Шуберт, франц

Биография Франца Шуберта

Биография великого музыканта говорит о том, что Шуберт смог написать больше 1000 музыкальных произведений. Ценители музыки классического стиля знают Франца Шуберта не только за счет легендарной «Серенады». Он является автором многих маршей, опер, сонат и оркестровых увертюр. И всё это он успел создать за 31 год жизни.

При жизни Шуберта состоялся только один его концерт. Это произошло в 1828 году в Вене. Данный концерт нигде не анонсировали, а поэтому послушать композитора пришло мало людей. Это связано с тем, что в этот же момент и в этом же городе выступал Паганини. 

Одним из самых известных произведений Шуберта считается Большая до-мажорная симфония. Ее мир услышал только спустя годы после смерти музыканта. Эту композицию нашли случайно в бумагах брата покойного. Впервые она прозвучала в 1839 году.

Многие произведения Шуберта опубликовались лишь спустя много лет после его смерти – в конце 19 века.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в городке Химмельпфортгрунд, который расположен в Австрии. Его папа был школьным учителем, а мама – поваром. Франц – младший из 4 оставшихся в живых сыновей Шубертов. Всего в семье родилось 14 детей, но многие из них умерли.

К 10-летнему возрасту Шуберт умел мастерски играть на скрипке, пианино и органе, а также замечательно пел. В 1808 году мальчик получил стипендию для обучения в венской школе-интернате и начал петь в хоре при придворной часовне императора. Его наставниками там были композитор Антонио Сальери и придворный органист Венцель Ружичка.

В 13-летнем возрасте Шуберт создал свою первую композицию – «Фантазия для фортепианного дуэта», а спустя год вышла его первая песня «Жалоба Агари». Незаконченная оперетта «Der Spiegelritter» тоже принадлежала тому периоду.

В 15 лет у Франца сломался голос, и из-за этого ему нужно было уйти из хора и покинуть колледж, но его музыкальное обучение на этом не завершилось. Сальери бесплатно давал одаренному мальчику уроки композиции и контрапункта.

Уже к 19 годам Франц Шуберт составил около 1000 песен.

Взрослая жизнь

В 1814 году Франц стал заниматься преподавательской деятельностью в школе. Отец Шуберта был против того, чтобы сын был композитором, и поэтому побуждал его работать учителем. Шуберт преподавал в школе на протяжении 3 лет, но все свободное время он уделял музыке и писал свои известные песни.

У Шуберта дела пошли лишь после его знакомства с Францем фон Шобером и знаменитым баритоном Михаэлем Фоглем. Обществу нравились песни Шуберта, которые Фогль пел в каждом венском салоне. В 1818 году композиция Франца впервые была напечатана, а 1 марта в Вене произошло первое публичное представление «Итальянской увертюры до мажор». После этого музыкант бросил работу в школе и переехал в Желиз для обучения музыке 2 дочерей графа Эстерхази. Данный период отмечается в жизни Шуберта новым творческим всплеском.

В 20-летнем возрасте у Шуберта уже было примерно 500 композиций.

В 1820 году Франца наняли 2 оперных театра для составления нескольких опер.

Болезнь и последние годы жизни

К 1822 году у композитора возникли проблемы не только с деньгами, но и со здоровьем. Историки говорят, что он заразился сифилисом от проститутки.

Невзирая на прогрессирующую болезнь, Шуберт продолжил творить. В это время он создал такие знаменитые свои работы, как «Восьмая симфония», «Странная фантазия» для фортепиано, цикл песен «Die Schöne Müllerin», опера «Fierrabras»и «Die Verschworenen».

В свой последний год жизни, Шуберт оставался преданным собственному ремеслу. Именно в этот период был создан один из великих фортепианных дуэтов – «Фантазия фа минор». Помимо этого, музыкант завершил «Струнный квинтет до мажор», который историки называют финальным произведением классической эпохи. Единственный концерт Шуберта состоялся за 6 месяцев до его смерти. Концерт был успешным и принес хорошую прибыль, что и позволило бедному музыканту приобрести пианино.

Франц Шуберт умер в 1828 году в возрасте 31 года.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Детство и юность

Последний день января 1797 года сделал известным на весь мир бедный квартал Вены Лихтенталь. 31 числа многочисленная семья учителя церковной школы Франца Теодора Флориана Шуберта и его жены Марии Элизабет Катарины, бывшей поварихи, пополнилась гениальным ребенком. Мальчика назвали Францем Петером. Он был двенадцатым из 14 детей, из которых девять умерли очень рано.

Родители — Франц Теодор Флориан Шуберт и Мария Элизабет Катарина

Семья не была хорошо обеспеченной, и отец мечтал видеть младшего из сыновей Франца чиновником или преподавателем. Он обучал сына латинскому языку и математике, а также игре на скрипке (музыку у Шубертов любили, но не считали серьезным занятием). А маленький Франц любил бывать в расположенной неподалеку мастерской музыкальных инструментов, где без посторонней помощи стал по слуху подбирать мелодии на фортепиано. Заметив это, старший брат стал помогать младшему, объясняя основы игры. А местный органист стал заниматься с ребенком пением, ознакомил с азами полифонии и научил играть на органе.

Франц обладал исключительным слухом и очень красивым голосом, был солистом церковного хора. Осенью 1808 г. он победил в отборочном конкурсе и стал певчим императорской капеллы, а заодно и пансионером престижной католической школы. Одним из его преподавателей был А. Сальери. Играя в школьном оркестре, Шуберт стал первой скрипкой и получил право дирижировать. Одновременно Франц сочинял музыку, но старался это не афишировать, опасаясь конфликта с отцом. Когда мальчику исполнилось 15 лет, умерла мать. В 16 лет у Франца начал ломаться голос, пение в капелле пришлось оставить. Обучаться в церковной школе к тому времени Франц тоже не хотел.

В юности

Дальнейшая работа

В 1818 г. композитор бросил преподавание. Отцу было не по душе это неожиданное решение Франца, поэтому он отказался от содержания сына. После этого композитор начал жить у знакомых.

Удача музыканта радовала не всегда. Оперу «Альфонсо и Эстрелла», которую он посчитал удачной, отклонили, после чего финансовое положение Франца сильно ухудшилось. В 1822 г. он серьезно заболел. Летом Шуберт уехал в Желиз, здесь он жил в поместье графа Эстерхази и давал уроки музыки.

В 1824 г. он стал членом Линцского и Штирийского музыкальных обществ. В это же время композитор сочинил цикл песен «Прекрасная мельничиха» на слова писателя В. Мюллера. После успеха этого музыкального произведения в 1827 г. Франц начинает работу над следующим циклом, который назывался «Зимний путь». Музыка, созданная по рассказам Мюллера, характеризовалась особым пессимизмом. Композитор называл это произведение «венком жутких песен». Интересно, что мрачное музыкальное сочинение Франц создал незадолго до своей смерти.

В биографии Шуберта сказано, что иногда он вынужден был ночевать на старых чердаках, где под свет лучины на кусочках бумаги создавал свои великие шедевры. Музыкант был очень бедным, но жить дальше за счет финансовой поддержки знакомых не захотел. «Что со мной случится, — писал Франц, — мне, наверное, нужно будет в старости, как гетевскому арфисту, ходить по домам и просить милостыню на хлеб».

Шуберт даже не предполагал, что до старости не доживет. Когда композитор находился на грани отчаяния, фортуна опять повернулась к нему лицом. В 1828 г. его выбрали членом Венского музыкального сообщества, весной он в первый раз дал собственный концерт. Выступление принесло огромный успех, зал разрывался от бурных аплодисментов. Тогда Шуберт в первый и последний раз узнал главное, к чему стремился: что такое настоящая популярность.

Вариант №2

С появлением романтизма в искусстве произошли изменения и в мире музыки. Австрийский композитор  Франц Шуберт стал первым музыкантом, который раздвинул рамки  музыкальной культуры XIX века.

Прожил он недолгую жизнь. Местом его рождения является город Лихенталь, находящийся в предместье Вены. Семья у Франца была музыкальная. Дома любили часто музицировать и даже устраивали небольшие концерты, в которых он принимал участие и Шуберт. Обнаружив в мальчике склонность к музыке, отец в 11 лет отправляет его в учебное заведение, которое готовило певчих для придворной капеллы. Именно там  появились первые произведения для фортепиано и несколько песен. Однако, отцу казалось, что профессия педагога  более выгодна в этой жизни, и поэтому вскоре Франц поступает на курсы при учительской семинарии, где одновременно подрабатывает, преподавая грамоту. В то время все вокруг восхваляли сочинения Россини, и юный Шуберт пытался создавать похожие произведения. Но его старания не увенчались успехом. Тем не менее, Франц не переставал сочинять свои работы. Ведь только за 1815 год он написал более 140 песен, среди которых была и его известная баллада «Лесной рыцарь»  на стихи Гете.

Вскоре, поссорившись с отцом, Франц бросает учительскую деятельность и всерьез занимается музыкой. Он переезжает в Вену. Атмосфера этого города и наличие в ней многих известных композиторов способствовали творческому развитию Шуберта. В 1823 году появляется его песенный цикл «Прекрасная мельничиха», где отдельные песни представляли собой цепочки большого лирического повествования. Он придал песне новое значение, расширив образы и само настроение. Следующий его цикл «Зимний путь» создан в 1827 году. Он принадлежал к последним произведениям великого композитора. Где-то возможно в нем преобладали печальные мысли и мрачное настроение, так как труд создавался во время тяжелой болезни Шуберта. Одной из самых замечательных работ была «Неоконченная симфония», состоящая из двух частей. В последние годы своей жизни композитор пишет различные сочинения. Это были и симфонии, квартеты, сюиты, песни и многое другое. Все они в основном исполнялись уже не в больших концертных залах, а в домашней обстановке.

Умер Шуберт в расцвете творческих сил, но для всех он остается основателем  жанра лирической миниатюры для фортепиано и замечательны мелодистом в истории мирового искусства.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Творчество Франца Шуберта

Франц Шуберт. Акварель Вильгельма Августа Ридера (1825)Музыкальный дар Шуберта складывался на почве музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор (австро-немецкий, венгерский, славянский, итальянский), танцы и домашнее музицирование сформировали основу творчества Шуберта.Расцвет шубертовского творчества относят к 20-м годам XIX в. В это время он создаёт свои лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическую «Неоконченную» симфонию (1822) и жизнеутверждающую до-мажорную Девятую симфонию, которую в 1838 г. в рукописях обнаружил Р. Шуман. Эти симфонии долгое время были неизвестны, а сам Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении.Для театра Шуберт написал около 20 произведений (оперы, зингшпили, музыку к спектаклям), но всегда сталкивался с трудностями и неудачами при их постановках.Писал он и духовные произведения, в том числе 2 мессы.Он создал 22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей. Его 8 экспромтов и 6 музыкальных моментов положили начало романтической фортепианной миниатюре.Шуберт создал 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827).Первый цикл «Прекрасная мельничиха» является своего рода романом в песнях. Молодой человек, полный надежд и светлых планов, отправляется навстречу счастью. Вся природа способствует ему и создает жизнерадостное настроение. И вот ручей приводит его к мельнице. Вспыхивает любовь к дочери мельника. Но где любовь, там и ревность, сомнения, тревога… Покой и утешение герой находит в журчащих, убаюкивающих струях ручья…Второй цикл «Зимний путь» наполнен скорбными воспоминаниям одинокого скитальца, трагическими раздумьями, иногда светлыми грезами. Последнюю песню «Шарманщик» считают символом жизни Шуберта: бродячий музыкант, монотонно крутящий свою шарманку, нигде не находит покоя и умиротворения. Шуберт уже был тяжело болен, измучен постоянной нуждой и редким пониманием своего творчества.Цикл «Лебединая песня» создан на стихи различных поэтов, в том числе Г. Гейне, который был близок Шуберту по мировосприятию.Музыка романтика Шуберта оказала сильное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Его музыка наполнена теми простыми человеческими чувствами, которые свойственны людям любой национальности – они изображают душевный мир человека

Шуберт обладал очень важным качеством: он умел средствами музыки говорить о самом важном в жизни людей, причём говорить с особой простотой и искренностью, что было и в самом его характере. Поэтому его искусство остаётся вечно юным и близким людям

  • < Назад
  • Вперёд >

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Неоконченная симфония

В возрасте 25 лет Шуберт заболел и попал в больницу. Даже там он не переставал сочинять. Его выходили и отпустили домой, и он продолжал сочинять. По-прежнему в обществе отсутствовало широкое признание Шуберта. Его сценические произведения в театрах исполнялись не более двух раз.

В 1828 году, в последний год своей жизни, Шуберт, хотя и был явно болен, оставался преданным своему ремеслу. Именно в это время он сочинил то, что, возможно, является его величайшим фортепианным дуэтом — Фантазию фа минор. Кроме того, Шуберт закончил Струнный квинтет до мажор, который историки музыки считают финальным произведением классической эпохи.

Как ни странно, первый и последний публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 года. Он оказался достаточно успешным, что позволило великому композитору, наконец, купить себе пианино.

За всю биографию Шуберт так никогда и не разбогател. А потом, в возрасте 31 года, у него проявилась горячка, и он скоропостижно скончался.

После его смерти друзья обнаружили бесчисленные записи произведений, которые так и не были исполнены. Например, песенный цикл «Зимний Путь» или его знаменитая симфония си-минор, более известная под названием «Неоконченная симфония».

Его жизнь, вероятно, тоже была неоконченной, не прожитой до конца. Можно сказать, что Франц Шуберт оживает только спустя десятилетия после смерти.

Примечания

  1. ↑ , с. 609.
  2. ↑ Шуберт Франц Петер / Ю. Н. Хохлов //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. ↑ ШУБЕРТ Франц // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество (рус.). — 2000.
  4. Шуберт, Франц-Петер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch, Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
  6. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei, Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0, S. 184
  7. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. — Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
  8. Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям Отто Эриха Дейча и другим источникам / Сост., общ. ред и прим. Ю. Хохлова. М.: Музгиз, 1963. С. 691.
  9. Deutsch О. Е., In collaboration with D. R. Wakeling, Schubert. Thematic catalogue of all his works in chronological order, London, 1951
  10. Переработанное и дополненное издание: Franz Schubert. Thematischer Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge… Neuausgabe in deutscher Sprache bearb. und hrsg. von der Editionsleitung der Neuen Schubert-Ausgabe und W. Aderhold, Kassel, 1978
  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 155
  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 212
  13. CD Hyperion CDJ 33002.
  14. CD Hyperion CDJ 33010.
  15. Ныне исполняется именно в четвёртой редакции
  16. В традиционном русском переложении — «Нет, только тот, кто знал».
  17. Другие примеры: D 235 и D 237; D 351 и D 562; D 484, D 705 и D 714.
  18. ↑ Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). , pp. 297—332.
  19. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert. Cambridge University Press, pp. 61—62, ISBN 0-521-59512-6.
  20. Например, Крайсль на с. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на с. 250—251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897 году.
  21. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: . University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2.
  22. ↑ Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man. University of California Press, pp. 403—404. ISBN 0-520-21957-0.

Избранные сочинения

Основная статья: Список произведений Франца Шуберта (по жанрам)

Для голоса с фортепиано

  • Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Вокальный цикл «Зимний путь» (1827),
  • Сборник «Лебединая песня» (1828)
  • Ave Maria («Третья песня Эллен» / «Ellens dritter Gesang»)
  • Баллада «Лесной царь» (нем. Erlkönig, на стихи И. В. Гёте, 1816)
  • Другие песни (отдельно и в сборниках, всего около 600)

Для голоса (голосов) с оркестром

Духовная музыка

Офферторий для сопрано или тенора с оркестром (C-dur, D 136)
Офферторий для хора с оркестром (a-moll, D 181)
Офферторий тенора и хора с оркестром (B-dur, D 963)
Salve Regina для сопрано с оркестром (F-dur, D 223)
  • Немецкая месса, D 872
  • Магнификат (1815)
  • Tantum ergo для квартета певцов, хора и оркестра

Победная песнь Мириам, D 942

Для фортепиано

Соло

  • 23 сонаты (1815—1828)
  • Фантазия «Скиталец» (1822)
  • 11 экспромтов (1827—1828)
  • 6 музыкальных моментов (1823—1828)
  • Свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);

В четыре руки

  • Сонаты, увертюры, фантазии
  • Венгерский дивертисмент (1824)
  • Рондо, вариации, полонезы, марши

Оперы и зингшпили

  • Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ);
  • Братья-близнецы (1820, Вена)
  • Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Фортепианный квинтет «Форель» (1819)
  • Сонаты для скрипки и фортепиано (1816—1817)
  • Фантазия (1827) для скрипки и фортепиано
  • Соната для арпеджионе и фортепиано (1824)
  • Фортепианные трио (1827, 1828?)
  • Струнные трио (1816, 1817)
  • Струнные квартеты (1811—1826)
  • Струнный квинтет (1828)
  • Октет для струнных и духовых (1824)
  • Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» (нем. Trockene Blumen), D 802) для флейты и фортепиано
  • Опера «Граф фон Гляйхен»
  • Симфония (1821)
  • Зингшпиль «Клаудина фон Вилла Белла» (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; реконструкция 1978, Вена)

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий