Евгений шварц

«Обыкновенное чудо»

Книги Евгения Шварца отличаются сложным интеллектуальным подтекстом, который скоро стал основным приемом автора. Некоторые его произведения иногда даже при всей своей видимой простоте сюжета оказывались сложными для понимания. Над своей, наверное, самой известной пьесой «Обыкновенное чудо» автор работал десять лет. Она вышла в 1954 году и вскоре была поставлена на сцене. В отличие от других его сказок, данное произведение не имеет конкретной исторической привязанности; в тексте присутствует только упоминание о том, что усадьба хозяина расположена в Карпатских горах. Персонажи пьесы получились весьма неоднозначными: король при всей своей жестокости безоглядно любит дочь, охотник, который вначале демонстрируется как комедийный герой, соглашается убить сотого медведя. Действующие лица постоянно рефлексируют и тщательно анализируют свои поступки с психологической точки зрения, что было совсем не характерно для традиционных сказок.

Аресты и ссылки отца

Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.

Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.

Смотреть галерею

Краткая биография

  1. В 1914 г. Евгений поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился там недолго. Деньги, которые дали ему родители, юноша истратил на походы в театр, оперу и цирк. Когда средства кончились, студент вынужден был вернуться в Майкоп.
  2. В 1916 г. Шварца призвали в армию. Сначала он служит рядовым в царицынском (волгоградском) запасном батальоне. Затем его переводят и зачисляют в московское военное училище в звании юнкера. А в октябре 1917 г. Евгений получает звание прапорщика. Семья Шварца в это время перебирается в Екатеринодар.
  3. Во время Гражданской войны, в 1918 г., Евгений вступил в ряды Добровольческой армии. Он принял участие в Первом Кубанском («Ледяном») походе и его кульминационном сражении с красными войсками за Екатеринодар. В этом бою Шварц был контужен и, вследствие этого, всю жизнь страдал тремором рук. После контузии Евгений был демобилизован.
  4. В 1919 г. в Ростове-на-Дону молодой человек поступает в университет. Параллельно он работает в «Театральной мастерской», играет в спектаклях под руководством молодого режиссёра-экспериментатора Павла Вейсбрёма.
  5. В 1920 г. Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
  6. В 1921 г. вместе с театральной труппой Вейсбрёма Евгений переезжает в Петроград. Там он продолжает играть эпизодические роли в спектаклях, а также начинает писать статьи для газет.
  7. В январе 1922 г. труппа представила спектакль «Гондла» по пьесе уже расстрелянного на тот момент Николая Гумилёва. Весной этого же года «Театральная мастерская» прекратила свою деятельность.
  8. Шварц с женой подрабатывают в маленьких театрах. Некоторое время Евгений работает в книжном магазине, а затем – личным секретарём у писателя Корнея Чуковского.
  9. Также в эти годы, познакомившись с группой писателей «Серапионовы братья», Шварц пробует писать фельетоны, стихотворные сатирические обозрения и публикует их под различными псевдонимами.
  10. Летом 1923 г. Евгения Шварца и его друга Михаила Слонимского пригласили в город Бахмут в Донецкой области для работы в газете «Всероссийская кочегарка». Там Евгений начал сочинять небольшие рассказы на основе писем читателей. Также он занимался издательством приложения к «Кочегарке» – газеты «Забой».
  11. По возвращении в Петроград в 1924 г. Шварц публикует первое своё детское произведение под названием «Рассказ старой балалайки». О нём положительно отзывается С. Я. Маршак.
  12. С 1924 по 1925 г. писатель работает ответственным секретарём в журнале «Ленинград». Затем переходит в детское издательство «Радуга», где работает до 1928 г.
  13. В 1925 г. Маршак приглашает молодого писателя в «Госиздат» для работы редактором в детском отделе.
  14. В это же время Евгений сближается с литературной общиной ОБЭРИУ, которая сотрудничает с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Для них Шварц начинает писать рассказы, сказки, стихи, придумывает смешные подписи для картинок.
  15. В сентябре 1929 г. в ленинградском ТЮЗе была поставлена первая пьеса драматурга – «Ундервуд».
  16. В 1931 г. Евгений Шварц пишет сценарий для фильма «Товарный 717».
  17. В 30-е гг. писатель очень много и плодотворно работает, из-под его пера выходят пьесы, повести, рассказы, стихи, сценарии и пр. Он становится популярным. В 1934 г. Евгения Львовича принимают в Союз писателей СССР.
  18. В 1940 г. в ленинградском театре комедии вышла новая шварцовская пьеса «Тень». Она была запрещена сразу после премьеры.
  19. Во время Великой Отечественной войны Шварц пытается записаться добровольцем на фронт, но из-за тремора рук его не берут. В блокадном Ленинграде писатель работает в радиоцентре и в театре.
  20. В декабре 1941 г. писателя с женой эвакуируют из Ленинграда в Киров. Там он работает в местном драматическом театре.
  21. В 1943 г. вслед за эвакуированным Ленинградским театром комедии уезжает в Душанбе и становится завлитом театра. Там писатель работает над философской пьесой «Дракон», премьера которой состоялась в 1944 г. в Москве. После премьеры пьесу запретили.
  22. В 1947 г. по сценарию Шварца был снят художественный фильм-сказка «Золушка». Главную роль в нём сыграла актриса Янина Жеймо.
  23. В 1954 г. Шварц завершил работу над пьесой «Обыкновенное чудо», премьера которой состоялась спустя 2 года.
  24. В последние годы писатель пережил несколько инфарктов, почти не работал. Умер Евгений Львович Шварц 15.01.1958 в возрасте 61 года.

Евгений Шварц с котом

Примечания

  1. [seance.ru/n/14/retro-avangard/evgeniy-shvarts-vkino/ Евгений Шварц в кино] // Сеанс. — 1996. — № 14.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 [polit.ru/news/2014/10/21/schvarts/ Мемория. Евгений Шварц] // Полит.ру. — 21.10.2014.
  3. Алексеев И. [ruskline.ru/analitika/2008/11/13/ya_pravoslavnyj_sledovatel_no_russkij/ «Я православный, следовательно, русский…». Православный след в еврейской родословной Е. Л. Шварца // Русская народная линия. — 13.11.2008.]
  4. Румановская Е. [sites.utoronto.ca/tsq/16/rumanovskaya16.shtml Евгений Шварц о евреях и еврействе // Toronto Slavic Quarterly.]
  5. Шварц Е. Л. Евгений Шварц. Живу беспокойно… Из дневников. — Л.: Советский писатель, 1990. — С. 6. — 752 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-265-00656-7.
  6. Зубцов Ю. Оксюмороны Евгения Шварца // Домовой. — 2003. — № 12.
  7. Шварц Е. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о писателе. М., 1991.
  8. [polit.ru/news/2014/10/21/schvarts/ Мемория. Евгений Шварц — ПОЛИТ.РУ]. polit.ru. Проверено 1 марта 2020.
  9. Чуковский Н. К. О том, что видел. — М., 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  10. Биневич Е. [seance.ru/n/14/retro-avangard/okrasnoy-shapochke-shvartsa-ioleynikova/ О «Красной шапочке» Шварца и Олейникова] // Сеанс. [seance.ru/category/n/14/ — № 14].
  11. Кроме четырёх широко известных сказок Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»), сборник содержит шуточную пьесу «Торжественное заседание», стихи, мемуарные и дневниковые записи, письма жене.
  12. [www.imdb.com/title/tt0773173/ Die verzauberten Brüder (1978) // IMDb.com.]
  13. [www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=5287 Сказка о потерянном времени // Аниматор.ру.]
  14. [www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=5067 Два клёна // Аниматор.ру.]
  15. [www.imdb.com/title/tt1034503/ The Two Brothers: A Story from Russia // IMDb.com.]

Особенности творчества

Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка. Еще одной характерной чертой его творчества было то, что он часто брал за основу своих уже знакомые классические истории. Так, Шварц написал сценарий для культового кино «Золушка», который вышел на экраны в 1946 году. Старая сказка под пером автора заиграла новыми красками.

Например, Евгений Шварц тщательно прописал тех персонажей, которые в оригинальном произведении оставались обезличенными. Принц стал озорным и смешливым молодым человеком, король забавлял зрителей своими остроумными репликами и милым простодушием, мачеха оказалась не столько злобной, сколько хвастливой и честолюбивой женщиной. Фигура отца героини также приобрела реальные черты заботливого и любящего родителя, в то время как обычно его образ оставался неясным. Итак, писатель мог вдохнуть новую жизнь в старые произведения.

Болезнь и смерть

Последние годы писатель страдал из-за сердечной недостаточности. Вдобавок к недугу он сам терзал себя дурными мыслями. Думал о том, сколько всего не успел сделать, как неправильно поступал в жизни, но чаще всего — о том, что не сумел сделать счастливой Екатерину Ивановну. Измученное сердце не выдержало третьего инфаркта. Евгению Шварцу был всего 61 год. Говорят, перед смертью писатель прошептал: «Катя, спаси меня». Все, что смогла сделать верная супруга, — это бережно сохранить наследие мужа, выпустив после его ухода сборник пьес.

Шло время, и с каждым годом Екатерина Ивановна все отчетливее понимала: оно не лечит. Ее Волшебник ушел, позади 30 лет, проведенных вместе… Ни его, ни эти годы назад не вернуть. Женщина приняла, как ей казалось, единственно верное решение. Спустя пять лет после смерти мужа она ушла вслед за ним, приняв смертельную дозу лекарств.

https://youtube.com/watch?v=A1Xnk8a5jkA

Автор биографии: Полина Зотова

Евгений Шварц – интересные факты

  • Шварц обожал пешие прогулки и проходил в день минимум пять километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.
  • Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.
  • Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью.
  • Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».
  • Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов
  • Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.

[править] Сочинения

Пьесы

  • «Ундервуд» — пьеса в 3-х действиях — 1928
  • «Пустяки» — пьеса для кукольного театра — 1932
  • «Клад» — сказка в 4-х действиях — 1934
  • «Принцесса и свинопас» — 1934
  • «Голый король» — сказка в 2-х действиях — 1934
  • «Похождения Гогенштауфена» — пьеса, 1934
  • «Красная шапочка» — сказка в 3-х действиях — 1936
  • «Снежная королева» — сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы — 1939
  • «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра — 1939
  • «Тень» — сказка в 3-х действиях — 1940
  • «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях — 1940
  • «Брат и сестра» — 1940
  • «Наше гостеприимство» — 1941
  • «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет — 1941
  • «Далекий край» — 1942
  • «Одна ночь» — пьеса в 3-х действиях — 1943
  • «Дракон» — сказка в 3-х действиях — 1944
  • «Сказка о храбром солдате» — пьеса для кукольного театра — 1946
  • «Сто друзей» — пьеса для кукольного театра — 1948
  • «Два клёна» — сказка в 3-х действиях — 1953
  • «Обыкновенное чудо» — сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована).
  • «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» — пьеса в 3-х действиях — 1957

Сценарии

  • 1930 — Настоящие охотники. Автор надписей
  • 1931 — Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
  • 1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
  • 1938 — Доктор Айболит
  • 1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
  • 1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
  • 1948 — Первоклассница
  • 1957 — Дон-Кихот
  • 1959 — Марья-искусница
  • 1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Н. Р. Эрдманом)
  • 1966 — Снежная королева

Другие произведения

  • «Рассказы старой балалайки», 1925
  • «Два брата» (сказка), 1943
  • «Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
  • «Первоклассница» (повесть), 1949
  • «Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
  • «Рассеянный волшебник» (сказка)
  • Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
  • «Чужая девочка» (рассказ)
  • Мемуары. Париж, 1982
  • Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Жизнь после смерти

В 1971 году выходит фильм Надежды Кошеверовой по пьесе-сказке Шварца «Тень». В сказочной волшебной стране ученый, простодушный и доверчивый Христиан-Теодор влюблен в прекрасную принцессу.

В 1988 режиссер Марк Захаров ставит фильм-притчу «Убить дракона» по мотивам пьесы Шварца «Дракон».


странствующий рыцарь

Добрый сказочник Евгений Львович Шварц всегда просил, чтобы в его сказках не искали подтекст и аллегории. Но это все вычитывалось сразу, даже там, где сам автор и не предполагал. А в наши дни просто надо вновь и вновь обращаться к его произведениям, поскольку они неоднозначны.

Свобода

С наступлением настоящей свободы его пьесы сказки начали ставить за границей — в Германии, Израиле, США, Польше, Чехословакии и т.д. Наш современник режиссер Марк Захаров создал великолепный фильм «Обыкновенное чудо».

Зрители и читатели не устают восторгаться смелым полетом мысли писателя и его раскованностью, а когда-то это был «эзопов язык». Шварц восторгался и даже завидовал Пикассо, который был независим во взглядах, внутренне свободен и поэтому творил все, что хотел.

После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было — смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

Шварц Евгений Львович краткая биография

Евгений Львович Шварц: основные вехи творчества.

Статья расскажет о жизни знаменитого драматурга, литература, писателя, автора сценариев к любимым советским кинолентам Евгения Львовича Шварца.

Ранние годы

Будущий мастер словесности появился на свет 21октября1896 года в семье Льва Борисовича и Марии Федоровны Шварцев, известных в то время медиков. Когда Евгению исполнилось7 лет, семья постоянно меняла место проживания. Профессия врача заносила Шварцев по самым разным регионам: Краснодар, Дмитров, Рязанская область, Майкоп… Поначалу Евгений Львович задумывался о карьере адвоката, и в1914 году он поступил в Московского народный университет имени А. Л. Шанявского (юридический факультет) , откуда спустя два года перевелся в Московский университет имени М. Ломоносова. Не доучившись, он был отправлен на воинскую службу, которая проходила в Царицыне и Москве. С начала Гражданской войны воевал на стороне белых сил, участвовал в Первом кубанском проходе, получил сильное ранение, последствия которого (дрожание конечностей) остались на всю оставшуюся жизнь.

Начало творческого пути

С атмосферой театра и литературы Евгений Львович познакомился в 1921 году. В качестве актера второго плана он успех побывать на многих театральных подмостках Петрограда. Считая себя бесперспективным артистом, Шварц устраивается в секретариат у Корнея Чуковского. Тот сразу замечает литературное дарование Евгения Львовича. По совету мастистого писателя Евгений Львович пробует себя в качестве автора детских рассказов, которые сразу принесли славу (например, «Рассказ старой балалайки». Впервые они были опубликованы в альманахе «Воробей» (1924 год)

Дальнейшая карьера

С 1925 года Шварц находится в зените писательского успеха. Он становится постоянным автором всесоюзных журналов «Чиж» и «Еж», его пьесы и сценки активно ставят в столичных театрах юного зрителя. Работу Евгения Львовича высоко оценивал знаменитый кукольник Сергей Образцов. По его сценариям снимают множество кинолент («Доктор Айболит», «Золушка», «Дон Кихот»). Особую популярность приобретает сказка «Обыкновенное чудо». История Волшебника и Медведя приобрела большое признание простых читателей и режиссеров (экранизации: Э. Гарин,1964 год; М. Захаров,1978 год.) В годы Великой Отечественной войны Евгений Львович переезжает в Киров, где работает над пьесами «Далекий край» и «Одна ночь», посвященными этому тяжелому для страны времени. Евгения Львовича не стало15января1958 года. Его похоронили на Богословском кладбище Санкт – Петербурга. Но его произведения до сих пор помнят и ценят в самых разных уголках страны.

Литература

Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» — газеты «Забой».

Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает Самуил Маршак и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.

Писатель Евгений Шварц

Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.

В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок — дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.

Книги Евгения Шварца

С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».

В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.

Евгений Шварц на репетиции спектакля «Тень»

Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;

Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».

Евгений Шварц с юными читателями

В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют Янина Жеймо, Василий Меркурьев, Фаина Раневская, Эраст Гарин и Алексей Консовский. Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.

Янина Жеймо в фильме по пьесе Евгения Шварца «Золушка»

В 1953 году умирает Сталин, который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям Ольги Берггольц этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.

В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».

Евгений Шварц и Ольга Берггольц

Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени Константина Сергеевича Станиславского. Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.

Театральные постановки

Ленинградский ТЮЗ
  •  — «Ундервуд» — режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон
  •  — «Клад» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Кот в сапогах» — режиссёр П. К. Вейсбрём
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Два клёна» — режиссёр П. К. Вейсбрём
Московский ТЮЗ
Театр Комедии
  •  — «Тень» — режиссёр Н. П. Акимов
  • (12 августа) — «Под липами Берлина» — режиссёр Н. Акимов
  •  — «Дракон» — режиссёр Н. П. Акимов
ЦДТ
  • «Снежная королева» — режиссёр А. А. Некрасова
Московский Театр киноактёра

1956 — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Э. П. Гарин

«Современник»

1960 — Голый король — режиссёр О. Н. Ефремов

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

1960 — «Снежная королева» — режиссёр Е. Ю. Завадский

Театр Дождей (Санкт-Петербург)

1997 — «Снежная королева» — режиссёр Наталья Никитина

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина

«Снежная королева» — режиссёр Г. В. Карпов

«Свободный Театр»

2003 — «Голый Король» — по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и пьесе Е. Л. Шварца, режиссёр А. Л. Артименьев.

Театр «МЕЛ»
  •  — «Снежная королева» (спектакль театральной студии)
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Сказка о потерянном времени» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Голый король» — режиссёр А. В. Асташкина (спектакль театральной студии)
Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

2006 — «Дракон» — режиссёр В. В. Мирзоев

Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова
  •  — «Тень» — режиссёр А. В. Назаров
  •  — «Золушка» — режиссёр А. В. Назаров
Немецкий театр

1947 — «Тень» — режиссёр Г. Грюндгенс

Театр на Юго-Западе

1981—2002 — «Дракон» — режиссёр В. Белякович

Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Ю. Мизецкий
  •  — «Два клёна» — режиссёр С. Шпанов
  •  — «Дракон» — режиссёр Валерий Белякович
  •  — «Два клёна» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Красная Шапочка» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Два клёна» — режиссёр Елена Бабаева
  •  — «Золушка» — режиссёр Герман Магнусов
  •  — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Андрей Шляпин

Львовский Театр Юного Зрителя

2004 — «Дракон» — режиссёр Евгений Лавренчук, продюсер Дмитрий Балашов

Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола

1988 — «Дракон» — режиссёр Геннадий Егоров

Московский Художественный театр имени А.П. Чехова

2017 — «Дракон» — режиссёр Константин Богомолов

Личная жизнь писателя

Первой женой автора была актриса театра Ростова-на-Дону. Однако через некоторое время он с ней развелся и женился второй раз на Екатерине Зильбер, с которой прожил до смерти. Однако у них так и не появились дети. Евгения Шварца все называли чрезвычайно романтичным человеком, склонным к эксцентричным поступкам. Так, например, он добился согласия на брак первой жены тем, что прыгнул в холодную воду зимой. Этот первый брак оказался счастливым: у супругов родилась дочь Наталья, которая была смыслом жизни для писателя.

Однако вторая любовь драматурга оказалась намного сильнее, так что он решился пойти на этот разрыв. Автор скончался в 1958 году в Ленинграде. Причиной смерти стал инфаркт, так как раньше он долго страдал от сердечной недостаточности. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Фильмы-экранизации часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

Биография Шварца

Евгений Львович Шварц родился 9 октября 1896 года в Казани.

Его отец, Лев Борисович, работал земским хирургом и был чистокровным евреем. Мать, Мария Федоровна, была акушеркой.

Кроме Евгения, у родителей Шварца родился мальчик Валентин.

Интересен факт, что еще перед женитьбой, отец будущего писателя принял православие.

В 1898 г. Льва Борисовича арестовали по подозрению в революционной агитации. В связи с этим семья Шварца начала подвергаться гонениям.

Они часто меняли место жительства и, в конечном счете, обосновались в Майкопе (столица Республики Адыгея), где прошло все детство Евгения.

Детство и юность

Окончив школу, Шварц поступил в местное реальное училище. После этого он успешно отучился в Московском университете, получив диплом юриста.

В 1916 г. Евгения Шварца призывают в ряды Красной Армии. В следующем году его переводят в военное училище в Москве, где он зачисляется юнкером. Спустя полгода его производят в прапорщики.

Евгений Шварц в юности

В 1918 г. Шварц продолжает службу в Добровольческой армии, в составе которой участвует в Кубанском походе.

После этого будущий писатель участвовал в боевых действиях под Екатеринодаром (ныне Краснодар).

В одном из сражений он получил серьезную контузию, и какое-то время находился в госпитале.

Оправившись от своего недуга, Шварц был демобилизован. В целом он показал себя в качестве храброго солдата, за что получил несколько наград.

Вскоре в биографии Шварца произошло несколько знаковых событий. В 1920 г. он женится на молодой актрисе, а также решает поступить в Ростовский университет, где начинает работать в «Театральной мастерской».

Будучи творческой личностью, он мало интересовался правом, в связи с чем решает с головой окунуться в мир искусства.

Переехав в Петербург, Шварц начинает играть небольшие роли в разных спектаклях.

Чтобы прокормить семью он устраивается работать в книжный магазин, а затем становится личным секретарем Корнея Чуковского.

Постановки и экранизации

Евгений Шварц для детей создал почти все свои произведения. В этом ряду выделяется пьеса «Обыкновенное чудо», которая скорее предназначена для взрослого читателя. Критика, как правило, обходила постановки стороной. Некоторые авторы статей отмечали своеобразие пьесы, однако упрекали автора за то, что его герои не борются за свое счастье, а всецело полагаются на волю волшебника, что не совсем справедливо, так как Принцесса и Медведь, наоборот, по ходу повествования ведут себя самым неожиданным даже для самого Хозяина образом.

Первые постановки, впрочем, были тепло приняты публикой, а также некоторыми другими писателями, которые по достоинству оценили тонкий философский юмор и оригинальность героев. Также в разное время были осуществлены экранизации данной пьесы: черно-белая Э. Гарина и цветная М. Захарова. Последняя приобрела статус культовой за счет звездного актерского состава, великолепной режиссерской постановки, прекрасной музыки, оригинальной интерпретации действующих лиц, а также колоритных декораций.

О семье

Евгений Шварц с родителями Марией Федоровной и Львом Борисовичем и младшим братом Валентином. Майкоп, 1917 год

Евгений Шварц родился в семье, где из каждого «что-нибудь вышло». Отец, Лев Борисович Шварц (1875–1940), талантливый хирург, замечательно играл на скрипке — да и вся еврейская родня была яркой и музыкальной, устраивала вечера с декламацией и спектаклями. Шварцы славились как импровизаторы и острословы — шумные, яркие, вспыльчивые. Русские родственники по мате­рин­ской линии, сдержанные и задумчивые Шелковы, были не менее арти­стичны: в рязан­ском любительском театре играла вся семья, а мама Евгения Львовича, Мария Федоровна (1875–1942), удостаивалась похвал в провинциальной прессе как сильная актриса.

Обнаружив, что сын Женя не только лишен музыкального слуха, но и к про­стой декламации не способен, интеллигентные родители не скрывали своего разочарования. И без того застенчивому подростку оставалось лишь утешаться своей обреченностью:

О любимых писателях

Ученик реального училища Евгений Шварц. Майкоп, 1911 год

Уже в восемь лет Шварц был уверен, что станет знаменитым писателем — «романистом». Не сочинив ни строчки, стесняясь писать из-за ужасного почерка, он брал чистые листы бумаги и просто заполнял их волнистыми линиями. В 15 лет Шварц начал писать стихи. Они кажутся подражательными, но сам автор признавался, что ни на кого не ориентировался  Пародия на них кузена Антона Шварца — точная, по признанию Евгения — выглядела так: «Стол был четырехугольный, / Четыре угла по концам. / Он был обит мантией палача, / Жуткой, как химеры Нотр-Дама».. Подростком он действительно наткнулся на строчку «Целовала их ночь в глаза» из драмы «Балаганчик» Александра Блока — и стал превозносить поэта, не прочитав, впрочем, ни стихов, ни дру­гих пьес. А уже будучи состоявшимся драматургом, Шварц с удивлением обнаружит, что если на него кто-то и влияет, то нелюбимые писатели:

Личная жизнь

Композитор дважды вступал в брак. Первый раз Исаак женился в 21 год на подруге детства — пианистке Софье Полонской. Хотя жена подарила Шварцу дочь Галину, особой любви мужчина к супруге не испытывал.

Когда у Исаака Иосифовича появился первый внук Кирилл, друзья музыканта шутили, что у Шварца «родился еврей в кубе»: Галина была замужем за кубинцем и жила на Острове Свободы. С 1989 года Кирилл и внучка композитора Магда живут в Израиле.

Исаак Шварц с женой Антониной / «Мы здесь!»

В 1979 году Исаак Иосифович взял в жены 20-летнюю студентку экономического вуза Антонину Нагорскую, с которой прожил 30 лет, до своей смерти. В 2011-м вдова Шварца возглавила Мемориальный дом-музей мужа в Сиверском, созданный в гостевом домике на даче композитора, в котором при жизни хозяина ночевали Павел Луспекаев, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов и многие другие звезды советского кино.

О личной жизни и привычках музыканта можно узнать из книги Антонины Владимировны «Ваше благородие, Исаак Шварц» и воспоминаний его друзей, в частности режиссера Сергея Соловьева, которого Исаак Иосифович называл сынком.

Уверенный курс вперед

В 1988 году композитор написал музыку к фильму «Приговоренные». Это была трагическая картина, которая перекликались с личным горем мужчины, а именно со смертью его отца. В 1990 году был снят документальный фильм «Будь ты проклята, Колыма!». Композитор принимал участие в написании музыки к этому фильму и поразил всех своей невероятной импровизацией.

Исаак трижды получал кинопремию «Ника». Первый раз это случилось в 1993 году за музыку к кинолентам «Лунапарк» и «Белый король, Красная королева». Второй раз его наградили в 2001 году за романс к мелодраме «Послушай, не идет ли дождь». Наконец, в третий раз мужчина был награжден в 2002 году за музыку к кинофильму «Дикарка».

Шварц говорил, что не любит телесериалы и не смотрит их. Тем не менее по иронии судьбы сложилось так, что свои последние работы он связал именно с сериалами. Так, он написал музыку к 12-серийному сериалу «Шахматист» и саге из 4 серий «Дом на набережной».

В преклонном возрасте он говорил, что может выделить 2 самых любимых работы – «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».

Творчество

В наследии Шварца есть балеты, которые ставил Леонид Якобсон, симфонии и музыка к спектаклям, написанная композитором по просьбе Георгия Товстоногова. Однако жанром, в котором творчество Исаака Иосифовича достигло вершин, стала киномузыка.

Если у Андрея Петрова творческий тандем сложился с Эльдаром Рязановым, то у Шварца было два любимых режиссера — Владимир Мотыль и Сергей Соловьев. Именно музыку к их картинам «Звезда пленительного счастья» и «Станционный смотритель» сам композитор ценил больше всего.

Помимо фильма о декабристах и их женах, в котором, по мнению Дмитрия Быкова, мелодия Шварца стала главной героиней, Исаак Иосифович украсил музыкой ленты Мотыля «Женя, Женечка и “катюша”», «Невероятное пари» и «Несут меня кони». С Соловьевым, кроме экранизации повести Александра Пушкина, он работал в лентах «Егор Булычов и другие», «Сто дней после детства» и «Мелодия белой ночи», сюита из которой «Прогулка по ночному городу» стала одним из самых известных произведений «сиверского отшельника».

Исаак Шварц и Булат Окуджава

Сотрудничество с жителями Страны восходящего солнца, начавшееся для Шварца в «Мелодии белой ночи», героями которой были советский композитор и японская пианистка, продолжилось в картине Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Она получила премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. В обеих лентах ведущие роли играл Юрий Соломин.

Интересна судьба романса Шварца «Эта женщина в окне». Произведение Исаака Иосифовича, созданное для фильма Альберта Мкртчяна «Законный брак» и впервые прозвучавшее в нем, через 8 лет не только возродилось в картине Леонида Эйдлина, но и дало ей название. Характерно, что обе ленты стали самыми удачными в творческих биографиях режиссеров.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий