Константин ушинский: краткая биография

«Народный Учитель»

Ушинский К.Д., как автор многих публикаций о воспитании детей указывал на огромную роль домашнего влияния родителей. Он называл педагогику искусством, живым, увлекательным процессом. Зарождавшиеся в то время национальные школы, успешно заимствовали его идеи, адаптировали их под местные особенности развития. Так, были составлены учебники по родной речи на Кавказе.

Развивающиеся с детства душевная красота и талант «народного Учителя», смогли раскрыться с яркой силой за столь короткую его земную жизнь. Потомки сохранили память о нем в названиях учебных заведений разных уровней, улиц по всей России и бывшим союзным республикам.

В двух крупнейших мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге стоят памятники и висят мемориальные доски в его честь. Ранее, в СССР существовала премия имени Ушинского. Одним из знаков высшего отличия является учрежденная медаль. Она вручается за особые заслуги лучшим работникам образования.

Чужое яичко

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.

Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыпленок, — думает курица, — клюет, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать, бедную.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд – «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Лиса Патрикеевна

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Константин Ушинский / Биография

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии.

После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания.

Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.

В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.

В 1856 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».

Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.

В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.

Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте воспитания в собственной семье.

В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.

После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.

https://youtube.com/watch?v=LE8Sx2_Ys2g%3F

Константин Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Константин Ушинский

Конфликты в научных кругах

Придерживался либеральных взглядов, что привело к конфликтам в лицее. Последовали доносы от начальства в вышестоящие инстанции. Обвинялся в излишнем свободомыслии, которое, якобы, передавал своим студентам.

В 1849 году перестал работать в лицее, полгода занимался переводами статей из иностранных журналов. Затем работал столоначальником в Петербурге. Сотрудничал в «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

В 1854 году последовала должность учителя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Ушинскому не нравилась система преподавания, отношение руководства к процессу, бюрократия. Через год он стал там инспектором классов. Им был найден архив предшественника, представлявший собой ценное собрание педагогической литературы. Прочтение этих книг повлияло на дальнейшие взгляды ученого.

В 1859 год — должность инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Ситуация там сильно улучшилась, были проведены новаторские реформы. Но снова последовал конфликт с начальством. В 1862 году это стало поводом к его отстранению от преподавания в институте.

Все эти конфликты привели Ушинского к высылке из страны.

Поездка за границу

Был отправлен за границу под предлогом поправки здоровья и для изучения школьного дела.

Посетил Италию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию. Все это были передовые в плане образования страны того времени. Там он побывал во всех возможных учебных заведениях, знакомился с методами преподавания, изучал новации. Все записывал и позже издал большую статью и несколько книг и пособий для родителей и учителей, которые актуальны и сегодня.

Вернулся в Россию в 1860-х.

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

«…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…»
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»

Ветер и солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Учения

Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.

Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.

Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.

Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.

«Которого остроты попадали очень метко»

Костя Ушинский родился в 1823 году в провинциальной Туле, в семье отставного офицера, участника наполеоновской войны. Но на следующий год семья перебралась в еще большую глушь – в Новгород-Северский Черниговской губернии. Впрочем, Косте этот переезд пошел только на пользу.

Гимназия в Новгороде-Северском была одной из лучших в государстве. Ушинский вспоминал: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях».

Все это благодаря директору гимназии Илье Федоровичу Тимковскому, в прошлом юристу и декану нравственного факультета Харьковского университета.

Влияние любимого директора было настолько сильным, что по окончании гимназии Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета. Шел 1840 год, на кафедре блистал Грановский, в университете было время вольнодумцев.

С 1846 года Ушинский исполняет обязанности профессора в легендарном ярославском Демидовском лицее. Для старта – блестяще.

Исследователь В.Щеглов писал о молодом преподавателе: «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

Одна беда, то, на что сквозь пальцы до поры до времени наблюдали в здании на Моховой, в провинциальном Ярославле было в принципе немыслимо. В 1849 году на Ушинского последовал донос в Министерство народного просвещения.

Начальник Ярославской губернии майор Бутурлин докладывал, что молодой профессор и еще один его товарищ «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Сам Демидов, на деньги которого содержался лицей, вступился за либерального профессора, но, правда, очень осторожно: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства»

Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства».

В результате больших неприятностей удалось избежать. Константину Дмитриевичу позволили подать прошение об увольнении в Москву или Санкт-Петербург для консультации «с тамошними медиками о болезни».

Сработала вечная спасительная технология – «сказаться больным». Впрочем, у Ушинского действительно были проблемы с легкими.

Какое-то время Константин Дмитриевич пытается найти себе работу в ставшем для него привычном Ярославле, но Бутурлин на чеку, молодого учителя везде ждет отказ. Тогда он действительно переезжает в столицу, устраивается столоначальником в департамент духовных дел и иностранных вероисповеданий. Откровенно филонит. Педагог Юлий Рехневский писал: «К департаментской службе Ушинский, как сам часто говорил, был совершенно неспособен, и, по-видимому, он не принимал никакого участия в производстве текущих дел департамента и даже редко туда являлся, занимаясь на дому составлением исторических записок и исполнением других подобного рода поручаемых ему работ».

Между тем, Константин Дмитриевич всерьез пробует себя в писательстве. Начинает вплотную сотрудничать с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». Первый был либерален и близок по духу, во втором просто неплохо платили.

Лиса и козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса. — Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная! — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

— Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел — всю обрызгал. ‘

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Сочинение “Мой любимый писатель Константин Ушинский”

Моим любимым детским писателем является Константин Ушинский.

С его произведениями я знакома уже несколько лет, и каждый раз перечитывая тот или иной рассказ, ту или иную сказку, я открываю для себя что-то новое, что-то полезное и поучительное.

Ведь Константин Ушинский был прежде всего выдающимся педагогом, а потому его литературное творчество носит поучительный характер.

Его героями часто становятся животные, или даже силы природы.

Так, в сказке “Слепая лошадь” героем оказывается жеребец Догони-Ветер, который ослеп и за это жестокий купец выгнал из дома.

Купец забыл, что когда-то этот самый жеребец спас его от разбойников, и он обещал вечно заботиться и кормить жеребца.

Этот рассказ, как и многие другие рассказы Ушинского заставляют задуматься о справедливости, вспомнить о сострадании и милосердии.

Ни один человек, знакомый с творчеством Константина Дмитриевича не станет поступать плохо, не станет обижать беззащитных, будет всегда заботиться о наших меньших братьях.

А небольшой, но очень красивый рассказ “Дети в роще”, о маленьких беззаботных прогульщиках и лодырях, заставил меня понять, что учеба необходима каждому, что человек должен заранее позаботиться о своей будущей жизни, что человек должен обязательно посвятить себя какому-нибудь благородному делу.

Я люблю творчество Ушинского потому, что оно учит исподволь, ненавязчиво, но очень убедительными примерами.

Это гениальный писатель, и замечательный человек.

История одной яблоньки

I

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

II

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

III

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Константин Ушинский / Книги

  • Азбука из «Родного слова» К. Д. Ушинского. С прописями и образцами для первоначальной рисовки. — 1-е изд. (отдельное). — Санкт-Петербург : тип. В. С. Балашева, 1874. — 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка : рассказы для младшего возраста / рис. Е. Чарушина. —  : Детиздат, 1938.— 24 с. — .
  • Ушинский К. Д. Бишка / К. Ушинский ; рисунки А. Лаптева. — Москва : Махаон, 2016. — с. : цв. ил. — (Мои любимые книжки).
  • Содерж.: Бишка; Васька; Коровка; Лошадка; Петушок с семьей; Уточка; Козел.
  • Ушинский К. Д. В лесу летом : . — Москва : Гос. Изд-во, 1928. — 10 с. с красочными ил. — .
  • Ушинский К. Д. Воскресные школы. Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1861. , 25 с. — .
  • Ушинский К. Д. Детский мир. Первое знакомство с детским миром : часть I: Из природы / Ушинский К. Д. / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 327 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Детский мир : хрестоматия / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 448 с. ; 22 см. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Для детей младшего возраста. Год первый. Азбука и первая после азбуки книга с прописями, образцами для первоначальной рисовки и картинками в тексте / сост. К. Ушинский. — Санкт-Петербург : тип. Рогальского и К◦, 1864. — , 30, 74, II с. : ил. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. . Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово». Год первый и второй / сост. К. Ушинский. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург : тип. И. Маркова и Компании, 1865. — , 98, с. — .
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Азбука / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 64 с. : ил. — (Образовательная система «Русская классическая школа»).
  • Ушинский К. Д. Родное слово. Первая после Азбуки книга для чтения / К. Д. Ушинский ; методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой ; . — Екатеринбург : Артефакт, 2018. — 152 с. : ил. — (Русская классическая школа: образовательная система).
  • Ушинский К. Д. Спор животных : с вопросами и ответами для почемучек / К. Ушинский ; . — Москва : АСТ, 2017. — 188 , с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Ушинский К. Д. Четыре желания / К. Ушинский ; . — Москва : Детская литература, 1972. — с. : ил. — (Мои первые книжки).

Жалобы зайки

Растужился, расплакался серенький зайка, под кустиком сидючи; плачет, приговаривает:

«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки! И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих милых детушек — сереньких зайчат. Отовсюду грозит мне беда; а защищаться-то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу; рыть нор, как кролик, не умею. Правда, зубки мои исправно грызут капустку и кору гложут, да укусить смелости не хватает. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору — то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли.

Всё бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, — уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света, пырскнешь из куста, — да и угодишь прямо в тенёта или охотнику под ноги.

Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочками слоняешься, следы путаешь; а рано или поздно беды не миновать: и потащит меня кухарка на кухню за длинные уши.

Одно только и есть у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке схватить не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться? Тогда бы, кажется, пошел и утопился».

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую — вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Биография Ушинского

Константин Ушинский появился на свет 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле. Он рос в семье отставного офицера и чиновника Дмитрия Григорьевича и его супруги Любови Степановны.

Детство и юность

Почти сразу после рождения Константина, его отца назначили судьей в маленьком городе Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В результате, именно здесь и прошло все детство будущего педагога.

Первая трагедия в биографии Ушинского произошла в 11-летнем возрасте – скончалась его мать, которая любила сына и занималась его образованием. Благодаря хорошей домашней подготовке, мальчику не составило труда поступить в гимназию и причем сразу в 3-й класс.

Константин Ушинский высоко отзывался о директоре гимназии Илье Тимковском. По его словам мужчина был буквально одержим наукой и стремился делать все возможное, чтобы ученики получали наиболее качественное образование.

После вручения аттестата 17-летний юноша поступил в Московский университет, выбрав юридическое отделение. Особенный интерес он проявлял к философии, правоведению и литературе. Получив диплом парень остался в родном вузе для подготовки к профессорской степени.

В те годы Ушинский размышлял над проблемами просвещения простого народа, который в большинстве своем оставался малограмотным. Когда Константин стал кандидатом юридических наук, он отправился в Ярославль, где в 1846 г. начал преподавать в Демидовском лицее.

Отношения между педагогом и студентами были очень простыми и даже дружескими. Ушинский старался избегать разных формальностей на занятиях, чем вызывал негодование у руководства лицея. Это привело к тому, что за ним установили негласный надзор.

По причине неоднократных доносов и конфликтов с начальством, Константин Дмитриевич решает покинуть лицей в 1849 г. В последующие годы биографии он зарабатывал на жизнь переводами иностранных статей и обзорами в изданиях.

Со временем Ушинский решил уехать в Санкт-Петербург. Там он трудился мелким чиновником в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий, а также сотрудничал с изданиями «Современник» и «Библиотека для чтения».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий