История тадж махала

Примечания

  1. Hasan, Parween (November 1994), «Review of Mughal Architecture: Its outline and its history», The Journal of Asian Studies Т. 53 (4)
  2. Lesley A. DuTemple, «The Taj Mahal», Lerner Publishing Group (March 2003). pg 26: «The Taj Mahal, a spectacular example of Moghul architecture, blends Islamic, Hindu and Persian styles»
  3. Chaghtai Le Tadj Mahal p54; Lahawri Badshah Namah Vol.1 p. 403.
  4. William J. Hennessey, PhD, Director, Univ. of Michigan Museum of Art. IBM 1999 WORLD BOOK.
  5. Marvin Trachtenberg and Isabelle Hyman. Architecture: from Prehistory to Post-Modernism. p. 223.
  6. ISBN 964-7483-39-2.
  7. Koch, p. 120.
  8. Koch, p. 254.
  9. Koch, pp. 201—208.
  10. Koch, Ebba (2006) . The Complete Taj Mahal: And the Riverfront Gardens of Agra (Paperback) (First ed.). Thames & Hudson Ltd., 288 pages. ISBN 0-500-34209-1., p. 231.
  11. Asher, Catherine B. Architecture of Mughal India New Cambridge History of India I.4, Cambridge University Press 1992 ISBN 0-521-26728-5., p. 210.
  12. Koch, p. 249.
  13. Warrior Empire: The Mughals of India (2006) A+E Television Network.
  14. Koch, p. 239.
  15. Rosselli, J., Lord William Bentinck the making of a Liberal Imperialist, 1774—1839, London Chatto and Windus for Sussex University Press 1974, p. 283.

Немного истории

Можно утверждать, что в какой-то степени история создания Тадж-Махала ведёт своё начало с 1612 года. Именно тогда падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан взял в жёны Арджуманд Бано Бегум. В истории эта женщина больше известна как Мумтаз-Махал, что значит «Украшение Дворца». Шах-Джахан очень любил свою жену, он доверял и советовался с ней во всём. Мумтаз-Махал сопровождала правителя в военных походах, присутствовала на всех мероприятиях государственного уровня, а если у неё не получалось посетить какое-либо мероприятие, то его просто откладывали.

История любви и счастливой семейной жизни знатной пары длилась 18 лет. За это время Мумтаз-Махал подарила своему супругу 13 детей, но роды 14-го ребёнка она не смогла пережить.

После смерти супруги Шах-Джахан целый год провёл в затворничестве, постарел и ссутулился за это время. Чтобы отдать последнюю дань любви Мумтаз-Махал, падишах решил возвести дворец-мавзолей, которому не было и не будет равных на Земле.

Как известно из истории, Тадж-Махал стали строить в конце 1631 года. Для этого был выбран участок площадью 1,2 гектара, расположенный за пределами Агры, у речки Джамны. Участок полностью перекопали, для снижения инфильтрации заменили грунт, а площадку подняли выше речного берега на 50 метров.

Так как строительство осуществлялось этапами, есть разные мнения относительно того, что считать завершением создания Тадж-Махала. Платформа и центральный мавзолей (в том числе и работы внутри строения) были окончены к 1643 году, а работы по созданию всех прочих элементов комплекса длились ещё 10 лет.

Шах-Джахан оставил потомкам много архитектурных достопримечательностей, но именно Тадж-Махал остался в истории как непревзойдённый памятник, навсегда увековечивший имена падишаха и его верной спутницы.

В 1666 году Шах-Джахан умер, его похоронили внутри Тадж-Махала, рядом с Мумтаз-Махал.

Но история Тадж-Махала в Индии не закончилась со смертью его создателя.

Настоящее время

Не так давно на стенах Тадж-Махала были выявлены трещины. Учёные считают, что их образование напрямую связано с пересыханием речки Джамны, которая протекает рядом. Пересыхание речного русла приводит к тому, что изменяется структура грунта и, как следствие, здание даёт усадку.

Из-за загрязнённого воздуха в этом районе Индии, Тадж-Махал теряет белизну – на фото это тоже видно. И даже расширение зелёной зоны вокруг комплекса и закрытие нескольких наиболее грязных производств Агры не помогают: здание желтеет. Чтобы хоть как-то поддерживать легендарную белизну мраморных стен, их регулярно чистят с помощью белой глины.

Но, несмотря на всё это, великолепный Тадж-Махал (Агра, Индия) неизменно привлекает своим архитектурным совершенством и легендой о настоящей любви.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Музей Тадж Махал

Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире

Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились

Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.

Появление в кино

  • «Армагеддон» — Тадж-Махал показан на фоне взрывающегося в небе метеорита.
  • «Жизнь после людей» — Тадж-Махал показан через 1000 лет без людей — землетрясения опрокинут все минареты, а затем рухнет сам мавзолей.
  • «Марс атакует!» — инопланетяне позируют на фоне взрывающегося мавзолея.
  • «Пока не сыграл в ящик».
  • «Последний танец» — главная героиня фильма, осуждённая к смертной казни, мечтает посетить Тадж-Махал. Влюблённый в неё, но не сумевший спасти её от приговора адвокат посещает мавзолей уже после её казни.
  • «Побег» — главный герой помогает директору тюрьмы строить макет Тадж-Махала.
  • «Огонь» — фильм, первая часть трилогии Дипы Мехты.
  • «Миллионер из трущоб» — главный герой фильма вспоминает, как они с братом зарабатывали деньги на нелегальных экскурсиях для туристов.
  • «Невеста моего брата» — фильм, брат главной героини просит чтобы её свадьба была проведена в Тадж-Махале, в самом красивом месте на Земле.
  • «Запределье».
  • «Пиксели» — возле Тадж-Махала парень делает девушке предложение, но являются пришельцы, и парня разрывает на пиксели.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Мы подъехали на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий».

На входе проверяют не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

Дальше шли пешком.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею.

Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Полюбовавшись на мавзолей вблизи, мы отправились на выход, бросая взгляды на удаляющееся чудо.

белым цаплям мавзолей тоже нравится

прощальный взгляд

Тадж-Махал нисколько меня не разочаровал. Бывает, что ждёшь чего-то, а когда видишь, то вроде и ничего особенного. Тут – нет. Тадж-Махал – это восторг. Идеал, к которому ни прибавить, ни убавить. Подумалось, не оказал ли влияния на архитекторов, сотворивших это чудо, итальянец Андреа Палладио, уж больно похожи принципы. Теоретически мог, поскольку жил на несколько десятилетий раньше, а в строительстве мавзолея (по крайней мере, в создании мозаик) принимали участие венецианские мастера. В любом случае, архитекторы, создававшие Тадж-Махал, очевидно, были в курсе тогдашних мировых тенденций в архитектуре, в тренде, так сказать. И создали несомненный шедевр.

Отели в АгреЭкскурсии из Дели

Онлайн-экскурсии по городам мираПромокоды AF300putevyeAF500putevye Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…

История строительства Тадж-Махала

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в Дели, за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсии в Тадж-Махал из Дели

Тадж-Махал — история любви

С истории любви, что стала причиной строительства достопримечательности и нужно начинать знакомство с этим мавзолеем в Индии. История создания гласит, что мавзолей-мечеть Тадж Махал был построен по приказу Шах Джахана, правителя и императора Могольской империи. Великого правителя постигло большое горе, в родах четырнадцатого младенца умерла его любимая жена. Целый год император не мог смириться с потерей, а потом принял решение в память о покойной супруге возвести самую величественную и красивую усыпальницу на свете.

Так началось возведение храма, которое продолжалось целых 21 год. Эта история архитектурной жемчужины показывает, что сердце великого правителя целого народа принадлежало только одной женщине. Кстати любовь Джахана, Мумтаз была третьей женой в гареме. Девушка попала в гарем к правителю, когда ей исполнилось 19 лет, и все годы, что супруги были вместе, император не чаял в жене души. Архитектурный памятник входит в 7 чудес света современности.

История создания — история любви

Тадж-Махал, часто называемый «символ любви», был построен в XVII веке на берегу реки Ямуна императором Шах-Джаханом, потомком Тамерлана, чтобы воспеть и увековечить память о своей горячо любимой жене, умершей при родах.

Шах Джахан, бывший пятым по счету императором Великих Моголов, оставил после себя много известных архитектурных достопримечательностей. Это Жемчужная мечеть в Агре, столица Шахджаханабад (ныне старый Дели, включающий Лал Килу или Красный Форт в Дели с прекрасными залами залы Диван-и-Ам и Диван-и-Хас, а также Большую Мечеть Джама Масджид) и знаменитый золотой трон Великих Моголов — Павлиний трон, по праву признанный самым роскошным троном во всем мире.

Однако великолепие дворца Тадж-Махал осталось непревзойденным, и именно это строение навсегда увековечило имена императора и его возлюбленной.

Маргарита Кушниренко

Шах Джахан, которого после ряда ряд успешных военных походов, расширивших границы Империи Моголов, назвали «Императором Вселенной», имел несколько жен. Его третьей жене, 19-летней красавице, свёкор дал во время свадебной церемонии имя Мумтаз Махал, что означает «Жемчужина дворца».

Правитель очень полюбил Мумтаз и она сопровождала его во всех военных походах. Отношения императора с остальными женами были чисто формальными, а с Мумтаз его объединяла глубокая искренняя привязанность. За 19 лет брака возлюбленная подарила правителю 14 детей. Однако последние роды, происходившие в походе, стали для женщины роковыми.

Говорят, что Шах Джахан дал умирающей жене обещание, что построит для нее прекрасный мавзолей. Однако к выполнению своего замысла он приступил не сразу. Первый год после смерти любимой император горевал и проводил все свое время в уединении.

Когда безутешный вдовец прекратил свое затворничество, подданные его не узнали — правитель постарел, поседел и сгорбился. Летописцы дворца засвидетельствовали, что Шах Джахан перестал слушать музыку, отказался от украшений и нарядной одежды.

Сергей Архипкин

Правитель приступил к созданию Тадж-Махала в конце 1631 года. Центральный мавзолей был построен в 1648 году, а для завершения работ по возведению всего комплекса потребовалось еще 5 лет. В строительстве участвовало более 20 тысяч человек, мастеров приглашали из разных стран.

Строительные материалы привозили со всей Индии и Центральной Азии: белый полупрозрачный мрамор доставляли за 300 километров из раджастанской каменоломни, яшму везли из Пенджаба, полудрагоценные кристаллы из Китая, а сапфиры со Шри-Ланки.

Мавзолей высотой 74 метра совершенно симметричен. Главный купол окружен четырьмя куполами поменьше и изящными минаретами. Беломраморные стены Тадж-Махала инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и другими самоцветами. Внутри дворца находятся кенотафы (надгробные камни) усопших супругов, а сами могилы находятся гораздо глубже, под полом.

Маргарита Кушниренко

Своды арок над окнами украшены затейливой вязью, но это не просто узор, а четырнадцать сур из Корана.

Весь мемориальный комплекс представляет собой парк, закрытый с трех сторон. Вход в него оформлен в виде дворца из красного камня с 11 куполами и боковыми башнями. От ворот начинается дорога, ведущая к главной святыне, в центре которой проложен канал с мраморным бассейном. Цифру четыре мусульмане считают священной, поэтому планировка сада основана на этой цифре и ее кратных.

С левой стороны от Тадж-Махала расположена действующая мечеть из красного песчаника, а справа для симметрии был построен Гостевой дом для мусульман, посещающих мечеть.

Мечеть в западной части комплекса, Маргарита Кушниренко

Завершив строительство дворца, Шах Джахан приказал начать возведение нового здания — мавзолея из черного мрамора, предназначенного для упокоения останков самого императора. В то время страна была разорена военными походами. Строительство Тадж-Махала было тяжким бременем для подданных, после объявления известия о новом масштабном проекте начались народные волнения.

Аурангзеб, сын правителя, сверг императора и прекратил строительство нового мавзолея. Шах Джахан был пожизненно заточен в башне Красного Форта в Агре, где еще 9 лет смотрел из окна на Тадж-Махал. Только после смерти свергнутый правитель снова воссоединился со своей возлюбленной и был похоронен рядом с ней внутри Тадж-Махала.

Вид на Тадж-Махал из Красного Форта. Таким видел мавзолей Шах-Джахан в последние годы своей жизни, Максим Старостин

Тадж Махал: история любви, застывшая в мраморе

Вдохновлённый стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз в раю.  Мумтаз — это титул, присвоенный невестке после свадьбы отцом Шах-Джахана Джахангиром во время свадебной церемонии. Оно означает «Украшение Дворца». Её имя было Арджуман Бану Бегум.

Но это всего лишь легенда. Действительно, вскоре после строительства мавзолея один из сыновей падишаха стал управлять государством. Отец же передав власть, продолжал комфортно жить в форте Дели. Читайте мнение индийских историков по этому вопросу  в публикации на канале .

Вид изнутри

Внутри Тадж Махал (город Агра) выглядит не менее примечательно, чем снаружи. Вход в мавзолей украшает галерея с изящными колоннами. Зал внутри усыпальницы представляет восьмиугольник, в который можно попасть с любой стороны усыпальницы (сейчас это можно сделать лишь со стороны парка). Внутри зала за мраморной ширмой расположено два саркофага, изготовленные из белого мрамора, в действительности, являющие собой ложные гробницы, поскольку сами могилы находятся под полом.

На крышке саркофага жены правителя выбиты восхваляющие её надписи. Единственным асимметричным элементом во всём комплексе является саркофаг Джахана, который был установлен уже после его смерти: гроб правителя немного больше гроба жены. Высота стен внутри здания составляет 25 м, а украшенный солнцем потолок сделан в виде внутреннего купола.

Всё пространство внутри зала разделяется восемью арками, над которым можно прочитать цитаты из Корана. Четыре средние арки образовывают балконы с окнами, через которые в зал поступает свет (кроме этих окон солнечные лучи попадают в помещение через специальные отверстия в крыше). На второй этаж мавзолея можно подняться по одной из двух боковых лестниц. Стены внутри усыпальницы повсюду украшены мозаиками из самоцветов, которые образуют различные символы, растения, цветы, буквы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий