Александр сергеевич пушкин

Период Михайловской ссылки

В краткой биографии, которую составляют для детей, обычно пропускают период ссылки в Михайловское. А ведь это годы, которые поэт провел в уединении, когда ничто не отвлекало от чтения и творчества.

Именно в ссылке происходит окончательное формирование молодого человека как личности.

Александр знакомится ближе с тем народом, о котором рассказывала ему няня. Пушкин слушает предания стариков, ходит в красной рубахе на базар, чтобы «подслушать» народный говор, шутит с крестьянскими и дворовыми девушками и парнями, принимает участие в играх.

В Михайловском поэт оценил верность дружбы – к нему приехал Иван Пущин, и это оказалось их последним свиданием.

В Михайловской ссылке он познал мучительную и сладостную любовь к красавице Анне Керн, которая на время стала его музой, благодаря ей родились необычайно прекрасные строки: «Я вас любил – любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем».

Чтобы лучше запомнить самое главное о жизни и творчестве великого поэта, стоит составить краткий конспект биографии. Что туда войдет?

  1. Важные даты (рождение, учеба в лицее, ссылки, знакомство с Натали, дуэль).
  2. Занятия и увлечения Пушкина в разные жизненные периоды.
  3. Главные по значению произведения (на ваш личный взгляд).

1.1 Детство (1799-1811)

А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.

Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение. А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир.

Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом».

Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. Детям они дали французское воспитание.

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

Детство (1799-1811)

Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года в доме Скворцова на Немецкой улице в семье чиновника Московского комиссариата, отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). В семье кроме него были старшая сестра Ольга и младший брат Лев.

Само происхождение поэта было необыкновенным. У этого русского писателя и русского человека прадед был уроженец Африки, абиссинец по имени Ибрагим, человек с черными курчавыми волосами. Его достал из сераля, где Ибрагим содержался заложником, русский посланник в Константинополе и отослал Петру Первому. Ибрагима назвали Абрамом Ганнибалом. Абрам Петрович Ганнибал – «арап Петра Великого» – был воспитанником и слугой Петра I. Впоследствии он стал военным инженером и генералом. Абрам был женат первым браком на гречанке, а потом на шведке или немке Христине Шеберг, от которой у него были дети. Сын Христины  и Абрама Иосиф, ставший впоследствии Осипом, и был дедом Пушкина.  К концу XVIII в. Ганнибалы уже тесно переплелись кровными связями с русскими дворянскими родами – породнились с Бутурлиными, Черкасскими, Ржевскими, Пушкиными.

Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду Пушкиных. Отец и мать поэта были родственники (троюродные брат и сестра).

Пушкины были весьма небогаты. Недомовитые и бесхозяйственные, они находились всю жизнь на грани разорения, неизменно урезали в дальнейшем материальную помощь сыну, а в последние годы жизни Пушкина и обременяли поэта своими долгами. Барская безалаберность у Сергея Львовича Пушкина сочеталась с болезненной скупостью.

В то же время семья принадлежала к образованной части московского общества. Василий Львович Пушкин – дядя поэта – был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы.

Воспитанию детей родители большого значения не придавали. Пушкин вынес из домашнего обучения лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению (тоже на французском языке).

С 1805 по 1810 год летом Пушкин проводил много времени у своей бабушки Марии Алексеевной Ганнибал в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна привили ему любовь к родному языку.

Пожалуй, наиболее удивительный факт, что Пушкин мало и редко вспоминал годы детства в дальнейшем. Многие поэты и писатели XIX века через всю жизнь пронесли поэзию детства и родного Дома.

Пушкин же легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери. Он не был при этом лишен родственных чувств, нежно любил брата и сестру, самоотверженно им помогал, да и к родителям проявлял больше внимания, чем они к нему. Тем более удивительно, что когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он вспоминал неизменно только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства.

Сведения для 9 класса

Александр Сергеевич для девятиклассников – личность уже понятная.

Старшеклассники осознают, насколько многогранным и удивительным человеком он был, готовы воспринимать информацию о перипетиях судьбы.

Для 9 класса, рассматривая главные даты биографии, стоит подробнее остановиться на роли поэта в общественной и политической жизни того времени, влиянии на современников, а также на реформах русской письменной речи: именно после Пушкина поэтическая речь и проза стали простыми и легкими для восприятия.

Как наш гениальный соотечественник пришел к этому? В биографии Александра Сергеевича, написанной для 9 класса, нужно плавно подводить ребят к пониманию, что окружающая среда сыграла огромную роль в формировании как личности и как поэта.

Предложите ребятам сделать конспект биографии поэта Пушкина:

  1. Детство и юность – основное.
  2. Подробный рассказ о лицее, о впечатлении, которое произвело его юношеское стихотворение на Державина, о знакомстве с «арзамасцами» и приеме в члены «Арзамаса» под кличкой «Сверчок».
  3. Юность в Москве. Нелады в отцовском доме, нежелание служить, первые поэтические опыты, доставившие литературную славу.
  4. «Вольнодумные» стихи. Недовольство царя, ссылка (благодаря влиянию Жуковского и других друзей) не на север, а в теплые южные края. Знакомство с будущими декабристами. «Зеленая лампа».
  5. Возвращение в столицу. Новая ссылка – в Михайловское. Стихи. Отчаяние при известии о казни декабристов.
  6. Внезапное возвращение из ссылки. Личная беседа с Николаем, обещавшим стать цензором поэта. Ответ на вопрос царя: «Что бы вы делали, если бы оказались на Дворцовой площади 25 декабря 1825 года? – Стал бы в ряды мятежников». Искренние слезы поэта и безоговорочная вера в честность Его Величества.
  7. Восторг молодежи, приветствовавшей своего кумира. Жизнь литературным трудом. Сказки, лирика.
  8. Поездка на Кавказ – даже если не придерживаться биографии строго по датам, для понимания дальнейших событий в жизни Александра Сергеевича эта дата важна – 1829 год. Год, предшествовавший переломному – 1830, когда поэт женился.
  9. Жизнь и труд поэта, обремененного растущим семейством, с 1830 по 1837 годы. Обвинения в творческом застое. Переход к прозе. Архивные розыски. Издание журнала «Современник», который должен был собрать весь цвет литературной России.
  10. Травля. Гибель после дуэли.

В завершение рассказа о биографии стоит заострить внимание на том значении, которое имеет имя Пушкина для каждого из нас.

1.7 Последние годы жизни (1831-1837)

В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург.

Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением.

Пушкин видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены.

1834 год явился переломным годом жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Это звание оскорбило Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I.

Пушкин вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера.

Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах.

Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал.

Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен. В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

Свет выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен.

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало.

В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили.

Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др.

2.
Основные темы лирики А.С.Пушкина

1.6 Болдинская осень (1830)

Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры.

Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений.

Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство.

Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования.

Лирика Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот.

Биография Пушкина для 3 класса

Младшие школьники уже могут воспринимать информацию, касающуюся жизни поэта, – многое из биографии уже доступно их пониманию.

Упор в рассказе стоит делать на детские и юношеские годы поэта. Для 3 класса можно предложить такую схему:

Детские годы Саши Пушкина
Суровость матери, легкое пренебрежение отца, который предпочитал занимать гостей остроумными рассказами, ездить на балы и в гости и не особо обращал внимание на растущих детей. Нежная любовь Арины Родионовны.
Следующий важный этап в жизни будущего поэта для детей из 2–3 класса – первая «проба пера»: Саша в 7 лет написал пьесу в подражание Мольеру, которую слушала и освистала сестра Ольга
Почти все от начала до конца было списано юным автором у знаменитого драматурга, но ведь это было первое самостоятельно написанное произведение!
Учеба в лицее

Биография по датам – не так важно. Главное, чтобы школьники запомнили, какими были шесть лет обучения: лицеисты много занимались, издавали журнал, писали стихи, фехтовали, а еще хулиганили: срывали яблоки в царском саду и дразнили садовника. В лицее Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила».
Коротко следует упомянуть о южной ссылке, о жизни в Михайловском, о том, что поэт быстро стал любимым и знаменитым.
Следует зачитать отрывки из сказок и попросить выучить наизусть какое-нибудь красивое стихотворение о природе.

О дуэли на Черной Речке третьеклассникам тоже можно рассказать, но без подробностей.

Жизнь и творчество Пушкина

Александр Сергеевич жил в непростую эпоху – его юность пришлась на период, когда после войны 1812 года Россия глотнула воздуха свободы, увидела, как и чем живет Европа.

Сравнение оказалось явно не в пользу России. Молодежь ощутила прилив сил, а самая передовая ее часть решилась на радикальные перемены.

И пусть путь, каким пошли декабристы, оказался нелепым и трагическим, но это была отчаянная попытка сделать самодержавную Русь свободной, великой страной, населенной смелыми и вольными людьми.

Молодой поэт не мог не проникнуться этими идеями. Он сам выразился о собственной роли очень ясно: «А я – беспечной веры полн – певцам я пел…». В этот период создано много самых ярких гражданских стихов.

А потом пришла зрелость. С нею, как водится, – мудрость и …отрезвление. Пушкин понимает: Россия не готова к переменам. Отныне его увлекает история. Он много читает, беседует с философами, переводит, пишет прозу.

Его талант не угас, как полагали некоторые: он просто заиграл новыми гранями. Только этот блеск увидеть было дано не всем. Неудивительно: великое видится на расстоянии.

Основное для поэта – не даты его биографии. Конечно, их можно выучить наизусть, но если при этом не вникнуть в суть происходившего в мире, в России и в душе нашего гениального соотечественника, то это ничего не даст. Главное – уловить и проанализировать эту взаимосвязь.

В Википедии представлена достаточно полная биография Пушкина по нескольким источникам. Освещены все важные вехи и главные даты:

  • период детства в отцовском доме,
  • лицейские годы,
  • молодость: ссылка на юг, а затем – в Михайловское,
  • жизнь «на свободе» (на деле – под постоянным надзором полиции),
  • «Болдинская осень»,
  • женитьба,
  • литературная и журналистская работа,
  • дуэль, смертельное ранение.

1.4 Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826)

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности.

Милорадович просил царя простить молодого поэта. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку.

В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе.

Произведения этого периода:

«Погасло дневное светило» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др.

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры.

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной.

Первоначальное пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен.

Немалая роль в душевном возрождении поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду.

Произведения:

«Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др.

Краткая биография Пушкина

Надеемся, что в данной статье вы сможете получить ответы на все свои вопросы, касающиеся жизни и творческой деятельности Александра Пушкина

Рекомендуем также обратить внимание на другие краткие биографии

Детство и юность Пушкина

Родился Александр Пушкин 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, он вынес из домашнего обучения прекрасное знание французского языка и страстную любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Биография Пушкина примечательная тем, что еще до окончания лицея, в 1817 г. он начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

Годы творчества

В мае Александр Пушкин был сослан на юг России за то, что, как тогда писали, он «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 его перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу.

В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

Известный портрет Пушкина

17 декабря 1825 года в биографии Пушкина происходит серьезное событие. Он узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень».

Интересен факт, что в Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», а также стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других. Здесь же закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы Пушкина

Изучая биографию Пушкина можно заметить, что последние годы его жизни были омрачены обострившимися отношениями с царем. Более того, в кругу влиятельной придворной и чиновничьей аристократии кем-то усиленно подогревалась вражда к поэту.

Несмотря на то, что в таких условиях, как кажется, творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник» и любимые всеми сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Дуэль и смерть

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом.

Из биографии Пушкина нам известно, что он был очень горячим человеком. Естественно, он вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным.

Зная, что близится смертный час, Александр Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I.

Он просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

«…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…»

Государь ответил:

«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Поэт был похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

После его кончины император приказал заплатить все долги Пушкина, что было чрезвычайно великодушно, ведь отношения поэта к царю было сложным, о чем знали все современники.

На этом заканчивается краткая биография великого русского гения.

Если вам нравятся краткие биографии великих людей, подписывайтесь на InFAK.ru. Развивайтесь с нами!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

1.3 Послелицейский период (1817-1820)

Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией.

В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина.

Именно в этот период были написаны такие произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др.

1.5 «Годы скитаний» (1826-1830)

Последние дни в Михайловском он доживал с трудом. Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк.

Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях. А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I .

8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам.

Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом.

За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I.

Произведения:

«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др.

1.2 Лицей (1811-1817)

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года.

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу.

После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее.

Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами. Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал.

А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий