Интересные факты о штраусе

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

Портрет Иоганна Штрауса

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе — офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.

Иоганн Штраус в молодости

На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.

Иоганн Штраус

Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Увлекательные факты из биографии

  1. В советском фильме «Прощание с Петербургом» кратко рассказывается история любви Иоганна и Ольги Смирнитской.
  2. Близкие к Штраусу люди отмечали внешнее сходство Генриетты и Ольги.
  3. Штраус-младший создал 496 музыкальных произведений, бо́льшую часть из них составляют вальсы и польки.
  4. В России есть памятник выдающемуся дирижёру. Он установлен в Павловске, где Штраус бывал 10 раз.
  5. Наставником музыканта был знаменитый скрипач Франц Амон. Примечательно, что учитель всю жизнь трудился в коллективе Штрауса-старшего.
  6. Штраус был не только талантливым композитором, но и мудрым предпринимателем. Экономическое образование помогало ему грамотно планировать гастроли и получать большое вознаграждение.

Иоганн Штраус ушёл из жизни в 1899 году. Несмотря на наличие трёх браков, у легендарного австрийца не было детей. Адель Дойч посвятила свою жизнь созданию дома-музея Johann Strauss. Там хранятся портреты, сборники произведений и любовные письма композитора.

Разлука и разрыв

Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее.

– пишет Штраус.

А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее.

Разлука сделала свое дело. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.

Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз “король вальсов” давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске.

Отношения с Ольгой, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте “Летучая мышь” одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?

Памятник Штраусу в Вене

Кстати, “настоящая” Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года.

Личная жизнь

Первое серьезное чувство Иоганн испытал в России к Ольге Смернитской. Но ее родители не одобрили эти отношения. Немало романов ещё было в жизни композитора. Но женился он в 37 лет на женщине старше себя в Вене. Ее звали Йетти Трефц. Она стала верной спутницей и его единомышленницей. Йетти поддерживала супруга во всех начинаниях и вдохновляла его. Она была для него музой. Йетти подтолкнула Иоганна на написание не только вальсов, но и оперетт.После смерти супруги Штраус женился на молодой Анжелике Дитрих. Но брак был неудачным. И только в третий раз он нашел успокоение в союзе с Адели Дойч.Последние годы Штраус практически не выходил из дома. Умер Иоганн от двустороннего восполнения лёгких в 73 года, не закончив работу над балетом «Золушка».

Литература

  • Соловьёв Н. Ф. Штраус, Иоганн (сын) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987, глава 9: Штраус.
  • Айгнер Томас. «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви.» Документальный роман. М.: Время, 2005, 240 с ISBN 5-9691-0070-6
  • Мрочковская-Балашова С. «Мой ангел, мой чертенок. Петербургский роман Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской» ОАО Издательство «Радуга», 2002.
  • Шаблон:ISBN?
  • Gänzl, Kurt (2001). The Encyclopedia of Musical Theatre (3 Volumes). New York: Schirmer Books.Шаблон:ISBN?
  • Gartenberg, Egon. Johann Strauss – The End of an Era (англ.). — Penn State University Press, 1974. — ISBN 978-0-271-01131-8.
  • Jacob, Heinrich Eduard. Johann Strauss, Father and Son: A Century of Light Music (англ.). — Greystone Press, 1940.
  • Traubner, Richard (1983). Operetta: A Theatrical History. Garden City, NY: Doubleday & Company. ISBN 978-0-385-13232-9
  • Weitlaner, Juliana (2019). Johann Strauss. Father and Son. Their Illustrated Lives. Prague: Vitalis. ISBN 978-3-89919-648-1

Любвеобильный отец

Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь – от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.

Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.

После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.

Всемирное признание

Отказавшись от придворного дирижирования, Иоганн Штраус, краткая биография которого описывает ключевые моменты его творчества, продолжал гастролировать по разным странам, с успехом выступать в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Бостоне. Размер его доходов способствовал строительству собственного «городского дворца» и роскошной жизни. На некоторое время из привычного ритма жизни Иоганна Штрауса выбили смерть любимой жены и неудавшийся второй брак с актрисой Анжеликой Дитрих, которая была младше композитора на 25 лет. Женитьба в третий раз — на Адели Дойч, 26-летней молодой вдове, брак с которой оказался счастливым, вернула композитора в привычный для него образ жизни. Своей третьей супруге Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, посвятил вальс «Адель».

В 1885 году, накануне 60-летия композитора, состоялась громкая премьера оперетты «Цыганский барон», ставшая настоящим праздником для жителей Вены, а далее и для остальных жителей планеты. Штраус тем временем внимательно следил за музыкальными тенденциями в музыкальном мире, учился у классиков, поддерживал дружбу с такими маэстро, как Ференц Лист и Иоганн Брамс.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает интерес молодого поколения, решил попробовать себя в опере; в 1892 году состоялась премьера написанной им оперы «Рыцарь Пасман», а предварительная версия балета «Золушка» была дописана в конце 1898 года. До ее премьеры композитор уже не дожил.

Судьба австрийского композитора

Иоганн Штраус-сын родился в семье выдающегося музыканта, но его судьба не была предопределена. Чтобы заниматься любимым делом, ему пришлось преодолевать множество препятствий. Биография музыканта — яркий пример триумфа таланта над жизненными обстоятельствами.

Семья Штрауса

Отец будущего композитора Иоганн Штраус-старший был ярким представителем музыкальной династии. Он написал больше сотни произведений. Штраусу-старшему покровительствовали австрийские власти и лично сам император. Делить свою славу с другими членами семьи он не собирался. Когда в семье Иоганна и Анны Штрайм появились сыновья, отец сразу решил, что в будущем они должны стать банкирами или офицерами.

По иронии судьбы все мальчики были увлечены музыкой. Младшему сыну, Иоганну Штраусу, приходилось учиться игре на скрипке тайком от отца. Это увлечение поддерживала только мать, которая оплачивала услуги именитых учителей. Юноша получил образование в Высшем коммерческом училище и какое-то время работал счетоводом. Чем больше он занимался нелюбимым делом, тем сильнее было желание посвятить жизнь музыке. В 1844 году Иоганн-младший получил лицензию на право дирижировать оркестром. Этот документ позволял гастролировать по всему миру. Скрывать свою музыкальную карьеру от отца не представлялось возможным.

Желая защитить сыновей от гнева отца, Анна Штрайм подала на развод. Причина заключалась не только в конфликте интересов, но и в многочисленных изменах Иоганна Штрауса-старшего. Уже много лет он жил на две семьи. В отместку за непослушание отец юного музыканта завещал всё своё состояние детям любовницы. Имея связи в музыкальном мире, он всячески препятствовал организации концертов Иоганна. Конфликт обострился ещё больше после 1848 года. Отец и сын оказались по разную сторону баррикад. Штраус-старший поддерживал монархистов, а младший встал на сторону революционеров.

Несмотря на сложные отношения в семье, Иоганн продолжал любить отца. Он посвятил своему родителю несколько произведений, опубликовал сборник его мелодий и всю жизнь хранил наследие талантливого музыканта.

Пик популярности

Своё первое произведение австриец написал в 6 лет. К 19 годам у него был собственный оркестр, который успешно гастролировал по родине. Но признание пришло к композитору только после смерти именитого отца. Иоганна и его оркестр приглашали в популярные музыкальные салоны, а позже и на императорские приёмы.

На концертах он представлял собственные произведения и наследие отца. Именно Иоганн-младший ввёл понятие «венский вальс». Это танцевальное произведение состоит из вступления, нескольких частей и выраженного заключения. Королём вальса Штрауса называли из-за того, что он написал более 150 таких шедевров. Творчество композитора стало популярно за пределами Австрии. Он организовал серию гастролей в разных странах:

  • Польше;
  • Чехии;
  • Румынии;
  • Франции;
  • США;
  • России.

Музыкальный деятель был назначен главным композитором императорского двора. Без его выступлений не проходило ни одно торжественное мероприятие. C 1852 по 1899 г. композитор создал множество музыкальных шедевров, которые известны и по сей день:

  • оперетта «Летучая мышь»;
  • «Голубой Дунай»;
  • «Сказки Венского леса»;
  • «Весенние голоса»;
  • балет «Золушка»;
  • «Цыганский барон».

Личная жизнь

Музыкант был желанным гостем в России. За ежегодные выступления на Павловском вокзале композитору выплачивали огромный гонорар. Во время одной из поездок в Россию музыкант познакомился с Ольгой Смирнитской. Скромная красавица покорила сердце австрийца. Несколько лет он вёл с возлюбленной переписку и желал обрести семейное счастье. Но родители Ольги не дали согласия на брак, ссылаясь на культурную и религиозную разницу между молодыми людьми.

Позже австрийский композитор получил сообщение о браке Ольги Смирнитской с молодым офицером. В 1862 году он женился на оперной певице Генриетте Халупецкой. Новая избранница была намного старше мужчины и имела 7 детей от предыдущих браков. Окружающие были убеждены, что союз композитора и певицы будет недолгим. Вопреки общественному мнению, Генриетта стала не только верной женой, но и незаменимой помощницей супругу. Именно она настаивала, чтобы композитор начал писать оперетты. Они прожили в счастливом браке 16 лет. В 1878 г. Генриетта скончалась от продолжительной болезни.

Едва выдержав траур, Иоганн женился на певице Анжелике Дитрих. Их брак продлился всего 5 лет и закончился разводом.

https://youtube.com/watch?v=gLT4Lyq9294

Биография Штрауса

Иоганн Штраус появился на свет 25 октября 1825 в Вене – столице Австрии. Он рос и воспитывался в семье знаменитого композитора Иоганна Штрауса-старшего и его жены Анны.

У «короля вальсов» было 2 брата – Йозеф и Эдуард, которые тоже стали известными композиторами.

Детство и юность

Музыка овладела Иоганном еще в раннем возрасте. Наблюдая за долгими репетициями своего отца, мальчик тоже захотел стать популярным музыкантом.

Однако глава семейства был категорически против того, чтобы кто-то из сыновей пошел по его стопам. К примеру, Иоганна он побуждал стать банкиром. По этой причине, когда Штраус-старший видел ребенка со скрипкой в руках он приходил в ярость.

Только благодаря стараниям матери Иоганну удавалось тайком от отца обучаться игре на скрипке. Известен случай, когда глава семейства в приступе гнева выпорол ребенка приговаривая, что он раз и навсегда «выбьет из него музыку». Вскоре он отдал сына в Высшее коммерческое училище, а по вечерам заставлял трудиться счетоводом.

Когда Штраусу было около 19 лет он окончил получать музыкальное образование у профессиональных педагогов. Затем преподаватели предложили ему приобрести соответствующую лицензию.

Придя домой юноша рассказал матери, что планирует обратиться в магистрат за лицензией, дающей право дирижировать оркестром. Женщина, опасаясь того, что муж запретит Иоганну добиться своей цели, решила развестись с ним. Свой развод она прокомментировала многократными изменами супруга, что было абсолютной правдой.

В отместку Штраус-старший лишил всех детей, рожденных от Анны, наследства. Все состояние он отписал своим внебрачным детям, которые у него родились от любовницы Эмилии Трамбуш.

Сразу после расставания с Анной мужчина официально расписался с Эмилией. К тому моменту у них уже было 7 детей.

Эдуард, Иоганн и Йозеф Штраусы

После ухода отца из семьи Иоганн Штраус-младший наконец-то смог полностью сосредоточиться на музыке. Когда в 1840-х годах в стране начались революционные волнения он примкнул к Габсбургам, написав «Марш восставших» («Венскую Марсельезу»).

После подавления восстания Иоганна арестовали и привлекли к суду. Однако суд постановил отпустить парня. Интересен факт, что его отец, наоборот, поддерживал монархию, сочинив «Марш Радецкого».

И хотя между сыном и отцом были весьма непростые отношения, Штраус-младший уважал своего родителя. Когда тот умер от скарлатины в 1849 г., Иоганн написал в его честь вальс «Эолова сонату», а позднее за собственные средства опубликовал сборник произведений отца.

Личная жизнь

Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».

Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.

Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».

Рихард Штраус с женой и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения.

Душевные раны

Пока композитор бывал в России, на родине его оркестром руководил брат Йозеф. Каждый год все с нетерпением ждали приезда самого «короля вальсов». Да и маэстро нравилось бывать в нашей стране. К тому же она связывала не только его творческую натуру, но и трепетное сердце. Он был глубоко влюблен в Ольгу Смирнитскую. Пара надеялась на совместное будущее. Но родители девушки, к сожалению, были категорически против. И когда Штраус попросил руки их дочери, получил резкий отказ. Маэстро сильно переживал.

Со временем его душевную рану смогла залечить девушка, которую звали Генриетта Халупецкая, которая в последующем стала ему непросто женой, а музой. Брак принес ему счастье, взаимопонимание и огромную поддержку.

В 1960-х годах он создал свои самые грандиозные и полюбившиеся публике на века произведения:

  • «Сказки Венского леса»;
  • «Прощание с Петербургом»;
  • «На прекрасном голубом Дунае».

В биографии Штрауса есть один интересный факт. Ради поездки в США (где была возможность руководить оркестром, состав которого насчитывал более 1000 человек) «король» разорвал контракт на очередной летний концерт в России. Он больше не хотел быть придворным дирижером и передал свой пост в руки брата Эдуарда.

Маэстро жил в роскоши и входил в высшее общество Вены. Современники признали его величие и неповторимое творчество. В 1870-х Иоганн серьезно задумался о создании оперетт. Он начал работу над опереттой «Индиго и сорок разбойников». Конечно, композитора посещали сомнения, но поддержка Генриетты придавала ему уверенности. Публика высоко оценила его первую постановку.

Штраус продолжил творить в этом направлении, и вскоре он создал популярную и сегодня оперетту «Летучая мышь». Иоганн преодолел новую ступень славы, но в душе не покидало чувство, что муза может его скоро покинуть. Так и произошло. Через несколько лет умерла его жена. Маэстро глубоко переживал потерю, это на определенное время выбило его из колеи, но, что интересно, вскоре он снова женился.

Написание оперетт стало для него обычным делом. Он начал работать над оперой. В силу возраста (на тот момент ему было уже более 60 лет) и по беспокойству друзей Иоганн понял, что этот жанр ему осилить будет очень тяжело. После смерти Генриетты композитор перестал быть таким воодушевленным и уверенным. Штраус решил написать очередную оперетту «Венская кровь», постановка которой оказалась полным провалом. Все его мечты потерпели крушение, что окончательно подорвало веру в собственные силы. Он перестал писать и появляться на публике.

“Возьми мое сердце!”

Роман Штрауса и его юной поклонницы развивался стремительно. Спустя всего два месяца после начала переписки в одном из тайных посланий Штраус уже обращается к Ольге на “ты”, а потом делает ей предложение вступить в брак. И Ольга согласилась!

Во всяком случае, в одном из писем Иоганн Штраус, вспоминая их разговор, пишет, что это был “счастливейший момент” в его жизни:

Как мог Иоганн Штраус выразить свою любовь? Конечно же, в музыке.

Одна из его знаменитых полек, которую он посвятил Ольге, называется “Бонбоньерка”. Так Штраус и Ольга называли тайные послания, которыми они обменивались с помощью друзей.

Однако хотя модный композитор, приехавший в Россию, и был желанным гостем в доме Смирнитских, представить его членом семьи родители Ольги никак не могли. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, был бы скандальным мезальянсом.

И когда в июле 1859 года Штраус официально попросил у Евдокии Смирнитской руки ее дочери, он получил резкий отказ. Правда, Евдокия Иоакимовна, урожденная Горохова, сама родилась не в дворянской семье, но допустить брак дочери с “музыкантишкой” никак не могла.

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская

Влюбленные продолжали тайно переписываться, несмотря на запреты Ольгиной матери. Расставаться они не хотели, и как будто даже обсуждали фантастический план побега, похищения невесты и романтической свадьбы где-нибудь в глуши.

В 1860 году Штраус снова просил ее руки и снова получил отказ. Композитор продолжал засыпать ее письмами. Так, после того, как девушка подарила ему свой локон, он ей написал:

Однако прежде Штраус хотел сообщить об Ольге своей матери, чтобы получить благословение хотя бы от нее. Но с письмом этим явно медлил. 34-летний прославленный композитор боялся ее реакции. Мать держала его, что называется, в ежовых рукавицах. Штраус тянул до последнего – и не зря. Строгая мамаша невестку из России иметь не захотела.

Роман с Россией

В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. В течение нескольких лет он должен был играть и дирижировать поистине за царский гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! Предложение заманчивое, но с Россией Штраус уже знаком, и не с лучшей ее стороны.

В разгар революции 1848 года он с оркестром решил подработать на российской территории без документов и не озаботился получить визу. В результате весь оркестр был арестован и доставлен к генералу Абрамовичу. Штраус доказывал что они музыканты, а не повстанцы. Выслушав их игру, Абрамович сказал: «Превосходно играете. Но все равно вы мошенники!» И отправил их снова в тюрьму.

На счастье, в Варшаве в то время находилась царская семья. Жена Николая I императрица Александра Федоровна приказала освободить музыкантов и извиниться перед ними. Вот так и заманивали в Россию Штрауса, но уже как желанного гостя.

В течение многих лет каждое лето Штраус проводит в России. Ему удалось покорить русскую публику венской классикой. Здесь он пережил один из самых пленительных романов. Он встречает свою первую любовь — Ольгу Смирнову, но родители девушки не дали согласие на брак. Лучшим воспоминанием об Ольге стал вальс «Прощание с Петербургом»

Венский бал «Под ослепительную ночь» в Манеже. Фото: Калашникова.

И как всегда предлагаю Вашему вниманию мою любимую рубрику: «А знаете ли вы, что»

  1. Что знаменитый скрипач, дирижер и композитор Штраус -это не один, а четыре музыканта!
  2. Что Иоганн Штраус отец(1804-1849)-основатель династии и первый, кто представил миру танцевальную музыку. Он написал 250 пьес, из них 152 вальса.
  3. Что время от времени Иоганна подменяют брат Иозеф и младший Эдуард, которые тоже писали вальсы, по стилю напоминавшие вальсы Иоганна и давали концерты.
  4. Что «Марш Радецкого», один из самых знаменитых и ныне неофициальный Гимн Австрии написанный Иоганном Штраусом –отцом в честь фельдмаршала графа Иосифа Радецкого, героя австрийско-итальянской войны.
  5. Что «Маршем Радецкого» каждый раз заканчивается Новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притопыванием ног. Мы его послушаем чуть позднее.
  6. Что в 1876 году Штраус посетил Соединенные Штаты Америки, республика праздновала свое столетие. В Бостоне венский маэстро дирижировал гигантским музыкальным коллективом из 20 тысяч, состоящих из оркестрантов и хористов. Все его движения передавали специальные ассистенты.
  7. Что такой жанр, как оперетта- парижанка по рождению, появилась и в Вене тоже. И Иоганн Штраус младший становится творцом венской оперетты.

Давайте сейчас послушаем «Марш Радецкого» И.Штрауса.

Заканчивая свое путешествие к венским классикам, хочется спросить у вас: «Так в чем жизненная сила и красота музыки Штрауса?» Думаю, что многие из Вас ответят: « В любви к жизни, в радости к жизни»!

И если Вена — город чувственных наслаждений, то Иоганн Штраус — это солнце, вокруг которого все вращается. И Штраус долго царил в сердцах венцев, им казалось, что их солнце, их кумир вечен. Но, увы, ушел из жизни и он. Находясь в полубессознательном состоянии, композитор напевал песенку своей юности: «Как бы солнце ни светило. Как бы ни было прекрасно, Путь к закату неминуем: к вечеру оно погаснет…»

Жизнь маэстро закончилась. Началась слава посмертная.

Лилия Шадковска

Лилия, спасибо огромное за статью. Надеюсь, что все мы прекрасно отдохнули, наполнились звуками прекрасных мелодий, узнали что-то новое для себя. Желаю всем прекрасного весеннего настроения, радости жизни, вдохновения. Будем рады услышать ваши отклики на статью.

Творческий путь и музыка композитора Johann Strauss

Через год после наступления совершеннолетия Иоганн обзавёлся собственным оркестром, с которым успешно гастролировал по стране. Первое выступление музыкантов состоялось не в самом подходящем для классических композиций месте. Оркестр во главе со Штраусом выступил в казино. Опять здесь был замешан отец, который воспользовался связями, чтобы его сыну не достались хорошие площадки. Он перекрыл ему вход во все дворцы и салоны.

Положение Иоганна улучшилось после смерти отца. Тогда музыкант объединил оркестры, даже начал выступать во дворце Франца-Иосифа. Он руководил оркестром, музыканты которого воодушевлённо играли польки и вальсы собственного сочинения маэстро. Иногда он позволял внести в репертуар богатое творческое наследие Штрауса-старшего.

Johann Strauss (Иоганн Штраус): Биография композитор

Популярность Иоганна увеличивалась. Он стал одним из самых значимых музыкантов того времени. Штраус не был жаден к славе. Свою популярность он разделял с родными братьями — Эдуардом и Йозефом

Он акцентировал внимание на том, что себя считает популярным гением, а братьев — просто талантливыми музыкантами

Вскоре об Иоганне Штраусе узнали не только на территории родной Австрии. С увеличением популярности он охватывал ещё больше площадок по разным уголкам мира. Музыкант со своим оркестром выступал в Чехии, Польше и России. Он был одарён. Ему не нужно было прикладывать значительных усилий во время создания композиций. Музыка просто «лилась из его пера».

Австрийский композитор — основоположник венского вальса. Мелодичные музыкальные композиции состоят из вступления, 4–5 мелодических построений и заключения. Интересно, что знаменитый композитор написал свыше 150 гениальных вальсов. Недооценить его вклад в развитие классической музыки просто невозможно.

Watch this video on YouTube

Творчество

Памятник Штраусу в Венском парке

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Оперетты и другие театральные постановки

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
  • Жмурки (Blindekuh, 1878)
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
  • Симплициус (Simplicius. 1887)
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
  • «Золушка» (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно) — единственный балет в творчестве композитора. Премьера состоялась 2 мая 1901 года на сцене берлинской Королевской оперы (дирижёр Карл Мук, балетмейстер Эмиль Греб, партию Золушки исполнила Антониетта Дель-Эра.
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)

Знаменитые вальсы и марши

Вальс «Весенние голоса» в исполнении Альфреда Грюнфельда.

  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
  • Персидский марш (Persischer-Marsch). Впервые был исполнен в Павловске 11 июня 1864 г. Композитор был награждён персидским «Орденом Солнца», пожалованным шахом Персии Насером ад-Дином.
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
  • Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Памятник Штраусу в Павловске

Музыка Штрауса в кино

  • Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna, ) режиссёра Альфреда Хичкока: кинорассказ о написании Штраусом вальса «На прекрасном голубом Дунае». Сюжет полностью вымышлен, создание вальса перенесено на 20 лет вперед. В главной роли — Эдмунд Гвенн.
  • Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора. В главной роли — Фернан Граве.
  • В 1951 году в Австрии вышел биографический фильм об Иоганне Штраусе-старшем «Вена танцует» (нем. Wien tanzt), где параллельно излагаются история развития вальса Штраусом-отцом и история конфликта отца и сына. В фильме допущен анахронизм: Штраус-старший присутствует на исполнении ««Сказок Венского леса»», написанных спустя 19 лет после его смерти.
  • Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
  • Вальс «Венская кровь» (нем. Wiener Blut) был использован в мультфильме «Про мышонка Иоганна», а также в саундтреке к фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс. Игра теней» (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
  • Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР, ) рассказывает о пребывании Штрауса в России. В главной роли — Гирт Яковлев.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий