Василий александрович сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга  на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой.  После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района.  Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Творчество ученого

Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.

Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.

Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.

Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.

Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.

Последняя книга великого педагога — «Сердце отдаю детям» — стала итогом его учительского опыта по воспитанию детей. В ней он написал, что ребенок формируется до 5 лет и что нельзя сухо преподавать у доски, а нужно развивать каждое дитя, прислушиваясь к нему. Ученый много говорит о воображении, создавая фантастические образы. Родителям можно легко добиться того, чтобы интеллект чада начал быстро развиваться.

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном. Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно. Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.

– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.

Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:– Будем дом переносить в иное место.И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего. Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:– Галинка, слушай…Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.Когда бабушка встала, Галинка спросила:– Бабушка, почему вы во сне плакали?Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

О труде и причинах подростковой преступности

По словам Василия Сухомлинского лучше всего себя чувствует тот, кто рано засыпает, спит достаточно времени, и рано просыпается. Также хорошее самочувствие появляется тогда, когда человек уделяет умственному труду 5-10 часов после пробуждения ото сна.

В последующие часы индивиду следует снижать трудовую деятельность

Важно отметить, что интенсивная интеллектуальная нагрузка, особо заучивание материала, категорически недопустима последние 5-7 часов перед сном

Опираясь на статистику Сухомлинский утверждал, что в том случае, когда ребенок на протяжении нескольких часов перед сном занимался уроками, он становился неуспевающим.

В отношении подростковой преступности Василий Александрович тоже представил немало интересных идей. По его словам, чем бесчеловечнее преступление, тем беднее умственные, этические интересы и потребности семьи.

Такие выводы Сухомлинский делал на основе проведенных исследований. Педагог говорил, что ни в одной семье подростков, которые преступили закон, не было семейной библиотеки: «…Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из малолетних преступников, не смог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».

Основа — народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Пчела и тыквенный цветок

Полетела Пчела в поле за медом – далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне теперь делать?» – думает Пчела.– Садись ко мне под лепестки, – говорит ей Тыквенный Цветок. – Переночуешь, а утром домой полетишь.Села Пчёлка на сладкие тычинки, закрыл ее Цветочек лепестками.Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало – грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка.Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветочку и сказала:– Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство. Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой.Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки – начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность – это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой»

В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Война и послевоенное время

С началом войны Василий Александрович записался добровольцем и отправился защищать родину. В одном из боев молодой человек был серьезно ранен: осколок снаряда угодил ему в грудь и задел сердце. Врачи не давали благоприятного прогноза, но педагог смог выздороветь. Кусочек снаряда так и остался внутри него, он носил его до конца своих дней.

Василий долгое время лечился в госпитале на Урале, после выписки он неоднократно писал прошение отправить его на фронт. Но каждый раз Сухомлинский получал отказ. Ему ничего не оставалось делать, как вернуться к прежней профессии. Его взяли на работу в поселковую школу Удмуртии на должность директора образовательного учреждения.

После освобождения в 1944 г. украинских земель от фашистов Василий Александрович вернулся в родные края и стал работать заведующим райотдела народного образования. Но эта должность не приносила ему удовлетворения, он сильно скучал по работе с детьми, поэтому спустя несколько лет написал заявление об уходе. Практически сразу он стал директором средней школы, расположенной в поселке Павлыш. Там он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

Василий Александрович стал основоположником множества передовых идей по поводу процесса воспитания детей. Вся его педагогическая методика основывалась на идеях гуманизма. В соответствии с ней наивысшей ценностью является личность ребенка.

Его система базировалась на следующих утверждениях:

  • абсолютное доверие к детям;
  • получение образования без какого-либо принуждения;
  • воспитательный процесс без наказания;
  • труд в виде творчества;
  • свобода выбора;
  • сотрудничество между родителями, преподавателями и ребенком;
  • ответственность за собственный выбор.

Педагог всегда выстраивал воспитательный процесс так, чтобы он приносил радость и счастье обеим сторонам. Кроме этого, он был разработчиком целого ряда эстетических программ, объединённых в цикл «Воспитание красотой». Сухомлинский искренне считал, что к молодому поколению нужно подходить творчески, поэтому придавал огромное значение художественному стилю изложения.

У методики Сухомлинского было много противников, которые считали, что такой подход не отвечает качеству, он излишне гуманный. Все это противоречило авторитарному воспитанию, которое в те годы широко применялось в стране.

Василий Александрович является автором нескольких десятков книг и более 500 статей, которые он посвятил воспитанию и обучению младшего поколения и подростков. Кроме этого, в его копилке около полутора тысяч сказок, рассказов для начальной школы, которые учат доброте, ответственности, справедливости.

https://youtube.com/watch?v=PlxEUElbvLo

Заключение

В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.

Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.

Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий