Эдуард асадов

Эдуард Асадов Стихи о маме. Это мы думаем, что взрослеем, а для нее, любимой мамы, мы всегда остаемся детьми…

Ну что ты не спишь и все ждешь упрямо?Не надо. Тревоги свои забудь.Мне ведь уже не шестнадцать, мама!Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.

Я знаю, уж так повелось на свете,И даже предчувствую твой ответ,Что дети всегда для матери дети,Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет

И все же с годами былые средстваКак-то меняться уже должны.И прежний надзор и контроль, как в детстве,Уже обидны и не нужны.

Ведь есть же, ну, личное очень что-то!Когда ж заставляют: скажи да скажи! —То этим нередко помимо охотыТебя вынуждают прибегнуть к лжи.

Родная моя, не смотри устало!Любовь наша крепче еще теперь.Ну разве ты плохо меня воспитала?Верь мне, пожалуйста, очень верь!

И в страхе пусть сердце твое не бьется,Ведь я по-глупому не влюблюсь,Не выйду навстречу кому придется,С дурной компанией не свяжусь.

И не полезу куда-то в яму,Коль повстречаю в пути беду,Я тотчас приду за советом, мама,Сразу почувствую и приду.

Когда-то же надо ведь быть смелее,А если порой поступлю не так,Ну что ж, значит буду потом умнее,И лучше синяк, чем стеклянный колпак.

Дай твои руки расцеловать,Самые добрые в целом свете.Не надо, мама, меня ревновать,Дети, они же не вечно дети!

И ты не сиди у окна упрямо,Готовя в душе за вопросом вопрос.Мне ведь уже не шестнадцать, мама.Пойми. И взгляни на меня всерьез.

Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,И пусть тревога тебя не точит.Не бойся, родная. Я скоро вернусь!Спи, мама. Спи крепко. Спокойной ночи!

Анализ стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» Асадова

Стихи о животных – одна из ключевых тем в творчестве Эдуарда Аркадьевича Асадова.

Стихотворение датируется 1948 годом. Поэту в эту пору исполнилось 25 лет, он фронтовик, после ранения потерял зрение, но нашел в себе силы дальше учиться, поступил в Литературный институт. До публикации дебютного сборника осталось три года. Пока же он пишет стихи, автобиографическую прозу, есть у него и спутница жизни – та, что навещала его еще в госпитале. Проводником в мир большой литературы стал для начинающего поэта К. Чуковский. В жанровом отношении – поэтический рассказ, щемящая драма о верности и предательстве. Рифмовка перекрестная, 10 строф. Открывается произведение почти мирной картиной на вокзале. Хозяин гладит свою собаку, потом зачем-то прощается с нею. Зовет пса братом, сожалеет, что им придется расстаться. Уходит он резко, не оборачиваясь. Покоряясь воле хозяина, собака не двигается с места, хотя уже и поняла, что ее бросили тут. Эту маленькую драму никто не заметил. Люди едут кто куда, занятые своими мыслями. Всюду шум, смех, сигаретный дым. «Два карие глаза» следят за темной удаляющейся фигуркой. Только скучающий старик вдруг заговаривает с псом, хотя он, похоже, тоже понимает бесперспективность содержания дворняги. «Взревел паровоз» (инверсия): теперь, когда все почти потеряно, собака имеет право на шанс. Попытаться догнать, чтобы он сразу понял, что врозь им обоим будет плохо. У бывшего хозяина уже и гора с плеч свалилась, что ж, сделанного не воротишь. Скорее всего, дома его ждут. Но туда нельзя привести рыжую дворнягу, не поймут. В сущности, он сам еще не понял, что это предательство останется занозой в его сердце на всю жизнь. А между тем, еще недавно счастливая в своей беспородности, а теперь – самая невезучая собака тщетно гонится «за красным мелькающим светом». Дело безнадежное, но она вкладывает в него все силы. Так, будто они уже ей никогда не пригодятся. Вот уже и «лапы в кровь», и ясно, что невозможно встретиться с тем, кто сам не желает встречи. В итоге она бежит навстречу лишь смерти. Автору нечего сказать бывшему ее хозяину, поэтому он обращается к старику, не разглядевшему «чистейшую породу» сердца собаки. Интонация напряженная, взволнованная, множество восклицаний и многоточий. Перечислительные градации, отрицания, сравнение (как бык). Афоризм в финале.

«Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова – пронзительный рассказ о цене предательства.

Эдуард Асадов Медвежонок Стих. «Медвежонок» Э. Асадов

«Медвежонок» Эдуард Асадов

Беспощадный выстрел был и меткий.Мать осела, зарычав негромко,Боль, веревки, скрип телеги, клетка…Все как страшный сон для медвежонка…

Город суетливый, непонятный,Зоопарк — зеленая тюрьма,Публика снует туда-обратно,За оградой высятся дома…

Солнца блеск, смеющиеся губы,Возгласы, катанье на лошадке,Сбросить бы свою медвежью шубуИ бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,И заныло сердце медвежонка,Носом, словно мокрая клеенка,Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,Как тесна и как противна клетка!Медвежонок грыз стальную сеткуИ до крови расцарапал пасть.

Боль, обида — все смешалось в сердце.Он, рыча, корябал доски пола,Бил с размаху лапой в стены, дверцуПод нестройный гул толпы веселой.

Кто-то произнес: — Глядите в оба!Надо стать подальше, полукругом.Невелик еще, а сколько злобы!Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нем сколько,Попадись-ка в лапы — разорвет! —А «зверюге» надо было толькоС плачем ткнуться матери в живот.

Анализ стихотворения Асадова «Медвежонок»

Для чего нужна поэзия? Судя по произведениям Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923–2004), не только для выражения собственных чувств и впечатлений, но и для воспитания читателя, внушения ему хороших мыслей и подталкивания к правильным поступкам. В своих стихотворениях автор деликатно поднимает очень важные вопросы. При этом он использует такие художественные средства и приемы, что читатель не может не проникнуться сочувствием к героям стихотворений.

«Медвежонок», написанный в 1948 году, – как раз такое произведение. Его главный герой – попавший в зоопарк детеныш лесной медведицы. Мать застрелили охотники, и теперь малыш мерит тяжелыми шагами пол клетки. Вокруг толпятся посетители зоопарка, шумят голоса, а медвежонок, тоскуя по дому и матери, мечется по клетке и пробует то сломать ее прутья, то раскопать пол, то разбить дверцу.

Поэт присутствует в стихотворении в качестве рассказчика. Он наблюдает за злоключениями персонажа с самого момента гибели медведицы. Чтобы заставить читателя сильнее сопереживать герою, автор прибегает к олицетворению. Животное наделяется человеческими качествами, оно начинает испытывать душевную боль, обиду, видеть сны, мечтать и страдать от несправедливости:Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,И заныло сердце медвежонка…

Эмоциональные восклицания, оформленные в виде мыслей животного, добавляют ему сходства с человеком:Как тесна и как противна клетка!

Эдуард Асадов Стихи о родине.

Ты так всегда доверчива, Россия,Что, право, просто оторопь берет.Еще с времен Тимура и БатыяТебя, хитря, терзали силы злыеИ грубо унижали твой народ.

Великая трагедия твояВторично в мире сыщется едва ли:Ты помнишь, как удельные князья,В звериной злобе отчие краяВрагам без сожаленья предавали?!

Народ мой добрый! Сколько ты страдалОт хитрых козней со своим доверьем!Ведь Рюрика на Русь никто не звал.Он сам с дружиной Новгород подмялПосулами, мечом и лицемерьем!

А что в недавнем прошлом, например?Какие честь, достоинство и слава?Была у нас страна СССР –Великая и гордая держава.

Но ведь никак же допустить нельзя,Чтоб жить стране без горя и тревоги!Нашлись же вновь «удельные князья»,А впрочем, нет! Какие там «князья»!Сплошные крикуны и демагоги!

И так же нужно было развалитьИ растащить все силы и богатства,Чтоб нынче с ней не то, что говорить,А даже и не думают считаться!

И сколько же нужно было провестиЛихих законов, бьющих злее палки,Чтоб мощную державу довестиДо положенья жалкой приживалки!

И, далее уже без остановки,Они, цинично попирая труд,И заморским дядям тащат и везутЛеса и недра наши по дешевке!

Да, Русь всегда доверчива. Все так.Но сколько раз в истории случалось,Как ни ломал, как ни тиранил враг,Она всегда, рассеивая мрак,Как птица Феникс, снова возрождалась!

А если так, то, значит, и теперьВсе непременно доброе случится,И от обид, от горя и потерьРоссия на куски не разлетится!

И грянет час, хоть скорый, хоть не скорый,Когда Россия встанет во весь рост.Могучая, от недр до самых звезд,И сбросит с плеч деляческие своры!

Не знаю: доживем мы или нетДо этих дней, мои родные люди,Но твердо верю: загорится свет,Но точно знаю: возрождение будет!

Когда наступят эти времена?Судить не мне. Но разлетятся тучи!И знаю твердо: правдой зажжена,Еще предстанет всем моя странаИ гордой, и великой, и могучей!

Эдуард Асадов Стихи о любви. Да, вы со мною были не честны…

Поистине счастливы те, кто познал это всепоглощающее чувство, даже если оно и не всегда взаимно. Стихи Асадова о любви без ответа, о предательстве и разлуке так пронзительны и так понятны любому влюбленному.

Вам досталось много лестных словИ глаза и голос ваш хвалили,И что взгляд опаснее клинков,Тоже ведь наверно говорили.

Вряд ли вы когда-нибудь считалиСколько вам подарено сердец,Сколько их, влюблённых, как колец,Вы на острый пальчик нанизали.

Спору нет: вы очень хороши.Это и младенцу очевидно,Ну а то, что нет у вас души…Не волнуйтесь: этого не видно.

***

Да, Вы со мною были не честны.Вы предали меня, и может статься,Не стоило бы вовсе разбираться,Нужны Вы мне иль больше не нужны.

Но Вы с душой нечистою своейВсего скорее даже не увидели,Что вслед за мною не за что обиделиСовсем для Вас неведомых людей.

Всех тех, кому я после встречи с Вами,Как, может быть, они и хорошиОтвечу не сердечными словами,А горьким недоверием души.

***

Друг без друга у нас получается всеВ нашем жизненном трудном споре.Все свое у тебя, у меня все свое,И улыбки свои, и горе.Мы премудры: мы выход в конфликтах нашлиИ, вчерашнего дня не жалея,Вдруг решили и новой дорогой пошли,Ты своею пошла, я — своею.Все привольно теперь: и дела, и житье,И хорошие люди встречаются.Друг без друга у нас получается все.Только счастья не получается…

***

Ты далеко сегодня от меняИ пишешь о любви своей бездоннойИ о тоске-разлучнице бессонной,Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

Ах, как мы часто слышим разговоры,Что без разлуки счастья не сберечь.Не будь разлук, так не было б и встреч,А были б только споры да раздоры.

Конечно, это мудро, может статься.И все-таки, не знаю почему,Мне хочется, наперекор всему,Сказать тебе: — Давай не разлучаться!

Я думаю, что ты меня поймешь:К плечу плечо — и ни тоски, ни стужи!А если и поссоримся — ну что ж,Разлука все равно намного хуже!

***

Письмо любимой

Мы в дальней разлуке. Сейчас между намиУзоры созвездий и посвист ветров,Дороги с бегущими вдаль поездамиДа скучная цепь телеграфных столбов.

Как будто бы чувствуя нашу разлуку,Раскидистый тополь, вздохнув горячо,К окну потянувшись, зеленую рукуПо-дружески мне положил на плечо.

Душа хоть какой-нибудь весточки просит,Мы ждем, загораемся каждой строкой.Но вести не только в конвертах приносят,Они к нам сквозь стены проходят порой.

Представь, что услышишь ты вести о том,Что был я обманут в пути подлецом,Что руку, как другу, врагу протянул,А он меня в спину с откоса толкнул…

Все тело в ушибах, разбита губа…Что делать? Превратна порою судьба!И пусть тебе станет обидно, тревожно,Но верить ты можешь. Такое — возможно!

А если вдруг весть, как метельная мгла,Ворвется и скажет, словами глухими,Что смерть недопетую песнь прервалаИ черной каймой обвела мое имя.

Веселые губы сомкнулись навек…Утрата, ее не понять, не измерить!Нелепо! И все-таки можешь поверить:Бессмертны лишь скалы, а я — человек!

Но если услышишь, что вешней поройЗа новым, за призрачным счастьем в погонеЯ сердце своё не тебе, а другойВзволнованно вдруг протянул на ладони,

Пусть слёзы не брызнут, не дрогнут ресницы,Колючею стужей не стиснет беда!Не верь! Вот такого не может случиться!Ты слышишь? Такому не быть никогда!

Балладу о рыжей дворняге. «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов

«Стихи о рыжей дворняге» Эдуард Асадов

Хозяин погладил рукоюЛохматую рыжую спину:— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейникИ скрылся под гулким навесом,Где пестрый людской муравейникВливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.И лишь за знакомой спиноюСледили два карие глазаС почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входаСказал:- Что? Оставлен, бедняга?Эх, будь ты хорошей породы…А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,Взревел паровоз что есть мочи,На месте, как бык, потопталсяИ ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,Курили, смеялись, дремали…Тут, видно, о рыжей дворнягеНе думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-тоПо шпалам, из сил выбиваясь,За красным мелькающим светомСобака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,В кровь лапы о камни разбиты,Что выпрыгнуть сердце готовоНаружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силыВдруг разом оставили тело,И, стукнувшись лбом о перила,Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…Старик! Ты не знаешь природы:Ведь может быть тело дворняги,А сердце — чистейшей породы!

Анализ стихотворения Асадова «Стихи о рыжей дворняге»

В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.

В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».

Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:Эх, будь ты хорошей породы…А то ведь простая дворняга!

К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:Старик! Ты не знаешь природы:Ведь может быть тело дворняги,А сердце — чистейшей породы!

В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы

Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества

Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:Взревел паровоз что есть мочи,На месте, как бык, потоптался…

Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий