и одного запасного в группу надзирателей.

Переоборудование крыла университета в «тюрьму»

Одно крыло здания университета было переоборудовано в тюрьму. Тюремным двориком стал коридор, ширина которого не превышала 2 метров. В том коридоре находились двери в 3 аудитории. Двери были заменены решетками, из кабинетов вынесли всю мебель. В аудиториях разместили только топчаны для арестантов. Так учебные кабинеты превратились в тюремные камеры. Согласно задумке автора, в каждой такой камере разместили по 3 человека.

В этом же коридоре располагалось подсобное помещение, которое стало комнатой надзирателей. Стоящий в коридоре шкаф для инвентаря, внутренний размер которого был 70 на 70 см, решили использовать в качестве одиночной камеры. Так были созданы декорации, способствующие дезориентации, потере самоидентификации участников. В таких условиях молодые люди быстро утратили чувство реальности.

На протяжении всего эксперимента сам Зимбардо и его ассистенты вели круглосуточное наблюдение за происходящим в псевдотюрьме. «Камеры» заключенных и штаб надзирателей, а также сам коридор, в котором располагались эти помещения, были оснащены камерами и многочисленными прослушивающими устройствами.

Интересные факты

Вскоре после проведения эксперимента в нескольких американских тюрьмах вспыхнули кровавые бунты. По этому поводу Зимбардо связался с властями и посоветовал им применить в тюрьмах те наработки, к которым он пришёл с помощью своего эксперимента.

Когда в 2004 году разразился громкий скандал в американской тюрьме в Ираке Абу-Грейб, многие эксперты отметили его сходство с экспериментом Зимбардо. Среди этих экспертов был и сам исследователь. Он же присутствовал на суде над надзирателями. Зимбардо утверждал, что неправильно сваливать всю вину на нескольких «нелюбимых» охранников, поскольку истинная причина инцидента кроется в самой системе исполнения наказаний.

В 2018 году некоторые исследователи обнаружили, что Стэнфордский эксперимент мог быть постановочным. Французский социолог Тибо Ле Тексье обнаружил в архиве Стэнфордского университета странные рабочие записи об исследовании. Другой исследователь опубликовал статью, в которой опровергал результаты Стэнфордского эксперимента.

Случаи актёрской игры участников были выявлены, в частности, в ходе интервью с ними через некоторое время после проведения эксперимента.

Кроме того, выше было указано, что Зимбардо перед началом исследования сам наставлял охранников, как им следует себя вести, и они, следовательно, просто играли назначенные им роли.

Если эксперимент является постановкой, то ни о какой его научной ценности говорить не следует. С другой стороны, в этом случае он, как и упомянутый эксперимент Милгрэма, демонстрирует, как вполне нормальные люди соглашаются на любые, даже самые жестокие и безумные поступки, если их побуждает к этому авторитет.

Стэнфордский эксперимент также демонстрирует, что психологические исследования не застрахованы от искажений, вызванных субъективностью, тенденциозностью, стремлением выдать желаемое за действительное. Да и саму психологию порой обвиняли в «ненаучности», пытались закрепить за ней статус «паранауки» — это нечто среднее между настоящей наукой и псевдонаукой. Последнее, конечно, является явным перебором. Тот же эксперимент Милгрэма вполне объективен, и многократные повторения демонстрировали одинаковые результаты. Похожий на него Стэнфордский эксперимент оказался просто слишком театрализованным – участники заранее знали истинные условия и цели исследования.

КАК ВСЁ БЫЛО

Всё началось с объявления в студенческой газете:

Объявление в Стэнфордской газете

На объявление откликнулось больше 70 человек. Из них, после интенсивных психологических тестов, отобрали 24 самых обычных студентов без отклонений в психическом и физическом развитии. В итоге получилось по 12 человек в группе: 9 «охранников», 9 «заключенных» и по 3 запасных человека в двух группах. В ходе эксперимента использовали двух запасных заключенных и одного охранника. То есть, за всё время через эксперимент прошел 21 человек: 11 заключенных и 10 охранников.

ЧУЛАН ОДИНОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Филипп Зимбардо — главный автор эксперимента, вместе с коллегами соорудил в подвале Стэнфордского психологического отдела некоторое подобие тюрьмы. Отсек коридора, шириной меньше двух метров, стал тюремным “двориком”. Из трех комнат, выходящих во “двор”, вынесли всю мебель, а двери заменили на решетки — это “камеры”. Во время эксперимента в них не было ничего, кроме лежанок для “заключенных”. Служебное помещение неподалеку переоборудовали в комнату охраны. Шкаф для технического инвентаря размером 70 на 70 сантиметров служил в качестве “камеры-одиночки”.

Экспериментальная тюрьма

Заключенных в день начала эксперимента арестовали настоящие сотрудники полиции. Их привозили в отдел, оформляли, снимали отпечатки пальцев, а затем, с повязками на глазах увозили в экспериментальную тюрьму. Там их раздевали догола в тюремном “дворике”, обрабатывали спреем, переодевали в свободные балахоны с номером на груди, сковывали одну ногу символической цепью, а на голову натягивали “шапку” из чулок, после чего кидали в камеру. К обеду в тюрьме был полный комплект из 9 заключенных, по трое в каждой камере.

Охранники дежурили сменами по три человека. Одна смена длилась 8 часов. Одеты они были в костюмы цвета хаки, носили деревянные дубинки и солнечные очки. Так заключенные не могли смотреть им в глаза.

Ни одна из групп, по словам экспериментаторов, не получала указания о том, как играть свои роли.

МОНСТР ВНУТРИ

Далее события развивались очень стремительно. Заключенные бунтовали, подняли восстание, которое жестко подавлялось охраной. Без физического насилия, но с применением подручных средств вроде огнетушителя. Со временем охранники становились все более жестокими, а заключенные все более пассивными и послушными. В итоге эксперимент прекратили на шестой день. Жестокость охранников перешла все мыслимые этические границы.

Но что, если жестокость охранников — это не уродливое проявление их внутреннего садизма, а всего лишь манипуляция экспериментатора? У нас есть серьезные основания полагать, что мы имеем дело именно с манипуляцией.

Отбор участников эксперимента

Желающих поучаствовать в Стэнфордском эксперименте было 75 человек. Все мужчины пришли на отбор по объявлению. Из этого количества людей было отобрано 22 человека.

За участие в эксперименте каждому из них предполагалась плата в размере 15 долларов в сутки. Претенденты прошли тестирование на стрессоустойчивость и физическую пригодность. После этого, как говорилось ранее, всех участников разделили на арестантов и надзирателей с помощью жребия.

Большинство испытуемых были студентами, проживающими в Стэнфорде или недалеко от него. До начала Стэнфордского эксперимента, все они не были между собой знакомы.

Критика Эриха Фромма

Эксперимент Зимбардо неоднократно критиковался другими психологами, в том числе очень известными. Одним из первых с критикой выступил Эрих Фромм. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности», вышедшей в 1973 году, он оспаривает вывод Зимбардо о поведении людей, попавших в подобную ситуацию в роли охранников или заключенных, приводя исторические сведения о поведении людей в нацистских концлагерях.

«Неспособность авторов проверить свои выводы на предмет реалистичности ситуации вызывает особое сожаление, поскольку имеется достаточно материалов, касающихся тюремной ситуации, гораздо более жестокой, чем в худших американских тюрьмах — гитлеровских концентрационных лагерях», — утверждает Фромм, одновременно отмечая важность этических и моральных установок заключенных, которые могут быть различны в общих для всех условиях концлагеря. Фромм также оспорил валидность скринингового теста, который был приведен для измерения общего садизма «надзирателей»

Он считал, что чувство реальности участников эксперимента было значительно снижено, а разница между реальными заключенными и экспериментальными настолько велика, что провести какие-либо аналогии не представляется возможным. В реальной жизни и заключенный, и охранник знают, что их действия могут иметь последствия. Кроме того, сам экспериментатор может значительно повлиять на ход эксперимента. Он в некоторой степени снимает ответственность с испытуемых за их поведение, освобождает от собственной воли, потому и создается ситуация, где они способны на поведение гораздо худшее, чем в своей обычной жизни.

Фромм также отметил сковывающую движения униформу — халаты, в которых заключенные мужчины невольно принимали позы, подобные женским, что воспринималось ими как нечто унизительное и подавляющее личность. Эта форма, как и пакеты на голове, была схожа с той, что использовалась в тюрьме Абу-Граибе. Это стало очевидным после публикации шокирующих фото пыток в этой тюрьме в 2004 году.

О Филипе Зимбардо

Филип Зимбардо родился в Нью-Йорке 23 марта 1933 года . В 1954 году он окончил Бруклинский колледж со степенью бакалавра сразу по трем специальностям: психология, социология и антропология, а позже поступил в Йельский университет, где в 1955 году после отчета по производственной практике и защиты диплома стал магистром психологии . В 1959 году он стал доктором психологии.

После непродолжительной работы в Йеле Филип Зимбардо до 1967 года преподавал психологию в Нью-Йоркском университете. После чего он перешел в Колумбийский университет, а в 1968 году стал профессором Стэнфорда, где проработал вплоть до выхода на пенсию в 2003 году. (Впрочем, свою последнюю лекцию профессор прочел только в 2007 году.) Именно в Стэнфордском университете в 1971 году Филип Зимбардо провел свой самый знаменитый, оказавший сильное влияние на развитие психологии Стэнфордский тюремный эксперимент.

Хотя Зимбардо прославился прежде всего этим исследованием, он активно изучал такие поведенческие модели, как героизм, застенчивость и поклонение культу, и в течение своей научной карьеры опубликовал более пятидесяти книг.

В 2002 году его избрали президентом Американского психологического общества; он основатель и руководитель образовательного проекта «Вообразить себя героем» (Heroic Imagination Project), который вдохновляет людей на героические поступки и призван объяснить, что заставляет одних творить зло, а других — становиться героями.

* Факты издевательств, избиения и изнасилования заключенных американскими военнослужащими в иракской тюрьме «Абу Грейб», обнародованные американским каналом CBS, вызвали громкий международный скандал. Военный трибунал осудил преступников. В работе юридической комиссии принимал активное участие и Филип Зимбардо. Прим. ред.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Роль, которую сыграла Кристина Маслах

Кристина Маслах, жена Зимбардо, была одним из исследователей. Именно она попросила Филиппа остановить эксперимент. Кристина отмечала, что сначала не собиралась участвовать в исследовании. Она не замечала в Зимбардо никаких перемен до тех пор, пока не спустилась сама в подвал тюрьмы. Кристина не могла осознать, как Филипп не понял, в какой кошмар превратилось его исследование. Девушка признавалась спустя много лет, что не столько вид участников заставил ее потребовать остановки эксперимента, сколько то, как вел себя человек, за которого она вскоре собиралась выйти замуж. Кристина поняла, что в плену безграничной власти и сложившейся ситуации оказался тот, кто ее смоделировал. Именно Зимбардо нуждался больше всех в том, чтобы его «расколдовали». Влюбленные никогда не ссорились так, как в тот день. Кристина дала понять, что если еще хотя бы день продолжится этот эксперимент, она больше не сможет любить своего избранника. На другой день прекратили Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо, выводы из которого оказались столь неоднозначными.

Кстати, Кристина в том же году все-таки вышла за Филиппа. В семье родились 2 девочки. Молодой отец очень увлекся воспитанием. Филиппа захватила тема, далекая от тюремного эксперимента: как вырастить детей, чтобы они не были застенчивыми. Ученый разработал безупречную методику борьбы с излишней застенчивостью у ребенка, прославившую его на весь мир.

Ход эксперимента

Уже на второй день после начала исследования «заключенные» из камеры номер один заблокировали дверь матрасами. «Надзиратели» из разных смен добровольно вызвались прекратить мятеж и залили «заключенных» пеной из огнетушителей.

Далее «надзиратели» решили создать своего рода камеру для привилегированных, в которой «заключенные», не принимавшие участия в мятеже, получали разные льготы и вознаграждения, например хорошую еду. Однако те, кто оказался в этой камере, отказались от лучшего питания из солидарности с друзьями по несчастью.

Уже через тридцать шесть часов после начала эксперимента один из «заключенных» — номер 8612 — начал дико орать, ругаться и полностью вышел из-под контроля, в результате чего Зимбардо не оставалось ничего иного, как отпустить парня домой.

«Надзиратели» довольно скоро начали наказывать «заключенных», заставляя их многократно повторять свои номера и выполнять физические упражнения и отбирая у них матрасы, чтобы те спали на голом полу. Дошло до того, что «тюремщики» начали использовать туалет как привилегию: они не пускали своих «подопечных» в санитарный блок, а вместо этого приносили им ведро. «Надзиратели» заставляли «заключенных» чистить туалеты голыми руками; горя страшным желанием унизить того, кто от них зависит, они даже заставляли людей раздеваться догола.

Более того, у трети «надзирателей» проявились садистические наклонности; даже сам Зимбардо слишком увлекся ролью начальника тюрьмы. В частности, когда на четвертый день эксперимента по тюрьме прошел слух, что освобожденный ранее парень собирается вернуться и освободить остальных, Зимбардо с «надзирателями» перевел всех «заключенных» на другой этаж, а сам остался в подвале и ждал потенциального освободителя, чтобы сказать ему, что эксперимент уже прекращен и можно спокойно вернуться домой. Но этот человек так и не пришел, и тюрьма опять переехала в подвал.

Далее в тюрьме появился новый «заключенный», которому организаторы эксперимента дали инструкцию начать голодовку в знак протеста против жестокого обращения. Однако другие «заключенные» увидели в нем не товарища по несчастью и не такую же, как они, жертву, а возмутителя спокойствия. Например, «надзиратели» бросили новичка в одиночку, а остальным «заключенным» предложили отдать свои одеяла за то, что беднягу выпустят из карцера . Согласился на это только один человек.

Любопытно, что никто из игравших роль заключенного не захотел выйти из тюрьмы раньше времени, даже когда людям сказали, что за дальнейшее участие в эксперименте им ничего не заплатят. Зимбардо пришел к выводу, что люди внутренне приняли свои роли и полностью адаптировались к ним, тем самым узаконив это положение со своей субъективной точки зрения.

Через шесть дней после начала эксперимента в импровизированную тюрьму пригласили аспирантку, которая должна была провести опрос «заключенных» и «надзирателей»; картина потрясла девушку до глубины души. Увидев, какое впечатление это произвело на человека со стороны, Зимбардо принял решение о преждевременном прекращении эксперимента. При этом он отметил, что из пятидесяти человек, посетивших экспериментальную тюрьму, только одна эта девушка усомнилась в моральности его исследования.

Рассчитанный на две недели Стэнфордский тюремный эксперимент пришлось прекратить всего через шесть дней.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий