Торквемада

Насилие — «локомотив истории»?

Классик американской поэзии Генри Лонгфелло в поэме «Торквемада» (1863 год) так описывал состояние, в котором находилась Испания в конце XV века:В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий инквизитор над страной… Он был жесток, как повелитель ада, Великий инквизитор Торквемада. И действительно — железную руку Торквемады вскоре почувствовали все в Испании. Инквизитор задолго до классиков марксизма понял, что государство — это «аппарат насилия». Поэтому первым делом неутомимый старик (Торквемаде было на тот момент 63 года — возраст по тем временам весьма почтенный) озаботился созданием подконтрольного ему механизма насилия. При нем создаётся Верховный трибунал святой инквизиции (так называемая Супрема) и 4 трибунала в крупнейших городах (позднее их число увеличилось до 10). Озаботился Торквемада и тем, чтобы вывести работу трибуналов на самоокупаемость: имущество казнённых еретиков поступало в распоряжение инквизиции.

Оценки деятельности

Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией, сожжение еретиков на кострах — таковы были результаты деятельности Торквемады-инквизитора. На его совести тысячи сожжённых. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа — соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции. Чтобы предотвратить пропаганду «ереси», Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте, первый историк Инквизиции, утверждает, что за все время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Лорьенте считал эти цифры заниженными).

Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки. По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию.

По словам профессора РГГУ медиевиста Н. И. Басовской: «Торквемада, великий инквизитор, видимо, он верил, что он очищает людей от грехов. Спорят, он подписал 18 тысяч приговоров или 20. Но в конце своей жизни он завёл охрану в 250 человек и плохо спал по ночам, жертвы ему грезились».

Конрад Марбургский (1190−1233)

Один из первых немецких инквизиторов, о раннем периоде биографии которого мало что известно. Его причисляли к францисканцам, доминиканцам и даже к премонстрантам. Связь с последними историки относят ко времени его пребывания в городе Кобленц, где находилась их община. Учёба Конрада проходила в университете Парижа или Болоньи — истории это доподлинно не известно, хотя в источниках он фигурирует как магистр. Уже в 1210-х гг. Конрад Марбургский выступал с проповедями в Майнце, Бремене и Майсене, а также призывал вступать в ряды воинства Христова для участия в Крестовых походах. Человеком он слыл усердным, аскетичным и непреклонным: о Конраде Марбургском довольно быстро узнала вся Германия.

К 1227 году римский понтифик Григорий IX даровал Конраду должность визитёра монастырей в немецких землях. Также он являлся доверенным лицом архиепископа Майнца и с его позволения выявлял еретиков в Тюрингии и в Гессене. В 1231 году папа римский фактически даровал право магистру проводить инквизиционные процессы в Германии

Особое внимание Конрад Марбурский обращал на борьбу против вальденсов и люцифериан, но при этом под следствие попадали представители многих средневековых сословий: доносы, жестокие и беспринципные пытки сопровождали работу инквизитора.


Конрад Марбургский. (Pinterest)

В середине 1220-х гг. Конрад Марбургский стал духовником тюрингского ландграфа Людвига IV и его жены Елизаветы. Фактически вся церковная власть в регионе находилась в руках инквизитора. После смерти Людвига в сентябре 1227 года Конрад стал протектором вдовы и её имущества. Именно по его совету Елизавета основала госпиталь у Марбурга. Однако духовник отрицательно относился к тому, что вдова решила отказаться от имущества и начать вести аскетический образ жизни.

В 1233 году Конрад Марбургский вступил в борьбу с графом Генрихом фон Зайна, которого инквизитор обвинил в связях с дьяволом и организации оргий. Церковный суд всё же оказался на стороне графа, но Конрад не захотел отступать от своего: он яростно требовал продолжить следствие и пересмотреть дело. По дороге из Майнца Конрада Марбургского убили. Есть версия, что это была месть самого графа Генриха фон Зайна и его приближённых.

Мы за ценой не постоим?

В 1498 году Великого инквизитора не стало. Перефразируя известное выражение, о нём можно было бы сказать: «Он принял Испани раздробленной и слабой, а оставил могучей державой, шагнувшей через океаны» (плавание Колумба состоялось ведь при нём!). Но какой ценой? Вопрос о количестве жертв инквизиции при Торквемаде до сих пор остаётся дискуссионным. Но безусловно, что счёт идёт на тысячи загубленных жизней. А людей со сломанными судьбами (изгнанных из страны, заточенных в темницы, прошедших через пыточные застенки) и того больше — десятки, сотни тысяч. Впрочем, рождение великих держав, видимо, всегда происходит через тирании вспомним Луи XI во Франции, Генриха VIII — в Англии, Ивана Грозного — в России. Такова трагическая гримаса Истории…

Метки: биография, религия, католицизм, церковь, Испания, инквизиция, евреи, Торквемада, Запретная история

«Принц-полукровка»: главная тайна инквизитора

Торквемада родился в 1420 году. Отец его был ничем не примечательным человеком, а вот дядя — кардинал Хуан де Торквемада — был человеком известным: он был одним из тех, кто отправил на костёр знаменитого Яна Гуса (в 1415 году). Но все эти «подвиги» перечеркивались страшной тайной, которую хранила семья Торквемада. Дело в том, что бабушка будущего Великого инквизитора была… еврейкой! Пусть и крещёной, но — еврейкой. А что значило «быть евреем» в Средние века вообще и в Испании в частности? Положение их было ужасно. Единственным способом для иудеев избежать унизительных притеснений и даже смерти был переход в католическую веру (таких крещёных евреев в Испании называли «маранами»). Тайну о своём происхождении Томас узнал ещё ребёнком. С тех пор желанием мальчика будет избавиться от «позорного пятна», стереть его. А как это сделать? Только истовым служением делу католической веры! И тогда 14-летний Томас вступил в орден доминиканцев. Доминиканский устав был строг, но Томас был к себе ещё строже. Торквемада не ел мяса — «слуга Христов» должен всегда испытывать чувство голода. Он спал только на голой деревянной скамье. В любую погоду Томас ходил босиком. Под одеждой он носил грубую власяницу, которая натирала кожу до крови. Но Томасу именно это и было нужно: ведь боль — это победа духа над плотью. И Торквемада регулярно безжалостно хлестал себя плёткой.

Питер Бинсфельд (1545−1598)

Немецкий инквизитор, который заложил внушительную теоретическую базу по борьбе с колдовством и тёмными силами. Под его руководством доносы стали главным инструментом в возбуждении инквизиционных процессов и дознавательств.

Бинсфельд имел ремесленно-крестьянское происхождение. С детства он трудился пастухом при аббатстве Химмерод, пока аббат не позволил ему учиться в монастырской школе. В 1552 году Питера отправили в Рим для продолжения обучения в Германском коллегиуме.

Трактат Питера Бинсфельда. (Pinterest)

К 1568 году он возвращается в Германию и в сане священника служит в Трире. Там он находился под крылом архиепископа Якоба фон Эльтца, которому было поручено, согласно заветам Тридентского собора, укреплять власть католической церкви в этих землях. Именно в этот промежуток времени Бинсфельд создаёт свои теоретические труды по борьбе с колдовством и магией. Он считал, что каждый из демонов в библейской традиции соответствовал семи смертным грехам. Активная борьба с реформационными течениями предполагала и инквизиционные процессы — с 1587 по 1593 год Бинсфельд участвовал в более 360 сожжениях «колдунов». Кроме того, он расправился со своими противниками в Трире, а именно — с членом курфюршеского совета и доверенным лицом архиепископа доктором юриспруденции Дитрихом Фладе. Фладе открыто выступал против расследований Бинсфельда, но в конце концов был предан церковному суду и в 1589 году угодил на виселицу.

В Трирском курфюршестве Питер Бинсфельд стал авторитетной фигурой и два раза занимал должность ректора местного университета (в 1582 и в 1587 году).

Инквизитор умер от чумы 24 ноября 1598 года.

«Врачи-отравители» и «распятые мальчики»

Кроме феодалов для Торквемады существовал ещё один враг — евреи. Торквемада, как убеждённый испанский «государственник», придерживался простого принципа: «одна страна, один король, одна вера». То, что в Испании ещё есть люди, исповедующие другую религию, было для него неприемлемо. Пока на юге полуострова шла «война против арабских захватчиков» (мавров), Торквемада сдерживал себя. Но исподволь старик формировал нужное общественное мнение. Он инициировал дело о «евреях-отравителях». Якобы в одной из церквей была найдена отравленная облатка — кусочек теста, который кладут в рот католику во время причащения. Подбросили её, ясное дело, евреи — чтобы погубить христиан. Всё это было шито белыми нитками. Но главное — слух ушёл в народ. Теперь все врачи и аптекари из числа евреев попали под подозрение. Такое вот «дело врачей» своего времени. А в 1490 году из недр инквизиции вышла ещё одна сплетня: якобы в местечке Ла-Гуардия иудеи похитили 5-летнего мальчика и распяли его. Ни тела жертвы, ни доказательств, ни свидетелей, естественно, не было найдено. Это не помешало отправить на костёр нескольких случайно подвернувшихся под руку евреев.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком опрометчивым поступком. Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

Список Великих инквизиторов Испании[1]

Томас де Торквемада. Великий инквизитор Испании,  1420-1498.

С По Великий инквизитор Другие занимавшиеся должности
1483 1498 Томас де Торквемада Настоятель доминиканского монастыря Санта-Крус-ла-Реал, Сеговия, 1477—1498
1499 1506 Диего де Деса Тавера архиепископ Севильи
1506 1507 Диего Рамирес де Гусман епископ Катании, епископ Луго

Разделение инквизиции на Кастилию и Арагон

Кастилия

Франсиско Хименес де Сиснерос, Великий инквизитор Кастилии, 1507-17.

С По Великий инквизитор Другие занимавшиеся должности
1507 1517 Франсиско Хименес де Сиснерос Кардинал, архиепископ Толедо

Арагон

Хуан Пардо де Тавера, Великий инквизитор Испании, 1539-45.

Фернандо Ниньо де Гевара, Великий инквизитор Испании, 1600-02. Портрет кисти Эль Греко.

Хуан Эверардо Нисард, Великий инквизитор Испании, 1666-69.

Франсиско Антонио де Лоренсана, Великий инквизитор Испании, 1794-97.

С По Великий инквизитор Другие занимавшиеся должности
1507 1513 Хуан Энгера Епископ Вика, Епископ Ллейды, епископ Тортосы
1513 1516 Луис Меркадер Эсколано Епископ Тортосы
1516 1517 Адриан Утрехтский Епископ Тортосы
С По Великий инквизитор Другие занимавшиеся должности
1517 1523 Адриан Утрехтский Епископ Тортосы
1523 1538 Алонсо Манрике де Лара Епископ Бадахоса, Архиепископ Севильи, кардинал
1539 1545 Архиепископ Толедский, Примас Испании
1546 1546 Гарсиа де Лоайса Архиепископ Севильи
1547 1566 Фернандо де Вальдес-и-Салас
1566 1572 Диего Эспиноса Епископ Сигуэнсы, Епископ Куэнки
1572 1572 Педро Понсе-де-Леон Епископ Сьюдад-Родриго, Епископ Пласенсии
1572 1573 Антонио де Чезаре Епископ Вальядолида
1573 1594 Гаспар де Кирога-и-Вела Архиепископ Толедо
1595 1595 Херонимо Манрике де Лара Епископ Картахены, Епископ Авилы
1596 1599 Педро те Портокарреро Епископ Калаорры, Епископ Куэнки
1599 1602 Фернандо Ниньо де Гевара Архиепископ Севильи
1602 1602 Хуан де Суньига Флорес Епископ Картахены
1603 1608 Хуан Баутиста де Асеведо Епископ Вальядолида и Патриарх Индии
1608 1618 Бернардо де Сандоваль-и-Рохас Архиепископ Толедо
1619 1621 Луис де Алияга Мартинес
1622 1626 Андрес Пачеко Епископ Куэнки и Патриарх Индии
1627 1632 Антонио де Сапата Сиснерос Архиепископ Бургоса
1632 1643 Антонио де Сотомайор Приор Санто-Доминго
1643 1665 Диего де Ярсе-и-Рейносо Епископ Туя, Епископ Авилы, Епископ Паленсии
1665 1665 Паскуаль де Арагон Архиепископ Толедо
1666 1669 Хуан Эверардо Нитхард
1669 1695 Диего Сармиенто де Вальядарес Епископ Овьедо, Епископ Пласенсии
1695 1699 Хуан Томас де Рокаберти Приор Санто-Доминго и архиепископ Валенсии
1699 1699 Алонсо Фернандес де Кордоба-и-Агилар
1699 1705 Бальтасар де Мендоса-и-Сандоваль епископ Сеговии
1705 1709 Видаль Марин дель Кампо архиепископ Бургаса
1709 1710 Антогио де Ибаньес Рива Иррера архиепископ Сарагосы, архиепископ Толедо
1711 1716 Франсеско дель Хьюдесе архиепископ Монреаля
1715 1715 Фелипе Антонио Хиль де Табоада Избран Великим инквизитором, но не приступил к обязанностям.
1717 1717 Хосе де Молинес Proclaimed in Rome, but detained by Austrians and died without serving.
1718 1718 Филипе де Ерсеменди Умер, не успев приступить к обязанностям.
1720 1720 Диего де Асторга-и-Сеспедис архиепископ Толедо
1720 1733 Хуан де Камарго-и-Ангуло епископ Памплоны
1733 1740 Андрес де Обре-и-Ларреатеги архиепископ Валенсии
1742 1746 Мануэль Исидро Ороско Манрике де Лара архиепископ Сантьяго
1746 1755 Франсиско Перес де Прадо епископ Теруэля
1755 1774 Мануэль Кинтано Бонифас Титулярный архиепископ Фарсалы
1775 1783 Фелипе Бертран Серрано Епископ Саламанки
1784 1793 Агустин Рубин де Цебаллос Bishop of Jaén
1793 1794 Manuel Abad y Lasierra Titular Archbishop of Selymbria
1794 1797 Francisco Antonio Lorenzana y Butrón Archbishop of Toledo
1797 1808 Ramón José de Arce y Rebollar Archbishop of Burgos
1808 1814 Abolition of the Inquisition
1814 1818 Francisco Javier Mier Campillo Bishop of Almería
1814 1814 Кристофер Бенкомо и Родригес титулярный архиепископ Гераклеи. Духовник короля Фердинанд VII (обвинение было отклонено самим Кристофером Бенкомо).
1818 1820 Gerónimo Castillón y Salas Bishop of Tarazona

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Упоминания в искусстве[править | править код]

В литературеправить | править код

  • «Торквемада» — пьеса Виктора Гюго;
  • «Торквемада» — роман американского писателя Говарда Фаста;
  • «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, —) — роман польского писателя Ежи Анджеевского;
  • Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»;
  • «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды»;
  • «Торквемада и испанская инквизиция» — историческая хроника Рафаэля Сабатини;
  • Торквемада — персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
  • Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
  • Торквемада упоминается как один из фантомов — неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
  • Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
  • Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
  • Упоминается в стихе украинского писателя Дмитра Павличка «Коли умер кривавий Торквемада», в котором деятельность Томаса Торквемады приравнивается к деятельности Сталина;
  • Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691» (используется итальянская транскрипция имени — Томмазо).

В кино и на телеэкранеправить | править код

  • Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «Всемирная история, часть первая» исполнил Мел Брукс;
  • Роль Торквемады в фильме «Мрак покрывает землю» (в другом переводе «Торвемада» и «Тьма покрывает землю» () (режиссёр — Станислав Барабас);
  • Роль Торквемады в фильме 1992 года «Христофор Колумб: Завоевание Америки» исполнил Марлон Брандо;
  • Торквемада — главный герой фильма «Колодец и маятник» («Инквизитор»), 1990;
  • Имя Торквемады упоминается в сериале Хранилище 13, во 2 сезоне 9 серии, когда один человек убил другого при помощи цепи, впитавшей жестокость инквизиции и боль погибших. Эта цепь была частью одной пытательной машины, используемой для дробления костей;
  • Торквемада является одним из персонажей 2-го сезона испанского исторического телесериала «Изабелла»;
  • Сериал «Министерство времени», 4 серия 1 сезона;
  • Фильм «Разрытые могилы» 2009 год;
  • Томас де Торквемада — один из главных злодеев фильма «Кредо убийцы, где его сыграл известный испанский актер Хавьер Гутьеррес.
  • Аллюзия на Великого Инквизитора содержится в одной из хронологических линий фильма «Фонтан».

В музыкеправить | править код

  • Песня Tomas de Torquemada английской маткор-группы Down I Go;
  • Песня Torquemado чешской готик-рок группы XIII. Století;
  • Песня Torquemada 71 британской стоунер-метал группы «Electric Wizard»;
  • Песня Witchhammer российской рок-группы «Carlsband»;
  • Песня «Будь что будет» коллектива «Проект увечье»;
  • Песня «Fear The Grand Inquisitor» австрийской дет-металлической группы «Pungent Stench»;
  • Песня Дмитрия Левина (GARM) Торквемада;
  • Строчки из песни «Detonation Boulevard» английской пост-панк-группы The Sisters Of Mercy:
  • Песня «Торквемада» российской рок-группы «Остров Пасхи»

…I caught something weird in Encenada I’ve a brother of sorts in Torquemada…

В играхправить | править код

  • В игре Borderlands the pre-sequel оружие «Торргвемада» с описанием «МОЛОТ ЕРЕТИКОВ! ЕДВА ЗАМЕТНАЯ ИСТОР-Р-Р-РИЧЕСКАЯ ОТСЫЛКА!»
  • В игре XCOM: Chimera Squad персонаж Torque (в русской локализации Затяжка) имеет класс инквизитор.
  • В игре Lionheart: Legacy of the Crusader. Торквемада находится в палатах инквизиции с заданиями. Там же можно найти знаменитые Центурии Нострадамуса

Роберто Беллармин (1542−1621)

Один из главных последователей идей Тридентского собора, иезуит, учёный богослов и защитник папской власти был человеком принципиальным в вопросах борьбы за веру.

Уроженец Тосканы Роберто Беллармино был выходцем из обедневшего дворянского семейства, однако его родственники по материнской линии имели доступ в высшие эшелоны церковной власти. Дядя Роберто Марчелло Червини в 1555 году стал папой Марцеллом II.

Роберто Беллармин. (Pinterest)

Свою учёную карьеру Беллармин начал на кафедрах университетов Падуи и Лувена в период с 1567 по 1570 год. С 1576 года он преподает диалектику и полемическое богословие в римской коллегии иезуитов. На должность профессора Беллармина назначил сам папа Григорий XIII. Именно в это время начинается его деятельность как церковного публициста. Он написал трехтомный труд «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени», который многие историки церкви считали его главным теоретическим трудом. Беллармин также работал над текстами Большого и Малого катехизиса и создал новую редакцию Вульгаты в 1592 году.

К 1599 году Беллармин уже стал кардиналом, а чуть позже и архиепископом Капуи. В инквизиционных процессах Беллармин выступал главным обвинителем по делам Джордано Бруно, Галилео Галилея и Томмазо Кампанеллы.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь – пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Франц Бьюэрман (погиб в 1636 году)

Этот немецкий инквизитор отличался беспристрастностью в судебных делах и непреклонностью в вопросе веры. Он получил прозвище «Кровавый молот», его допросы заставляли людей впадать в оцепенение. Личность Франца Бьюэрмана окутана легендами и байками.

Его рабочие поездки сопровождались сожжением «колдунов». На одном из процессов он отправил на костер без суда и следствия около 150 человек, которых подозревали в связях с магией и колдовством.


Инквизиционные пытки. (Pinterest)

Немецкие церковные суды фактически беспрекословно подчинялись Бьюэрману. Садист присваивал себе имущество своих жертв.

В 1636 году в Зисбурге Франц Бьюэрман пал жертвой внутренней склоки между церковными палачами. Предание гласит, что перед казнью его застали в обнимку с нетрезвой продажной женщиной.

Похожее

  • Образы инквизиции
    Галина Зеленина
    Какова история развития института инквизиции? Как Иосиф Григулевич и советская историография описывали феномен инквизиции? И как формировались черная и белая легенды испанской инквизиции? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Галина Зеленина.

  • Средневековые ведовские процессы
    Ольга Тогоева
    Какова история развития средневековой демонологии? Какое влияние на теологию оказало учение Августина? Как концепция Фомы Аквинского изменила представления о договоре с дьяволом в Позднее Средневековье? И в чем отличие колдовства от ереси? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Ольга Тогоева.

  • Суд инквизиции
    Ольга Тогоева
    Термином «инквизиция» обозначается прежде всего совершенно особая процедура уголовного судопроизводства, которая возникла в Западной Европе в XIII веке. Конечно, она появилась не на пустом месте, но была заимствована из римского права, поскольку в Риме – и в республике, и в империи – применялась процедура следствия, так как в переводе с латыни «inquisitio» означало буквально «допрос». Единственное отличие от западного Средневековья заключалось, пожалуй, в том, что в Риме к пытке прибегали лишь в случае допроса рабов, в Европе же она стала применяться к представителям любых сословий.

  • Возникновение и устройство инквизиции
    Генри Чарльз Ли

    Инквизиция известна как одно из самых совершенных карательных учреждений в истории человечества. Как так вышло, что христианство, проповедующее братство всех людей, породило столь страшного монстра? Как возникла инквизиция? Как она была устроена изнутри? Что это были за люди — инквизиторы?

  • Орудия смерти / Death Machines
    Discovery
    В этом сериале речь идет о самых негуманных изобретениях человечества — орудиях пыток и убийства. Создатели этого захватывающего сериала предоставляют зрителям возможность познакомиться с самыми ужасными смертоносными творениями прошлого.

  • Орудия пыток инквизиции (18+)

    Пытки инквизиции были самыми разнообразными. Жестокость и изобретательность инквизиторов поражают воображение. Кое-какие средневековые орудия пыток сохранились и до наших времен, но чаще всего даже музейные экспонаты восстановлены по описаниям. Представляем вашему вниманию описание некоторых известных орудий пыток.

  • Инквизиция под судом истории
    Суд инквизиции – преступление или наказание? Об этом в программе «С христианской точки зрения» разговор с историком Ольгой Тогоевой, автором книг о Жанне д’Арк и инквизиционных процессах Средневековья.

  • Происхождение христианства
    Робертсон А.

    Книга известного английского общественного деятеля и историка А. Робертсона «Происхождение христианства», впервые опубликованная в 1953 году, — примечательное явление в современной зарубежной научной литературе. Автор с марксистских позиций рассматривает социальную роль христианства, с большой эрудицией анализирует обстоятельства появления реакционной идеологии христианства. На дискуссионные проблемы, поднятые в данной монографии, указано во вступительной статье, где критически рассмотрена концепция автора.

  • Тайны древности: Настольная книга охотника на ведьм
    National Geographic
    «Malleus Maleficarum» (в переводе «Молот ведьм») – 256 страниц чистого латинского текста. Книга написана в 1486 году. Это, возможно, самая всеобъемлющая энциклопедия и юридическое руководство, доказывающее, что ведьмы существуют. Этот, обладающий дурной славой древний справочник, содержит в себе ужасную цель – преследовать, пытать и убивать ведьм. На протяжение 2-х веков эта книга помогала строить царство страха, за ней скрываются истории безумия, подделок и скандалов. Какие силы дали этой книге такую власть и почему она прожила дольше, чем все ей подобные книги? Международная команда исследователей раскрывает необычные секреты и роковую популярность настольной книги охотника на ведьм.

  • Молот ведьм
    Яков Шпренгер, Генрих Инститорис

    «Молот ведьм» (нем. Hexenhammer, лат. Malleus Maleficarum) – бесспорно, основной и самый мрачный из всех трудов по демонологии. Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о чёрной магии с церковной догмой о ереси, открывшим шлюзы потоку инквизиторской истерии столь широко, насколько это вообще мог сделать печатный труд.

Далее >>>

Томас Торквемада (1420−1498)

История отца испанской инквизиции хорошо демонстрирует характер развития церковного судопроизводства на Пиренейском полуострове. Становление нового института общественной жизни происходило в условиях завершающего этапа Реконкисты. Возврат территорий сопровождался внедрением жёстких церковных порядков на вновь обретённых испанской короной землях.

Томас Торквемада. (Pinterest)

Томас Торквемада происходил из семьи служителя Доминиканского ордена, однако его дядя кардинал Хуан де Торквемада, по данным современников, был выходцем из семейства крещёных евреев. Детство будущего инквизитора прошло в кастильском городе Вальядолид. Томас получил хорошее богословское образование и продолжил семейное дело, вступив в орден доминиканцев.

В 1452 году он уже становится приором монастыря Санта-Крус в Сеговии. Затем Торквемада знакомится с будущей королевой Кастилии Изабеллой и занимает место её духовника, в качестве которого оказывает значительное содействие в заключении брака с будущим королём Арагона Фердинандом.

Постепенно монархи решают укрепить влияние церковных институтов на Пиренеях, дабы за счёт них удовлетворять свои политические интересы. Особенное негодование вызывали у власти и народа новообращённые христиане (евреи и мавры), которые делали стремительную карьеру и, как казалось короне, дурно влияли на христианскую церковь. Под пристальным надзором также была и дворянская оппозиция.

В 1478 году папа римский Сикст IV издал специальную буллу, которая разрешала создание испанской инквизиции. Уже в 1483 году великим инквизитором Арагона, Кастилии и валенсийских земель с подачи короля Фердинанда был назначен Томас Торквемада. Ревностный католик, он методично расправлялся с инакомыслящими и создал целую сеть церковных трибуналов по всей Испании. Служители церкви под руководством великого инквизитора устроили настоящую охоту на новообращённых христиан: клирики не верили в искренность новых прихожан и подвергали их пыткам. Еврейская община попыталась откупиться от репрессивных мер и предложила Фердинанду Арагонскому солидную сумму денег. Однако Торквемада на одном из приёмов у монаршей четы показательно бросил под ноги распятие и воскликнул, что Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Томас Торквемада и королевская чета. (Pinterest)

В 1492 году им был подписан Альгамбрский эдикт после захвата Гранады, в соответствии с которым евреи выдворялись из земель испанской короны. По данным различных исторических документов, Торквемада лично подписал более 2000 смертных приговоров.

«Сарагосское дело»

Первый удар Торквемада направил против тех областей, где региональные элиты не очень-то хотели признавать новые реалии (единое королевство с центральной властью). Именно там под видом еретиков начались расправы с дворянскими оппозиционерами. Особенно сильно региональный сепаратизм расцвёл среди феодалов и чиновников недавно присоединенного Арагона. И тут очень кстати для Великого инквизитора в главном городе Арагона — Сарагосе — случилось политическое убийство. Недовольные дворяне прямо в церкви зарезали (в 1485 году) ближайшего соратника Торквемады — арагонского инквизитора Педро де Арбуэса. Месть была холодной, расчётливой и ужасной. Главные участники заговора были казнены (истерзанным людям сначала отрубили руки, затем повесили). Сотни знатных дворян отправились в изгнание или были пожизненно заточены в темницы. Многие из этих несчастных умерли в первые же месяцы заточения, так и не оправившись от страшных пыток. С арагонским сепаратизмом было покончено.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий