Борьба за власть и удержаниекиевского престола князем ярославом мудрым

Первый переворот

В 1068 году половецкий хан Шарукан Старый повёл свои полки из южных степей на запад. Ярославичи вышли ему навстречу и потерпели сокрушительное поражение. В Киеве началась паника: половцы приближались к городу, жгли и грабили всё, что встречали на своём пути. Киевляне потребовали от Изяслава выдать горожанам оружие. Князь не решился вооружать народ, и в городе началось восстание. Изяслав бежал от разъярённых горожан. Объявился он далеко от Киева, в Польше, при дворе короля Болеслава Второго.

Но в киевской темнице тем временем ждал своей участи Всеслав Чародей. Горожане открыли ворота тюрьмы и торжественно усадили князя на престол.

Строительство в Киеве

Золотые ворота

Золотые ворота в Киеве, Украина

В Киеве был осуществлён масштабный проект по укреплению города, включавший в себя строительство новой оборонительной линии и Золотых ворот в 1019-1026 годах. Протяжённость укреплений составила 3,5 километра. Укрепления представляли собой земляные валы с бревенчатыми стенами, достигающими 16-18 метров в высоту, в которых было организовано три входа. Самым долговечным оказался центральный вход — каменные Золотые ворота, фрагменты которых сохранились до сих пор. Перед воротами был организован ров шириной около 8 метров и 15 метров в глубину. Венчала ворота надвратная церковь Благовещения, построенная в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, покровительницы Киева.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии в г. Киев, Украина

Помимо укрепительных сооружений были построены и православные храмы. Главным приобретением Киева в период правления Ярослава стал Собор Святой Софии, строительство которого длилось около 10 лет с 1037 по 1047 годы. Он был заложен на месте победы над печенегами в 1036 году. В возведении главного каменного собора Древней Руси принимали участие константинопольские зодчие. При соборе были учреждены митрополия, книгописная школа и библиотека. Библиотека при Софийском соборе это первая библиотека на Руси.

Макет первоначального облика Софийского собора

Собор Святой Софии стал духовным центром всей Древней Руси, именно здесь восседал и первый митрополит русского происхождения Илларион Русин в 1051-1054 годах. Собор хорошо сохранился до наших дней, однако несколько реконструкций существенно изменили его вид. Именно здесь нашёл своё последнее пристанище Ярослав, где его похоронили после его смерти в 1054 году.

Церкви святых Ирины и Георгия

Также в 1037 году в Киеве были заложены две церкви в честь небесных покровителей княжеской четы. Они располагались вдоль главной улицы Киева друг напротив друга. Первая церковь носила имя Святого Георгия, вторая же носила имя Святой Ирины, небесной покровительницы жены князя Ингигерды. При церкви Святой Ирины действовал один из первых на Руси женских монастырей.

Освящение церкви Святого Георгия произошло между 1051 и 1054 годом, так как, согласно данным древнерусского церковного сборника Синаксария (Пролога), освящение производил митрополит Илларион. Судьба обеих церквей оказалась трагична. Церковь Святой Ирины была почти полностью разрушена во время осады Киева ордами хана Батыя в 1240 году. От неё остались лишь руины и один из четырёх столпов, которые были разобраны в 1840 году во время прокладки Владимирской улицы. Церковь Святого Георгия также пострадала от нападения монголов в 1240 году. В 1744-1752 годах на фундаменте старой церкви был построен каменный храм, однако и он был разрушен в 1934 году советской властью.

Церковь Киево-Печерской лавры

В 1051 году была основана одна из главных современных достопримечательностей Киева — Печерский монастырь, ставший впоследствии Киево-Печерской лаврой. Монастырь был основан монахом Антонием и его учеником Феодосием, среди основателей был и монах Илларион, ставший впоследствии киевским митрополитом.

Изначально монастырь был основан в лесу, в пещере, которую вырыл себе Илларион. После того, как монаха Иллариона назначили киевским митрополитом, его пещеру занял монах Антоний, привлекший сюда последователей. Основное строительство Киево-Печерской лавры велось уже во времена правления Святослава II Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Великая церковь Киево-Печерской лавры. Верещагин В.П.. «Русское искусство XVIII – начала XX века»

Великое княжение Всеволода Ярославича

Всеволод окончательно занял киевский престол, по выражению летописца переима власть Русскую всю, несмотря на то что на Волыни и в Новгороде сидели соответственно Ярополк и Святополк Изяславичи.

В 1079 году Олег с братом Романом вновь двинулся из Тмутаракани на Киев, но Всеволод подкупил половцев, которые убили Романа, а Олега отправили в Византию на остров Родос, где тот пробыл ещё пятнадцать лет; Тмутаракань перешла под контроль Киева.

Была продолжена ожесточённая борьба с Всеславом Полоцким, возобновившаяся сразу после смерти Святослава Ярославича. На рубеже 1070—1080-х годов Всеслав провёл поход под Смоленск, после чего Владимир Мономах провёл опустошительный поход на Полоцкое княжество, а затем второй поход с половцами, во время которого был захвачен Минск.

В начале 1080-х годов было проведено два подряд зимних похода против племенного союза вятичей. Их князь Ходота является последним упоминаемым в источниках племенным восточнославянским князем. Земля вятичей окончательно вошла в состав Черниговского княжества.

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672

Внешняя политика при Всеволоде ознаменована интенсивными контактами со Священной Римской империей, за императора которой Генриха IV князь выдал замуж свою дочь, Евпраксию-Адельхайду, а впоследствии с римским папой Урбаном II, оппонентом Генриха. Вероятно, переход Руси в лагерь противников императора был связан со скандальным конфликтом Евпраксии и Генриха: дочь Всеволода бежала из Германии в Верону и предстала перед папой, обвиняя мужа в издевательствах над ней, оргиях и участии в сатанинских ритуалах.

По инициативе князя (видимо, вследствие контактов с Римом) на Руси был установлен праздник перенесения мощей святителя Николая Мирликийского в Бари, не празднуемый греческой церковью, всегда расценивавшей этот перенос как похищение.

Строительство в Новгороде

Ярославово дворище

Вид на Ярославово дворище, Великий Новгород

Возникновение этого двора относится ещё к рубежу X—XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом, что исключает вероятность возникновения данного топонима в связи с именем другого русского князя.

Сравнительно поздняя, но сохранившая фрагменты древненовгородского летописания Новгородская III летопись (под 1030 годом) объясняет происхождение название урочища «Ярославово дворище» тем, что

Это замечание важно и тем, что археологам так и не удалось найти остатков княжеского дворца

Юрьев монастырь

Юрьев Монастырь в Великом Новгороде

В период новгородского княжения Ярослава Мудрого в Великом Новгороде был построен Юрьев монастырь, ставший впоследствии духовным центром новгородской земли. Один из древнейших мужских монастырей на Руси был основан в 1030 году. Своё название он получил в честь Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого. На Руси имена Георгий и Юрий не различались. Изначально монастырь представлял собой деревянный комплекс из двух построек — собственно, Юрьева монастыря и соборной церкви Святого Георгия. В 1119 году Мстиславом Великим был заложен каменный Георгиевский собор. Сейчас Юрьев Монастырь включает в себя Георгиевский собор, являющийся главным храмом, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор, а также колокольню высотой 52 метра.

Полнокровные дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Время правления Ярослава Мудрого

Как и дата рождения, правление князя в абсолютном большинстве покрыто тайной, окутанной преданиями и легендами. Время его княжества, как и самого князя, одни историки идеализируют, другие же наоборот упрекают. Но, как и всегда, правда находится в золотой середине. 

Княжение Новгородом, где после Ростова правил Ярослав Мудрый, было более почетным, чем правление в Ростове. Но, тем не менее, новгородский князь был подчинен киевскому князю Владимиру. Таким образом, Ярослав Мудрый ежегодно должен был отдавать две трети, собранные со своих подчиненных земель. На тот момент эта сумма составляла 1000 гривен – огромнейшее состояние по тем временам.  

В этом видео представлена передача «Час истины: Ярослав Мудрый».

В 1014 году Ярослав Мудрый взбунтовался и отказался выплачивать собственному отцу дань. Стоит сказать, что его решение поддержало большинство новгородцев, об этом можно прочитать в сохранившихся писаниях. Отец разозлился на отпрыска и готовился к походу для усмирения несогласных, однако вскоре князь Владимир заболел и скоропостижно скончался. 

Киевское княжество перешло старшему сыну Святополку Окаянному. Для собственной безопасности, а так же для удержания власти, он убил своих братьев Глеба, Святослава и особо почитаемого киевлянами – Глеба. Эта же участь ждала и Ярослава Мудрого, но в 1016 году Ростовский князь победил Святополка, и его армия вошла в столицу. Братья разделили Киев на две части по линии Днепра и объявили перемирие, которое было всегда хрупким и час от часу все же имели место «горячие» стычки. Через 3 года Святополк скончался, и Ярослав безраздельно правил Киевом. 

Одна из самых больших заслуг Ярослава Мудрого считается победа над печенегами в 1036 году. Со страниц летописей можно узнать, что Киев осадили кочевники, а в это же время князь отлучился в соседний город, но молниеносно вернулся в столицу и разбил вражеское войско. На несколько лет кровавые набеги на земли Руси прекратились.

После ошеломительного разгрома печенегов Ярослав Мудрый занимался грандиозным строительством. На месте битвы с кочевниками заложили Софийский собор. Здание было точной копией цареградского храма. Его украсили фреской, мозаикой – он поражал своей красотой не только в те времена, но и сегодня Софийский собор считается по праву одним из самых красивых православных храмов. Ярослав Мудрый никогда не скупился на строительстве и отделки церквей, и всегда звал для украшения лучших мастеров Греции. Во время его правления появились легендарные Золотые ворота и церковь Благовещения.

Вклад в образование народа 

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в корне отличалась от его предшественников. Он приложил немало усилий для развития культуры собственного народа и его просвещения. Можно отметить несколько основных событий, которые характеризуют правителя, действительно как мудрого князя:

  1. Благодаря Ярославу Мудрому удалось избавиться от зависимости русского православного духовенства от Византии. В 1054 году впервые на Руси церковь возглавил русский, а не греческий, митрополит Илларион. 
  2. Основной идеей внутренней политики князя было просветление народа и повышение его образованности, искоренение языческой веры. Христианство популяризировали с новой силой.
  3. За время правления было переведено множество книг с греческого на славянский язык. Ярослав Мудрый любил читать и прививал любовь к книгам всем родным и подчиненным. Именно благодаря этому в то время чтение стало модным. Церковь начала обучать детей письму и грамоте. Так же впервые на Руси было открыто училище для мальчиков. 
  4. Именно во время его княжества появились первые православные монастыри, в т.ч. и сохранившаяся до сегодня Киево-Печерская лавра. Это не только популяризировало православие, но и сыграло немаловажную роль в просвящении – здесь переводили книги и писали летописи.
  5. Ярослав Мудрый стал первым, кто опубликовал свод законов – «Русскую правду». Его последователи позже приумножили и дописали документ. 

Смерть Ярослава Мудрого

Последние несколько лет своей жизни Ярослав Мудрый провел в городе Вышгород. Он умер на руках у своего сына Всеволода в день Торжества Православия. Историки сходятся во мнении, что это произошло 20 февраля 1054 года. Он был похоронен в Софийском соборе (Киев) в саркофаге весом более шести тонн. Увы, останки князя пропали. Саркофаг вскрывали несколько раз, сначала в 1936 году, затем в 1939 и позже в 1964 году. 

В этом видео представлен документальный фильм о Ярославе Мудром. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и к статье.

Рождение и юные годы

Год рождения Предславы неизвестен. Исследователи сходятся в том, что это произошло в начале 980-х годов, до 987 года (так как в этом году мать Предславы, Рогнеда, совершила покушение на мужа и была сослана).

Не сохранилось ни одного изображения княжны, но в летописях упоминается, что Предслава была девушкой необыкновенной привлекательности и имела прекрасное по тем временам образование. Говорила и писала по-гречески и на латыни, уточняет Зелиньский, была очень музыкальна, что делало ее достойной невестой «для наиболее могущественных европейских королевских домов».

Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени. Нестор Летописец указывает, что сельцо находилось на берегу реки Лыбедь.

Рогнеда РогволдовнаБиография Рогнеды

Краткая биография

Князь Владимир КрестительПодробная биография

Князь Владимир ещё до крещения был известен как «великий распутник» — кроме многочисленных наложниц (некоторыми историками называются цифры до 800), он состоял в нескольких официальных языческих браках, а после крещения состоял предположительно в двух христианских.

За время правления расширил влияние Киевской Руси в западном и южном направлениях, организовал строительство оборонительных сооружений и пограничных городов для отражения вторжений печенегов, а также произвёл кардинальный культурный слом — провел Крещение Руси.

Отец Ярослава Мудрого оставил после себя не менее тринадцати сыновей от разных жён, чем заложил основу будущей междоусобице и братоубийству среди своих наследников.

Происхождение и воспитание

Владимир был сыном великого князя киевского Святослава Игоревича от Малуши (Малки) — ключницы-рабыни княгини Ольги. По обычаям язычников он мог наследовать отцу-князю.

По предположению историка Д. И. Прозоровский, Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги, сославшей её в село Будутино (Будятино):

Князь Святослав ИгоревичПодробный раздел

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетнего Владимира отправили в Киев, где он находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери воевода Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследников старшим дружинникам.

Захват киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом, в которой Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Согласно «Лаврентьевской летописи» княжна полоцкая Рогнеда была объявлена невестой киевского князя Ярополка. Владимир тоже сватался к ней, однако княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир и ответила:

(имеется ввиду славянский обряд разувания супруга невестой)

Оскорблённый отказом, Владимир собрав рать из новгородцев, варягов, чуди и кривичей, пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Отец Рогнеды и правитель Полоцка Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.

, а в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Рогнеда РогволдовнаПодробнее

Затем Владимир , где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал . Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Убийство Ярополка по повелению его брата Владимира (Радзивиловская летопись)

Крещение Владимира

Исаев С. Выбор веры Владимиром Крестителем

Летописное повествование о («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Детали хронологии — где и когда Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет». Датой Крещения Киевской Руси традиционно считается летописный 988 год.

В Киеве крещение народа , в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, . В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Худ. Иванов «Крещение князя Владимира в Корсуни»

Е.Штрыко Попрание древнерусских богов

Происхождение

Полоцкая княжна отказала молодому Владимиру Крестителю во время его сватовства, и оскорбила, заявив «не хочу розути робичича». После этого Владимир сначала разбил войска её отца, Рогволда, а затем осадил Полоцк. В результате оскорбленный князь силой заставил Рогнеду стать его женой, предварительно убив на её глазах отца и братьев.

Князь Владимир КрестительСын князя Святослава Храброго и рабыни-наложницы Малуши (Малки).

Рогнеда Рогволдовна
Полоцкая княжна, насильно взятая Владимиром в жены.

Покушение Рогнеды на Владимира

Достоверных свидетельств причин покушения Рогнеды на своего мужа не сохранилось. Согласно одним версиям главным поводом стала месть за убитых им отца и братьев, по другим — похоть и бесконечные измены Владимира. Так или иначе, в Лаврентьевской летописи под 1128 годом сохранилось красивое предание об этом событии.

…Однажды, когда Владимир пришел к ней в опочивальню и остался с нею, Рогнеда выждала пока князь уснет, а зетем взяла в руку нож и занесла его над спящим. Внезапно Владимир проснулся. Он перехватил руку княгини и отнял нож. И сказала Рогнеда князю:

Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836.

И указала на спящего тут же младенца Изяслава. Владимир повелел княгине нарядиться во все убранство, как в день свадьбы ее, и сесть на постели в горнице, чтобы, вернувшись, казнить ее. Сам же вышел.

Изяслав заступается за мать

И вот, сделав все так, как повелел ей Владимир, Рогнеда разбудила Изяслава, вручила ему обнаженный меч и научила, что сказать, когда вернется отец. И когда вошел Владимир в горницу, встал сын против него с мечом в руке и с такими словами обратился к нему:

Владимир, Рогнеда и Изяслав. Гравюра XIX

И отвечал Владимир:

И опустил меч свой, и вышел. И созвал Владимир бояр своих, и рассказал о том, что случилось. Сказали бояре ему:

Владимир построил город в отчине Рогнединой (Полоцкой земле) и назвал его Изяславлем — по имени сына, и отдал им обоим.

«С той поры, — заключает летописец, — поднимают меч Рогволожьи внуки против Ярославлих внуков».

Так Изяслав принял на себя преступление матери, даже усугубил его, но тем самым спас ей жизнь. Отныне Изяслав перестал считаться наследником своего отца — но лишь своего деда по матери (не случайно его и его потомков летописец именует «Рогволожьими внуками»). Именно этим обстоятельством, очевидно, и объясняется тот факт, что сыновья Изяслава впоследствии, после смерти Владимира, не будут принимать участия в борьбе за Киев.
Памятник Изяславу защищающему Рогнеду(Заславль, Беларусь)

Дальнейшая судьба

Итак, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой построил для них город Изяславль (теперь Заславль). Позже Изяслав отстроил разрушенную Владимиром столицу (Полоцк), перенеся её на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Известен его родовой знак (тамга) — трезубец с маленьким крестиком на среднем зубце. Современный герб города Заславля напоминает о событиях более чем тысячелетней давности.

Аверс оттиска печати Изяслава
Аверс оттиска печати Изяслава

Герб г. Заславля

Характеристика в летописях

Согласно сообщению летописца, Изяслав был по характеру достаточно спокойным и рассудительным князем. Никоновская летопись показывает его как умного, образованного человека.

Внутренняя и внешняя политика

Проводя независимую политику, Ярослав Мудрый задался целью избавить русскую православную церковь от господствующего влияния Византии. В итоге ему удалось это сделать в 1054 г., после чего впервые в истории Руси главой церкви стал русский (а не греческий) митрополит по имени Илларион.

Одновременно с этим мудрый князь делал все возможное, чтобы повысить уровень образования простых людей и искоренить остатки язычества. Ярослав, как и его отец, прилагал все усилия, чтобы обратить весь народ в христианство.

В государстве активно переводились на славянский язык разные книги. Помимо того, что Ярослав Мудрый сам любил просвещаться, он побуждал к этому своих приближенных и духовенство.

В результате, в городах начали появляться первые учебные заведения для мальчиков. Люди стали искренне стремиться освоить грамоту.

По словам биографов, царь собрал библиотеку, в которой по разным оценкам находилось от 500 до 950 томов. Интересен факт, что сегодня знаменитую «Библиотеку Ярослава Мудрого» часто сравнивают с «Библиотекой Ивана Грозного».

Библиотека Ярослава Мудрого

Во времена правления Ярослава Мудрого активно строили монастыри, главным из которых является Киево-Печерский.

В скором времени Ярослав Мудрый объявил о создании первого свода законов – «Русской правды». По сути, «Русская правда» представляла собой конституцию, в которую позже дописывались новые постановления.

Князю Ярославу следует отдать должное и в том, что в отличие от многих предшественников он делал акцент на дипломатии, а не на военной мощи. Князь пытался выстраивать деловые отношения с европейскими государствами.

При нем вошли в практику династические браки, благодаря чему ему удалось добиться мира со многими странами, а также увеличить территории Руси.

Наиболее успешным браком оказался союз его дочери Анны Ярославны с французским монархом Генрихом 1. Это не только положительно сказалось на внешней политике Ярослава Мудрого, но и помогло ему приобрести немало влиятельных союзников.

«Ярослав Мудрый (1015—1054)»

После смерти Владимира киевским князем стал его старший сын Святополк (1015—1019 гг.), который сразу же начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств на великокняжеский трон. Победителем из нее вышел второй сын Владимира — Ярослав, правивший в Новгороде.

Правление Ярослава, прозванного Мудрым (1019—1054 гг.), — время наивысшего расцвета и могущества Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 г. сокрушительный удар печенегам. Эта победа укрепила власть Ярослава на западных границах, вернув в состав Руси захваченный Польшей Перемышльский район (1026 г.). Основал города Юрьев (современный Тарту), Ярославль, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 г. Ярослав основал монастырь Святого Георгия и Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве. В 1051 г. впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита Илариона. При Ярославе в Древнерусском государстве законодательно закрепляется система феодальных отношений («Русская правда»).

Великий князь.

Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.

Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.
Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).

Правление Ярослава Мудрого.

Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).

Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор-ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

«Русская Правда».

Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Правда Ярославичей.

Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054—1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.

Конспект урока Истории России «Ярослав Мудрый (1015—1054)».

Следующая тема: «Владимир Мономах (1113-1125)»

Последний Ярославович

Сыновей Ярослава оставалось всё меньше. После смерти Святослава уже немолодые Изяслав и Всеволод отлично уживались.

В 1078 году свои претензии на отцовский черниговский престол предъявил сын Святослава — Олег. Он привёл с собой половцев, заложив печальную традицию вовлекать в междоусобные войны степняков. Старшие родственники разбили кочевое войско племянника, и Олегу пришлось бежать. Но в битве погиб и Изяслав.

В живых оставался единственный сын Ярослава Мудрого — Всеволод, который и стал киевским князем, а в Чернигове посадил своего сына — Владимира Мономаха.

Правление Всеволода оказалось относительно спокойным на фоне потрясений предыдущих лет. Он дожил до 1093 года, а затем киевский престол занял старший в роду. Им был сын Изяслава Святополк.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий