Трипольская культура

Верования и идеология трипольцев

Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.

Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.

Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.

Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.

Антропология и генетика

Антропологический тип представителей живших до Трипольцев это северные европеоиды. Они были высокими, имели крупный череп и массивный скелет, лицо было широкое и плоское. Представители же Трипольской культуры — древнего средиземноморского типа, невысокие, узколицые и стройные.

Не найдено ни одной могилы трипольской культуры. И это притом, что одновременно население составляло до 2 миллионов человек, а на протяжении нескольких тысячелетий на территории Украины жило несколько десятков миллионов (а возможно, несколько сотен миллионов) представителей этой археологической культуры. Как хоронили трипольцев, куда делись могилы – загадка.

Первый генетический материал Трипольских жителей был получен в пещере Вертеба Тернопольской области в 2005 году (это не была могила, люди погибли в пещере вследствие обвала). По результатам анализа, опубликованным в 2010 году, ученые пришли к заключению о родстве этого народа с другими культурами известными в истории неолита. Стало понятно, что у населения Триполья в основе были гены людей, проживающих ещё до неолита от Карпат до Северного Причерноморья, а по материнской линии корни ведут в малую Азию (видимо, похожие Х-хромосомы были у жителей Малой Азии).

По антропологическим данным ученые определили, что среди населения этой древней цивилизации были как крупные протоевропейцы, так и хрупкие представители средиземноморья. Особенно это хорошо прослеживается по могилам позднего периода, например найденным около села Выхватинцы. Женские скелеты в этих захоронениях были крупными и явно принадлежали протоевропейцам, а мужские кости были тоньше и принадлежали к средиземноморскому типу.

Периодизация

Реконструкция жилья трипольской культуры. Тернопольский областной художественный музей

Предметы из поселения близ села Русештий Ной Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3650 год до н. э.

Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3600 год до н. э.

Предметы культа. Трипольская культура. 4 — первая половина 3-го тысячелетия до н. э.

Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Трипольская культура. 3500—3400 гг. до н. э.

По периодизации Т. С. Пассек выделяются три этапа развития трипольской культуры:

  • Ранний этап (Триполье A) — середина  — вторая половина 4-го тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углублённым орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско), меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
  • Средний этап (Триполье B — Триполье C1) датируется серединой 4-го тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
  • Поздний этап (Триполье C2) датируется 3150—2650 гг. до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Хозяйство

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплым и влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, , просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных), свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры. В отличие от региона степной андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры Северного Причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5—2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собирательством. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские посёлки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Палеогенетика

Изучение останков из пещеры Вертеба около села Бильче-Золотое в Тернопольской области, относимых к периоду 3600—2500 гг. до н. э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к митохондриальным гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Местная (автохтонная) линия в останках трипольцев оказалась преобладающей. В 2017 году были опубликованы митохондриальные гаплогруппы H, H1b, H5a, H5b, HV, T2b, U8b1a2, U8b1b, а также K и W. Находка у двух образцов митохондриальной гаплогруппы U8b1 может свидетельствовать о связи трипольцев с популяциями верхнепалеолитической Европы.

У четырёх трипольцев из пещеры Вертеба определена Y-хромосомная гаплогруппа G2a (три носителя G2a2b2a и один G2a), также характерная для культур балканского неолита, у одного — Y-хромосомная гаплогруппа E.

У четырёх женщин с двух позднетрипольских (3500—3100 лет до н. э.) стоянок в Молдавии (Покровка V (Pocrovca 1, Pocrovca 2, Pocrovca 3) и Гординешти I (Gordinești)) определили митохондриальные гаплогруппы K1a1 (Pocrovca 1), T1a (Pocrovca 3), T2c1d1 (Pocrovca 2), U4a1 (Gordinești). Анализ PCA показал, что образцы Gordinești, Pocrovca 1 и Pocrovca 3 сгруппировались с более поздними образцами культуры колоколовидных кубков из Германии и Венгрии рядом с четырьмя мужчинами-трипольцами из пещеры Вертеба, в то время как образец Pocrovca 2 попал в кластер культуры линейно-ленточной керамики рядом с неолитическими земледельцами из Анатолии и Старчево. Три из этих образцов также показали значительное количество степной родословной, что предполагает приток в генофонд трипольцев людей, связанных, например, с украинским мезолитом. Степной компонент появился в сельскохозяйственных сообществах Восточной Европы, возможно, уже в 3500 году до нашей эры, что согласуются с гипотезой о продолжающихся контактах и постепенном смешивании прибывающих степных и местных западных популяций.

Шаги воскрешения

Первое точное упоминание о «расписной неолитической керамике» принадлежит не археологу, а именно антропологу и этнографу. Им был Фёдор Кондратьевич Вовк. Этот пирятинский разночинец добрую половину жизни провёл в Швейцарии и Париже, работал с европейскими камеральными артефактами долго и плотно. Оттого, должно быть, первым «сделал стойку» на публикацию Викентием Хвойкой результатов раскопок в усадьбе Зайцева на улице Кирилловской в Киеве, затем всемирно прославленных под названием «Кирилловской стоянки». Если бы не более представительные во всех отношениях раскопки того же Хвойки чуть позже на Девич-горе в местечке Триполье при прокладке железной дороги, то Триполиаду вполне могли бы назвать «Кириллиадой». Хотя бы по принципу приоритета в описании вновь обнаруженной археологической культуры…

Модель саней. 4300–4100 гг. до н. э.Керамика; выс. 6,2 см, длина 9,2 см, шир. 4,7 см. Инв. № ПКП 48

Михаил Сергеевич Грушевский в предисловии к первому и второму изданиям «Истории Украины-Руси» придал находкам «нового расписного мира» академическую основательность. Причём во втором львовском издании 1911–1912 годов следует авторский «привет потомкам»: мол, между двумя изданиями нашей работы накопали много нового, кардинально меняющего наши представления…

Петербурженка Татьяна Пассек начала активно копать памятники трипольской культуры с 1924 года. Многочисленные трения с «местными» заставили её сначала вернуться в Питер к мужу-художнику. И уж потом, когда в УССР было репрессировано и «свёрнуто в бараний рог» всё более-менее постоянное в местной «истории материальной культуры», мадам Пассек снова оказалась «на коне» и сняла все возможные пенки славы в публикации трипольских материалов…

Ритуальный фаллос. 4500–3000 гг. до н. э.Керамика; выс. 6,3 см, длина 16 см. Инв. № ПКП 49

История освоения отечественной наукой «родной до боли» трипольской культуры весьма напоминает анекдот Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» — о турецком астрономе, открытию которого поверили лишь тогда, когда он доложил о нём «в европейском костюме». Трипольеведение в тогдашнем Союзе шло «ни шатко ни валко», пока в середине 1950‑х не опубликовали с помпой переводные произведения Гордона Чайлда по археологии Ближнего Востока и Балкан. На этой модной волне все вдруг заметили написанную ещё в 1953 году первоклассную работу Сергея Бибикова по раннетрипольскому поселению Лука-Врублевецкая на Поднестровье. Через несколько лет тогда уже «Могучий Биб», директор киевского Института археологии АН УССР, уверенно возглавил «трипольское направление». Только специалисты помнили к тому времени о том, что «Биб» поднял трипольскую тематику на плечах своего учителя Бонч-Осмоловского. И только профессионалы могли оценить в тени «Биба» такого блестящего интерпретатора трипольских орнаментов, как Валентин Даниленко. По слухам, он был ветераном военной контрразведки «Смерш» и человеком с невыносимым характером. При единственной встрече с этим «трипольским гением» в Институте, который в 1977 году и позже располагался в корпусах Выдубицкого монастыря, автор, признаться, принял его за завхоза… А между тем «Валик», первый подлинный «трипольский романтик», способный «выдать интерпретацию на основании двух черепков», засеял то нынешнее немереное поле «Трипольского возрождения», на котором кто только не вырос — от рано ушедшего «астроархеолога» Николая Чмыхова до универсального трипольеведа Михаила Видейко, с которым автор имел честь окончить общий курс истфака Киевского университета выпуска 1982 года. Но даже дальновидный (и при этом по‑немецки скрупулёзный) Миша не мог представить себе, какой бум развернётся на благословенной украинской земле вокруг трипольских культуры и орнамента в XXI веке!..

Амфора шаровидная. 3700–3500 гг. до н. э.Керамика; выс. 11,6 см. Инв. № ПКП 56

Небольшое отступление

Здесь необходимо небольшое отступление. За то время, что длилось по предположениям археологов, раннее Триполье, то есть примерно за 400 лет, культура менялась, и вполне естественно, что более поздние поселения заметно отличались от первых. Чтобы проследить развитие, эволюцию культуры, необходимо знать последовательность изменений.

Здесь на помощь археологам приходит понятие «тип памятника». Что это такое? Имеется в виду совокупность археологических объектов (поселений, могильников), одновременных, занимающих определенную территорию и обладающих общими четко выраженными чертами.

Последовательно сменяющие друг друга во времени тины памятников являются как бы звеньями единой цепи культурного развития на данной территории

Выделение типов памятников особенно важно для культур большого территориально-хронологического диапазона. Благодаря работам Т

С. Пассек, Ю. Н. Захарука. Е. К. Черныш, Т. Г. Мовши, В. Г. Збеновича создается общая схема развития трипольской культуры, где каждое поселение занимает строго определенное, отведенное ему место. В этой схеме есть ряд пробелов, «пустых клеток», означающих, что далеко не все еще найдено. Не случайно поэтому материалы поселения Окопы вызвали у археологов большую радость. По их мнению, Окопы — как раз поселение, которого не хватало, оно точно заняло некую лакуну в развитии раннего Триполья. И этим подтвердило предположения археологов, оставивших незанятое место в своей системе.

Не так-то просто бывает выделить тин памятника и не спутать, например, стадиальные черты с чертами культуры. Возвращаясь к вопросу о корнях нашего Триполья, следует сказать, что те черты общности, которые видят некоторые специалисты у буго-днестровского неолита с ранним Трипольем, если смотреть «другими глазами», оказываются не общими для культур, а общими для стадий развития и, значит, свойственными, естественно, очень многим культурам и на огромных территориях.

Например, роговые мотыги. Они есть в буго- днестровской культуре и в Триполье тоже есть. Но в каких культурах их нет? Они везде, где земледелие становится основным занятием людей. Можно назвать и многие другие признаки, которые могут быть общими и тем не менее говорят только об общем методе ведения хозяйства, способе производства, но не об общей культуре. Даже вид орнамента не является иногда отличительным признаком. Спиральный орнамент, который так характерен для Триполья, распространен на огромной территории от Малой Азии до Днестра. Глиняная пластика тоже. Но это вовсе не значит, что на всем этом пространстве господствовала единая культура, наоборот — их было великое множество.

Трипольский язык

Проанализировав славянские языки, лингвисты выделили слова неизвестного происхождения, которые не имеют предпосылок в родственных индоевропейских языках – германских, романских, индийских, иранских и т.д. Такая же кропотливая процедура была проведена и с древнегреческим языком. В итоге исследователи получили пласт лексики, которая неизвестно откуда взялась. Но поскольку что-то из ничего не возникает, то считается, что «неведомые науке» слова унаследованы из языка общества более древнего, жившего на данной территории прежде. То есть – трипольского.

И что же это был за язык?

Учёные считают, что главной особенностью языка трипольской культуры было превалирование в нём слов с открытыми слогами. Следы точно такой же языковой структуры обнаруживаются на Крите и в Малой Азии. Это указывает на то, что язык носителей трипольской культуры, скорее всего, принадлежал к группе древних черноморско-средиземноморских.

В древнеславянском языке слоги тоже были приемущественно открытыми, имелась тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных. Но из всех славянских, в украинском языке эта тенденция сохранилось наиболее явственно. Также, украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры и наибольшее количество слов. В частности: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб, а также имена и культы некоторых языческих богов и названия географических объектов.

По мнению Ю.Мосенкиса, украинский язык позаимствовал у «трипольского» те звуковые черты, которые сейчас осознаются как его особая «милозвучность». Как считает автор, именно благодаря связи с «трипольским», украинский язык, в отличии от русского или польского, относится к группе средиземноморских.

В Среднем Поднепровье памятники энеолитического времени представлены поселениями земледельческо-скотоводческих племен трипольской культуры, получившей название от с.

Триполье на Киевщине, в районе которого были исследованы наиболее характерные ее памятники. Племена трипольской культуры расселялись с Южного Побужья и Поднестровья до Днепра еще в начале III тысячелетия до н. з., заняв часть территории неолитических племен на правобережье Днепра..Поселения трипольской культуры размещались на лессово-черноземных плато и состояли из нескольких десятков построек, расположенных, как правило, по кругу, иногда несколькими кругами с площадью посредине.

Жилища в основном наземные, хотя известны и полуземлянки. В хозяйстве трипольцев наряду с мотыжным и, вероятно, пахотным земледелием (с применением тягловой силы — быка) развивалось скотоводство. Определенную роль в хозяйстве продолжали играть охота, рыболовство и собирательство.Высокого совершенства достигли трипольцы в изготовлении глиняной посуды. Ее лепили руками, но обжигали в специальных горнах и украшали многоцветной росписью.

Орнамент на посуде имел магическо-культовое значение и был связан с представлениями людей об окружающей природе. Идеология трипольского населения тесно связана с культами плодородия и предков, обожествлением сил природы.
Порядок трипольского общества был близок к военной демократии(возникли военные отряды). Трипольское общество было конфедерацией племенных союзов, и в основе общественного устройства лежали матриархальные, а впоследствии патриархальные отношения.

Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, животноводство; в сфере общественных отношений — переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений и элементов частной собственности; в сфере быта — построение больших глиняных построек, образование протогородов с населением почти 15-20 тыс. жителей; в духовной сфере — доминирование символов плодородия, материализации их в символы благополучия (женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды и др.)

Поселения и хозяйственная деятельность

Быт и хозяйство племен развивалось на очень высоком уровне. Как мы упоминали выше, одним из показателей развитости трипольской культуры была керамика. Из тонкой, гладкой, практически идеально выполненной основы изготавливали блюдца, тарелки, чаши, кувшины. Все изделия украшались аккуратными орнаментами, повествующими об истории, повседневности и верованиях народа.

Отдельного внимания заслуживают женские глиняные фигурки – по детализации и позам статуэток можно проследить культурный и религиозный рост трипольцев (рисунок 3).

Плодородные черноземы и мягкий умеренный климат позволял народу вести хозяйство в следующих направлениях:

  1. Выращивание зерновых культур: просо, ячмень, бобы, пшеница, а также фруктовых: абрикосы, сливы, яблоки, груши и даже виноград. Стоит отметить, что благодаря трипольцам на территории Украины появились первые вишни.
  2. Скотоводство и одомашнивание животных: помимо мясомолочного направления, трипольцы задействовали крупный рогатый скот для обработки земли с помощью плуга. Диких лошадей они приручали, поя жеребят коровьим молоком. В поселениях присутствовали и домашние животные – собаки, кошки.
  3. Охота и рыболовство: для легкой охоты трипольцы использовали луки и стрелы с каменными наконечниками.
  4. Гончарство: создание посуды и утвари, а также отделка жилищ.
  5. Обработка металла (топоры, серпы, ножи): цеха по обработке устанавливали рядом с месторождением руды.
  6. Ткачество: задействование шерсти и хлопка, тканевых красителей. Однако большая часть одежды и обуви изготавливалась из шкур животных и меха.

Рисунок 3. Поселения и хозяйство того времни были достаточно развитыми

Поселения создавались на основе семейных кланов рядом с водоемами вдоль лесополосы. На первых этапах развития в каждом поселке находилось не больше 10-15 жилищ.

Уникальная архитектура, элементы которой использовались вплоть до XX столетия н.э., говорит о высокой развитости трипольской культуры в строительстве:

  1. Каркас дома создавался из древесины или коры ивы, покрывался сверху смесью глины и половы (побочном продукте обработки зерновых). Для поддержки крыши использовались деревянные столбцы. Форма крыш была разной – от плоской и округлой, до двухскатной.
  2. Пол, стены и оконные проемы также изготавливались из глины, после чего покрывались сверху краской белого, коричневого или красного цветов.
  3. В каждом доме устанавливалась печь, которая отапливала помещение в холодные ночи.

Самый необычный факт – это сжигание поселений после переезда на новое место. Жители одного поселка переселялись спустя 50-70 лет проживания и уничтожали в огне все, что построили ранее. Это было необходимостью, поскольку за два-три поколения лес вырубался, а ресурсы земли опустошались.

Трипольская культура

Трипольская культура, зарожденная в Киевской области Украины, является археологической культурой эпохи энеолита, распространявшейся на территории от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии это явление называли культурой Кукутени.

Трипольская культура захватила территорию Запрутской Молдовы, Молдавию, Правобережную Украину и развивалась на протяжении 1500 лет. Отличительной чертой данной культуры является то, что она тесно переплеталась с балканскими традициями, а также находилась на границе ареала земледелий, что позволяло ее носителям осваивать и заселять новые территории.

Археолог из Киева В. В. Хвойко стал первооткрывателем памятников трипольской культуры, дающих представление о первых земледельцах. В 1899 году состоялся XI Археологический съезд, в рамках которого Хвойко выступил с докладом под названием «Каменный век Среднего Приднепровья», отнеся изученные им памятники к особой неолитической культуре.

После исследований Хвойко у села Петрены около Бельцы Э. Р. Штерном были проведены раскопки, давшие возможность изучить другую сторону трипольской культуры. Работа Штерна в течение долгого времени представляла собой единственный сборник материалов, связанных с западной расписной керамикой.

Зачатки трипольской культуры появились в Буго-Днестровском бассейне, благодаря неолитическим племенам, которые на протяжении долгих тысячелетий проживали на данной территории, обладали мотыгами и серпами, проводили постройку не только землянок, а даже прямоугольных домов с печами в виде каминов, одомашнивали диких животных.

На сегодняшний день общий объём научных достояний, имеющих непосредственное отношение к культуре Триполья, впечатляет своей масштабностью. Известно свыше полутора тысяч работ, посвященных трипольской культуре. За время проведения научных операций было обнаружено и изучено огромное количество поселений и археологических памятников.

Керамика трипольцев как символ познания Космоса

Этот народ, как будто осознавал себя частицей Космоса и жил по его законам. Говоря об этом явлении в трипольской цивилизации, нужно рассмотреть главнейшее священное ремесло Триполья – гончарство. В глубокой древности гончары могли быть волхвами, жрецами, ведунами и вещунами. Они владели тайнами знаниями о космической и земной жизни. Это было отражено на орнаментах трипольской посуды.

Фото: commons.wikimedia.org

Через оригинальность изготовления и символику ее орнамента, племена трипольцев до сих пор остались загадочными для нас. На ранней стадии своего развития, трипольцы лепили глиняную посуду руками, не имея гончарного круга. Орнамент на керамику наносили в основном тремя природными красками – белой, жёлтой и красной. Рисунок был разнообразным, имел неисчислимое количество спиралей, кругов и волнообразных лент. На трипольской керамике можно увидеть мистические изображения животных и человека. Откуда трипольцы могли брать примеры такого разнообразия орнаментов? Из своего глубокого понимания земного Бытия или целостной картины Космоса? Никто не даст ответа на этот вопрос! Очевидно, он остался в глубокой древности вместе с этими загадочными племенами. Но рисованная ими керамика, языком символов и знаков, до сих пор зачаровывает земное человечество своей могущественной и таинственной магией.
Поразительным является и то, что в основном, трипольская посуда была стандартизированной: в большинстве случаев объем посуды был равен мужской пригоршне, а это приблизительно 84 грамма. Воображение устройства Мира, мифологические представления и занятие искусством было у трипольцев единым целым. В своем глубоком сознании эти племена представляли Мироздание в парности, триединости и четырехизмерности. В этом они видели закон Мирового порядка.
Парность изображается в основном в двух перекрещенных линиях, которые образовывают крест – знак Огня, одного из самых мощных космических сил. Часто концы креста загибали, и образовывался символ свастики, что символизировал движение Огня.
Трипольские рисунки были триедиными. Самым популярным из них – три Колоска, которые олицетворяли Древо Жизни. Этот Колосок „разрастался“ до самого Солнца, и превращался в триединое древо в Галактике.

Солнце

Изображение четырех Солнц, которое часто встречается на керамике, не только воссоздает круговорот движения Солнца, но и четырехизмерность Мира: четыре стороны света, четыре фазы Солнца, четыре времени года и четыре праздника в их честь. В разрисованной керамике часто изображаются рядом два Солнца. Исследователи в этом усматривают антропоморфный образ Вселенной: Солнце – это ее глаза. Вместе с этим, четыре Солнца дополнялись и такими рисунками, как прямыми и косыми крестами, фазами Луны, парными листками растений. Все рисунки очень яркие, содержательные, и насыщенные символикой. Некоторые трипольские сосуды изображались с четырьмя ножками или рожками с четырех сторон. Такое восприятие мира трипольцев ученые стали называть «световидностью». Образ «Световида» нашел свое продолжение в мировоззрении славян. Он обозначал единство прошлых, настоящих и будущих поколений. У славянских народов праздники солнца припадают на каждое время года – Коляда, Пасха, Купала, Калита. Триединство в трипольских орнаментах изображалось вертикально, что символизировало рост вверх, а четырехизмерность – горизонтально, обозначая развитие и разрастание.

Поселения

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Исследование трипольского поселения в Небелевке, позволило сделать вывод о том, что летом в Небелевку стекались целыми семьями жители небольших поселений в радиусе 100 км. Она функционировала как место ритуальных собраний. Сюда приносили с собой вещи, посуду, еду, пригоняли домашних животных. Здесь совершали совместные ритуалы. Предварительно строили дома собраний и храмы, оборудовали площадь для всенародных торжеств, сооружали заградительный ров. Для проживания возводили жилые дома, которые сжигали после одного или нескольких посещений. Зимой в Небелевке оставалось жить небольшое число людей.

Трипольцы в бассейне Южного Буга создали протогорода-гиганты, размеры которых доходили до 250—400 га (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Небелевка — 320 га, Тальянки — 400 га), а население — до 10-15 (по другим оценкам 20-24) тыс. человек.

Культура и вера первобытных людей

Религия — вера человека в сверхъестественные силы исуществование богов.

Посредством их человек пытался объяснить то загадочное инепонятное, а возможно и пугающе, существовавшего в природе. Первые религиозные верования появились в среднем палеолите 150-35 тыс. лет назад у неандертальцев. Не каждый человек знал, как говорить с духами, задобрить или изгнать их. Со временем появились шаманы, колдуны, жрецы,которые знали заговоры, заклинания.

их звали, когда болел человек или умирал скот. Все эти формы религии тесно переплелись между собой, что в конечном итоге привелодо появления культа богов. Культ — Способ поклонения богам.

Палеолитическое искусство состоит издвух основных групп произведений: малые форты — Мелкая скульптура, резьба,роспись на предметах хозяйственного назначения, на кости, роговые, каменныхплитах и т.п.; монументальное искусство — Наскальные, чащепещерные, росписи, графика, рельеф.

Примечания[править | править код]

  1. Кукутени / Пассек Т. С. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 990 стб.
  2. Кукутени / Пассек Т. С. // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  3. В. А. Дергачев, И. В. Манзура. Погребальные комплексы позднего Триполья : Свод источников / Отв. ред. В. Я. Сорокин; АН ССР Молдова, Отд. этнографии и искусствоведения. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 333 с. — ISBN 5-376-01192-5.
  4. Санжаревский И. И. // Политическая наука и искусство управления (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект) / Авт. и сост.Санжаревский И. И., РАНХ и ГС,Тамбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Тамбов, 2019.
  5. Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы в 8 т. Том 1. Древняя Европа. / Отв. ред. Е. С. Голубцова — М.: Наука, 1988. — С. 80
  6. Круц С. И. Антропологические материалы позднетрипольского могильника у с. Чапаевка // Раннеземледельческие поселения-гиганты трипольской культуры на Украине. — К., 1990. — С. 103.
  7. Зиньковский К. В. Антропологическая характеристика материалов из второго грунтового могильника у с. Усатово // Новые археологические исследование на Одесчине. — К., 1984. — С. 34-43.
  8. Потехина И. Д. Антропологические материалы из могильника Маяки // Патокова Э. Ф., Петренко В. Г., Бурдо Н. Б., Полищук Л. Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. — К., 1989. — С. 125—133.
  9. Алексеева Т. И. Истоки антропологических особенностей славян // Антропология и геногеография. — М., 1974. — С. 44.
  10. Пассек Т. С. Периодизация Трипольских поселений (III—II тысячелетие до н. э.). — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. — С. 20. — 245 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 10).
  11. Корвин-Пиотровский А. Г. Трипольская культура на территории Украины. // Трипольская культура в Украине: поселение-гигант Тальянки: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Г. Корвин-Пиотровский, Ф. Менотти; Институт археологии НАН Украины. — К.: , 2008. — 256 с. — С. 21. — ISBN 978-9-66-024944-8.
  12. Кременецький К. В. Палеоэкология древнейших земледельцев и скотоводов Русской равнины. / Институт географии АН СССР. — М.: Наука, 1991. — 193 с.
  13. Videiko M. Yu. // Trypillya culture proto-cities. History of investigations = Трипільські протоміста. Історія досліджень (англ.) / Institute of Archaeology, National Academy of Sciences of Ukraine. — Kiev, 2002. — P. 103—125. — 144 p.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий