Значение творчества лермонтова для молодого поколения 21 века и для современной русской литературы

Судьба поколения

Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия «Дума». По своему жанру она напоминает стих «Смерть поэта». Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать.

Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в «Гражданине».

Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

Биография Лермонова кратко

Михаил Лермонтов был русским романтическим писателем, поэтом и живописцем, которого иногда называли «поэтом Кавказа».

Лермонтов родился в Москве в солидной семье. Его отцовская семья произошла от шотландской семьи Лермонт, и ее можно отследить у Юрия Лермонта, шотландского офицера польско-литовской службы. Отец Лермонтова женился на Марии Арсеньевой. 15 октября 1814 года в Москве, куда временно переехала семья, Мария родила сына Михаила.

Брак оказался неудачным, и вскоре супруги разошлись. Точные причины развода до сих пор неизвестны. Биограф Висковатов предположил, что раздор мог быть вызван связью Юрия с молодой квартиранткой, которая работала в доме.

Елизавета Арсеньева начала грозную битву за своего любимого внука, пообещав лишить его наследства, если его отец увезет мальчика с собой в Кропотово. Стороны решили, что мальчик должен оставаться с бабушкой до 16 лет.

В 1817 году Елизавета Алексеевна перевела внука в Пензу. В 1821 году они вернулись в Тарханы. Довольная бабушка не жалела средств для того, чтобы обеспечить молодому Лермонтову лучшее образование и образ жизни. Живя с бабушкой, Михаил почти не встречался с отцом.

Интеллектуальная атмосфера, в которой вырос Лермонтов, напоминала ту, в которой рос Александр Пушкин.

В феврале 1829 года тринадцатилетний Лермонтов сдал экзамены и поступил в 5 класс школы-интерната для дворянских детей. Короткое стихотворение «Весна», опубликованное в 1830 году любительским журналом « Атенеум », ознаменовало его неофициальный дебютный выпуск.

В интернате Лермонтов оказался исключительным учеником. Он преуспел на экзаменах 1828 года; он читал стихотворение Жуковского, исполнял скрипичную этюду и получил первую премию за свой литературный очерк.

В 1830 году Лермонтов поступил на филологический факультет Московского университета. «Мелкое высокомерие» (как говорит Скабичевский) помешало ему присоединиться к любому из трех кружков радикальных студентов. «Все видели, что Лермонтов был противен, груб и дерзок, и все же в его твердой скорби было что-то заманчивое», — признался сокурсник Вистенгоф.

Лермонтов принимал активное участие в пресловутом скандале в Малове 1831 года (когда из толпы вытеснил непопулярного профессора из зрительного зала), но формально не был выговорен. Юрий Лермонтов оставил дом Арсеньевой навсегда и через некоторое время умер. Некоторое время Михаил всерьез подумывал о самоубийстве.

На второй год обучения у Лермонтова начались серьезные стычки с несколькими его профессорами. Он решил уйти, а в 1832 году получил двухлетний диплом.

5 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

Творчество Лермонтова кратко (самое важное), описание произведений

Михаил Юрьевич Лермонтов, русский писатель, творчество которого оценить невозможно. За короткие 26 лет своей жизни этот писатель создал сотни великих произведений, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

По-настоящему серьезно Лермонтов увлекся поэзией, учась в Московском благородном пансионе. В этот период написаны поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Демон» и «Монолог». В произведениях Лермонтов рисует образ измученного духовно человека, вступающего в бой с обществом, настоящего романтического героя. В этих поэмах мы видим мрачное настроение, глубокие размышления о жизни и судьбе.

Пик творческой деятельности приходится на 30-е годы XIX века. Лермонтов заканчивает пансион. В этот период происходит подавление восстания декабристов. Одним из самых ярких стихотворений Лермонтова этого периода является «Предсказание», в котором поэт выражает свою надежду на перемены в обществе «Настанет год… Когда царей корона упадет».

В эти годы Лермонтов поступает в Московский университет и продуктивно пишет стихи и поэмы. Он пытается выразить в стихах движение своей души. Драма «Странный человек» имеет много автобиографических мотивов, связанных с переживаниями автора.

После окончания школы прапорщиков Лермонтов живет в Петербурге и наблюдает за жизнью светского общества. Его негативные наблюдения стали основой драмы «Маскарад», написанной в 1834 году. В драме он отразил критику нравов светских личностей.

В 1837 году Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта» после известия о смерти Пушкина. Он тяжело переживал его смерть Стихотворение пропитано страданием и резкой критикой не только убийцы, но и властей. За это Лермонтова сослали на Кавказ.

Именно здесь были написаны лучшие произведения писателя «Узник», «Молитва», «Желанье», «Бородино», «Герой нашего времени». Эти работы навеяны наблюдениями за военными действиями, общением с декабристами, желанием быть свободным. Символом ссылки является стихотворение «Узник», в котором ярко проявился мотив прекрасной свободы и заточения.

Особенно известным стал роман «Герой нашего времени», в котором Лермонтов создал героя с противоречивым характером, который мечется и не находит в мире своего уголка, цели жизни. В романе отразились мрачные настроения автора, который находился в тяжелой жизненной ситуации и размышлял о человеке и его психологии.

Поэт возвращается из ссылки в Петербург, где создает «Песню про царя Ивана Васильевича…». Он ведет спокойную жизнь, пишет, общается с другими писателями и входит в среду петербургских литераторов.

В 1840 году за дуэль с Э. де Барантом Лермонтов был снова сослан на Кавказ. Михаил Юрьевич участвует в военных действиях и даже заслуживает награду за мужество и отвагу.

Он приезжает в Петербург в 1841 году, но ему отказано в награде и приказано покинуть столицу. Лермонтов получает разрешение остаться в Пятигорске, чтобы полечиться.

В своем блокноте писатель оставляет свои последние стихи: «Утес», «Тамара», «Листок», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу». В каждом из стихов можно увидеть итог жизни писателя. Особенно интересно в этом плане стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором поэт говорит,что не хотел бы скорой смерти. И он её предсказал.

Во время лечения он встретился со старым товарищем, Н. Мартыновым, поссорился и был убит на дуэли. Многие осознали в тот момент, что литература «осиротела» и лишилась множества великих произведений.

Главные темы и мотивы в творчестве Лермонтова

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска “с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков”. В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…».

Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Своеобразие языка

Своеобразие лермонтовского языка лучше всего можно понять, разобрав его произведения. В стихотворении «Парус» — это выражение грусти, печали, ожидание бури в значении борьбы. При этом непонятно, за что конкретно происходит эта борьба, остается неясно, к чему она должна привести.

Слова «Увы! Он счастия не ищет» занимают самую сильную конечную позицию глагола движения. «И не от счастья он бежит», — это один из смысловых центров произведения. Получается, что борьба и тревога духа — это спутники стремления к недостижимому идеалу, отказу от достигнутого.


Смотреть галерею

«Парус» — это своеобразный чертеж художественного мира автора, на примере которого можно увидеть своеобразие творчества Лермонтова. Романтическое противопоставление навсегда потерявшей гармоническую целостность личности.

Например, двойное отрицание в строках «Нет, не тебя так пылко я люблю», говорящее о напряженных чувствах и поиске возможности снять любовное напряжение. Своеобразие творчества Лермонтова — это способ приподнять личность над противоречивостью жизни, а не погрузить ее внутрь конфликта, как может показаться на первый взгляд. Даже непримиримая борьба жизни и смерти в его творениях возвышает дух человека над обстоятельствами.

Михаил Юрьевич Лермонтов: краткая биография

Михаил Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 г. Отец, Юрий Петрович Лермонтов, происходил из древнего шотландского рода, основателем которого являлся полумифический бард Томас Лермонт. В 1613 г. поручик Джордж Лермонт попал в плен и поступил на службу к русскому царю.

Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы

Мария Михайловна Арсеньева вышла замуж в 17 лет по любви. Для жениха это была блестящая партия, поскольку род был знатным, старинным, но обедневшим. Мать Марии, Елизавета Алексеевна, с первых дней была против этого брака, но ее усилия были тщетны.

Тарханы

После свадьбы молодые жили в Тарханах. Бабушка обожала своего единственного внука. А мать любила музицировать на фортепиано, держа малыша на коленях. В 1817 г., не дожив 3 недели до 22-х лет, Мария скончалась от быстротечной чахотки.

У Юрия Петровича не было средств для воспитания сына так, как хотела аристократическая родня. Бабушка забрала Мишу к себе, заверив отца, что внук (ее наследник) будет жить у нее до 16 лет, а по всем вопросам она будет советоваться. Однако, впоследствии, она запретила даже свидания отца с сыном.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожд. Столыпина (1773—1845), бабушка М. Лермонтова

У мальчика было слабое здоровье, у него регулярно появлялись симптомы золотухи. Худенький барчонок с сыпью по телу часто подвергался насмешкам. Когда ему исполнилось 10 лет, они с бабушкой поехали на кавказские минеральные воды.

Миша познакомился с 9-летней девочкой и у него проснулось неясное, но глубокое чувство, которое он не смог забыть. Здесь же он влюбился в величественные пейзажи Кавказа.

С 1825 г. начались занятия. Но учителя немногое сумели дать любознательному мальчику. Он «проглатывает» книги из богатой библиотеки усадьбы.

Москва

В 1829 г. Елизавета Алексеевна с внуком уезжают в Москву для подготовки к поступлению в 4-й класс пансиона. Подросток в совершенстве знает четыре европейских языка, читает в подлиннике произведения известных литераторов, отлично рисует и разбирается в искусстве. В пансионе подросток пробыл два года.

1830 год. Поэт влюбляется в Вареньку Лопухину. Это чувство, постепенно превратившись в искреннюю дружбу, останется с ним до последнего дня. Поступает в университет и пишет знаменитое «Предсказание».

На экзаменах, после окончания второго курса, которые предусматривали знание риторики, геральдики и нумизматики, юноша демонстрирует невероятные познания в этих науках, но не сообщает ничего из лекционного материала. Экзаменаторы единодушно посоветовали всезнайке покинуть стены учебного заведения.

Михаил переезжает в столицу и поступает в Школу юнкеров, которую оканчивает в 1834 г.

Кавказ

В 1837 г. погибает А. С. Пушкин. Лермонтов «изливает горечь утраты» в стихотворении «Смерть Поэта», где гневно обличает великосветское общество. Он был арестован. Вскоре, благодаря связям Арсеньевой, переведен в полк, дислоцирующийся на Кавказе. Там он пробыл менее полугода.

Этот небольшой промежуток времени изменил Лермонтова. Живописная природа, жизнь простых горцев, фольклор нашли свое место в его произведениях. Кавказ словно обновляет юношеские грезы, и поэт создает «Демона» и «Мцыри».

Первая дуэль

В начале 1840 г. на балу у графини Лаваль случился конфликт между французом Э. Барантом и Лермонтовым. Спустя несколько дней, состоялась дуэль. Барант промахнулся, а Лермонтов стрелял в воздух. В марте Лермонтова арестовали, а через месяц перевели на Кавказ.

Вторая дуэль

У поэта были мрачные предчувствия и, к сожалению, они оправдались. По пути к месту службы он заехал в Пятигорск, где поссорился со знакомым по юнкерской школе Николаем Мартыновым.

Лермонтов словно сам искал смерти, он постоянно подшучивал над Мартыновым по поводу его черкески. И даже увещевания последнего, прекратить свои шутки в обществе, не остановили насмешек поэта. Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Лермонтов стрелял в воздух, Мартынов — в грудь поэту.

Похоронили поэта через два дня в Пятигорске. Спустя полгода, Е. А. Арсеньева по разрешению императора перевезла тело любимого внука в Тарханы.

Интересен факт, что П. А. Столыпин и М. Ю. Лермонтов являются троюродными братьями.

Видео

В этом видео дополнительная информация о биографии М.Ю. Лермонтова.

https://youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

МирТесен

Доклад про Лермонтова сообщение

Имя знаменитого талантливого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова известно во всем мире. Его короткая жизнь была насыщена яркими событиями — радостными и печальными, известными именами. Все это сказалось на богатом духовном мире поэта, его творческой деятельности.

Отец Лермонтова — Юрий Петрович — не имел отношения к знатному роду, был дворянином. Это стало препятствием для его женитьбы на Марии Михайловне — представительнице потомков Столыпиных. Однако брак все-таки состоялся.

В 1814 году в семье родился Михаил Юрьевич, который с детства ощутил результат неравного брака в виде ругательств и непонимания между родителями.

Однако это продолжалось недолго. Нервные потрясения привели молодую женщину к обострению болезни и она скончалась. Отец переехал в Тульскую волость, поселившись там в родовом имении.

Оставшись на попечении бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, мальчик стал смыслом ее жизни. Михаил тяжело перенес разлуку с отцом и раннюю смерть матери.

Тем не менее он был окружен заботой и вниманием пожилой женщины настолько хорошо, что у него не было свободного времени страдать. В усадьбе в Тарханах он с интересом брался за игру на музыкальных инструментах, занимался лепкой

Образование на дому, благодаря стараниям бабушки, было на высоком уровне. В результате он был хорошо подготовлен для поступления в учебные заведения, знал французский и немецкий языки, много читал.

Первая поездка на Кавказ стала запоминающимся событием в его жизни, хотя цель посещения была не столь радостной. Мальчику необходимо было укрепление здоровья, так как он был слишком болезненным. Бабушка сопровождала внука повсюду.

В 1828 году Лермонтов стал студентом Московского благородного пансиона. Годы, проведенные в его стенах, связаны с первым творческим опытом. Большие по объему произведения Лермонтов пишет обучаясь в университете Москвы. Однако закончить его не удается. Этому мешает противоречивый характер юноши и ссоры с преподавателями.

На этом обучение его не заканчивается. Молодой человек поступает в 1832 году в военную гимназию. В это время события, связанные с гибелью А. С. Пушкина, он описывает в стихотворении «Смерть поэта». За попытку выразить на бумаге призыв к революции Лермонтова ссылают на Кавказ. Однако он не унывает, находя там себе занятия по душе в знакомстве с природой, увлекается основами живописи, местными достопримечательностями.

Молодой человек во время студенческих лет часто влюблялся. Но каждый раз знакомство заканчивалось драмой. То же самое было и в отношениях с Варварой Лопухиной, которая оставила юного поэта ради другого мужчины, что ранило душу Лермонтова.

После этой поездки поэт проживет еще всего четыре года. Но те произведения, которые он написал за это время, стали его лучшим поэтическим наследием.

Находясь на Кавказе, М. Ю. Лермонтов нередко скучал по родным местам, поэтому с помощью бабушки он вернулся в Петербург. Там он начинает все чаще выходить в свет, знакомиться с известными людьми, заводит друзей. Наблюдения за жизнью светского общества не прошли даром. Они выливаются в драму «Маскарад».

Позже поэт должен был вновь вернуться на Кавказ. Но его постоянно мучает предчувствие беды. Очередная ссылка 1841 года становится последней в его судьбе. Возвращаясь из нее, писатель в вступает в словесную перепалку с давним другом Н. Мартыновым. Последний вызывает поэта на дуэль. Рана, нанесенная Лермонтову, оказывается смертельной. Елизавета Алексеевна мучительно переносит известие о смерти любимого внука. Похоронен поэт в Тарханах.

3, 4, 5 класс краткое содержание

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным

Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Мотив борьбы

Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.

Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус».

В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.

Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.

Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.

Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Ранние годы жизни

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в семействе Юрия Петровича – офицера в отставке, из небогатого рода Лермонтовых. Мать поэта Мария Лермонтова – представительница и наследница богатого и знатного рода, скоропостижно скончалась 24 февраля 1817 года в молодом возрасте от чахотки, когда Михаилу было всего 3 года.

Согласно договорённости между родственниками, ребёнок был передан на попечение бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой (урождённой Столыпиной), и все своё детство провёл в её родовом имении Тарханы – сейчас село Лермонтово.

Получил хорошее домашнее образование: был окружен заботливыми гувернёрами и лучшими учителями, свободно владел несколькими иностранными языками, играл на флейте, скрипке и фортепиано, обучался живописи и скульптуре, много читал. Рос не по годам интеллектуально развитым ребёнком. Уже в раннем возрасте у будущего великого поэта проявился талант к стихосложению.

1 сентября 1828 года в возрасте 14 лет, для получения гуманитарного образования был зачислен в благородный пансион Московского университета (самое престижное учебное заведение России того времени) в качестве полупансионера 4 класса. Там же он пробует писать свои первые стихи трагического содержания, подражая Пушкину и Байрону.

А через 2 года осенью 1830 года успешно поступил на нравственно-политическое отделение этого же университета. Однако из-за своего дерзкого и неуважительного отношения к людям Лермонтову не удалось найти общего языка с преподавательским составом университета. Студент Лермонтов не смог сдать публичные экзамены и в 1832 году, поэтому был вынужден подать заявление об увольнении и покинуть учебное заведение.

Следующий этап в жизни поэта – это поступление 4 ноября 1832 года в Школу Гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Строевая подготовка и военная дисциплина юнкерской школы в течение двух лет учёбы практически не оставляли времени молодому поэту для творчества. Первое его юношеское стихотворение «Весна» было напечатано на страницах журнала «Атеней».

По окончании военного училища в 1834 году Лермонтов получил звание корнета российской лейб-гвардии Гусарского полка и направление на службу в Гусарский Полк.

К этому периоду творчества поэта относятся такие произведения:

  • «Литвинка» (1832);
  • «Измаил-бей» (1832);
  • «Исповедь» (1831).

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии». Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Утес

  • Год написания: 1841;
  • жанр: пейзажно-философская лирика.

«Утес» был написан за несколько недель до смерти автора – Лермонтов умер в июне 1841 г. в возрасте 26 лет на дуэли с Н.С.Мартыновым.

Поэт неоднократно возвращался в своих произведениях к теме одиночества, ей посвящено и стихотворение «Утес». Он говорит о том, что повстречать кого-то, кто вызовет душевный трепет, можно только на короткий миг – все остальное время человеку приходится пребывать в «пустыне».

Смысл стихотворения заключается в том, что человек не может всегда быть счастлив – это происходит только случайно, мимолетно. Тема одиночества очень явно присутствует особенно в последних строках, возможно, утес вспоминает свою молодость, являясь уже стариком.

Характер

Невозможно описывать характер Лермонтова, не говоря о том, что в нем уживались разные черты характера. А именно, жестокость с добротой, раздражительность с романтичностью. К тому же, Лермонтов как личность имел склонность к саморазрушению с чувством собственного превосходства . Раскусить писателя было сложно, поэтому чаще, говоря о нем, люди употребляли слова «сложная натура».

Знакомые М. Ю. Лермонтова подмечали его привычку насмехаться над другими. Высказывания его были порой оскорбительными, адресованными людям, которые таковых, по мнению большинства, не заслуживали. При этом данную особенность своего нрава М. Лермонтов не считал чем-то плохим, нуждающимся в искоренении. Михаил Лермонтов любил отпускать злые шутки и был не против того, чтобы его товарищи отвечали ему тем же.

Интересно, что во многих воспоминаниях о Михаиле Юрьевиче его современники, писали о том, что тот любил досаждать окружающим. «Пристанет, так не отстанет» — это было о нем, но своей компанией поэт надоедал окружающим не всегда, порой Лермонтов нуждался в полном уединении, в котором гений будто бы добровольно становился заложником меланхолии. Эта особенность его характера указывает на то, что Михаил обладал и иными скрытыми чертами, не только теми, что сформировали его «дурную репутацию».

Внешне холодный и жесткий, внутри М. Лермонтов был ранимым, порой неспособным принимать вещи такими, какими они являлись. Своими переживаниями Михаил Юрьевич не делился даже с самыми близкими. Оставался он замкнутым, когда речь заходила о чем-то сокровенном и личном, даже в дни скорби по погибшему отцу, уход из жизни которого стал для писателя настоящим потрясением.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий