Что такое экзистенциальный интеллект и как его развить

8 типов интеллекта по гарднеру названия. Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования

С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в образовательной сфере, написав свою знаменитую книгу «Многочисленные умственные способности в классе».»в 1999 году.

В этой книге Армстронг предлагает изучать и описывать умственные способности учащихся с целью развития умственных способностей в классе. Сам преподаватель признает, что разработка профиля множественного интеллекта не является чем-то простым, однако он предлагает ряд утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать младенцев в зависимости от того, чувствуют ли они себя отождествленными с этими утверждениями..

Разнообразные умственные способности и стратегии обучения

Чтобы способствовать личностному развитию и человеческому потенциалу студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развивать пространственный интеллект, Мы можем выполнить следующую динамику:

  • дисплей
  • Цветные знаки
  • Графические метафоры
  • Зарисовки идей
  • Графические символы

С другой стороны, если мы хотим продвигать межличностный интеллект, Стратегии обучения будут следующими:

  • Поделись с одноклассниками
  • Сделать группы сотрудничества
  • Настольные игры
  • Ролевые игры между одноклассниками

В настоящее время люди говорят о целостное развитие ребенка, то есть он включает в себя все аспекты развития (физический, сексуальный, когнитивный, социальный, моральный, языковой, эмоциональный и т. д.), это основа теории Развитие множественного интеллекта.

Существует два типа экстремальных переживаний, являющихся ключевыми в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание, кристаллизующийся опыт и парализующий опыт

  • Во-первых, кристаллизующийся опыт, они являются вехами в личной истории, ключами к развитию талантов и навыков людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — тот, который зажигает искру интеллекта и начинает его развитие к зрелости.
  • С другой стороны парализующий опыт они существуют как аналог предыдущих, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способных остановить нормальное развитие интеллекта. Ощущения страха, стыда, вины, ненависти мешают вам расти интеллектуально. Вполне вероятно, что после этого опыта ребенок решает не приближаться к музыкальному инструменту или не рисовать больше, потому что он уже решил, что “он не может этого сделать”.

Личностный (внутренний)

Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.

Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.

Подходящие профессии:

  • психолог;
  • социальный работник;
  • ведущий;
  • учитель.

В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.

Теория множественного интеллекта

Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди. Он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.

Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.

Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов.

Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков.

Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.

Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.

Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.

Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.

Социальный интеллект (межличностный). Тебя интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, ты принимаешь участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у тебя много друзей, ты помогаешь жителям своего района или просто общаешься с большим количеством людей.

Внутренний интеллект (внутриличностный). Ты осознаешь и понимаешь свои чувства, знаешь, что у тебя получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что ты понимаешь себя лучше других. Возможно, ты ведешь дневник, строишь планы на будущее, размышляешь о прошлом и ставишь цели.

Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя). Ты наблюдателен, тебе нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если ты живешь в городе, то склонен классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, ты любишь бывать на природе или увлекаешься садоводством, любишь заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.

Философский интеллект (экзистенциальный). Ты много размышляешь о жизни. Тебе нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Тебе интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Ты любишь медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Ты преклоняешься перед красотой и уважаешь все живые существа. Можешь с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Лингвистический (вербальный)

Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.

Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.

Такой тип интеллекта подходит для профессий:

  • журналист;
  • писатель;
  • копирайтер;
  • преподаватель;
  • историк;
  • аналитик;
  • переводчик;
  • актер;
  • оратор.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Виды интеллекта

Чаще всего в психологии выделяют семь видов интеллекта.

Речевой интеллект

Личности с данным видом интеллекта грамотно выражают мысли письменно и устно, любят читать и знают наизусть множество произведений, без труда изучают иностранные языки. Слово — их главный инструмент в достижении успеха. Овладев ораторским мастерством, эти люди преуспевают в таких сферах, как преподавание, журналистика, политика, реклама, юриспруденция.

Логико-математический интеллект

С числами и математическими действиями такие люди «на ты». Работа с абстрактными понятиями и категориями не составляет труда. Программирование, финансы, инженерия — их конёк.

Телесно-кинетический интеллект

Любители и профессионалы в спорте, танцах отличаются этим видом интеллекта. Они в совершенстве владеют своим телом и движением они могут сказать гораздо больше, чем словом.

Визуально-пространственный интеллект

Определить на глаз расстояние или площадь помещения, местоположение по карте и верный маршрут, создать трёхмерное изображение или фигуру — в этом помогает четвёртый вид. Строитель, архитектор, дизайнер интерьера, скульптор, художник, водитель — те профессии, в которых без него никуда. Хотя и в повседневной жизни он, безусловно, необходим.

Социальный интеллект

Он подразумевает успешное общение с людьми: человек мгновенно налаживает контакт с собеседником, правильно понимает его эмоции, заводит и поддерживает новые знакомства, связи. Любит коммуницировать, одним словом. Пиарщики, политики, священнослужители, адвокаты, психологи, врачи, социологи — всех не перечесть.

Личностный интеллект

Понимать окружающих немаловажно, однако наладить внутренний диалог — первоочередная необходимость. Контроль за проявлением эмоций и чувств важен в любой профессии, особенно если речь идёт о профессиях типа «человек-человек»

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

Личностные интеллекты

По Говарду Гарднеру структура личностных интеллектов базируется на отношении человека к себе и к миру. Автор выделил два типа интеллекта: экзистенциальный и межличностный.

Экзистенциальный интеллект позволяет понимать свои чувства, видеть различие между ними, способность выражать их в символической форме. Такой человек отличается осознанностью и способностью управлять собственным поведением. Дети, у которых преобладает такой тип интеллекта, умеют здраво рассуждать и делать правильные выводы. Они склонны к размышлениям о смысле жизни, к изучению философии и духовных практик. Таким людям легко планировать, следовать инструкциям и прогнозировать будущее. Личности с экзистенциальным интеллектом выбирают профессию психолога, педагога, священника, политика и т. д.

Межличностный интеллект наделяет человека способностью тонко чувствовать настроение окружающих людей. Он видит разницу между темпераментами, мотивами и намерениями. Понимание людей дает возможность легко строить взаимоотношения, а при случае и манипулировать. Дети с таким типом интеллекта быстро находят контакт с незнакомыми людьми. Чувствуя настроение других, они моментально перестраиваются. Чувство юмора, харизма, острый ум, общительность, которыми обладают такие личности, делают их душой компании и хорошими переговорщиками. Эти люди становятся политиками, педагогами, директорами и т. д.

Интеллект мужчины и женщины

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин давно интересовали психологов. Результаты исследований показывают, что имеется некоторое различие в строении головного мозга, но оно не влияет на уровень умственных способностей. С большинством задач мужчины и женщины справляются одинаково. Исследователи пришли к выводу, что средний уровень развития интеллекта у субъектов обоих полов одинаков.

Однако, если среди представительниц женского пола нет большого разрыва по уровню интеллекта (большинство женщин имеют среднестатистические показатели), то у мужчин он ярко выражен. То есть среди представителей мужского пола индивидов с очень низким уровнем интеллекта так же много, как и интеллектуалов с очень высоким уровнем развития умственных способностей.

Ученые выяснили что на развитие умственных способностей мальчиков влияет полноценное питание будущей матери во время беременности, в то время как на девочках это не сказывается. Это связано с тем, что мужской мозг является более уязвимым во время своего внутриутробного развития.

Помимо этого у мужчин и женщин наблюдается разница в проявлении отдельных качеств из сферы интеллекта. До пятилетнего возраста особых различий в характере развития интеллектуальных способностей не наблюдается. Однако после достижения этого возраста у мальчиков начинают активно развиваться формы пространственного интеллекта и навыки манипулирования.

Для девочек же свойственно преобладающее развитие вербальных способностей. У мужчин чаще развиваются аналитические способности, таланты к точным наукам, за которые несет ответственность левое полушарие. Среди них гораздо больше известных математиков и физиков, чем среди женщин. Зато у женщин активно развиваются способности к творчеству и интуиции, за которые отвечает правое полушарие.

Различия в свойствах интеллектуального развития мужчин и женщин можно объяснить следующими причинами:

Почему мы испытываем экзистенциальный кризис?

Чаще всего это происходит, когда мы начинаем размышлять о своей цели в жизни. Из-за регулярного распорядка и монотонной рабочей среды мы становимся недовольными своей жизнью и начинаем задаваться вопросом, почему мы продолжаем так много работать? Куда все это идет? Что я получаю от жизни после всей этой работы?

Отсюда возникает множество значимых и глубоких вопросов, таких как:

– Что такое жизнь? – Какова моя цель? – Почему я существую?

Начинают возникать экзистенциальные мысли, и человек размышляет над всевозможными личными вопросами.

В чем смысл жизни? Зачем жить дальше? Эти мысли можно объяснить иерархией потребностей Маслоу.

Иерархия Абрахама Маслоу объясняет, что людьми движут пять основных потребностей. Это психология, безопасность, любовь, уважение и самореализация. В последней части самореализация – это часть экзистенциального кризиса, связанная с обнаружением вашей цели.

Признаки того, что вы в настоящее время переживаете экзистенциальный кризис

К сожалению, переживание экзистенциального кризиса может вызвать неприятные чувства. Это может заставить вас чувствовать себя потерянным и подавленным. Ваше общее настроение становится меланхоличным.

Люди, переживающие экзистенциальный кризис, чувствуют, что больше не знают, кто они. Они чувствуют бессилие и изо всех сил пытаются найти мотивацию. Это стало глобальным явлением, вовлекшим рекордное количество людей.

1. Вы чувствуете себя опустошенным

Часто это может происходить из-за чувства незначительности. Вселенная настолько велика, что легко почувствовать себя маленьким.

Это создает внутри нас неуверенность. Когда мы рождаемся и познаем мир в юном возрасте, мы наслаждаемся удовольствиями и приключениями, которые может предложить вселенная.

Мы просто любим лазить по деревьям и бегать по полям.

Только когда мы становимся старше и берем на себя ответственность, мы начинаем все подвергать сомнению.

Научиться справляться с переживаниями экзистенциального кризиса в конечном итоге поможет нам вырасти, но пока это очень сложно.

Мы перестаем получать удовольствие и начинаем более объективно относиться к тому, как мы проводим время и как мы вписываемся в этот мир.

2. Вы чувствуете бессилие

Когда мы молоды, возникает ощущение, что Вселенная всегда работает на нас, а не против нас. Вселенная – наш друг и наставник.

Когда мы становимся старше, мы сталкиваемся с новыми проблемами и финансовыми обязанностями, и жизнь усложняется. Со стороны общества и со стороны людей оказывается больше давления, чтобы мы что-то делали со своей жизнью.

Игривые отношения со вселенной закончились, и начинает казаться, что они работают против нас. Мы начинаем чувствовать, что нам навязывают. Другие люди теперь контролируют наше время и нашу жизнь.

Это заставляет нас ощутить сильное чувство бессилия. Дело больше не в развлечениях, а в том, как мы вписываемся в этот опыт.

Неужели всё это стоит того? Многие, переживая экзистенциальный кризис, не чувствуют, что это так.

3. Вы чувствуете себя совершенно отличным от других

Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах.

Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего.

Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.

4. Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными

Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу.

В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими.

Мы думаем, “что я действительно сделал, что изменило мир к лучшему?” Многие так думают. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем.

Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно  конкурировать с чем-то непостижимым?

Как узнать человека с высоким интеллектом

Как выражается высокий интеллект у девушки или парня? Что выдаёт умного человека?

Несколько признаков высокого уровня интеллекта.

Умение не отвлекаться на посторонние раздражители
Умные люди способны фокусировать внимание на важном на протяжении длительного времени.
Поздно ложится спать и поздно вставать. Считается, что «совы» умнее «жаворонков»
Были проведены два исследования, в которых участвовало больше 1000 человек

В ходе тестирования доказано, что высоким интеллектом обладают именно «совы».
Способность быстро приспосабливаться к новому. Это связано не только с новой работой, но и с поиском оптимального пути, который сможет более эффективно изменить ситуацию.
Человек с высоким интеллектом умеет признавать, что многое не знает. Он не боится сказать, что не имеет ответа на заданный вопрос, понимает, что чем больше знаешь, тем чаще сталкиваешься с неизвестным.
Умные люди невероятно любопытны. Именно любознательность — один из основных признаков высокого интеллекта.
Способность искать и принимать новые идеи, возможности. Такие люди не мыслят стандартно, они всегда ищут альтернативу, которая сможет привести к цели с наименьшими потерями.
Они чувствуют себя комфортно в одиночестве. Им не нужно чье-либо общество, чтобы чувствовать себя нужным, они самодостаточные личности.
Умеют взять собственные эмоции под контроль в тяжелой ситуации. Интеллектуалы могут планировать собственное время, умеют строить стратегии и оценивают результаты. Они не импульсивны, всегда принимают решение после тщательного обдумывания возможных последствий.
Хорошее чувство юмора. Было доказано, что умные люди имеют отличное чувство юмора, это подтверждают тестирования, которые проходили комики.
Эмпатия. Умный человек может поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Он сможет просчитать реакцию и повернуть ситуацию под выгодным для себя углом.
Умение находить связи, которые не видны с первого взгляда. Интеллектуалы могут найти различия и общие характеристики любых предметов, ведь они мыслят в более широком масштабе и никогда не используют шаблоны.
Задумываются о глобальных вопросах. Часто думают о смысле жизни, собственном предназначении, о существовании параллельных вселенных. Они размышляют, почему произошло так, а не по-другому, и что можно было изменить, чтобы не допустить такое разрешение ситуации.

Такие признаки не являются аксиомой, ведь люди разные, их нельзя грести под одну гребенку. Встречаются совершенно уникальные индивидуумы, которые не влезают ни в одну созданную рамку, и при этом считаются гениями.

Существует несколько неожиданных признаков высокого интеллекта, к которым относятся скептически, но они реально правдивые:

  • неопрятность и склонность к беспорядку — признаки высокого интеллекта;
  • умные люди имеют большой словарный запас, поэтому больше сквернословят;
  • стройные люди имеют более высокий ай кью, чем полные;
  • скромность, ведь они не способны хвастаться или переоценивать собственные силы;
  • больше любят котов, чем собак;
  • сохранение девственности в подростковом возрасте — один из показателей умного человека.

Типы интеллекта по айзенку. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.

Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Такое объединение продемонстрировано на схеме (Рисунок 1).

Рисунок 1 . Взаимовключенность различных видов интеллекта по Г.Айзенку

Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, перефразируя Боринга, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации , под воздействием условий определенной социальной среды.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

  • 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта;
  • 71-84 – ниже среднего;
  • 85-115 баллов – средний;
  • 116-144 баллов – интеллект выше среднего;
  • 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития;
  • 160+ – гениальность.

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий