Experiment 3c

К чему ведёт жесткая дисциплина и власть авторитета

Дисциплина + отказ от свободы и собственного мнения → управляемость и дискриминация

Эксперимент 1967 года, проведённый школьным учителем Рона Джонсом в 10 классе обычной американской средней школы.

Эксперимент начался с вопроса одного из учеников, когда они проходили Вторую мировую войну: как рядовые немцы могли жить, зная о массовых расправах и уничтожении евреев? Этой проблеме Джонс и решил посвятить следующие семь дней.

Он рассказал ученикам о красоте дисциплины, научил стоять по стойке «смирно» и четко отвечать на вопросы; показал силу общности — ввел специальный приветственный жест и совместное скандирование; раздал членские билеты и приучил к строго определенным правилам распорядка. В результате в группе распространилось доносительство — о нарушениях с готовностью сообщали даже те ученики, которые не обязаны были этого делать.

К классу присоединялись добровольцы, поэтому к четвергу членами «третьей волны» были уже около 80 подростков. Затем Джонс объяснил, что их организация — часть общенациональной молодёжной программы, направленной во благо народа. Её отделения уже открыты по всей стране, и в пятницу по телевизору выступит их лидер.

К этому выступлению в классе собралось около 200 человек, и тогда Джонс наконец объявил, что никакой третьей волны не существует, ученики стали объектами манипуляции и вели себя примерно также, как немцы во времена Третьего рейха. Эксперимент стал тяжёлым ударом не только для многих учеников, но и для самого учителя.

История этого эксперимента долгое время оставалась неизвестной, но сейчас ей посвящено уже несколько полнометражных фильмов, не говоря уже о многочисленных публикациях.

Ещё один известный учительский эксперимент был посвящён дискриминации. Преподавательница начальной школы Джейн Эллиотт поделила класс на кареглазых и голубоглазых, объяснив, что первые превосходят других по своим природным способностям, и предоставила им некоторые привилегии. Уже через день группа «избранных» стала более жестокой, а голубоглазые, оказавшиеся в меньшинстве — более тихими и пассивными.

Принадлежность к группе, подкреплённая авторитетом и строгой дисциплиной, может проявить в нас самые худшие качества. И происходит это пугающе быстро.

Предпосылки эксперимента Третьей волны

Эксперимент проводился в средней школе Кубберли в Пало-Альто , Калифорния , в первую неделю апреля 1967 года. Джонс, не сумев объяснить своим ученикам, как немецкое население могло заявить о незнании Холокоста , решил продемонстрировать это им. вместо. Джонс основал движение под названием «Третья волна» и сказал своим ученикам, что движение направлено на уничтожение демократии. Идея о том, что демократия подчеркивает индивидуальность, рассматривалась как недостаток, и Джонс подчеркнул этот главный пункт движения в своем девизе: «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость».

В то время эксперимент не был хорошо задокументирован. Из современных источников, эксперимент упоминается только в студенческой газете Cubberley High School, Cubberley Catamount. Он лишь кратко упоминается в двух выпусках, а еще в одном выпуске статьи есть более длинная статья об этом эксперименте в конце. Сам Джонс написал подробный отчет об эксперименте примерно через девять лет после этого, и последовали другие статьи об эксперименте, в том числе несколько интервью с Джонсом и первыми учениками.

Эксперимент Милгрэма

После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?

Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.

Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку

Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.

Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.

Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.

https://youtube.com/watch?v=ek4pWJ0_XNo

Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.

Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.

Свободы воли нет

facet.pw

Существует ли свобода воли — способность нашего сознания спонтанно вмешиваться в физические процессы и направлять их движение? Философия даёт различные ответы на этот вопрос, но наука придерживается вполне определённой точки зрения.

По мнению нейробиолога Бенджамина Либета, любая мысль рождается бессознательно. Сознание имеет дело с уже готовым результатом. Оно — лишь фонарь, освещающий независящие от него процессы. Свобода воли в таком случае — чистая иллюзия.

Серия проведённых им экспериментов подтверждает это мнение. Бенджамин Либет стимулировал разные части мозга людей электродами. Задержка между реакцией мозга на стимул и его осознанием составляла в среднем полсекунды. Именно это объясняет работу безусловных рефлексов — мы убираем руку от горячей плиты ещё до того, как осознаём опасность и боль.

Однако, как показало исследование Либета, таков механизм работы не только безусловных рефлексов. Человек в принципе всегда осознаёт свои ощущения с некоторой задержкой. Мозг сначала видит, и только после этого мы осознаём видимое, он думает, но лишь через некоторое время мы обнаруживаем, что за мысль появилась. Мы как бы живём в прошлом, отставая от реальности на полсекунды.

Однако Либет на этом не остановился. В 1973 году он провёл эксперимент, целью которого было выяснить, что первично — деятельность мозга или наше желание. Интуиция подсказывает нам, что у нас есть воля, которая приказывает мозгу действовать определённым образом.

Либет измерял мозговую активность людей во время принятия ими осознанных решений. Испытуемые должны были смотреть на циферблат с вращающейся стрелкой и в любой момент останавливать процесс нажатием кнопки. Затем они должны были назвать время, когда они впервые осознали желание нажать на клавишу.

Результат был поразительный. Электрический сигнал в мозге, посылающий решение о нажатии кнопки, появлялся за 350 миллисекунд до принятия решения и за 500 миллисекунд до самого действия.

Наблюдающий со стороны экспериментатор может предугадать выбор человека, который тот ещё не сделал. В современных аналогах эксперимента предсказание волевого решения человека может быть осуществлено за 6 секунд до того, как человек сам его примет.

Представьте себе бильярдный шар, который катится по определённой траектории. Опытный бильярдист, автоматически считав скорость и направление движения, укажет его точное расположение через пару секунд. Точно такими же шарами являемся мы для нейробиологии после эксперимента Либета.

Свободный выбор человека — результат бессознательных процессов в мозге, а свобода воли — иллюзия.

Стэнфордский эксперимент

Эксперимент Милгрэма вызвал бурное обсуждение в академической среде, но он был далеко не единственным. В начале 1970-х годов профессор психологии Филип Зимбардо провел в Стэнфорде так называемый «тюремный эксперимент», призванный выяснить, как изменяются властные отношения (и человеческая психика) в условиях тюремного заключения, с одной стороны, и безнаказанной возможности учинять насилие над заключенными — с другой.

Зимбардо изначально предполагал, что основная причина физического и психологического насилия в тюремных камерах — наследственные личностные характеристики тюремщиков и/или заключенных. Для проверки этой гипотезы, исследовательская группа отобрала 24 человека, 12 из которых получили роли заключенных, а еще 12 — надзирателей.

Каждая группа жила в принципиально разных условиях: первые обретались в тесных, сырых, вызывающих депрессию камерах, вторые — в нормально проветриваемых и отапливаемых помещениях с зонами отдыха. Надзирателям было запрещено физическое насилие, и поначалу им предписывалось оказывать лишь определенное психологическое воздействие на заключенных. Для устрашения им выдали дубинки и нарядили соответствующим образом. Предполагалось, что эксперимент пройдет в течение 14 дней, в ходе которых обе стороны должны максимально плотно вжиться в свои роли.

В итоге все закончилось уже на шестой день, после попыток бунта, целой серии разнообразных издевательств над заключенными, включая попытки избиения и психологические пытки. Надзиратели проявляли огромную изобретательность в насильственных актах по отношению к заключенным, в то время как последние начали вполне натурально страдать от недоедания, психосоматических болезней, а также пытались устроить бунт. Примечательно, что надзиратели очень быстро начали участвовать в эксперименте сверхурочно на добровольной основе, крайне жестко реагируя на любые признаки неподчинения.

Зимбардо был, мягко говоря, удивлен таким исходом событий, и, надо полагать, главным образом его поразила динамика развития событий: вживание в роль происходило стремительно. Одно это очень быстро поставило весь эксперимент под вопрос.

Оказалось, что социальная среда, в которой находились участники — даже очевидно временная и искусственно смоделированная для них — оказывала исключительно мощное воздействие на поведение.Одних она подталкивала к насилию, а у других вызывая кризисные состояния психики. Зимбардо проинформировал правительство США о результатах эксперимента, что впоследствии привело к определенным реформам в тюремной системе, хотя в этой области до сих пор много нерешенных проблем

Сам же эксперимент немедленно приобрел мировую известность, получил не только широчайшее внимание прессы, но и стал основой для несколько фильмов, в разной степени им вдохновленных

Все эти примеры социальных экспериментов показывают, что ситуации, наподобие отраженных в «Эксперименте Офис», вполне реальны, и сам по себе такой сюжет вполне согласуется с тем, что науке на данный момент известно о человеческой психике

В то же время, важно понимать, что сами по себе результаты этих экспериментов дают, каким бы странным это ни показалось, достаточно почвы для оптимизма. Сам Зимбардо, в частности, позднее объяснял, что социальная среда динамична и способна порождать не только злодеев, но и героев, поскольку моральный стержень, так или иначе, присутствует в каждом человеке

Будет ли он сломан, или, наоборот, укреплен — зависит не только от автономии индивидуальной воли, но и ее соотношения с обществом в целом.

Пятый день, он же последний

Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.

Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.

Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения.

Джонс обратился к классу.

— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас

А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.

После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».

Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.

Википедия:

В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.

В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.

К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента.

Из записей Рона Джонса:

В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.

Фильмография

Кино

Год Название на русском Оригинальное название Роль Примечания
1994 Магия убийства Murder Magic Бадди Диксон
1996 Naked Acts Джоэл
1998 Его игра He Got Game охранник в тюрьме
1999 Сладкий и гадкий Sweet and Lowdown Элвин
2001 Маленький сенегалец Little Senegal Уэстли
День в чёрном и белом A Day in Black and White N/A
2002 Заплатить сполна Paid in Full Айс
2004 Anonymous Фрэнк Короткометражный фильм
Баллада о Красном Пинто The Ballad of Pinto Red Эрл Хаус
2005 Preaching to the Choir Паг
2006 Полу-Нельсон Half Nelson мистер Диксон
2007 Через Вселенную Across the Universe Чёрная Пантера
2010 Пепел Ashes Флойд
2012 Watching TV with the Red Chinese Литтл
2013 Титус Titus Титус
2014 Стеклянная челюсть Glass Chin Рэй Эллингтон
О мышах и людях National Theatre Live: Of Mice and Men Крукс
2018 Собачьи дни Dog Days Уолтер
Веном Venom Джек Не указан в титрах
Рождественский календарь Christmas Calendar Грэмпс
Меня зовут Долемайт Dolemite Is My Name

Телевидение

Год Название на русском Оригинальное название Роль Примечания
1996, 1997 Закон и порядок Law & Order Фрэнк Дойл / Роланд Букс Эпизод: «Slave» / «Entrapment»
1996 Полицейские под прикрытием New York Undercover Джеймс Фэррис Эпизод: «Blue Boy»
1999 Цена успеха Double Platinum Жан Клод Телевизионный фильм
2003 Слово чести Word of Honor Рамон Детон Телевизионный фильм
2006 Закон и порядок: Преступное намерение Law & Order: Criminal Intent Реджи Бэнкс Эпизод: «Dramma Giocoso»
2008 Изюм на солнце A Raisin in the Sun Уилли Харрис Телевизионный фильм
2012 Нью-Йорк 22 NYC 22 Артур Энсон Эпизод: «Schooled»
2013 Низкое зимнее солнце Low Winter Sun преподобный Лоудон 3 эпизода
2014 Чёрный список The Blacklist доктор Джеймс Ковингтон Эпизод: «Dr. James Covington (No. 89)»
2015 Банши Banshee Фрейзер 2 эпизода
2015–16 Мистер Робот Mr. Robot Ромеро 8 эпизодов
2016–17 Отжиг The Get Down Уинстон Киплинг 5 эпизодов
2016–18 Люк Кейдж Luke Cage Бобби Фиш 13 эпизодов
2016 — н. в. Это мы This Is Us Уильям Хилл 19 эпизодов
Ты спишь? Are You Sleeping

Литература

  • Джонс, Рон. Третья волна // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 260-276. — 528 с.
  • Klink, Bill. April 21, 1967. «The Third Wave presents inside look at Fascism», The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 14, Page 3. (News article in Cubberley student newspaper, following the Third Wave Rally, including details regarding the rally and names of some individuals involved.)
  • Leler, Robin and Sakuma, Bernice. April 7, 1967. The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 13, Page 2. Column entitled «Through the Tiger Eye». (Article in Cubberley student newspaper makes brief reference to the events of the «Third Wave».)
  • Strasser, T. (1981). The Wave. New York: Dell Publishing Co.
  • Williams, Sylvia Berry. (1970) Hassling. New York: Little, Brown. Page 51 in Chapter 7 «A Bill of Particulars on the USM».

Третья волна

Для исследования этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Наиболее масштабный из них провел в начале апреля 1967 года учитель истории Кубберлийского колледжа (Поло Альто, Калифорния) Рон Джонс. В учебных целях он создал среди студентов колледжа движение «Третья Волна», поставив целью уничтожение демократии.

Демократия культивирует индивидуализм в людях, сообщил им Джонс, это её самый главный порок, и он должен быть устранён. Новое движение получило девиз «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» соответствовало поверью, что в серии океанских волн третья — самая сильная.

Итак, на своём курсе современной истории Джонс запустил недельный эксперимент. Началось всё весьма невинно: были введены правила для участников движения — соблюдать дисциплину, сидеть прямо, перед ответом вставать, перед заданием вопроса поднимать руку, обращаться к учителю «Мистер Джонс» и отвечать предельно лаконично (не более трех слов).

На следующий день были выработаны название движения, его приветствие, которое выполняли участники при встрече друг с другом и с учителем даже вне класса. Ученики разработали сами логотип движения, процедуру инициации новых членов.

Вне класса эксперимент начал жить своей жизнью: первоначально группа включала 30 участников, но уже на следующий день в неё вошли друзья студентов из других курсов, и их стало 43, а ещё через день, когда Джонс обучил их, как вербовать новых членов, их стало более двухсот.

Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, у многих участников резко повысилась успеваемость и работоспособность. Правда, к удивлению Джонса, появились первые доносчики, сообщавшие учителю о случаях нарушения членами «Третьей Волны» учреждённых им правил.

Участники движения стали рисовать свои логотипы по всему городу. Те из студентов, кто не примкнул к движению, стали подвергаться дискриминации со стороны участников движения. Участники движения стали участвовать в личных «разборках» членов движения, начались стычки с местными байкерами-анархистами. Появились и противники движения, понимавшие, насколько далеко оно может зайти. Те, кто решил выйти из движения, считались предателями, а те, кто поднял свой голос против движения, — врагами.

Студенты сильно увлеклись экспериментом, их дисциплина и лояльность проекту были невероятны для раскрепощённых и свободолюбивых американцев. Рон Джонс сообщил, что «Третья Волна» является частью всемирного движения, что на завтра намечено объявить на всю страну о его существовании и принять участие в президентских выборах, чтобы достичь поставленных движением целей.

На следующий день Джонс решил сворачивать эксперимент, так как он начал выходить из-под контроля. На всеобщем собрании «Третьей Волны» вместо кандидата в президенты участники увидели пустой экран. После нескольких минут напряжённого ожидания Джонс объявил истинную цель эксперимента — исследование фашизма — и показал им фильм о Третьем Рейхе.

Тод Штрассер под псевдонимом Мортон Рю написал книгу «Волна», в которой описал эксперимент Джонса. В 1981 году по этой книге был снят одноимённый телефильм. Рон Джонс сам дополнил книгу своими материалами об эксперименте.

В 2008 году был снят новый фильм «Волна» Денниса Ганзеля, где действие перенесено в современную Германию. Я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм! В нём показано во всех подробностях быстрое превращение свободных, задиристых, раскрепощённых немецких ребят в фашистов. Кстати, фильм кончается трагично, в отличие от реального эксперимента.

Реакция участников эксперимента и дискуссия о его результатах были представлены в документальном фильме 2010 года «План урока».

В продолжении статьи я расскажу о других экспериментах, проводившихся на эту тему, и обобщу их результаты в ответе на вопрос, поставленный в заголовке.

Второй день

Все школьники сами сели за столы в положении «смирно». Кое-кто из них улыбался в предвкушении новой игры, но большая часть была серьезна и готова внимать оратору. Это было то, чего и ожидал учитель от эксперимента.

Джонс разъяснил школьникам на понятном для них уровне, в чем заключается сила объединения. Вслед за ним ученики воодушевленно проскандировали: «Сила в дисциплине, сила в общности!» А затем учитель, рейтинг которого с каждой минутой поднимался все выше, попросил всех повторить приветственный жест — поднять правую руку к плечу и согнуть нужным образом (то, что мы знаем о приветствии вышестоящих чинов в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом Третьей волны». Причем с учениками других классов его ученики должны были вести себя по-прежнему, без всяких салютов.

Команда была дружно подхвачена одноклассниками, и они салютовали друг другу по несколько раз за день с большим удовольствием. Джонс подчеркнул, что так приветствовать друг друга учащиеся должны и вне класса.

Википедия:

Нацистское приветствие, гитлеровское приветствие, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов — полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию — полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! — «Да здравствует Гитлер!»

Эксперимент

Рон Джонс преподавал историю в школе старших классов Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить 20 детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.

В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

В полдень пятницы в кабинет набились 200 учеников, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся до того школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что никакого движения не существует. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники думали, что они были избранными, но в действительности оказалось, что их просто использовали. Они ощущали собственное превосходство над другими людьми — теми, кто не был членом Третьей волны. Джонс показал им, какое будущее могло бы ожидать их, если бы всё продолжилось — он включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха, где были показаны как военный парад, так и концентрационные лагеря. Затем Джонс Рон включил свет. В зале воцарилась тишина. Молча встав со своих мест, школьники разошлись. А самый упорный участник Третьей волны, который в последние три дня предложил Джонсу быть его личным телохранителем, горько плакал.

Удар по регионам

Сейчас уже невозможно говорить об общей тенденции распространения коронавируса для всей страны, считает вирусолог, директор Института медицинской паразитологии Сеченовского университета Александр Лукашев.

— В разных регионах ситуация складывается разная: и по уровню заболеваемости, и по частоте контактов, и по погодным условиям, и по ограничительным мерам, — пояснил он. — В большинстве субъектов нет никаких факторов, которые могли бы существенно повлиять на распространение вируса: если нет ужесточения мер или если не успела наработаться иммунная прослойка, то дальнейший рост вполне возможен.

При этом в Москве за счет уже сформировавшейся иммунной прослойки, соблюдения масочного режима многими жителями и введения ограничительных мер существует возможность перелома в ближайшее время.

Третья лишняя

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— То, что столица вышла на плато, вполне вероятно, — заявил вирусолог

— Однако к таким предположениям стоит относиться с осторожностью — в конце апреля мы тоже думали, что вышли на плато, но это оказалось не так

Член комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина также считает прогнозы преждевременными.

— Пока сложно сказать, плато это или нет, — сказала она. —– Думаю, это станет понятно в ближайшие две недели.

Кроме того, не стоит исключать и возможность еще одного, третьего, витка эпидемии COVID-19, подчеркнул Александр Лукашев.

— В Москве эта волна будет, скорее всего, заметно слабее первой и второй, а вот в отдельных регионах эпидемия может принести больше потерь, чем предыдущие, — отметил специалист.

Третья лишняя

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров

Разнородность ситуации в разных субъектах подтверждает и Татьяна Соломатина.

— Я нахожусь сейчас в Томской области, здесь в отличие от центральной России ситуация стала ухудшаться только в конце сентября, — привела пример депутат.

Она также обратила внимание, что коронавирусом болеет не только «рядовое население», им заражаются и медики — это сокращает их штат, поэтому врачам часто не хватает рук. При этом, по мнению парламентария, ужесточать уже действующие ограничительные меры не стоит — они уже достаточно жесткие и позволяют контролировать ситуацию

При этом, по мнению парламентария, ужесточать уже действующие ограничительные меры не стоит — они уже достаточно жесткие и позволяют контролировать ситуацию.

Наследственность

Сложно представить, но Джон Рокфеллер, первый долларовый миллиардер, родился в достаточно бедной семье. Отец его, Уильям Рокфеллер, женился на матери Джона во многом только потому, что в приданное отец Элайзы давал 500 долларов.

Отец Джона сперва избрал профессию лесоруба, однако она быстро ему наскучила. Тут-то и проявился азартный характер отца Джона: не желая получать гроши за тяжкий физический труд, Уильям Рокфеллер выдавал разноцветные стекляшки за изумруды, продавал чудодейственные эликсиры, непонятным образом брал первые призы в конкурсах по стрельбе. Так отцу первого миллиардера удавалось держаться на плаву. Многие соседи и вовсе думали, что отец Джона простой бандит, зарабатывающий деньги разбоем и грабежом.

Жизненная философия отца Джона Рокфеллера во многом повлияла на сына. Он часто торговался со мной и покупал у меня различные услуги. «Он научил меня, как нужно покупать и продавать. Мой отец просто натаскивал меня на обогащение!», — напишет впоследствии Джон Рокфеллер.

Примечания

  1. Элвин Тоффлер. Глава 1. Сверхборьба // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  2. Элвин Тоффлер. Предисловие // Метаморфозы власти. — Москва: АСТ, 2009. — 669 с.
  3. Элвин Тоффлер. Глава 4. Разрушение кода // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  4. Элвин Тоффлер. Глава 2. Архитектура цивилизации // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  5. Элвин Тоффлер. Глава 5. Технократия // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  6. Элвин Тоффлер. Конфигурация могущества // Метаморфозы власти. — Москва: АСТ, 2009. — 669 с.
  7. Элвин Тоффлер. Глава 18. Корпоративность означает кризис. // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  8. Элвин Тоффлер. Живые источники энергии // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  9. Элвин Тоффлер. Солнце и другие виды энергии // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  10. Элвин Тоффлер. Технологическое чрево // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  11. Элвин Тоффлер. Глава 15 За пределами массового производства // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  12. Элвин Тоффлер. Глава 20 Возникновение «Производителя для себя» // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  13. Элвин Тоффлер. Глава 3 Невидимый клин // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  14. Элвин Тоффлер. Технореволюционеры // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  15. Часть работы, раньше выполнявшейся продавцами, выполняется покупателем. Например: сборка мебели, подбор товара в супермаркете.
  16. Элвин Тоффлер. Красная пагода // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  17. Элвин Тоффлер. Конец маркетизации // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  18. Элвин Тоффлер. Жизненный стиль «Производителя для себя» // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  19. Элвин Тоффлер. Адекватная семья // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  20. Элвин Тоффлер. Глава 17 Семьи будущего // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  21. Элвин Тоффлер. Скрытая учебная программа // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  22. Элвин Тоффлер. Постстандартизированный разум // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  23. Элвин Тоффлер. Бессмертные существа // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  24. Элвин Тоффлер. Многоцелевые корпорации // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  25. Элвин Тоффлер. Музыкальная фабрика // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  26. Элвин Тоффлер. Бумажная буря // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  27. Элвин Тоффлер. Глава 13 Демассификация средств массовой информации // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
  28. Элвин Тоффлер. Средства дальней связи // Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. — 781 с.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий